Классный час воспитывать чувство патриотизма

Классный час «Патриотизм — одно из духовно-нравственных качеств человека»
классный час (11 класс)

Тема классного часа является актуальной, так как воспитание патриотических чувств является одним из главных составляющих воспитания высоконравственного гражданина России. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.

Новизна данной методической разработки заключается в том, что она способна показать учащимся многоаспектность понятия «патриотизм», в том числе через призму православной культуры.

Скачать:

Вложение Размер
klassnyy_chas_patriotizm.docx 32.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 имени Луначарского

муниципальное образование Тимашевский район

«Патриотизм – одно из духовно-нравственных качеств человека»

Номинация – «Методическая разработка образовательного учреждения»

Целевая аудитория : учащиеся 10-11 классов

Цель — показать учащимся многоаспектность понятия «патриотизм», определить отношение каждого ученика к позиции “быть патриотом», », сформировать понимание того, что нужно любить Родину.

— развивать у учащихся умение самостоятельно делать выводы, отстаивать свою точку зрения;

-учить учащихся умению ведения диспута, умениям исследовательской деятельности;

— развивать творческие способности учащихся

— воспитывать любовь к Родине, Отечеству.

Автор — Коробка Светлана Александровна, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ СОШ №2 имени Луначарского

Оборудование : презентация, видео « Сильные духом», ватманы, маркеры, карточки с цитатами.

Ход классного часа

  1. ОРГМОМЕНТ. Учащиеся садятся по группам.
  2. ВВОДНО — МОТИВАЦИОННАЯ ЧАСТЬ.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ и ЦЕЛИ.

— Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем с вами говорить о духовно-нравственных качествах человека. Сегодня мы поговорим об одном важном, на мой взгляд, качестве. И я предлагаю вам посмотреть на экран.

Учитель демонстрирует презентацию с изображением березы, георгиевской ленточки, олимпийских колец, матрешки. При помощи наводящих вопросов подводит учеников к тому, что это символы России, это то, что дорого русскому человеку, тому, кто любит свою Родину, патриоту. Например:

— Что изображено на слайде?

— Какой общей темой можно объединить эти предметы? Какие ассоциации вызывают?

— Какое изображение ближе вам? Почему оно дорого вам?

— Как называют человека, который любит свою Родину?

— О каком нравственном качестве человека мы сегодня будем говорить? ( О патриотизме)

-Верно, тема классного часа — « Патриотизм – одно из духовно-нравственных качеств человека».

Сегодня мы вместе постараемся понять, что такое патриотизм, чем истинный патриотизм отличается от ложного, а также поразмышляем над тем , как пробудить в человеке чувство любви к Родине. “Пробудить”, потому что оно есть в каждой душе. Считаю, нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.

III . ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1). «Мозговой штурм»

— Ребята, что же такое патриотизм? Кого мы называем патриотом?

Группы на ватмане пишет определение патриотизма и демонстрирует классу. Находят общее в определении каждой группы. Выбирают наиболее удачное определение. Учащиеся делают вывод, что понятие «патриотизм» имеет множество сторон.

— Давайте прочитаем определение на слайде.

«Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с ее народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству».
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина .

— Послушайте стихотворение и определите главную мысль.

Чтение стихотворения подготовленным учеником.

Один чудак с лицом фальшиво-грустным,
«Ютясь» в салоне своего «порше»,
Сказал: «Мне стыдно называться русским.
Мы – нация бездарных алкашей.»

Солидный вид, манера поведенья –
Всё дьяволом продумано хитро.
Но беспощадный вирус вырожденья
Сточил бесславно всё его нутро.

Его душа не стоит и полушки,
Как жёлтый лист с обломанных ветвей.
А вот потомок эфиопов Пушкин
Не тяготился русскостью своей.

Себя считали русскими по праву
И поднимали Родину с колен
Творцы российской мореходной славы
И Беллинсгаузен, и Крузенштерн.

И не мирясь с мировоззреньем узким,
Стараясь заглянуть за горизонт,
За честь считали называться русским
Шотландцы – Грейг, де Толли и Лермонт.

Любой из них достоин восхищенья,
Ведь Родину воспеть – для них закон!
Так жизнь свою отдал без сожаленья
За Русь грузинский князь Багратион.

Язык наш – многогранный, точный, верный –
То душу лечит, то разит, как сталь.
Способны ль мы ценить его безмерно
И знать его, как знал датчанин Даль?

Да что там Даль! А в наше время много ль
Владеющих Великим языком
Не хуже, чем хохол Мыкола Гоголь,
Что был когда-то с Пушкиным знаком?

