Коммуникативные техники педагога при работе с сильными эмоциями участников конфликта

Коммуникативные техники педагога при работе с сильными эмоциями участников конфликта

Наш Центр создан для оказания помощи детям и подросткам от 7 до 18 лет, нуждающихся в психолого — педагогической и медико — социальной помощи вследствие различных факторов риска и особенностей личностного развития, а также их родителям (законным представителям).

Основными направлениями деятельности нашего Центра являются:

  • оказание консультативной помощи несовершеннолетним в возрасте от 7 до 18 лет и их родителям (законным представителям), по вопросам возрастного развития, предупреждения и преодоления трудностей обучения, развития, социализации, и направленной на сохранение психического, соматического и социального благополучия семьи.
  • формирование у детей здорового образа жизни и минимизация последствий употребления наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и одурманивающими веществами (далее — психоактивные вещества);
  • вовлечение в программы учреждения родителей (законных представителей) и организация совместной деятельности по профилактике рецидивов употребления психоактивными веществами у несовершеннолетних.
  • организационно-методическое и информационное обеспечение региональных и межмуниципальных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни в образовательной среде;
  • обучение волонтерских групп по программам формирования здорового образа жизни и профилактическим программам антинаркотической направленности.
  • исследование и мониторинг социально-психологического климата в учреждениях Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • разработка и проведение социально-психологических тренингов с персоналом и воспитанниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью коррекции и профилактики выявленных в ходе исследования проблем;
  • участие в расследовании случаев, требующих комплексной социально-психологической диагностики (самовольные уходы воспитанников учреждений, суицидальные попытки и пр.);
  • оказание психолого-педагогической, консультативной помощи несовершеннолетним и специалистам учреждений, направленной на создание условий для развития личности детей и подростков и их успешной социализации.
  • учреждение проводит диагностику, консультирование и по необходимости социально-психологическое и медико-социальное сопровождение детей и подростков от 7 до 18 лет, обратившихся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (законных представителей), либо направленных другим учреждением с согласия родителей (законных представителей).
  • специалисты учреждения организуют и проводят профилактические мероприятия в образовательных организациях Архангельской области для разных целевых групп: детей, их родителей (законных представителей), специалистов общеобразовательных организаций и других учреждений профилактики.
  • взаимоотношения участников строятся на основе сотрудничества, уважения личности, приоритета общечеловеческих ценностей. Права и обязанности участников определяются уставом и локальными актами, предусмотренными уставом.

НАШ ДЕВИЗ:

Завтра обязательно наступит.

Ночь пройдет и будет солнечный денек.

Первый луч, НАДЕЖДА, помощь друга,

В мире этом ты не одинок!

МЫ рады любому сотрудничеству и готовы оказать любую посильную помощь ВАМ!

Услуги центра «Надежда» бесплатны и конфиденциальны!

Часы приема по предварительной записи:

8 (8182) 20-18- 37

понедельник – пятница: 9.00-16.00

Источник

Сибирский Центр медиации

Развитие через преодоление конфликтов

Коммуникативные навыки медиатора.

Убеждения, представления, ценности, потребности и эмоции – неотъемлемая часть каждого человека. Именно различия в восприятии мира могут стать источником конфликта. Конфликт рассматриваем как столкновение интересов, ценностей, потребностей, взглядов и т.д. С этой точки зрения медиатор – посредник, обученный проводить обсуждение разногласий в условиях конфликта с целью поиска его решения.

Цель деятельности медиатора – создать конфликтующим сторонам возможность продуктивного общения и лучшего понимания друг друга. Что и позволяет найти взаимоприемлимое решение конфликта. Отсюда вытекает одна из задач обучения медиатора – приобрести коммуникативные навыки, которые становятся ценными в профессиональном мироощущении медиатора.

