Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с миром
Исалимова Марал Махамедьяновна
Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с миром
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Страх, испытываемый ребенком, например, при виде большой собаки, побуждает его предпринять определенные действия, чтобы избежать опасности.
Ребенок грустен или разгневан — значит, у него что-то не в порядке. Ребенок радуется, выглядит счастливым — значит, в его мире все хорошо.
Эмоции ребенка — это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии.
Дети 3—5 лет уже в состоянии распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выразить свое отношение к ним, то есть ребенок-дошкольник отлично понимает, что его друг расстроен, обижен или испуган, а его соперник, например, разгневан. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей.
Детские эмоции влияют и на будущее поведение человека. Например, мальчик начинает испытывать неприязнь ко всем женщинам только потому, что его воспитала жестокая, нечувствительная к его переживаниям мать. Эмоции способствуют также социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных большинству родителей и воспитателей вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?» Так, если с точки зрения норм данного общества или сообщества ребенок поступает плохо, ему становится стыдно, он испытывает эмоциональный дискомфорт. Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций — как положительных, отрицательных — пресна и бесцветна.
Психологи попытались определить и классифицировать эмоции. Оказалось, что люди различают шесть основных эмоций — радость, грусть, гнев, удивление, отвращение и страх. Исследования показали, что каждая эмоция имеет свое мимическое выражение, однако одни распознаются легче, другие — труднее. Так, например радость легче узнается по выражению лица, чем гнев и страх. Способность или умение правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека — важный фактор в формировании отношений с людьми. Эта способность, укрепляясь на протяжении детства, приводит в дальнейшем к адекватному восприятию другого человека.
В младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции у них выражаются более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми, придавая их ни особую выразительность. Одна причин возникновения тех или к переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда взрослые ласково относятся к ребенку, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищен -ности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение.
Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают человека к деятельности, влияют на накопление и актуализацию его опыта.
При изучении эмоциональных явлений психологи разделяют их в зависимости от того, какое место занимают они в регуляции поведения и деятельности.
К первой группе относятся настроения — более или менее длительные эмоциональные состояния, обязующие исходный фон жизнедеятельности.
Ко второй —чувства: устойчивые эмоциональные отношения к определенному человеку или предмету.
К третьей — собственно эмоции, реализующие психическое отражение и состояние организма.
Так, ребенок старшего дошкольного возраста, ощущая потребность в положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей. У получившего признание окружающих ребенка преобладает радостное настроение. Если же со стороны близких людей ребенок не находит отклика, то настроение у него портится, он становится раздраженным, печальным или назойливым, с частыми вспышками гнева или приступами страха. Это свидетельствует о том, что его потребность не удовлетворена.
И тогда можно говорить об эмоциональном неблагополучии ребенка, под которым понимается отрицательное эмоциональное самочувствие. Эмоциональное неблагополучие может возникать в разных ситуациях, например при переживании неуспеха в каком-либо виде деятельности, особенно в спортивных и других соревнованиях, на занятиях или в ситуациях жесткой регламентации жизни в детском саду.
Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребенок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей.
Отрицательные эмоции, вызванные взаимоотношениями с окружающими,выступают в виде различных переживаний: разочарования, обиды, гнева или страха. Они могут проявляться ярко и непосредственно в речи, мимике, позе, движениях или иначе—в особой избирательности действий, поступков, отношения к другим людям.
Реагировать на слова и поступки людей, проявляя различные эмоции, ребенок учится в общении со взрослым. В младенчестве впервые, возникает такое эмоциональное образование, как привязанность к близкому человеку, которая в дальнейшем приводит к возникновению нравственных чувств. Ребенок приучается радоваться и печалиться вместе со взрослым в середине второго года жизни.
Большое влияние на эмоции и чувства детей оказывает игра. Игра представляет интерес для детей только тогда, когда она реализуется в эмоционально насыщенной форме.
Наблюдая определенные игровые ситуации, взрослый может понять, какие эмоции испытывает ребенок, и какое влияние могут иметь обнаруженные эмоциональные состояния на развитие его личности. В процессе наблюдения за детской игрой необходимо обращать внимание на следующее. Хотят ли дети поиграть вместе или стараются избегать друг друга? Как включаются в игровое обучение? Принимают ли чужую инициативу или сопротивляются ей? Кто всегда находится в центре игры, а кто молча наблюдает издали? Какие отношения преобладают в игре — доброжелательные или конфликтные? Какие эмоции преобладают — положительные или отрицательные?
