- Коммуникативные техники педагога при работе с сильными эмоциями участников конфликта
- Сибирский Центр медиации
- Коммуникативные навыки медиатора.
- Необходимые коммуникативные навыки медиатора:
- Отражение состояний участников.
- Прояснение стратегических приоритетов,
- Кейс из практики.
- Задание
- Тренинг с педагогическим коллективом по отработке действий педагогов в конфликтных ситуациях план-конспект занятия на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Коммуникативные техники педагога при работе с сильными эмоциями участников конфликта
Наш Центр создан для оказания помощи детям и подросткам от 7 до 18 лет, нуждающихся в психолого — педагогической и медико — социальной помощи вследствие различных факторов риска и особенностей личностного развития, а также их родителям (законным представителям).
Основными направлениями деятельности нашего Центра являются:
- оказание консультативной помощи несовершеннолетним в возрасте от 7 до 18 лет и их родителям (законным представителям), по вопросам возрастного развития, предупреждения и преодоления трудностей обучения, развития, социализации, и направленной на сохранение психического, соматического и социального благополучия семьи.
- формирование у детей здорового образа жизни и минимизация последствий употребления наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и одурманивающими веществами (далее — психоактивные вещества);
- вовлечение в программы учреждения родителей (законных представителей) и организация совместной деятельности по профилактике рецидивов употребления психоактивными веществами у несовершеннолетних.
- организационно-методическое и информационное обеспечение региональных и межмуниципальных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни в образовательной среде;
- обучение волонтерских групп по программам формирования здорового образа жизни и профилактическим программам антинаркотической направленности.
- исследование и мониторинг социально-психологического климата в учреждениях Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- разработка и проведение социально-психологических тренингов с персоналом и воспитанниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью коррекции и профилактики выявленных в ходе исследования проблем;
- участие в расследовании случаев, требующих комплексной социально-психологической диагностики (самовольные уходы воспитанников учреждений, суицидальные попытки и пр.);
- оказание психолого-педагогической, консультативной помощи несовершеннолетним и специалистам учреждений, направленной на создание условий для развития личности детей и подростков и их успешной социализации.
- учреждение проводит диагностику, консультирование и по необходимости социально-психологическое и медико-социальное сопровождение детей и подростков от 7 до 18 лет, обратившихся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (законных представителей), либо направленных другим учреждением с согласия родителей (законных представителей).
- специалисты учреждения организуют и проводят профилактические мероприятия в образовательных организациях Архангельской области для разных целевых групп: детей, их родителей (законных представителей), специалистов общеобразовательных организаций и других учреждений профилактики.
- взаимоотношения участников строятся на основе сотрудничества, уважения личности, приоритета общечеловеческих ценностей. Права и обязанности участников определяются уставом и локальными актами, предусмотренными уставом.
НАШ ДЕВИЗ:
Завтра обязательно наступит.
Ночь пройдет и будет солнечный денек.
Первый луч, НАДЕЖДА, помощь друга,
В мире этом ты не одинок!
МЫ рады любому сотрудничеству и готовы оказать любую посильную помощь ВАМ!
Услуги центра «Надежда» бесплатны и конфиденциальны!
Часы приема по предварительной записи:
8 (8182) 20-18- 37
понедельник – пятница: 9.00-16.00
Источник
Сибирский Центр медиации
Развитие через преодоление конфликтов
Коммуникативные навыки медиатора.
Убеждения, представления, ценности, потребности и эмоции – неотъемлемая часть каждого человека. Именно различия в восприятии мира могут стать источником конфликта. Конфликт рассматриваем как столкновение интересов, ценностей, потребностей, взглядов и т.д. С этой точки зрения медиатор – посредник, обученный проводить обсуждение разногласий в условиях конфликта с целью поиска его решения.
Цель деятельности медиатора – создать конфликтующим сторонам возможность продуктивного общения и лучшего понимания друг друга. Что и позволяет найти взаимоприемлимое решение конфликта. Отсюда вытекает одна из задач обучения медиатора – приобрести коммуникативные навыки, которые становятся ценными в профессиональном мироощущении медиатора.
Необходимые коммуникативные навыки медиатора:
1. Умение понимать состояние участников (по жестам, мимике, позам), устанавливать и удерживать зрительный контакт.
