- Научная электронная библиотека
- Тема занятия №5. Эмоциональные психические процессы. Эмоции чувства
- Содержательная часть
- Основные теории эмоций. Периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге
- Таламическая теория эмоций Кенона-Барда
- Лимбическая теория эмоций
- Информационная теория П.В. Симонова
- Компоненты эмоциональной реакции
- Читайте также
- Негативные и позитивные ответные реакции
- Прогнозирование реакции объемов продаж
- 4.3.3. Определение предпочтительной реакции
- 5.1.5. Поведение после начала реакции
- 5.4.7. Стратегия альтернативной реакции
- 6.5. Институционализация управленческой реакции
- 92. Современный маркетинг часто делает акцент на эмоциональной составляющей покупки
- Этапы цикла эмоциональной взаимосвязи
- Гуманизация вашей реакции на сокращения
- Управление эмоциональной динамикой культурных преобразований
- Добиваемся ответной реакции
- Установление ментальной, эмоциональной и эмпирической связи с вашим рынком может сделать вас богатым
- Компоненты бихевиоральной реакции
- Антихрупкие реакции как избыточность
Научная электронная библиотека
Тема занятия №5. Эмоциональные психические процессы. Эмоции чувства
Место проведения: аудитория
Продолжительность: 2часа
Цели занятия:
- Определение и общая характеристика эмоций.
- Изучение основных свойств и функции эмоций.
- Изучение патологий эмоциональной сферы.
Студент должен знать:
- Определение понятия «эмоция»
- Классификации эмоций
- Функции эмоций
- Проявления эмоциональных свойств
- Патологию эмоциональной сферы.
Студент должен уметь:
- Классифицировать эмоциональные состояния.
- Владеть способами снижения эмоциональной напряженности.
- Классифицировать индивидуально-психологические особенности проявлений эмоций и чувств.
Темы проектов, рефератов:
- Эмоции и их роль в жизни человека.
- Изучение эмоциональных отношений больных к своему заболеванию.
- Индивидуально-психологические особенности проявлений эмоций и чувств.
- Патология эмоциональной сферы.
- Развитие эмоций в онтогенезе.
Рекомендуемая литература:
Основная литература
- Сидоров, А.В. Парняков. Б.Д. Клиническая психология. — 2008.
- Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. — Ташкент, 1976.
- Зейгарник Б.В. Патопсихология. — М., 1976.
- Петренко Л.В. Нарушение высших форм памяти. — М., 1976.
- Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. — М., 1990.
- Лакосина Н.Р., Ушаков Г.К. Учебное пособие по медицинской психологии. — Л., 1976.
- Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. — М.: 2006.
- Лакосина Н.Д.Клиническая психология. Учеб. для студентов медицинских вузов. — М.: МЕД пресс-информ, 2003.
- Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. — 2002.
- Рубинштейн С.Л Основы обшей психологии: в 2т. — Т.1. — М., 1989.
Дополнительная литература:
1. Современная психология: справочное руководство. — М.: ИНФРА-М, 1999.
2. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н.Дружини-на. — СПб.: Питер, 2001.
3. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1. общие основы психологии. — 3-е издание. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1997.
4. Вилюнас В.К. психология эмоциональных состояний. — М.: Изд-во МГУ, 1976.
5. Изард К.Е. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 1999.
6. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. Вилюнаса. — М.: Изд-во МГУ, 1984.
Исходный уровень контроля знаний:
1. Что изучает наука психология?
2. Что является предметом и объектом психологии?
3. Основные формы психических явлений.
4. Какие вы знаете психические процессы и состояния личности?
5. Назовите, какие вы знаете органы чувств?
Основные вопросы темы:
1. Характеристика эмоций
2. Основные теории эмоций.
3. Функции эмоций.
4. Основные компоненты эмоций
5. Классификация эмоций
6. Эмоциональные феномены
7. Снятие эмоционального напряжения
8. Патология эмоциональной сферы
Итоговый контроль уровня знаний:
1. Дайте основную характеристику эмоций.
2. Какие вы знаете основные теории эмоций.
3. Чем обусловлено возникновение эмоций в периферической теории Джеймса-Ланге?
4. В чем заключается различия в теориях эмоций Джеймса-Ланге и Кеннона-Барда?
5. Какие вы знаете функции эмоций?
6. В чем состоит регулирующая функция эмоций?
7. Перечислите основные компоненты эмоций.
8. Что относится к внутренним проявлениям эмоций.
9. Авторы классификаций эмоций.
10. О каких трех основных переменных идет речь в классификации, разработанной Симоновым?
11. В чем разница эмоционального состояния и эмоциональной реакции?
13. Какие проявления эмоциональных свойств вам знакомы?
