Какого настроение князя андрея

Поездка князя Андрея в Отрадное. Анализ эпизода

Важный эпизод в жизни Андрея Болконского в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» — это поездка героя в Отрадное (второй том, часть 3, главы 1-3). Попробуем проанализировать эту сцену.

По опекунским делам сына Болконский едет в имение Ростовых. В этот период князь Андрей находится в состоянии внутреннего кризиса, ещё не оправившись после своего ранения, смерти Лизы, чувства глубокого разочарования в своём «Тулоне». Душевное состояние героя Л.Н. Толстой раскрывает с помощью пейзажа, внутреннего монолога. И здесь писатель использует приём психологического параллелизма. По дороге в Отрадное Болконский замечает старый дуб с обломанной корой, который не хочет подчиняться «обаянию весны».

«Весна, и любовь, и счастие!» — как будто говорил этот дуб. — И как не надоест вам всё один и тот же глупый, бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья», — так фиксирует писатель душевное состояние князя Андрея. Здесь оно созвучно состоянию природы, героем владеет чувство отчаяния и безысходности.

В Отрадном он видит Наташу, счастливую и улыбающуюся, и ему отчего-то «становится больно». Здесь писатель использует приём контраста, сопоставляя внешнюю обстановку и душевное состояние Болконского. День удивительно хорош, ярко светит солнце, кругом «всё так весело», молодёжь в доме Ростовых беззаботно радуется жизни. А в душе князя Андрея — необъяснимая тоска. И здесь. Л. Н. Толстой раскрывает состояние героя с помощью внутренних монологов. Наташа Ростова безотчётно привлекает Болконского.

«Чему она так рада? О чём она думает? Не об уставе военном, не об устройстве рязанских оброчных. О чём она думает? И чем она счастлива?» — невольно с любопытством спрашивал себя князь Андрей».

Далее мы видим прекрасный майский пейзаж: ночь, «свежую и неподвижно-светлую», ряд подстриженных чёрных деревьев, сочную зелень, почти полную луну на светлом, беззвёздном небе. Природа дана здесь в восприятии героев. Болконский воспринимает её сдержанно, в рамках своего темперамента и мироощущения. Однако Наташу эта картина приводит в восторг. Чувства её писатель раскрывает с помощью диалога.

«Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня … Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало», — восклицает она. Автор здесь подчёркивает эмоциональность этой героини, любовь к природе, тонкое понимание красоты.

Болконский же, напротив, выступает здесь как человек рассудочный и рациональный. Таким образом, уже в этой сцене Толстой в определённом смысле противопоставляет этих героев.

Однако встреча эта оказалась благотворной для души князя Андрея. Она способствовала выходу его из кризиса, породив в нём «неожиданную путаницу молодых мыслей и надежд». И в финале данной сцены Толстой вновь подчёркивает это характерной картиной природы. Возвращаясь домой через ту же березовую рощу, Болконский не узнаёт старого дуба, который «весь преображённый, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца».

Героя посещает чувство радости, неосознанных надежд, весеннего обновления. Используя приём психологического параллелизма, автор здесь подчёркивает глубокую связь человека и природы.

Рассматриваемый эпизод является развитием действия в бытовом сюжете романа. Здесь впервые соприкасаются главные герои произведения — Наташа Ростова и Андрей Болконский. Автор намекает нам на возможность развития отношений между ними, зарождение любви.

Источник

Что чувствует и что думает князь Андрей перед Аустерлицским сражением? Как эти мысли и чувства характеризуют героя?

Перед сражением у Андрея тревожное и неясное настроение. Он переживает из-за того, что из-за личных соображений рискуют тысячми жизней, в т.ч. его. Он размышляет над тем, что возможно его убьют, вспоминал близких людей, жалел себя и свою жену. Грустные мысли сменяются жаждой тулона, он предчувствует, что сможет показать все, что в силах сделать. Это будет счастливая минута, которую он так долго ждал. Болконский верит, что все будут поражены им и всячески мечтает о своей будущей жизни. Озвучивается мнение, согласно которому Андрей готов продать всех близких людей ради минуты славы.

