- Часть I. ИСТОРИЯ РАЗУМА
- Раздел II. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА
- 8. РАЗУМ И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ
- Почему эмоции так жестоко убивают Здравый Смысл.
- Кого слушать: здравый смысл или эмоции?
- Что важнее: чувства или здравый смысл?
- Эмоции – реальный источник проблем
- Подкожные автоматизмы
- Координаты эмоций
- Затянувшиеся эмоции
- Внутренний раскол
- Вечный облом
- Вечное детство
- Самооправдания
- Сознательность
Часть I. ИСТОРИЯ РАЗУМА
Раздел II. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА
8. РАЗУМ И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ
Каковы составляющие здравого смысла? Это — интуиция человека, способность человека контролировать свои чувства, и жизненный опыт, хорошая память на положительные и отрицательные стороны жизни и уменье человека пользоваться своей памятью.
Все эти составные части здравого смысла ясны, кроме интуиции. Насчет возможностей использования человеком интуиции приведем высказывание директора Института мозга человека РАН в Санкт-Петербурге доктора биологических наук, члена-корреспондента РАН С.В.Медведева:
«— Надо ли доверять интуиции?
— Да, обязательно. Хотя, как говорится, доверяй, но проверяй. Частое недоверие к интуиции, постоянные сомнения в себе — это уже границы болезни. Интуиция — уникальная возможность правильного решения по минимуму осознанной информации» («АиФ», № 42, 1998 г.).
При исследовании разума интуиция все больше занимает умы ученых.
«Так или иначе, интуиция есть у всех людей. Но не все к ней прислушиваются. Известный на Западе американский социолог Джеймс Д.Л. Стаунтон опубликовал в „Джорнэл оф социолоджи“ результаты исследования более 200 железнодорожных крушений и более 50 авиакатастроф. Оказалось, что во всех аварийных случаях транспорт был заполнен только на 61%, а в благополучно закончившихся рейсах — на 76% от полного объема. 15% потенциальных пассажиров перед каждым опасным рейсом чувствуют интуитивный сигнал и избегают поездки!
Почему же ген не сработал у остальных 85 процентов? Скорее всего, большинство просто не прислушалось к безотчетному чувству тревоги: из-за упрямства, любопытства, служебного долга… Именно так было при Ватерлоо с Наполеоном: он чувствовал, что проиграет сражение, но устал и махнул на все рукой…
Много лет назад все газеты обошел случай с аббатом де Монмореном. Во время мессы небывалое чувство тревоги заставило его покинуть паперть, на которую буквально через несколько секунд рухнул потолок. Сегодня ученые не видят в этом случае ничего сверхъестественного: благодаря «шестому чувству» наш мозг способен улавливать аномалии окружающих энергетических полей. Как только появилась трещина в потолке и стала расти, энергетические изменения в храме становились все сильнее. Соответственно, и тревога, охватившая аббата, нарастала, пока не стала совсем неодолимой…
— Интуиция — это бессознательное мышление, — считает Дмитрий Ушаков, старший научный сотрудник Института психологии Российской академии наук, — на неё оказывает влияние интеллект, способности, физиологические особенности человека, среда и даже эпоха.
Кроме того, замечено, что интуиция срабатывает у людей чаще всего в экстремальных ситуациях: возможно, для её «запуска» необходим выброс адреналина…
Исследования, проведенные на факультете психологии МГУ, показали, что интуиция развита значительно лучше у левшей, чем у правшей, потому что у первых преобладает правое полушарие мозга, которое отвечает за эмоции. Видимо, поэтому левши чаще поступают в консерватории, а правши — в технические вузы.
Сегодня уже доказано, что без интуиции невозможно постичь даже такие точные науки, как физика и математика. Именно интуиция отличает нас от сверхсовершенного компьютера, потому что машина способна думать только по логическим законам, а мы — как Бог на душу положит». («Комсомольская правда» 06.03.1999).
В наше время многие известные личности обладают здравым смыслом. Правда, этот здравый смысл бывает качественно разный: плохой и хороший.
