- Эмоциональный интеллект ребенка: как его развить, и для чего это нужно
- Елена Хлевная
- Что такое эмоциональный интеллект
- Когда начинать развивать ЭИ
- Как оценить уровень ЭИ
- Как развить ЭИ у ребенка
- Называть эмоции
- Обсуждать эмоциональные ситуации
- Не обесценивать переживания
- Моделировать способы выражения эмоций
- Научить управлять сильными эмоциями
- Музыка
- Книги
- Картины
- AnnaMama
- Эмоции и общение. 0-6 месяцев.
- Как малыш распознаёт эмоции: от рождения до года
- Как ребёнок распознаёт эмоции
- Сразу после рождения
- Прошло два дня
- Спустя три месяца
- Исполнилось пять месяцев
- Всего полгодика
- Первый год жизни
Эмоциональный интеллект ребенка: как его развить, и для чего это нужно
Елена Хлевная
28 сентября • 16:44
Что такое эмоциональный интеллект? Почему развивать его нужно с ранних лет? И как продиагностировать ЭИ у ребенка? На эти вопросы отвечают кандидат психологических наук, национальный координатор международного научного сообщества по эмоциональному интеллекту (ISEI) в России, основатель сети центров «ЭИ дети» Елена Хлевная и руководитель методических разработок, кандидат психологических наук Татьяна Киселева.
Что такое эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это определяемая и измеряемая способность распознавать эмоции, понимать причины их возникновения, управлять ими и использовать весь эмоциональный спектр для решения задач. Уровень развития каждой из четырех способностей влияет на жизнь человека: его коммуникацию, работоспособность, стрессоустойчивость, креативность, вовлеченность и уверенность в себе.
Развитый эмоциональный интеллект позволяет ребенку:
- эффективно общаться со сверстниками и взрослыми
- управлять своим поведением
- быть собранным и сосредотачиваться на решении конкретной задачи.
У детей с высокоразвитым ЭИ выше успеваемость и мотивация к учебе. А ребята с низким ЭИ больше поддаются влиянию дурной компании, получают плохие оценки из-за низкой концентрации внимания, подвержены стрессам и эмоциональному выгоранию.
Если развивать эмоциональный интеллект с раннего возраста, повышаются шансы добиться успеха во взрослой жизни. Дети вырастают более гармоничными, лучше реализуют свой потенциал и востребованы как специалисты. Ведь в 21 веке уровень эмоционального интеллекта соискателя проверяют при приеме на работу. Вслед за зарубежными компаниями, российские организации внедряют эмоционально-интеллектуальную среду в свой бизнес. По данным Всемирного экономического форума в Давосе, эмоциональный интеллект входит в топ-10 ключевых рабочих навыков.
Тренировать эмоциональный интеллект можно дома и на специальных занятиях. При выборе занятий важно руководствоваться критериями качества: программа обучения должна иметь четкую научную основу и методическую базу.
Когда начинать развивать ЭИ
Эмоциональный интеллект у детей развивается проще, чем у взрослых. Дошкольники с четырех лет отлично распознают базовые эмоции: страх, гнев, печаль, радость. С шести-семи лет развивается регуляция поведения (произвольность). Ребенок учится отслеживать влияние эмоций на деятельность и сознательно вызывать нужные эмоциональные состояния. В младшем школьном возрасте это умение перерастает в полноценную эмоциональную саморегуляцию.
Эмоциональный интеллект стоит начинать дополнительно развивать в детстве, используя специальные программы. Исследования ученых Йельского университета доказали, что в тех школах США, в которых в течение двух лет внедряли программы диагностики и развития ЭИ, улучшилась эмоциональная атмосфера. В условиях эмоциональной поддержки росла успеваемость и уровень адаптации детей в обществе.
Профессор Сиднейского университета Каролин МакКанн выявила зависимость успеваемости от способности детей понимать свои эмоции и управлять ими. МакКанн и ее коллеги проанализировали данные 160 исследований с выборкой в 42 тысячи учеников из 27 стран от начальной школы до колледжа. Исследователь обнаружил, что оценки и результаты тестов учеников с развитым эмоциональным интеллектом были выше, чем у их одноклассников даже при соразмерном IQ.