Необходимые коммуникативные навыки медиатора:

1. Умение понимать состояние участников (по жестам, мимике, позам), устанавливать и удерживать зрительный контакт.
2. Умение слушать и слышать включает в себя:
— пассивное слушанье (слушать молча, не перебивая, удерживая контакт глаз, важно демонстрировать доброжелательное внимание к собеседнику – передается через позы жесты, расположение в пространстве, интонации);
-активное слушанье, выражается в нескольких приемах. Конкретизация – уточнение вопросов, которые могут прояснить видение человеком ситуации, его позиции. Вопросы должны быть открытыми. Перефразирование – значит сказать ту же мысль, только другими словами. Этот прием позволяет понять точно, о чем говорит участник. Перефразировать уместно, тогда. Когда участник делает паузу. В этом случае фраза медиатора служит фундаментом, от которого участник двигается далее. Стандартные фразы для перефразирования:
— если я правильно понял, Вы предполагаете…
— т.е. Вы считаете…
-верно ли я услышал…
— другими словами, Вы считаете…
— правильно ли я Вас понял…
Резюмирование – разделение рассказа участника по содержательным блокам, но в конце каждого блока медиатор проверяет правильность своего понимания:
— я правильно отразил Вашу мысль…
— я ничего не упустил из того, что Вы сказали…

Отражение состояний участников.

Этот прием медиатор использует в работе с сильными эмоциями. Отражение состояний, по сути, словесное обозначение вербальных и невербальных выражаемых участников эмоций. Эмоции возникли в прошлом, в конфликте, но переживаются участником в настоящем. И если конфликт не будет разрешен. То предполагаются в будущем. Приемом отражением чувств медиатор поощряет выражение чувств, помогает участнику войти в более полный контакт с тем, что он говорит и чувствует в данный момент. При отражении чувств медиатор выслушивает человека ( пассивное слушанье), реконструирует состояние с помощью перефразирования и конкретизирования, а также словесно выражает состояние, т.е. находит точные слова для описания переживаемого чувства. Не рекомендуются категоричные суждения: « я знаю, что Вы чувствуете..». Лучше использовать вопросы: « мне кажется, что вы сейчас…», «вероятно это Вас сильно расстроило…».

Прояснение стратегических приоритетов,

Прояснение стратегических приоритетов, ценностей, интересов участников:
— К каким последствиям привели и могут привести те или иные действия, устраивают ли эти последствия с точки зрения ценностей;
— Почему для Вас это важно;
— Что побуждает Вас выдвигать эти предложения;
-Чего вы хотите достичь в будущем.
Итак, в работе медиатора коммуникативные навыки приобретают особую ценность. Навыки отрабатываются в практике.

Кейс из практики.

Студенты ВУЗа. Молодые люди Настя и Николай решили расстаться. Договорились, что отношения заканчиваются и они хорошие знакомы. Через некоторое время девушка Настя начинает за спиной парня говорить о нем нелицеприятные вещи «гадости», причем безосновательно. Так как студенты живут оба в общежитии, вскоре слухи докатились и до Николая. Николай попытался обговорить ситуацию, но девушка не согласилась на встречу. Запрос на проведение медиации поступил от Николая.

Задание

Проведите сессию медиации и постарайтесь урегулировать конфликт

Источник

Тренинг с педагогическим коллективом по отработке действий педагогов в конфликтных ситуациях
план-конспект занятия на тему

Цель тренинга — умение вырабатывать педагогами адекватные способы поведения в конфликтной ситуации и эффективные способы разрешения конфликтов.

Скачать:

Вложение Размер
trening_s_pedagogami_deystviya_pedagoga_v_konfliktnyh_situatsiyah_s_detmi_13.01.2016.docx 28.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг с педагогическим коллективом по отработке действий педагога в конфликтных ситуациях

Цель тренинга: Предоставление возможности педагогам, участникам занятий получить теоретические знания и практический опыт конструктивного разрешения педагогических конфликтов с учетом специфики воспитанников.

  • предоставить теоретическую информацию о конфликтах и их причинах, об особенностях педагогических конфликтов;
  • обучать способам анализа и методам нахождения решения в конфликтной ситуации;
  • помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности;
  • способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению;
  • развивать умения и навыки командного взаимодействия.

Ожидаемые результаты: умение вырабатывать педагогами адекватные способы поведения в конфликтной ситуации и эффективные способы разрешения конфликтов.

Добрый день. Мы рады приветствовать Вас на нашем тренинге.

I. Упражнение « Ассоциации».

— Скажите, есть ли среди нас те, кто ни разу в жизни не был в конфликте, кто не знает и не представляет себе, что такое конфликт…

— Пусть каждый скажет, с чем у него ассоциируется слово « конфликт»? Какой образ подскажет ваше воображение? Какие мысли, чувства, ощущения возникают при этом? На что « похож» конфликт?

