Психофизиология эмоций
Учебное пособие по дисциплине «Анатомия и возрастная физиология»математического и естественно-научного (базовая часть) цикла предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по направлению 050400.62 «Психолого-педагогическое образование», профилю «Психология и социальная педагогика», слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников сферы психологии и педагогики.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психофизиология эмоций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМОЦИЙ
Обычно эмоции определяют как особый вид психических процессов, которые выражают переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе. Особенность эмоций состоит в том, что они в зависимости от потребностей субъекта непосредственно оценивают значимость действующих на индивид объектов и ситуаций. Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями.
Существует большое количество классификаций эмоций.
Эмоции делят на низшие и высшие. Низшие связаны с органическими потребностями и подразделяются на два вида: гомеостатические, направленные на поддержание гомеостаза, инстинктивные, связанные с половым инстинктом, инстинктом сохранения рода и другими поведенческими реакциями. Высшие эмоции возникают только у человека в связи с удовлетворением социальных и идеальных потребностей (интеллектуальных, эстетических и др.). Эти более сложные эмоции развивались на базе сознания и оказывают контролирующее и тормозящее влияние на низшие эмоции.
Многие физиологи и психологи делят эмоции на отрицательные, связанные с возникновением потребности, и положительные, сопровождающие ее удовлетворение. Следует отметить, что положительная эмоция не всегда соответствует позитивной для организма значимости стимула (например, при употреблении алкоголя или наркотика), а отрицательная — его негативной значимости, например, страх перед определенными ситуациями или объектами окружающей среды.
Положительные эмоции характеризуют благоприятное состояние организма. Их можно рассматривать как результат удовлетворения биологических или социальных потребностей. Они сопровождаются повышенной творческой работоспособностью, высокой производительностью труда, малой утомляемостью, повышением устойчивости организма к вредоносным факторам. К положительным эмоциям относят удовольствие, наслаждение, радость.
К отрицательным эмоциям относят страх, ужас, гнев, ярость, неудовольствие, отвращение, горе, грусть, тоску.
Учитывая характер поведения организма при эмоциональных состояниях, их можно подразделить на стенические, вызывающие активную деятельность, и астенические — угнетающие активные формы поведения.
К. Изард выделил следующие основные эмоции:
Интерес (как эмоция) — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний.
Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или, во всяком случае, неопределенна.
Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.
Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.
Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
Источник
Новости синтона
Новое на сайте
Подпишитесь
на нашу рассылку!
Психологическая библиотека
Книги по жанрам:
Поиск по разделу
По психологии написано множество книг, различных авторов, на различные темы. Чтобы можно было легко ориентироваться в этом бескрайнем море психологической информации мы создали нашу электронную психологическую библиотеку.
Мы стараемся собирать в этой психологической библиотеке лучшие книги по психологии и саморазвитию, достижению успеха в бизнесе и личной жизни, построению качественных отношений и развитию навыков публичных выступлений. Психологическая библиотека — это кладовая психологических идей и открытий, размышлений и исследований. Каждая книга психологической библиотеки, словно крупица мудрости, открывает небольшой кусочек тайны под названием Жизнь.
Каждую неделю мы добавляем новые книги в нашу психологическую библиотеку, так что заглядывайте и наслаждайтесь чтением.
Часть книг можно почитать прямо с сайта, все — скачать себе в виде архива (они помечены значком ). Для прочтения некоторых книг вам могут понадобиться специальные программы.
Новые поступления
Это одна из первых книг (издание 1906 года) о Великом Законе Привлечения, управляющем человеческой жизнью.
Как известно, то, чего мы желаем или боимся, притягивается к нам. Настало время овладеть этой силой притяжения и заставить ее служить себе во благо.
Скорее всего это новое издание книги «Сила мысли», представленной у нас в библиотеке.
Не так давно ученые обнаружили, что фантазирование в расслабленном состоянии активизирует правое полушарие мозга.
