- Краткий анализ стихотворения «Сожженное письмо» по плану
- 1. История создания
- 2. Литературное направление
- 3. Род
- 4. Жанр
- 5. Проблематика
- 6. Тематика
- 7. Идея
- 8. Пафос
- 9. Система образов
- 10. Центральные персонажи
- 11. Лирический герой
- 12. Сюжет
- 13. Композиция
- 14. Размер и рифма
- 15. Художественное своеобразие произведения
- 16. Средства художественной выразительности
- 17. Значение произведения
- 18. Актуальность
- 19. Моё отношение
- 20. Чему учит
- Анализ стихотворения «Сожженное письмо» (А.С. Пушкин)
- История создания
- Жанр, направление, размер
- Образы и символы
- Темы, настроение и проблемы
- Основная идея
- Средства художественной выразительности
Краткий анализ стихотворения «Сожженное письмо» по плану
1. История создания
Стихотворение «Сожжённое письмо» было написано в 1825 году в Михайловском по впечатлениям недавно разыгравшейся в жизни Пушкина личной драмы.
В 1823 году, находясь в южной ссылке, поэт познакомился с одной из самых обаятельных и умных женщин своей эпохи – графиней Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой, супругой одесского генерал-губернатора, под наблюдением которого находился опальный поэт.
Последовавший за этим роман Пушкина и Воронцовой вскоре перестал быть тайной для окружающих, и по ходатайству Воронцова Пушкин был выслан в Михайловское.
По просьбе графини поэт сжигал редкие, полученные от неё письма. Свои послания к возлюбленной он запечатывал перстнем, копия которого хранилась у Воронцовой. Этот перстень Пушкин называл своим талисманом.
2. Литературное направление
Стихотворение написано в период перехода Пушкина от романтизма к реализму.
Образы письма, пламени, возлюбленной максимально приближены к реальности. При этом их можно воспринимать как обобщённые философские символы.
3. Род
Стихотворение «Сожжённое письмо» является лирическим произведением.
4. Жанр
По жанру оно представляет собой элегию.
5. Проблематика
В стихотворении затронута проблема несчастной любви и трагической невозможности личного счастья.
6. Тематика
В «Сожжённом письме» звучат мотивы одиночества, разлуки, душевного страдания, выливающиеся в тему верности избранному идеалу.
7. Идея
Получая драгоценное письмо от любимой женщины, лирический герой вынужден расстаться с ним, так как его чувство к ней является запретным.
Сжигая дорогие листы, он предаёт огню саму любовь, понимая, что должен избавиться от своей страсти.
Отказ от всего, что дорого сердцу, во имя доводов рассудка и морали, мучителен, но необходим.
8. Пафос
Стихотворение написано на грани душевного отчаяния. В каждом слове отзывается боль разлуки, тяжесть задачи, которая стоит перед поэтом.
Ему невыносимо сложно изжить воспоминание о счастье, но так велела любимая, а её желание свято.
9. Система образов
Символический образ письма является в стихотворении центральным. В нём сосредоточена мысль о последней ниточке дружбы, соединяющей поэта и его любимую женщину. Каждая строка этого письма – долгожданное сокровище.
Образ огня как очистительной и вместе с тем безжалостной стихии противопоставлен тонкости и беззащитности письма.
Сгорающие листы воспринимаются как живые существа, корчащиеся от боли и безысходности. По их движенью можно догадаться о том, что происходит с душой героя, его мыслями и чувствами.
Письмо превращается в пепел, но и его герой называет «милым». Этот ничего не значащий для посторонних прах он готов хранить на своей груди.
10. Центральные персонажи
Центральные персонажи произведения: он и она.
Героини не увидеть, но свидетельством её присутствия является письмо, которое хранит часть её души. Возлюбленная названа лишь в первой строке («Она велела»), но её тень печально и нежно ложится на всё происходящее.