14. Дайте определение понятию «эмпатия»? Какова ее роль в деятельности медицинского работника?
15. Какие способы снятия эмоционального напряжения вам знакомы?
Содержательная часть
Эмоции и чувства — процесс отражения субъективного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Эмоции отличаются от познавательных психических процессов и имеют определенные отличительные признаки.
Во-первых, они характеризуются полярностью, то есть обладают положительным или отрицательным знаком: веселье — грусть, радость — печаль; счастье — горе и т.д. В сложных человеческих чувствах эти полюсы часто выступают как противоречивое единство (любовь к человеку сочетается с тоской и беспокойством за него).
Второй отличительной характеристикой эмоций является их энергетическая насыщенность. Именно в связи с эмоциями Фрейд ввел в психологию понятие энергии. Энергетика эмоций проявляется в противоположностях напряжения и разрядки. Различают эмоции:
— стенические, характеризующиеся повышением активности (восторг, гнев);
— астенические, — сопровождающиеся понижением активности (грусть, печаль).
Еще одной важнейшей характеристикой эмоций является их интегральность, целостность: в эмоциональном переживании участвуют все психофизиологические системы человека и его личность, они моментально охватывают весь организм и придают переживаниям человека определенную окраску. Поэтому индикаторами эмоционального состояния могут служить психофизиологические изменения: сдвиги частоты пульса, дыхания, температуры тела, кожно-гальваническая реакция и пр. (Например, английские психофизиологи регистрировали изменения КГР у испытуемых в процессе воспоминания ими воздушных налетов на Лондон).
Наконец, необходимо отметить еще одну особенность эмоций — неотделимость их от других психических процессов. Эмоции взаимосвязаны с психической жизнью, они сопровождают все психические процессы. В ощущениях они выступают как эмоциональный тон ощущений (приятное — неприятное), в мышлении — как интеллектуальные чувства (вдохновение, интерес и пр.).
Эмоции не являются познавательным процессом в собственном смысле этого слова, так как не отражают свойства и характеристики внешней среды, в них отражается субъективная значимость объекта для человека.
Основные теории эмоций. Периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге
Согласно этой теории, эмоциональные состояния являются вторичным явлением — осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциогенным раздражителем. Американец В. Джеймс (18884) и не зависимо от него датчанин Г.Ланге (1885) сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями, приводящими физиологическим сдвигам в организме. Ощущение этих собственных ощущений в организме и переживаются человеком как эмоция. Джеймс подчеркивал, что телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта, и осознания нами этого возбуждения, в то время как оно совершается и есть эмоция. Суть своей теории Джеймс выразил известным парадоксом: «Мы чувствуем печаль, потому что плачем; мы боимся, потому что дрожим». В рамках этой теории физиолого-телесные периферические изменения которые обычно рассматривались как следствие эмоций, стали их причиной. Теория Джеймса Ланге сыграла важную роль в развитии теории эмоций, обозначив связь между тремя событиями: внешним раздражителем, поведенческим актом и эмоциональным переживанием. Наиболее уязвимым местом теории остается сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций.
Таламическая теория эмоций Кенона-Барда
Одна из первых центральных эмоций — таламическая теория эмоций была создана в 1929 году. Физиолог У. Кенон пришел к выводу, что в теории Джеймса — Ланге ошибочно само исходное положение, согласно которому каждой эмоции соответствует свой собственный набор физиологических изменений. Его исследования показали, что одни и те же физиологические реакции могут сопровождать разные по модальности эмоции. У. Кенон пришел к выводу о том, что телесные изменения при эмоциях биологически целесообразны и являются средством до достижения цели — они готовят организм к борьбе или бегству. Согласно таламической теории (сигналы активизации вегетативных функций возникают в одном и то же центре мозга — таламусе) психологическое переживание и физиологические реакции возникают одновременно. Согласно этой теории центральной структурой эмоционального процесса является таламус, а сам процесс относится к разделу безусловных рефлексов. Таким образом, таламус рассматривается как резервуар эмоционального напряжения который при известных условиях разряжается мощными импульсами направляющимися преимущественно к коре и вызывающими эмоции злобы, страха и т.д.
Лимбическая теория эмоций
Наиболее существенный теоретический вклад в создание лимбической теории принадлежит Пейпецу (1937 г.). В соответствии с его взглядами структурно и функционально связанные между собой гипоталамус, передние таламические ядра, поясная извилина, и гиппокамп составляют замкнутый круг, по которому циркулируют эмоциональные процессы.