Положение ребенка в группе, характер его взаимоотношений со сверстниками существенно влияют на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом. От этого зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, находится в состоянии эмоционального комфорта. Известные детские психологи предлагают следующие типы детей в зависимости от их положения в группе сверстников.
«Предпочитаемые» дети находятся в группе в атмосфере любви и поклонения. Их ценят за красоту, обаяние; за способность быстро реагировать в разных ситуациях и быть лояльным; за уверенность в себе; за способность не колеблясь брать на себя ответственность, не бояться риска и пр. Однако дети с особенно высокой популярностью могут стать лишне самоуверенными, «заразиться звездной болезнью».
«Пренебрегаемые, изолированные» дети часто чувствуют по отношению к себе равнодушие сверстников или их снисходительность. Их принимают в игру на роли, которые другие не хотели играть. Они обидчивы, зачастую восстают против навязанных условий жизни в группе, становятся агрессивными или идут по пути беспрекословного подчинения лидеру, превращаются в его тень и, таким образом, получают его защиту, купался в отблесках его славы. Таким детям постоянно не хватает общения о сверстниками.Чувства их остры: они могут испытывать привязанность к кому-то из группы или ненавидеть их пренебрежение к себе.
«Пренебрегаемыми, изолированными» дети становятся по разным причинам. Один редко ходит в детский сад, и дети практически мало его знают. Другой только начал посещать данную группу. Третий имеет физические недостатки, например, толстый и неуклюжий не может на равных играть в подвижные игры и т. п. В то же время у детей свои критерии оценки членов коллектива, и они не всегда и не во всем совпадают с мнением взрослых.
Таким образом, эмоциональное благополучие детей зависит не только от того, как их оценивают взрослые, но и от мнения сверстников.
«Значение самооценки в жизни ребенка». Консультация для родителей и педагогов Каким будет человек – уверенным в себе или нет, активным или пассивным – это во многом зависит от семейного воспитания, и прежде всего.
Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром Детский возраст является одним из самых бурных периодов в созревании эмоционального человека. Эмоциональное развитие ребенка является.
Значение подвижных игр в воспитании личностных качеств ребенка дошкольника Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет? Все.
Консультация для родителей «Роль и значение зимней прогулки в жизни ребенка» Консультация для родителей «Роль и значение зимней прогулки в жизни ребенка» Вот север, тучи нагоняя Дохнул, завыл и вот сама Идет Волшебница.
Консультация для родителей «Значение мяча в развитии организма ребенка» Ежегодно мы набираем в младшую группу детей. Какими неуклюжими пингвинчиками они подчас к нам приходят! Вырастить ребенка сильным, крепким,.
Консультация для воспитателей «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка» «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он.
Источник
Система работы «Развитие эмоционально-чувственного мира ребёнка»
учебно-методический материал
Сиситема работы «Развитие эмоционально-чувственного мира ребёнка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_razvitie_emotsionalno-chuvstvennogo_mira_rebyonka.docx | 41.11 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие эмоционально-чувственного внутреннего мира ребенка»
«В одном мгновении видеть вечность, огромный мир- в зерне песка, в единой горсти –бесконечность и небо в чашечке цветка »
Мое педагогическое кредо:
В творческой деятельности я вижу свою задачу не только в обучении детей изобразительному искусству, сколько в обеспечении основ развитии каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе. Стремлюсь дарить детям радость от творчества, понимать язык искусства. В любой ситуации стараюсь поставить себя на место ребенка, быть великодушной и с пониманием относится к его поступкам. Постоянно совершенствуюсь, не останавливаюсь на достигнутом. Стремлюсь создать для детей атмосферу любви и радости.
