Клайв льюиса настигнут радостью

Клайв Стейплз Льюис. Настигнутый радостью

Автор «Хро­ник Нар­нии», писа­тель-фан­таст, ска­зоч­ник; один из самых чита­е­мых хри­сти­ан­ских авто­ров в мире; уче­ный, про­фес­сор фило­ло­гии, пуб­ли­цист; англи­ка­нин, друг и оппо­нент като­лика Дж. Р. Р. Тол­кина. Все это Клайв Стей­плз Льюис. Однако мало кто знает, какая непро­стая судьба была у «апо­ло­гета радо­сти». В пред­ве­рии 115-летия со дня рож­де­ния Лью­иса мы узнаём его как писа­теля и как чело­века — в беседе с фило­ло­гом, пере­вод­чи­ком и спе­ци­а­ли­стом по Лью­ису Нико­лаем Эппле.

— Не сек­рет, что Льюис «хорошо изве­стен в узких кру­гах» веру­ю­щей интел­ли­ген­ции. Шире о нем стали узна­вать, когда несколько лет назад на экраны вышла экра­ни­за­ция «Хро­ник Нар­нии». Каково Ваше мне­ние об этих фильмах?

— Видите ли, у Лью­иса алле­го­ри­че­ский план гораздо силь­нее, чем, ска­жем, у Тол­кина, кото­рого тоже взя­лись экра­ни­зи­ро­вать. Поэтому, если сни­мать «Хро­ники Нар­нии» «в лоб», как это делают в Гол­ли­вуде, полу­ча­ется такая вой­нушка, за кото­рой плохо видно что-то более инте­рес­ное. Дво­я­ща­яся, алле­го­ри­че­ская реаль­ность «Нар­ний» теря­ется. Сериал 1980‑х годов про­из­вод­ства Би-би-си сде­лан куда проще, он более ска­зоч­ный и больше любим поклон­ни­ками Льюиса.
Суще­ствует такая стра­те­гия экра­ни­за­ции: на основе худо­же­ствен­ного лите­ра­тур­ного про­из­ве­де­ния делать подо­бие ком­пью­тер­ной игры. И такую модель при­ме­нили к Лью­ису. Напри­мер, «Пла­ва­нье на край света» кине­ма­то­гра­фи­сты пре­вра­тили в дет­скую «стре­лялку», убрали всю лью­и­сов­скую слож­ность. На самом деле в ори­ги­наль­ной исто­рии откро­вен­ного про­ти­во­сто­я­ния хоро­ших и пло­хих нет, это такой «квест», иссле­до­ва­ние все­лен­ной, поход к ее краю — пожа­луй, это самая таин­ствен­ная из книг серии. А для такого плос­кого кино нужно, чтобы нали­че­ство­вали хоро­шие и пло­хие, чтобы добру было кого побеждать…

— В чем при­чины попу­ляр­но­сти именно «Хро­ник Нар­нии» и «Писем Баламута»?

Оуэн Бар­филд, один из бли­жай­ших дру­зей Лью­иса (дочь Бар­филда была крест­ни­цей Лью­иса и стала про­образом Люси в «Нар­ниях»), когда-то ска­зал, что есть три Лью­иса: уче­ный, апо­ло­гет и ска­зоч­ник. У каж­дого — свои почи­та­тели, и часто ауди­то­рии этих троих не пересекаются.
Счи­та­ется, что Льюис-апо­ло­гет в ХХ веке по объ­ему ауди­то­рии сопо­ста­вим с Нико­лаем Бер­дя­е­вым. Их назы­вают самыми чита­е­мыми в мире хри­сти­ан­скими авторами.

— Сек­рет его попу­ляр­но­сти — в про­стоте, доступ­но­сти изложения?

