- 6.6. Когнитивные подходы к преодолению стресса
- Читайте также
- 6.5. Личность и поведение по преодолению стресса
- 3.1.3. Развитие психологического стресса на примере развития экзаменационного стресса
- 6.1. Общие подходы к нейтрализации стресса
- Семь шагов к преодолению гнева
- Упражнения по преодолению страха.
- Когнитивные градиенты и когнитивные иерархии
- 1.4. Методологические подходы к изучению психологического стресса
- Глава 5. Концептуальные подходы к проблеме преодоления стресса
- 6.4. Личностно-ориентированный подход к преодолению стресса
- 6.5. Проблемно-ориентированный подход к преодолению стресса
- 9.3. Развитие способностей по преодолению стресса
- Первый шаг к преодолению несчастья. Примиритесь с неизбежным
- Дисфункциональные подходы к преодолению неблагополучий
- Упражнение к мгновенному преодолению страха и испуга
6.6. Когнитивные подходы к преодолению стресса
6.6. Когнитивные подходы к преодолению стресса
Подходы к преодолению стресса, связанного с оценочными процессами, базируются на четырех положениях. Во-первых, способность человека справляется с проблемой, в основном, зависит от его отношения к ситуации. Чаще всего отношение понимается в форме сознательной оценки ситуации как благополучной, содержащей угрозу, вред, потерю или стимул [378]. Если ситуация благополучна, в преодолении нет необходимости. Практически опасная или сложная ситуация (реальная или воображаемая) будет порождать попытку решить или смягчить проблему (проблемно-ориентированное преодоление), тогда как ситуация, содержащая вред или потерю, более склонна вызывать решение, уменьшающее или смягчающее негативные эмоции от стрессора.
Во-вторых, когнитивные подходы предполагают, что люди подвижны в выборе стратегий преодоления и изменяют стратегии под влиянием требований конкретной проблемы. Можно выделить ряд уровней индивидуального восприятия и описания ситуации, – люди неодинаковы в оценке проблемы, но часто сходятся в оценке условий среды. Теоретики-когнитивисты полагают, что любые оценки стратегии преодоления надо связывать с конкретной проблемой.
Третье положение заключается в том, что действия по преодолению включают и проблемно-ориентированные, и направленные на эмоции стратегии. Контроль над эмоциями может оказывать благоприятное действие на решение или на совладание с проблемой, то есть является одним из лучших способов управления эмоциями и поведения в конкретной стресс-ситуации.
Замечено, что выявление людей, специально ищущих способы управления эмоциями, имеет некоторые интересные последствия для теории развития в зрелом возрасте. В психодинамических теориях аффект регулируется «Эго» автоматически через неосознанные механизмы защиты. Наоборот, в теории когнитивизма «Я» сознательно и активно пытается управлять как внешними, так и внутренними процессами.
В-четвертых, когнитивисты придерживаются эмпирического подхода: задача определяет, какие стратегии будут, а какие не будут способствовать успешной адаптации. В частности, когда многими считалось, что «отрицание» всегда неадаптивно, R. Lazarus [371] описал условия, в которых эта стратегия может явиться полезной – например, как способ оказания помощи для сохранения надежды в явно безнадежной ситуации.
В настоящее время многие сторонники когнитивистского подхода в исследованиях проблемы преодоления используют метод самоописания поведения по преодолению, который основан на когнитивной оценке как ситуации, так и собственных переживаний. Они рассматривают стратегии преодоления в основном как функцию личности в неконкретизированной ситуации или при недостаточном управлении ею. Действительно, степень участия личности или воздействия среды в стратегиях преодоления является предметом некоторых дискуссий. Однако не известно ни одного исследования особенностей использования совокупности разных стратегий преодоления, предопределенных личностными и ситуационными факторами. Исследователи описывали преодоление в зависимости от ситуации [393] и влияния личности на использование стратегий [258, 345], но объединенный вклад этих двух факторов в значительной мере еще не изучен.