Карточка №42В

О чём мечтает Николай перед Аустерлицким сражением, как ведёт себя?

Все желания Ростова в этот день исполняются: он дает генеральное сражение, участвует в нем, при том будучи ординарцем при храбрейшем генералом, более того едет с поручением к Кутузову, а может быть и государю. На душе его было радостно и счастливо. Незадолго до сражения он проникается глубокой любовью к царю, от которой он был счастлив, как дождавшийся свидания любовник. Мечтой Ростова становится смерть на глазах государя.

Карточка №43Б

Аустерлицкая битва. Какое настроение сразу возникло в армии в начале сражения? Почему так происходит? Какую мысль вложил автор в этот эпизод?

Настроения перед боем были прекрасные, солдаты шли весело, идя в наступательное дело. Однако заминка на дорогу обратила это в досаду и злобу. Войска начали скучать и падать духом. Солдатам не было понятно, где их противники, а генералы и адъютанты начали драться из-за трубы. Появившийся перед ними противник с первых же минут боя вызывает ужас на лицах русских солдат. Автор вкладывает в этот фрагмент следующую мысль: русские войска не были готовы к сражению, они не только неправильно оценили силы противника, они даже не знали, где он находится.

Карточка №44А

Каково было настроение Кутузова перед Аустерлицким сражением и в разгар его? Сравните настроение Кутузова и его штаба перед битвой с настроением Александра и его приближённых.

Перед сражением Кутузов вял, на диспозиции он делает вид, что спит, и не обращает внимания на обсуждение будущего боя, в утро перед которым он был изнурен и раздражителен, желчно смеялся. Ему сразу же противопостовляется свита Александра, молодая, энергичная, верящая в свою победу, она наполняет штаб Кутузова энершией, стремится ворваться в бой, однако сам Кутузов делает наборот, он ждет, не желая вступать в сражение для сохранения своих войск. Уже во время самого сражения он не покидает поля битвы, даже шальной осколок, пролетевший по щеке и постоянные угооворы, не останавливают его, он наоборот стремится туда, где слышна артиллерийская канонада.

Источник

Духовные искания Андрея Болконского в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)

Духовные искания Андрея Болконского в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)

Духовные искания Андрея Болконского в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» указывают на то, что перед нами «человек подвижный», что, по мнению писателя, делает героя настоящим. Каждый может ошибаться и падать, но страшнее, когда человек не хочет ничего искать, когда он самодоволен: «спокойствие — душевная подлость».

Князь Андрей постоянно ищет себя, не останавливается в своём развитии, часто сомневается и разочаровывается. Меняются его представления о долге, о любви, об окружающих, о самом себе. Но именно так, через разочарования, он постигает смысл жизни.

Этот процесс условно делится на несколько этапов.

Князя Андрея мы встречаем в салоне Анны Павловны. Это умный, начитанный, образованный молодой человек, которого отец приучил трудиться, а не проводить время в праздности. Поэтому ни светские вечера, ни пустые разговоры его не привлекают. Он презрительно относится к окружающим, считая их жизнь бессмысленной, потому что делать целью обогащение невозможно.

Изначально мы видим его также самолюбивым, даже тщеславным человеком, который жаждет славы. Но это не пустое бахвальство, а скорее благородство. Ведь ему нужны не материальные награды, а любовь и признание. Семейной жизнью князь Андрей тяготится, потому что все его мысли направлены на другие (более высокие, по его мнению) цели. А хочет он покорить «свой Тулон». Он восхищается Цезарем, Наполеоном, потому что они отличаются целеустремлённостью, а славы достигают сами.

Князь искренне верит, что всё в жизни зависит от самого человека. Поэтому он отправляется на войну, мечтая о том, что спасёт армию от поражения. При этом у него есть чувство долга, слово «честь» для Болконского не пустое. Князь заинтересован в общей победе, к службе относится ответственно. Поэтому его в полку уважают. Однако в своих честолюбивых мечтах он вскоре разочаровывается.

