Когнитивно эмоциональный процесс что это

ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ВОСПРИНИМАЕМОГО СТРЕССА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

Учреждение образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины», Магистрант первого курса

Республика Беларусь, город Гомель

Стресс – неотъемлемая часть жизни современного человека. Ритм жизни эпохи постиндустриального общества накладывает повышенные требования к личности, и стремление этим требованиям соответствовать приводит к повышенному переживанию стресса. Выделяют биологический и психологический стресс. Основоположник биологического подхода – Г. Селье дал следующее определение стрессу. Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование [1]. Это значит, что стресс возникает на любое требование окружающей среды, вне зависимости от характеристик этих требований. Та реакция организма, которая возникает и при давлении руководителя на подчиненного, и при нападении хищного зверя, как раз и является стрессом. Физиологический стресс вызывается стрессовыми ситуациями, а именно тяжелой работой, болью, испугом, унижением, потерей близкого человека, конфликтами и т.д. Под психологическим стрессом имеется в виду нечто иное. Психологический стресс зависит в основном от осознания человеком своей ответственности за себя и стрессовое событие, своего отношения к нему, т.е. от когнитивных процессов [2, с. 142]. Однако сложно встретить лишь физиологический или лишь психологический стресс, чаще мы видим, что оба вида стресса проявляются, дополняя друг друга. Но, именно психологический стресс наиболее подвержен произвольной регуляции.

Для того чтобы успешно функционировать, людям необходимо как-то со стрессом совладать. От этого во многом зависит уровень его психологической адаптации. Психологическая адаптация – это приспособление к условиям жизни и жизнедеятельности, адекватность психической деятельности человека заданным условиям среды и его деятельности в тех или иных обстоятельствах [3, с. 152]. Психологическая адаптация – важный фактор успешности личности. Если же человек не смог в полной мере адаптироваться к среде, то результатом может стать расстройство адаптации.

Расстройство адаптации или расстройство приспособительных реакций является одним из самых распространенных психических расстройств во всем мире, однако в Беларуси оно редко диагностируется. По определению МКБ-11 расстройство адаптации – это неадаптивная реакция на определенный психосоциальный стрессор или множественные стрессоры (развод, болезнь или инвалидность, социально-экономические проблемы, конфликты дома или на работе), которая обычно возникает в течение месяца после стрессора. Расстройство характеризуется: 1) обеспокоенностью стрессором или его последствиями, включая чрезмерное беспокойство, повторяющиеся и тревожные мысли о стрессоре, или постоянные размышления о его последствиях, а также 2) неспособностью адаптироваться к стрессору, который вызывает значительные нарушения в личной, семейной жизни, социальных, образовательных, профессиональных или других важных областях функционирования человека. Симптомы не обладают достаточной специфичностью или серьезностью, чтобы оправдать диагноз другого психического или поведенческого расстройства, и обычно проходят в течение 6 месяцев, если стрессор не сохраняется в течение более длительного периода времени [4].

Но почему одни люди, даже переживая ужасные стрессовые события, такие как смерть близкого человека, увольнение или разлуку, способны оставаться высокоадаптивными, а кто-то, и вследствие незначительных стрессовых событий, реагирует на воздействия внешнего мира неадекватно? Можно уверенно утверждать, что дело как раз в способности человека совладать с воспринимаемым стрессом. Люди по-разному реагируют на стресс. Кто-то предпочитает слушать музыку, кто-то жалуется друзьям, кто-то, в конце концов, стремится разрешить проблему, которая порождает стресс.

В процессе регуляции эмоционального состояния важнейшую роль имеют именно механизмы когнитивной регуляции эмоций. Именно наш образ мыслей и конкретные размышления предопределяют будущие действия и оказывают непосредственное влияние на эмоциональное состояние организма. Когнитивная регуляция эмоций – это регуляция эмоций при помощи когниций, позволяющая контролировать эмоции, находящиеся под воздействием стрессовых событий [5, с. 65]. Н. Гарневски и В. Крайг выделяют девять стратегий когнитивной регуляции эмоций:

1. Самообвинение (self blame) – мысленное возложение вины за переживаемое событие на субъекта;

2. Обвинение (обвинение других; blaming others) – мысленное возложение вины за испытываемое на другого человека или окружающую среду;

3. Принятие (acceptance) – мысленное принятие и примирение с произошедшим;

Читайте также:  Чувство базовой безопасности у ребенка

4. Перефокусировка на планирование (refocus on planning) – размышление о способах справиться с событием;

5. Положительная перефокусировка (positive refocusing) – обращение к мыслям о радостных и приятных событиях, вместо обдумывания стрессового;

6. Сосредоточение (руминация или концентрация на мыслях; rumination or focus on thought) – обдумывание чувств и мыслей связанных с событием;

7. Позитивный пересмотр (positive reappraisal) – мысли о позитивной значимости события для личностного роста;

8. Помещение в перспективу (putting into perspective) – мысли, преуменьшающие серьезность события или подчеркивающие его относительность по сравнению с другими событиями;

9. Катастрофизация (catastrophizing) – мысленное преувеличение ущерба от события [5, с. 65; 6, с. 1314-1316].

