Календарно тематическое планирование эмоциональное коммуникативно речевое развитие

Программа по курсу «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие» (фронтальное занятие)
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Программа по курсу «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие» (фронтальное занятие) разработана для детей с расстройствами аутистического спектра, вариант программы 8.4

Скачать:

Вложение Размер
annotatsiya_k_rabochey_programme_ekrr.docx 14.39 КБ
ekrr_8.4_1-4_kl.docx 39.16 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе коррекционного курса

«Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие»

Программа разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими работу образовательных организаций, в том числе, регламентирующих работу педагога-психолога в образовательной организации, а также методических материалов, рекомендованных Правительством ХМАО-Югры, Минобразованием и науки РФ.

Основной целью коррекционного курса для детей, обучающихся по варианту 8.4: коррекция нарушений эмоциональной и коммуникативно-речевой сферы посредством фронтальных и индивидуальных занятий.

  • Формирование разнообразных моделей общения с постепенным сокращением дистанции взаимодействия с окружающими.
  • Формирование возможных форм визуального и тактильного контакта.
  • Формирование способности проникать в эмоциональный смысл ситуации общения.
  • Формирование коммуникативных навыков, включая использование средств альтернативной коммуникации.

Содержание коррекционного курса представлено следующими разделами: развитие невербальной коммуникации, социально-коммуникативное и эмоциональное взаимодействие, развитие эмоциональной сферы.

Общая трудоёмкость курса

В первом классе – 33 часа (1час в неделю). Во 2-4 классах отводится 34 часа (1 час в неделю).

Формы контроля предметом итоговой оценки освоения обучающимися с РАС АООП НОО является достижение предметных и результатов освоения программы коррекционной работы.

Контроль за динамическими изменениями в развитии детей осуществляется на основании диагностического обследования. Обследование проводится по методике ABBLS-R шкалы: F. Просьбы, К Игра и проведение досуга, L Социальное взаимодействие, M Поведение в группе.

Оценочная система контроля не предусматривается.

Предварительный просмотр:

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НИЖНЕВАРТОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА»

на заседании педагогического совета (протокол № 1

приказом КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа» № 200

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И КОММУНИКАТИВНО — РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

(ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ – ВАРИАНТ 8.4.)

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие» составлена для учащихся 1-х классов и двух дополнительных 1-х классов, 2-4-х классов с расстройствами аутистического спектра (РАС). Программа может видоизменяться в календарно-тематической части исходя из особенностей группы.

Особенности детей с РАС выражаются рассогласованностью проявлений взаимодействия со средой на уровне различных сфер личности: эмоциональной, когнитивной, коммуникативной и поведенческой. Общими для детей с РАС являются проблемы эмоционально — волевой сферы и трудности в общении, которые определяют их потребность в сохранении постоянства в окружающем мире и стереотипности собственного поведения. Ребенок с РАС, не владеющий вербальной речью, не доступен в плане общения со стороны окружающих, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи или ее замены, в случае ее отсутствия. Для преодоления низкой коммуникативной активности обучающихся с РАС в структуру учебного плана введен коррекционно-развивающий курс «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие», способствующий формированию коммуникативных навыков.

Программа коррекционного курса «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие» разработана в соответствии с нормативными документами.

Основной целью коррекционного курса для детей, обучающихся по варианту 8.4: коррекция нарушений эмоциональной и коммуникативно-речевой сферы посредством фронтальных и индивидуальных занятий.

В ходе реализации программы по эмоциональному и коммуникативно-речевому развитию решаются следующие взаимосвязанные задачи:

  • Формирование разнообразных моделей общения с постепенным сокращением дистанции взаимодействия с окружающими.
  • Формирование возможных форм визуального и тактильного контакта.
  • Формирование способности проникать в эмоциональный смысл ситуации общения.
  • Формирование коммуникативных навыков, включая использование средств альтернативной коммуникации.

Решение поставленных задач позволяет совершенствовать у обучающихся с расстройством аутистического спектра навыки элементарной устной коммуникации.

Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с РАС. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности.

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

Предметные результаты по эмоциональному коммуникативно-речевому развитию включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

— применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя (выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);

— знать и применять элементарные правила речевого общения;

— уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес);

— участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;

— выбирать правильные средства интонации, жестов и поз, ориентируясь на образец речи или анализ речевой ситуации;

— использовать изученные речевые алгоритмы при общении;

— использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.

С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные результаты включают:

— овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

— овладение навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных и коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

— овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Источник

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие» 1в класс
рабочая программа по логопедии (1 класс)

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, «Положения о рабочих программах по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городского округа Павловский Посад Московской области», учебного плана МКОУ школы-интерната.

Цель — развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Скачать:

Вложение Размер
1_v_ras_munitsipalnoe_kazennoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie_shkola_-_kopiya_-_kopiya_-_kopiya.docx 51.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат

городского округа Павловский Посад Московской области

Директор МКОУ школы-интерната:

« 01 » сентября 2017 г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие»

Составил (а): Данюшина Ирина Геннадьевна,

2017-2018 учебный год

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) , «Положения о рабочих программах по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городского округа Павловский Посад Московской области», учебного плана МКОУ школы-интерната.

Цель — развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Основными задачами коррекционной работы являются:

-выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации,

-овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Общая характеристика учебного предмета:

У ребенка с РАС умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия. Коррекционный курс включает следующие разделы:

Развитие речи средствами невербальной коммуникации. Импрессивная речь. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Чтение и письмо. Глобальное чтение.

В содержании логопедических программ учтены общие специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, а также особенности развития тяжело и умеренно умственно отсталых детей, новые вариативные формы организации коррекции отклонений развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями патологии.

У ребенка с РАС умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия:

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики.

Развитие речи средствами невербальной коммуникации . Импрессивная речь.

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание обобщающих понятий (посуда,мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении(в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста. В программах реализованы в соответствии с этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:

  • принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
  • принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
  • принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
  • принцип коррекции и компенсации, позволяющий
    определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;
  • деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие» обозначен как коррекционный курс, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение в 1 классе отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.

Содержание рабочей программы по внеурочной деятельности

«эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие».

Всего часов по четвертям 1 четверть (18 ч.), 2 четверть (13 ч.), 3 четверть (17 ч.), 4 четверть (18 ч.), итоговое количество часов (66 ч.)

1 класс (2 часа в неделю)

Личностные и примерные результаты освоения конкретного корреционного курса.

— Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),неспецифических жестов

— Овладение навыками вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения

— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач

— Использование доступных жестов для передачи сообщения

— Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека

— Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях

— Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах

— Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв

Базовые учебные действия.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

1. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;

2. Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;

3. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.

Планируемые результаты изучения коррекционного курса:

— Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),неспецифических жестов

— Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения

— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач

— Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом

— Использование доступных жестов для передачи сообщения

— Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека

— Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях

— Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах

— Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв

Базовые учебные действия.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

— входить и выходить из учебного помещения со звонком;

— ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

— адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

— принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

— передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

— фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

— фиксирует взгляд на яркой игрушке;

— фиксирует взгляд на движущей игрушке;

— переключает взгляд с одного предмета на другой;

— фиксирует взгляд на лице педагога;

— фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

— фиксирует взгляд на изображении;

— фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

— понимает жестовую инструкцию;

— понимает инструкцию по пиктограммам;

— выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

  1. 3) использование по назначению учебных материалов:

— бумаги; карандаша, мела

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

— выполняет действие способом рука-в-руке;

— подражает действиям, выполняемы педагогом;

— последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

— способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

— при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

Календарно-тематическое планирование уроков эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие и в 1в классе

Источник

Оцените статью