Тесты по Мировой художественной культуре 10-11 классы
тест по мхк (11 класс) по теме
Тесты по МХК позволят быстро оценить уровень знаний учащихся по определенным темам, уровень знания материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тесты по МХК | 22.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тест № 1. ФИ________________________________класс______________дата____________
- Культурология — наука, изучающая:
А) культуру разных стран в ее историческом развитии; Б) человека и окружающий его мир с точки зрения их существования в культуре; В) искусство как творение эстетической мысли человека, его материальных и физических возможностей.
2. «Палеолитические Венеры»- памятники: А) первобытного искусства; Б) искусства Древнего Египта; В)искусства Вавилонского царства.
3. Дольмен- это … А) храм; Б) место захоронения; В) значок клинописи.
4. Миф- это … А) сказка; Б) сочинение религиозного характера; В) фантастический рассказ, объясняющий происхождение мира, богов и человека.
5. Фаюмские портреты – это . . . А) скульптурный римский портрет; Б) портрет, выполненный масляными красками; В) погребальные маски египтян.
6. Главное достижение античности- А) осознание человека центром вселенной; Б) развитие градостроительства; В) зарождение христианства.
7. Ордер- это…А) принципиально новый тип храма, в плане которого заложен круг; Б) система несущих и несомых частей балочно-стоечной конструкции; В) тип колонны в греческом храме.
8. Какой из этих городов первым принимал Олимпиаду? А) Афины; Б) Атланта; В) Спарта.
9. У какого из этих чудовищ был один глаз? А) Цербер; Б) Циклоп; В) Минотавр.
10. Где находились «висячие сады Семирамиды»? А) Вавилон; Б) Афины; В) Мемфис.
11. «Капитолийская волчица»- отражение А) мифа о происхождении города Рима; Б) зооморфных представлений первобытных людей; В) одного из театральных сюжетов Древней Греции.
12. Кто из скульпторов Древней Греции преодолевает статичность изображения, воплощая свое открытие в статуе Дорифора (шагающего копьеносца) А) Скопас; Б) Поликлет; В) Фидий.
13. Пантеон- это … А) Гора, где живут древнегреческие боги; Б) Римский храм; В) Название одного из семи холмов, на которых расположен Рим
14. Фреска- это …А) рисунок на стенах храма; Б) техника изображения растительных и животных мотивов на любой поверхности; В) Роспись красками по сырой штукатурке.
15. Дайте определение театра как вида искусства.
- Главная книга христианства …а) «Библия»; б) «Коран»; в) «Вязы».
2. Основное украшение христианских храмов Византии: а) скульптура; б) витражи; в) иконопись.
4. Основная идея романских храмов: а) осознание человеком своей ничтожности перед богом; б) преклонение перед силами природы; в) осознание гражданских свобод.
5. Витражи, обилие скульптур, кружево каменных стен характерны для: а) романского храма; б) византийского храма; в) готического храма.
6. Рыцарская культура основывается на культах: а) Дамы сердца, рыцарского долга и воинской чести; б) Прекрасной дамы, воинской доблести богатого замка; в) Дамы сердца, поэзии, рыцарского турнира.
7. Какое из понятий не относится к народному театру: а) скоморох; б) карнавал; в) литургия.
8. Основные эстетические идеалы Возрождения а) красота человека; б) обращение к античной культуре; в) стремление к гармонии; г) все выше перечисленное.
9. «Джоконда», «Тайная вечеря», «Поклонение волхвов» принадлежат кисти а) Рафаэлло; б) Микеланджело; в) Леонардо да Винчи.
10. Особенности Северного Возрождения а) обращение к античности, пафосность, традиционность; б) обращение к античности опосредовано через Италию, сатиричность, связь с фольклорной традицией, аллегоризм; в) обращение к античности, абсурдность, символизм.
11. Они заполняли свои картины философскими надписями а) И.Босх и П.Брейгель; б) А.Дюрер и Эль Греко; в) Г.Гольбейн и И.Босх.
