Какое настроение передают звуки

Комплексное занятие в старшей группе «Какого цвета звуки нашего настроения»

Ирина Карпова
Комплексное занятие в старшей группе «Какого цвета звуки нашего настроения»

Обобщить знания детей об осени как времени года. Раскрыть её художественный образ в творчестве поэтов, композиторов.

Знакомить с пейзажной живописью. Вызывать эмоциональный отклик на художественный образ осеннего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия осенней природы.

Знакомить с музыкальными произведениями осенней тематики, различать настроение, слышать развитие музыкального образа.

Развивать умение давать эстетические оценки, высказывать суждения, соотносить по настроению образцы живописи, музыки, поэзии.

Развивать творческие способности детей во всех видах художественной деятельности.

Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе и родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.

Репродукции картин: И. Г. Грабаря «Рябинка», М. Нестерова «Осенний пейзаж», А. Грицая «Летний сад».

Аудиозаписи произведений: А. Вивальди «Осень», П. И. Чайковского «Осенняя песня, С, Прокофьева «Фея осени».

Стихи А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева.

Видеозапись балета «Золушка»«Приход осени».

Бумага, кисти, краски для рисования.

Ход занятия

Педагог по ИЗО. Ребята, сегодня у нас большая выставка. Какое время года представлено?

Педагог по ИЗО. Верно, это осенние пейзажи. Что такое пейзаж?

Дети. Это изображение природы.

Педагог по ИЗО. Правильно. Сегодня утром к нам в детский сад пришло письмо от жителей острова Чунга-Чанга. Давайте вместе его прочтём.

Открывает конверт, читает.

«Здравствуйте, ребята! Мы живём на острове Чунга – Чанга. У нас крыглый год лето. Мы никогда не видели осень. Какая она? Напишите нам о ней или нарисуйте, пожалуйста. До свидания!»

Ребята, давайте поможем жителям острова Чунга – Чанга узнать, что такое осень, и какая она бывает. Мы расскажем об осени в наших рисунках, вложим их в большой конверт и отошлём жителям острова. Договорились?

Давайте поговорим об осени.

Вам нравится осень? Почему?

Осенние дни похожи друг на друга?

Даже в течении одной недели часто меняется погода. Какая погода бывает осенью?

Поэты, художники, композиторы передают настроение осени в красках, в музыке, в стихах. .Давайте рассмотрим картину «Осенний пейзаж» Нестерова и «Рябинка» Игоря Эммануиловича Грабаря.

Что изображено на картинах? Какие цвета использовали художники?

Педагог рассказывает о картинах обобщая ответы детей.

Послушайте стихотворение, которое передаёт настроение этой картины.

Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора-весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера…

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь-

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле…

Музыкальный руководитель. Послушайте фрагмент музыкального произведения итальянского композитора Антонио Вивальди. Это произведение так и называется – «Осень».Оно написано только для скрипок: оркестр скрипок и одна солирующая скрипка. Когда будете слушать, постарайтесь услышать, какая осень изображена в музыке.

Дети слушают фрагмент скрипичного концерта «Осень» А. Вивальди.

Какое настроение у музыки?

Педагог рассказывает о музыке, обобщая ответы детей.

Включается «Осенняя песня» П. И. Чайковского.

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,

Журча ещё бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл…

Это картина Алексея Михайловича Грицая «Летний сад».

Педагог рассказывает о картине, под инструментальное сопровождение.

Музыкальный руководитель. Когда вы рассматривали картину, звучала печальная, хмурая, унылая музыка. Как вы думаете, она передаёт настроение этой картины? Музыка, которую вы слышали, называется «Осенняя песня». Написал её Пётр Ильич Чайковский.

Педагог рассказывает о музыке.

Послушайте теперь фрагмент другого произведения, которое написал русский композитор Сергей Прокофьев. Это произведение носит название «Фея Осени». Прокофьев написал эту музыку для балета «Золушка». Когда сёстры и мачеха Золушки уехали на бал, к ней явились феи Осени, Зимы, Весны и Лета. Каждая приходила со своей музыкой. Послушаем произведение и скажем какой характер у феи Осени?

Дети слушают фрагмент «Фея Осени» из балета С. Прокофьева «Золушка».

Педагог рассказывает о музыке, обобщая ответы детей.

Есть ли на вашей выставке картины, изображающие ветреную, сердитую, ледяную осень?

Дети смотрят фрагмент балета «Приход Осени», педагог походу видеозаписи даёт комментарии, обращая внимание детей на выражение характера образа в танце.

