Классификация эмоциональных состояний по леонтьеву

Классификация по а.Н. Леонтьеву.

По классификации эмоциональных явлений А.Н. Леонтьева выделяется три вида эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства.

Аффекты — это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. У человека аффекты вызываются как биологически значимыми факторами, затрагивающими его физическое существование, так и социальными, например мнением руководителя, его отрицательной оценкой, принятыми санкциями. Отличительной особенностью аффектов является то, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу событиям.

Собственно эмоции в отличие от аффектов представляют собой более длительно текущее состояние, иногда лишь слабо проявляются во внешнем поведении. Они имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Собственно эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые еще реально не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях. Их важнейшая особенность – спсособность к обобщению и коммуникации.

Третий вид эмоциональных процессов — это так называемые предметные чувства. Они возникают как специфическое обобщение эмоций и связаны с представлением или идеей о некотором объекте, конкретном или отвлеченном (например, чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу и т.д.). Предметные чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения.

Принцип единства аффекта и интеллекта.

Выготский использовал понятие аффекта в более широком смысле, нежели принято.

Проблема единства аффекта и интеллекта рассматривалась Л.С. Выготским как краеугольный камень теории психического развития ребенка. Однако это единство проявляется как динамическая, а не стабильная связь аффекта с интеллектом. «Все дело в том, что мышление и аффект представляют части единого целого — человеческого сознания». Единство аффекта и интеллекта, согласно Л.С. Выготскому, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики друг на друга на всех ступенях психического развития и, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, меняющейся, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта. Еще в 30-е гг. Л.С. Выготский указывал на необходимость рассмотрения развития аффекта и интеллекта в динамическом единстве. Но до сих пор развитие познавательных сил ребенка и развитие аффективно-потребностной сферы рассматриваются как процессы, имеющие свои независимые, взаимно не пересекающиеся линии. В педагогической теории и практике это находит выражение в отрыве воспитания от обучения и обучения от воспитания».

Психологическая теория и педагогическая практика тесно связаны, и оказывают друг на друга взаимообусловливающее влияние. Современная практика общественного воспитания дошкольников свидетельствует не только об отрыве воспитания от обучения, но и о явной деформации педагогического процесса в сторону однобокого доминирования образовательных ценностей над воспитательными. Детский сад в значительной мере превратился в учебно-образовательное учреждение. В распорядке и организации жизни детского сада главное место занимают занятия, которые во многом похожи на школьные уроки. С воспитателей спрашивают в первую очередь выполнение программы, а родители более всего озабочены тем, как их ребенок подготовлен к школе. Подготовка же к школе в массовом понимании сводится к элементарной грамотности: умению читать, писать, считать. Эмоциональная жизнь ребенка, как правило, вынесена за рамки организованного педагогического процесса как в детском саду, так и в школе. События, взволновавшие ребенка и оставившие след в его душе, чаще всего остаются его личным делом и не получают должного внимания со стороны педагогов.

Высшим психическим функциям «в такой же мере присуща иная интеллектуальная, как и иная аффективная природа. Все дело в том, что мышление и аффект представляют собой части единого целого – человеческого сознания» — Выготский.

Источник

Классификация эмоциональных явлений по А. Н. Леонтьеву

Леонтьев выделяет 3 основных класса эмоциональных явлений (в последних работах он все-таки добавил к ним еще и четвертый, т.е. настроения):

1. Аффекты — сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. (Висцеральные проявления – проявления работы внутренних органов).

В отличие от Рубинштейна, Леонтьев дополняет свое определение двумя свойствами аффектов:

1.1. Они могут сохраняться в памяти в виде аффективных следов.

1.2. Аффективные следы могут накапливаться при повторении аффектогенных ситуаций. В результате человек становится повышенно чувствителен к этим ситуациям и в какой-то момент при незначительном поводе может произойти аффективный взрыв.

2. Эмоции — более длительные и менее интенсивные (по сравнению с аффектами) эмоциональные состояния, которые возникают ситуационно и выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлением в них. («ситуационно» означает, что при изменении ситуации эмоция проходит).

3. Чувстваустойчивые предметные эмоциональные состояния, возникающие в результате специфического обобщения эмоций, которые связываются с представлением или идеей о некотором объекте (конкретном или обобщенном).

Личностные ценности — это интериоризированные и принятые человеком крите- рии должного, позволяющие отделить добро от зла, пользу от вреда, истину от заблуждения, достойное от недостойного. Личностные ценности выступают для индивида в виде своеобразной системы коордашат, предназначенной для струк

турирования образов реальности, наделения собьтш «внутренней» и «внешней» жизни оценочными маркерами.

Свойства:

1. Свойство всеохватности — сталкиваясь с тем или иным новым явлением, индивидуум обязан сформулировать для себя отношение к этому явлению. Как только он обратил на него внимание, то сознательно ли или не сознательно, им было сформировано какое-либо отношение к данному явлению. В первом приближении он решает для себя вопрос, важно или не важно это явление для его жизни.