Проблема отношения двух факторов (личностных и ситуационных) связана с трудностями в адекватном определении условий конкретной ситуации, которые влияют на преодоление аффекта. Нет разработанной теории того, о чем экопсихологи упоминают как о «средовых предпосылках» для поведения по преодолению стресса.
Понятие «средовые предпосылки» отражает характеристики среды, воздействие которых влечет за собой специфичное поведение по преодолению стресса. Лучше описывать ситуацию в терминах ролей, например, деловых или семейных проблем. Но все деловые проблемы не равноценны между собой – так, преодоление затруднений с руководителем может сильно отличаться от стратегий, применяемых при взаимодействии с сотрудниками или подчиненными. Сходным образом борьба с раздражительностью в двухлетнем возрасте требует иных стратегий, чем те, что используются для борьбы с агрессивным характером в юности.
Для адекватного исследования отношений личности и среды требуются адекватные описания средовых характеристик. Однако для измерения условий среды в лабораторных условиях нужно воспроизвести такое же поведение, как и в естественных условиях и, возможно, такую же его цель. Но когда некоторые исследователи расширяют оценку, включая в нее восприятие подконтрольности стрессора, в самоотчете нельзя ясно различить вклад личности в эту оценку. Таким образом, лабораторные исследования нуждаются в развитии соответствующей теории и экспериментальной базы.
Некоторые другие положения этого подхода остаются также непроверенными. Например, неясно, в какой степени действия по преодолению неосознанны, и если они неосознанны, то как они могут оцениваться в самоотчетах. Если, например, человек активно пользуется стратегией «отрицания», то как в самоотчетах это будет описываться? Неясна степень различия в стратегиях преодоления одних и тех же ситуаций по мере развития личности или ее профессионализации. В какой степени люди различаются в подходах к проблеме, или они одинаково полагаются на конкретный стиль преодоления во всех ситуациях и случаях? Являются ли одни стратегии более стабильными, чем другие? S. Folkman et al. [321] оценивали преодоление по пяти параметрам и обнаружили, что преодоление эмоций было стабильно в средней степени, а второстепенные показатели (и возможно, проблемно-ориентированное преодоление) были более лабильны. C. Aldwin, T. Revenson [235] полагали, что преодоление, направленное на эмоции, может быть более зависимым от личностных особенностей, тогда как проблемно-ориентированное преодоление может больше подвергаться влиянию ситуации.
Если не начать с определения a-priori адаптивного (эффективного) и малоадаптивного (не эффективного) преодоления, то по какому критерию можно оценить результаты стратегий преодоления? Например, большинство исследователей изучают способность к преодолению стресса средней силы по физиологическим или психологическим симптомам. Обнаружено, что некоторые стратегии, особенно направленные на эмоции, усиливают или вызывают психологический дистресс в большей мере, чем сдерживают действие стресса. Возможно, надо исследовать способность стратегий преодоления сохранять позитивный психический статус в такой же мере, в какой и уменьшать негативное влияние. Более того, стратегии преодоления могут влиять не только на благополучие физического или психологического состояния, но и на решение проблемы, на благополучие других лиц в этой ситуации и, возможно, даже на общество [236].