Ряд исследований показал, что некоторые из этих стратегий, а именно самообвинение, обвинение, сосредоточение и катастрофизация, связанны с депрессией и другими психическими расстройствами [7; 8; 9; 10]. В то время как другие, т. е. принятие, перефокусировка на планирование и позитивный пересмотр, связаны с оптимизмом, чувством собственного достоинства и низкой тревожностью [11].

Какие из стратегий когнитивной регуляции эмоций снижают уровень дезадаптации в стрессовых ситуациях, позволит установить дальнейшее исследование с использованием опросников «Когнитивная регуляция эмоций» (CERQ) и Adjustment Disorder –New Module 8 (ADNM-8). CERQ разработан Н. Гарневски и В. Крайг и адаптирован на русский язык О. Л. Писаревой и А. Гриценко. Он направлен на выявление стратегий когнитивной регуляции эмоций. Опросник Adjustment Disorder –New Module 8 (ADNM-8) проходит процесс адаптации. Опросник направлен на выявление степени выраженности симптомов расстройства адаптации [12].

1. Селье, Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. 124 с.

2. Юнусова, С.Г. Стресс. Биологический и психологический аспекты / С.Г. Юнусова, А.Н. Розенталь, Т.В. Балтина // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. Науки. – 2008. – №3. – С. 139-150.

3. Тюрина, Н.В. Понятие адаптации в современной психологии / Н.В. Тюрина // Вестник АГТУ. – 2007. – №5. – С. 152-157.

4. 6B43 Adjustment disorder [Электронный ресурс]: электрон. данные. – ICD-11 for Mortality and Morbidity Statistics (December 2018), 22 декабря 2018. – Режим доступа: https://icd.who.int/browse11/l-m/en#/http://id.who.int/icd/entity/264310751 (свободный доступ). – Дата доступа:15.02.2018.

5. Писарева, О.Л. Когнитивная регуляция эмоций / О.Л. Писарева, А. Гриценко // Философия и социальные науки: Научный журнал. – 2011. – №2. – С. 64-69.

6. Garnefski, N. Negative life events, cognitive emotion regulation and emotional problems / N. Garnefski, V. Kraaij, Ph. Spinhoven // Personality and Individual Differences. – 2001. – №30. – С. 1311-1327.

7. Anderson, C. A. Behavioral and characterological styles as predictors of depression and loneliness: review, refinement, and test / C. A. Anderson, [et al.] // J. of Personality and Social Psychology. – 1994. – Vol. 66, No 3. – С. 549–558.

8. Nolen-Hoeksema, S. Ruminative coping with depressed mood following loss / S. Nolen-Hoeksema, L.E. Parker, J. Larson // J. of Personality and Social Psychology. – 1994. – Vol. 67. – С. 92-104 .

9. Sullivman, M. J. L. The Pain Catastrophizing Scale: devel-opment and validation / M. J. L. Sullivan, S. R. Bishop, J. Pivik // Psychology Assesment. – 1995. – No 7. – С. 524–532.

10. Тennen, H. Blaming others for threatening events / H. Тennen, G. Affleck // Psychological Bulletin. – 1990. – Vol. 108 . – С. 209– 232.

11. Carver, C. S. Assessing coping strategies: a theoretically based approach / C. S. Carver, M. F. Scheier, J. K. Weintraub // J. of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 56. С. 267–283.

12. Kazlauskas, E. A Brief Measure of the International Classification of Diseases-11 Adjustment Disorder: Investigation of Psychometric Properties in an Adult Help-Seeking Sample / E. Kazlauskas, G. Gegieckaite, J. Eimontas, P. Zelviene, A. Maercker // Psychopathology, 51. – № 1. – 2018. – С.1–6.

Источник

Когнитивные и аффективные процессы

Когнитивные процессы — психические процессы, выполняющие функцию рационального познания (от лат. cognitio — знание, познание, изучение, осознание).