Педагог по ИЗО. Мы посмотрели разные по настроению картины: светлую, спокойную; радостную, солнечную; грустную, печальную. А теперь я предлагаю вам нарисовать свою картину осень.

Дети рисуют осень.

Цель: способствовать развитию умения выражать разнообразные эмоции с помощью синтеза искусств.

Учить детей самостоятельно определять эмоционально-образное содержание музыкального, изобразительного произведения, поэтических зарисовок.

Развивать способность самостоятельно выбирать жесты, мимику, пластику, интонацию, цвет для передачи контрастных чувств (грусти – радости).

Развивать творческие способности детей во всех видах художественной деятельности. Закрепить полученные знания по теме «Холодные и тёплые тона». Формировать представление о связи тёплых и холодных тонов с настроением.

Закреплять умения в смешивании и подборе гуашевых красок.

Воспитывать умение работать в коллективе, составляя совместные композиции.

Ход занятия

Организационный момент, приветствие.

Работа по театрализованной деятельности.

Задача первая- передать настроение в мимике.

Спросить у детей какие они пришли сегодня на занятие. Предложить поиграть.

Этюд по выражению страдания и печали- (Стрекоза замёрзла).

Мне некуда деться

Сугробов не счесть

Мимика: приподнять и сдвинуть брови, стучать зубами.

Этюд на выражение гнева- (Гневная гиена)

Я страшная Гиена

Я гневная Гиена

От гнева на моих губах

Всегда вскипает пена.

Мимика: сдвинутые брови, сморщенный нос, оттопыренные губы.

Этюд на выражение обиды- (Колдунья дуется)

Сидит колдунья, дуется

На целый белый свет.

Колдунье не колдуется

И вдохновенья нет.

Мимика: сморщенный лоб, поджатые губы.

Задача вторая- предать настроение в интонации.

Фразы для песенной импровизации

Чёрный кот у ворот грозно песни поёт

Плачет киска в коридоре, у неё большое горе.

Задача третья- передать настроение в жестах

Приветствие. Благодарность. Ласка.

Задача четвёртая- передать настроение в цвете

Подвести итог проделанной работе и спросить у детей, что помогает художнику передать настроение.

Вспомнить с детьми какие цвета относятся к холодным, какие к тёплым, используя зрительный ряд (иллюстрации к сказкам). Затем дать детям возможность самостоятельно определить настроение представленных иллюстраций, подвести к выводу о связи настроения изображения с цветом.

Какая картина написана в тёплых тонах, а какая в холодных?

Какие цвета использовал художник на одной и на другой картине?

Какое настроение чувствуется в этих картинах?

Работа по рисованию.

Каждому ребёнку выдаётся по два листочка и предлагается с помощью цвета изобразить грустное и весёлое настроение.

Задача пятая – передать настроение в пластике.

Работа по музыке.

Предложить детям послушать два контрастных музыкальных произведения П. И. Чайковского «Болезнь куклы» и «Новая кукла». Дать детям возможность самостоятельно определить их настроение, используя дидактическую игру «Копилка».

Затем предложить детям предать в движении настроение музыки.

Подведение итог занятия.

1. Дети должны сказать, что помогает певцу, художнику, танцору, композитору передать настроение.

2. Как в жизни можно определить, какое у человека настроение?

3. Оформить коллективную работу «Поляна нашего настроения».

Планирование воспитательно-образовательной работы на январь в подготовительной группе. Тема «Зимушка-зима» Тема недели: «Зимушка – зима» Цель: Продолжать знакомить детей с зимой как временем года. Понедельник Утро: Беседа о прошедшем Новогоднем.

Рассматривание картины Ф. В. Сычкова «Зима в деревне». Конспект занятия по изодеятельности в старшей группе МБДОУ «Лямбирский д/с №3 комбинированного вида» Конспект нод по изодеятельности в подготовительной группе «Рассматривание репродукции картины.

Источник

ГДЗ Русский язык 4 класс (часть 1) Климанова, Бабушкина. Средство общения. Номер №66

Прочитайте стихотворные строки. Какие картины природы возникли в вашем воображении? Подумайте, благодаря чему вы смогли их представить.
1 . Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом!
Ф. Тютчев
2 . Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.
Н. Некрасов

Какие звуки повторяются в стихотворных строках Федора Тютчева? Что помогает передать повтор этих звуков?
Спишите стихотворные строки Николая Некрасова. Подчеркните слова, создающие грустное настроение. Какие гласные звуки «вторят» ветру? Какие глаголы находит поэт, чтобы изобразить ель и лес как живые существа? Как называется такой приём?