Само понятие здравого смысла в определенной степени состыкуется с понятием прагматизма. По-гречески это слово означает — действие, дело, практика. Прагматизм в философском его понимании — это отождествление, сравнение, равенство истинного (реального) понимания событий, фактов, положения вещей с практически полезным, выгодным. Прагматизм, как и здравый смысл, ставит знак равенства (с определенными поправками на прошлый опыт) между реальностью и совокупностью субъективного опыта. Поэтому прагматизм, как и здравый смысл, делает более правильные выводы и принимает наиболее реальные решения, чем какие-либо другие учения (например, марксизм-ленинизм), опирающиеся на идеологические догмы. Марксизм-ленинизм осуждал прагматизм, а следовательно, и здравый смысл, как реакционное субъективно-идеалистическое учение. По мнению марксистских философов, американский прагматизм — это «идеалистическая философия эпохи империализма», в Германии (одной из самых процветающих стран мира), по мнению марксистов, их прагматизм под названием «философия жизни» — это «философия волюнтаризма, беспринципного делячества и империалистического авантюризма». Критикуя прагматизм, марксизм-ленинизм, естественно, не жаловал и здравый смысл, поскольку он не соответствовал основным положениям марксистской философии о понятии истины, как отражение объективной действительности в сознании. А объективная действительность в сознании — её мог быть только марксизм-ленинизм и его положения в деятельности человека во всех сферах жизни. Это и есть разительное отличие марксистских догм от здравого смысла.
Сам по себе здравый смысл не существует в чистом виде, на него влияет опыт, приобретенный человеком, особенности отдельной личности. На проявление здравого смысла у человека в различных ситуациях оказывают воздействия, например, сладострастие (похоть), чревоугодие, жадность.
Есть одна особенность здравого смысла, которую люди унаследовали от Господа Бога. Ее избежать никому не дано. Бог сотворил человека и его жену — Адама и Еву. Они со временем размножились и стали «плохими». Чтобы исправить дело своих рук, Бог напустил Потоп на землю. После Потопа люди снова во множестве своем размножились, но не стали хорошими, погрязли в грехах. Чтобы исправить положение, Иисус Христос (Бог един в трех своих ипостасях) пожертвовал собой (был распят на кресте) во имя спасения человечества. Во всем этом прослеживается одна мысль — сначала делается «плохо», потом исправляется это «плохое». Такова одна из особенностей здравого смысла человека, и она от Бога.
Источник
Почему эмоции так жестоко убивают Здравый Смысл.
Эмоции — это волны.
Здравый смысл — это построение умозаключений соответствующих действительности.
Строить во время землетрясения практически невозможно.
Эмоции не убивают здравомыслие.
Они во время своего проявления не предоставляют возможность здравому смыслу получать ожидаемый им результат.
Эмоции бывают двух разновидностей: ощущаемые и демонстрируемые.
Демонстрируемые эмоции: используются в ходе общения и являются одним из инструментов повышения эффективности общения; это то, что вы показываете окружающим мимикой, жестами, тоном голоса, используемым стилем речи и т. д.
Ощущаемые эмоции: мешают Вам достигать целей общения и помогают Вашему собеседнику достигать его целей в ходе Вашего с ним общения; это то, что вы на самом деле чувствуете, это ваше настроение, опасения и т. д.
Эмоция — это результат несовпадения ожидаемых (осознанно или нет) результатов, и реально существующих результатов.
Негативные эмоции — это результат несовпадения желаемых результатов, которые ожидает человек, с фактическими результатами.
Позитивные эмоции — всегда результат действий, которые обязательно дадут неправильные для человека результаты или результат наличия мыслей, идей и мнений, при использовании которых получатся неправильные результаты.
Когда место лжи самому себе занимает Истина, недовольству неоткуда взяться: все, что происходит, существует потому, что ты этого хочешь; то, что тебе хочется изменить, ты уже изменил или изменяешь.
Ощущаемые эмоции изменяют работу органов тела, регулируют их функции — эмоции управляют организмом человека и продолжительностью его жизни. Ощущаемые эмоции являются механизмом быстрой «настройки» функций тела в соответствии с текущей ситуацией — это неплохое подспорье для умного человека. Другое дело, что ощущаемые эмоции включаются сами в соответствии с существующими у человека программами реакций на окружающие его раздражители.
Ощущаемая эмоция — состояние, обусловленное имеющимся на данный момент набором мнений о своем теле, который человек применяет в жизни: если он курит, значит, есть мнение о том, что ему нужно курить; занимается сексом — значит, есть мнение о том, что ему нужно заниматься сексом. Так же обстоит дело с «есть» ; «пить» и т. д. Этот набор мнений можно выписать, если Вам это интересно — исходя из фактов.
