Когда появляются первые эмоции

Содержание
  1. Откуда берутся эмоции и чувства. Как ими управлять?
  2. Что такое эмоции и чувства
  3. Состояние аффекта
  4. Мотивирующие к действию, позитивные эмоции и чувства
  5. Избегание опасностей, тормозящие, негативные эмоции и чувства
  6. Откуда тело знает, как реагировать на конкретную ситуацию?
  7. Когда зародились эмоции?
  8. Сколько эмоций испытывает человек?
  9. 9 теорий, откуда берутся эмоции
  10. К.Э. Изард: «эмоции — это чувства»
  11. А.Н. Леонтьев: «эмоции показывают значение ситуации для вас»
  12. Дарвин: «эмоции — это остатки полезных реакций»
  13. Джеймс-Ланге: «эмоции — это сигнал организма мозгу»
  14. Кэнн-Бард: «физиология синхронна с эмоциями»
  15. Шахтер-Зингер: «Джеймс-Ланге кое-чего недоговаривает»
  16. Оценочная теория: «эмоция возникает уже после мысли и физиологической реакции»
  17. Теория обратной связи лица: «сначала показываете эмоцию, потом испытываете»
  18. Теория психоанализа: «эмоции — это бессознательное»
  19. Развитие эмоций и чувств в детском возрасте

Откуда берутся эмоции и чувства. Как ими управлять?

Ученые всего мира высказывали свои теории о причинах происхождения эмоций. Несмотря на различия в их позициях, все они сошлись в едином мнении, что эмоции – эволюционное приспособление организма к тем или иным ситуациям. Наше тело подсказывает нам, как реагировать на определенные условия – могут ли они нам навредить или, напротив, быть полезными. Но обо всем по порядку.

Что такое эмоции и чувства

Эмоция – это переживание или ответная реакция человека на события и окружение вокруг.

Эмоции заложены природой для адаптации и выживания. Благодаря эмоциям человек избегает опасностей (боится, осторожен) или стремиться действовать (радость, удовольствие).

Чувство – это высшая стадия, переживание одновременно нескольких эмоций.
Например, чувство превосходства, ревности, надменности или любовь, забота, вдохновение.

Однако, в современной науке нет чёткого определения чувствам: одни считают чувства и эмоции одним и тем же, другие — что это разные процессы.

Состояние аффекта

Аффект — максимально сильная и быстрая эмоция на стрессовую ситуацию. В состоянии аффекта психика тормозится, невозможно думать. Мозг принимает почти рефлекторно решения — нападать или бежать. Это «аварийное состояние» человека, как если он может умереть в эту секунду.

Мотивирующие к действию, позитивные эмоции и чувства

  • Радость
  • Удовольствие
  • Увлечение, стремление
  • Забота
  • Любовь
  • Вожделение
  • Эйфория
  • Вдохновение
  • Энтузиазм
  • Воодушевление
  • Вера
  • Гнев
  • Ярость

Избегание опасностей, тормозящие, негативные эмоции и чувства

  • Грусть, печаль
  • Апатия, уныние
  • Скука
  • Усталость
  • Растерянность
  • Оцепенение
  • Осторожность
  • Страх
  • Паника
  • Эмоциональный шок

Списки можно продолжать, эмоций действительно очень много.
И все они важны, т.к. позволили нам выжить в суровом мире.

Откуда тело знает, как реагировать на конкретную ситуацию?

Это сложный психический процесс. Зачастую эмоции связаны с воспоминаниями. Именно поэтому все мы на одни и те же вещи реагируем по-разному: одни смеются при виде клоунов, потому что они забавные, а другие плачут, потому что испугались цирковых артистов еще в детстве.

Когда зародились эмоции?

Эмоции зародились, когда у первобытного человека появилась потребность в познании мира ради выживания. Тело начало подавать сигналы в мозг об опасности или безопасности тех или иных факторов. Впоследствии эти примитивные эмоции переросли в другие чувства.

Сколько эмоций испытывает человек?

Современный человек испытывает огромное количество эмоций. Подсчитать их точное число не представляется возможным.