Это полушарие творчества, гениальных решений, преодоления ограничений времени и пространства, чудесного проявления «плодов воображения».
Правому полушарию мозга удается совершать чудесные вещи, а каким образом оно это делает Роберт Стоун очень просто все объясняет на языке мифов и сказок.
Автор не обещает манну небесную и виллу на Канарах в придачу: вам придется приложить усилия, например, немного подкорректировать свою поведенческую тактику и применить на практике особые секреты, находящиеся на страницах этой книги.
Но, может быть, именно поэтому «правила успеха» работают даже тогда, когда многие другие стратегии достижения желаемого оказываются бессильны. Потому что в этом случае игра начинает идти по вашим правилам…
Работающая стратегия по отказу от аренды квартиры и переезду в свою собственную
Многим из нас уже давно очень хочется купить собственную квартиру, и вы думаете, что знаете, что для этого нужно сделать.
Вы пытаетесь откладывать деньги и тут возникает какая то ситуация и все деньги тратятся не понятно куда… не получается…
И так вы живете уже и 3 и 5 и 7 лет.
Так вот, только для тех, кто хочет достигнуть своей цели — книга из 10 конкретных шагов, которые помогут вам получить собственную квартиру.
«И куда только ушло мое время?» — стонет иной руководитель под бременем работы и стресса. Мы все знаем эту проблему. Все больше людей попадает в цейтнот. Но не столько перегрузка работой, сколько неумение планировать свое время вынуждает многих менеджеров проводить за письменным столом 60 часов в неделю (или, может быть, больше?).
80% результатов проистекают лишь из 20% причин — принцип, напоминающий поговорку «Лучше меньше, да лучше».
Книга научит Вас так выбирать и использовать наиболее эффективные действия и методы, число которых относительно невелико, чтобы достижения отлично соответствовали Вашим целям, замыслам, мечтаниям.
Являясь автобиографией и практическим руководством к действию книга в увлекательной форме и на богатом фактическом материале рассказывает, как добиться успеха, приводит поучительные примеры и дает подробные указания, как развить в себе стиль, дух и технику первоклассного коммерсанта.
Книга полезна каждому, кто хочет научиться работать наиболее плодотворно в любой сфере деятельности и стать человеком, общение с которым доставляет людям радость.
В так называемые Средние века коллективная фантазия о рае по существу стала компенсацией тех жестких, а иногда просто бесчеловечных условий, в которых людям приходилось постоянно заниматься тяжелым трудом, чтобы просто выжить. Если жизнь была такой невыносимой «здесь», значит, она обязательно должна была стать лучше «где-то там». Сегодня условия жизни в западном мире относительно комфортны по сравнению с теми тяжелыми временами. Хотя мы не достигли «рая для работающих людей», мы все же оказались к нему намного ближе, чем могли себе представить наши предки. Однако при всем этом благополучии и даже изобилии, имея возможность путешествовать по миру, получать любую информацию, покупать в магазине любые вещи и продукты вместо того, чтобы постоянно бороться за свое существование, почему мы все же несчастливы? Может быть, иллюзией является само представление о счастье?
Рассмотрены проблемы ускоренного развития и обучения детей в раннем возрасте.
Основная мысль автора: дети требуют не а который им могут дать только их родители. Для малышей они самые лучшие педагоги.
Каждый из нас хоть раз в жизни задумывался над тем, почему одни купаются в роскоши, а другим суждено всю жизнь бороться с финансовыми проблемами. Размышляя о причинах такого положения дел, мы вспоминаем об образовании, умственных способностях, навыках, умении планировать, методах работы, деловых связях, удачливости и т. п.
А может, дело вовсе не в этом? Прочитав книгу, вы познакомитесь с оригинальной точкой зрения. Автор считает, что у каждого из нас есть личная финансовая программа, предопределяющая уровень финансового благополучия, и дает практические советы по ее изменению при необходимости.
