Базовые эмоции по К. Изарду
Кэррол Изард (1923 г. р.) – американский психолог, автор дифференциальной теории человеческих эмоций.
По мнению психолога Кэррола Изарда, существует 10 базовых эмоций, каждая из которых обладает уникальными признаками.
10 базовых эмоций по Изарду
Положительные | Нейтральные | Отрицательные |
---|---|---|
Интерес | Удивление | Отвращение |
Удовольствие | Гнев | |
Презрение | ||
Горе | ||
Стыд | ||
Вина | ||
Страх |
Интерес
Интерес – в связи с социальным образом жизни, интерес у человека – наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Интерес – это та эмоция, которая помогает человеку развиваться как интеллектуально, так и физически. Благодаря эмоции «Интерес» человек получает новые знания, навыки и т. д. Эта эмоция имеет большое значение в развитии личности и общества в целом.
Удивление
Удивление – реакция на неожиданно произошедшее происшествие. Эмоция «Удивление» не имеет эмоционального знака (нейтральная эмоция). Удивление может перейти в Интерес. Главная цель данной эмоции – подготовить человека к внезапному событию и сосредоточить его внимание на объекте.
Отвращение
Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, которое вызвано взаимодействием с неприятным для человека объектом или субъектом. Эмоция «Отвращение» вызывает сильное желание избавиться от провоцирующих факторов.
Удовольствие
Удовольствие (радость) – положительная эмоция, которая возникает после того, как человек смог или в скором времени сможет удовлетворить актуальную потребность.
Функции эмоции «Удовольствие»:
- Облегчает взаимодействие с другими людьми;
- Повышает уверенность в себе;
- Избавляет от стресса и негативных эмоций «Гнев», «Горе»;
- Человек ощущает в себе силы справиться с любыми трудностями;
Гнев – отрицательное эмоциональное состояние, как правило, вызванное неудачей на пути удовлетворения крайне важной потребности. Также гнев может быть спровоцирован личным оскорблением, обманом или принуждением совершить действие, которое не нравится субъекту. Гнев может перерасти в неконтролируемую форму – ярость.
Ярость – гнев, который нарастает до определенного момента, после чего происходит либо постепенный спад до полного успокоения, либо резкий скачок. Ярость возникает тогда, когда человек максимально не доволен сложившейся ситуацией и считает, что он сможет с ней справиться.
Презрение
Презрение – эмоциональное состояние, вызванное рассогласованием убеждений и поведения одного субъекта с убеждениями и поведением другого субъекта. Презрение – это эмоция, возникающая в межличностных отношениях. Эмоция «Презрение» необходима человеку для того, чтобы он почувствовал себя сильнее, образованнее или культурнее, чем презираемое лицо.
Горе (страдание) – реакция на негативные жизненные ситуации, связанные с временной (разлука) или постоянной (смерть) потерей любимого человека. Главная цель этой эмоции – приспособиться к жизни без любимого человека. Горе дает человеку умеренную негативную мотивацию, чтобы он начал решать накопленные проблемы.
Стыд – эмоциональное состояние, которое вызвано несоответствием поведения или внешности не только с взглядами общества, но также и с собственными убеждениями о внешности или поведении. Эта эмоция провоцирует возникновения чувства беспомощности и ощущения собственной неадекватности.
Вина – эмоция, связанная с осуждением собственного поведения. Эмоция «Вина» сопровождается осуждением самого себя, неуверенностью, раскаянием, стыдом.
Страх
Страх – негативное эмоциональное состояние, вызванное получением информации о реальной или мнимой угрозе для жизни субъекта. Человек, испытывая эмоцию «Страх» лишь предполагает, что его жизнь находится под угрозой. Эмоция «Страх» оказывает огромное влияние на жизнь человека: его поведение, внешний вид, мышление, восприятие внешнего мира.
Источник
Кэррола изарда эмоции человека
Книги — скачать, советы, литература запись закреплена
КНИГИ ПО ПСИХОЛОГИИ
Название: Психология эмоций.
Автор: Изард Кэррол Э
Жанр: учебное пособие
Описание: В учебнике подробно рассмотрены и проанализированы различные теории частных эмоций, и наиболее тщательно те из них, которые посвящены эмоциональной жизни. индивидуума, проблеме влияния эмоций на сознание и поведение.
Данные теории оперируют терминами отдельных четко выраженных эмоций, таких как радость и печаль, гнев и страх, стыд и смущение, каждой из которых присущи уникальные нейрофизиологические, экспрессивные и эмпирические/мотивационные характеристики.
Оглавление.
Предисловие.
Благодарности.
О происхождении и функциях эмоций.
К вопросу о происхождении мотивации и эмоций.
Типы мотивации.
Некоторые характеристики эмоции.
Воздействие эмоций на человека: предварительный обзор.
Глава определение эмоций. Связь эмоций с когнитивными процессами, поведением и личностью.