В душе любовь сыновнюю лелея,
Всю жизнь трудились до семи потов
Суворов, Ушаков и Менделеев,
Кулибин, Ломоносов и Попов.

Их имена остались на скрижалях
Как подлинной истории азы.
И среди них как столп -старик Державин,
В чьих жилах кровь татарского мурзы.

Они любовь привили и взрастили
От вековых истоков и корней.
Тот — русский, чья душа живёт в России,
Чьи помыслы — о матушке, о ней.

Патриотизм не продают в нагрузку
К беретам, сапогам или пальто.
И коль вам стыдно называться русским,
Вы, батенька, не русский. Вы – никто.

Учащиеся определяют главную мысль: «патриотизм не продают в нагрузку». Делают вывод: каждый человек не только должен гордиться страной, в которой живет, но и трудиться, творить ради ее процветания.

3) Работа с карточками. «Истинный» и «ложный» патриотизм.

-Многие люди считают себя патриотами, но понимание патриотизма у каждого разное. Я предлагаю поработать в группах. Перед вами карточки, на которых высказывания известных людей о патриотизме. Распределите их на две группы: ложное понимание патриотизма, истинное понимание патриотизма.

1.«Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился». (Б. Шоу)

2.»Патриотизм — признание приоритета интересов своей страны перед интересами других народов».

3 .Патриотизм — это убеждение, что к людям, живущим по одну сторону от некой условной черты, проведенной на поверхности планеты, следует относиться лучше, чем к живущим по другую сторону. А все остальное – выбор аргументов, почему это должно быть так». Виктор Олсуфьев

4. “ Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу”. Д.Н. Ушаков .

5. «Патриотизм, как частное проявление любви к человечеству, не уживается с неприязнью к отдельным народностям» Н. Чернышевский

6.“ Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую её благосостоянию”. П. Багратион.

Учащиеся обсуждают цитаты и делают вывод, что патриотизм не совместим с национализмом, расизмом.

Национализм – установки на превосходство страны и необходимость ее доминирования («ложный, слепой патриотизм»)

Патриотизм – любовь к своей нации и гордость за свою страну («истинный, здоровый патриотизм»)

-На протяжении веков русский человек гордится своей Родиной. Он может обладать самыми скромными способностями и талантами, но в определенных обстоятельствах проявляет гражданственность и патриотизм.

— Приведите примеры высокой гражданственности, патриотизма, которые в трудные для страны минуты показывали миллионы россиян.

(Ученики приводят примеры. Слайд)

— Быть патриотом – это не обязательно совершать героические поступки. В каких практических делах выражается ваша позиция патриота? ( Волонтерство, семейные и школьные традиции, уважительное отношение к героическому прошлому страны и т.д. ).

— А. Граф говорил: “Настоящий патриотизм не тот, который суетится и чванится в торжественные минуты, а тот, который ежедневно и неутомимо заботится об общем благе и не бахвалится этим”. Вы можете себя назвать патриотами? Аргументируйте свой ответ. ( Высказывания учащихся).

4).Просмотр и анализ видеофильма «Сильные духом» на основе синема-технологии

Я предлагаю вам посмотреть видеофильм. Он повествует о трагической истории вашего сверстника Евгения Родионова, простого русского парня из «поколения девяностых» , которому поклоняются сотни людей, военнослужащих. Чем он заслужил такое признание? Мы ответим на этот вопрос, просмотрев фильм.

  1. Кто такой Женя Родионов?
  2. Что вы знаете о поколении девяностых?
  3. Какой подвиг совершил юный солдат? (Он не убил сотни врагов, не взял огонь на себя и т. д.)
  4. Почему написана икона?
  5. Кому принадлежат слова, которые являются главной мыслью фильма? (священнику) .Перескажите их.
  6. Можно ли Евгения Родионова назвать патриотом?

3.Рефлексия . Юный солдат, воспитанный отнюдь не в воцерковленной семье, способен совершить поступок, подобный подвигам раннехристианских мучеников. А именно – устоять перед искушением сохранить жизнь в обмен на предательство веры. Отказаться снять нательный крест и быть обезглавленным чеченскими боевиками. В день своего 19-летия.

Учащиеся должны прийти к выводу : православие-это часть души русского человека. Предать веру – предать Родину. Для нас патриотизм и православие не разделимы.

5).Беседа с представителем церкви.

В ходе беседы учащиеся должны понять, что для христианства патриотизм является исполнением двуединой заповеди о любви к Богу и ближнему. Христианин-патриот любит свое Отечество как место, где пребывает и сохраняется Православная Церковь.

— Чтобы определить, насколько у вас сформировалось понимание термина «патриотизм», предлагаю поработать в группах.