Понятие «когнитивное»: когнитивные процессы, когнитивная психология и когнитивная психотерапия — получило распространение в 60-е годы XX века, во время увлечения кибернетикой и электронным моделированием интеллектуальных процессов, переросшим в привычку представлять человека как сложный биокомпьютер. Исследователи пытались моделировать все психические процессы, происходящие в человеке. Что получилось смоделировать — назвали когнитивными процессами. Что не получилось — аффективными.

Читайте также:  С тремя детьми не до депрессий

Таким образом, по факту понятие «когнитивные процессы» получило похожее, но несколько иное значение. На практике «когнитивными» называют психические процессы, которые возможно представить как логичную и осмысленную последовательность действий по переработке информации.

Или: которые можно разумно промоделировать в терминах переработки информации, где в переработке информации можно разглядеть логику и рациональность.

К когнитивным процессам обычно относят память, внимание, восприятие, понимание, мышление, принятие решений, действия и воздействия — в той мере или в той части, в какой они заняты познавательными процессами, а не чем-то другим (влечениями, развлечениями. ). Сильно упрощая, можно сказать, что это компетентность и знания, умения и навыки.

Аффективные процессы — психические процессы, которые промоделировать разумным образом не представляется возможным. В первую очередь это процессы эмоционально-чувственного отношения к жизни и взаимодействия с миром, собой и людьми. Так же упрощая, это обычно чувства и предчувствия, желания и импульсы, впечатления и переживания.

Например

Рациональное восприятие — это восприятие аналитическое, критическое, отличающееся от интуиции и живого впечатления. «Мороженое вкусное, но для больного горла это не вовремя. Откладываем!»

Рациональное понимание — понимание с помощью понятий и логики, в противоположность сопереживанию, эмпатии и вчувствованию, то есть эмоциональным, телесным и переживательным способам понимания.

Рациональное влияние — это объяснение и убеждение, обращающиеся к разуму человека. Внушение, эмоциональное заражение, якорение и другие средства, влияющие на человека не разумным путем, относят к иррациональным средствам влияния.

Рациональное мышление — мышление логическое и понятийное, или хотя бы направленное в эту сторону. Люди в процессе жизни и общения мыслят не всегда, вполне успешно обходясь чувствами, привычками и автоматизмами, но когда человек включает голову, он мыслит (по крайней мере пытается мыслить) рационально. Смотри Рациональное и иррациональное мышление

Когнитивные процессы и эмоции

Эмоции относят преимущественно к аффективным процессам, поскольку разумно промоделировать их сложно.

Какую эмоцию иногда выдаст женщина, не знает никто, включая ее саму.

С другой стороны, часть эмоций возникает вполне закономерно, вследствие понятных программ, устоявшихся привычек или определенной выгоды. В этом случае, такие эмоции — могут быть отнесены к когнитивным процессам, или, на другом языке, можно изучать когнитивную составляющую таких эмоций.

Рациональное и эмоциональное

О сложных взаимосвязях рационального и эмоционального см.→

Источник

Когнитивные процессы

Когнитивными процессами человека мы называем его познавательные процессы, в том числе восприятие, ощущение, память, мышление, воображение, речь. Эти психические процессы выполняют функцию рационального познания окружающего мира.

О когнитивных процессах человека, а также о когнитивных психологии и психотерапии заговорили в шестидесятые годы 20-го века, на которые пришлась волна увлечения кибернетикой, вследствие чего стало популярным моделирование интеллектуальных процессов и сравнение человеческого мозга с компьютером. Это было время попыток создания моделей психических процессов, проистекающих в человеке. Так произошло разделение на когнитивные процессы, то есть психические процессы, которые удалось смоделировать, и аффективные – те, которые смоделировать не удалось (эмоции, чувства, предчувствия, импульсы, желания, впечатления, переживания).

На сегодняшний день когнитивными (познавательными) процессами называют такие психические процессы, которые можно представить как логическую последовательность действий по обработке информации, поступающей через наши анализаторы извне. Полученная информация обрабатывается, фильтруется, интерпретируется, систематизируется и хранится в памяти, постепенно становясь жизненным опытом человека. Когнитивные (познавательные) процессы, происходящие в психике человека – операции, связанные с получением, хранением, обработкой и выдачей информации – предмет изучения когнитивной психологии. Её основная задача – изучение моделей когнитивных процессов и поиск максимально эффективных методик, позволяющих обрабатывать информацию, поступающую к человеку.