2. Умение слушать и слышать включает в себя:
— пассивное слушанье (слушать молча, не перебивая, удерживая контакт глаз, важно демонстрировать доброжелательное внимание к собеседнику – передается через позы жесты, расположение в пространстве, интонации);
-активное слушанье, выражается в нескольких приемах. Конкретизация – уточнение вопросов, которые могут прояснить видение человеком ситуации, его позиции. Вопросы должны быть открытыми. Перефразирование – значит сказать ту же мысль, только другими словами. Этот прием позволяет понять точно, о чем говорит участник. Перефразировать уместно, тогда. Когда участник делает паузу. В этом случае фраза медиатора служит фундаментом, от которого участник двигается далее. Стандартные фразы для перефразирования:
— если я правильно понял, Вы предполагаете…
— т.е. Вы считаете…
-верно ли я услышал…
— другими словами, Вы считаете…
— правильно ли я Вас понял…
Резюмирование – разделение рассказа участника по содержательным блокам, но в конце каждого блока медиатор проверяет правильность своего понимания:
— я правильно отразил Вашу мысль…
— я ничего не упустил из того, что Вы сказали…
Отражение состояний участников.
Этот прием медиатор использует в работе с сильными эмоциями. Отражение состояний, по сути, словесное обозначение вербальных и невербальных выражаемых участников эмоций. Эмоции возникли в прошлом, в конфликте, но переживаются участником в настоящем. И если конфликт не будет разрешен. То предполагаются в будущем. Приемом отражением чувств медиатор поощряет выражение чувств, помогает участнику войти в более полный контакт с тем, что он говорит и чувствует в данный момент. При отражении чувств медиатор выслушивает человека ( пассивное слушанье), реконструирует состояние с помощью перефразирования и конкретизирования, а также словесно выражает состояние, т.е. находит точные слова для описания переживаемого чувства. Не рекомендуются категоричные суждения: « я знаю, что Вы чувствуете..». Лучше использовать вопросы: « мне кажется, что вы сейчас…», «вероятно это Вас сильно расстроило…».
Прояснение стратегических приоритетов,
Прояснение стратегических приоритетов, ценностей, интересов участников:
— К каким последствиям привели и могут привести те или иные действия, устраивают ли эти последствия с точки зрения ценностей;
— Почему для Вас это важно;
— Что побуждает Вас выдвигать эти предложения;
-Чего вы хотите достичь в будущем.
Итак, в работе медиатора коммуникативные навыки приобретают особую ценность. Навыки отрабатываются в практике.
Кейс из практики.
Студенты ВУЗа. Молодые люди Настя и Николай решили расстаться. Договорились, что отношения заканчиваются и они хорошие знакомы. Через некоторое время девушка Настя начинает за спиной парня говорить о нем нелицеприятные вещи «гадости», причем безосновательно. Так как студенты живут оба в общежитии, вскоре слухи докатились и до Николая. Николай попытался обговорить ситуацию, но девушка не согласилась на встречу. Запрос на проведение медиации поступил от Николая.
Задание
Проведите сессию медиации и постарайтесь урегулировать конфликт
Источник
Тренинг с педагогическим коллективом по отработке действий педагогов в конфликтных ситуациях
план-конспект занятия на тему
Цель тренинга — умение вырабатывать педагогами адекватные способы поведения в конфликтной ситуации и эффективные способы разрешения конфликтов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_s_pedagogami_deystviya_pedagoga_v_konfliktnyh_situatsiyah_s_detmi_13.01.2016.docx | 28.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг с педагогическим коллективом по отработке действий педагога в конфликтных ситуациях
Цель тренинга: Предоставление возможности педагогам, участникам занятий получить теоретические знания и практический опыт конструктивного разрешения педагогических конфликтов с учетом специфики воспитанников.
- предоставить теоретическую информацию о конфликтах и их причинах, об особенностях педагогических конфликтов;
- обучать способам анализа и методам нахождения решения в конфликтной ситуации;
- помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности;
- способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению;
- развивать умения и навыки командного взаимодействия.
Ожидаемые результаты: умение вырабатывать педагогами адекватные способы поведения в конфликтной ситуации и эффективные способы разрешения конфликтов.
Добрый день. Мы рады приветствовать Вас на нашем тренинге.