Задание для 1 группы — создать эмблему патриотизма, которая могла бы стать официальной: печататься на политических документах, национальных флагах.

Задание для 2 группы – составить синквейн к слову «патриотизм»

Учащиеся работают в группах. Всему классу представляют эмблему и синквейн. Пример синквейна :

Любить, гордиться, преумножать

Патриотизм и православие тесно связаны

Что значит быть патриотом? Конечно, это любить свою Родину и свою страну. Гордиться своей национальностью. Но без перегибов.

Нация, в которой молодежь любит страну и стремится к улучшению её состояния во всех сферах жизни, несомненно, станет лучше.

Источник

Классный час «Что значит быть патриотом сегодня»
классный час (7 класс) по теме

Классный час предназначен для учащихся 6-7 классов.

Скачать:

Вложение Размер
patriotizm.docx 31.33 КБ
prezentatsiya_na_urok.pptx 2.18 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Киртелинская средняя общеобразовательная школа» Тетюшского муниципального района Республики Татарстан

Муниципальный этап республиканского конкурса классных руководителей «Воспитать человека»

«Что значит быть патриотом сегодня?»

Ежкова Татьяна Викторовна

учитель истории и обществознания

МБОУ «Киртелинская СОШ»

Тетюшского муниципального района РТ

Дата проведения 4.02.2015 Класс

Классный час на тему : «Что значит быть патриотом сегодня?»

Цель классного часа :

  • Воспитание у учащихся чувства патриотизма, определить роль патриотизма в жизни современного общества.

Задачи классного часа:

  • Познакомить учащихся с понятием «патриотизм», с основными чертами патриота и его личности, с ролью патриотизма в будущем страны.
  • Формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как порядочность, честь, верность долгу.
  • Формировать у школьников понятия и представления, связанные с патриотизмом.
  • Развивать волевые качества обучающихся, самостоятельность, умение преодолевать трудности, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания
  • Воспитание сознательной любви к Родине, уважение к историческому прошлому своей истории;
  • Воспитывать культуру общения, развивать коммуникативные качества.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, видео «Я другой такой страны не знаю», листы бумаги, ручки.

Форма проведения: классный час

На доске: Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать.

“Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь”.

Словарь С.И. Ожегова

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

— Добрый день, ребята, уважаемые гости.

— Я предлагаю вам посмотреть видео и подумать над вопросом:

Какова тема нашего классного часа?

(показ видео «Широка страна моя родная»)

Примерные ответы (о героях войны, о патриотах Родины….)

Тема нашего классного часа сегодня: Что значит быть патриотом сегодня? Сопровождается презентацией. (Слайд 1)

– Ребята, во имя чего совершались, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью?

Во имя интересов Отечества. Готовы ли вы сегодня к любым пожертвованием и подвигам во имя интересов Родины?
Сегодня мы встретились с вами для того, чтобы ответить на вопрос: « Что значит быть патриотом сегодня».

Целью нашей встречи является то, чтобы вы, ребята, осознали себя людьми гордыми, достойными. Чтобы в вас проснулось еще дремлющее чувство любви к своей Родине. Родина – это как мама. Она иногда болеет, может стать некрасивой. Но мы тогда сильнее любим ее и жалеем. И другой не ищем.
– И я хочу, чтобы в вас жила гордость за свою страну, за себя. Только гордый, достойный может стать патриотом своей страны.
А для начала давайте, подробно разберем, что означает понятие патриотизм и кто же такой патриот?

Примерные ответы учащихся

(Слайд 2) Из словаря Ожегова я выписала, что

«Патриотизм — это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу».

“Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь”. (слайд 2)

2. Информационный блок

– Давайте обратимся к истории Государства Российского. С далеких времен наша страна подвергалась нападениям и военным вторжениям, но так и не была порабощена. Наши предки, ценой своей жизни и свободы отвоевали нашу Родину — Россию. Давайте познакомимся с истинными патриотами Отечества.

(Слайд 3) – Взгляните на первый портрет: А. Я. Невский — кто из нас не знает это имя?

Князь А. Невский прожил всего 43 года, он стал князем в 16 лет, в 20 – победил шведов в битве на реке Нева, а в 22 года – одержал знаменитую победу на льду Чудского озера. И было прославлено его имя. А затем он своей осторожной политикой уберег Русь, дал ей окрепнуть, оправиться от разорения. Он — родоначальник возрождения России!