Решение

1 . При прочтении стихотворения Тютчева в воображении возник тёплый майский день и первая гроза. Сочетание звуков [ гр ] передают нам раскаты горома: гроза, гром, грохочет.
2 . Стихотворение Некрасова вызывает в воображении печальный осенний холодный пейзаж. В данном произведении сочетание гласных звуков [ ау ] «вторит» ветру. Так же автор использует олицетворение, оживляя лес и ель.
Все эти картины возникают, благодаря красочному описанию авторами в своих произведениях природы, а так же элементам олицетворения и звуковым повторам.
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет ,
Глухо шепчет тёмный лес.
Н. Некрасов
Олицетворение ели выражено глаголом «стонет», а глагол «шепчет» олицетворяет лес.

Источник

Как музыка влияет на наше эмоциональное состояние

Музыка занимает важное место в нашем сердце, и множество людей даже не мыслят жизни без нее. Она способна подбодрить нас в трудную минуту и напомнить о счастливых моментах. Некоторые люди усматривают в текстах песен свою личную историю, что сразу находит отклик в их душе.

Ощущения, которые мы испытываем при прослушивании музыки, отличаются друг от друга.

Если бы нам нужно было ответить на вопрос, чем отличается звук тубы от звука флейты, то мы могли сказать что-нибудь в этом роде: звук флейты – высокий и нежный, а звук тубы – низкий и грубый. С точки зрения музыкальной теории, мы определили бы эти звуки как разные по высоте, тембру и громкости.

Исследования, проводимые звукозаписывающими компаниями в 60х-70х годах, доказали, что музыка одинаково влияет на слушателя с физической точки зрения: именно по этой причине толпы людей на фестивалях реагируют на одну и ту же песню одинаково. Однако что насчет эмоционального восприятия?

Римский-Корсаков воспринимал колорит различных тональностей в цветах, характерных для различных явлений природы. Про тональность ля мажор он говорил: «Это тональность молодости, весны, – и весны не ранней, с ледком и лужицами, а весны, когда цветет сирень, и все луга усыпаны цветами; это тональность утренней зари, когда не чуть брезжится свет, уже весь восток пурпуровый и золотой».

Колорит тональности ми-бемоль мажор – «темный, сумрачный, серо-синеватый; тон городов и крепостей». Фа мажор – «яснозеленый, пасторальный; цвет весенних березок». Ля минор – «бледно-розовый; это как бы отблеск вечерней зари на зимнем, белом, холодном, снежном пейзаже». Си мажор – «мрачный, темно-синий, со стальным, пожалуй, даже серовато-свинцовым отливом, цвет зловещих грозовых туч».

Соль минор – «без определенной окраски, имеет характер элегико-идиллический». Ля-бемоль мажор – «серовато-фиолетовый, имеет характер нежный, мечтательный».

Композитор Адам Героу (Adam Gerow) говорит, что для него музыка несет особый смысл: «Ощущение того, что кто-то испытывает те же ощущения, что и ты, при прослушивании одной и той же песни, нельзя описать словами. В такие моменты между музыкантом и слушателем возникает своя особая связь».

«Некоторым не нравятся песни группы Pink Floyd, а я даже не могу прочитать текст «Wish You Were Here» и не расплакаться», – делится Адам.

Так как музыка влияет на нас? Бернд Уиллимэк (Bernd Willimek), музыкальный теоретик, считает, что ответить на данный вопрос достаточно сложно. «Музыка не может передать какие-либо эмоции, – объясняет Уиллимэк, – она может их только вызвать, если у слушателя установятся с ней какие-либо ассоциации». Подобное происходит при просмотре фильма, когда зритель начинает переживать за главного героя.

Аннэли Хаке (Anneli Haake) также отмечает, что важно понимать разницу между тем, какие чувства музыка вызывает, и тем, какие эмоции она выражает. Например, чтобы заставить человека грустить одной только грустной мелодии недостаточно. Справедливо и обратное – человек не начнёт радоваться, едва прослушав веселую мелодию, поскольку у него могут быть свои, даже негативные, ассоциации с этой песней (например, разрыв отношений с любимым человеком).

Итан Хейн, профессор музыки в Государственном университете города Монтклер, говорит, что восприятие музыки целиком и полностью зависит от культурной принадлежности слушателя. Вряд ли найдется такая мелодия, которая на всех произведет одинаковое впечатление. В качестве примера Итан рассказывает свою историю: «Мне очень нравилась еврейская мелодия «Der Gasn Nigun», которая, как я думал, является погребальной песнью. Позже я выяснил, что это – свадебный гимн».

В Западной культуре считается, что, если песня звучит в мажорных тонах – значит она веселая, а если в минорных – грустная. То же самое касается и ритмики. Быстрый темп ассоциируется с некой активностью – бегом, прыжками, восторженными танцами. Медленный темп ассоциируется со сном, отдыхом или усталостью.