I. Упражнение « Ассоциации».
— Скажите, есть ли среди нас те, кто ни разу в жизни не был в конфликте, кто не знает и не представляет себе, что такое конфликт…
— Пусть каждый скажет, с чем у него ассоциируется слово « конфликт»? Какой образ подскажет ваше воображение? Какие мысли, чувства, ощущения возникают при этом? На что « похож» конфликт?
Обсуждение: Для чего мы делаем это упражнение?
Конфликт – это ситуация возникающая между людьми из-за противоречий в их целях, интересах, способах поведения.
Конфликты являются частью повседневной жизни. Многие люди практически каждый день оказываются втянутыми в тот или иной конфликт. Наша жизнь насыщена еще и педагогическими конфликтами. Педагогические конфликты – это особая группа конфликтов. Выделяют 2 больших группы педагогических конфликтов, одну из которых составляют конфликты взаимодействия воспитанников с педагогов, другую воспитанников между собой. Именно такие педагогические конфликты мы будем рассматривать сегодня .
Умение решать конфликты относится к коммуникативным способностям. Коммуникативные способности являются частью профессиональной культуры педагога. Высокий уровень их развития, умение правильно реагировать в сложных ситуациях определяет профессионализм педагога, а также умение сохранить собственное здоровье. Навыки конструктивного поведения педагога в конфликтных ситуациях являются “техникой личной психологической безопасности” в профессиональной деятельности. Поэтому каждому из вас необходимо знать о психологической природе конфликта, его структуре, эффективных способах разрешения.Исследователи подчеркивают, что конфликты ведут к развитию, стимулируют поиск решения проблем. Кроме того, конфликт малой интенсивности, разрешенный мирными средствами, может предотвратить более серьезный конфликт. Вопрос заключается в том, как разрешить конфликт.
Имеется 3 типа подходов к урегулированию конфликта :
1) одна из сторон (все стороны) стремятся одержать победу.
В данном случае стороны исходят из отсутствия общих интересов. Каждый участник стремится силой заставить другого подчиниться. Ориентация на победу влечет за собой насилие, в итоге оставляя проблему нерешенной.
2) участники конфликта игнорируют его наличие и бездействуют (односторонние действия.)
Происходит в данном случае игнорирование наличия конфликта, что ведет к его накоплению, а затем к стихийным внезапным формам его разрешения, часто сопровождающегося агрессией.
3) с помощью третьей стороны или без нее участники обсуждают проблему, которая вызвала конфликт, чтобы найти взаимоприемлемое решение (совместные действия).
Таким образом, цель урегулирования конфликта заключается в том, чтобы направить участников на поиск взаимоприемлемого решения.
III . Структура конфликта складывается из внешней и внутренней позиции участников, их взаимодействий и объекта конфликта.
Внутренняя позиция участника конфликта – цели, интересы, мотивы;
Внешняя позиция участника конфликта – речевое поведение, мнение, точка зрения, пожелание.
Сфера конфликта – деловая и личностная.
Динамика конфликта складывается из 3 стадий:
Рассмотрим пример : В группе есть воспитанник, который ведет себя вызывающе, грубит, выглядит (по вашему мнению) ужасно (по внешнему виду), делает все как — будто на зло. Вы делаете ему замечание, требуя изменить поведение и внешний вид. В ответ воспитанник ведет себя еще хуже – он бунтует и поведение безобразное. Получилось все наоборот. Если сделать замечание, ориентируясь только на поведение и внешний вид воспитанника. Это внешняя позиция участника. А как же внутренняя? Где она? Часто так и бывает, что она то и не учтена. Конфликтные отношения с воспитанником изменяться в лучшую сторону, если вы будете ориентироваться не на его поведение, а на внутреннюю позицию, то есть сможете понять его цели, интересы, мотивы. В данном случае это может быть и стремление быть взрослым, выделиться, утвердить свое « я».
Что является объектом конфликта в данной ситуации?
Воспитанник и воспитатель имеют разные объекты: для воспитателя объект – дисциплина в группе, для воспитанника – стремление к самоутверждению. Сфера конфликта – деловая ситуация.
Решение конфликта можно начать с объединения объектов: решая задачу поддержания дисциплины, воспитатель поручает воспитаннику дело, в котором он может добиться успеха, удовлетворить свою потребность в самоутверждении. При этом есть одно важное правило:
Нельзя допускать, чтобы конфликт из деловой сферы переходил в личностную. Мы часто говорим: « Ты – грубый и невоспитанный! Лентяй! Не можешь заставить себя бросить курить! А еще и разговариваешь, когда надо сидеть и слушать хотя бы на занятие!