Демонстрируемые эмоции представляют собой ваш личный арсенал воздействия на окружающих. Проявляя различные эмоции, вы «нажимаете на кнопки» окружающим вас людям, вне зависимости от того, испытываете вы эти эмоции на самом деле или нет.
ИСТИНА: Выражение любых эмоций всегда является попыткой побудить окружающих к совершению неправильных действий и ПОВОДОМ для совершения неправильных действий: злость — провоцирует на борьбу, радость — провоцирует на доверие и на потерю способности видеть факты.
Знайте это и пользуйтесь этим.
Источник
Кого слушать: здравый смысл или эмоции?
Все в мире поговорки, народные мудрости, философские течения и даже сам Будда — научают слушать исключительно разум, ибо чувства человеку только козни строят.
Не знаю, что такого чувства и эмоции сделали лично философам и Будде, но отрекаться от них во славу великого чистого Абсолютного Разума никому не советую. А вот научиться в них разбираться — советую.
А еще советую выйти из пещеры неведения и, наконец, перестать делить чувства на плохие и хорошие.
Чувства есть чувства!
Не плохие. Не хорошие.
Просто чувства.
И нужны они человеку не страданий ради, а пользы для. Все они являются естественными проявлениями жизни человеческой психики, а этот самый человек чуть ли не всю жизнь учится с ними бороться. Вместо того, чтобы просто разрешить себе грустить, когда грустно, радоваться, когда радостно, плакать, когда больно, и злится, когда достало.
Сделать правильный выбор, полагаясь только на свою рациональную часть — невозможно. Возможно сделать рациональный выбор, но будет ли он подходящим?
«Мой расчет четко говорит выбрать маркетинг, как жизненную стратегию. Финансово — в этом больше смысла. Но радость мне приносит — лепить миниатюры из полимерной глины.»
. И можно сделать успешную карьеру, и выбрать более удачного партнера, а потом, в конце, понять, что прожил чужую жизнь.
- Потому что игнорировал злость, которая говорила о том, что мои границы нарушают.
- Игнорировал отвращение, сигнализирующее, что чего-то в контакте с этим человеком избыточно много.
- Игнорировал возбуждение, потому что «это не правильно или еще как-то там”.
Рациональная часть психики показывает нам возможные варианты. А чувственная подсказывает, какой из них — правильный.
Берегите себя, и делайте в жизни правильный выбор!
Если вам понравилась статья — ставьте большой палец вверх, чтобы видеть у себя в ленте больше моих заметок, которые будут касаться нашего внутреннего космоса!
Буду очень благодарна за подписку на мой канал и с радостью отвечу на интересующие вас вопросы!
Источник
Что важнее: чувства или здравый смысл?
Что важнее: чувства или здравый смысл?
Этот вопрос все чаще поднимается в обсуждениях. И это прекрасно! Чувства возвращают себе свою значимость, права, начинают оказывать на жизнь людей то влияние, ради которого они природой придуманы и созданы.
Тем не менее вопрос не корректный.
В нашей жизни есть место как для чувств, так и для здравого смысла. И то, и другое важно.
Чувства – маркеры. Сигналы, сообщающие нам о том, что происходит с нами и вокруг нас. Точно так же как физическая боль требует срочно убрать голую ногу с горящей ветки, боль душевная привлекает внимание к разрушающему наш внутренний мир контакту.
Не ветка виновата в том, что вам было больно.
Не нужно делать далеко идущий вывод о том, что от любых костров нужно держаться как можно дальше.
Ощутив боль, нужно убрать ногу с горящей ветки. Сразу после этого, если нужно, перебинтовать ее, полечить и обуть. А уже потом разобраться, что произошло, и как на самом деле в лесу себя вести надо было.
Если вам обидно, это не значит, что человек рядом с вами эмоциональный насильник и агрессор.
Что он хотел вас обидеть.
Что он пытается вами манипулировать.
Что ему на вас плевать.
Возможно он и есть агрессор, хотел обидеть, пытается манипулировать. Обида — сигнал прервать контакт. Но делать окончательный вывод о человеке и принимать решение о том, как с ним взаимодействовать в будущем, лучше на трезвую голову.
Чувства важно замечать. С ними нужно считаться. И стоит научиться их проживать. Но не нужно носиться с ними, как курица с яйцом. Не они должны управлять вашей жизнью.
Как нечто большее, чем ваши чувства.
И нечто большее, чем ваши убеждения.
