Какое настроение выразить при чтении

Литературное чтение. 4 класс

Конспект урока

Литературное чтение, 4 класс

Урок 54 «Образ Родины в стихотворении С.Д. Дрожжина «Родине»

УМК «Школа «России»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Характеристика лирического произведения С.Д. Дрожжина «Родине», ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова; представление понятия «Родина» в личностном опыте ребенка (мое Отечество, моя школа, мой дом).

Глоссарий по теме

Стихотворение – произведение, созданное по законам стихотворной речи. Для стихотворения характерны созвучные строчки (рифмы), мелодия, звукопись, ритм, чередование ударных и безударных слогов.

Звукопись – прием усиления изобразительности текста путем такого звукового построения фраз, стихотворных строк, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине выражаемому настроению.

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам.

Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.

Рифма – звуковой повтор в двух или более стихах преимущественно на конце.

Метафора – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту.

Художественное произведение; стихотворение; художественный образ, искусство слова; литературный прием; художественные средства выразительности.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С.66 — 71
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.
  4. Воронежский областной литературный музей им. И. С. Никитина [Электронный ресурс]. —2018. —Режим доступа: http://muzeinikitin.vzh.ru/vtour/nikitin/index.html свободный. — Загл. с экрана.

На уроке мы будем отрабатывать способы разбора литературного произведения; способы представления систематизированной информации; на основе работы над образами научимся различать авторский почерк поэта.

Основное содержание урока

1.Знакомство с произведениями И.С.Никитина происходит в ходе диалога вымышленных персонажей – Ани и Володи.

Маша и Володя в зале консерватории.

В: спасибо, Марии Ивановне, нашему классному руководителю, что во время школьных каникул мы ходим в консерваторию на концерт молодых исполнителей.

М: а тебе тоже кажется, что здесь, в консерватории, воздух пропитан глубиной и величием?

В: мне хочется выгнуть спину и идти ровно. Хочется соблюдать этикет.

М: давай быстрее, концерт начинается….

В: ты читала, Маша, в программе название концерта? «…Болей Россией, славный человек!». Интересно, что бы это значило?

На экране отрывок из выступления Федора Шаляпина.

На экране отрывок из выступления Федора Шаляпина «Весенняя».

В: вот это голос, вот это силище, звук идет откуда-то изнутри человека!

М: надо запомнить фамилию этого певца – Федор Шаляпин, чтобы рассказать тем, кто с нами не пошел. В: удивительно, прошло почти 100 лет после его жизни, а как много людей в зале знакомы с его творчеством. Настоящее не стареет.

К: Шаляпин много ездил по деревням, собирал фольклор, знакомился с начинающими поэтами.

В одной из таких поездок он познакомился со Спиридоном Дрожжиным.

При встрече на даче Льва Толстого в Ясной Поляне Спиридон читал ему мало тогда известные стихи «Родине».

Послушайте их. Звучит стихотворение «Родине»

М: а стихи! Какие картинные стихи! В: Я почему-то невольно их сравнил с гимном России. Там такая сила же исходит от текста стихов.

М: а мне во многих местах показалось, что стихи напоминают молитву, молитву, когда человек благодарит за что-то, что для него особо значимо в жизни.

В: Прочитай в программе, чьи стихи?

М: стихи СПИРИДОНА ДРОЖЖЖИНА.

В: Какое хлебное имя, правда ведь? Но мне эта фамилия ни о чем не говорит.

Фиксация проблемного вопроса:

М: в антракте надо срочно выяснить, кто такой этот Спиридон Дрожжин, узнать, почему его творчество стало интересным таким людям как Лев Толстой, Федор Шаляпин.

В: да, ведь о Родине писали и Кольцов, и Никитин. Разве они не все написали о Родине? В чем тайна притяжения к творчеству Спиридона Дмитриевича Дрожжина?

М: смотри, здесь в конце программы справочные материалы для молодого поколения. Давай почитаем…

В: как ты мне говорила, имя может влиять на судьбу человека? Не верю, но давай почитаем….