Обоснование ведущих идей:
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно Получают определенное развитие все стороны психики ребенка. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства. Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки. Эмоции – это реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний. А для ребенка эта задача становится еще более трудной. Огромная роль в развитии эмоциональной сферы дошкольников принадлежит искусству. С его помощью ребенок эмоционально и личностно познает себя и других людей; осуществляет художественное познание окружающего мира; реализует свой творческий потенциал. Организация взаимодействия детей с искусством помогает ребенку выражать свои эмоции и чувства близкими ему средствами: звуками, красками, движениями, словом. Для ребят характерен перенос испытываемых эмоций в процессе общения с произведениями в различные виды деятельности. Наиболее часто в рисование. Цвет как объект изучения всегда привлекал ученых, психологов, искусствоведов, естествоиспытателей. Хорошо развитое чувство цвета, помогает полнее почувствовать красоту окружающего мира, гармонию красок, ощутить духовный комфорт. С давних времен люди придавали цвету особое значение. Цвет оказывает на людей эмоциональное воздействие. Одни цвета успокаивают нервную систему, другие, наоборот, раздражают. О факте воздействия цвета на эмоциональное состояние свидетельствуют реакции ребенка дошкольного возраста на объекты различных цветов. В практике своей работы я столкнулась с тем, что дети даже в старшем дошкольном возрасте имеют слабо развитое цветовосприятие и навыки работы с цветом. В работе детского сада овладение детьми цветом организуется с целью решения двух взаимозависящих друг от друга задач. С одной стороны, формирование чувства цвета является неотъемлемой частью сенсорного воспитания, направленного на развитие у детей умения ориентироваться в окружающем их мире. С другой стороны, овладевая общепринятой эталонной системой свойств и признаков предметов непосредственно в изобразительной деятельности, дети учатся соответствующим образом отражать эти свойства и признаки в рисунке. Поэтому основным направлением своей педагогической деятельности я выбрала «Развитие эмоционально-чувственного внутреннего мира ребенка через развитие сенсорных способностей, ассоциаций, фантазий»
В процессе работы над темой определила цель:
Помочь ребенку обрести личностную свободу и научить владеть языком искусства, как средством чувственной и духовной ориентации в окружающем мире природы и человеческой культуры-это главная цель
1.Формировать умения выражать свои переживания с помощью изобразительных средств.
2.Воспитание гармонично развитой личности.
3.Развитие чувственности воображения, ассоциативного мышления в творческой деятельности
Для решения этих задач мною был создан методический комплекс работы по изодеятельности.
Для создания данного комплекса использовались методические материалы:
- С.К.Кожухина «Путешествие в мир искусства»;
- Н.Г. Давыдова «Нетрадиционная техника рисования в детском саду»
- Т.А. Копцева «Природа и художник»;
- Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» Методические рекомендации 2006г.
- Библиотека программы «Детство»: Знакомство с книжной графикой; Знакомство с пейзажной живописью; Знакомство с натюрмортом;
- О.Никологорская «Волшебные краски»
- Л.С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте»
В основу моей работы были положены следующие педагогические технологии:
— развивающие педагогические технологии;
— технологии социально – личностного развития и благополучия, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка – дошкольника;
— технология проблемного обучения;
— технология проектной деятельности;
-технология ИКТ. Использую компьютерные презентации образовательных порталов, а также свои разработки при организации образовательной деятельности. Активно использую Интернет – ресурсы в целях самообразования.
Технология работы включает в себя различные традиционные и нетрадиционные формы проведения НОД, формы и приемы, используемые при проведении непосредственно-образовательной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных способностей детей.
Основная идея, определяющая реализацию методического комплекса, может осуществиться более эффективно при условии включения в систему трёх взаимозависимых направлений :
I. воспитательной работы с детьми,
II. консультативной работы с педагогами,
III. просветительной работы с родителями.
В структуру методического комплекса вошли следующие элементы:
- комплекс НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование)
- комплекс НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка)
- Дополнительная образовательная деятельность изостудия «Маленькие дети большие таланты» (авторская программа)
- Комплекс учебно-художественных игр (с пластикой формы, со способами изображения и выражения)
- Серия занимательных художественно-творческих занятий
- Годовой план постоянных тематических выставок («Моя семья», «Дары осени», «День матери», «Зимушка Зима», «День победы», «Весенняя палитра», «Краски лета»
- Конкурсы семейных работ
- Участие в выставках городского, регионального, Российского и международного масштаба
- Авторские наглядные пособия, стихотворения
- Авторские игры на развитие интуиции, внимательности, фантазии, восприятия цвета
- Образовательный проект «Амурские пейзажи»
Работа организованна через систему творческих заданий, построенных с использованием разнообразных выразительных средств , игровых приемов, разнообразных техник рисования, способов изображения с применением традиционных и нетрадиционных материалов
. В своей программе для занятий с дошколятами по изодеятельностью я разработала и подобрала конспекты позволяющие манипулировать с разнообразными по качеству свойствами материалами, использовать нетрадиционные способы изображения. В учебный процесс можно включать размазывание пальцем краски, рисование воском, мылом, нитками и т.д., а так же комбинировать разные материалы, использовать смешанные изобразительные техники.
Для работы с детьми я составила конспекты, построенные с учетом возрастных возможностей детей, с опорой на имеющиеся уже умения и навыки художественно-продуктивной деятельности дошкольников. Для занятий я использую тематическую литературу, фольклорный и игровой материал.