Сражение под Аустерлицем заставляет князя Андрея пересмотреть свои взгляды. После Шенграбена он также мечтает о подвиге. А люди, не подозревая о его размышлениях, живут своей жизнью и глупо шутят: Болконский не принимает обыденности происходящего, а Толстой намеренно принижает пафос момента. Тем не менее, князь Андрей смело несёт знамя (автор пишет, что «волоча его за древко»), ведёт за собой полк, но получает ранение (опять обыденно — «со всего размаха крепкою палкой… как ему показалось, ударил его в голову»). «Высокое бесконечное» небо Аустерлица вдруг открывает Болконскому суетность всего происходящего: «…всё пустое, всё обман…» Небо, облака спокойны, торжественны. Им нет никакого дела до того, что кто-то куда-то бежит, кричит, умирает. Князь Андрей осознаёт, что все войны и подвиги перед простотой жизни бессмысленны. Мечты о личной славе окончательно уходят. Герой понимает, что человек не всесилен. Есть нечто большее (рок? судьба?), что может внезапно вмешаться в планы. И это переломный момент в его взглядах.

Вскоре рождается Николенька, а Лиза умирает. Это ещё более убеждает Болконского в особой роли судьбы: человек не может управлять таинствами рождения и смерти. Князь Андрей оставляет службу и буквально запирается в своём имении. Теперь, считает он, надо жить для себя, раз подвиг во имя других не удался. Но в это же время князь открывает в деревне школу, отпускает крепостных. То есть убеждения расходятся с делами. Всё, что желает в этот момент Болконский, — это не делать зла другим. Об этом он и говорит приехавшему навестить друга Безухову. И сравнивает себя со старым дубом: «Всё одно и то же, и всё обман!» Пьер же убеждает приятеля в том, что надо делать добро. С этого разговора начинается для Андрея «хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».

Итак, встреча с Безуховым заставляет Болконского увидеть то, от чего он прятался в своём имении. А поездка в Отрадное (имение Ростовых, куда он едет, чтобы уладить дела сына) вновь приводит героя к взаимодействию с внешним миром. Князь Андрей видит Наташу: девушка смеётся и куда-то бежит. Она олицетворяет саму весну, потому что естественна, легка, весёла, беззаботна. Однако такую радость герою видеть больно, ведь он решил коротать оставшиеся ему дни вдали ото всех. Ночью Болконский открывает окно и становится невольным свидетелем разговор между Наташей и Соней. Девушек не оставляет равнодушными красота ночи и луны. Соня практична, поэтому переживает, чтобы Наташа не упала, но юная Ростова очень романтична, она мечтает о полёте. И её настроение невольно передаётся князю Андрею. Он замечает весну, красоту и спит крепким сном.

Возвращаясь домой, Болконский опять встречает дуб. Но тот преображён до неузнаваемости: вместо корявого и мрачного старика перед ним молодое, полное сил дерево. Эта встреча убеждает героя, что жизнь не кончена, а впереди его ждут много радостей, среди которых главная — это любовь. Так, встреча с Наташей Ростовой опять меняет Андрея: в нём пробуждается интерес к общественной деятельности.

Болконский возвращается в Петербург и выходит на службу. Однако по старой привычке ищет себе кумира. И находит в своём начальнике Сперанском, умном и энергичном. Вместе они начинают работу над реформами. Однако со временем князь Андрей начинает замечать неискренность в поведении общественного деятеля, его корысть, разочаровывается в своём герое. Особенно заметна холодность, рационализм Сперанского при сопоставлении их с живостью, естественностью Наташи.

С ней начинает общаться Болконский, постепенно влюбляясь. Девушка резко выделяется среди окружающих искренностью, наивностью, неугомонностью. Князь невольно поддаётся её очарованию, но по просьбе отца откладывает свадьбу на год. Однако и эти отношения приносят герою разочарования: Наташа убегает с Анатолем. Ревность, желание отомстить, обида затмевают весь свет, что принесла девушка в его жизнь. В любви он разочарован: «Но я не говорил, что я могу простить. Я не могу!»

И вот Болконский опять на войне с единственной целью — местью. Он видит смерть и, наконец, начинает ценить жизнь. Ему открывается простая истина — прекрасно каждое мгновение. Однако он смертельно ранен. В госпитале он видит своего врага: Анатоль без ноги. Князь Андрей прощает его, чувствуя смирение и христианскую любовь. Прощает он и Наташу, испытывая лишь горечь от скорого расставания.