12. Смерть А.Дюрер в «Пророчестве о четырех всадниках» изображает как а) женщину с косой; б) мужчину с косой; в) мужчину с вилами.
15. Автор картины – ребуса «100 нидерландских пословиц» а) Г.Гольбейн; б) П.Брейгель; в) И.Босх.
16. Особую роль в развитии искусства эпохи Возрождения в Англии сыграли: а) театр; б) архитектура; в) живопись.
Западноевропейская культура 17-18 вв
- Барокко возник и получил распространение в:
а) Италии; б) Франции; в) Англии.
2. Молода, стройна, гладкозачесанные волосы, серо-зеленые глаза — это женский идеал
а) Рембрандта; б) Ван Гога; в) Рубенса.
3. Самая известная картина Рембрандта:
а) «Возвращение блудного сына»; б) «Демон»; в) «Святой Лаврентий».
4. Классицизм считал главным:
а) силу разума; б) чувство долга; в) красоту.
5. Воплощением классицизма в архитектуре стал:
а) Лувр; б) Версаль; в) Здание МГУ.
6. Основоположник классицизма в живописи:
а) Н. Буало; б) Н. Пуссен; в) Ж.Ж. Руссо.
7. Девиз эпохи Просвещения-
а) Свобода, равенство и братство; б) Образование и воспитание.
8. Главенствующий вид искусства в эпоху Просвещения:
а) литература; б) архитектура; в) изобразительное искусство.
9. Рококо происходит на смену:
а) классицизму; б) барокко; в) романтизму.
10. Художники рококо:
а) Д.Веласкес, Р. Хальс; б) У. Хогард, Т. Гейнсборо; в) А. Ватто, Ф. Буше.
Тест №4 ФИ________________________________класс______________дата____________
Художественная культура 19 века
1. Главный художественный принцип романтизма:
а) идеализация классического прошлого;
б) изображение всех реалий жизни;
в) фантастика, мистика, стихия чувства, экзотика дальних стран, свобода.
2. Соотнесите имена и страны:
а) Германия Гюго В.
б) Франция Шелли А.
в) Англия Байрон Д.
3. Самые развивающиеся виды искусства в эпоху романтизма:
а) литература и музыка; б) живопись; в) литература; г) живопись, литература и музыка.
4. Оперное искусство развивается в творчестве:
а) Д.Верди; б) М. Паганини; в) К. Глюка.
5. Главный эстетический принцип реализма:
а) изображение реальной жизни простого человека;
б) изображение социальных конфликтов.
в) символичное изображение жизни.
16. Реализм и романтизм:
а) Существовали параллельно; б) реализм сменяет романтизм; в) романтизм сменяет реализм
17. Теоретик и художник реализма:
а) П. Федотов; б) Э. Делакруа; в) Г. Курбе.
Тест 5 Вершины художественной культуры России 11 класс
1. Языческие святыни – это а) олицетворение природных стихий б) прародители человеческого рода в) часть мира славян
2. Главные боги славян: а) Леший, Русалка, Домовой б) Перун, Ярило, Род в) Мокош, Лада, Берегини
3. Какой тип храма Русь переняла от Византии: а) латинский крест б) ротонда в) крестово-купольный
4. Храмы Древней Руси украшались: а) иконописью, мозаикой, фресками б) мозаикой, скульптурой в) резьбой по дереву
5. Первым иконописцем на Руси считался: а) А. Рублев б) Феофан Грек в) Дионисий
6. Парсуна- это а) тип иконописного портрета б) икона в) портрет
7. XVIII в. в архитектуре ознаменован: а) развитием классицизма б) строительством Санкт- Петербурга в) развитием паркового строительства.
8. «Медный всадник» создан: а) Б. Растрелли б) К. Росси в) Э. Фальконе
9. Серия портретов воспитанниц Смольного института создана: а) Д. Левицким б) Ф. Рокотовым в) В. Боровиковским.