(слйд 4) – Посмотрим на второй портрет А. В. Суворова, который не проиграл ни одного сражения.
«Безверное войско учить, что перегорелое железо точить, – говорил А.В.Суворов. – Все начинайте с благословления Божия и до издыхания, будьте верны Государю и Отечеству».
– Значит и патриотизм, и вера людей в Россию были слиты воедино в русском народе.
(Слайд 5) – Обратите внимание на третью фотографию ( звучит музыка «Священная война») .

Четыре долгих года, 1418 дней, шла на нашей земле самая страшная война в истории человечества.

– 70 лет отделяет нас от последних сражений и кровавой войны. Чувство истинного патриотизма, искренняя любовь к Отчизне, убеждённость в правоте и справедливости нашей борьбы, – вот те источники, из которых черпал свои силы наш многонациональный народ в годы войны.

(Слайд 6) Сегодня я хотела вас познакомить еще с одним Александром, защитником нашей Родины. Александр Матросов, имя знакомое всему миру.

Ученик . Февраль 1943 года. Советские войска освободили город Великие Луки. Немцы отступали на север — к железной дороге. Путь к ней пролегал через деревню Чернушки. Немцы превратили деревню в крепость, окружив ее тремя рядами проволочных заграждений и заминировав все подступы к деревне.

Тяжелой техники нет. Советские пушки застряли в болотах. Обезвреживать огневые точки отправили бойцов. Шесть человек погибли, не добравшись до цели. Немецкий пулемет продолжал стрелять. Тогда Александр Матросов решился на отчаянный шаг. 27 февраля 1943 года в 11 часов 15 минут по московскому времени он закрыл грудью амбразуру немецкого ДЗОТа. Один из пулеметов, наконец, замолчал.

Саше Матросову было 19 лет. За день до этого он отправил своей девушке письмо. «Лида, я так люблю жизнь, я так хочу жить, но фронт такая штука, что пуля или снаряд ставят точку в конце твоей жизни. Но если мне придется умереть, я хотел бы умереть, как этот русский генерал — стоя и лицом на запад»

(Слайд 7) Победа не далась легко. Более 27 миллионов жизней унесла война наших соотечественников, из 12569 земляков – жителей Тетюшского района, ушедших на фронт, 7795 не вернулись с поля боя. 5323 – награждены орденами и медалями, 8 из них удостоены звания звания Героя Советского союза, пятеро стали полными кавалерами ордена Славы.

Вспомним их поименно, Герои Советского Союза – Михаил Георгиевич Рыжов, Михаил Ефимович Дряничкин, Павел Семенович Ханжин, Яков Петрович Староверов, Петр Артемьевич Иванов, Петр Зиновьевич Родионов, Николай Петрович Иванов, Михаил Григорьевич Елисеев.

Полные кавалеры ордена Славы — это Петр Иванович Малкин, Николай Иванович Зотов, Сергей Сергеевич Дегтев, Гаврил Васильевич Сафонов, Григорий Данилович Садовников.

3. Фронтальная беседа на тему: «Что значит быть патриотом современной России?»
– Всегда ли патриотизм проявляется во время военных действий или глобальных конфликтов?

( Слайд 8) Ученик 1. «Патриот — это человек, который любит свою родину, готов её защищать, но вовсе не обязательно с оружием в руках. Знать и принимать историю своей страны, как бы о ней не говорили — это важно, и особенно сегодня»

Ученик 2 . «Патриот в моём понимании — человек, который трудится и социально активен, строит свое будущее, связывая его лишь со своей Отчизной.

Ученик 3 . Быть патриотом — значит быть хозяином своей страны, а не гостем. В случае опасности суметь защитить ее, бережно обращаться с ее дарами”

Ученик 4 «Настоящий патриот, на мой взгляд, должен хотя бы знать историю своей страны. И настоящий патриот не будет кричать на каждом углу о своей страстной любви к отчизне, он просто будет молча делать свое дело, тем самым реально помогая стране.

Ученик 5. «А я считаю, знание государственной символики — это тоже проявление патриотизма.

Учитель. Да, настоящий патриот не выпячивает себя как патриота, он не ходит под знаменем с песней, а способен делать важное и нужное тогда, когда об этом не просят, когда этого никто не видит, и за это не награждают.

Вот мы с вами, попробовали ответить на вопрос:

– Что значит быть патриотом современной России?

А сейчас каждый из вас задумается, что он может сделать для России, чтобы наша страна стала еще лучше, а вы проявили себя как настоящие патриоты, а в этом вам поможет вот эта фуражка, если уж военные могут совершать в них подвиги, то и мы сможем стать настоящими патриотами современной России.

Игра «Что я сделаю для Родины»

Учитель, надев шапку, должен сказать, что он сделает для Родины. После его ответа, игра продолжается ученик, передав шапку должен сказать, что он может сделать для России.