Об убеждениях поговорим в следующий раз. С ними тоже все не просто и очень интересно.
С пожеланиями дружить с собственным сердцем, не отказываясь от здравого смысла,
Источник
Эмоции – реальный источник проблем
Почти всем клиентам я на каком-то этапе рассказываю, как возникают проблемы. Говорю, что все дело в эмоциях. В жизни случаются события – так она устроена. А те из них, что окрашиваются неприятными эмоциями мы и называем проблемами. То есть по итогу, лечить приходится именно эту душевную боль. Тогда меняется и отношение, и подход к событиям – без негативных переживаний они перестают казаться проблемами.
Эмоции обычно описывают тавтологично, как оценивающее, пристрастное отношение к ситуации. Здесь выражаю свой опять же ненаучный взгляд. Статья для меня оказалась непростой в том смысле, что на отражение собственных наблюдений в более-менее точных формулировках ушло много времени. Некоторые абзацы удалял и переписывал ни по разу, пока тема не зазвучала хотя бы относительно приближено к тому, как я ее вижу. И все равно теоретическая модель пока сыроватая. Имейте смелость сомневаться во всем нижеописанном.
Подкожные автоматизмы
Если внимательно приглядеться к тому, как мы совершаем выбор, как, вообще, действуем, то на поверхности сознания эти управляющие личностью рычажки, ощущаются, как наши собственные побуждения. Однако в одних побуждениях мы без колебаний признаем свои реальные желания, а иные кажутся чуждыми, словно нечто изнутри в обход нашей воли принуждает к своим стихийным целям, оторванным от сознательной программы личности.
Когда размышлял об этих подспудных побудителях, на ум спонтанно пришла фраза: «подкожные автоматизмы». Это – давние желания, начавшие жить своей жизнью. Мы можем забыть о том, чего когда-то хотели, но желание уже развернулось на территории психики, присвоило себе часть нашей жизненной энергии и развилось в эмоцию.
Сегодняшние ситуации могут нашему бессознательному напоминать прошлое, где остались неудовлетворенные эмоции. В настоящем они пробуждаются и выстреливают неожиданно, как черт из табакерки, требуя реализации.
То есть когда-то эти требования были сознательными и ощущались как собственные. Но в последствии, не будучи реализованными, до поры до времени скрылись. С годами личность растет, меняются взгляды, подходы. Но подкожные автоматизмы посажены так глубоко в душе, что нынешние трансформации личности их могут никак не затрагивать – просто какая-то незначимая рябь где-то далеко на поверхности «океана» психики. Поэтому, всплывая в актуальной ситуации на ту самую «поверхность», древние эмоции, порой, кажутся стихийными и чужеродными, словно человек стал одержимым какой-то потусторонней силой.
Агрессивную разновидность глубинных бессознательных побуждений суеверно так и называют – внутренними демонами. И это – ничто иное, как наши собственные желания, за которые мы отказываемся нести ответственность.
Эти отделенные от общей канвы личности брожения, пока мы их не признаем, в каком-то смысле действительно живут собственной жизнью. Они могут проступать в сновидениях, выражаясь в «странных» ситуациях и несвойственных личности поступках.
Большая часть эмоций диктуется такими закадровыми рычагами. Поэтому так трудно эмоциями управлять – они возникают словно сами по себе, как наводнение. В итоге эмоции управляют нами просто потому, что зарождаются из таких недр души, до которых дневное сознание допуска уже давно не имеет.
Координаты эмоций
Для справки:
Эмоции часто путают с чувствами. Обычно чувства описывают как некое устоявшееся эмоциональное отношение, например: стабильная любовь или ненависть к человеку. Эмоции в противовес чувствам ситуативны и кратковременны – эдакие чувственные порывы.
Термин «чувства» неоднозначен, его используют в том числе и для телесных ощущений, когда говорят о пяти органах чувств. Поэтому в статье во избежание путаницы я использую обобщенно только термин «эмоции». К тому же, как я это вижу, чувства – это и есть такие вот «аномально» затянувшиеся эмоции. О причинах этой затянутости буду говорить ниже.
Эмоция – это энергия намерения, призванная заряжать конкретные действия. У большинства эмоций есть две опорных координаты вдоль, которых они движутся – это «цель» и «поражение».
Намерение эмоции – это решительность осуществить цель. С появлением намерения эмоция разгорается и мотивирует, толкает к цели и отталкивает от поражения. Этими свойствами обладают даже внешне пассивные эмоции – такие, как грусть, обида или жалость к себе.