10. Какого театра не было в России XVIII – XIX вв: а) общественного театра б) театра крепостных актеров в) театра одного актера
11. «Моря пламенный поэт»- это а) О. Кипренский б) Н. Ярошенко в) И. Айвазовский
12. Мастер бытового жанра изобразительного искусства: а) П. Федотов б) А. Иванов в) В. Тропинин
13. «Певец русского леса»: а) Р. Васильев б) И. Шишкин в) И. Левитан
14. «Могучая кучка»- это а) объединение художников б) объединение скульпторов и архитекторов в) объединение композиторов и музыкантов
15. Цель «товарищества передвижных выставок»: а) просвещение и воспитание гражданина б) узнать как можно больше о народе в) сократить затраты на аренду выставочных залов
16. Традиции символизма и романтизма в музыке и изобразительном искусстве продолжают: а) А. Скрябин, М. Врубель б) С. Рахманинов, К. Малевич
17.Современная архитектура: а) носит дворовый характер б) соответствует облику современного города в) нарушает облик города
18. Культурология — наука, изучающая: а) культуру разных стран в ее историческом развитии; б) человека и окружающий его мир с точки зрения их существования в культуре; в) искусство как творение эстетической мысли человека, его материальных и физических возможностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данные тесты можно использовать для проверки знаний , а так же на итоговых и обобщающих уроках.
проверка знаний учащихся по теме «Культура Античности».
Контрольная работа состоит из 12 тестовых заданий, 10 из которых — задания с выбором ответа, на 11 и 12 задания требуется дать краткий или развёрнутый ответ.
Эти задания по теме «Ветхий Завет» для уч-ся 6 класса.
Материалы по мировой художественной культуре в 9 классе по программе Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой «Мировая художественная культура» 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты.
Мини.-презентация по советским кинофильмам о Великой Отечественной войне.
Презентация к уроку Мировой художественной культуры для 10 класса по теме «Художественная культура Киевской Руси».
Источник
Тест с ответами по теме: «Классицизм»
1. Термин «классицизм» переводится с латинского языка как:
а) образцовый +
б) действенный
в) чувственный
2. Классицизм:
а) художественное направление (течение) в искусстве и литературе, отражавшее стремление художника к правдивому изображению действительности
б) художественное направление (течение) в искусстве и литературе 17 – начала 19 века, для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определённых творческих норм и правил +
в) направление (течение) в литературе и искусстве второй половины 18 века, отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира
3. Классицизм как литературное направление зародился:
а) в России
б) в Англии
в) во Франции +
4. Кто создал развёрнутую эстетическую теорию классицизма:
а) Буало +
б) Корнель
в) Мольер
5. Основное свойство классицизма:
а) стремление представить человеческую личность в движении
б) доминанта субъективного над объективным
в) обращенность к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам +
6. В основе эстетики классицизма:
а) элегические настроения
б) принцип рационализма и «подражания природе» +
в) провозглашение творческой активности художника
7. Для классицизма характерно:
а) изображение типичных героев в типичных обстоятельствах
б) двоемирие, одиночество лирического героя, тема свободы
в) теория «трех штилей», драматургическое триединство, основной конфликт между чувством и разумом +
8. В традициях классицизма работали:
а) М.В. Ломоносов, Д.И. Фонвизин +
б) А.П. Сумароков, А.С. Грибоедов
в) Н.М. Карамзин, В. К. Тредиаковский
9. Кто является автором «теории трёх штилей»:
а) Тредиаковский
б) Фонвизин
в) Ломоносов +
10. Классицизм появился в России:
а) вторая половина 18 века
б) 30-е годы 18 века +
в) 17 век
11. Какая черта не относится к классицизму:
а) культ чувства +
б) культ разума
в) художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое
12. К высоким жанрам относятся:
а) комедия, сатира, ода
б) комедия, эпопея, ода +
в) комедия, трагедия, ода
13. Кто положил начало драматургической системе классицизма:
а) Тредиаковский +
б) Ломоносов
в) Сумароков
14. Вершиной русского классицизма является творчество:
а) Тредиаковского
б) Ломоносова
в) Фонвизина +
15. Кому из представителей русского классицизма удалось соединить тематику и лексику «высокого штиля» и просторечье:
а) Державину +
б) Фонвизину
в) Ломоносову
16. Что можно назвать основным лозунгом классицизма:
а) чувственное восприятие
б) подражание природе +
в) взгляд на жизнь «сквозь призму сердца»
17. Как называлась работа, в которой Буало создал развёрнутую эстетическую теорию классицизма:
а) «Классицизм в искусстве»
б) «Искусство и поэзия»
в) «Поэтическое искусство» +
18. Правило «трёх единств» включает в себя:
а) единство жанра, места и действия
б) единство времени, места и действия +
в) единство времени, места и героев
19. Для классической пьесы характерна «система амплуа». Как вы понимаете, что такое амплуа:
а) тип характера, который активно участвует в интриге
б) тип характера, который не принимает участия в интриге
в) тип характера, который переходит из пьесы в пьесу +
20. К низким жанрам относятся:
а) комедия, сатира, трагедия
б) комедия, сатира, басня +
в) комедия, эпопея, ода
21. Какому хронологическому периоду соответствует эпоха классицизма в музыке:
а) 18 в. +
б) 17 в.
