Классификация депрессий у подростков
Еще 20 лет назад возникновение депрессивных синдромов у детей представлялось спорным из-за отсутствия, по мнению многих психиатров, когнитивных и аффективных предпосылок для развития депрессии в детском возрасте. Использовалось только понятие «маскированные депрессии», означавшее проявление депрессивных состояний в виде других психопатологических расстройств — чаще всего страхов и нарушений социального поведения.
Международная классификация психических нарушений (МКБ-10, Dilling et al.) исходит из аналогии между психопатологическими феноменами при депрессиях у детей и у взрослых, причем (в отличие от МКБ-9) этиология и нозологическая принадлежность депрессивного синдрома теперь не принимаются во внимание.
Это связано, помимо прочего, с опытом терапии, свидетельствующим об эффективности антидепрессантов, а также специфических методов психотерапии (например, когнитивных) при лечении как «невротических», так и «эндогенных» депрессий.
Согласно диагностическим критериям МКБ-10, в группе аффективных нарушений выделяют две главные категории рецидивирующих расстройств — биполярные и униполярные, причем они подразделяются далее по степени тяжести. Третья основная категория — стойкие аффективные нарушения (циклотимия и дистимия). Мягкие формы депрессий приведены также в категории «реакций на стресс» («кратковременная» и «длительная» депрессивные реакции) (Dilling et al.).
В качестве единственной формы депрессии, специфичной для детского возраста, отмечается депрессивное нарушение социального поведения. Согласно новым исследованиям, это смешанное расстройство эмоций и социального поведения отличается от названных выше депрессивных расстройств как в плане семейной отягощенности, так и в отношении прогноза.
Новые подходы к классификации депрессивных нарушений детского и подросткового возраста исходят из того, что при сохранении базисных симптомов, сходных с типичными депрессивными расстройствами у взрослых, в концепции депрессий должны учитываться и аспекты развития (Harrington).
Эпидемиология депрессивных расстройств у детей
С применением единых классификационных критериев разброс в данных о распространенности депрессий уменьшился. По сравнению с детским возрастом (от 0,5 до 2,5%) частота их у подростков существенно выше (от 2 до 8%) (Harrington), причем девочки в подростковом возрасте заболевают чаще, чем мальчики.
Например, показатели по шкале «депрессивность» в опроснике для родителей, ориентированном на симптомы и поведение [Child Behavior Checklist (CBCL), Achenbach, Edelbrock], оказались повышенными у 26% 12—17-летних девочек и только у 16% 12— 17-летних мальчиков (Remschmidt, Walter).
Источник
Депрессия у подростков
Депрессия у подростков – это часто встречающееся состояние. 11% подростков до 18 лет страдают депрессивными расстройствами. Девочки страдают депрессией чаще, чем мальчики. Если игнорировать проявления депрессии и не оказать своевременную помощь, данное состояние может привести к трагическому исходу, например, суициду.
Причины подростковой депрессии
В переходном возрасте происходит бурный рост организма, который сопровождается гормональным сдвигом, перестройкой в жизнедеятельности всего организма. Также подростки испытывают стресс из-за учебной нагрузки, возрастающей ответственности, сложностями взаимодействия со сверстниками, взрослыми. Вышеперечисленные моменты делают ребенка крайне уязвимым. Причинами развития депрессии могут быть как внешние причины (стресс, плохая успеваемость в школе, проблемы в отношениях в семье, со сверстниками, тяжелые заболевания), так и внутренние причины, связанные с нарушением биохимических процессов в головном мозге.
Симптомы депрессии у подростков
Диагностика депрессии в подростковом возрасте вызывает некоторые трудности, так как типичная картина депрессии проявляется у детей не всегда. Пубертатный возраст накладывает отпечаток на картину симптомов депрессии, определяет своеобразие болезненных переживаний. Гораздо чаще депрессия у подростков проявляется в виде нарушений поведения, интереса к алкоголю, наркотикам, постоянной скуки. Отмечается снижение успехов в учебе, обилие соматических жалоб на здоровье и т.д. Важно обращать внимание на изменения в поведении у ребенка, которые могут скрывать под собой симптомы депрессии, чтобы не упустить время и в нужный момент обратиться к врачу-психиатру, психотерапевту, психологу за помощью.
«Маски» депрессии у ребенка
Депрессия у подростков может скрываться за «масками», когда типичные проявления депрессии не являются первым, бросающимся в глаза компонентом. Условно выделяют несколько «масок» или, так называемых, эквивалентов депрессий у подростков.
Девиантный эквивалент. Этот эквивалент проявляется внезапно начавшимися, не свойственными ранее, нарушениями поведения. Подросток начинает испытывать тягу к «дурным» компаниям, прогуливать школу, сбегать из дома, проявлять интерес к алкоголю, воровству. Имеет место самоповреждающее поведение (ребята наносят себе порезы, ожоги, ввязываются в драки). Однако в отличие от истинного девиантного поведения, на состоянии ребенка лежит отпечаток отчаяния, и истинного удовольствия от своих поступков он не получает.