Когнитивная психология – современная серьёзная отрасль научной психологии. Создание модели когнитивного процесса сопряжено с постепенным совершенствованием, по мере всё более глубокого изучения. Например, исследуя память, когнитивные психологи начинали с метафорического представления о ней как о компьютерной системе со вводом и выводом информации, с процессором, с двумя запоминающими устройствами (оперативным и постоянным). В дальнейшем эта модель детализировалась, усложнялась. Так, начало новому представлению положила предложенная Дональдом Норманом и Нэнси Во в 1965 году двухкомпонентная модель этого когнитивного процесса с двумя подсистемами (кратковременной и долговременной памяти), а при дальнейшем углублении в тему эта модель была усовершенствована ещё одним дополнительным блоком, который предложили Ричард Аткинсон и Ричард Шиффрин – регистром, удерживающим информацию ультракороткое время. Модели когнитивных процессов совершенствуются, стремясь учесть все этапы обработки информации, с тем чтобы облегчить её усвоение. Так, трёхкомпонентная модель памяти обогатилась процессом внимания (при переводе информации в кратковременную память из сенсорного регистра), а также процессами структурирования, укрупнения единиц информации, управляемым кодированием (таким, как использование мнемических приёмов при запоминании, поиск и извлечение информации из долговременной памяти назад в кратковременную для решения текущих задач). И процесс исследования продолжается, затрагивая не только память, но и другие когнитивные процессы человека. Модели познавательных процессов позволяют по-иному взглянуть на суть психической жизни человека.

Читайте также:  Кто чувствует вину за еду

Познавательная активность, свойственная человеку, позволяет ему получать, организовывать и применять свои знания, поэтому анализ когнитивный активности является частью психологии. Постепенно происходит взаимное проникновение и обогащение разных психологических школ и направлений.

Когнитивные психологи заняты поиском путей и способов работы с информацией, помогающей осваивать новую и преобразовывать имеющуюся. Так рождаются новые стратегии моделирования.

Когнитивные психологи считают, что:

  • стимулы внешнего мира преобразовываются в психике человека, и при этом информация перерабатывается поэтапно и последовательно;
  • система переработки информации человеком, вероятно, имеет ограниченную ёмкость;
  • когнитивные процессы личности индивидуальны, окружающий физический мир находит своё отражение в психике в особой, индивидуальной форме, отличной от обычной стимуляции психики, то есть информация психикой «кодируется».

Когнитивный процесс – важнейшая составляющая психического развития ребёнка. От развития когнитивных процессов детей зависит качество усвоения ими знаний и умений и качество их применения на практике. Для более полного восприятия ребёнком окружающего мира используются когнитивные образовательные технологии, создающие условия для понимания информации каждым учеником. Анализ когнитивных процессов личности ребёнка играет важную роль в этом процессе, что учитывается в современной системе образования.

Модель комплексной деятельности по развитию когнитивных процессов младших школьников, например, предполагает умение психолога наладить работу по таким направлениям, как:

  • диагностика индивидуальных особенностей развития когнитивных процессов детей;
  • консультации и просветительская работа с родителями и учителями;
  • организация развивающих занятий (как индивидуально, так и в группах).

Роль психолога в этой работе очень велика. На основании данных по изучению индивидуальных когнитивных процессов личности и психологических особенностей ребёнка можно выстроить процесс обучения с учётом возможностей ребёнка и определить критерии, помогающие оказать психологическую помощь всем участникам образовательного процесса.

Хоть хочется отметить тесную взаимосвязь между когнитивными и эмоциональными процессами, ведь эффективность обучения, как отмечают и психологи, и педагоги, зависит от эмоционального отношения к предмету изучения, от чувств, испытываемых ребёнком в той или иной ситуации, от переживания взлётов и падений, успехов и неудач. В психологии до сих пор остается спорным вопрос о том, что первично, когнитивный ли процесс инициирует эмоции, или эмоции лежат в основе когнитивного процесса.

Когнитивные и эмоциональные процессы индивидуальны для каждого ребёнка, но нельзя отрицать, что эмоции могут способствовать организации восприятия, могут активизировать мышление ребёнка, мотивировать его устремления. Эмоциональный же настрой (а значит, и восприятие учебного материала) зависит от людей, окружающих ребёнка.

Для младших школьников основным фактором умственного развития, без которого невозможно представить качественное обучение, является усвоение системы научных понятий. Поэтому первостепенной задачей для них является развитие внимания, памяти, восприятия, воображения и мышления (прежде всего – словесно-логического).

Развитию когнитивных процессов человека способствуют, в числе прочего, регулярные тренировки отдельных когнитивных функций. Тренировать мозг онлайн с помощью игр , тренажеров и специальных упражнений , Вы с успехом можете на Битрейнике.. Выделяя для этого 15 минут в день, Вы уже через две недели получите первые приятный для себя результаты.

Искренне желаем вам успехов в саморазвитии!

Источник

Оцените статью