в) 19 в.
22. Какие определения (характеристики) подходят термину «классицизм»:
а) рациональный, соразмерный +
б) образцовый, лучший +
в) причудливый, вычурный
23. Кто из композиторов является представителем эпохи классицизма:
а) Монтеверди, Шопен
б) Глюк, Бах
в) Гайдн, Бетховен +
24. Какие жанры стали самыми важными в музыке классицизма:
а) Фуга, Сюита
б) Симфония, Соната +
в) Вокальный цикл, Опера
25. Сколько частей в классической сонате:
а) 5
б) 4
в) 3 +
26. Что новаторское использовал Бетховен в жанре симфонии:
а) четырехчастность
б) поэтический текст, хор +
в) солист
27. Сколько симфоний у Гайдна:
а) 104 +
б) 100
в) 50
28. Героями какой оперы являются Папагено, Тамино и Памина:
а) Волшебная скрипка
б) Волшебный тромбон
в) Волшебная флейта +
29. Симфония с тремоло литавр:
а) Гайдн +
б) Глюк
в) Моцарт
30. Симфония «Юпитер»:
а) Гайдн
б) Моцарт +
в) Глюк
Источник
Классицизм: разум обуздывает страсть
Маятник литературных вкусов постоянно качался от разума к чувствам, от строгой ясности к замысловатой усложненности (от реализма к романтизму – если брать их в предельно широком смысле). После рациональной и жизнерадостной эпохи Возрождения последовало усложненное и разочарованное барокко. Но вскоре маятник опять качнулся в сторону рассудка и порядка. Так возник классицизм.
- Произошло это во Франции в начале XVII века – гораздо раньше, чем в других странах. Барокко во Франции очень скоро сдало свои позиции и стало синонимом дурного вкуса. Обычно это связывают с особенностями французского ума («менталитета», как теперь говорят) – рационального и насмешливого, не склонного к туманным тайнам, мистике и, как ни странно, бурным эмоциям. Во Франции и романтизм появился позже, чем в других странах, и выглядел довольно бледно (разве что Виктор Гюго стал романтиком мирового значения). А вот созданный французами классицизм («большой стиль», подчинивший себе всё – от архитектуры до пудреных косичек) постепенно распространился по всему «цивилизованному миру», подмял под себя национальные обычаи и вкусы и царил почти 200 лет. Кое-где эта художественная система продержалась до 30-х годов XIX-го века, хотя в конце XVIII века классицизм уже был бурно, мятежно и с возмущением (по-своему заслуженным) свергнут романтизмом.