— Отча­сти, да. Но вме­сте с тем его неслу­чайно назы­вают Фомой Аквин­ским ХХ века. Потому что люди ХХ века при­выкли, что им все объ­яс­ня­ется про­стым язы­ком, но при этом все-таки тос­куют по бого­слов­ской системе. Льюис — чело­век с ака­де­ми­че­ски устро­ен­ным умом, с пол­но­цен­ной фило­соф­ской и бого­слов­ской под­го­тов­кой. То, что он пишет, строго говоря, нельзя назвать бого­сло­вием, но зато можно назвать попу­ляр­ным бого­сло­вием — в луч­шем смысле слова. Это понят­ное изло­же­ние, за кото­рым есть система…
Иная попу­ляр­ность Лью­иса — как автора худо­же­ствен­ных про­из­ве­де­ний, в част­но­сти, «Хро­ник Нар­нии». Мно­гих очень при­вле­кает пара­док­саль­ность его постро­е­ний — совсем не глав­ное, что есть в его кни­гах. Так, чуть ли не попу­ляр­нее «Нар­ний» на Западе его «Письма Бала­мута» — рас­сказ о хри­сти­ан­стве с точки зре­ния беса-искусителя.
Году в 1960‑м даже вышел аме­ри­кан­ский жур­нал «Time» c Лью­и­сом на обложке: в одном уголке ангел, на плече у него черт с вилами. Также очень часто Лью­иса читают про­сто как хоро­шего фан­та­ста или бел­ле­три­ста и очень удив­ля­ются, что он, ока­зы­ва­ется, с двой­ным дном. Даже Джоан Роулинг, автор зна­ме­ни­тых книг про Гарри Пот­тера, была непри­ятно пора­жена, узнав, что в кни­гах Клайва Лью­иса, кото­рые она любила с дет­ства и кото­рые на нее сильно повли­яли, ока­зы­ва­ется, был зало­жен какой-то хри­сти­ан­ский посыл — как же так, ее ведь никто об этом не предупредил!
Тол­кин как раз спо­рил с Лью­и­сом на эту тему: для него было важно, чтобы худо­же­ствен­ное про­из­ве­де­ние было цель­ным, хорошо сде­лан­ным с лите­ра­тур­ной точки зре­ния, а Льюис именно в «Нар­ниях» поз­во­лял себе прит­чевость, и, по сути, про­по­ведь. Вообще было странно для всего его окру­же­ния, и для Тол­кина тоже, когда вдруг они, почтен­ные про­фес­сора, начали высту­пать как дет­ские писатели…

— Известно, что именно после одного из раз­го­во­ров с Тол­ки­ном Льюис осо­знал себя хри­сти­а­ни­ном. Какими были его взгляды до этого?

— Нач­нем с того, что есть вполне сло­жив­шейся «миф» о Лью­исе, «канон» его жизни: поскольку он был страшно попу­ляр­ный пер­со­наж в куль­тур­ной исто­рии, его жизнь пыта­лись уло­жить в некую кра­си­вую канву. Этот миф о Лью­исе вклю­чает и исто­рию его отпа­де­ния от веры в детстве.
Он был веру­ю­щим до смерти матери, кото­рая скон­ча­лась, когда ему было 9 или 10 лет. Льюис, веря еще не вполне созна­тельно, молился, про­сил Бога об исце­ле­нии матери, а она умерла — и это было осно­ва­нием потери веры. После чего после­до­вал очень жест­кий период его жизни. Это была семей­ная тра­ге­дия, потому что отец изме­нился и охла­дел к детям — для него мир рух­нул после смерти жены, — и детей через месяц после этого отпра­вили из Ирлан­дии в Англию, учиться. Одна из школ, в кото­рую Льюис таким обра­зом попал, ока­за­лась для него самым ужас­ным вос­по­ми­на­нием в жизни — хуже, чем окопы Пер­вой миро­вой, как он сам при­зна­вался. Там он веру поте­рял окончательно.

— Это была като­ли­че­ская школа?

— Вовсе нет. Англий­ская ари­сто­кра­ти­че­ская школа. Одну из этих школ он назы­вал Бель­зен, по имени немец­кого конц­ла­геря, в дру­гой стар­шие вся­че­ски измы­ва­лись над млад­шими. Льюис уви­дел, что тот уют­ный домаш­ний мир, к кото­рому он при­вык, раз­ру­шился, и на его месте зияла какая-то кош­мар­ная дыра.
Правда, уже позже он при­знал, что в зна­чи­тель­ной сте­пени это была его лич­ная тра­ге­дия и он сгу­щал краски, потому что ему нужно было найти внеш­нее вопло­ще­ние пере­жи­ва­е­мого внут­ренне зла: семей­ной тра­ге­дии, оди­но­че­ства и встречи с жесто­ким миром. Все это Льюис спи­сал на свои школы. Однако период после смерти матери и до окон­ча­ния школы (до 14–15 лет) — дей­стви­тельно самый ужас­ный в его жизни: он убе­дился, что ника­кого Бога нет, все очень жестоко…

— Чем же он жил, на что опирался?

