- «В поле чистом серебрится» — анализ стихотворения А.С. Пушкина
- История создания
- Тематика, средства выразительности
- Жанр стихотворения
- Полный анализ стихотворения «Зимнее утро» (А.С. Пушкин)
- Краткий анализ
- Вариант №3
- История создания
- Место в творчестве
- Смысл произведения
- Композиция
- Темы, настроение и проблемы
- Образы и символы
- Средства выразительности
- Лексика
- Что хотел нам поведать автор
«В поле чистом серебрится» — анализ стихотворения А.С. Пушкина
История создания
Путешествия с детства были заветной мечтой Александра Пушкина. За границей ему побывать так и не удалось, зато по России «добровольно и поневоле» пришлось поездить много. В письмах к друзьям поэт часто вспоминал иногда смешные, иногда неприятные дорожные приключения, связанные с поломкой или опрокидыванием телеги. Тем не менее путешествовать Пушкин любил.
Ему нравилось, сидя в кибитке, полностью расслабившись, под звуки ямщицкого колокольчика размышлять о жизни, смотреть по сторонам, наблюдая за падающими снежинками или луной на ночном небе. Тридцатые годы были для него нелегкими:
- Семья росла, а вместе с ней и расходы. Жизнь в столице стоила недешево.
- Кроме того, не утихали сплетни вокруг имени его жены Натальи Николаевны.
В 1833 году он приступил к написанию истории Петра I, нужно было закончить повесть о Пугачеве, и он отправляется в Казань и Оренбург. Осенью поэт уехал в село Болдино, где было написано стихотворение «В поле чистом серебрится». Оно осталось незаконченным, так как его ждала работа над текстами более объемных произведений. Впервые оно стало доступным для читателей только в 1884 году.
Тематика, средства выразительности
При чтении этого небольшого стихотворения возникает чувство умиротворения и покоя. Такое настроение Пушкин испытывал всегда во время поездок в родное Михайловское, где, по его мнению, он «воскрес душой». Тема зимней дороги далеко не нова. Если сравнить прежние подобные сочинения, то можно увидеть одни и те же образы: снега, луны, песни ямщицкой: «луна дрожит над гладью» — «месяц ясный светит хладно».
Начать урок следует с выразительного чтения, лучше всего слушать онлайн в профессиональном исполнении. Беседа проводится по следующим вопросам:
- Каким настроением окрашено пушкинское стихотворение?
- Какие элементы народного фольклора использует поэт?
- Как можно описать чувства лирического героя?
Стихотворение окрашено чувством ностальгии. Герою приятно видеть поле чистое, «снег волнистый и рябой», «дорогу столбовую». Эти образы очень хорошо выражают атмосферу дороги. Во время поездки по снежной равнине он немного скучает и с удовольствием слушает песню ямщика:
Пой: «Лучинушка, лучина,
Что же не светло горишь?»
Холодный месяц и скучный вой ветра созвучны настроению героя. Дорожная бесприютность тесно переплетается с огромным величием окружающей его природы. Грустная мелодия песни радует сердце, согревая надеждой скорого возвращения к домашнему уюту.
Жанр стихотворения
Язык стихотворения довольно прост, его легко читать, так как в тексте используются фольклорные элементы: «песня удалая», «месяц ясный». Однако форма необычна для пушкинского сочинения. Большинство литературоведов относят его к жанру английского сонета, так как написано оно пятистопным ямбом, чередуются женская и мужская рифма. Первая строфа задает тему сонета, описывая происходящее вокруг героя. С основной мыслью логически связывается основная часть.
Строчка из народной песни, которую поет ямщик, как бы подводит итог сказанному выше и идейно завершает идиллию зимней ночи. Звуки [с], [р], [ч] помогают передать даже скрип снега под копытами лошадей и под полозьями саней. Повествование очень динамично благодаря использованию параллельных синтаксических конструкций, выраженных простыми глагольными сказуемыми: серебрится снег, тройка мчится.
По мнению Гроссмана, в пушкинском произведении есть отклонения от традиционного жанра: до конца не выдержан размер стиха и рифмовка, поэт скуп на глагольные рифмы и т. д. Тем не менее внутренняя логика стихотворения соответствует сонету в его русской интерпретации.
Источник
Полный анализ стихотворения «Зимнее утро» (А.С. Пушкин)
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зимнее утро.
История создания – это стихотворение Пушкина было написано в 1829 году, причём известна даже точная дата – 3 ноября. Поэт гостил в Тверской губернии у своих друзей, в имении которых и были написаны знаменитые строки.
Тема стихотворения – красота русской природы в зимний период года.
Композиция – на протяжении всех пяти шестистиший наблюдается линейная композиция.
Жанр – лирическое стихотворение, вид лирики – пейзажная.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с парной и кольцевой рифмовкой.
Эпитеты – “день чудесный”, “друг прелестный”, “голубые небеса”, “великолепные ковры”, “янтарный блеск”, “веселый треск”.
Сравнение – “как бледное пятно”.
Олицетворения – “мгла носилась”, “вьюга злилась”.