Болконский умирает, но умирает счастливым. Смысл жизни открывается ему: вечны в этом мире любовь, доброта. «Любовь есть жизнь… Любовь есть Бог». Поэтому прощание с ним светлое.

Итак, на протяжении всего романа князь Андрей пытается выяснить место человека в этой жизни: есть ли какой-то рок, фатум или всё зависит от конкретной личности. Он проходит долгий путь, смиряет свою гордыню и приходит к всепрощению, к любви и доброте. Он забывает все обиды, нанесённые Анатолем, Наташей. Принимает мир таким, какой он есть, несмотря на все его несовершенства.

Источник

Андрей Болконский в Отрадном

Появление Андрея Болконского в Отрадном – один из переломных моментов жизни главного героя. Обманутый своими надеждами, герой считает, что его жизнь больше не имеет смысла, однако ночь в Отрадном полностью меняет мировоззрение персонажа.

По пути в имение

По дороге в Отрадное князь Андрей видит дуб, который одиноко стоял в лесу. Он не был похож на другие деревья, потому что казалось, что он один не был рад весне. Дуб был уродлив среди «улыбающихся берез».

Л. Н. Толстой использует прием переноса свойств природных явлений на характеристику героя. Князь Андрей сравнивается с этим старым болезненным дубом, который совершенно ничему не был рад.

Анализ эпизода очень важен для понимания тех внутренних переживаний, которые испытывал Андрей Болконский. Когда герой ехал в Отрадное для встречи с князем Ростовым, он чувствовал себя подавлено. После встречи с дубом персонаж, разочарованный в своих действиях, убедился, что его жизнь кончена.

Ночь в Отрадном

Безысходные рассуждения князя Андрея сменяются, после того как он случайно услышал то, как любуется природой Наташа Ростова.

Ночь описывается автором с любовью и восхищением: она была «свежая и неподвижно-светлая». Среди всех красот природы взгляд Андрея Болконского остановился на «светлом, почти беззвездном весеннем небе».

В это время он услышал разговор Наташи и Сони. Наташа Ростова до слез умилялась природе, восхищалась тем, что она видит прямо сейчас: «Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть!… Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало».

Услышанное Андреем Болконским сильно повлияло на героя: в этот момент «в душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни».

Отъезд из имения

Утром следующего же дня князь Андрей уезжает из Отрадного, на пути вновь встречая дуб, с которым он был «согласен» ранее. Теперь этот дуб не отличался своим уродством. Герой любовался «преображенным» дубом. Он вдруг ощутил «беспричинное весеннее чувство радости» и обновления своей души: «Нет, жизнь не кончена и тридцать один год, — вдруг окончательно беспеременно решил князь Андрей».

Роль Отрадного в жизни Болконского

Поездка Болконского в Отрадное стала переворотным событием в жизни героя. Разочарованный в своем существовании князь Андрей, считавший, что жизнь его кончена, понимает, что он ошибся.

«Девочка, взволнованная красотою ночи», смогла расшевелить душу князя Андрея. Он смог посмотреть на жизнь совершенно по-другому. Теперь Болконский готов был продолжать свой жизненный путь. Ночная сцена стала толчком для своеобразного возрождения героя. Лунный свет, который «ворвался» в комнату Болконского, стал и жизненным светом героя.

Значение данного эпизода не только в том, что Андрей Болконский поменял свое мнение относительно собственной жизни, но и в том, что именно здесь соединились души двух центральных персонажей романа Л. Н. Толстого «Война и мир» – князя Андрея и Наташи Ростовой.

Эмоционально противопоставленные друг другу, герои оказываются близки. Князь Андрей, разочарованный в жизни, и Наташа Ростова, довольная своей «веселой и счастливой жизнью», смогли найти красоту в природном явлении.

Близость героев обусловлена тем, что и князь Андрей, и Наташа Ростова являются любимыми героями Л. Н. Толстого.

Источник

Оцените статью