Информационная теория П.В. Симонова
П.В. Симонов полагает, что «потребность выступает как побудительная сила любого поступка, в том числе действий обыденных, автоматизированных, осуществляемых на эмоционально нейтральном фоне. Таким образом, мы не имеем никаких оснований рассматривать эмоцию в качестве прямого и обязательного следствия возникновения потребности». [В своих работах П.В. Симонов ставит себе задачу «сосредоточить внимание на тех фактах, которые показывают, что потребность, влечение (мотивация), возбуждение нервного аппарата эмоций и, наконец, действие представляют тесно связанные, но самостоятельные звенья адаптивного поведения, имеющие относительно самостоятельное анатомическое представительство в мозге».] Таким образом, он считает, что за развитие мотиваций и эмоций отвечают различные анатомические структуры нервной системы. Согласно теории П.В. Симонова, в организме человека объективно существуют определенные потребности, которые не зависят от сознания. Мотивация есть результат осознания этой потребности, которое приводит к формированию цели активности. При этом активность может быть двоякого рода: по приближению желаемого события и по устранению нежелаемого.
Таблица 1
Классификация эмоций человека в зависимости от соотношения величины потребности и информационной характеристики среды (по Симонову)
Дистанционное взаимодействие
Овладение, обладание
Источник
Компоненты эмоциональной реакции
Компоненты эмоциональной реакции
Составляющими эмоциональной реакции и их функциями в обеспечении эффективности являются:
Желания. Создание влечения.
Эмоции. Воздействие на чувства.
Привлекательность. Создание позитивных чувств к рекламе и бренду.
Резонанс. Обращение к личному интересу.
Желания. В то время как нужды считаются имеющими в большей мере когнитивную природу, желания обычно считаются проявлением эмоций или влечений. Заявление «Я хочу это» подразумевает желание, основанное в большей мере на эмоциях, чем на рациональном анализе потребности. Желание основывается на влечениях и внезапных устремлениях. Примером сказанного могут служить импульсивные покупки. Когда вы стоите у прилавка магазина и видите множество шоколадных батончиков, вы можете захотеть купить один из них, но это не значит, что при этом вы будет задумываться о том, нужен он вам или нет. Представление о нужде не будет релевантным в такой ситуации.
Эмоции. Рекламодатели долгое время считали, что рациональные подходы обеспечивают наилучшее убеждение, и поэтому исследовали главным образом используемые аргументы и то, как они влияют на мнения целевой аудитории. Однако исследования последних лет показали, что эмоции могут оказывать более сильное влияние, чем рациональные подходы как на отношение, так и на поведение покупателей. Подобные результаты были получены в ходе исследования, выполненного Университетом штата Флорида, в ходе которого были проанализированы 23 000 ответов потребителей. Этот анализ показал, что с точки зрения предсказания действий эмоциональная реакция является более сильной, чем когнитивная.[65]
Эмоции, которые возбуждаются нашими влечениями и ощущениями, появляются в рекламе в разнообразных формах – веселья, любви или страха. Рекламы, стремящиеся вызвать эти чувства, называются эмоциональными призывами.
Негативная реклама, используемая, в частности, в политических кампаниях, является примером эмоциональной стратегии, старающейся заставить оппонента занять оборонительную позицию. Однако большинство людей не любят такую рекламу, так как она, особенно политическая, часто кажется им нечестным способом борьбы.
Для креативного информирования пассажиров об изменении схемы расположения кресел в салоне своих самолетов American Airlines использовала изображение мозга, левое полушарие которого отвечает за когнитивное мышление, а правое – иллюстрирует эмоциональную реакцию.
Привлекательность. Масштабное исследование методов тестирования рекламы, выполненное Advertising Research Foundation (ARF), позволило установить, что привлекательность бренда (или рекламы) является наилучшим предсказателем поведения потребителей.[66] Этот результат объясняется тем, что если вам нравится реклама, то вы переносите это позитивное отношение и на рекламируемый бренд. Однако иногда потребителям нравится реклама, но они не в состоянии вспомнить бренд, поэтому позитивное отношение, вызванное рекламой, не всегда переносится на рекламируемый товар. Разработчики ИМК утверждают, что привлекательность бренда определяется всеми контактами, которые имеет с этим брендом потребитель, поэтому аккумулирование положительного опыта приводит в конце концов к позитивному отношению к бренду.
Эмоциональные реакции, такие как «я обожаю это» или «я ненавижу это», также способствуют тому, что люди делятся своим опытом с друзьями, в результате чего возникает «молва». Вывод на рынок «iPod» выиграл от наличия такой молвы, так как люди, разбирающиеся в ПК и в музыке, активно делились своими восторгами по поводу «iPod», а затем и «iTunes» с друзьями.
Принцип. Положительная реакция на рекламу имеет важное значение, поскольку рекламодатели надеются на то, привлекательность рекламы повысит привлекательность бренда.