Главный герой стихотворения – получатель письма, которому предстоит сжечь его сразу же по прочтении. Ему велено поступить так, чтобы не скомпрометировать отправительницу и самого себя, но за этим приказом чувствуется другое повеление: забыть и больше не писать.
Любовь более невозможна. Это и угнетает лирического героя.
11. Лирический герой
Лирический герой «Сожжённого письма» идентичен образу автора.
Сестра поэта Ольга поведала биографам об особом отношении Пушкина к письмам Воронцовой. Когда он получал конверты, запечатанные сургучной печатью, лицо его менялось, он уходил к себе и потом целые дни проводил в задумчивости.
Эта сильная страсть глубоко отпечаталась в душе поэта и породила множество шедевров любовной лирики.
12. Сюжет
Сюжет стихотворения описывает процесс сожжения письма.
Сначала герой медлит, не решаясь предать его огню, затем исполняет задуманное. Пламя с жадностью поглощает «все радости» его души.
Тёмные листы вспыхивают и сворачиваются, плавится сургуч, лёгкий профиль возлюбленной, запечатлённый на полях послания, теряет очертания. От письма остаётся лишь пепел.
Душа поэта сжимается от горя и одиночества. Он остаётся один со своим воспоминанием.
13. Композиция
Композиция произведения линейная.
Очерёдность событий кратко и стремительно передана в 15-ти строках стихотворения (3 четверостишиях и 1 трёхстишии).
В начале стихотворения поэт обращается к письму, прощаясь с ним.
Затем предаёт его огню и наблюдает за тем, как гибнут его мечты о счастье.
Текст завершается новым обращением, но уже не к письму, а к пеплу: живой любви больше нет, осталось лишь её воспоминание.
14. Размер и рифма
Стихотворение написано одиннадцатистопным ямбом.
Мужские и женские рифмы чередуются.
Строфа состоит из 15 строк и представляет собой рондо, схема рифм в котором выглядит так: ААББ ВВГГ ДДЕЕ ЖЖЗ.
15. Художественное своеобразие произведения
Звукопись стихотворения напоминает потрескивание огня.
Аллитерации с шипящими и свистящими звуками «ш», «щ», «с», в сочетании с повторяющимися твёрдыми и звонкими согласными «р», «д», «г» передают настроение неотвратимости приговора.
Ассонансы с «и», «у», «о» рождают ассоциацию с мучительной тоской, болью, тяжестью, которыми сопровождаются действия героя.
В тексте стихотворения преобладают глаголы и существительные.
Существительные описывают ряд эфемерных предметов, которые соединяют поэта с возлюбленной (письмо, сургуч, перстень, заветные черты, пепел).
Глаголы описывают этапы сожжения и разные стадии внутренней боли, которой отзывается на всё происходящее душа героя.
16. Средства художественной выразительности
Стихотворение изобилует эпитетами, с помощью которых мы узнаём о чувствах поэта к возлюбленной: «заветные черты», «пепел мил», «на горестной груди», «пламя жадное», «отрада бедная».
Особый драматизм придают произведению олицетворения: «пламя приемлет», «прощай, письмо любви». Обращаясь к письму, а после к пеплу, поэт очеловечивает их. Они хранят память о написавшей их душе и о руке, запечатавшей конверт.
Метонимия «все радости мои» и гипербола «ничему душа моя не внемлет» усиливают мотив внутреннего страдания.
17. Значение произведения
В стихотворении «Сожжённое письмо» Пушкин создал ёмкий и целостный образ, раскрывающий тему любовной разлуки.
Неотвратимость рока и невозможность личного счастья осмысливались поэтом во многих произведениях, но в «Сожжённом письме» эти мотивы доведены до своего предела и явлены с небывалой лирической силой.
18. Актуальность
Актуальность стихотворения велика, ведь и в наши дни любовь не перестаёт волновать человеческие души.
Обстоятельства жизни не всегда позволяют любящим быть вместе. Во время разлуки приходится идти на жертвы, чтобы сохранить силы жить дальше.
