Какому термину соответствует определение чувство глубокой моральной удовлетворенности полноты бытия

Какому термину соответствует определение чувство глубокой моральной удовлетворенности полноты бытия

Счастье как этическая категория

С категорией «смысл жизни» тесно связано понятие «счастье». Если смысл жизни — это как бы объективная оценка значимости существования человека, то счастье — это сопровождающееся чувство глубокой моральной удовлетворенности личностное переживание полноты своего бытия, результатов своей жизнедеятельности. Поэтому счастье всегда связано с ощущением необыкновенного подъема духовных и физических сил, стремлением к переживанию всей многомерности бытия, а состояние счастья прямо противоположно состоянию пассивности, равнодушия, инертности.

Правда если понимать счастье лишь как чувство удовлетворения, то придется признать равноценность любых переживаний удовлетворенности, а значит, и счастья: и в случае совершения добра, и в случае совершения зла. Поэтому существует множество «моделей» счастья — общепризнанных и личных, в рамках которых счастье соотносится с благом — с обладанием им или созиданием его. Однако и здесь «возможны варианты».

В гуманистической этике существует мнение: для того чтобы человек был счастлив, он должен не иметь, а быть (Э. Фромм) — быть нравственно автономной, самодостаточной личностью, отличающейся определенными моральными качествами. Поэтому счастье — это осуществление внутренней свободы, процесс реализации глубочайшего личного «хотения». Необходимые условия счастья:

Объективные — удовлетворение основных жизненных потребностей человека. Поэтому материальное благополучие и жизненный комфорт — еще не счастье, а лишь норма человеческого существования, условие счастья.

Субъективны — внутренняя готовность и способность личности к счастью — своего рода талант, в котором проявляется глубина и яркость личности, ее внутренняя энергия. В конечном счете это — нормальное состояние человека. И поэтому отказ от счастья есть предательство личности, подавление в себе собственной индивидуальности, а утрата способности к счастью – показатель деградации личности, душевного хаоса, неспособности найти главную линию в жизни.

Итак, для счастья необходимы следующие условия:

оптимальное удовлетворение материальных потребностей;

самореализация личности через профессиональную деятельность и бескорыстное общение. Некоторые особенности и «законы» счастья

Счастье можно обрести только в процессе самоосуществления, самореализации личности. Оно невозможно при пассивном образе жизни.
Счастье не есть непрерывное состояние радости. В нем нельзя пребывать, как в некой «зоне непрекращающихся удовольствий». Это — миг, «звездный час» человека, наиболее яркие точки его жизни.
Предчувствие, предвкушение счастья, его ожидание часто значительнее, острее и ярче, чем его осуществление.
Счастье существует только во взаимном общении, во взаимодействии людей. Им нельзя владеть, обособившись ото всех. Для счастья всегда нужны другие: только тогда, когда другие приобщены к «моему» счастью, а я к счастью других — только тогда счастье сохраняет свою полноценность, наполненность.
Счастье не может быть абсолютным. Оно — не полное отсутствие несчастий, но способность преодолевать невзгоды и неудачи. Счастье временно, преходяще. Когда мы счастливы, мы всегда испытываем неосознанный страх: страх потерять счастье, страх, что оно пройдет, кончится. Это, с одной стороны, омрачает счастье, придает ему привкус горечи, а с другой — ориентирует нас на бережное отношение к счастью.

Счастье не есть безмятежность и спокойствие, оно всегда сопряжено с борьбой — преодолением тех или иных обстоятельств. Переживание полноты бытия, достижение глубокого внутреннего удовлетворения невозможно без преодоления собственной инертности, пассивности, внешних обстоятельств, наконец, без преодоления «самого себя».

Счастье может базироваться не только на высоких моральных ценностях, в его основе могут лежать и антиценности ради которых человек иногда сознательно идет на саморазрушение личности, будучи не в состоянии отказаться от мгновений пусть призрачного, но счастья.

Мера счастья зависит от степени нравственности индивида: удовольствие в жизни может испытать каждый, счастье — только по-настоящему нравственный человек.

Источник

Проверочная работа по теме «Мораль»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Контрольный тест Обществознание Мораль

Задание 1 Сопоставьте термины и определения. Имейте в виду, что среди определений одно — лишнее. 1) представления о должном отношении человека к обществу, другим людям, себе 2) то, что полезно людям 3) совокупность людских нравов, практическое поведение людей 4) система норм и правил поведения, принятых в обществе и основанных на представлении о добре и долге 5) значимость, которую предмет или явление имеет для человека А) мораль Б) нравственность В) моральные нормы Г) ценность

Задание 2 Какие из перечисленных ценностей можно отнести к высшим нравственным ценностям? Выберите несколько из 5 вариантов ответа: 1) свобода 2) счастье 3) вера 4) общение 5) научно-технический прогресс

Задание 3 Вставьте пропущенное слово. Когда человек искренне желает добра другим — это . добро.