- Термин «классицизм» восходит к латинскому слову «classicus» – образцовый. Первый признак, по которому «узнают» классицизм, – подражание античным образцам, своего рода игра в античность. Почти 200 лет (если говорить о Франции) культура рядилась в античные одежды – этакий затянувшийся карнавал. Дома строились непременно с колоннами, хотя это имело смысл разве что в Италии: античные портики призваны создавать приятную тень и легкий сквознячок, чтобы легче переносить южный зной. Когда такие колонны появляются в России, это чистая декорация. Зачем нам сквознячок? Нам бы стены потолще, а окошки поменьше, чтобы сберечь тепло лютой зимой. Еще бессмысленней подражание (очень условное) античности в бальных туалетах дам. Открытые плечи и «ложноклассические» шали, не спасавшие от холода в сенях и каретах, были причиной множества простуд. А мода все равно держалась… Не говоря уже об именах (всех этих Клитах и Лициниях) и бесконечных мифологических аллюзиях.
- Этот признак (подражание античности) – самый заметный, но все-таки не главный. Эпоха Возрождения тоже подражала античности, но делала это совершенно иначе. Возрождению античность показала красоту земного (материального, телесного) мира и человека в том числе. Это главный смысл художественных открытий, сделанных в то время. Классицизм же любит в античности не свободу естества, а как раз наоборот – жесткую упорядоченность форм, меру, закон и порядок.
- Появление классицизма обычно связывают со становлением абсолютной монархии. После религиозных войн и неограниченного самоуправства крупных феодалов установление сильной верховной (королевской) власти во Франции казалось высшим благом. Вопрос: что общего у государственного строя (сильной абсолютной монархии) и эстетических законов, которым подчинялись в равной мере архитекторы и поэты? (Причем добровольно подчинялись, не из-под палки государственной! Или – не только из-под палки…) Ответ: почтение к иерархии, упование на нее как на залог гармонии и всяких благ. Термин «иерархия» имеет греческое происхождение («иеро» – священный, «архе» – власть) и может применяться как в широком смысле («расположение частей или элементов целого в порядке от низшего к высшему»), так и в узком, собственно «государственном» («расположение служебных званий, чинов в порядке их подчинения»). Такая жесткая градация («иерархическая лестница»), с точки зрения современного человека, далеко не единственный способ даже просто навести порядок, не говоря уже о том, чтобы создать гармонию. Но целых два столетия такое мнение сочли бы варварством и дикостью. То, что государство видело себя в образе знаменитой пирамиды (внизу народ, над ним дворяне, а выше всех король – один, как Бог на небе), еще можно понять. Но вот то, что и искусство с искренним рвением все делило на «высшее» и «низшее» (жанры, стили, даже просто слова), – в это теперь трудно поверить. И тем не менее надо признать и уяснить: классицизм не всегда воспевает абсолютную монархию (под конец он и революцию увековечит в том же псевдоантичном стиле), но всегда – иерархию, превосходство высшего над низшим. Одно он превозносит, другое – клеймит. Прямолинейно и неумолимо.
- У этой страсти к иерархии есть философское обоснование. Его сформулировал французский мыслитель Рене Декарт. Обычно его знают как создателя системы координат и вообще как математика. Но он был и ярким философом, создавшим свою мировоззренческую систему, которую называют «картезианство». Декарт искал ответа на вопрос: что в человеке ближе всего к Богу? Что является связующим звеном между твореньем и Творцом? И пришел к выводу, что разум. Декарту принадлежит знаменитая формула: «Мыслю – следовательно, существую» («Cogito ergo sum»). Таким образом, разум – это высшее начало в человеке, а мысль – своего рода «канал связи» между человеком и Богом. И только гласу разума человек может доверять, если хочет жить праведно. То, что так думал математик, по-своему понятно и логично. Но так же думала и целая эпоха.
- Классицизм изображает не просто иерархическое устройство мира (с разумом или разумным королем во главе), а вечную борьбу высокого и низкого, правильного и, наоборот, ошибочного и губительного. Классицизм любит гармонию, но мир при этом считает дисгармоничным, полным низменных начал. И только в напряженной борьбе с силами хаоса и разрушения можно удерживать в гармонию и в государстве, и в своей душе, и в художественном произведении.