Каким бы тяжёлым ни было прощание с прошлым, оно необходимо, если у любви нет будущего.
19. Моё отношение
Меня глубоко потрясло стихотворение Пушкина «Сожжённое письмо». Его трогательный сюжет описал всю глубину душевной боли лирического героя. Мне удалось почти физически ощутить страдания поэта.
Я восхищаюсь мастерством психологической детали, которое продемонстрировал в этом произведении Пушкин.
Несмотря на то, что поэт делится глубоко личным опытом, его сокровенные переживания близки каждому, кто когда-либо был влюблён.
20. Чему учит
Стихотворение «Сожжённое письмо» учит нас стойко переносить испытания, посланные судьбой. Даже в минуты разлуки нельзя терять самообладание.
Герой сжигает письмо, хотя в нём заключены все его радости. Он забывает о себе, исполняя волю возлюбленной. Любовь – это не эгоизм, а подвиг во имя счастья и спокойствия другого человека.
Источник
Анализ стихотворения «Сожженное письмо» (А.С. Пушкин)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 28.11.2019 · Обновлено 28.11.2019
Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ стихотворения «Сожженное письмо» по плану. В разборе Вы найдете описание тем, проблем и идеи текста, примеры тропов, историю создания и определение жанра работы. Все эти сведения сделают Вас ближе к лирике Пушкина.
История создания
«Выпьем с горя, где же кружка?» — эту фразу Пушкин произносил вовсе не единожды, в своем знаменитом послании к няне. Она становилась вполне обиходной для Пушкина во время Михайловской ссылки, когда находящийся в расцвете сил Пушкин был заперт в уединенном родовом имении. Его одолевала смертная скука — та, что сживает со света многих гениев. Ее пошлые и грязные последствия поэт вынужден был топить в крепком спиртном.
Безусловно, данный период жизни Пушкина нельзя назвать удавшимся. Однако именно в Михайловском Пушкин решает взять на свои плечи бремя писательского ремесла, став первым в России профессиональным поэтом. Именно здесь сознание Пушкина переживает нравственный пубертат: из инфантильного максималиста, распознаваемого в оде “Вольность”, Пушкин приходит к более романтической, но при этом наполненной последовательностью и осмысленностью, манере мыслить и жить. Эту перемену читатель увидит в «Сожженном письме». Здесь Пушкин начинает экспериментировать как с образом мыслей, заключенных в его лирику, так и со стихотворными размерами. На смену абстрактным музам и идеализированным образам куртизанок, приходит настоящая любовь, все ее горько-сладкое естество.
Кому посвящено «Сожженное письмо»? Речь идет о Е.К. Воронцовой. Молодой Пушкин, находившийся тогда еще в южной ссылке, был подобен пламени, дерзкому и неукротимому, при этом, по сути своей безумному. Он любил эффектно, но бестолково. Для того юноши, заигравшегося в жизнь, порой не стояло вопроса чести при выборе между дамами, среди которых Пушкин, несмотря на низкий рост и причудливую внешность, имел постоянный успех. Не тронуло тогда Пушкина и то, что он заводит роман с женой своего протектора — Князя Воронцова. Но это был не пошлый роман, вроде тех, что дошли до нас на блюдах в фарфоровых сервизах.
Это была настоящая любовь мужчины к женщине, человека к человеку, пламени к воде. Любовь, давшая начало новому Пушкину — автору, чьи идеалы актуальны и одобряемы даже в нашем обществе, прошедшем через коренное преломление пониманий любви и ненависти — сексуальную революцию и эмансипацию.
Жанр, направление, размер
Лирическое стихотворение «Сожженное письмо», относящееся к любовной лирике, написано шестистопным ямбом — ординарное для пушкинской лирики явление. Привлекает парная рифмовка, не характерная для Пушкина, обычно использовавшего рифмовку перекрестную. Кроме того, каждая рифмующаяся пара строк отличается о последующей типом рифмы: женская и мужская перманентно чередуются.
