Коллективизм это чувство солидарности

Коллективизм это чувство солидарности

Тема 3. Взаимодействие личности с обществом и семьей

Цели и задачи темы: показать влияние общества на всестороннее развитие человека, раскрыть сущность взаимоотношений личности с обществом, с семьей.

Основные понятия: коллектив, коллективизм, взаимодействие.

Литература: Основы коммунистической морали. М., 1980; Харчев Г. А., Алексеева В. Г. Образ жизни, мораль, воспитание. М., 1981.

Основные вопросы темы и их краткое содержание

Личность и общество

Личностью человек становится только в обществе и только благодаря обществу. Новорожденный не обладает никаким социальным опытом, он только потенция человеческой личности. В процессе прямого и косвенного общения с людьми он овладевает языком, орудиями и способами труда, методами познания и творчества. С самого рождения человек вступает (сначала неосознанно, а затем сознательно) в определенные отношения с людьми и тем самым приобщается к жизненному опыту, овладевает накопленной культурой, сложившимися традициями и др. У человека чуть ли не с рождения возникает могучая потребность в общении с другими людьми. Общаясь с другим человеком, мы познаем определенные качества этого человека — его доброту или нетерпимость, отзывчивость или грубость и пр., сравниваем его качества со своими, сверяем свои действия, поступки с тем, что ждут окружающие от нас самих, пытаемся понять их требования, почувствовать их переживания, уловить их мнения и настроения.

Карл Маркс писал в «Капитале»: «. человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь относясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку» * .

* ( Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 62.)

В эмоциональных контактах с другими людьми у человека вырабатывается ощущение собственного достоинства, чувство защищенности. Человек не может жить без общества людей. Всегда и всюду люди живут в каких-то группах (семья, класс, школа, спортивная секция, дружеская компания и т. д.). Именно участие в таких группах дает возможность развить человеческие качества. В продолжительных и повседневных контактах люди научаются ценить друг друга, считаться с индивидуальными особенностями каждого.

Высшей формой развития социальной общности людей является коллектив. Учение о коллективе в советской педагогике создано А. С. Макаренко, Н. К. Крупской и др. Коллектив — это группа людей, объединенных общими целями совместной деятельности, побуждаемой общественно полезными мотивами. Люди в нем объединены деятельностью, явно полезной для общества. Взаимоотношения людей в коллективе устойчивы, носят характер взаимопомощи.

Свойства личности формируются лучше всего в коллективе, как наиболее высокоорганизованной группе. «Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков. » — писали К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии» * .

* ( Там же, т. 3, с. 75.)

Коллектив — частица общества, он неизбежно несет в себе политические, нравственные, эстетические и другие идеи общества. Отсюда и личность руководствуется ими в своем поведении. Через коллектив личность соотносится с другими коллективами и обществом в целом. Именно в коллективе формируются общественно значимые качества личности, и прежде всего коллективизм.

Читайте также:  Гифки девушки для радости

Коллективизм — это чувство солидарности личности с коллективом, ставшее ее свойством. Он определяется единством целей личности, группы и общества. Ярче всего коллективизм формируется и проявляется в условиях трудовой деятельности. «Мы должны воспитывать коллективиста, т. е. человека, умеющего подчинить личное общественному», — писала Н. К. Крупская. Коллективизм предполагает умение подчиняться общим решениям, заботиться о чести коллектива, отстаивать ценность идеалов даже в условиях конфликта или давления.

Взаимоотношения личности и коллектива многообразны: и коллектив влияет на личность и личность влияет на коллектив. Чем человек духовно богаче, тем выше его авторитет и сильнее влияние на коллектив.

Коллектив в свою очередь способен формировать индивидуально неповторимую личность, отвечающую требованиям общества. Здесь нет никакого противоречия, так как именно коллектив заинтересован в том, чтобы каждый человек, входящий в него, максимально развивал свои способности и индивидуальность, поскольку только в этом случае человек принесет наибольшую пользу обществу. Коллективный труд необходимо порождает не только чувство коллективизма, но и чувство соревнования, неотрывное от взаимопомощи, коллективного творчества и трудового энтузиазма (здесь учителю уместно поставить перед учащимися ряд вопросов, с тем чтобы они попытались дать характеристику своего коллектива и подумали над тем, каково их место в коллективе, насколько сформировано у них чувство коллективизма).