Цель – это «победа», достижение условия, при котором намерение эмоции удовлетворяется, и эмоция перестает вырабатываться, высвобождая энергию, которую занимала, чтобы «звучать».
Поражение – это запретное условие, при котором цель эмоции как бы признается окончательно проваленной. При этом эмоция, опять же, перестает вырабатываться.
Разочарование – еще одно условие (самое распространенное), при котором эмоция растворяется. Это – ситуация, когда цель эмоции признается неактуальной, более не имеющей ценности. Чаще всего разочарование случается, когда эмоция достигает своей цели.
Можно выделить частичное разочарование – это, когда значение цели эмоции снижается, и сила эмоции сокращается.
Эмоции – это изначально нейтральная энергия, профильтрованная и окрашенная намерениями. Вкус отдельной эмоции как бы напоминает об этом конкретном намерении, ведет по маршруту его реализации. Вкус этот всегда двойственный – в нем смешаны предвкушение успеха и страх провала. Чем более значимым для жизни воспринимается намерение, тем больше энергии под него выделяется, тем, соответственно – мощней эмоция.
Затянувшиеся эмоции
Эмоциональная проблема (психическое страдание) кроется даже не в проваленном намерении эмоции, а в приближении к провалу. Именно отклонение от цели (или хотя бы его предвкушение), и движение в сторону провала вызывает страдание – ситуацию, которую обычно и называют проблемой.
В зависимости от близости к цели, эмоция меняет вкус. Приближение обнадеживает предвкушением победы. Отклонение от цели грозит запретным провалом, и окрашивает эмоцию аурой безнадеги.
Основная проблема эмоций в том, что они часто так и не достигают ни одной из конечных точек – ни цели, ни провала. А потому так и провисают на холостых оборотах между этими полюсами, то обнадеживая нас победой, то повергая в отчаяние, приближающегося поражения.
Такие вот незавершенные эмоции имеют тенденцию накапливаться и складироваться в бессознательных слоях психики. Там в глубинах души намерения эмоций в буквальном смысле паразитируют на нашей жизненной энергии. Они, словно ненасытные трутни, ее постоянно потребляют. А взамен дарят смутные двойственные переживания («вкус» эмоций).
Подавленные эмоции – это вечный убыток. Обычный взрослый человек носит в себе целый каскад таких нерешенных проблем, уже толком не понимая, от чего его душа так болит, а чему радуется. Каждое шевеление реальности задевает какие-то внутренние струнки – одну или сразу несколько этих внутренних полярностей – наших эмоций.
Внутренний раскол
Эмоции – это энергия, они заряжают и дают силы. И все бы ладно, если бы энергия эта всегда направлялись на что-то конструктивное и несомненное. Но мы своим поверхностным умом очень уж часто замечаем, насколько невпопад эмоции срабатывают, и попросту их давим, даже не подозревая какими катастрофическими последствиями это чревато.
Так начинается внутренний раскол, где поверхностный ум конфликтует с глубинными переживаниями. И получается такая вот чудная ситуация, где человек, казалось бы, всей душой заинтересованный в собственном благополучии, против себя борется и мир в душе теряет.
Говоря метафорически, внутри нас за право управления соперничают внутренние ребенок и взрослый. У ребенка – основной запас жизненных сил и детские желания. У взрослого – относительно зрелый ум и указка, которой он указывает ребенку, что можно, а что нельзя.
При этом неудовлетворенные глубинные желания не только продолжают искать выхода, но попутно приносят ощущение угрозы того, что удовлетвориться они так и не смогут (приближение «провала»). А угрозу эту наш глубинный детский ум воспринимает, как смертельную, и трясется над ней не на шутку.
В итоге уже взрослый человек констатирует, что вроде бы жизнь его по внешним критериям нормальная, а может быть и удачная, но на душе тяжело, а порой и до чертиков страшно. Его внутренний ребенок отчаялся и проливает слезы.
Вечный облом
Жизненная энергия при этом расходуется откровенно абсурдно. Нутро направляет ее на свои желания, а поверхностный цензор эту воплощенную в эмоциях энергию, оставляя без решения, давит.
В итоге и сил нет, и душа болит, и за эмоции стыдно – мало их давить, так надо еще и каяться за то, что они, вообще, возникают (и это – очередной эмоциональный порочный круг). Ведь «положено» быть умным и собранным, а не импульсивно эмоциональным.