1.Начинаю работу с дошколятами беседой о бережном отношении к помощникам художника- художественным материалам, правильной организации рабочего места, грамотному художественному языку.
Первые занятия начинаю от истоков народной культуры. Произведения народного творчества всегда были понятны природе ребенка. Занятия по декоративному рисованию строю объединяя народный традиционный опыт и возможность импровизировать.
Знакомство детей с репродукциями великих художников-пейзажистов, предметников, анималистов. Подбираю те произведения, которые понятны и доступны в детском понимании, вызывающие у них радость узнавания, эмоциональные переживания.
2. В средней группе я уже более глубоко знакомлю детей с пейзажем, как жанром живописи. Это позволяет подвести детей к пониманию того. Что художественная картина есть отражение реальной жизни природы. Знакомлю с выразительными средствами живописи цветом, как способом передачи настроения, состояния природы; рисунком, передающем характерные особенности формы; композицией.
Уделяю большое внимание различным художественным материалам, их особенностям, грамотным способам, использования. Нетрадиционным техникам изображения, что развивает кругозор, фантазию и прививает понимание того, что можно творить как, и на чем.
3.В старших и подготовительных к школе группах знакомлю детей с натюрмортами смешанного типа. Мы учимся самостоятельно составлять , сочинять композиции, подбирать нужные цвета и оттенки, давать названия нашим картинам. Узнаем секреты, которые скрывают художники.
4.Не маловажную роль уделяю развитию детского творчества на основе поэтических произведений. Стихи для занятий подбираю доступные, понятные детям по тематике, содержанию и языку.
Сама сочиняю стихи для игр и занятий. В подготовительной группе считаю возможным знакомство детей с японской поэзией хокку. Несмотря на лаконичность и простоту, она позволяет увидеть многообразие и красоту окружающего мира, дает большой простор для фантазии, развивает воображение.
5.Важным направлением в развитии творческих способностей детей является использование авторских работ преподавателя. Для рассматривания на занятиях я использую свои работы, выполненные в различных техниках, стихи собственного сочинения. Грамотный показ выполнения работ, его результат, приводит в полный восторг дошколят. Все это способствует большому взаимопониманию с детьми, сокращает дистанцию ребенок- педагог.
6.Широкие возможности для познания ребенком эмоциональной выразительности мимики человека дает портретный жанр. Ознакомление детей с портретом начинаю с произведений знаменитых художников. Рассматривая портреты, обращаю внимание детей, как художник через цвет, композицию передает характер человека и свое отношение к нему. Дети рисуют автопортреты, семейные портреты. Учу чувствовать и соблюдать пропорции и формы частей лица, передавая портретное сходство, учу рисовать «от пятна».
После освоения программы портретного жанра, мы подходим к изображению шаржей. Рисование шаржей позволяет развивать наблюдательность, воспитывать чувство юмора, является средством самовыражения, снимает эмоциональное напряжение.
7.Искусство является одним из лучших средств воспитания личности человека. Я решаю эту задачу, воспитывая интерес и любовь к животному миру, опираясь на произведения художников – анималистов. На следующем этапе знакомства с животным миром провожу серию занятий «Мы мультипликаторы». Такие занятия способствуют более глубокому развитию фантазии, наблюдательности, творческому самовыражению, также являются средством коррекции эмоционального состояния.
8.Большое внимание уделяю эмоционально-чувствительного мира ребенка способом развития сенсорных способностей, ассоциаций, фантазии.
9.На основе наблюдений потребностей и желаний ребенка, систематизировала методический материал по современным технологиям ИЗО, и разработала собственные игры, которые можно органично сочетать на занятиях по изодеятельности.
10.Опираясь на опыт проделанной работы, было замечено, что детей старшей и подготовительной групп, можно знакомить с произведениями не только художников классиков. Это могут быть работы , заслуживающие не меньшего внимания: импрессионистов, экспрессионистов, авангардистов. Наших детей нужно учить не только любить, но и понимать, чувствовать произведения.
11.Для более успешного творческого развития ребенка, нужно не только развивать воображение, но и дать более точное полное представление о предмете, его объемности, трехмерности, а это в детском возрасте возможно благодаря лепке- азбуке представления о предмете.
На занятиях по лепке мы работаем с глиной, пластилином, соленым тестом, хлебным мякишем. Выбор изобразительного материала зависит от цели создания произведения.