Личность и семья

Семья — ячейка общества, один из его коллективов. Она, несомненно, имеет свою специфику, но вместе с тем является формой коллективной жизни, и поэтому к высшему уровню развития семьи можно с полным правом отнести слова «Манифеста Коммунистической партии» о коллективе, в котором сказано, что свободное развитие каждого является условием свободного развития всех * . Любая семья, если она хочет сохранить себя как семью, должна быть коллективом, где каждый стремится жить интересами другого, помогать другому, чувствовать ответственность друг за друга.

* ( См.: Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. — Соч., т. 4, с. 447.)

Семью создают два человека, каждый из которых имеет свое «я», свою индивидуальность. Семья объединяет «я» в «мы», «мое» — в «наше». При этом необходимо такое единство, в котором, с одной стороны, семейные интересы, естественно, выступают на первом плане, но, с другой — сами интересы семьи непременно включают в себя удовлетворение личных интересов каждого из ее членов. Именно этот качественный скачок, связанный с переходом «я» в «мы», должен стать для людей, создающих семью, источником радости и удовлетворения. Однако он вместе с тем составляет главную психологическую трудность в жизни семьи, поскольку жизнь в семье требует от человека душевности, постоянного самопожертвования, способности заботиться о другом человеке, жить его интересами, радостями, заботами. И здесь все решает направленность личности, ее ведущие мотивы: коллективистические или эгоистические, направленные на взаимное духовное обогащение или на потребление и т. д.

Умеет ли понимать человек другого человека, осознает ли свои недостатки, работает ли над их устранением — все эти вопросы, от которых зависит счастье в браке, объединены в одном — насколько человек стал личностью, насколько он умеет отдавать и есть ли ему что отдавать в духовном плане?

Ребенок ежедневно видит вокруг себя живую действительность и непосредственно участвует в ней, он слышит суждения и оценки родителей, наблюдает их отношение к другим людям и друг к другу. «Каждый день с утра до вечера, а иногда и до поздней ночи семья в лице родителей, старших братьев и сестер, бабушки развертывает перед ребенком образцы самых разнообразных форм поведения, своего рода «ассортимент» образцов слов, жестов, манер, отношения к труду, к людям, к политическим событиям в нашей стране и за ее пределами» * . Следовательно, в семье ребенок оказывается включенным в социальные отношения, которые составят содержание будущей личности, именно в семье начинается общественное воспитание.

Читайте также:  Формы чувственного познания являются образами

* ( Аркин А. А. Родителям о воспитании. М., 1957, с. 12.)

И формирующееся отношение ребенка к другому человеку, к другим людям определяется отношением прежде всего родных и близких к нему самому. Под влиянием этих отношений формируется и его самосознание. С самого раннего возраста ребенок учится у взрослых. Он учится не только ходить, говорить, правильно употреблять различные предметы, играть, учиться, трудиться, но и чувствовать, думать, переживать, относиться к другим людям и к себе самому. В общении со старшими ребенок усваивает целостную систему нравственных ценностей и идеалов, типичных для данного общества и специфической социальной среды.

Коротко следует остановиться на вопросе о том, что такое межличностные отношения в семье (отношения взрослых членов семьи друг к другу, взрослых к детям, детей к бабушке и дедушке, отцу и матери, друг к другу) и как они влияют на самочувствие всех членов семьи. Привести примеры разных вариантов этих взаимоотношений. Сказать, что в дальнейшем мы рассмотрим более подробно особенности межличностных отношений в семье, когда будем говорить о психологическом климате семьи.

Итак, воспитание ребенка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей. Чтобы воспитать у ребенка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне. Еще Л. Н. Толстой предупреждал, что ребенок «заражается» примером в сто раз сильнее, чем самыми красноречивыми и разумными поучениями. Часто бывает, что супруги осознают необходимость своего самовоспитания только тогда, когда у них появляются дети.

Мы уже говорили, что коллективизм — наиболее существенное качество личности советского человека. Работа по воспитанию у детей коллективизма вместе с тем является и одной из основных линий подготовки их к будущей семейной жизни, так как очевидно, что коллективизм — одно из необходимейших качеств семьянина. А. С. Макаренко писал, что, воспитывая в ребенке честность, работоспособность, искренность, прямоту, уважение к другому человеку, к его переживаниям и интересам, любовь к своей Родине, мы тем самым воспитываем его и в половом отношении, формируем его готовность к семейной жизни.