( Примерные ответы Я посажу дерево; Я построю дом; Я буду олимпийским чемпионом, и завоёвывать победы; Я буду любить и почитать свою Родину; Я буду работать на КАМАЗЕ и собирать автомобили; Я буду защищать свою Родину).

Ну и все вы конечно, будете защитниками Родины, будете честно трудиться на ее благо и будете беречь и охранять ее природу.

Ну а сейчас, подводя итог мы с вами вместе попробуем составь портрет гражданина-патриота России»

Составление портрета «Гражданина-патриота России»

Гражданин- патриот России «сегодня» – это человек, который

потому что не может быть равнодушным, потому что только активные действия гражданина сделают Родину процветающей.

— Расскажите, что у вас получилось….

5. Заключительное слово учителя

– Наша встреча подошла к концу. Я хочу верить, что вы поняли меня, что мне удалось вдохнуть в вас хотя бы искорку того теплого чувство, которое называется патриотизм – любовью к своей родине? Мне бы очень хотелось, чтобы вы, девчонки и мальчишки были достойными гражданами нашей Великой страны, как наши деды и прадеды, защитившие Родину от фашизма, как герои — космонавты, прославившие Россию во всем мире, как ваши близкие люди — добрые, трудолюбивые. Трудно быть настоящим патриотом своей страны, но это очень почетно!

Я верю, что после нашей сегодняшней беседы в вашем сердце загорится огонек ответственности и гордости за нашу страну. Не бойтесь трудностей, старайтесь с честью их преодолеть! Чтобы с гордостью сказать: «Я – гражданин. Я — патриот своей Родины!».

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Что значит быть патриотом сегодня?» Тема:

Патриотизм — это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь . Из словаря С.И. Ожегова

Князь А. Невский прожил всего 43 года, он стал князем в 16 лет, в 20 – победил шведов в битве на реке Нева, а в 22 года – одержал знаменитую победу на льду Чудского озера. И было прославлено его имя. А затем он своей осторожной политикой уберег Русь, дал ей окрепнуть, оправиться от разорения. Он — родоначальник возрождения России!

А.В. Суворов «Безверное войско учить, что перегорелое железо точить, – говорил А.В.Суворов . – Все начинайте с благословления Божия и до издыхания, будьте верны Государю и Отечеству».

22 июня 1941 — 9 мая 1945

Что значит быть патриотом сегодня ? Г ордиться своими предками Знает свою родословную Любит свою Родину Любит и охраняет природу своего края Готов стать на защиту Отечества Знает историю своей страны Знает государственную символику Кто не забывает свою мать, свой дом Украшает Родину своим трудом Знает свой родной язык

12569 жителей Тетюшского района ушли на фронт; 7795 не вернулись с поля боя; 5323 – награждены орденами и медалями; 8 из них удостоены звания Героя Советского С оюза , 5 стали полными кавалерами ордена Славы.

Иванов Николай Петрович Родионов Петр Зиновьевич Староверов Яков Петрович Ханжин Павел Семенович Рыжов Михаил Григорьевич Елисеев Михаил Григорьевич Иванов Петр Артемьевич Дряничкин Михаил Ефимович

Сафонов Гавриил Васильевич Малкин Петр Иванович Дегтев Сергей Сергеевич Зотов Николай Иванович Садовников Григорий Данилович

Составление портрета «Гражданина-патриота России» Гражданин- патриот России «сегодня» – это человек, который любит______________________________ уважает_____________________________ знает__________________________ гордится__________________________ охраняет___________________________ помогает____________________________ потому что не может быть равнодушным, потому что только активные действия гражданина сделают Родину процветающей.

Спасибо за работу

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Федеральное государственное образовательное учреждениесреднего профессионального образования«Омский колледж торговли, экономики и сервиса» МЕ.

Классный час в 9 классе на тему: Что значит быть патриотом сегодня.

Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его уси.

Главна цель данного урока — воспитание патриотизма, определение роли патриотизма в современной жизни. Это разговор о нашей Родине. Что такое Родина?. Что такое «малая» Родина?. На уроке изучается симв.

Классный час «Что значит быть патриотом сегодня»Цель: Укрепление нравственных позиций личности.Задачи:Помочь учащимся осознать понятие патриотизм;Понять, что значит быть патриотом сегодня.

Что значит быть патриотом сегодня.

Кого можно считать патриотом? Поразмышляем над тем, что же такое патриотизм, гражданственность. Кто же он — настоящий патриот России.

Источник

Читайте также:  Как принимать валерьянку при сильном стрессе
Оцените статью