Калашников А.И. «Наука побеждать» Приветствую вас, уважаемый читатель. Прошу дать мне руку, и я поведу вас в мир решений, результатов, эффективных боевых методов работы с конфликтами, а также грамотных и умелых приемов управления и развития лидерских качеств.
Силы, призванные сделать вас глупым, больным и бедным
Книга затрагивает вопросы, касающиеся взрослой жизни, и содержит соответствующую лексику, что может быть неприятно определенному кругу читателей. Рекомендуется к прочтению только с разрешения родителей.
Книга написана женщиной исключительно для женщин и о Женщине.
Поднимаются вопросы о современных проблемах и вариантах их решений. Потому что в современном ритме жизни оставаться Женщиной с большой буквы этого слова становится всё сложнее. И что опасно — остаётся покрыта забвением самая суть, основа женского начала — её чувства, желания, сила любви. И огромное количество прекрасных жительниц планеты бьётся, как рыба об лёд, в поисках своего места под солнцем, разрываясь между духовным и материальным, между процессом и результатом, чувствами и долгом.
Данная книга будет актуальна именно для тех, кто хочет разобраться в первую очередь в себе, понять, принять, осознать, как обрести гармонию. И, как следствие, быть женственной и желанной.
«Все мы знаем, как важна ВНУТРЕННЯЯ ИГРА, но ты останавливался на том, чтобы спросить себя, что такое ВНУТРЕННЯЯ ИГРА на самом деле? Это когда Я просто очень хорошо запомнил материал или, может быть, когда Я улучшил доходчивость своего голоса?
Фактически, Внутренняя Игра основана на уверенности, убеждениях и общем отношении к жизни. Понимаешь ты это или нет, твое внимание постоянно направлено на женщин, с которыми ты говоришь. Если у тебя прочное, настойчивое и позитивное отношение к жизни, женщин естественно будет притягивать к тебе. Как это происходит у большинства натуралов.
Они развивают эти три аспекта своей идентичности: уверенность, убеждения и отношение к жизни. Когда это происходит, они начинают чувствовать большую уверенность и начинают вести себя как приз, что совершенно точно ПРИВЛЕКАЕТ ЖЕНЩИНУ».
Следующие принципы, комментарии и эссе формируют основу, которая представляет собой не просто подсказки и хитрости. Независимо от того, внедрили ли люди полностью на практике методику, описанную в книге «Как разобраться с делами» или нет, всегда находились ещё вещи, которые каждый мог бы делать всё лучше и лучше, и которые могли бы улучшить их продуктивность и общее благосостояние. Вы найдёте, что эти элементы заново утверждаются и укрепляются в этих принципах и эссе.
Источник
Общее представление об эмоциях. Развитие представлений об эмоциях в истории психологии.
Эмоция (от греч. motio – движение лат. emoveo – потрясаю, волную) – эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.
Левое полушарие отвечает за аналитические рациональные процессы (по Павлову, вторая сигнальная система), правое полушарие отвечает за эмоционально-образные процессы (по Павлову, первая сигнальная система).
Межполушарная асимметрия базируется на основании «новизна» — «рутина». Правое полушарие работает без алгоритмов, когда человек сталкивается с чем-то новым, левое полушарие работает по ранее выработанным алгоритмам.
Понимание эмоций в психологии началось с Декарта и Спинозы.
В своей работе «Страсти души» Декарт отнес к телесным функциям не только рефлексы, но и эмоции, различные психические состояния, восприятие идей, запоминание и внутренние стремления. Под страстями Декарт объяснял все реакции тела, которые отражают «животные духи».
Страсти – восприятие, ощущения, душевные движения.
Первичные страсти: удивление, любовь, ненависть, желание, радость, печаль.
· Воздействие т.н. духов на железу в мозге;
· Предметы, действующие на чувства.
Назначение страстей. Декарт: «Желать то, что природа преподносит нам как полезное, и не менять своего желания».