Обсуждение: Для чего мы делаем это упражнение?

Конфликт – это ситуация возникающая между людьми из-за противоречий в их целях, интересах, способах поведения.

Конфликты являются частью повседневной жизни. Многие люди практически каждый день оказываются втянутыми в тот или иной конфликт. Наша жизнь насыщена еще и педагогическими конфликтами. Педагогические конфликты – это особая группа конфликтов. Выделяют 2 больших группы педагогических конфликтов, одну из которых составляют конфликты взаимодействия воспитанников с педагогов, другую воспитанников между собой. Именно такие педагогические конфликты мы будем рассматривать сегодня .

Умение решать конфликты относится к коммуникативным способностям. Коммуникативные способности являются частью профессиональной культуры педагога. Высокий уровень их развития, умение правильно реагировать в сложных ситуациях определяет профессионализм педагога, а также умение сохранить собственное здоровье. Навыки конструктивного поведения педагога в конфликтных ситуациях являются “техникой личной психологической безопасности” в профессиональной деятельности. Поэтому каждому из вас необходимо знать о психологической природе конфликта, его структуре, эффективных способах разрешения.Исследователи подчеркивают, что конфликты ведут к развитию, стимулируют поиск решения проблем. Кроме того, конфликт малой интенсивности, разрешенный мирными средствами, может предотвратить более серьезный конфликт. Вопрос заключается в том, как разрешить конфликт.

Имеется 3 типа подходов к урегулированию конфликта :

1) одна из сторон (все стороны) стремятся одержать победу.

В данном случае стороны исходят из отсутствия общих интересов. Каждый участник стремится силой заставить другого подчиниться. Ориентация на победу влечет за собой насилие, в итоге оставляя проблему нерешенной.

2) участники конфликта игнорируют его наличие и бездействуют (односторонние действия.)

Происходит в данном случае игнорирование наличия конфликта, что ведет к его накоплению, а затем к стихийным внезапным формам его разрешения, часто сопровождающегося агрессией.

3) с помощью третьей стороны или без нее участники обсуждают проблему, которая вызвала конфликт, чтобы найти взаимоприемлемое решение (совместные действия).

Таким образом, цель урегулирования конфликта заключается в том, чтобы направить участников на поиск взаимоприемлемого решения.

III . Структура конфликта складывается из внешней и внутренней позиции участников, их взаимодействий и объекта конфликта.

Внутренняя позиция участника конфликта – цели, интересы, мотивы;

Внешняя позиция участника конфликта – речевое поведение, мнение, точка зрения, пожелание.

Сфера конфликта – деловая и личностная.

Динамика конфликта складывается из 3 стадий:

Рассмотрим пример : В группе есть воспитанник, который ведет себя вызывающе, грубит, выглядит (по вашему мнению) ужасно (по внешнему виду), делает все как — будто на зло. Вы делаете ему замечание, требуя изменить поведение и внешний вид. В ответ воспитанник ведет себя еще хуже – он бунтует и поведение безобразное. Получилось все наоборот. Если сделать замечание, ориентируясь только на поведение и внешний вид воспитанника. Это внешняя позиция участника. А как же внутренняя? Где она? Часто так и бывает, что она то и не учтена. Конфликтные отношения с воспитанником изменяться в лучшую сторону, если вы будете ориентироваться не на его поведение, а на внутреннюю позицию, то есть сможете понять его цели, интересы, мотивы. В данном случае это может быть и стремление быть взрослым, выделиться, утвердить свое « я».

Что является объектом конфликта в данной ситуации?

Воспитанник и воспитатель имеют разные объекты: для воспитателя объект – дисциплина в группе, для воспитанника – стремление к самоутверждению. Сфера конфликта – деловая ситуация.

Решение конфликта можно начать с объединения объектов: решая задачу поддержания дисциплины, воспитатель поручает воспитаннику дело, в котором он может добиться успеха, удовлетворить свою потребность в самоутверждении. При этом есть одно важное правило:

Нельзя допускать, чтобы конфликт из деловой сферы переходил в личностную. Мы часто говорим: « Ты – грубый и невоспитанный! Лентяй! Не можешь заставить себя бросить курить! А еще и разговариваешь, когда надо сидеть и слушать хотя бы на занятие!