Сможем ли мы в данном случае решить конфликт?
Мы перешли из деловой ситуации в личностную.
Как можно было бы сказать воспитателю?
Давай вместе подумаем, почему у тебя проблемы с выполнением трудовых заданий. Тебе неинтересно или ты что-то не понял?
Успешно блокировать конфликт можно на стадии его возникновения. Один из самых эффективных способов блокировки конфликта – переведение его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно-деятельностную. «Отрицательная энергия» израсходуется в деятельности и не выплеснется во взаимоотношениях.
Конфликт разгорелся – стадия реализации. Когда силы и энергия исчерпаны, наступает стадия затухания. Разрядка напряжения произошла и участники конфликта « выплеснули» свои эмоции. Тогда на этой стадии эффективна воспитательная коррекция: беседы, выяснение причин конфликта.
Работа в группах: участники делятся на 3 группы .
Каждая группа получает задание: разыграть конфликтную ситуацию из жизни детсвкого сада, определить причины ее возникновения и способы выхода из нее.
1. Во время прогулки воспитатель подозвала к себе воспитанницу Машу по фамилии. На что девочка сильно обиделась, расплакалась, замкнулась.
2. Воспитатель отправляет на трудовой объект воспитанника, а он отказывается идти.
3. Воспитанник ходит по группе и орет. Воспитатель делает замечания: «Не ори!». Ребенок еще раз заорал. Так ситуация продолжалась несколько раз. Воспитатель решил применить наказания, поставил его в угол.
4. На полдник после сон-часа детям раздавали пирог. Мальчик Леша сказал:
— Еще хочу! — сказал мальчик Леша.
— Всем было по кусочку больше нет! – ответил воспитатель.
Тут Леша увидел на столе остатки пирога для других детей и потребовал еще кусок.
— Нет нельзя! Это для других детей! — сказала воспитатель.
Леша стал все кидать, швырять, материться.
— Ты совсем обнаглел! Быстро в группу! — отреагировала воспитатель.
Представление сценок. Анализ. Рефлексия и обсуждение :
— Что общего во всех сценках?
— Какие чувства вы отметили у себя во время выполнения задания?
— Каково вам было в роли конфликтующих?
— Какими могут быть последствия данных конфликтов?
— Каким может быть положительное воздействие конфликта на его участников?
Причины конфликтных ситуаций.
Часто причиной конфликтов между воспитателями и нашими воспитанниками выступает так называемая «модальность обращения к воспитаннику». Те речевые средства, которые направлены на ребенка, формулируются в модальность долженствования, а то, что касается самих взрослых, произносится в модальности возможного. Наши дети могут чувствовать, что для них одни запреты, а взрослые имеют полную свободу действий. Очевидная несправедливость обостряет взаимоотношения воспитателей и воспитанников.
Можно (необходимо) сказать
Ты должен хорошо себя вести!
Я уверен, что ты можешь хорошо себя вести!
Ты должен подумать о будущем!
Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какое будущее планируешь?
Ты должен слушаться воспитателей!
Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но полезно прислушаться к мнению старших.
Работа в группах.
Задание: даны типичные фразы, которые мы, как правило, произносим. Как можно или необходимо сказать?
— Мы в твои годы жили гораздо хуже. Ты должен ценить заботу старших!
— Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться работой!
— Кто разбил стекло? Ты должен говорить правду!
— В детском саду тебя кормят, заботятся! Ты должен быть благодарным!
Инструкция: встаньте в круг, посмотрите внимательно друг на друга и опустите глаза вниз. После сигнала (хлопок) все должны поднять голову и указать пальцем на одного из присутствующих. Если выбор совпадает, пара отходит в сторону. Вся группа таким образом разбивается на пары.
Один занимает место на стуле, другой встает перед ним. Ладонями соприкоснуться. Один – давит на ладони, другой – сопротивляется. Затем поменяться местами.
— Что вы чувствуете, когда другой человек давит на вас?
— В каком виде поведения в конфликте партнер «давит»?
— В каком виде поведения в конфликте партнер может почувствовать себя «задавленным»?