Спиридон Дрожжин. Этот поэт-самоучка, вышедший из крепостной крестьянской семьи, родился в первой половине 19-го века. Учился у деревенского дьяка (его еще называют церковным служителем) грамоте «две неполных зимы».

А в начале своего пути, он мальчиком был отправлен родителями в столицу на заработки. Добравшись до Петербурга, работал половым в трактире, где приохотился к чтению газет и журналов (многие тогдашние закусочные их, представьте, выписывали). У поэта было огромное желание учиться. В 16 лет впервые будет сочинять стихи. В 1873 году в журнале «Грамотей» впервые появится его публикация.

В двадцатипятилетнем возрасте Спиридон Дрожжин напечатал свою – «Песню про горе добра-молодца». Его заветная книга «Песни крестьянина» и желание навсегда остаться жить в деревне вызвали неподдельный интерес у Льва Толстого, который не раз встречался с даровитым самоучкой.

Прожил восемь десятков лет, и умер в страшном 1930-м году, перед началом массового голода.

В: Это мне особенно интересно, вот прочти здесь: «некоторые сочинения самого известного в те годы русского крестьянского стихослагателя на немецкий язык переводил классик европейского поэтического модернизма – Рейнер Рильке, – который даже и посещал Спиридона Дмитриевича в его родовой тверской деревеньке Низовка».

М: Выходит и правда, само имя сегодняшнего поэта уже сообщает нам многое о его жизненном пути, происхождении и особенностях звучания его рифмы.

В: В РИФМЕ СЛОВА – РИФМЫ ЖИЗНИ! Вот красиво я сформулировал!

ЧАСТЬ 2. МАША И ВОЛОДЯ в антракте выходят в фойе консерватории.

В: Смотри, Маша, для нас билетер приготовил таблицу с заданиями…

М: Это кто-то проверяет вдумчиво ли мы читали текст….

Тайна №1 – тайна рода. Знакомство с биографией С. Дрожжина. Работа в парах.

Перед вами листы о творчестве С.Д. Дрожжина (прием «чтение с пометами»).

Задание: прочитайте текст, подчеркните важную информацию, расскажите друг другу о том, кто такой С.Д. Дрожжин. Оцените работы по предложенным критериям. Дополните таблицу еще одним критерием… (умение договариваться, умение выслушивать до конца и т.д.).

  1. Выделение значимых существенных факторов из текста
  1. Умение рассказать о поэте с отрывом от текста

МАША И ВОВА РАССКАЗЫВАЮТ ДРУГ ДРУГУ.

М: Спиридон Дмитриевич родился на берегах великой реки Волги в небольшой деревеньке. Учился он всего 2 года. Но зато много читал. Вся жизнь его прошла в деревне. Дрожжин писал стихи о деревне, о природе, о труде крестьян. Некоторые его стихи стали песнями. Образ Родины — один из главных в поэзии поэта.

М: спасибо, что не перебивал, смог выслушать меня до конца.

В: смотри, Маша, здесь записочка:

Взрослый: Поздравляю, ребята, вы узнали первую тайну жизни русского поэта. 18 декабря 2018 года исполнилось бы170 лет со дня рождения Спиридона Дмитриевича Дрожжина.

В: долго он жил, почти 80 лет…

2. Справились с первым заданием, принимайтесь за второе задание. Тайна 2 – тайна эпохи.

Задание в конверте: Конец 19 века – начало 20 века. Вспомните, что в этот момент происходило в нашей стране?

В: …что я помню? Власть помещиков и капиталистов, отменили крепостное право.

М: грамотность только среди дворян, лучины для освещения домов и т.д. Это я помню из курса русского языка, ООМ.

— Обратимся к классной ленте времени и найдем место новому имени поэта.

М: смотри, 3 конверт с тайным заданием. Мы раскроем 3 тайну – тайну образа только после того, как глубоко поймем каждое слово стихотворения.