— При­мерно тогда же, когда он поте­рял веру, Льюис открыл для себя лите­ра­туру и мифо­ло­гию. Ведь даже трудно себе пред­ста­вить, в какой сте­пени это был ода­рен­ный чело­век! Нас отвле­кает Льюис как апо­ло­гет, как мыс­ли­тель, как ска­зоч­ник, но это талант­ли­вей­ший поэт и писа­тель. В 13 лет он напи­сал «Локи ско­ван­ный», под­ра­жа­ние гре­че­ской тра­ге­дии — и это очень непло­хие стихи. Льюис очень много всего напи­сал еще до уни­вер­си­тета. Он сам рас­счи­ты­вал стать одним из пер­вых поэтов Бри­та­нии. И вот этот неве­ро­ятно ода­рен­ный, рели­ги­озно ода­рен­ный моло­дой чело­век стал чер­пать некий духов­ный опыт в лите­ра­туре и мифологии.

— Почему Вы гово­рите «рели­ги­озно ода­рен­ный»? Что это значит?

— Потому что неслу­чайно он обра­тился в тот период к Ваг­неру, к мифо­ло­гии, лежа­щей в основе евро­пей­ской циви­ли­за­ции: это не строго лите­ра­тур­ный пласт, а пласт смыс­лов — миф гово­рит нечто о добре и зле, о цен­но­стях, о духе.
И в это же время Льюис откры­вает для себя Джор­джа Мак­до­нальда, рели­ги­оз­ного мыс­ли­теля, кото­рого всю жизнь счи­тал самым важ­ным для себя авто­ром. «Мак­до­нальд кре­стил мое вооб­ра­же­ние», — пишет Льюис, то есть он был одним из тех, кто открыл для него завесу над миром, пока­зав, что там все гораздо интерес­нее, чем кажется.

Источник

Клайв Стейплз Льюис. Настигнутый радостью

— Как все-таки про­изо­шло обра­ще­ние ко Христу?

— В вос­по­ми­на­ниях Льюис рас­ска­зы­вает, что оно рас­тя­ну­лось на несколько лет. Это был дол­гий внут­рен­ний про­цесс, кото­рый Льюис поме­чает какими-то внеш­ними маяками.
Сна­чала была под­го­товка ума. Учеба у част­ного репе­ти­тора по имени Уильям Керк­пат­рик — с него позже Льюис спи­сал доб­ро­де­тель­ных раци­о­на­ли­стов Дигори в «Нар­ниях» и Макфи в «Мер­зей­шей мощи» — стала для него шко­лой мысли: юный Льюис еще до уни­вер­си­тета про­чел в ори­ги­нале Гомера, Вер­ги­лия и Данте — важ­ней­ших для него авто­ров. А учась в Окс­форде, со вре­ме­нем он стал пони­мать, что самые инте­рес­ные люди, его дру­зья, заклю­чают в себе два самых непри­ят­ных каче­ства, кото­рые Льюис при­вык пре­зи­рать: во-пер­вых, они хри­сти­ане, во-вто­рых, като­лики! Это каса­ется, глав­ным обра­зом, Джона Тол­кина. Они сбли­зи­лись, почув­ство­вав себя род­ствен­ными душами, по любви к север­ной мифо­ло­гии — Льюис ходил на семи­нары Тол­кина по изу­че­нию древ­не­ис­ланд­ского языка.
Он про­хо­дил как бы рели­ги­оз­ный путь чело­ве­че­ства: сна­чала — при­ня­тие моно­те­изма, потом уже — хри­сти­ан­ства. Сна­чала Льюис понял, что Бог есть и Он един — то есть стал теи­стом. А послед­нее, что под­толк­нуло его к при­ня­тию хри­сти­ан­ства, — раз­го­вор с Тол­ки­ном о мифе. В авто­био­гра­фии Льюис пишет, что на сле­ду­ю­щий день он ехал в авто­бусе и в какой-то момент вдруг отчет­ливо осо­знал, что Хри­стос — Сын Божий…

— Он сразу сде­лался про­по­вед­ни­ком христианства?

