Какое настроение придает ямб

Путешествие в страну ритма и метра. Глава 2. Ямб

Здравствуйте, друзья мои, юные поэты!
Ну, что? Отдохнули после освоения хорея?
В путь! Мы уже на территории, всецело принадлежащей ЯМБУ. Кто подзабыл за месяц о ХОРЕЕ, перечитайте, освежите в памяти. Там за месяц кое-что изменилось (в лучшую сторону, смею думать).

Однако предвижу недоумённый вопрос. Почему юные? А зрелым поэтам в «тайном знании» отказано?
Объяснюсь. Душа человека растёт и мужает до 20 лет, мне так думается. А дальше физический возраст, мне кажется, роли не играет. В наибольшей степени это относится к поэтам или считающим себя таковыми. Я не имею в виду то, что душе может быть и 20 000 лет. Я о самоощущении. А так как других читателей я у себя в гостях не ожидаю увидеть, то обращение моё вполне корректно.

Итак, в путь, друзья мои, юные поэты!
Не успели мы пересечь границу территории ЯМБА, как все понятия и термины отразились как в зеркале. Почему? Да потому что ЯМБ это — «ХОРЕЙ наоборот».

Если у ХОРЕЯ стопа выглядит так:

то у ЯМБА так:
о1

Позволю себе напомнить формулу, которая приводилась уже в на территории ХОРЕЯ. Но, как говорится, «повторенье — мать ученья»

Стопа = n (Икт) m , где
n – количество безударных слогов до ИКТА (пример: один безударный слог — это о; два безударных слога — оо; три — ооо и тд)
m — количество безударных слогов после ИКТА (пример: один безударный слог — это о; два безударных слога — оо; три — ооо и тд)
Естественно, что и n или m могут отсутствовать.
ИКТ, как уже было сказано выше, обозначается единицей — 1

В ЯМБЕ показатель m отсутствует, а n=1 (один безударный слог до ИКТА)и потому формула будет иметь следующий вид:

ЯМБ = n(Икт) = о (1)= о1

А дальше привожу табличку «полного зеркального отражения»:

Основная стопа 1о о1
Спондей 1+ +1
Спондопиррихий 0+ +0
Пиррихий 0о о0

Других вариантов нет.
Вы не забыли, надеюсь, что 1 обозначается ИКТ — сильное определяющее ритмическое ударение, а + это — слабое (фонетическое) ударение в слове.

И вот дополнение. Если рассматривая хорей мы говорили, что ПИРИИХИЙ обозначается как «оо» не делая разницы между безударным слогом и пропущенным ИКТОМ, то теперь мы вводим новое обозначение «0» — не просто безударный слог, но безударный слог там, где должен быть по схеме ударный слог — ИКТ.

Кто хорошо усвоил все термины и понятия, которые мы изучали в путешествии по территории ХОРЕЯ, всё понял сразу, я надеюсь.

Для остальных попробую пояснить на примерах.

Одна моя читательница сказала: «У меня всё просто: хорей – пляшущий, ямб – поющийся!» Увы! Вынужден огорчить свою юную читательницу. Поются вовсе не ямб или хорей, а производные от них – пеоны. Но о них речь впереди, а пока вот вам сюрприз – лирический «поющийся» хорей:

«Письмо к матери» С.Есенин:

Ты жива ещё моя старушка
1о 1о 1о 1о 1о
Жив и я. Привет тебе, привет!
1+ 1о 1о 1о 1

И вот тут я вынужден отвлечься от ритмических изысков, так как, не поняв ещё одной важной вещи в теории стихосложения мы дальше не продвинемся.

Когда мы сочиняли слоганы и «дразнилки» ХОРЕЕМ, длина строк у нас была одинакова, как в смысле слогов, так и в смысле стоп.