Парадоксально, но факт – в этот момент мы одновременно испытываем два противоположных чувства – злость и радость.
Злимся мы на его низкие и подлые поступки, а радуемся тому, что мы лучше и выше этого.

Интересно, что и ненависть – довольно сложное чувство.
Помимо гнева мы испытываем интерес к объекту и удивление по отношению к его поступкам.

9 теорий, откуда берутся эмоции

Ученые давно изучают вопрос, однозначного ответа сегодня нет.
Их мнения в чем-то схожи, но в чем-то различны. Предлагаю выслушать каждого, чтобы понять для себя, чья теория ближе к истине.

К.Э. Изард: «эмоции — это чувства»

Кэррол Изард не видит четкой границы между эмоциями и чувствами. Американский психолог полагает, что эмоция – это и есть нечто, что переживается как чувство.
В своем труде «Психология эмоций» ученый отмечает, что это чувство мотивирует и направляет восприятие, мышление и действие в нужное русло и вызывает правильную реакцию на происходящее.

По сути это подтверждает теорию о первобытной эмоции, которая возникла с целью выживания и посылала сигнал в мозг о надвигающейся опасности.

А.Н. Леонтьев: «эмоции показывают значение ситуации для вас»

Эмоции отражают то, какое значение и смысл имеет для человека та или иная ситуация либо объект.
В этот момент человек может испытывать удовольствие, неудовольствие, страх, интерес – да все, что угодно.

Простейшие эмоциональные процессы выражаются в двигательных, секреторных и органических изменениях (мимике, движениях, потоотделении) и принадлежат к числу врожденных реакций.
С формированием личности человек начинает испытывать более сложные эмоции и чувства, которые связаны с какими-то социальными, эстетическими и интеллектуальными аспектами.

Давайте рассмотрим эту теорию на простом примере.
Ваш друг рассказал вам анекдот – эта ситуация вызывает у вас улыбку, потому что во-первых, шутку рассказал вам друг, а общение с ним для вас имеет большое значение, а во-вторых, сам анекдот оказался действительно смешным и вы понимаете, что в данной ситуации будет уместно улыбнуться.

Дарвин: «эмоции — это остатки полезных реакций»

Мимика человека сформировались из «полезных движений», или реакций, которые в мире животных имели какое-то приспособительное значение.
Животные реакции сегодня на человеческом уровне воплощаются и распознаются как выражение эмоций.

Так, у современного человека, когда он испытывает страх, могут потеть руки.
Сегодня кроме дискомфорта это ничего не приносит. В то время, как у обезьяноподобных приматов, которые также могли чего-то испугаться, ладони потели и становились более липкими, что позволяло им легче карабкаться по деревьям, спасая свою шкуру.

Джеймс-Ланге: «эмоции — это сигнал организма мозгу»

Ситуация сначала вызывает физиологическое возбуждение, а уже потом человек интерпретирует эту реакцию. Так, по мнению Джеймс-Ланге, возникает эмоция.

Так, тело подает сигнал в мозг и вы осознаете, что испугались.
Получается, что вы заметили изменения в своем организме, и интерпретировали их как подготовку тела к опасности.

При этом, если удается блокировать возбуждение, то и эмоцию вы не испытаете.
Если бы ладони не вспотели, а сердце не стало биться чаще, страха вы бы не ощутили, а значит приближающиеся в темной аллее шаги не представляют для вас ничего опасного.

Кэнн-Бард: «физиология синхронна с эмоциями»

Эта теория утверждает, что человек испытывает физиологическое и эмоциональное возбуждение одновременно.
Так, в одно и то же время вы потеете, дрожите и осознаете, что испытываете страх во время той же прогулки по темной аллее.

Шахтер-Зингер: «Джеймс-Ланге кое-чего недоговаривает»

Шахтер-Зингер согласился с теорией Джеймс-Ланге, согласно которому событие вызывает физиологическое возбуждение.

Однако по версии Шахтер-Зингера мы не сразу интерпретируем это возбуждение – сначала мы определяем его причину.
Если взять уже знакомый нам пример с прогулкой по темной аллее, человек сначала начинает дрожать и потеть, затем понимает, что прогулка в ночное время суток может быть опасной и только потом приходит осознание страха.