2. Свойство субъективности — ценности всегда субъективны, просто в силу того, что не существует отношения вне субъекта, сами по себе предметы и иные явления реальности не имеют цены, ценой их наделяют субъекты восприятия, будь то индивидуум, общество или культура. Таким образом, всегда можно определить индивидуумов или группы, которым принадлежат те или иные ценности

3. Свойство измеряемости — несмотря на то, что представление о ценности как о значимости разделяется очень многими авторами, что было показано выше и значимость отражает цену данного конкретного явления для данного субъекта, мало кто из исследователей задал себе вопрос о том, что если речь идет о цене, то цену можно каким-то образом измерить. Иначе говоря, данная ценность обладает количественной или качественной вариативностью.

4. Свойство изменчивости – именно свойство изменчивости делает систему ценностей по- настоящему динамической системой. Вместе с тем, нельзя не отметить, что почти у каждого человека существуют ценности, которые он проносит практически через всю свою жизнь. Это могут быть ценности разных порядков, но, вероятно, имеет смысл говорить, что они образуют ценностный фундамент личности как таковой. Иначе говоря, любая, даже самая мощная ценность человека может подвергнуться изменению при столкновении с новыми раздражителями, с которыми индивидуум до этого не сталкивался.

1. Художественные ценности – создаются всегда только в сфере искусства, и состоит в их духовно-отражательной функции.

2. Политические ценности – проявляется на уровне духовной культуры (не технологии) политического творчества( ценности демократии, права человека и др)

3. Профессиональные ценности — относятся по классификации находящиеся на стыке «социально-организованных» и нравственно «личностно-коллективных» ценностей.( педагогический такт, оптимизм)

49.

Борис Сергеевич Братусь дает двойное определение личности. В узком смысле личность это не способ осуществления позиции, но сама позиция человека в этом мире, которая задается системой общих смысловых образований. В более широком понимании – это динамическая система смысловых образований и опосредствующих ее главных мотивов.

Было намечено несколько принципиальных уровней в структуре личности.

Первый уровень — эгоцентрический. Он определяется преимущественным стремлением лишь к собственному удобству, выгоде, престижу. Отношение к себе здесь как к единице, самоценности, а отношение к другим сугубо потребительское, лишь в зависимости от того, помогает ли другой личному успеху или нет.

Следующий уровень — группоцентрический. Человек, стоящий на этом уровне, идентифицирует себя с какой-либо группой, и отношение его к другим людям зависит от того, входят ли эти другие в его группу или нет. Группа при этом может быть самой разнообразной, не только маленькой, тесной, как семья, например, но достаточно большой, например, целая нация, народ, класс.

Следующий уровень — просоциальный , или гуманистический. Характеризуются внутренней смысловой устремленностью человека на создание таких результатов, которые принесут равное благо другим, даже лично ему незнакомым, «чужим «, «дальним » людям, обществу, человечеству в целом. Отношение к другому уже не определяется тем лишь, принадлежит он к определенной группе или нет.

Четвертая ступень — духовная, или эсхатологическая. На этой ступени человек начинает осознавать и смотреть на себя и другого не как на конечные и смертные существа, но как на существа особого рода, связанные, соотносимые с духовным миром. Иными словами, это уровень, в пределах которого решаются субъективные отношения человека с Богом, устанавливается личная формула связи с Ним.

Источник

Понятие и функции эмоций. Классификация эмоциональных процессов (А.Н. Леонтьев).

В понимании А. Н. Леонтьева эмоции — это ситуационные переживания. Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанными с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимых, действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

* Сигнальная функция эмоций. Эмоции также сигнализируют о значимости происходящего для человека: более значимое вызывает более сильные эмоции. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта. По Леонтьеву, эмоции поставляют нам информацию «зачем и ради чего мы это делаем?»

* Функция побуждения: эмоция отвращения побуждает человека на поведение, которое будет, например, выражаться в избегании предмета отвращения.

* Функция аварийного разрешения ситуации: эмоции могут не только побуждать, но и буквально навязывать человеку определенные действия, которые могут оказаться в той или иной ситуации целесообразными. (Эмоция страха: побуждает либо к убеганию, либо к агрессивному поведению, либо к реакции оцепенения — смотря что в каких ситуациях целесообразно).

* Функция подкрепления: связана с вызыванием у человека положительных или отрицательных эмоций.

* Функция предвосхищения: эмоции могут предвосхищать успешность или неуспешность предстоящих действий. Т. о., человек еще не начав действовать может эмоционально «почувствовать» исход этих действий.

* Функция эвристического нахождения описана исследователями мышления: хорошо известен феномен эмоционального предчувствия того, где и каким образом следует искать решение задачи.

Классификация эмоциональных явлений по А. Н. Леонтьеву

Леонтьев выделяет 3 основных класса эмоциональных явлений (в последних работах он все-таки добавил к ним еще и четвертый, т.е. настроения):

1. Аффекты — сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. (Висцеральные проявления – проявления работы внутренних органов).