Задание 4 К какой типичной ситуации выбора можно отнести действия героя рассказа? 16 сентября 1976 года Шаварш Карапетян с братом Камо и Липаритом Алмасакяном совершал утреннюю пробежку. Случайно они оказались на месте падения троллейбуса в Ереванское озеро. Карапетян взял командование и наиболее сложную часть работы по погружению и спасению людей на себя. «Я достаю — ты подбираешь!» — скомандовал Шаварш брату. Он передавал брату спасённых людей, а Камо — на лодку, к тренеру. Из лодки — в машину. На глубине 10 метров при нулевой видимости Шаварш разбил ногами заднее стекло троллейбуса и спас 20 пассажиров из 92. После этого Шаварш Владимирович тяжело заболел пневмонией, которая осложнилась сепсисом. Температура держалась на уровне 40 °C. В больнице провёл 45 дней. После воспаления в лёгких образовались спайки, и каждый глубокий вдох спортсмену давался с трудом. Но всему плохому рано или поздно приходит конец, после этого заболевания Карапетян пошел на поправку. Выберите один из 3 вариантов ответа: 1) выбор между собственными интересами и интересами других людей 2) выбор между личными убеждениями и общественным мнением 3) выбор между долгом и желаниями

Задание 5 Сопоставьте термины и определения. Имейте в виду, что среди определений одно — лишнее. Укажите соответствие для всех 5 вариантов ответа: 1) способность критически оценивать свои поступки, мысли, желания с точки зрения нравственных норм 2) возможность и способность делать сознательный выбор и нести ответственность за последствия своих поступков 3) состояние человека, связанное с чувством глубокой моральной удовлетворённости, полноты бытия 4) то, что полезно людям 5) то, что способствует самораскрытию, самореализации человека, приближает его к жизненному идеалу 6) внутренняя глубокая убеждённость в необходимости того или иного поведения долг счастье добро благо совесть

Задание 6 Что из перечисленного характеризует моральные нормы? Выберите несколько из 6 вариантов ответа: 1) собраны в специализированные кодексы 2) носят обобщённый характер 3) конкретны 4) необязательны для исполнения 5) за исполнением следят специальные органы 6) нет специальных учреждений, которые следят за их исполнением

Задание 7 Согласны ли вы с тем, что единственной гарантией моральности человека является лишь он сам. Выберите один из 2 вариантов ответа: 1) Нет 2) Да

Задание 8 Согласны ли вы с тем, что ситуация, изображённая на рисунке, характеризует нравственный долг молодых людей? Выберите один из 2 вариантов ответа: 1) Да 2) Нет

Задание 9 Какому термину соответствует определение: возможность и способность делать сознательный выбор и нести ответственность за последствия своих поступков?

Задание 10 Когда совесть заранее осуждает нас за неправильный выбор и заставляет отказаться от него, она действует как: Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) запрещающий фактор 2) осуждающий фактор 3) побуждающий фактор 4) контролирующий фактор

Самопроверка 1) (1 б.) Верные ответы: 4,3,1,5 2) (1 б.) Верные ответы: 1; 2 3) (1 б.) Верный ответ: «потенциальное» 4) (1 б.) Верные ответы: 1 5) (1 б.) Верные ответы: 6,3,5,4,1. 6) (1 б.) Верные ответы: 2; 4; 6 7) (1 б.) Верные ответы: 2 8) (1 б.) Верные ответы: 2 9) (1 б.) Верный ответ: «свобода» 10) (1 б.) Верные ответы: 1

Самооценка 10-9 правильных ответов- «5» 8-7 правильных ответов – «4» 6-5 правильных ответов- «3»

Источник

Тест. Духовный мир человека

Список вопросов теста

Вопрос 1

Прочитайте, в котором пропущен ряд слов. Выберите слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Духовная жизнь — это важнейшая сфера деятельности отдельных людей и общества в целом, связанная с производством, сохранением, _____(А) и потреблением _____(Б). Наука, искусство, религия, мораль, образование выполняют социально значимые исторически закрепившиеся за ними функции, имеют свою структуру, т.е. являются _____(В). Духовная жизнь отдельной личности включает её потребности, способности, стремления, жизненные ориентиры и _____(Г), знания, веру и многое другое. Неотъемлемой её частью является _____(Д) — область чувств и переживаний. Условием полноценной духовной жизни личности является её ______(Е), т.е. освоение культуры».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Варианты ответов
Вопрос 2

Единственный в своём роде, неповторимый, редкий, исключительный — .
Ответ — имя прилагательное в именительном падеже единственного числа.