Новое продвижение к пониманию эмоций пришло со стороны эволюционной биологии. Дарвин написал книгу «О выражении эмоций у человека и животных». Заложил основы естественнонаучного понимания эмоций.
Спиноза рассматривается подчинённость человека аффектам и его борьбе с ними. Эмоции (в терминах Спинозы – аффекты) – состояния тела, которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее. Аффекты подчиняются определённым закономерностям, логике. Спиноза подходил к изучению эмоций интроспективно. Он доказывал способность разума сопротивляться аффектам. Аффектом называется как состояние человеческой души, имеющей смутные или неясные идеи, так и связанное с этим состояние человеческого тела. Основных аффектов, переживаемых человеком, три: удовольствие, неудовольствие и желание. Аффекты, возникнув от тех или иных причин, могут слагаться друг с другом многочисленными способами, образуя всё новые и новые разновидности аффектов, страстей. Их разнообразие вызывается не только природой того или иного объекта, но и природой самого человека.
Таким образом, от Спинозы и от Дарвина идут две параллельные линии изучения психологии эмоций. Спиноза подходил к изучению эмоций интроспективно. Дарвин рассматривал эмоции объективно, снаружи.
Дарвин констатировал, что большинство человеческих эмоций не имеет аналогов в животном мире, хотя подчиняются тем же биологическим законам функциональности.
У приматов ладони потеют, потому что им необходимо в случае появления опасности убегать, цепляясь за ветви деревьев. Человеку обычно удирать по ветвям не нужно, а рудимент потения ладоней остался и не несёт прежнего биологического смысла.
У некоторых животных (например, у медведя) нет анатомических основ для существования эмоций.
Дарвину удалось выявить только самые общие закономерности эволюции эмоциональных состояний.
Чувства человека имеют животное происхождение, как и весь человек в целом.
Подавляющее большинство исследований эмоций были посвящены изучению того, как соотносятся психологические составляющие эмоций с физиологическими реакциями.
Уильям Джеймс оказался представителем эволюционно-объективистской парадигмы, хотя в остальном был приверженцем интроспекции. Он называл эмоции «цыганами нашей психики». По его мнению, эмоции это рудимент, в будущем их не будет.
Уильям Джеймс и Георг Ланге создали теорию, согласно которой восприятие каких-то явлений сначала вызывает физиологические реакции, которые воспринимаются человеком и порождают психологические переживания. Эмоции – есть переживание собственных физиологических реакций.
Разочарование – это уменьшение произвольной иннервации
Страх – это уменьшение произвольной иннервации + сокращение сосудов + спазм гладких мышц.
Уолтер Кэннон опровергнул теорию Джеймса-Ланге:
· Перерезка блуждающего нерва у собаки не уничтожает эмоции.
· Одни и те же телесные изменения происходят при очень разных эмоциональных состояниях.
· Каким образом довольно скудному набору телесных изменений соответствует огромное множество эмоций?
· Во внутренних органах очень мало нервных окончаний, этого количества недостаточно, чтобы передавать куда-то информацию о телесных изменениях.
· Введение адреналина вызывает состояние «я чувствую себя, как если бы я был напуган, но я не напуган».
· Эксперименты показывают, что кошка, лишенная симпатической нервной системы, на угрозу своим котятам реагирует также как и нормальная кошка.
Эмоции возникают в тех ситуациях, когда следующим шагом будет усиленная мышечная активность. Для этого и важны телесные функции. Физиологические реакции важны, потому что вслед за эмоциональной реакцией последует мышечная активность. То есть происходит мобилизация организма для того, что последует после эмоциональной реакции.
В своих экспериментах Кэннон показал, что просто усиленная мышечная работа даёт те же физиологические изменения, что и эмоции.
В процессе эволюции эмоция не отмирает, отмирают её телесные компоненты.