Оценочная теория: «эмоция возникает уже после мысли и физиологической реакции»

Сначала возникает мысль, затем физиологическое возбуждение и только потом эмоция.
Иными словами, вы сначала думаете о ситуации (например, что приближающиеся шаги позади вас могут принадлежать маньяку или грабителю), затем сердце начинает биться быстрее, а ладони потеют – вы осознаете, что вам страшно.

Теория обратной связи лица: «сначала показываете эмоцию, потом испытываете»

По этой теории, эмоции происходят из-за изменения в наших лицевых мышцах.
Так, от улыбки человек испытывает счастье или удовольствие, а от того, что он хмурится, на душе появляется тоска и печаль.

Эти изменения лицевых мышц подают сигнал в мозг, тем самым создавая основу эмоций.
К примеру, друг рассказал вам анекдот, вы улыбнулись и мозг интерпретировал эти изменения лица как эмоцию радости.

Теория психоанализа: «эмоции — это бессознательное»

Эта теория рассматривает эмоции как бессознательное.
Любые психологические барьеры основаны на каких-то нерешенных проблемах прошлого (чаще всего эти проблемы идут из детства, когда сознание человека только формируется).
Анализируя причины произошедшего, можно понять, почему в той или иной ситуации человек поступает так, а не иначе.

Психаонализ, ко всему прочему, может помочь победить страхи и сомнения. Так, покопавшись в себе и найдя истинную причину страха, в следующий раз прогуливаясь по темной аллее, вы уже не будете бояться.

Источник

Развитие эмоций и чувств в детском возрасте

Дети играют в эмоции, копируя родителей.
скачать видео

Ребенок легко, играючи может начать плакать, может засмеяться или весело закричать. Для него это игровые действия, такие же, как разложить карточки в игре.
скачать видео

Это видео со своей дочкой сделала студентка УПП Носкова Елена.
скачать видео

Я выучила Возмущение, Страдание и Презрение.
скачать видео

Рождаясь, младенец имеет в своем арсенале только врожденные эмоции, но сюда входит уже многое. Это в первую очередь комплекс оживления (улыбка ребенка, глазки, ручки тянутся), удивление и интерес, когда этого недостаточно – хныканье, плач и ор. (с демонстрацией недовольства и агрессии или страха и отвращения). Если родители ленятся или просто не знают, что ребенку нужно например сменить пеленку, ребенок плачем подсказывает родителям, что им сделать нужно.

Плач и крик здоровью младенца не вредит, скорее способствует. Это хорошая гимнастика для легких и голосовых связок, и громкий, требовательный плач ребенка говорит о том, что у него все в порядке. Также полезно знать, что зря младенцы не плачут: они плачут только тогда, когда это имеет смысл, когда на них кто-то реагирует.

Плач для ребенка — не трагедия, а такая же форма жизнедеятельности, как смех или игра. Когда-то ребенку хочется поиграть, когда-то посмеяться, когда-то поплакать. Начиная с года жизни, ребенок становится уже другим. Если младенец своим плачем настаивает только на том, что ему действительно необходимо, то ребенок от 1 до 3 лет использует свой плач уже для очень разных целей. Ребенок осваивает эмоции и чувства и как осознанную просьбу о помощи, и как способ психологической защиты. Это время, когда ребенок осваивает уже не просто плач, а настоящие истерики. Обычно дети начинают истерики, подглядев как это делается у других детей, после чего пробуют истерику на своих родителях. Если родители по факту истерику разрешают и своими действиями ее подкрепляют, ребенок начинает истерику активно использовать.

В возрасте от 3 до 7 лет ребенок осваивает не только тысячи слов, овладевая родной речью, он осваивает целый мир разнообразных эмоций и чувств, формируя основы своего характера и эмоционального интеллекта.

Живой, бодрый ребенок любит двигаться и играть, и игра звуками, лицом и дыханием, которые взрослые называют эмоциями и чувствами – одна из его любимых игр. В этом возрасте ребенок легко, играючи может просто по просьбе взрослого начать плакать или смеяться, чередуя в свое удовольствие смех, радостные крики и несчастный плач. Ребенок скоро убеждается, что на родителей производят впечатления его страхи и обиды, его восторги и истерики. Собственно, дети вначале даже не знают, что такое страхи и обиды, но когда они видят, каким выражением лица, текстом и интонациями другие дети управляют своими родителями, и слышат, что родители называют все это словами «ты обиделся», у них рождается естественный интерес сделать то же самое. Когда они понимают, что обидой можно влиять, у них появляется желание обиду выучить.

