- Русский язык 11 класс Понятие о предложении. Классификация предложений. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске
- Классификация предложений
- Классификация предложений по структуре.
- Классификация предложений по цели высказывания.
- Классификация предложений по эмоциональной окраске.
- 2. Классификация предложений по цели высказывания.
Русский язык 11 класс Понятие о предложении. Классификация предложений. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске
Понятие о предложении. Классификация предложений.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске
Цели: 1) систематизировать знания о предложении и его видах;
2) совершенствовать навык определять виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Проверка домашнего задания.
— Назовите основные принципы русской пунктуации.
Чтение и комментирование предложений.
— Какой раздел науки называется СИНТАКСИСОМ?
— Чем предложение отличается от словосочетания?
— Какие знаете виды предложений по цели высказывания?
— Назовите виды предложений по эмоциональной окраске.
— Какие знаки препинания ставятся в конце предложений?
— Всегда ли в конце побудительного предложения ставится восклицательный знак?
3. Объяснение нового материала.
Синтаксис – раздел языкознания, изучающий способы соединения слов и форм слов в словосочетании и предложении; способы соединения простых предложений в сложные, а также изучающий сами словосочетания и предложения.
Наличие главной и зависимой частей: хорошие книги
Наличие грамматической основы: На другой день был праздник.
Называет предметы, действия, признаки более точно, чем слово: трудно передать
Выражает сообщение (информацию), вопрос или побуждение к чему-либо:
Ветер к рассвету разогнал тучи.
Служит для соединения слов и форм слов
Является средством общения
Не имеет интонационного оформления
Имеет интонационную законченность
Не имеет пунктуационного оформления
ПРЕДЛОЖЕНИЕ — это основная единица синтаксиса, которая представляет собой грамматически оформленное и интонационно законченное соединение слов.
Виды предложений по цели высказывания и
По цели высказывания предложения делятся на:
— повествовательные (содержат сообщение или описание, они выражают законченную мысль; интонационно законченность мысли выражается понижением голоса в конце предложения): Дети учатся в школе;
— вопросительные (содержат вопрос о чём-то неизвестном говорящему; интонационно вопрос передаётся особой вопросительной интонацией, на письме — вопросительным знаком; также вопрос передаётся вопросительными словами (кто? зачем?), вопросительными частицами (неужели, ли, разве) и порядком слов): Дети учатся в школе? Кто учится в школе?
— побудительные (выражают желание говорящего заставить что-то делать других людей; интонационно это значение передаётся побудительной интонацией, также побуждение передаётся глагольными формами, частицами, междометиями и т. д.): Дети, учитесь в школе.
По эмоциональной окраске выделяют предложения:
— восклицательные (в них содержание сопровождается выражением чувств говорящего; восклицание передаётся особой интонацией, эмоциональными частицами, междометиями, на письме — восклицательным знаком): Дети, учитесь в школе!
— невосклицательные (в них говорящий излагает содержание без выражения собственных эмоций): Дети должны учиться в школе.
4. Закрепление изученного материала (по уровням).
Цель: отрабатывать умения определять вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Спишите предложения, определите вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске.
1) Тёплый ветерок гуляет по траве, гнёт деревья и поднимает пыль.
2) Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?
Как, милый петушок, поёшь ты громко, важно!
4) Спой, светик, не стыдись!
5) Лишь на западе сумрачно-алом силуэты чуть видны ракит.
6) Что ты поникла, зеленая ивушка?
7) Какое разнообразие красок, какой прихотливый узор, какая красота, созданная природой!
8) Ночи были ясные и по-весеннему теплые.
9) Забудем прошлое, уставим общий лад!
10) Помнишь сонные травы над бессонным ручьем, бор столетний, стоглавый, пряным пахнущим днем?
Цель: учить находить разные виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске в тексте.
Выделите в тексте простые предложения. Определите их тип: повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные, невосклицательные.