П.К. Анохин пишет, что эмоции – это физиологические состояния организма.
Эмоции отражают аспекты значимости. Отсутствие эмоций – никакой значимости. Различие между эмоциями и смыслом заключается в привязке эмоций к физиологическим состояниям организма. Количество эмоциональных состояний ограничено. Эмоции дают яркую, но неспецифичную оценку смысла.
Эмоции – это всегда реакция, а на что неизвестно.
Поверхностная оценка ситуации.
Эмоции – это чувственная ткань смысла.
Биологическая целесообразность эмоций. Функции эмоций. Возможные основания и разновидности классификации эмоций.
Биологическая целесообразность эмоций состоит в том, что они выступаю в роли механизма уравновешивания, приспособления к окружающей среде.
Вызывают органические изменения:
· Желез внутренней и внешней секреции
· Температуры тела, реакции зрачка, мигания
· Электромиографии (метод исследования функционального состояния органов движения и речи путем регистрации биопотенциалов мышц)
Закон Уайлдера: Если в эмоциональном фоне исходная величина велика, то при эмоциональном напряжении (стрессе) показатели мало меняются; если в эмоциональном фоне исходная величина низкая, то при стрессе она может оказаться такой же, а может быть прямо противоположной.
Функции эмоций:
· Оценки (возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека)
· Мобилизации (проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству; заставляет организм сосредоточить все усилия на преодоление негативной ситуации)
· следообразования (заключается в предвосхищении событий, которые произойдут в будущем; но случается, что возникает после действия)
· побуждения и поддержания деятельности
· компенсации информационного дефицита (ресурс для решения задач)
· дезорганизации (для полной мобилизации физических сил)
Эмоции отражают аспекты значимости. Отсутствие эмоций – никакой значимости. Различие между эмоциями и смыслом заключается в привязке эмоций к физиологическим состояниям организма. Эмоции дают яркую, но неспецифичную окраску смысла.
Варианты классификации эмоций
А.Н. Леонтьев (классификация эмоциональных явлений) –
в классификации рассматриваются энергетические и временны́е параметры
· эмоции – психические процессы переживания смысла, механизм внутренней регуляции деятельности
Эмоции – более длительное состояние, иногда лишь слабо проявляющееся во внешнем поведении. Они имеют отчётливо выраженный ситуационный характер.
Эмоциональный опыт человека выше, чем опыт его индивидуальных переживаний.
Эмоции способны предвосхищать события, которые ещё не наступили.
Через собственные эмоции разные люди понимают друг друга, попадая в общие ситуации.
Эмоции могут обобщаться из разных ситуаций.
· аффекты – сильные, относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями, содержание и характер которых может изменяться под влиянием воспитания и самовоспитания.
Аффекты могут вызываться социальными оценками.
Являются сдвинутыми к концу события.
Регулирующая функция состоит в создании аффективных следов, управляющих избирательностью последующего поведения (накопление опыта).
· Чувства – служат основой для формирования устойчивых эмоциональных констант, носят предметный характер. Низший уровень – конкретный объект, высший уровень – общественные идеалы.
Кроме того, Леонтьев выделяет настроения – фоновый процесс, не привязанные к конкретному объекту или ситуации. Эмоциональное состояние невысокой интенсивности, образует эмоциональный фон для протекания других психических процессов.
Эмоции можно делить на сильные и слабые, устойчивые и неустойчивые, постоянные и кратковременные. Эмоции могут предвосхищать то, что ещё не случилось, или отражать реакцию на уже свершившееся событие.
В середине XX века было введено понятие «базовые эмоции», означающее наиболее типичные эмоции, заложенные биологически, через них можно выразить все остальные эмоции.
Наиболее распространённой является классификация Плучека – 6 базовых эмоций: радость, печаль, гнев, страх, удивление, отвращение. Кроме того, в качестве базовых эмоций иногда выделяют интерес и стыд.
Источник