Дополнительная образовательная деятельность
Для более глубокого и полного раскрытия творческого потенциала ребенка я веду изостудию «Маленькие дети — большие таланты». Изостудия-это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребенка, где он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях. Здесь взаимодействуют, развиваются и обучаются дети разного уровня развития, различного социального положения. Особый микроклимат изостудии способствует взаимодействию педагога с детьми и родителями, формирует у детей коммуникативные способности, приобщает их к миру взрослых, развивает у них художественный вкус и эстетическую восприимчивость. Учитывая способности и интересы детей, я разработала программу по изодеятельности «Маленькие дети большие таланты» утвержденную на педагогическом совете ДОУ протокол « 2 от 28.11.2013 и комплексное перспективное ппланирование занятий в изостудии для каждой возрастной группы.
Прогамма более широко охватывает возможности и желания ребенка в творческой деятельности и позволяет решать следующие задачи:
- Развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать.
- Развивать эстетическое воспитание, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественные способности.
- Формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.
- Формировать умение свободно владеть художественным материалом.
- Развивать умение видеть красоту созданного изображения.
- Развивать представление о многообразии цветов и оттенков.
- Совершенствовать умение разрешать изображение на листе бумаги, формировать умение строить композицию рисунка.
- Воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Как известно, движущей силой любой деятельности является мотивация. А что как не интерес, увлечение заставляет человека исследовать действительность?
Наиболее интересными занятиями, которые стимулируют творческий потенциал детей и поисковую деятельность, а значит развивают их художественно-творческие способности, являются различные занимательные занятия.
Цель проведения занимательных занятий — создать устойчивую мотивацию к художественно-творческой деятельности
Занимательные занятия делятся на два типа: с традиционными изобразительными материалами и с материалами нестандартными, или нетрадиционными.
Такие творческие занятия способствует развитию особого художественно-эстетического восприятия мира, созданию уникальной для каждого ребенка модели мира. По мере того как они формируются, их роль становится все более и более активной в построении системы отношений дошкольника с окружающей действительностью.
На таких художественно-творческих занятиях идет взаимообратная взаимообогащающая связь, когда поиграв с линией или цветом и сотворив нечто, ребенок начинает и вокруг замечать новые краски, обобщенные формы предметов, по-новому видеть и чувствовать, а увидев окружающую красоту – захотеть отобразить свои чувства в любом творчестве. Развивая творческие способности, мы должны развивать художественные, а развивая художественные способности – развивать творческие
Хочу подробней остановиться на специальной учебно-художественной игре — это игра не с сюжетом, а с пластикой формы, демонстрирующая способы её упорядочения; это игра со способами изображения и выражения; игра, организующая процесс интерпретации созданной формы и развивающая воображение.
Учебно-художественная игра, как и искусство, моделирует мир человеческих чувств и отношений. Поэтому результат такой игры — не только развлечение и удовольствие от самого игрового действа. И даже не создаваемое произведение. Её результат — открытие ребёнком богатства мира человеческих чувств и отношений, открытие уникальности и значимости собственных переживаний, открытие возможности чуда: воплощения собственных переживаний в материале игры на языке цвета и формы.
Выполняя задания, дети открывают выразительные возможности таких художественных средств, как
— цвет (холодный—тёплый, светлый—тёмный, глухой—звонкий);
— линия (прямая, ломаная, волнистая), пятно, штриховка различного характера;
— контраст и нюанс (по цвету и по тону);
— ритм (пятен, линий, штриховки).
А также они учатся работать гуашью, цветными карандашами, фломастерами, пастельными мелками, угольными мелками, тушью, восковыми мелками, сангиной, акриловыми красками. Используют различные техники для изображения, что способствует развитию фантазии, интереса к творческому процессу его возможностям и многогранности: Раздувание кляксы, кляксография, набрызги, рисование поролоном, техника составления коллажа, техника потрескивания воска, техника составления витража, смешанные техники, комбинирование разных материалов.
Дополнительные занятия в изостудии позволяет добиться высоких результатов развития творческих способностей у детей и высокого уровня освоения изобразительной деятельностью.
Работа с родителями
Решать задачи творческого развития детей нельзя без доверительных взаимоотношений с родителями. Как показывает практика, чем теснее связь педагога и родителей, тем больше успехов у ребенка. Каждый его успех в творчестве и в личностном плане я довожу до сведения родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно. Необходима осуществлять связь, что позволяет создать условия для самораскрытия, подход к ребенку должен быть индивидуальным, как к неповторимой, уникальной личности
родители
ребенок педагог
Источник