Неудовлетворенные намерения подавленных эмоций продолжают подпитываться энергией, как бы в надежде, что их все-таки удовлетворят. То есть нутро снова и снова констатирует нерешенную проблему и бесконечно подряжает на ее решение свежие порции энергии – наши эмоции. А поверхностный ум их попросту вытесняет в бессознательное. «До лучших времен».
И так по кругу. Механизм, отточенный годами. В итоге задавленные проблемы никуда не уходят, а провисают вечным болезненным фоном.
Таким образом, даже в депрессии у человека всегда есть энергия. Просто она задавлена где-то глубоко внутри – эту закадровую психическую динамо-машину оседлали его вытесненные желания. А на поверхности не остается ни желаний, ни сил.
Подавленные эмоции становятся причиной вечного облома – знакомого всем чувства, что здесь и сейчас постоянно чего-то не хватает, а просто жить и радоваться – это не сбывающаяся мечта.
Вечное детство
Даже «пассивные», детские эмоции, внешне выраженные обиженным плачем – это по-прежнему активное осуществляющееся намерение. Ребенок своих целей иными путями достигать еще не способен.
Например, в детстве мы как бы понимаем без всяких слов, что вселенной есть дело до наших проблем. Стоит себя лишь пожалеть, горько расплакавшись, как помощь тут же приходит. А если маневр не срабатывает, значит, надо жалеть себя в трое сильней и уже не просто плакать, а рыдать в три ручья.
Взрослея мы можем обнаружить бестолковую непродуктивность жалости к себе. Но нечто внутри в обход всей рациональности может по древней привычке к этой практике побуждать. И это нечто действует безгранично убежденно, с твердым знанием настаивая на своем. Так, вроде бы взрослый, здравомыслящий человек с полуоборота становится капризным ребенком, и в горьком плаче ожидает какой-то неясной жалостливой поддержки.
Проблема детских эмоций в том, что они изначально пассивны и в повседневности, требующей активных действий, не работают. А сил между тем расходуют ничуть не меньше, чем внешне активные намерения. Но убежденность в правомерности собственных притязаний под зарядом инфантильных чувств может быть настолько мощной, что даже взрослый человек на них запросто без оглядки ведется. И обижается так же искренне, как когда-то в детстве.
Самооправдания
Здесь на progressman.ru я часто говорю о том, насколько условны «хорошее» и «плохое», «обязательное» «правильное» и подлежащее исправлению «неправильное», как некритично мы их проглатываем, принимая за чистую монету. Все эти смысловые связки – об эмоциях – наших иррациональных пристрастиях. Насколько слепо мы их давим, настолько же слепо их влиянию следуем.
Какой бы неуместной и дикой эмоция ни казалась, ум сделает все, чтобы ее оправдать, привяжет к обоснованию все возможные рационализации – даже самые нелепые. Пока эмоция звучит, фильтровать себя на предмет адекватности крайне сложно. На поводу у эмоций действуют не разобравшись, без понимания собственных намерений и возможных последствий, как бы безоговорочно доверяя той слепой убежденности, которой эмоция заряжена.
Чем меньше в сознании ясности, тем слабей «фейс-контроль» пролезающих из бессознательного побуждений. При таком раскладе самые разрушительные действия запросто покажутся и оправданными, и правомерными.
В любом деле вообще личное пристрастие имеет тенденцию искажать общую картину происходящего оправданиями персональной выгоды. Так уж мы устроены. Без оглядки действуем на поводу эмоций, порой, даже близко не замечая, как себя водим за нос.
Сознательность
Вот и получается, что и подавление эмоций, и свободное выражение могут оказаться одинаково бестолковыми. Одно ведет к психосоматическим недугам, второе – к деструктивным событийным последствиям.
И при любом раскладе корни переживаний могут сохраняться, приводя к рецидивам. То есть иные эмоции можно удовлетворять вечно, так окончательно и не удовлетворившись, а бессознательное будет снова и снова подсовывать одну и ту же горькую конфету в новых обертках.
Окончательно и без всяких откатов проблема решается, когда изначальный мотив эмоции (стоящий у истоков этой проблемы), осознается со всей ясностью.
То есть, когда мы понимаем, чего именно на самом деле хотели, тогда-то и получается без всякого подавления желаний по-настоящему перехотеть. Буквально тут же отпускает.