Семья, таким образом, имеет огромное значение для формирования личности ребенка. Но ребенок растет, он постепенно вступает в общение со многими другими людьми — взрослыми и сверстниками, он становится членом других коллективов — класса, комсомольской группы, компании, которые также влияют на формирование его личности. К старшему школьному возрасту у человека уже сформированы основные качества его личности и наступает время, когда он за все свои поступки, мысли и чувства отвечает только сам. Мы не случайно много говорили о качествах, которые характеризуют развитую личность, и одно из главных среди них — умение принимать ответственность на себя, отвечать за все, что сделал, не перекладывая своей вины на другого. И надо понимать, что сначала семья формирует ребенка, а затем выросший ребенок оказывает свое влияние на семью. И еще нужно помнить: что ты сам сделаешь для родителей своих, того же ожидай и от своих детей.

Здесь уместно провести беседу с ребятами: большие ли у них семьи, как они относятся к старшим и младшим братьям или сестрам, помогают ли дома родителям, делятся ли со взрослыми своими переживаниями, мыслями, знакомы ли родители с их друзьями, бывают ли друзья в доме, как себя чувствует бабушка или дедушка, знают ли ребята друзей родителей, как они представляют себе основные обязанности, трудности, успехи родителей на работе и т. д.

Читайте также:  Эмоция обхохочешься фортнайт по английски

Заканчивая этот раздел, необходимо подвести учащихся к мысли о том, что они должны серьезно задуматься над собой, что от того, какой сформируется их собственная личность, будет зависеть их жизнь, счастье любимого человека, будущей семьи и будущих детей.

Источник

Значение слова «коллективизм»

КОЛЛЕКТИВИ́ЗМ, -а, м. Общность, коллективное начало как принцип общественной жизни и деятельности людей, противоположный индивидуализму. Воспитание в духе коллективизма.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Коллективи́зм (фр. collectivisme) — собирательный социально-психологический термин, характеризующий любую доктрину или другую социальную установку, делающую упор на важность и ценность коллектива. С философской точки зрения — главенство интересов коллектива или группы (общества, государства, нации или класса) над интересами личности, признающей приоритет общественного блага над личным и добровольно подчиняющей свои интересы интересам общества. Противоположным понятием является индивидуализм.

КОЛЛЕКТИВИ’ЗМ [оле], а, мн. нет, м. (книжн.). 1. Общность, коллективность владения, пользования, труда. 2. Принцип общественной солидарности, товарищества.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

коллективи́зм

1. коллективный принцип в трудовой деятельности, общественной жизни ◆ Это я к тому, что все мы индивидуалисты, несмотря на многочисленные попытки привить дух коллективизма и чувство плеча.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова диффузионный (прилагательное):

Синонимы к слову «коллективизм&raquo

Предложения со словом «коллективизм&raquo

  • – Безупречной технике и сыгранности гостей мы должны противопоставить максимальную скорость, высокий дух коллективизма, предельную манёвренность в атаке и подлинную неприступность в обороне.

Цитаты из русской классики со словом «коллективизм»

  • Можно открыть противоположные свойства в русском народе: деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость; обрядоверие и искание правды; индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность; эсхатологически-мессианская религиозность и внешнее благочестие; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт.

Сочетаемость слова «коллективизм&raquo

Каким бывает «коллективизм»

Понятия со словом «коллективизм»

Афоризмы русских писателей со словом «коллективизм&raquo

  • Идеология и мораль мещан направлены к тому, чтобы возможно туго и крепко связать волю и разум человека, направленные в сторону коллективизма.

Отправить комментарий

Дополнительно

Предложения со словом «коллективизм&raquo

– Безупречной технике и сыгранности гостей мы должны противопоставить максимальную скорость, высокий дух коллективизма, предельную манёвренность в атаке и подлинную неприступность в обороне.

Кроме этого, она помогает выработать у детей чувство коллективизма и учит работать в соприкосновении с другими игроками.

Важнейшими принципами, которые раскрывают сущность морали, являются принципы коллективизма и индивидуализма.

Источник

Оцените статью