Эмоции в теориях эмоций и личности.
Теория дифференциальных эмоций.
Сложные эмоциональные комплексы в критических жизненных ситуациях.
Что такое базовая эмоция? .
Как понять эмоции.
Эмоции, сознание и связь эмоций и когнитивных процессов.
Концептуализация сознания.
Сознание как поток мысли.
Экспериментальное изучение потока сознания.
Сознание как парадигма.
Сознание как аспект биологической организации.
Эмоции и сознание как переживание биологических процессов.
Эмоции как организующий фактор сознания.
Ощущение, эмоция, сознание.
Эмоция и восприятие.
Взаимодействие между эмоцией и когнитивным процессом и сознание.
Функции полушарий и эмоции.
Эмоции и организация сознания.
Сознание и устойчивые характеристики эмоций.
Чувство, восприятие, знание.
Возрастные изменения в эмоциональных процессах и в операциях сознания.
Интерес-возбуждение: активация, выражение, переживание.
Характеристики эмоции интереса.
Активация интереса.
Мимическое выражение интереса.
Физиологические проявления эмоции интереса.
Субъективное переживание интереса-возбуждения.
Эмоция интереса — возбуждения: развитие и социализация.
Эволюционное значение эмоции интереса.
Функции эмоции интереса.
Развитие и социализация эмоции интереса.
Развитие связей между эмоцией интереса и когнитивными функциями.
Взаимодействие интереса с другими эмоциями и драйвами.
Регуляция интереса-возбуждения.
Эмоция интереса в развитии личности.
Глава удовольствие-радость: фактор психологического благополучия и социальной привязанности.
Характеристики радости.
Другие функции радости.
Стремление к счастью, или как обрести радость.
Радость и психическое здоровье.
Радость. Эмпирическое изучение.
Развитие эмоции радости у ребенка.
Развитие улыбки и смеха.
Взаимодействие радости с перцептивно-когнитивными процессами и действием.
Причины и последствия радости.
Субъективное переживание радости.
Когнитивная радость способствует эмпатии, альтруизму и креативности.
К вопросу о функциях эмоциональных переживании.
Субъективное переживание радости: эмпирическое исследование.
Счастье и развитие личности: эмпирическое исследование.
Глубинное изучение счастья и личности.
Психофизиологические исследования эмоции радости у взрослых.
Удивление-изумление.
Активация, выражение и переживание удивления.
Значение удивления.
Печаль.
Выражение, переживание и функции печали.
Развитие и социализация эмоции печали.
Взаимодействие печали с другими эмоциями, когнитивными процессами и поведением.
Регуляция печали.
Печаль, горе, депрессия.
Горе и печаль.
Печаль и депрессия.
Гнев.
Причины гнева.
Мимическое выражение гнева.
Субъективное переживание гнева.
Значение эмоции гнева.
Развитие и социализация гнева.
Гнев и агрессия.
Гнев и физическая агрессия.
Триада враждебности.
Отвращение и презрение.
Отвращение.
Решение соблюдать диету.
Презрение.
Различия между враждебностью и агрессией.
Страх и тревога.
Характеристики страха.
Причины страха.
Естественные активаторы страха.
Культуральные сигналы опасности: роль научения и опыта.
Влияние привязанности на механизмы заимствования страха.
Неустойчивая привязанность как источник страха.
Фобии.
Страхи: врожденные или приобретенные? .
Некоторые причины и последствия страха.
Выражение страха: проблема дифференциации страха.
Субъективное переживание страха.
Функции страха.
Развитие и социализация страха.
Взаимодействие страха с другими эмоциями.
Техники управления страхом.
Тревога.
Смущение.
Соматические изменения при смущении.
Выражение смущения.
Переживание смущения.
Функции смущения.
Застенчивость как черта личности.
Смущение и проблемы социальной адаптации.
Стыд.
Биологические и психологические характеристики стыда.
Мимическое выражение стыда и его физиологические аспекты.
Переживание стыда.
Причины стыда.
Эволюционно-биологические и психологические функции стыда.
Стыд на защите я и личностной целостности.
Социокультурные факторы.
Социализация стыда.
Взаимодействие стыда с другими эмоциями и социальным поведением.
Происхождение и функции вины.
Эмоция вины в различных теоретических концепциях.
Экспериментальные исследования эмоции вины.
Способность испытывать вину как личностная черта.
Вина и враждебность.
Вина и сексуальное поведение.
Как противостоять переживанию вины.
Любовь.
Что такое любовь.
Истоки любви. Эволюционно-биологическое наследие.
Наследие приматов.
Материнская любовь.
Дискретные эмоции и материнская любовь.
Братско-сестринская любовь и дружба.
Ревность.
Романтическая любовь.
Список литературы.
СПб.: Питер, 2000. — 464 с.: ил. — (Мастера психологии).
Источник
Читать онлайн «Эмоции человека»
Автор Изард К.