Помню, в первые дни революции проходил я мимо худой, согнутой солдатской фигуры, греющейся у разложенного перед Зимним костра. Меня окликнули. Это был Блок. Мы дошли до Детского подъезда. Спрашиваю: «Нравится?» «Хорошо, — сказал Блок, а потом прибавил: — У меня в деревне библиотеку сожгли».
Вот это «хорошо» и это «библиотеку сожгли» было два ощущения революции, фантастически связанные в его поэме «Двенадцать». Одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей. ()
Цель: совершенствовать навыки постановки знаков препинания в конце предложений.
Спишите предложения, расставляя знаки препинания в конце предложений. Определите вид предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
1) В глубочайшей тишине мы шагаем все выше и выше, а с гор серым дымом спускалась зима. 2) Каких зверей, каких там птиц я не видал! 3) Наступит ли когда-нибудь в этих скалистых горах весна? 4) Птички звонко распевают, рады солнечным лучам, и цветы свои головки поднимают к небесам. 5) Оденет ли природа горы лесом, цветистыми полянами? 6) Чего-чего не нашепчет нам береза, тихо склонившись к изголовью! 7) Кто не слушал соловьиного пения, не удивлялся силе голоса маленького лесного певца! 8) Здесь хрустально чист и свеж был воздух, как бывает он чист и свеж ранней весной.
5. Подведение итогов.
— Какой раздел науки о языке изучает словосочетание и предложение?
— Что называется предложением?
— Какие существуют виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске? Какие знаки препинания могут ставиться в конце предложений?
6. Домашнее задание.
Составить или подобрать из художественной литературы по 2 предложения, различающихся по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Источник
Классификация предложений
Классификация предложений по структуре.
Классификация предложений по цели высказывания.
Классификация предложений по эмоциональной окраске.
Предложение — многоаспектная единица, следовательно, имеет большую типологию (много классификаций). Все предложения в первую очередь классифицируются по структуре, цели высказывания (функции в коммуникации) и по наличию или отсутствию эмоциональной окраски. Казалось бы, в первом случае учитываются структурные признаки единицы, во втором и третьем – семантические (содержательные) особенности. В действительности в каждой классификации учитывается и то и другое, т.е. ведущим является структурно-семантический принцип. В первом случае на первое место выдвигаются именно структура, а от нее идут к значению. А во втором и третьем случаях на первый план ставится семантика, а от нее движутся к форме, средствам выражения, структуре.
1.Классификация предложений по структурному признаку.
По структуре предложения делят на простые и сложные. Простое предложение состоит из 1 грамматической основы (грамматического ядра), выражает одно значение предикативности. Следовательно, простое предложение – единица монопредикативная.
Шарик улетел в небо. Студенты записывают лекцию.
Сложное предложение состоит из двух и более предикативных центров. Это полипредикативная единица. Когда преподаватель читает лекцию, студенты конспектируют.
Различаются простые и сложные предложения и по содержанию, и по объему передаваемых ими сообщений. В простом предложении часто сообщается об одном событии, а в сложном о нескольких ситуациях и об отношениях между ними. Таким образом, в сложном предложении заключается более сложное суждение.
Хотя сложное предложение строится из простых, однако последние, выступая в составе сложного предложения, теряют свою смысловую и интонационную завершенность, поэтому их нельзя считать предложениями в полном смысле этого слова.
2. Классификация предложений по цели высказывания.
Деление предложений по коммуникативной целеустановке проводилось с самого зарождения синтаксиса. Однако взгляды на эту классификацию менялись. Сначала, например, выделяли предложения повествовательные, вопросительные и восклицательные, тем самым совмещали два различных признака в одной классификации, что, безусловно, неверно. Затем стали выделять повествовательные, вопросительные и побудительные предложения (наиболее распространенный подход в вузовской и школьной практике). В последнее время это деление стали сводить к оппозиции двух типов: вопросительные и невопросительные предложения (В.А. Белошапкова, Н.Ю. Шведова в Академической грамматике).
Сопоставим 2 и 3 точки зрения.