Употребление алкоголя и наркотических веществ связано с тем, что подросток хочет облегчить свое эмоциональное состояние. Как правило, подростки скрывают свои внутренние переживания от взрослых, но в голове у них могут скрываться довольно мрачные мысли о собственной несостоятельности, отсутствии смысла жизни, перспектив.
Психологи объясняют подобное поведение тем, что ребенок намеренно ищет наказания, так как думает о себе как о «плохом».
Случай из практики. Мальчик Р., будучи в младшей школе примерным ребенком, состоятельным в учебе, любимцем учителей, в подростковом возрасте внезапно начал употреблять наркотики, обманывать взрослых, воровать, наносить себе повреждения. Учителя, родители списывали изменения поведения на подростковый возраст и отнеслись к состоянию ребенка серьезно только после незавершенной суицидальной попытки. Впоследствии мальчик признавался врачам в том, что на протяжении длительного времени находился в подавленном состоянии, видел свое будущее в мрачном свете, считал себя бесполезным, думал, что он ничего не добьется, только подведет всех. После обращения к врачу и прохождения курса лечения, психотерапии мальчик вернулся к нормальной жизни, снова появилась заинтересованность в учебе, планы на будущее, отношения в семье стали более доверительными.
Апатический эквивалент. Характеризуется трудностями в учебе. Дети жалуются на быструю утомляемость, снижение концентрации внимания, ухудшение памяти, постоянную скуку. Часто подростки говорят о том, что они стали «как будто глупее». Вышеперечисленные проблемы приводят к снижению успеваемости. Дети начинают прогуливать школу, сидят дома, теряют интерес к общению, забрасывают хобби, кружки, пренебрегают личной гигиеной. Изменяется digital-активность подростка, например, на смену социальным сетям приходят однотипные игры или просмотр роликов в интернете, которые не несут смысловой нагрузки. При таком состоянии часто появляются мысли о «нежелании жить», так как подростки начинают корить себя за свою несостоятельность. Нередко взрослые списывают состояние подростка на лень, ругают ребенка, тем самым усугубляют тяжесть его состояния, создавая «порочный круг».
Случай из практики. Подросток В., после смерти отца перестала посещать школу, спортивные кружки, стала жаловаться на ухудшение памяти, быструю истощаемость, не могла сконцентрироваться на сюжете фильма или книги, потеряла контакт с друзьями, со временем практически перестала вставать с постели. После обращения к психиатру и подбора терапии девочка стала активнее, инициативнее, вновь начала общаться со сверстниками, вернулась в школу, успешно закончила 10 класс. Психотерапия помогла ей принять потерю близкого человека. Впоследствии девочка стала большой поддержкой для своей мамы.
Ипохондрический эквивалент. Этот вариант «маски депрессии» встречается реже, чем первые два. Он проявляется многочисленными жалобами на здоровье, желанием постоянно обследоваться у врачей. Ссылаясь на слабое здоровье, такие подростки пропускают школу. При этом они не обманывают родителей, а на самом деле испытывают различные физические недомогания (головокружение, тошноту, может отмечаться подъем температуры до 38 градусов).
Случай из практики. Пациентка К., постоянно предъявляла различные жалобы на головные боли, боли в животе, ломоту в конечностях, головокружение, тошноту, просила обследовать ее, читала о заболеваниях в интернете. Полное обследование исключило наличие какого-либо заболевания, что ненадолго успокоило девочку. Спустя непродолжительное время она вновь находила у себя симптомы тяжелых заболеваний. По собственной инициативе девочка посетила психиатра. После подбора лечения постепенно пропали соматические жалобы, а после работы с психотерапевтом она выяснила причину своей депрессии и смогла ее побороть.
«Будто тяжелый металл закачали внутрь меня»
Помимо депрессивных «масок» в старшем подростковом возрасте могут встречаться и более классические депрессивные картины. Юноши и девушки жалуются на тоску, угнетенное настроение, плаксивость, тревогу. Голос становится тихим, речь замедляется, мимика оскудевает.
Для классической депрессии характерна бессонница с ночными и ранними утренними пробуждениями, снижение аппетита. Пища становится «как трава» на вкус, любимые прежде блюда не приносят удовольствия. Появляются идеи самообвинения, физические недостатки преувеличиваются, начинают казаться «уродствами». Периодически подростки очень красочно описывают свои переживания. Например, одна девушка так описывала свое состояние: «Будто тяжелый металл закачивают внутрь, и он разливается по всему телу. В груди камень. Мысли взяли и перевернули через мясорубку. В голове каша».