- Классицизм не знает полутонов, он всегда судит однозначно: или положительный, или отрицательный, или герой, или злодей, или добро, или зло… Система антитез (противопоставлений, противоречий), свойственных классицизму, такова:
+ | — |
Разум | Страсти |
Государство | Личность (эгоизм) |
Долг | Чувство |
Общее | Личное |
Цивилизация (космос) | Природа (хаос) |
Разум – воистину и царь, и бог эпохи классицизма. Разум обязан знать, что хорошо, что плохо, и неизменно бороться с «плохим». А что нас губит? Безответственный произвол страстей, заставляющий поступать себе во вред. С этим трудно спорить, разве что можно усомниться, что разум в одиночку способен преуспеть в борьбе со страстями.
Очень понятна вторая антитеза. Абсолютная монархия при своем становлении склоняет к себе симпатии простых граждан именно тем, что обуздывает безудержный эгоизм крупных феодалов. Однако если следовать этой логике дальше, то государство всякое желание отдельной личности жить по своему разумению и ради каких-то своих скромных (эгоистических, маленьких, мещанских) целей будет считать презренным и даже преступным. Нет, личное нужно забыть, отложить, принести в жертву великому «общему делу».
Сталинская эпоха увековечила себя в стиле, больше всего похожем именно на классицизм. И колонны, и симметрия, и воспевание государства, и постоянное утверждение, что все силы, жизнь, здоровье, помыслы человека должны быть отданы великому делу построения коммунизма…
Когда же речь заходит о высшем литературном достижении классицизма – классицистической трагедии, то в ход идет третья формулировка: конфликт долга и чувства. На этом конфликте строятся все трагические сюжеты эпохи.
В четвертой строчке скобки означают то, что мы просто обобщили сказанное выше. Классицизм общее ставит над личным и в частной жизни, и в государственной. Об этом можно не говорить, если всем и так уже всё понятно.
Последняя строка актуальна, когда речь идет о живописи и о садово-парковом искусстве. На картинах мы не увидим изображения «дикой» природы вплоть до романтизма. Никакие мишки в сосновом бору, никакие горные перевалы К.Д. Фридриха или девятые валы Айвазовского не понравились бы публике ни в XVII-м, ни в XVIII-м веке. Самое простое объяснение: дикую природу элементарно боялись. А страшное считалось в ту эпоху безоговорочно «безобразным» (а не «прекрасным»). Мы сейчас редко имеем с дело с дикой природой, чувствуем себя очень защищенно в своей городской среде, и потому нам даже нравится смотреть на пейзаж, в котором нет следов человеческого присутствия. Мы подзабыли, что вплоть до XIX-го века наши предки вели с природой бесконечную войну просто за собственное выживание. Мы и теперь бессильны перед извержением вулкана, цунами или молнией. А окажись мы в тайге или в болотах Амазонки, наверно, тут же вспомнили бы, как страшна эта прекрасная природа. Море, лес и горы всегда угрожали смертельными опасностями. Это хорошо передает Д. Дефо в своем «Робинзоне Крузо». Как Робинзон отгораживался от «природы» частоколом! И как она не хотела выпускать его из своих цепких и жутких когтей, когда уже в Европе, на горном перевале между Испанией и Францией, на его караван нападает стая волков.
Таким образом, природа для классицистов ассоциируется со всеми разрушительными началами. И с человеческим страстями (что логично: ведь это и есть поврежденная человеческая природа), и с антигосударственными происками мятежников. А «цивилизация», наоборот, символизировала победу все того же разума над бессмысленными стихиями.
Нельзя сказать, что природу совсем не изображали. Изображали – но обязательно «облагороженную» архитектурой и людьми. Кроме того, тщательно разделенную на «планы», словно это театральные декорации: кулисы и задник. Да она, собственно, и становится на этих картинах всего лишь фоном для главных действующих лиц.