— Как только он обра­ща­ется, сразу же начи­нает об этом сви­де­тель­ство­вать! Если к своим юно­ше­ским лите­ра­тур­ным опы­там, уже гово­ря­щим о мас­штабе даро­ва­ния, Льюис все же не отно­сился серьезно, стес­нялся их, то, став хри­сти­а­ни­ном, он понял, что обрел голос, что может и хочет гово­рить и писать о вере. И понял, что его голос пред­на­зна­чен не только для ака­де­ми­че­ской среды, но для ауди­то­рии более широкой.
Тут инте­рес­ная дина­мика. Видно, что это неве­ро­ятно страст­ная натура: он назы­вает себя самым «упи­ра­ю­щимся» обра­щен­ным в Англии! Он сопро­тив­лялся Богу, но пони­мал, что от Бога ему никуда не деться. «Эта борьба была про­иг­рана, и я был на коле­нях, я молился». Какова была эта сила сопро­тив­ле­ния! Он волей про­ти­во­стоял тому, к чему его все подви­гало. Льюис не про­сто про­чел Биб­лию, он понял, что она прав­дива. Его страсть про­ти­во­сто­я­ния Богу пере­пла­ви­лась в страсть про­по­веди. Это очень красиво!
Но писать бого­слов­ские сочи­не­ния Льюис, в общем, начал не по своей воле… К концу 30‑х годов он стал изве­стен в Окс­форде как хри­сти­ан­ский поле­мист и кри­тик. И ему пред­ло­жили напи­сать книгу о про­блеме стра­да­ния. Льюис долго сопро­тив­лялся, воз­ра­жая, что он не имеет права писать о стра­да­нии. Он гово­рил: живи я во время гоне­ний, под пыт­ками навер­няка бы отрекся, поскольку ника­кой я не стоик! А тео­ре­ти­че­ски рас­суж­дать на такие темы — неправильно.

— Но ведь его дет­ство было далеко не безоблачным…

— Ну, все-таки это не совсем то — дет­ские пере­жи­ва­ния, дет­ские травмы. В конце жизни он все-таки стра­да­ние на себе испы­тал все­рьез, заново. Хотя было бы упро­ще­нием гово­рить, что только в конце жизни, потому что на самом деле вся жизнь Лью­иса — очень и очень непростая.
Только посту­пив в Окс­форд, в 1917 году он бро­сает учебу и идет доб­ро­воль­цем на фронт. В око­пах он подру­жился с одним моло­дым чело­ве­ком, и они пообе­щали друг другу: тот из них, кто оста­нется в живых, дол­жен после войны поза­бо­титься о роди­те­лях погиб­шего. В итоге погиб друг Лью­иса, сам Льюис после ране­ния был демо­би­ли­зо­ван и, вер­нув­шись в Окс­форд, посе­лился непо­да­леку от уни­вер­си­тета вме­сте с этой мис­сис Мур и ее доче­рью. И так полу­чи­лось, что они про­жили вме­сте три десятка лет.
Один его био­граф очень эффектно опи­сы­вает, напри­мер, такой момент. Льюис пишет о радо­сти сво­ему кор­ре­спон­денту (а это был напря­жен­ней­ший период работы над «Хро­ни­ками Нар­нии») и при этом в своем днев­нике рас­ска­зы­вает: мис­сис Мур больна и схо­дит с ума, брат пьет, он вынуж­ден ходить за ними, как нянька, да еще и уби­рать за уми­ра­ю­щей соба­кой. То есть Льюис живет, в общем, в насто­я­щем аду, а то, что выхо­дит из-под его пера, дышит неве­ро­ят­ной радо­стью! Как обычно, в жизни все гораздо слож­ней, чем в мифе о Лью­исе. Его жизнь — вполне себе подвиг.

— Его авто­био­гра­фия — по сути, исто­рия обра­ще­ния — назы­ва­ется «Настиг­нут радо­стью». И вообще, радость — очень важ­ное для него слово. Почему?