Вопрос 3

Соотнесите духовные ценности с той или иной группой.

Варианты ответов
  • жизнь
  • достоинство
  • прекрасное
  • вера
  • время
  • смирение
  • совесть
Вопрос 4

Какому термину соответствует определение?
Значимость, которую предмет или явление имеют для человека.
Ответ запишите в именительном падеже единственного числа.

Вопрос 5

Способ построения, организации сложных систем, при котором части (элементы) системы распределены по уровням и вся система становится многоуровневой, многоступенчатой, обладающей в то же время свойством целостности.

Вопрос 6

Напишите термин, пропущенный в схеме.
Ответ запишите в именительном падеже единственного числа.

Вопрос 7

Какому термину соответствует определение?
Чувство глубокой моральной удовлетворённости, полноты бытия.

Варианты ответов
  • удовольствие
  • радость
  • счастье
  • любовь
Вопрос 8

Все термины, кроме двух, связаны с понятием «нравственные ценности». Какие термины «выпадают» из ряда?

Варианты ответов
  • возвышенное
  • зло
  • свобода
  • судьба
  • ответственность
  • патриотизм
Вопрос 9

Соотнесите термины и определения.
Обратите внимание, что среди определений есть «лишние».

Источник

Этика. 3. 4. Счастье

3.4.1. Формула счастья.
Английские ученые открыли формулу счастья. Ученые опросили тысячу человек. На основе ответов на вопросы они открыли формулу: Счастья = Р + (5хЕ) + (3хН). Р – означает «личностную характеристику» (сюда входит мировоззрение, способность адаптироваться к новым условиям, способность переносить невзгоды), Е – это «бытие» (в это понятие разработчики вложили состояние здоровья, финансовую стабильность, дружбу и пр.), а Н – это индекс «высших стандартов» (самоуважение, амбиции и даже чувство юмора). Насколько эта формула соответствует реальному счастью каждый может подсчитать самостоятельно, однако счастье не только не поддается математической формализации, но и ускользает от строгой философской рефлексии в мир, не поддающихся однозначным определениям чувств, образов, тончайших оттенков индивидуального мироощущения.

3.4.2. Счастье как моральная категория.
Это такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, обозначает наиболее полное воплощение человеческого предназначения. Еще в древнегреческой этике делали различие между эвтихией — благосклонностью судьбы — и эвдемонией — способностью чувствовать эту благосклонность, чувством счастья. Эвтихия — ценность, основанная на отношении вещей, а эвдемония — ценность блага, относящаяся к внутреннему состоянию. Обе ценности этического значения не имеют. Чувство счастья зависит не от достижения определенных благ, а от внутренней способности человека быть счастливым. Но способность быть счастливым относится к ценности личности, ибо способный быть счастливым благодаря своему примеру повышает ценность жизни.

Это гармоничное сочетание всех проявлений жизни, обладание наилучшими и наибольшими благами, устойчивое состояние эмоционального подъема и радости. Счастье – это высшая, трудная, но, тем не менее, достижимая цель. «Высшее из возможных в мире, — и являющееся конечной целью наших стремлений физическое благо,- писал Кант в «Критике способности суждения», — это счастье, при объективном условии согласия человека с законами нравственности — это достоинство быть счастливым». Понятие счастье не просто характеризует определенное конкретное объективное положение или субъективное состояние человека, а выражает представление о том, какой должна быть жизнь человека, что именно для него является блаженством. Счастье является чувственно-эмоциональной формой идеала. Состояние полного, высшего удовлетворения, абсолютного отсутствия желаний, идеал, осуществить который стремятся путем разумного и совместного действия. Поэтому понятие счастья имеет нормативно-ценностной характер. Одно из первостепенных выражений счастья заключается в удовлетворенности человека тем, как складывается у него жизнь. Но это вовсе не значит, что счастье субъективно. За субъективным чувством и представлением о счастье обязательно стоит какой-то образец счастья. Не случайно А.Толстой писал: «Счастье есть ощущение полноты физических и духовных сил в их общественном применении».

Спектр условий счастливой жизни достаточно широк, но, в последнее время все более отмечается смещение ценностных нравственных ориентиров в сторону все большей значимости материального благополучия. Во-первых, считается, что счастье, в конечном счете, связано с самореализацией личности. Но человек не всегда достаточно хорошо осознает о своем предназначении. Во-вторых, нередко утверждается, что счастье в общении, но следует напомнить мысль Шопенгауэра о том, что для интеллектуально одаренного человека как раз предпочтительнее одиночество.

Источник

Оцените статью