Я-поэт! Зовусь Незнайка. (8 слогов)
1о 1о 1о 1о (4 стопы)
Ты стихи мои узнай-ка! (8 слогов)
1о 1о 1о 1о (4 стопы)

Почему так? Да потому что рифма у нас была попарная (обозначается АА). Рифмуются стоящие рядом строки и, естественно, они должны быть построены одинаково в смысле структуры и длины, а рифма должна быть очень чистой. Если хоть что-то нечисто в рифме, в таких случаях, это видно сразу.

И ведь что интересно! Как начали мы про Незнайку, так и пошло. 8 слогов, 4 стопы. Строка кончается на безударный слог. Такое окончание строки называется ЖЕНСКИМ ОКОНЧАНИЕМ или ЖЕНСКОЙ РИФМОЙ – кому как нравится. А наверное есть и МУЖСКАЯ РИФМА? Есть. А как же иначе? И один мой юный друг, развивая идею «Я поэт…» дал пример такой рифмы:

Я поэт! Зовусь ВиктОр (7 слогов)
1о 1о 1о 1 (4 стопы)
Быть поэтом – перебор. (7 слогов)
1о 1о 0о 1 (4 стопы)

Ну, вот и появился пример мужской рифмы. Заметили, что последняя стопа при этом потеряла безударный слог – осталось пол-стопы.

Итак, для запоминания:

МУЖСКАЯ РИФМА – сказал, как отрезал. ВиктОр и – точка!
ЖЕНСКАЯ РИФМА – мягче, дипломатичнее, предполагает и «да» и «нет» (уж как договоритесь).

Этот безударный слог на конце порождает некую неопределённость. Не так ли?

А теперь вернёмся к примеру с Есениным:

Ты жива ещё моя старушка (10)
1о 1о 1о 1о 1о
Жив и я. Привет тебе, привет! (9)
1+ 1о 1о 1о 1
Пусть струится над твоей избушкой (10)
1о 1о 1о 1о 1о
Тот вечерний несказанный свет. (9)
1о 1о 0о 1о 1

Что мы видим в первую очередь? Во-первых, рифмуются строчки через одну. Это называется АБАБ.
Одинаковые рифмы (окончания) имеем через строчку. В 1-й и в 3-ей – ЖЕНСКАЯ, во 2-й и 4-ой – МУЖСКАЯ. Обратим внимание, что для законченности мысли, катрена, строфы лучше, чтобы последней была МУЖСКАЯ РИФМА.

И вот мы, в этом нашем лирическом отступлении дошли до понятия РАЗМЕР, хотя и раньше интуитивно его подразумевали. Кто-то считает СЛОГИ, кто-то СТОПЫ. Но, как видим, они не могут однозначно определить размер. Хотел было предложить считать ИКТЫ. Вот уж что неизменно. Так ведь нет! ПИРРИХИИ. Вон в «Письме к матери» во всех строках по пять ИКТОВ, а в последней только 4 (из-за ПИРРИХИЯ).

Так что сформулируем правило так:
— рифмующиеся строки должны быть одинаковой длины, как в слогах, так и в стопах и, соответственно, иметь одинаковые типы окончаний (рифм) – женская/мужская (бывает ещё дактилическая, но о ней речь впереди – на территории трёхсложников).

Но мы отвлеклись от главной темы – ЯМБА.

Что поделать? Выяснилось, что хитрый Юрий Петрович решил, видно, переписать свою «Нескучную азбуку стихосложения», сделав стержнем повествования РИТМ.

А что? Не такая плохая идея. Ведь одно цепляется за другое, и только постигнув все тонкости стихосложения, пусть на основе ритма, можно обрести пространственный взгляд на механизм стихосложения.

Но вернемся всё-таки к теме — к ЯМБУ.