В: Нам нужно разобрать стихотворение, выделить главные образы и посмотреть, как связывал их между собой мастер слова.

М: Пока есть время, я сама хочу перечитать стихи.

М: Володя, я правильно поняла:

Молитвенно – когда просят Бога, вскидывают глаза, просят, благодарят за что­то.

Чарующий (простор) – прекрасный, великолепный.

Приветные (деревни) – гостеприимные, рады гостям.

Спасибо, вместе всегда веселее.

М: Смотри, если идти по ходу чтения стихотворения, можно выделить смысловые части:

В 1 четверостишии – признание любви к Родине. (Зачитывает)

В: 2 четверостишье – поэт объясняет, что такое для него Родина, перечисляет все, что ему дорого. (Зачитывает)

3 четверостишье – поэт объясняет, почему он любит Родину. (Зачитывает)

4 четверостишье – содержит вывод: и мощь, и сила его Родины видна всем, надо только человеку быть свободным и стремиться к лучшему. (Зачитывает)

В: а насчет основной мысли стихотворения и думать не надо! Она лежит на поверхности:

  • Вот она — последняя строфа!
  • М: я тоже бы так назвала стихотворение «Родине», может быть еще «Молитва Родине» или «Посвящение Родине». Автор любуется, восторгается, гордится ею.

В: а, смотри, как здесь Дрожжин представляет систему героев (характеры героев).

В: мне кажется, я понимаю, почему автор чередует тишину и яркие проявления в жизни. В первых двух строфах автор находится совершенно один, во второй строфе появляются деревни, в третьей строфе становится еще больше людей: «на поле весь народ», а в пятой и шестой строфах автор вновь остается наедине с собой: «когда хочу я отдохнуть с тобой наедине»). Стихотворение, похоже на песню – это уже свойство стиля Дрожжина.

М: ты хочешь сказать, что поэт испытывает печаль и одиночество?

— Нет, такое восприятие красоты окружающего мира характерно для человека, обладающего большим жизненным опытом, много повидавшего и пережившего, но не одинокого, не уставшего, а верующего в силу добра и справедливости.

В: Как плавно, Маша ты подвела наш разговор к поиску средств художественной выразительности…

Он крайне внимателен к деталям. Красота делает людей более чуткими, более восприимчивыми.

М: мне в какой-то момент очень захотелось зарисовать те картины, которые стали всплывать внутри меня… Смотри, как красиво:

Во второй строфе описывается зрительное восприятие автора: «свой взор бросаю», причем можно проследить за тем, как направляет свой взор автор, а именно сверху вниз: сначала он смотрит на небо, затем окидывает взглядом весь простор и, наконец, вглядывается в леса.

В: зато в третьей строфе описывается чувственное восприятие: «в теплый день».

М: Масса удивительного: запахи, звуки. . знаки в конце предложений. Повторяющийся союз «И» вызывает при чтении приподнятое настроение.

В четвертой и пятой строфе

В: участвует обоняние: «дышится».

В шестой строфе участвует слуховое восприятие: «в шелесте», «голос», «пою». Для автора это не просто шелест, а голос его Родины. Автора переполняют чувства от общения с природой родного края. Автор не только зрительно видит просторы своей Родины, но и воспринимает её слухом.

В: сможешь описать ту картину из текста, которая лучше всего тебе представляется? (псих. диагностика). Можешь объяснить, почему именно эта картина представилась тебе ярче других? Случалось, ли тебе испытывать подобное переживание счастьем?

М: смотри, для нас приготовлено еще одно задание, давай раскроем еще одну тайну.

Ребята, заполните таблицу, которая еще глубже позволит вам погрузиться в тайны мастерства автора. Выпишите в таблицу эпитеты, метафоры, гиперболы, олицетворения. Заполнив таблицу, вы разгадаете 4 тайну – тайну слова.

М: Эпитеты – «Волгою родной», «чарующий простор», «темные леса», «приветных деревень», «великой и святой».