Кэррол Э. Изард Эмоции человека
ния, которые я делил с моими психотерапевтическими пациен-тами — людьми, требующими от нас развития науки об эмоциях, которая улучшит многие важные службы, связанные с помощью человеку.
Младенцы и дети являются величаишими учителями для исследователя эмоций. Никогда не бывает эмоций более очевидных, чем ка лицах молодежи, и нет ситуации, более убедительной и решающе важной для эмоциональной коммуникации, чем взаимоотношения младенца и заботящегося о нем человека или младенца и родителей. Я, несомненно, получал огромную пользу от таких взаимоотношений и от постоянной дружбы с Калом, Камиллой II Эшли. Я благодарю их, всех детей, родителей и воспитателей, которые приняли участие в моем исследовании.
Часть работы над этой книгой была поддержана Столетней Корпорацией Вандербильтского университета и средствами Юни-дельского фонда. Доротти Тнмберлейк, Виктория Воффорд, Ани-та Филдс, Элзи Конте, Барбара Паркер и Дон Донинг оказали бесценную помощь в подготовке рукописи. К каждому из них относится моя искренняя благодарность.
ЭМОЦИИ В ЖИЗНИ И В НА УКЕ
2 данной главе представлен материал, касающийся двух обшир-ных вопросов: что такое эмоции и что такое процессы, описы-вающие возникновение эмоций и их функции? Каково место эмо-дий в жизни и науке?
Существует ли необходимость изучать эмоции? Имеется ши-рокий диапазон научных точек зрения на природу и значение эмо-дий. Некоторые исследователи (например, ОпПу. 1962) полагают, что в рамках науки о поведении можно обойтись вообще без понятия . Эта исследовательница, так же как и другие (например, Ьт(351еу, 1957), считает, что понятие активации, или возбуждения, (агоиаа>) имеет значительно большую объяснитель-яую силу, и в то же время менее запутанно, чем терминология, описывающая эмоциональную сферу. Другие же (Топтктй. 1902, 1963; 1гагс1, 1971, 1972) утверждают, что эмоции образуют первичную мотивацнонную систему человека. Есть и представление о том, что эмоции — лишь преходящий феномен, хотя иногда утверждается, что люди всегда в некоторой степени испытывают какую-либо эмоцию, или же что не существует действий и поступков без аффекта . Ряд ученых придерживаются того мнения, что большая часть эмоций разрушает II дезорганизует поведение, являясь основным источником психосоматических заболеваний . Данные же других авторов показывают, что эмоции играют важную роль в организации, мотивации и подкреплении поведения
Некоторые исследователи сводят эмоции к проявлению висцеральных функций, к деятельности структур, иннервнруемых
Маурер, Томкинс и автор данной книги, хотя и различаясь в некоторых теоретических тонкостях, сходятся на том, что имен-но аффект, рожденный из опыта (или, говоря словами Маурера, из внутреннего субъективного поля), обеспечивает наличное мотивационное состояние, которое, в свою очередь, изменяет, контролирует и направляет поведение от одного момента к другому. Все возрастающее число теоретиков и экспериментаторов (например, обогащают наше понимание мотивационного и адаптивного значения дифференцированных аффектов.
Несмотря на значительные расхождения по вопросу природы и значения эмоций, теоретические и практические достижения последнего десятилетия превратили этот раздел в полноправную область научных исследований. Вопреки различным взглядам ученых, в сущности все люди (включая ученых) соглашаются с тем, что они испытывают радость и печаль, гнев и страх и что они знают разницу между этими эмоциями и разницу в том, как они переживаются и как они ими выражаются. Но сколько людей точно ответит на эти основные вопросы? Что же в сущности представляют собой эмоции, как они на нас влияют, как они воздействуют на другие аспекты нашей жизни?
Что такое эмоции? Большинство вопросов, поднятых в данной главе, включая вопрос определения эмоции, будет затрагиваться по ходу всей книги. Цель данной главы — представить конспективные ответы или комментарии, т. е. дать некоторый общий обзор проблемы. Как определяются эмоции? В большинстве теорий эксплицитно или имплицитно допускалось, что эмоция — это не простой феномен. Целостное определение эмоции должно принимать во внимание три аспекта или компонента, характеризующие это явление: а) переживаемое или осознаваемое ощущение эмоции; б) процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма; в) поддаю-щиеся наблюдению выразительные комплексы эмоции, в частности те, которые отражаются на лице. Как возникают эмоции? Большинство людей знает, какого рода условия и ситуации интересуют их, вызывают отвращение, заставляют ощущать гнев или чувство вины. Практически каж-дый человек испытывает интерес, наблюдая прогулку астронавта в космосе, отвращение — видя грязь в туалете, гнев — будучи грубо оскорбленным и вину — уклоняясь от ответственности за ЭМОЦИИ В ЖИЗНИ И НАУКЕ близких.
Источник