— Да, слово «радость» сопро­вож­дает всю его духов­ную био­гра­фию. Этим сло­вом он назы­вал некий опыт, пожа­луй, мисти­че­ский, пере­жи­тый в дет­стве, сви­де­тель­ство­вав­ший о том, что, ска­жем так, этот мир — это далеко не всё. Он очень остро чув­ство­вал радость как сви­де­тель­ство этого сверхъ­есте­ствен­ного опыта, кото­рый про­буж­дает христианство.
Все, кто о нем пишут, гово­рят, что Льюис умуд­рился писать так, что эта радость ока­зы­ва­лась «вплав­лена» в ткань его книг. Потому они так и дей­ствуют: это не только смыслы, это еще и огонь, вплав­лен­ный в эти смыслы, он чув­ству­ется, он передается.
Это осо­бенно впе­чат­ляет фило­ло­гов — что Льюис сразу начи­нает «взры­вать» изнутри те формы, с кото­рыми рабо­тает как уче­ный. В тот момент, когда про­ис­хо­дило обра­ще­ние в хри­сти­ан­ство, он писал книгу об алле­го­ри­че­ской тра­ди­ции, и, пере­жив обра­ще­ние, он сразу же опи­сы­вает это в виде алле­го­рии. Это пер­вое, что он пишет уже как хри­сти­а­нин — «Блуж­да­ния палом­ника», совре­мен­ное пере­ло­же­ние «Пути палом­ника» Джона Бэньяна, памят­ника англий­ской рели­ги­оз­ной лите­ра­туры. То есть Льюис не в силах сохра­нять дистан­цию, он сразу берет свое откры­тие как рабо­чий мате­риал и делает из этого книжку. И это книжка — про­по­ведь! Он все время рабо­тает с тем мате­ри­а­лом, с кото­рым свя­зан про­фес­си­о­нально. Это живое отно­ше­ние к тому, чем он занят. К при­меру, когда он пишет науч­ную фан­та­стику — она апо­ло­ге­тична, и «Пере­ландра» — это «пере­плав­лен­ный» Миль­тон, кото­рым он в этот момент зани­ма­ется! Все «три Лью­иса» свя­заны друг с дру­гом уди­ви­тель­ным обра­зом и друг друга питают.

— А как же дет­ский опыт, из-за кото­рого он поте­рял веру? Как он его переосмысливает?

— Надо ска­зать, важ­ней­шее для меня каче­ство Лью­иса — это цель­ность. Пси­хо­логи гово­рят, что корень мно­же­ства про­блем чело­века в том, что он рас­ко­лот: дет­ский опыт куда-то вытес­ня­ется, не пере­ра­ба­ты­ва­ется. У Лью­иса же вся внут­рен­няя работа видна в его кни­гах: все пере­жи­тое он таким обра­зом пере­ра­ба­ты­вал. Нет тем, кото­рые были бы скрыты, вытес­нены, забыты. Поэтому он так и убе­ди­те­лен: тра­ге­дия потери веры, обида, с одной сто­роны, давала топ­ливо для сопро­тив­ле­ния Богу, а с дру­гой сто­роны, потом эта же страсть пре­вра­ти­лась в огонь при­ня­тия и радости.
— Став хри­сти­а­ни­ном, как именно он при­ми­рился со смер­тью матери?

— Во-пер­вых, он очень серьезно и глу­боко это про­ра­ба­ты­вает в «Хро­ни­ках Нар­нии». Там есть исто­рия про маль­чика Дигори, кото­рого Лев посы­лает при­не­сти яблоко жизни, а ведьма его убеж­дает это яблоко забрать себе и отдать уми­ра­ю­щей матери. Льюис про­ра­ба­ты­вает этот ком­про­мисс и при­хо­дит к тому, что невоз­можно взять это яблоко и исполь­зо­вать в своих инте­ре­сах, то есть попы­таться добиться от Бога опре­де­лен­ного резуль­тата. Это было бы маги­че­ское отно­ше­ние к Богу.
А во-вто­рых, его жизнь делает виток, и исто­рия с мате­рью фак­ти­че­ски повторяется…

Источник

Оцените статью