Опытный психолог периодически застает эти особенные моменты, когда его клиент, наконец, вернувший себе ответственность за собственные же глубинные желания, обретает облегчение. Энергия перестает расходоваться на непродуктивную эмоцию, и высвободившись, возвращает часть личной силы.
Процесс такого осознания – дело непростое. Эмоции – это такие заряженные бессознательные понимания – часто смутные, размытые и глобальные. Поэтому их нелегко конкретизировать и обезвредить. Есть множество методик. При этом – ни одной халявной. Везде приходится работать, и плотно себя исследовать.
Иногда достаточно внимательного созерцания собственного переживания, чтобы его развернуть и вывести изначальное намерение из бессознательного на «сцену» прямого осознания. Иногда продуктивней работает последовательный анализ, где здравый смысл дополняется интуитивным наблюдением ситуации в целом.
При этом не нужно себя уговаривать и убеждать в ответственности за эмоции. Ум и без того склонен интеллектуализировать и рационализировать, чтобы хоть какой-то чепухой себе свои «самовольные» эмоции объяснить и присвоить. Собственные изначальные мотивы необходимо именно осознавать, а не убеждать себя в их авторстве.
Эта статья – лишь краткий взгляд на предмет. В практике – всегда сотни нюансов, в рамки статьи не умещающихся. Тему буду продолжать.
Другие статьи по этой теме:
П.С.
Хотел написать пару абзацев о том, как мало и неглубоко наукой исследованы эмоции, дескать никто толком и не знает, что это, вообще, такое. Но быстро сообразил, что тему я копал неосновательно. Все же те определения, которые мне встречались в психологической литературе действительно выглядят поверхностно, и раскрывают не суть эмоций, а скорей их внешние проявления.
Помимо эмоций и чувств немалое значение в жизни имеют настроения – они тоньше и продолжительней порывистых эмоций, проживаются как вкус окружающего пространства, задают атмосферу происходящей жизни. О них я возможно еще напишу отдельно.
П.П.С.
Первая версия статьи была примерно на треть длинней. Пытаясь упростить материал, многое сократил и вырезал. Некоторые из удаленных абзацев:
Обида призвана обвинить, чтобы получить «справедливое» воздаяние. Гнев нацеливается на стремительную оборону личных границ. Азарт предвкушает победу. Жалость побуждает сберегать. Пожалуй, интерес – одно из немногих эмоциональных переживаний, которое не подразумевает обязательных целей, а подпитывает процесс (изучения).
***
Может возникнуть справедливое сомнение, откуда дескать могут взяться цели у младенца? Он же ничего не понимает, там ведь и личности-то еще нет. И все же то, что мы называем эмоциями, вообще, подразумевает хотя бы смутное предвкушение возможной цели. Знать этого не могу, но многое указывает на то, что в каком-то зачатке целеполагание свойственно даже животным.
***
Представьте правителя-тирана с расстройством раздвоения личности. Он построил в городе фабрику, высасывающую основные городские ресурсы. Устроил туда половину горожан, которым под смертельной угрозой дал категоричный указ – производить так называемую «конечную цель намерения» – и пообещал за нее свою вечную благосклонную любовь. При этом второй половине города ультимативно приказал под угрозой публичного позора этой конечной цели мешать – а за успех пообещал почет и славу.
В итоге одна часть города трясется от страха смерти, уповая на благосклонность правителя, вторая – от страха перед возможным позором и в надежде на вечную славу. И обе друг с другом – в столкновении. Не будучи способными достичь своих целей, они периодически обнаруживают себя у порога окончательного провала.
Оставшиеся крупицы жителей, не вовлеченных в эту гражданскую войну, лишь тихо удивляются, как бестолково город расходует свои ресурсы – на бесперебойное поддержание конфликта в метаниях между надеждой и страхом.
Другая аналогия расщепления личности – басня о лебеде, щуке и раке, взявшихся «везти с поклажей воз». В итоге: «Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду».
***
Рассуждая о своей жизни, мы склонны говорить о событиях, упуская тот факт, что происходящее с нами не имеет совершенно никакого значения без того «вкуса», который создают эмоции и чувства. Без душевной наполненности все наши мысли – лишь сухие, блеклые «емкости». Даже самые прагматичные и черствые люди руководствуются все теми же сладкими морковками эмоций и чувств, которые в них эта прагматичность рождает.
П.П.С.
Для статьи использовались коллажи художника Chema Mendez.
Источник