Как справиться с подростковой депрессией
Родителям необходимо обращать внимание на подобные изменения в поведении ребенка и вовремя обращаться за помощью к психиатру, психологу. Также в этот сложный период крайне важна поддержка семьи, окружения. В лечении депрессии у подростков чаще всего применяется комплексный подход (лекарственная терапия, индивидуальная психотерапия, семейная психотерапия, другие реабилитационные мероприятия). Однако, каждый случай депрессии уникален. Для оптимального подбора лечения необходимо рассматривать ситуацию в индивидуальном порядке. При наличии симптомов депрессии у ребенка важно не отворачиваться от него, не бояться вовремя обратиться за помощью, чтобы вернуть сыну или дочке улыбку и радость жизни.
Источник
Депрессивное состояние в подростковом возрасте
Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» в секции «Психология и когнитивные науки» среди работ учащихся 10−11 классов
Актуальность
В 21 веке депрессивное и подавленное состояние у подростков является распространённым и достаточно частым явлением.
Выяснение причин подростковой депрессии (неклинической формы), а также способов преодоления данного состояния – актуальная и значимая задача для современных молодых людей. Многочисленные семинары, проводимые центрами социально-психологической поддержки и адаптации подростков (центр «Перекресток», районные центры психологической помощи), проведённый обзор литературы (работы Иовчук Н.М., Подольского А.И., Райли Д., Северного А.А.) подтверждают это. Тема имеет и личную актуальность – желание побыть наедине с собой в сочетании с раздражительностью, усталостью и плохим сном заставило разобраться в себе, а наличие подобных состояний у друзей натолкнуло на проведение данной исследовательской работы.
Цель
Теоретическое и практическое изучение причин возникновения депрессивных состояний у подростков в разном возрасте (с 8-го по 11-й класс) и выявление способов рефлексии и преодоления данного состояния.
Задачи
- Провести теоретический анализ данных психологической литературы, посвящённой феномену депрессивного состоянии у подростков (суть феномена, причины).
- Разработать и провести социально-психологический опрос, направленный на выявление степени выраженности депрессивного состояния, причин его возникновения, а также ресурсных способов его преодоления у подростков.
- Провести качественный и количественный анализ полученных данных.
- Выработать необходимые рекомендации.
Описание
1. Автор провёл теоретический анализ данных психологической литературы, посвящённой феномену депрессивного состояния у подростков (Райли Д., Иовчук Н.М., Подольский А.И., Шнейдер Л.Б. и др.), на основании которого были выделены основные симптомы-маркеры депрессивного состояния, определены особенности подросткового возраста и связанные с возрастом основные негативные убеждения, приводящие к депрессии.
2. Был разработан и проведн социально-психологический опрос, направленный на выявление степени выраженности депрессивного состояния, причин его возникновения, а также ресурсных способов его преодоления у подростков (за основу были взяты опросники А. Бека и М. Ковач, показывающие как внешние проявления, так и эмоциональные показатели депрессии, соответственно). В опросе приняли участие 90 учащихся с 8 по 11 класс.
3. Автором был проведён качественный и количественный анализ причин депрессивного состояния как по всей выборке в целом, так и отдельно по каждой параллели. Среди основных причин депрессивных состояний, выделяемых опрашиваемыми подростками, были обозначены проблемы, связанные со школой (большие нагрузки, переживания по поводу сдачи экзаменов), а также межличностное взаимодействие (со сверстниками, с семьей). У старшеклассников (10 и 11 класс) причины носят экзистенциальный характер (поиск себя, своего места в жизни, неопределённость будущего).
Результаты работы/выводы
Было выявлено, что причины подростковых депрессивных состояний связаны с особенностями возраста (подростковый кризис, сепарация от родителей), большими школьными нагрузками и непростроенной перспективой будущего. Не все подростки знакомы с конструктивными техниками и приёмами преодоления подобных состояний. После проведённого исследования был сделан буклет-памятка, в котором рассказывалось о способах работы с депрессивным состоянием (проработка проблем через дыхание и работу с телом, сценическую игру (психодрама), музыку, движение и танец, рисование).
Перспективы использования результатов работы
Полученные результаты исследования могут послужить материалом
- для проведения родительских клубов в рамках школы (какие симптомы-маркеры и негативные убеждения свидетельствуют о наличии депрессивного состояния у ребёнка; как помочь подростку его преодолеть);
- для знакомства подростков с техниками и приёмами преодоления депрессивных состояний в рамках тренинга (творчество и различные виды терапии – арт-, танц-, музыкотерапии);
- для учителей (своевременное распознание депрессивных состояний и помощь в преодолении).
Сотрудничество с вузом/учреждением при создании работы
Московский городской конкурс (межрайонный этап) – обладатель диплома III степени за лучшую работу по психолого-педагогическому направлению.
Источник