Невопросительные предложения отличаются от вопросительных тем, что их основная цель заключается в передаче слушателям определенной информации.
Цель вопросительных предложений заключается в не передаче информации, а в поиске ее (стремлении получить). Они выражают особую форму мысли – вопрос.
По характеру передаваемой информации невопросительные предложения делятся на 3 типа: а) повествовательные, б) побудительные, в) оптативные (выражающие желание).
Повествовательные предложения – собственно информирующие предложения. В них повествуется о каких-либо фактах, явлениях, событиях (как реальных, так и нереальных). Это наиболее распространенный тип предложений. Грамматически они, как правило, имеют в предикативной основе формы изъявительного наклонения. Любви все возрасты покорны. Люблю грозу в начале мая. Реже формы сослагательного наклонения. Учился бы сын получше.
Ярким средством выражения значения повествования является специфическая повествовательная интонация: спокойный, ровный тон, повышающийся на наиболее значимом слове и понижающийся к концу предложения.
Побудительные предложения выражают волеизъявление, требование, просьбу, предполагающие исполнение. Побуждение оформляется: а) формами повелительного наклонения глагола: Иди к униженным, иди к обиженным. ; б) морфологическими средствами, используемыми в языке для выражения побуждения (частицы да, пусть, давай; глаголы в форме изъявительного наклонения Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу…; инфинитив Молчать!); в) разнообразными «безглагольными» средствами: Ни с места! Ко мне! Марш! Айда! Цыц!.
Важным средством оформления выражения побуждения в устной речи является интонация побуждения. Например, при требовании – высокий тон, большая напряженность.
Оптативные предложения выражают значение желания (модальность желательности) , т.е. модально-волевые устремления к тому, чтобы действие осуществилось. Хоть бы зашел кто-нибудь в гости! Если б сегодня мороз! Только бы никто не заболел!
Внешне они обычно выражаются формой сослагательного наклонения глагола, в которых частицы бы сочетается со словами хоть, пусть, если, хорошо и т.д., образуя своеобразные составные частицы (оптитативные частицы) пусть бы, хорошо бы, если бы и т.д.
Значение желания, с одной стороны, похоже на значение повествования, так как оно не содержит обращения к другим лицам с целью побудить их к действию. По этой причине оптантивные предложения некоторыми учеными рассматриваются вместе с повествовательными (см. Современный русский язык. Под ред. П.А. Леканта. – М., 2000. С.337-338.)
С другой стороны, оно близко к значению побуждения, так как содержит элемент волевого устремления. Поэтому такие предложения рассматриваются вместе с побудительными (школьный учебник под ред. В.В. Бабайцевой).
Как и побудительные, оптантивные предложения не преобразуются в вопросительные.
Вопросительные предложения. Их значение связано с целевой задачей получить информацию: говорящий хочет получить информацию от другого лица и с этой целью задает вопрос. По модальности вопросительные предложения так же, как и невопросительные, могут выражать реальную и нереальную модальность.
Средства выражения (оформления) вопросительности:
вопросительная интонация – повышение тона на вопросительном слове или том слове, в котором заключен смысл вопроса;
порядок слов: часто слово, заключающее в себе вопрос выносится в начало или в конец предложения Сдал ты экзамен? Экзамен ты сдал? Экзамен сдал ты?;
вопросительные слова: наречия, местоимения, частицы Что ищет он в стране далекой, что кинул он в краю родном?(Лермонтов); Чей это конь неутомимый бежит в степи неукротимый? (Пушкин).
Вопросительные предложения неоднородны по своему значению и по коммуникативной целенаправленности.
Не всякое предложение, вопросительное по форме, содержит в себе вопрос. Поэтому по коммуникативной целенаправленности вопросительные предложения делятся на собственно вопросительные и несобственно вопросительные, не заключающие вопроса.
Собственно вопросительные предложения заключают в себе вопрос, обращенный к собеседнику и требующий ответа или предполагающий его. По способы выражения вопроса эти предложения делятся на неместоименные (общевопросительные) и местоименные (частоновопросительные).