Длинная строка, не характерная для двусложного размера, замедляет стихотворение, однако не отнимает у него ритм, что делает стихотворение слух гармоничным и сложным, полно передающим авторское меланхолическое настроение.
Образы и символы
Лирический герой, скребя сердцем сжигает письмо, содержание которого, очевидно, питает его силами, наполняет пережитыми чувствами, однако к нему, повзрослевшему и возмужавшему, не приходит наивное, но светлое ощущение всевозможности. Его душа “ничему уже не внемлет”, вся его неуверенность сублимируется в некий импульс, заставляющий покончить прошлым, хоть и бывшим для него мерилом счастья.
Герой начинает мыслить другими категориями, под влиянием которых и формируется новый, живительный аффект — “Отрада бедная в судьбе унылой”. Наблюдая за агонией письма, герой точно так же пылает, шипит и тлеет, с каждой минутой все больше жалея о содеянном, находя все более пустые оправдания столь бездумного убийства части себя. Он, подобно пропавшему в пустыне путнику, начинающему есть свою плоть, утешает себя тем, что боль естественна и неизбежна, и Всевышний и так милостив над ним: хотя бы в том, что дает ему выбор.
Темы, настроение и проблемы
Тематика стихотворения «Сожженное письмо» актуальна во все времена.
- Любовь. Некая отчужденность мира допускает в высоко организованный разум и живое сердце поэта более сложные, и от того еще более прекрасные, чувства, обыкновенно не успевающие развиваться в суетном мире. Чувства лирического героя глубоки и драматичны.
- Тоска. Таковым сложным чувством, настолько сильным и искренним, что оно стало для чуткого поэта деструктивным, стала и тоска по возлюбленной. Эта женщина была удостоена большой чести: Солнце русской поэзии хранило ей верность на протяжении всей жизни: кольцо, подаренное ей на прощание, Пушкин снял только перед роковой дуэлью 1837. А ее сожженное письмо стало неотъемлемым атрибутом культа русской поэзии.
- Тема прошлого. Лирический герой зависим от воспоминаний настолько, что даже пепел от них он считает единственной для себя отрадой.
Настроение стихотворения «Сожженное письмо» очень экспрессивное, бьющее через край. Лирический герой страдает от необходимости расстаться с прошлым и горестно восклицает о том, что пришел час прощания с любовью.
Основная проблема произведения — сложность человеческих чувств. Лирический герой долго боролся с собой, чтобы сжечь письмо, как «она велела». Эта победа далась ему очень тяжело, и он находится в мрачном упоении от боли, ведь вместе с письмом пылает его душа.
Основная идея
Смысл стихотворения «Сожженное письмо» заключается в прощании с любовью и сожжении целой страницы жизни. Однако даже огонь не в силах выместить из груди воспоминание о некогда любимой женщине. Лирический герой лишь внушает себе, что его душа ничему не внемлет, но через восклицательные знаки и многоточия он передает смятение, тоску, накал страстей.
Таким образом, главная мысль стихотворения «Сожженное письмо» заключается в том, что даже брошенные в пламя забвения чувства оседают в душе легким пеплом тоски.
Средства художественной выразительности
Тропы в стихотворении «Сожженное письмо» передают всю палитру чувств лирического героя и позволяют сопереживать ему:
- Эпитеты «отрада бедная», «пепел милый», «пламя жадное» — это оттенки чувства и отношения автора к воспоминанию о любви.
- Олицетворения «пламя приемлет» и «темные свернулися листы» показывают, как эмоционально лирический герой воспринимает происходящее.
- Метафоры «душа моя не внемлет», «пламя жадное листы твои приемлет» создают неповторимую образность стихотворения.
- Инверсия («Как долго медлил я», «как долго не хотела рука…») создает более мелодичное звучание стихотворения.
Источник