Сможем ли мы в данном случае решить конфликт?

Мы перешли из деловой ситуации в личностную.

Как можно было бы сказать воспитателю?

Давай вместе подумаем, почему у тебя проблемы с выполнением трудовых заданий. Тебе неинтересно или ты что-то не понял?

Успешно блокировать конфликт можно на стадии его возникновения. Один из самых эффективных способов блокировки конфликта – переведение его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно-деятельностную. «Отрицательная энергия» израсходуется в деятельности и не выплеснется во взаимоотношениях.

Конфликт разгорелся – стадия реализации. Когда силы и энергия исчерпаны, наступает стадия затухания. Разрядка напряжения произошла и участники конфликта « выплеснули» свои эмоции. Тогда на этой стадии эффективна воспитательная коррекция: беседы, выяснение причин конфликта.

Работа в группах: участники делятся на 3 группы .

Каждая группа получает задание: разыграть конфликтную ситуацию из жизни детсвкого сада, определить причины ее возникновения и способы выхода из нее.

1. Во время прогулки воспитатель подозвала к себе воспитанницу Машу по фамилии. На что девочка сильно обиделась, расплакалась, замкнулась.

2. Воспитатель отправляет на трудовой объект воспитанника, а он отказывается идти.

3. Воспитанник ходит по группе и орет. Воспитатель делает замечания: «Не ори!». Ребенок еще раз заорал. Так ситуация продолжалась несколько раз. Воспитатель решил применить наказания, поставил его в угол.

4. На полдник после сон-часа детям раздавали пирог. Мальчик Леша сказал:

— Еще хочу! — сказал мальчик Леша.

— Всем было по кусочку больше нет! – ответил воспитатель.

Тут Леша увидел на столе остатки пирога для других детей и потребовал еще кусок.

— Нет нельзя! Это для других детей! — сказала воспитатель.

Леша стал все кидать, швырять, материться.

— Ты совсем обнаглел! Быстро в группу! — отреагировала воспитатель.

Представление сценок. Анализ. Рефлексия и обсуждение :

— Что общего во всех сценках?

— Какие чувства вы отметили у себя во время выполнения задания?

— Каково вам было в роли конфликтующих?

— Какими могут быть последствия данных конфликтов?

— Каким может быть положительное воздействие конфликта на его участников?

Причины конфликтных ситуаций.

Часто причиной конфликтов между воспитателями и нашими воспитанниками выступает так называемая «модальность обращения к воспитаннику». Те речевые средства, которые направлены на ребенка, формулируются в модальность долженствования, а то, что касается самих взрослых, произносится в модальности возможного. Наши дети могут чувствовать, что для них одни запреты, а взрослые имеют полную свободу действий. Очевидная несправедливость обостряет взаимоотношения воспитателей и воспитанников.

Можно (необходимо) сказать

Ты должен хорошо себя вести!

Я уверен, что ты можешь хорошо себя вести!

Ты должен подумать о будущем!

Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какое будущее планируешь?

Ты должен слушаться воспитателей!

Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но полезно прислушаться к мнению старших.

Работа в группах.

Задание: даны типичные фразы, которые мы, как правило, произносим. Как можно или необходимо сказать?

— Мы в твои годы жили гораздо хуже. Ты должен ценить заботу старших!

— Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться работой!

— Кто разбил стекло? Ты должен говорить правду!

— В детском саду тебя кормят, заботятся! Ты должен быть благодарным!

Инструкция: встаньте в круг, посмотрите внимательно друг на друга и опустите глаза вниз. После сигнала (хлопок) все должны поднять голову и указать пальцем на одного из присутствующих. Если выбор совпадает, пара отходит в сторону. Вся группа таким образом разбивается на пары.

Один занимает место на стуле, другой встает перед ним. Ладонями соприкоснуться. Один – давит на ладони, другой – сопротивляется. Затем поменяться местами.

— Что вы чувствуете, когда другой человек давит на вас?

— В каком виде поведения в конфликте партнер «давит»?

— В каком виде поведения в конфликте партнер может почувствовать себя «задавленным»?

Способы регулирования конфликтов:

1. Соперничество (соревнование, конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому; вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию, во что бы то ни стало вы стремитесь выиграть, это тип человека, который всегда прав.