Природа является тем материалом, из которого создаются сады и парки. А их создание тоже считается искусством. В эпоху классицизма возникает «французский», или «регулярный», тип парка со строгой симметрией, геометрически расчерченными дорожками, правильно чередующимися статуями, деревьями и кустами, постриженными или по линеечке, или в виде геометрических фигур (шаров, пирамид и т.п.). Ему традиционно противопоставляют парк «английский» – «ландшафтный», или романтический.
Искусствовед Н.А. Дмитриева пишет: «В английском парке, воспринявшем многое от садово-паркового искусства Китая, имитируется естественная природа: запутанные тропинки, заросли кустов и деревьев, укромные лужайки. Гуляя по такому парку, вы неожиданно набредаете на ручей с перекинутым через него мостиком, на уютную беседку или вдруг замечаете статую, смутно белеющую сквозь густую зелень. Такой «натуральный» парк вы найдете в Павловске под Петербургом, в Алупке вокруг Воронцовского дворца.
Французский парк – это парк регулярный, где природа подчинена строгой архитектонике зодчего. Дорожки выровнены, аллеи прямы как стрелы, трава подстрижена, водоем имеет правильные геометрические очертания, кронам деревьев приданы правильные конусообразные или шаровидные формы. В этих чинных парках есть своя прелесть. Они особенно хороши вечером, в предзакатный час, когда золотое небо отражается в чашах бассейнов и длинные тени ложатся на песок четким решетчатым узором. Воображение рисует фигуры мужчин в камзолах и длинных париках, женщин с длинными шлейфами, медлительно и важно прогуливающихся по дорожкам. Этих призраков прошлого вызвал к жизни Александр Бенуа, писавший виды Версаля как бы сквозь дымку столетий, со смешанным чувством иронии, грусти и восхищения».
- Итак, от всех искусств классицизм требовал ясности, соразмерности частей, четкого плана, простоты и прославления разума. Это называлось, между прочим, подражанием природе. Классицизм был уверен, что он правдиво изображает природу: показывает ее идеальное «абсолютное» состояние, а не случайности реального земного воплощения. Произведения классицистов – это своего рода волшебное зеркало, которое, отражая природу, исправляет все недостатки, которые «случайно» привнесла в нее жизнь. Показывает не то, что есть, а то, что должно (по мнению художников) быть.
- Классицизм создал законченную эстетическую систему в виде дотошного свода правил для каждого искусства. В этом тоже проявилось его главное свойство – вера в абсолютную непогрешимость разума.
- Классицисты свято верили, что у красоты существуют точные законы («гармонию» можно и нужно «поверить алгеброй»). Эталоном красоты были для них античные «образцы». Из этого делался вывод: значит, в те времена лучше всего знали законы красоты и точнее всего им следовали. Чтобы научиться создавать произведения такой же совершенной красоты, нужно исследовать эти законы, описать их и тщательно подражать классике. Иначе говоря, творить исключительно по правилам и образцам.
- Для каждого из искусств правила, разумеется, свои: дом строить и музыку писать не одно и то же. И достижения классицизма в разных искусствах тоже разные. Лучше всего, на современный взгляд, архитектура той эпохи. Оно и понятно: это самый точный, «математичный» вид искусства (не просчитаешь конструкцию – здание рухнет). Несмотря на то, что «псевдоклассические» колонны обычно ничего не поддерживают (а бесполезное в архитектуре не приветствуется), все же строгая симметрия классицистических зданий действительно прекрасна. Московские особнячки до сих пор радуют глаз, хотя выглядят не парадно-возвышенными, а трогательно-уютными (что вообще-то в эстетике классицизма не предусматривалось). До нас их дошло немного: большая часть «классицистической Москвы» сгорела в 1812 году. И это по-настоящему большая потеря.
В живописи стремление к умозрительности (аллегорическим намекам, символическим композициям) и абстрактному совершенству приводит к погоне за холодноватым совершенством рисунка. Н. Дмитриева пишет о Никола Пуссене, что его античные аллегории совершенны до такой степени, что даже обнаженные фигуры нимф и богов не воспринимаются как изображение человеческой плоти. Это скорее именно изображение абстрактной красоты, почти бесплотное совершенство.
Источник