В отличие от Рубинштейна, Леонтьев дополняет свое определение двумя свойствами аффектов:

1.1. Они могут сохраняться в памяти в виде аффективных следов.

1.2. Аффективные следы могут накапливаться при повторении аффектогенных ситуаций. В результате человек становится повышенно чувствителен к этим ситуациям и в какой-то момент при незначительном поводе может произойти аффективный взрыв.

2. Эмоции — более длительные и менее интенсивные (по сравнению с аффектами) эмоциональные состояния, которые возникают ситуационно и выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлением в них. («ситуационно» означает, что при изменении ситуации эмоция проходит).

3. Чувства – устойчивые предметные эмоциональные состояния, возникающие в результате специфического обобщения эмоций, которые связываются с представлением или идеей о некотором объекте (конкретном или обобщенном)

Психология ценностей личности: понятие, свойства, виды. Ценности в структуре личности.

Личностные ценности — это интериоризированные и принятые человеком критерии должного, позволяющие отделить добро от зла, пользу от вреда, истину от заблуждения, достойное от недостойного. Личностные ценности выступают для индивида в виде своеобразной системы коордашат, предназначенной для структурирования образов реальности, наделения собьтш «внутренней» и «внешней» жизни оценочными маркерами.

1. Свойство всеохватности — сталкиваясь с тем или иным новым явлением, индивидуум обязан сформулировать для себя отношение к этому явлению. Как только он обратил на него внимание, то сознательно ли или не сознательно, им было сформировано какое-либо отношение к данному явлению. В первом приближении он решает для себя вопрос, важно или не важно это явление для его жизни.

2. Свойство субъективности — ценности всегда субъективны, просто в силу того, что не существует отношения вне субъекта, сами по себе предметы и иные явления реальности не имеют цены, ценой их наделяют субъекты восприятия, будь то индивидуум, общество или культура. Таким образом, всегда можно определить индивидуумов или группы, которым принадлежат те или иные ценности

3. Свойство измеряемости — несмотря на то, что представление о ценности как о значимости разделяется очень многими авторами, что было показано выше и значимость отражает цену данного конкретного явления для данного субъекта, мало кто из исследователей задал себе вопрос о том, что если речь идет о цене, то цену можно каким-то образом измерить. Иначе говоря, данная ценность обладает количественной или качественной вариативностью.

4. Свойство изменчивости – именно свойство изменчивости делает систему ценностей по- настоящему динамической системой. Вместе с тем, нельзя не отметить, что почти у каждого человека существуют ценности, которые он проносит практически через всю свою жизнь. Это могут быть ценности разных порядков, но, вероятно, имеет смысл говорить, что они образуют ценностный фундамент личности как таковой. Иначе говоря, любая, даже самая мощная ценность человека может подвергнуться изменению при столкновении с новыми раздражителями, с которыми индивидуум до этого не сталкивался.

1. Художественные ценности – создаются всегда только в сфере искусства, и состоит в их духовно-отражательной функции.

2. Политические ценности – проявляется на уровне духовной культуры (не технологии) политического творчества (ценности демократии, права человека и др)

3. Профессиональные ценности — относятся по классификации находящиеся на стыке «социально-организованных» и нравственно «личностно-коллективных» ценностей. (педагогический такт, оптимизм)

49.

Борис Сергеевич Братусь дает двойное определение личности. В узком смысле личность это не способ осуществления позиции, но сама позиция человека в этом мире, которая задается системой общих смысловых образований. В более широком понимании – это динамическая система смысловых образований и опосредствующих ее главных мотивов.

Было намечено несколько принципиальных уровней в структуре личности.

Первый уровень — эгоцентрический. Он определяется преимущественным стремлением лишь к собственному удобству, выгоде, престижу. Отношение к себе здесь как к единице, самоценности, а отношение к другим сугубо потребительское, лишь в зависимости от того, помогает ли другой личному успеху или нет.

Следующий уровень — группоцентрический. Человек, стоящий на этом уровне, идентифицирует себя с какой-либо группой, и отношение его к другим людям зависит от того, входят ли эти другие в его группу или нет. Группа при этом может быть самой разнообразной, не только маленькой, тесной, как семья, например, но достаточно большой, например, целая нация, народ, класс.

Следующий уровень — просоциальный, или гуманистический. Характеризуются внутренней смысловой устремленностью человека на создание таких результатов, которые принесут равное благо другим, даже лично ему незнакомым, «чужим «, «дальним » людям, обществу, человечеству в целом. Отношение к другому уже не определяется тем лишь, принадлежит он к определенной группе или нет.

Четвертая ступень — духовная, или эсхатологическая. На этой ступени человек начинает осознавать и смотреть на себя и другого не как на конечные и смертные существа, но как на существа особого рода, связанные, соотносимые с духовным миром. Иными словами, это уровень, в пределах которого решаются субъективные отношения человека с Богом, устанавливается личная формула связи с Ним.

Источник

Оцените статью