  1. Компромисс означает, что с самого начала вы готовы уступить, хотя бы и в чем-то малом. Суть этого стиля заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу.

3. Приспособление означает в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого; своего противника вы “уничтожаете добротой”, с готовностью встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

4. Избегание . Для стратегии избегания характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей; ваше кредо – “вовремя уйти”, вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

5. Сотрудничество. Стиль сотрудничества можно использовать, если отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Цель его применения – разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного из этих факторов делает этот стиль неэффективным.

Обсуждение: А как вы считаете, какой стиль поведения в конфликте с дошкольниками наиболее приемлем.

Упражнение «Воспитатели и воспитанники»

Цель: ролевая идентификация с противоположной стороной в конфликте.

Инструкция: Участники делятся на 2 группы: « воспитатели» и «воспитанники». Каждая группа получает задание:

«Воспитатели» – предположить, что про них думают трудные воспитанники. Предположения зафиксировать.

«Воспитанники» – предположить, что про них думают самые требовательные воспитатели. Предположения зафиксировать.

Обсуждение, «воспитатели» и «воспитанники» выступают экспертами друг у друга, оценивая мнения другой стороны. Остаются только верные, по мнению экспертов, утверждения, неверные зачеркиваются.

Обсуждение, рефлексия своих чувств . ( Обратить внимание на наличие значительного количества необоснованных опасений относительно противоположной группы).

Упражнение «Посредничество воспитателя в конфликте».

Цель: показать посредничество как способ разрешения конфликта, роль воспитателя как посредника между конфликтующими сторонами.

Работа в группах.

Задание: предложите пути решения конфликта

В одной из групп вспыхнули « мальчишечьи бои». Каждый день воспитанники ссорились до драки. Проблема обсуждалась с воспитанниками в группе, применялись различные способы наказания. Но драки продолжались.

— Подумайте, почему? В чем причина? (устранялись внешние формы проявления конфликта, а их внутренняя причина не снималась).

— Как воспитатель мог бы разрешить конфликт?

Вывод: воспитатель должен выступить посредником между конфликтующими сторонами.

— Чем отличается роль посредника от ролей судьи и арбитра? (деятельность судьи и арбитра направлена на то, чтобы ответить на вопрос: кто прав? Кто виноват? Посредник сближает участников, облегчает улаживание конфликта, он – лицо нейтральное).

Методика посредничества по улаживанию конфликта между воспитанниками.

Методика состоит из 4-х шагов:

1) « Найдите время, чтобы поговорить». (посредник помогает участникам договориться о времени и месте переговоров)

2) « Спланируйте организацию» (посредник « запускает» разговор)

3) «Выговорись» (участники должны выговориться полностью, высказать свою точку зрения и выслушать позицию другого).

4) «Соглашение». (переговоры должны закончиться решением и описанием того, что, как и когда каждая конфликтующая сторона будет делать для реализации принятого решения)

Упражнение «Педагогическое манипулирование».

Цель: показать манипулятивный стиль общения воспитанника и педагога как деструктивный, ответственность педагога за использование власти в конфликте с воспитанником.

Работа в группах: участники делятся на две группы.

Задание: 1 группа – найдите причины, по которым человеку бывает выгодно преувеличивать и демонстрировать свою силу; 2 группа – найдите причины, по которым человеку выгодно преувеличивать и демонстрировать свою слабость. Проиллюстрируйте случаями из опыта работы.

Обсуждение выполненного задания.

Вывод: Манипулятивный стиль общения предполагает наличие скрытой цели собеседника, для достижения которой используются индивидуальные особенности характера человека, его личностные установки. Манипулирование – это управление другим человеком за счет преувеличения или преуменьшения собственных личностных особенностей или черт характера.

Педагогическое манипулирование – это однонаправленное воздействие, где субъект воздействия – воспитатель, а объект воздействия – воспитанник. Суть педагогического манипулирования можно охарактеризовать словами, сказанными однажды педагогом: « Дети делают, что хотят, а хотят они … то, что нужно мне».

Упражнение – релаксация «Пуховый платок». Все встают в круг и под приятную музыку создают впереди стоящему ощущение пухового платка (через поглаживания прикосновения и др.)

Источник

Оцените статью