Резонанс. Реклама, которая создает резонанс, в результате которого послание «звучит чисто», помогает потребителю идентифицировать себя с брендом на персональном уровне. Резонанс является более действенным, чем привлекательность, поскольку он содержит элемент самоидентификации. «Женская» кампания, проведенная Nike, принесла большую пользу, поскольку она предусматривала обращение к женщинам на понятном им языке. Если женщина отождествляет себя с таким посланием, то говорят, что оно резонирует вместе с ней. Такие резонирующие послания обеспечивают основу для прочных отношений с брендом.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Негативные и позитивные ответные реакции
Негативные и позитивные ответные реакции Хорошо функционирующие финансовые рынки, как и другие децентрализованные системы, опираются на здоровый баланс между негативными и позитивными ответными реакциями. Негативные ответные реакции выступают стабилизирующим
Прогнозирование реакции объемов продаж
Прогнозирование реакции объемов продаж Изменения в стратегии маркетинга влекут за собой изменения объемов продаж, что, соответственно, вызывает определенную реакцию рынка. Это явление чаще всего называют «эластичностью», которая фактически определяется процентным
4.3.3. Определение предпочтительной реакции
4.3.3. Определение предпочтительной реакции Первый этап в определении предпочтительной будущей реакции фирмы — выяснение профиля сегодняшней реакции. Это следует делать путём оценки фирмы (используя шкалу от О до 5) по соответствующим характеристикам, представленным в
5.1.5. Поведение после начала реакции
5.1.5. Поведение после начала реакции Отрезок времени между первым осознанием проблемы и моментом, когда руководители фирм приступают к принятию контрмер, может измеряться месяцами или даже годами. Было бы, однако, неверно представлять себе период, предшествующий началу
5.4.7. Стратегия альтернативной реакции
5.4.7. Стратегия альтернативной реакции Аналогично тому, как мы ранее расширили диапазон информированности, включив категорию малой осведомлённости, необходимо увеличить перечень ответных мер, введя категорию слабой реакции. Это отражено в табл. 5.4.3, где реакция
6.5. Институционализация управленческой реакции
6.5. Институционализация управленческой реакции В предыдущей главе говорилось об эффективном внедрении спонтанных изменений на фирме и обеспечении их стабильности. В данной главе мы рассмотрим пример фирмы, занятой решением стратегических
92. Современный маркетинг часто делает акцент на эмоциональной составляющей покупки
92. Современный маркетинг часто делает акцент на эмоциональной составляющей покупки Не означает ли это, что мы просто отучаем потребителя анализировать, оценивать… думать, в конце концов?Хороший маркетинг во все времена был и будет направлен и на рациональные, и на
Этапы цикла эмоциональной взаимосвязи
Этапы цикла эмоциональной взаимосвязи Привязанность, узы (эмоциональная взаимосвязь), разлука и печаль – четыре этапа цикла эмоциональной связи, представленные на рис. 3.1. Рис. 3.1. Цикл эмоциональной взаимосвязиНевозможно понять, что такое узы, не имея представления
Гуманизация вашей реакции на сокращения
Гуманизация вашей реакции на сокращения Сокращения, увольнения, оптимизация, реорганизация – для одного из самых деструктивных источников дегуманизации существует множество названий. В подавляющем большинстве случаев лидеры превращают сокращение штатов
Управление эмоциональной динамикой культурных преобразований
Управление эмоциональной динамикой культурных преобразований Эмоции, вызванные изменениями, как правило, бывают положительными и отрицательными: например, вдохновение или разочарование, амбиции или страх, энтузиазм или раздражение. Но, проанализировав функции
Добиваемся ответной реакции
Добиваемся ответной реакции Примеры.• Разбиваемся на пары, отводим несколько минут на размышление и начинаем обмен мнениями.• Организуем круглый стол, пусть каждый выскажется по наболевшему вопросу.• Работаем в мини-группах над поиском решений.• Записываем
Установление ментальной, эмоциональной и эмпирической связи с вашим рынком может сделать вас богатым
Установление ментальной, эмоциональной и эмпирической связи с вашим рынком может сделать вас богатым Как-то на одном из моих семинаров кто-то из слушателей сказал:– Я только что видел, как по телевизору рекламировали эффективную приманку, так называемую ловлю
Компоненты бихевиоральной реакции
Компоненты бихевиоральной реакции Поведение как ответное действие может осуществляться в разных формах помимо попытки опробования или покупки товара. Составляющими бихевиоральной реакции являются: Опробование. Начальное действие, осуществляемое в форме испытания
Антихрупкие реакции как избыточность
Антихрупкие реакции как избыточность Когда во время того визита в Лондон я услышал слово «посттравматический», у меня внутри словно что-то щелкнуло. Я осознал вдруг, что антихрупкие гормезисные реакции – это всего лишь форма избыточности, и все идеи Матери-Природы
Источник