Наконец, когнитивная теория полагает, что преодоление достигается путем оценки ситуации и использования личного опыта. Однако социальные и культурные влияния на стратегии преодоления исследуются редко.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
6.5. Личность и поведение по преодолению стресса
6.5. Личность и поведение по преодолению стресса Ряд экспериментальных исследований продемонстрировал значимые связи между личностными показателями и реакциями преодоления стресса [220, 254 и др.]. Например, интервальный локус контроля ассоциируется с большим
3.1.3. Развитие психологического стресса на примере развития экзаменационного стресса
3.1.3. Развитие психологического стресса на примере развития экзаменационного стресса Хотя под экзаменационным стрессом обычно понимают состояние человека, сдающего экзамен, на самом деле этот процесс занимает достаточно длительное время. В реальности экзаменационный
6.1. Общие подходы к нейтрализации стресса
6.1. Общие подходы к нейтрализации стресса Существует много методов коррекции психоэмоционального стресса, и задача состоит в том, чтобы выбрать те из них, которые отвечали бы, с одной стороны, индивидуальным особенностям конкретной личности, а с другой – реальным
Семь шагов к преодолению гнева
Семь шагов к преодолению гнева Если вам кажется, что гнев настолько прочно встроен в вашу ДНК, что искоренить его не представляется возможным, то уверяю вас: это не так. И как только вы от него избавитесь, то спросите себя, зачем так долго носили в себе этот груз. Вы будете
Упражнения по преодолению страха.
Упражнения по преодолению страха. 1. Запуск страха в обратном направлении.- Подумайте о нежелательном ощущении, которое у вас возникает.- Заметьте, в каком направлении оно перемещается по вашему телу.- Прочувствуйте это ощущение и представьте, что вы вынимает его из своего
Когнитивные градиенты и когнитивные иерархии
Когнитивные градиенты и когнитивные иерархии Для объяснения работы новой коры (неокортекса) часто используется дидактический приём. Этот приём прост, но эвристически эффективен. Он базируется на понятии трёхуровневой иерархии в новой коре.В заднем отделе полушария
1.4. Методологические подходы к изучению психологического стресса
1.4. Методологические подходы к изучению психологического стресса В науке и обществе время от времени происходит изменение парадигмы – фундаментального предположения, представления о природе тех или иных явлений, событий, процессов. Одним из очередных изменений
Глава 5. Концептуальные подходы к проблеме преодоления стресса
Глава 5. Концептуальные подходы к проблеме преодоления стресса 5.1. Понятие «преодоление стресса» Зарождение и развитие учения о противодействии стрессу связано с исследованиями ряда зарубежных психологов на деятельную, самостоятельную, конструктивную сущность
6.4. Личностно-ориентированный подход к преодолению стресса
6.4. Личностно-ориентированный подход к преодолению стресса Теоретические позиции изучения проблемы преодоления стресса основываются на различных схемах взаимосвязи особенностей личности, ситуации и процесса преодоления. Личностно-ориентированный подход
6.5. Проблемно-ориентированный подход к преодолению стресса
6.5. Проблемно-ориентированный подход к преодолению стресса Последователи проблемно-ориентированного подхода к преодолению стресса доказывали, что типы используемых человеком стратегий преодоления проблем зависят в значительной степени от требований среды. Так,
9.3. Развитие способностей по преодолению стресса
9.3. Развитие способностей по преодолению стресса Решение проблемы развития ресурсов, стратегий и стилей преодоления стресса непосредственно связано с особенностями биологического, когнитивного, социального и эмоционального развития субъекта, их интеграцией и
Первый шаг к преодолению несчастья. Примиритесь с неизбежным
Первый шаг к преодолению несчастья. Примиритесь с неизбежным Трудности, которые могут возникнуть ? Моя боль настолько сильна, что она сковывает меня. Я не могу ничего делать, ни отвечать на вопросы, ни обратиться за поддержкой к другу.Если вы находитесь в таком состоянии,
Дисфункциональные подходы к преодолению неблагополучий
Дисфункциональные подходы к преодолению неблагополучий Надеюсь, вы уже поняли, что идеальная семья — это просто выдумка, так же, как и идеальный мир, и возможность быть идеальной личностью. Теперь давайте посмотрим, какие способы применяются в дисфункциональных семьях,
Упражнение к мгновенному преодолению страха и испуга
Упражнение к мгновенному преодолению страха и испуга Кладут свою правую руку на нижнюю часть грудной полости (как раз над тем местом, где находится Plexus solaris), левую же руку на сердце и при этом быстро и глубоко вдыхают воздух, так, однако чтобы грудь мало наполнилась им, а
Источник