Способы регулирования конфликтов:
1. Соперничество (соревнование, конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому; вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию, во что бы то ни стало вы стремитесь выиграть, это тип человека, который всегда прав.
- Компромисс означает, что с самого начала вы готовы уступить, хотя бы и в чем-то малом. Суть этого стиля заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу.
3. Приспособление означает в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого; своего противника вы “уничтожаете добротой”, с готовностью встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.
4. Избегание . Для стратегии избегания характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей; ваше кредо – “вовремя уйти”, вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
5. Сотрудничество. Стиль сотрудничества можно использовать, если отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Цель его применения – разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного из этих факторов делает этот стиль неэффективным.
Обсуждение: А как вы считаете, какой стиль поведения в конфликте с дошкольниками наиболее приемлем.
Упражнение «Воспитатели и воспитанники»
Цель: ролевая идентификация с противоположной стороной в конфликте.
Инструкция: Участники делятся на 2 группы: « воспитатели» и «воспитанники». Каждая группа получает задание:
«Воспитатели» – предположить, что про них думают трудные воспитанники. Предположения зафиксировать.
«Воспитанники» – предположить, что про них думают самые требовательные воспитатели. Предположения зафиксировать.
Обсуждение, «воспитатели» и «воспитанники» выступают экспертами друг у друга, оценивая мнения другой стороны. Остаются только верные, по мнению экспертов, утверждения, неверные зачеркиваются.
Обсуждение, рефлексия своих чувств . ( Обратить внимание на наличие значительного количества необоснованных опасений относительно противоположной группы).
Упражнение «Посредничество воспитателя в конфликте».
Цель: показать посредничество как способ разрешения конфликта, роль воспитателя как посредника между конфликтующими сторонами.
Работа в группах.
Задание: предложите пути решения конфликта
В одной из групп вспыхнули « мальчишечьи бои». Каждый день воспитанники ссорились до драки. Проблема обсуждалась с воспитанниками в группе, применялись различные способы наказания. Но драки продолжались.
— Подумайте, почему? В чем причина? (устранялись внешние формы проявления конфликта, а их внутренняя причина не снималась).
— Как воспитатель мог бы разрешить конфликт?
Вывод: воспитатель должен выступить посредником между конфликтующими сторонами.
— Чем отличается роль посредника от ролей судьи и арбитра? (деятельность судьи и арбитра направлена на то, чтобы ответить на вопрос: кто прав? Кто виноват? Посредник сближает участников, облегчает улаживание конфликта, он – лицо нейтральное).
Методика посредничества по улаживанию конфликта между воспитанниками.
Методика состоит из 4-х шагов:
1) « Найдите время, чтобы поговорить». (посредник помогает участникам договориться о времени и месте переговоров)
2) « Спланируйте организацию» (посредник « запускает» разговор)
3) «Выговорись» (участники должны выговориться полностью, высказать свою точку зрения и выслушать позицию другого).
4) «Соглашение». (переговоры должны закончиться решением и описанием того, что, как и когда каждая конфликтующая сторона будет делать для реализации принятого решения)
Упражнение «Педагогическое манипулирование».
Цель: показать манипулятивный стиль общения воспитанника и педагога как деструктивный, ответственность педагога за использование власти в конфликте с воспитанником.
Работа в группах: участники делятся на две группы.
Задание: 1 группа – найдите причины, по которым человеку бывает выгодно преувеличивать и демонстрировать свою силу; 2 группа – найдите причины, по которым человеку выгодно преувеличивать и демонстрировать свою слабость. Проиллюстрируйте случаями из опыта работы.
Обсуждение выполненного задания.
Вывод: Манипулятивный стиль общения предполагает наличие скрытой цели собеседника, для достижения которой используются индивидуальные особенности характера человека, его личностные установки. Манипулирование – это управление другим человеком за счет преувеличения или преуменьшения собственных личностных особенностей или черт характера.
Педагогическое манипулирование – это однонаправленное воздействие, где субъект воздействия – воспитатель, а объект воздействия – воспитанник. Суть педагогического манипулирования можно охарактеризовать словами, сказанными однажды педагогом: « Дети делают, что хотят, а хотят они … то, что нужно мне».
Упражнение – релаксация «Пуховый платок». Все встают в круг и под приятную музыку создают впереди стоящему ощущение пухового платка (через поглаживания прикосновения и др.)
Источник