Неместоименные вопросительные предложения предполагают утвердительный или отрицательный ответ, который может быть выражен нечленимыми словами-предложениями Да или Нет. Например: Вы читали Пушкина? Знакомы ли вы с творчеством Мураками?
Вопросительное значение выражается главным образом с помощью интонации, причем выделяется слово (или группа слов), где заключена суть вопроса: Вы очень ее любили? Сильно он изменился с нашей последней встречи? Кроме интонации могут быть использованы вопросительные частицы разве, ли, неужели, неужто и т.д.
Местоименные вопросительные предложения требуют развернутого ответа. Они включают в свой состав вопросительные слова – местоимения или местоименные наречия. В ответах на такие вопросы должны содержаться новые сведения о предметах, признаках, обстоятельствах, действиях. Например: В котором часы приходит поезд? Кто пойдет отвечать?
Несобственно вопросительные предложения не направлены на получение информации ( не требуют обязательного ответа). Они имеют лишь форму вопросительных предложений. Выделяют вопросительно-риторические и вопросительно-побудительные предложения.
Вопросительно-риторические предложения не предполагают и не требуют ответа. В них могут быть выражены чувства и переживания говорящего. Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни? Что день грядущий мне готовит? (Пушкин). Такие предложения встречаются главным образом в художественной речи и создают эмоционально окрашенный, взволнованный тон повествования.
Вопросительно-побудительные предложения служат для выражения побуждения. В них нет собственно вопросительного значения. Долго я буду тебя умолять съесть кашу? – начала сердиться мама. Побуждение может сопровождаться оттенками нетерпения, досады, негодования.
П.А. Лекант среди несобственно вопросительных предложений выделяет еще две группы – вопросительно-отрицательные предложения и вопросительно-утвердительные предложения. Первые имеют форму, совпадающую с собственно вопросительными предложениями, однако содержат не вопрос, а сообщение. Например: Что есть на свете лучше певчей птицы? =Нет ничего на свете лучше певчей птицы; Какой вы охотник? Вам лучше в кухне на печи лежать да тараканов давить. А не лисиц травить. (Чехов). Вопросительно-отрицательные предложения выражают разнообразные модальные оттенки (невозможность, нецелесообразность и т.п.) с помощью так называемых вопросительных слов( не выражающих здесь вопроса) и интонации. Которая отличается от собственно вопросительной тем, что тон в конце предложения повышается значительно меньше.
Вопросительно-утвердительные предложения имеют в своем составе вопросительные частицы, местоимения, наречия в сочетании с отрицательной частицей не. Однако в таких предложениях данная частица не выражает отрицания. Например: Кто в детстве не осаждал старинные замки, не погибал не корабле с изодранными в клочья парусами? (Паустовский). Вопросительные слова и частицы могут выступать в сочетании со словом нет, эта конструкция также имеет утвердительное значение. Подобные конструкции очень эмоциональны, выразительны, поэтому активно используются в художественных текстах для выражения усиленного утверждения.
3. Классификация предложений по эмоциональной окраске. Все предложения, независимо от цели высказывания и структуры, в русском языке могут быть восклицательными или невосклицательными. Восклицательные предложения обладают эмоциональной окраской, т.е. выражают отношение говорящего к сообщаемому. Например: Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу! (повеств., воскл. – восхищение); Да замолчишь ты, наконец?! (вопросит., вопр.-побуд, воскл. – возмущение, требование); Руки вверх! (побуд., воскл. – приказ); Если бы я был президентом! (оптантивное, воскл. – мечтательность).
Основное средство выражения восклицательного предложения – особая восклицательная интонация: тон высокий, при этом наибольшее повышение тона приходится на слова, выражающие чувства. В восклицательных предложениях также могут быть использованы междометия Ах, этот человек всегда причиной мне ужасного расстройства (Грибоедов). восклицательные частицы Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом?! (Грибоедов).
Источник