Вспомним незабвенного А.С.Пушкина. «Евгений Онегин»:

ВысОкой стрАсти нЕ имЕя (9)
о1 о1 о1 о1 о
Для звУков жИзни нЕ щадИть (8).
+1 о1 о1 о1
Не мОг он Ямба От хорЕя (9)
+1 +1 о1 о1 о
Как мЫ ни бИлись отличИть (8)
+1 +1 о0 о1

Итак, перед вами тот самый четырёхстопный ЯМБ, который Онегин не мог отличить от ХОРЕЯ, перенасыщенный к тому же ЯМБИЧЕСКИМИ СПОНДЕЯМИ (+1). В нечётных строках ЖЕНСКАЯ РИФМА, в чётных – МУЖСКАЯ.

А вот первые строки того же бессмертного романа в стихах «Евгений Онегин»:

Мой дядя самых честных правил,
+1 о1 о1 о1 о
Когда не в шутку занемог,
о1 +1 о0 о1
Он уважать себя заставил
+0 о1 о1 о1 о
И лучше выдумать не мог.
+1 о1 о1 о1

А вот тут в одном четверостишии полный набор стоп, характерных для ЯМБА:
Первая стопа в первой и четвёртой строках и вторая во второй – ЯМБИЧЕСКИЕ СПОНДЕИ. В третьей стопе второй строки узнаём ПИРРИХИЙ. В ЯМБЕ он выглядит точно так же, как и в ХОРЕЕ. А вот в первой стопе третьей строки встречаем, наконец, ЯМБИЧЕСКИЙ СПОНДОПИРРИХИЙ. Не правда ли, будь ударение посильнее, можно было бы подумать, что стопа ХОРЕЯ «затесалась» в ямбическую строку. Но в том-то и дело, что односложные слова не порождают изменённой стопы и не ведут к распаду ударения. И хотя «он» — местоимение и подлежащее, но главное ведь то, что «заставил» и что «уважать». И на это «Он» никому не придёт в голову делать акцент, очевидно.

И вы, наверное, уже поняли, в чём главное отличие СПОНДОПИРРИХИЕВ и СПОНДЕЕВ от ПИРРИХИЯ.
ПИРРИХИЙ включает в себя два неразрывных БЕЗУДАРНЫХ слога из ОДНОГО МНОГОСЛОЖНОГО СЛОВА или безударное окончание одного слова плюс безударное начало другого слова. А СПОНДОПИРРИХИЙ — безударное начало (конец) слова и ОДНОСЛОЖНОЕ слово на втором (первом) месте : ЯМБИЧЕСКИЙ — (+0) , ХОРЕИЧЕСКИЙ (0+).
СПОНДЕЙ — ИКТ и ОДНОСЛОЖНОЕ слово на втором (первом) месте : ЯМБИЧЕСКИЙ — (+1) , ХОРЕИЧЕСКИЙ (1+).

А вот какой пример с ЯМБИЧЕСКИМ ПОЛУПИРРИХИЕМ в середине, а не в начале строки я обнаружил у одного из современных авторов:

Она жила без запятых и точек.
о1 о1 +0 о1 +1 о
Писала, как жила, одной строкой.
о1 о1 о1 о1 о1

Ну, видите? Третья стопа первой строки – ЯМБИЧЕСКИЙ СПОНДОПИРРИХИЙ.

И снова причина в наличии односложного слова в стопе пиррихия. Он родился от того, что слово «запятЫх» — (0о1) поглотило ИКТ слева, а на первый слог этой стопы, как на грех, попало односложное слово «бЕз». Вот и получился ЯМБИЧЕСКИЙ СПОНДОПИРРИХИЙ.

Итак, ещё и ещё раз повторяю ЯМБИЧЕСКИЙ СПОНДОПИРРИХИЙ, равно, как и ХОРЕИЧЕСКИЙ, это СПОНДЕЙ, потерявший ИКТ. Осталось только дополнительное (сверхсхемное) ударение, которое мы обозначаем знаком + . Сравните: +1 минус 1 получается +0 , а 1+ минус 1 получается 0+. И всегда они образуются вследствие наличия ОДНОСЛОЖНОГО СЛОВА в стопе, где ИКТ был поглощён соседним многосложным словом. Такие дела.