Это происходит потому, что дети с высоким ЭИ проще справляются с негативными эмоциями — тревогой, скукой и разочарованием — которые подспудно влияют на успеваемость. Также эти ученики лучше взаимодействуют с учителями и сверстниками, что тоже сказывается на обучении.
Как оценить уровень ЭИ
То, как ребенок выражает свои эмоции — плачет, если грустно, громко хохочет, когда весело — показывает уровень его эмоционального интеллекта. По мере взросления способность детей открыто выражать эмоции и чувства подавляется обществом.Взрослые осуждают яркие эмоциональные проявления, делают замечания, одергивают. А, между тем, на них нужно обращать внимание.
Признак высокого эмоционального интеллекта — открытость новому и желание познавать мир, общаться. Если ребенок внимательно слушает других, задает вопросы, нужно его поощрять, ведь так он развивает эмпатию.
Единственная в мире признанная научным сообществом диагностика эмоционального интеллекта — тест эмоционального интеллекта Мэйера-Сэловея-Карузо (MSCEIT — Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test). Она предназначена для работы с подростками от 10 лет и раскрывает умение перерабатывать информацию, полученную через эмоции, как свои, так и других людей.
Как развить ЭИ у ребенка
Называть эмоции
Ребенок только учится распознавать свои эмоции. Родители помогают ему в этом, называя их вслух: «Мне кажется, ты сердитый/радостный» и т. д. Параллельно ребенок пополняет словарный запас.
Обсуждать эмоциональные ситуации
Чтобы научить ребенка взаимодействовать с эмоциями и доверять им, родители обсуждают с ним события дня и их эмоциональный фон, предлагают помощь в сложных ситуациях, рассказывают о значимых ситуациях собственной жизни и своих переживаниях.
Не обесценивать переживания
Когда ребенок расстроен, даже если его эмоции непонятны родителям и кажутся слишком драматичными, нельзя обесценивать их и отпускать пренебрежительные комментарии. Они заставят скрывать «неправильные» эмоции и меньше доверять. Лучше в любом случае проявить внимание и сочувствие.
Моделировать способы выражения эмоций
Дети должны уметь выражать свои эмоции социально-приемлемым способом. Например, сказать «Я обиделся» или нарисовать грустный смайлик, а кричать и бросать вещи неприемлемо. Лучше всего показать возможные сценарии на собственном примере.
Научить управлять сильными эмоциями
Важно научить переходить из одного эмоционального состояния в другое, управлять сильными эмоциями. Порассуждать с ребенком, что делать со злостью, обидой и грустью. Изучить такой алгоритм управления эмоциями:
- Остановись;
- Досчитай до 10;
- Выдохни;
- Расскажи, что ты чувствуешь.
Развитию эмоционального интеллекта у детей способствуют книги, картины и музыка. На их примерах можно тренироваться различать эмоции и анализировать их.
Музыка
Спокойная музыка: грусть, печаль, тревога:
- Эдвард Григ — Утро из сюиты «Пер Гюнт»;
- Роберт Шуман — «Грезы»;
- Фридерик Шопен — «Ноктюрн № 2»;
- Иоганн Себастьян Бах — «Ария из Оркестровой сюиты N3»;
- Вольфганг Амадей Моцарт — «Дон-Жуан», K. 527.
Динамичная музыка: радость, восторг, интерес:
- Иоганн Себастьян Бах — «Шутка» из Оркестровой сюиты N2;
- Иоганнес Брамс — «Венгерский танец № 5»;
- Модест Мусоргский — «Картинки с выставки» — «Лиможский рынок»;
- Петр Ильич Чайковский — Трепак из балета «Щелкунчик»;
- Михаил Глинка — «Детская полька».
Книги
- Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»;
- Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»;
- Валентин Катаев «Цветик-семицветик»;
- Алексей Толстой. «Золотой ключик или приключения Буратино»;
- Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»;
- Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»;
- Константин Паустовский. «Стальное колечко»;
- Редьярд Киплинг «Книга джунглей»;
- Борис Заходер «Книги о весне»;
- Аркадий Гайдар. «Чук и Гек».
Картины
Грусть, печаль, тревога:
- Федор Решетников «Опять двойка»;
- Владимир Серов «Девочка с персиками»;
- Виктор Васнецов «Аленушка»;
- Илья Репин «Бурлаки на Волге»;
- Константин Маковский «Дети, бегущие от грозы».