В: Метафоры (скрытое сравнение) «бросаю взор», «силы отдаёт», «наполняешь грудь восторгом», «в тебе и мощь видна и сила с красотой».)

М: Олицетворение: «в каждом шелесте листов, твой голос узнаю».

Восторг от красоты окружающего мира и от возможности испытывать простое счастье. Сравнивая, поэт не просто сопоставляет одно с другим – в его сравнениях пульсирует жизнь.

В: мы разгадали много тайн, что в итоге получили? Что унесем с этого концерта в «КОПИЛКЕ ЗНАНИЙ»? Какая Родина у С.Д. Дрожжина?

В: Давай я начну, я же мужчина…

М: Родина у С.Д. Дрожжина деревенская, приветливая. Дрожжин наслаждается природой, она человеку необходима, так как человек – часть природы.

М: Родина – верующая. На иллюстрации изображена церковь. Россия испокон веку была православной, люди во все времена верили в Бога, просили его о помощи и защите. О здоровье своём и близких, благополучии, душевном равновесии. И по всей Руси можно встретить золотые купола церквей, часовен и храмов, куда приходят люди за помощью.

В: Родина – «великая» – большая территория, могущественная. «святая» – судьба родины была правильная, много русских воинов стояли за доброе дело.

М: Родина – трудолюбивая. А когда труд приносит радость? Каким поэт называет труд? Как понимаешь? (когда он свободный)

Маша и Володя снова в зале консерватории.

В: Родина в стихотворении весенняя, цветущая и смотрящая вперед.

«Грудь наполняется восторгом», гордость, радость, восхищение своей родиной – вот основные чувства, которые испытывает автор. Это для него – настоящее жизненное богатство.

Песня «Весенняя» в подражание Кольцову, так писал С.д. Дрожжин.

Выступают исполнители романсов на стихи С.Д. Дрожжина Ольга Чеснокова — певица, Заслуженная артистка России и Анатолий Кузнецов –гитарист.

(обрезка с 7.17 минуты — до 10.47)

М: мне кажется, я узнала все тайны авторского почерка поэта и готова выскочить на сцену к молодым авторам и прочитать стихотворение в своем исполнении.

В: не торопись, давай разберем еще раз: следует ли увеличивать или уменьшать силу голоса при чтении?

Читать громко или тихо?

В каком ритме читать это стихотворение? Быстро или медленно?

Какое настроение нужно выразить при чтении?

Какую интонацию выбрать?

Обрати внимание, как начинается каждое четверостишье.

(Словами как, когда, каким. Это придает тексту дополнительную выразительность). Постарайся передать восхищение, восторг автора.

М: Спасибо, Володя, за дельные советы. Я побежала на сцену.

Выразительно читают со сцены один, потом другой.

В: Володя, смотри, хорошо вгляделись и нашли 5 конверт, в котором — тайна №5 – тайна любви. Много знать о Родине — это одно, а начинать делать добрые дела, пусть даже небольшие, которые нам под силу по возрасту – это уже другое. Это и есть настоящая любовь, любовь к большой и малой родине!

М: Как хочется крикнуть со всем залом (Володя помогает):

это моя Родина! …. — Это мой край! ….. — это мой город. – это моя улица. это мои друзья!

В: пойдем, Маша, впереди нас ждут великие дела! Охранять и беречь любимую Родину – это и значит болеть Россией! Помнишь, ведь так назывался наш концерт. Теперь, Маша, это и наша задача!

Зрители ликуют, шторы задвигаются, концерт подходит к концу.

Разбор типовых тренировочных заданий

Упражнение на развитие логической памяти для долгого запоминания

(30 слов – время для запоминания – 1 минута)

простор – чарующий леса – темные

день – теплый праздник – весны

деревни – приветные сторона – родимая

труд – свободный узнаю – голос

бросаю – в небеса дышится – бодро

над Волгою – родной бросаю – молитвенно

силы – отдает наполняешь – грудь

шелест – листов сила – с красотой

Составьте из данных частей предложений пословицы. Объясните их смысл.

Источник

Оцените статью