Как видите, друзья мои, нам, основательно освоившим ХОРЕЙ, ничего не стоило перейти к его зеркальному отражению — ЯМБУ. Верно?

А что ещё мы забыли? Ах, «любимого конька» Юрия Петровича – распад ударений. Ведь в ЯМБе, как и в ХОРЕЕ, он имеет место быть. Вот пример, в своё время меня поразивший:

«Ведь в гОроде родИли мЕня БОги.
о1 о0 о1 о1 о1 о
За городом зачахну я от скуки. «

В слове «менЯ» фонетическое ударение не совпало с ритмическим, и получилось — «мЕня». (Уж не отца ли Александра МЕня Боги родили? Какое кощунство!)

Переставим слова так:

«Ведь в гОроде менЯ родИли БОги.
о1 о0 о1 о1 о1 о
За городом зачахну я от скуки. «

С помощью перестановки слов вопрос решён просто и безболезненно. Да и, если приглядеться, исходный порядок слов был не очень русский. После перестановки стало только лучше.

Вопрос о художественных достоинствах данного примера не ставлю. Ведь родили-то всё-таки мама с папой, а Боги только определили место рождения, да и не боги (мы ж не язычники), а Бог, но чего не скажешь ради рифмы.

И наконец, осталось только ещё раз проакцентировать ту простую мысль, что всё-таки ХОРЕЙ это русский народный ритм (метр). Сказки Пушкина, «Конёк-Горбунок» Ершова, народные частушки, потешки – это всё, как правило, ХОРЕЙ. А «Евгений Онегин», все классические сонеты от Шексипра и Петрарки до наших дней – это всё ямб. Пушкин, по-моему, писал только ЯМБОМ и ХОРЕЕМ. Если кто-то приведёт примеры обратного, буду ему страшно благодарен и возьму в соавторы. Я полагаю, что ТРЁХСЛОЖНИКАМИ начал писать только Лермонтов из широко известных сегодня русских поэтов. «Тучки небесные, вечные странники…» это уже ДАКТИЛЬ. Но об этом речь впереди.

А теперь, как и в конце предыдущей главы, перечислим стопы, характерные для ямба:

1. о1 – ЯМБ;
2. +1 — ЯМБИЧЕСКИЙ СПОНДЕЙ;
3. о0 – ЯМБИЧЕСКИЙ ПИРРИХИЙ;
4. +0 — ЯМБИЧЕСКИЙ СПОНДОПИРРИХИЙ;

ЗЫ. Контрольные вопросы.

1) Что такое ЯМБ и как он соотносится с ХОРЕЕМ?
2) Что такое ЯМБИЧЕСКИЙ СПОНДЕЙ?
3) Что такое ЯМБИЧЕСКИЙ СПОНДОПИРРИХИЙ?
4) Что общего между СПОНДЕЯМИ и СПОНДОПИРРИХИЯМИ вообще?
5) Что такое МУЖСКАЯ и ЖЕНСКАЯ рифма?
6) Что определяет СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР?
7) Что такое схема рифмовки АА?
8) Что такое схема рифмовки АБАБ?

Источник

Хорей, ямб и другие стихотворные размеры

Виды стихотворных размеров

Ямб, хорей, брахиколон, анапест… Все эти сложные, на первый взгляд, слова обозначают название стихотворных размеров. Стихи пишутся по определенным законам. Именно следование размеру поэтического произведени (не всегда строгое) делает стихи складными, запоминающимися и приятными для чтения. Мы расскажем о том, какими бывают стихотворные размеры, как отличить ямб от хорея и, как определить размер стиха.

Односложные стихотворные размеры: брахиколон

У каждого стихотворения есть свой уникальный ритм и мелодия, совсем как в танце. Только вместо танцевального па, у стихотворения есть стопы, их структурные единицы. Стопа- это целая группа слогов, которая объединена одним ритмическим ударением (иктом).