Радость, восторг, интерес:
- Пейзажи Ивана Шишкина «Рожь», «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы» и тд.;
- Клод Моне «Завтрак на траве»;
- Исаак Левитан «Березовая роща», «Свежий ветер. Волга»;
- Эдгар Дега «Голубые танцовщицы»;
- Альфред Сислей «Сад Ошеде. Монжерон».
Источник
AnnaMama
Эмоции и общение. 0-6 месяцев.
Итак, поговори о социальном и эмоциональном развитии в зависимости от возраста. Начну с самого начала.
От рождения и до 6 месяцев:
- Происходит формирование привязанности с основным близким, который ухаживает за ребенком. На первом месте находится эмоциональное общение с мамой (или др. близким), ребенок мало отличает свои эмоции от маминых, потребности в общении с другими людьми нет.
- Эмоции:
- К 1-2 месяцам жизни появляется первая улыбка и гуление.
- К 3 месяцам ребенок учится выражать свои негативные и положительные эмоции (в тч гулит: ааа, гууу, гыыы, гэээ ). Ребенок различает лицо человека среди других предметов и фиксирует на нем взгляд, но эмоции взрослого еще не имеют значения (это было отражено в экспериментах с нарисованным лицом).
- После 3 месяцев ребенок начинает получать удовольствие от внимания взрослого и постепенно начинает различать не только лицо человека, но и его эмоции, выражение лица взрослого, глаза и улыбку, интонацию голоса. Ребенок начинает рассматривать все вокруг и наслаждаться окружающими звуками, предметами, яркими красками, своим телом, и постепенно начинает изучать свойства предметов (берет их, бросает их, пробует на вкус).
- Способ общения – плач или крик. Вначале- одинаковый для всех случаев, направленный на удовлетворения базовых потребностей. Ближе к 3 месяцам крик становится эмоционально окрашенным и различается в зависимости от потребностей ребенка.
- Коммуникация – только с несколькими близкими людьми. Первая коммуникация — через взгляд: ребенок смотрит на маму- мама реагирует на него. По мере взросления, ближе к 1-2 месяцам коммуникация происходит через улыбку: ребенок улыбается- мама улыбается в ответ. С 3 мес ребенок гулит – мама повторяет за ним, ребенок ей отвечает.
Об эмоциональных потребностях ребенка от рождения и до 6 месяцев.
- В этот период формируются первые стереотипные привычки (последовательность действий при режиме дня, привычка к засыпанию и тд), ребенок испытывает потребность в ритмичности каждоневных действий. Последовательная ритмичная ежедневная смена действий важна детям.
- Основные потребности – в сытости, тепле, сне, комфорте, тактильных ощущениях с мамой, общении с мамой (слышать ее голос, чувствовать ее запах), ритмичности дня.
- Эмоциональное спокойствие основано на близости человека, к которому ребенок привязан, на стабильности окружающего ритма и мира, оно достигается удовлетворением базовых потребностей и организацией вестибулярных, оральных и тактичных ощущений: кормление, ношение на руках, укачивание, гуление, шипение (непроизвольная попытка воссоздать белый шум, который ребенок слышал внутриутробно). Ребенок раздражается на изменение привычного ритма и окружения, исчезновения близкого человека.
- Важно для развития эмоционального интеллекта:
- повторять за ребенком (гуление, улыбка)
- реагировать на плач
- разрешать ребенку все трогать, изучать и пробовать, в тч бросать игрушки, засовывать все в рот
- Игры: смешить ребенка (играть в «ку-ку», ребенок радуется, когда видит глаза взрослого), водить перед ребенком и прятать игрушку, вкладывать предметы в ручку (не надевайте на ребенка «царапки»), предлагать схватить игрушки
- Повод для беспокойства: если в 4 месяца не реагирует на обращенную к нему речь взрослого и не узнает маму.
- Дети, у которых не удовлетворены тактильные и вестибулярные ощущения, которые не имеют близкого человека (дети в детских домах, находящиеся в состоянии депривации) сами пытаются удовлетворить свои потребности и качаются, сосут палец или уголок пеленка и тд.