Интересно, что, если не управлять ситуацией, дети выучивают в первую очередь негатив, выучивают эмоции негативного плана. Дети осваивают такие эмоции и состояния, как стеснительность, страхи, усталость, скука, обида, растерянность, расстройство, истерики, отчаяние, ужас… Когда им это выгодно, дети научаются болеть. Какова причина такой популярности негативных эмоций в репертуаре ребенке? Ответ прост: именно на эти эмоции родители ведутся легче всего.

К пяти-семи годам большинство детей владеют эмоциями мастерски. В это время эмоции детей намерены, осознанны и произвольны. Знают, кому и зачем переживают, и не переживают, когда переживать некому. В этом возрасте эмоции детей вполне произвольны, и дети подбирают, тренируют и репетируют их вполне осознанно.

Чувство страха маленьким детям практически не знакомо. Конечно, у младенцев есть элементарные рефлексы (испуг) на громкие звуки, протест против боли и предрасположенность к реакциям страха некоторые возможно опасные в жизни вещи (высота, пауки), но основной массив страхов, который мы наблюдаем у детей — результат научения. Слушая родителей, друзей и просматривая мультики, дети учатся принятому видению, учатся социальным интерпретациям, что страшным является, а что нет, что страшное не очень, а что — полный кошмар. Страхам учат не только родители, дети учатся бояться сами. Дети (в большей степени девочки) сами учатся бояться, потому что бояться интересно, принято и выгодно. Нередко дети сами придумывают себе страхи и с удовольствием их боятся. Когда родители подкрепляют страхи детей своим повышенным вниманием, когда ребенок оказывается в центре внимания каждый раз, как ему стало страшно, то скоро ребенок в отсутствии других развлечений свои страхи начинает коллекционировать, хранить и беречь, как свою дорогую собственность. Дети становятся — тревожными.

Эмоции и чувства детей — продукт социального научения, и это социальное научение идет в две стороны: в то время, как дети осваивают те состояния, которые наиболее эффективно защищают их от родителей или позволяют им родителями управлять, взрослые обучают детей тем состояниям, которые удобны и интересны взрослым. Ребенок с помощью окружающих его взрослых и влияния культуры в целом осваивает чувства, принятые в данном обществе, в частности, приобщается к чувствам дружбы, любви, благодарности, патриотизма и другим высоким чувствам. Именно благодаря социализации происходит у детей развитие собранности и воли, мальчики осваивают роль мужчины и закладывают основы для будущей роли отца, девочки осваивают женские роли, интериоризируют ценности быть женой и матерью, осваивают необходимые для этого навыки.

При этом, для успешного налаживания социальных контактов в ближайшем детском окружении ребенок усваивает нормы эмоционального реагирования, которые нередко оказываются ниже того уровня, которым он владел до вхождения в детский коллектив. В этом случае социализация парадоксально оборачивается деградацией культурного развития ребенка. Действительно, к окончанию школы ребенок освоил уже основное богатство эмоциональной палитры, основы эмоциональной культуры: он уже умеет дружить, надеяться, печалиться и тосковать, восхищаться и впадать в отчаяние, любить и страдать. С другой стороны, итог эмоционального развития ребенка парадоксален: освоив высочайшее мастерство во владении эмоциями, начиная со школьного возраста у детей происходит последовательная деградация, отказ от мастерства, наработка шаблонности.

Шаг за шагом происходит отказ от свободы выбора эмоций, от осознанности своих эмоций, от ответственности за свои эмоции, происходит отказ от произвольности в управлении эмоциями. Дети выкидывают ключи эмоций, делают эмоции непроизвольными. По крайней мере в области эмоций дети возвращаются к детской позиции в жизни, отучаются быть личностью и Автором, учатся быть только организмом и Жертвой: жертвой внешних обстоятельств, жертвой собственных эмоций.

Источник

Оцените статью