Также уровень «эмоциональности» зависит от музыкальных интервалов. «Счастливые» интервалы являются наиболее созвучными и основываются на простых пропорциях – это октавы (2:1), квинты (3:2), мажорные терции (5:4). Однако все это, опять же, зависит от культурной принадлежности слушателя.

Это связано с тем, что, в общем случае, музыкальные вкусы разных народов мира формировались независимо друг от друга. «Для западного слушателя, корейская музыка звучит грустно, хотя для самих корейцев она звучит празднично и красиво», – сказал композитор Майкл Сидни Тимпсон (Michael Sidney Timpson).

Клэр Элизабет Картер (Claire Elizabeth Carter) говорит, что для объяснения влияния западной музыки на человека хорошо подходит круговая модель Дж. Расселла (J.A. Russell) – это так называемая модель эмоционального опыта, где эмоции располагаются в следующей последовательности: удовольствие (0°), возбуждение (45°), активация (90°), дистресс (135°), неудовольствие (180°), депрессия (225°), сонливость (270°), релаксация (315°).

По вертикали – это шкала «интенсивности эмоции», по горизонтали – шкала «валентности»

«Получается, что быстрая музыка обладает высокой интенсивностью, а медленная – низкой. Что касается тональностей, то мажорная тональность – это положительная валентность, а минорные – отрицательная», – объясняет Клэр.

Музыка может отправить нас в захватывающее приключение и рассказать свою собственную историю. В ней могут переплетаться консонансы и ритмические синкопы, повествующие о мире и благополучии, которые сменят различные диссонансы, выражающие некий конфликт.

Музыка сопровождает нас всю жизнь и в печали, и в радости. Благодаря ей люди многие века радуются, грустят, отдыхают или концентрируют свое внимание на любимом деле.

Мы решили обратиться за комментарием к экспертам из самых разных отраслей бизнеса и спросили об их взаимоотношениях с музыкой – о том, как музыка помогает настроится на рабочий лад или отвлечься от дел:

Тимофей Шиколенков, директор по маркетингу и развитию бизнеса в компании Аудиомания – одной из ведущих компаний-поставщиков решений для домашнего и портативного аудио и видео:

Лично я часто использую музыку для настроя на определённый лад. Часто бывает, что нужно обработать большой объём информации – в этом мне помогает ритмичная современная музыка, обычно в стиле House.

Скорость работы резко возрастает и это сразу ощущается. Если же я пишу какой-то комментарий для прессы или работаю над большими текстами, мне помогает музыка из 80-ых в стиле диско. Но это всё очень индивидуально.

У нас в офисе есть сотрудники контент отдела, которые слушают тяжелую музыку. У меня создаётся ощущение, что она «грузит», но они под такой «запил» работают лучше, во всяком случае, так говорят.

А вот в бухгалтерии у нас всегда тихо. Финансисты говорят, что цифры любят тишину. Я не могу с этим согласиться, но у них – так.

Лилиана Пертенава, директор по маркетинговым коммуникациям в компании «Новые облачные технологии» – разработчика решений в области обработки и хранения электронных документов:

В студенческие и пост-студенческие времена я неплохо разбиралась в электронной музыке – сама иногда диджеила на вечеринках и работала на радиостанции. У меня были собственные техно- и хаус-миксы, составленные по моему вкусу.

Сейчас я просто слушаю то, что бодрит или помогает сосредоточиться. Люблю классическую музыку, она идеальна для концентрации.

В плейлисте есть как оперные арии Паваротти, органные фуги Баха, так и произведения Боуи, Guns and Roses, группы Кино и Боба Марли. Из молодых артистов нравится Игги Азалиа. Daft Punk, как и Jamiroquai, чаще всего помогают поднять настроение.

Олег Анисимов, генеральный продюсер финансового форума нового формата «FinNext» и член совета директоров интернет-бухгалтерии «Моё дело»

Мне доставляет удовольствие находить малоизвестные группы, которые, однако, играют интересную музыку. Например, через сервис «Яндекс.Музыка» я недавно вышел на группу The Duritti Column, основанную в Манчестере в 1978 году.

Слушая такое, понимаешь, откуда растут ноги, скажем, у любимой нами группы «Кино», которая развила пост-панк традиции получше многих британцев, добавив нашей советско-российской печали и надежды.

С точки зрения разгрузки от работы, я люблю концерты. Из последних, которые мне удалось посетить, это сразу два концерта: A-ha и Messer Chups.

Источник

Оцените статью