- Показано, что безразличие со стороны взрослого вызывает у ребенка даже большую тревогу, чем негативные эмоции взрослого.
Педиатр и неонатолог, кандидат наук и мама, Левадная Анна.
Источник
Как малыш распознаёт эмоции: от рождения до года
Родители, если вы думаете, что можете хоть что-то утаить в секрете от своего ребенка, вы ошибаетесь. Читать ваши эмоции он научился намного раньше, чем разговаривать. Ученые давно пришли к мнению, что распознавание эмоций относится к базовым навыкам человека, передается генетически и сформировалось в ту пору, когда от способности читать и выражать эмоции зависела выживаемость племени.
Психолог Ванесса ЛоБью изучает, каким образом новорожденные учатся распознавать эмоции, и пока результаты ее исследований подтверждают: распознавание эмоций появилось в результате эволюции и передается по наследству как навык, полезный для выживания.
Как ребёнок распознаёт эмоции
Сразу после рождения
Уже через несколько часов после появления на свет младенец уверенно различает лицо мамы среди незнакомых лиц. Более того, в первые минуты жизни ребенок рассматривает лица, то есть способен считывать эмоциональные сигналы раньше, чем воспринимать речь. В ходе эксперимента сотрудники академии педиатрии показывали новорожденным картинки, на которых были изображены схематическое лицо, лицо с фрагментами, расположенными вперемешку, и лицо-пустышка. Отслеживая направление взгляда новорожденных, ученые убедились, что изображение лица привлекает внимание младенцев.
Прошло два дня
В первые несколько дней жизни младенец начинает распознавать по выражению лица базовые эмоции: страх, радость, удивление, огорчение. Поэтому настроение и эмоциональное состояние мамы крайне важно для малыша. Для развития ребенка лучше, если первые эмоции будут хорошими и приятными.
Спустя три месяца
К этому возрасту ребенок отличает знакомые лица от незнакомых. Значит, он способен выделить ключевые признаки лица и четко идентифицировать, кому из родственников оно принадлежит. Малыш не только узнает человека, но и распознает его эмоциональное состояние. Поэтому всегда приходите к ребенку в хорошем расположении духа.
Исполнилось пять месяцев
Младенец переходит на новый эволюционный этап и учится выражать эмоции и показывать настроение. Он мастерски справляется с задачей, хмурит брови, удивленно округляет глаза, оттопыривает нижнюю губу, когда собирается заплакать, или радостно гугукает. Он может издавать всего несколько звуков, но уже произносит их с разной интонацией. Наблюдательный взрослый без труда распознает настроение малыша. К пяти месяцам у ребенка формируется отношение — симпатия или антипатия, а также обратная реакция. В обществе приятных людей ребенок ведет себя активно; среди людей, которые ему неприятны, закрепощен или плачет.
Всего полгодика
Спустя шесть месяцев распознавание базовых эмоций освоено. В этом возрасте малыш справляется с задачей на уровне взрослого человека и способен распознавать все эмоции, вызванные физиологическими ощущениями.
Первый год жизни
Ребенок переходит от чтения базовых эмоций к сложным выражениям лица. Например, он способен увидеть осуждение или одобрительное выражение лица. Одобрение мамы дает ему позитивную мотивацию и помогает быстрее учиться. Например, малыш листает книгу и замечает, что мама радуется. Не удивляйтесь, если он полюбит играть с книгами, чтобы порадовать маму. Реакция близких помогает малышу учиться ходить, произносить первые слова и познавать мир.
В отношении людей другой расы у детей наблюдается эффект «перцептивного суждения»: они не распознают эмоции, и все представители другой расы кажутся им на одно лицо. Перцептивное восприятие со временем проходит.
Когда ребенок общается с людьми, имеющими другой цвет кожи, или видит их изображения, он учится распознавать их эмоции. Эксперименты подтвердили, что для отмены перцептивного суждения детям до годика достаточно трех недель.
Суть этих исследований сводится к тому, что обучение и развитие в первый год жизни ребенка во многом зависит от эмоционального настроя родителей. Если родители довольны, то ребенок вырастет талантливым.
Подписывайтесь на наш канал и мы будем радовать самыми интересными статьями!
Источник