Так в односложном стихотворном размере, брахиколоне, всегда есть слово, в котором только один слог. Слов в строке может быть и сразу несколько, но слог останется в единственном экземпляре. Пример стихотворения, написанного брахиколоном:

И.Сельвинский «Сонет»

Все слоги в этом стихотворении сильные, оно звучит как манифест! Отличить брахиколон от других стихотворных размеров нетрудно по его уникальному ритму, а вот ямб и хорей нередко вызывают трудности.

Двусложные стихотворные размеры: ямб, хорей

Ямб и хорей — это стопы из двух слогов.

  • В сто­пе ямба первый слог безударный, второй — ударный.
  • В стопе хорея: первый слог — ударный, а второй — безударный.

Кажется, что все просто. При этом даже произведения классической литературы нередко заставляют нас задуматься о том, как устроены эти стихотворные размеры. Со школьных времен мы знает, что «Евгений Онегин» А. С. Пушкина написал четырехстопным ямбом. Значит, ударными должны быть четные слоги. Но как быть с этим отрывком:

Когда́ не в шу́тку занемо́г,
Он уважа́ть себя́ заста́вил
И лу́чше вы́думать не мо́г.

Как мы видим, поэты могут нарушать и нередко нарушают строение «идеального» ямба, тоже самое происходит и с хореем. Классики нередко позволяли себе отойти от строгих размеров стиха, случайно или намеренно игнорировали правила, потому что язык служит мастеру стихосложения, а не наоборот. Поэтому при определении размера стиха вас не должны смущать некоторые несоответствия.

Пример стихотворения, написанного ямбом:

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

А. С. Пушкин «К Чаадаеву»

Пример стихотворения, написанного хореем

В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное…

Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.

Чудный день! Пройдут века —
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.

Трехсложные стихотворные размеры: дактиль, анапест, амфибрахий

Дактиль состоит из одного долгого и двух следующих за ним кратких слогов. Это один ударный слог и два безударных после него. Запомнить это легко, если знать, что слово «дактиль» произошло от греческого «палец». Палец состоит из трех фаланг, первая из которых длиннее двух других. Так и дактилическая стопа состоит из трех слогов: одного ударного и двух безударных.

Встану я в утро туманное,
Солнце ударит в лицо.
Ты ли, подруга желанная,
Всходишь ко мне на крыльцо?

Настежь ворота тяжелые!
Ветром пахнуло в окно!
Песни такие веселые
Не раздавались давно!

С ними и в утро туманное
Солнце и ветер в лицо!
С ними подруга желанная
Всходит ко мне на крыльцо!

Анапест — это «дактиль наоборот». Здесь два кратких слога оканчиваются одним долгим. Первые слоги безударные, а последний — ударный.

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Амфибрахий также состоит их трех стоп, но сильным ударным слогом здесь будет второй слог.

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной…

М. Ю. Лертмонтов

Как определить стихотворный размер

  1. Чтобы определить размер стиха, надо в первую очередь разбить его на слоги. Лучше делать это письменно, чтобы слоги были перед глазами. Позже вы сможете выполнять это действие умозрительно.
  2. Затем проставьте в каждой строке ударения. Удобнее всего — проговаривать строки стихотворения вслух.
  3. Посчитайте слоги, так будет проще определить — двусложный или трехсложный размер стиха перед вами (четное или нечетное количество).
  4. Вы можете нарисовать схему стихотворения, где каждый слог будет горизонтальной линией. Проставьте ударения. Посмотрите, с какой периодичностью ударения повторяются. Если через один слог — размер двусложный, если через два — трехсложный.
  5. Выберите нужный размер стихотворения, согласно схеме.

Эти знания могут пригодиться не только школьникам, студентам и узким специалистам, изучающим поэзию. Чтобы писать хорошие стихи, надо научиться определять размеры стихосложения и пользоваться ими в собственных произведениях!

Читайте также:

Источник

Оцените статью