“Зимнее утро” – это один из лучших образцов пейзажной лирики Пушкина, произведение, пронизанное трепетной радостью от созерцания прекрасной русской зимы. Краткий анализ “Зимнее утро” по плану можно использовать на уроке литературы в 6 классе: с его помощью школьники лучше поймут стихотворение и проникнутся его атмосферой.
Вариант №3
В знаменитом произведение «Зимнее утро» великий русский писатель Пушкин Александр Сергеевич очень красиво, грамотно, а главное правильно описывает русскую природу, её разнообразие, многогранность, неповторимость, своеобразие в каждой мелочи.
Начинается это произведение с некого разговора между писателем и девушкой, которая становится своеобразной музой, пробуждающей его к новому дню. Кстати нужно отметить, что девушка является в этом произведении ярким и довольно таки активным действующим лицом. Проснувшись, утром она решает поехать прокатиться в санях по морозному утру. Нужно отметить, что начало произведения очень радостное и умиротворенное.
Небольшая часть произведения уделена предшествующему вечеру, и буре которая разыгрывалась. Поэт находится в удивление от того, насколько быстро природа может изменяться и совершенствоваться.
Красочные прилагательные, которые Александр Сергеевич использует в данном стихотворении, помогают показать красоту морозного, зимнего утра. Благодаря им поэту удается описать красивый пейзаж, природу, каждую её мелочь, которая на взгляд поэта является очень важной.
Так же поэт широко использует метафоры и описания, поэтому картина утра становится еще более красочной и насыщенной. Каждый читатель с легкостью может уловить настроение поэта.
От любования и описывания природы Александр Сергеевич переходит к описанию интерьера. Ему очень хотелось передать спокойную домашнюю обстановку, в которой он находился. Это для поэта было важно.
Так же нельзя не заметить, что в данном стихотворении присутствует тема любви, которая прослеживает практически в каждой строчке.
Все стихотворение пронизано радостными нотками, светлыми образами, ощущением счастья и умиротворения.
В целом данное стихотворение получилось весьма легким, практически воздушным, при этом очень насыщенным, полным и законченным. Александр Сергеевич полюбил это произведение с первых минут его создания. Ему хотелось, чтобы его так же полюбили и читатели, и нужно отметить, что у него это получилось. Каждый, кто прочтет это произведение, не сможет остаться равнодушным.
3, 6 класс по плану
История создания
1829 год выдался для Пушкина очень тяжелым. Он находился в опале и под постоянным полицейским надзором. Друзья поэта, стремясь подарить ему немного спокойной жизни, звали его к себе погостить. И вот, будучи в гостях у Петра Вульфа, Пушкин пишет чудесный стих, воспевающий красоту окружающего его мира. История создания этого произведения тесно связана с тем, кому посвящено стихотворение. Литературные критики считают, что оно посвящено двум любимым женщинам поэта: его жене Наталье Гончаровой и его Няне Арине Родионовне.
Находясь среди близких людей, в дружелюбном окружении Александр Сергеевич не просто отдыхает душой, но и ощущает потребность творить. Созданное им “Зимнее утро” пронизано радостью от общения с природой, от того, что можно просто насладиться её красотами и не думать больше ни о чём.
Опубликовано стихотворение год спустя в альманахе “Царское село”.
Место в творчестве
Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро» — это одно из самых значимых произведений его жизни, написанных в жанре пейзажной лирики.
Гениальность стихотворения заключена в простоте лексики, с помощью которой автор создает яркие и убедительные образы.
Оно отображает трепетное отношение поэта к русской зимней природе. Кроме того, оно передает его настроение на тот момент. Пушкин молод, свободен от ссылок, ведет яркую и насыщенную жизнь. Неудивительно, что стихотворение пронизано настроениями радости и свободы.
Поэт написал это произведение всего за 1 день. Вероятно, он и не подозревал, что оно станет одним из самых известных и любимых его стихотворений.
Посвящёно это произведение русской природе. Поэт всегда особенно любил зиму: его завораживали заснеженные пейзажи, волшебство русской природы вызывало трепет в его сердце. Неудивительно, что темой одного из лучших его произведений стал именно зимний пейзаж. Очевидно, что оно написано под впечатлением от реальной картины, которую он увидел, пока гостил в имении, поэт стремился не просто описать картину зимы, но и передать своё настроение, навеянное этой картиной.
Главная мысль этого произведения достаточно проста: человека в любое время года окружает красота. Важно не пропустить её, не упустить возможность полюбоваться миром вокруг и насладиться его чудесами.
Смысл произведения
Прочитав стихотворение «Зимнее утро», у читателя может сложиться впечатление того, что он сам только что побывал в заснеженном лесу и прокатился на санях. Весь текст читается очень легко и свободно. Поэт рассказывает нам историю о том, что еще вчера лирической героине было грустно. Но, с наступлением морозного и солнечного утра её настроение так же меняется в лучшую сторону. Ничто плохое не может длиться вечно, и следом обязательно придёт счастье.
Именно эту мысль и попытался донести до нас творец. Никогда не стоит отчаиваться, если сегодня что-то не ладится. Завтра будет новый день, который обязательно будет намного лучше вчерашнего.
Композиция
Классическая линейная композиция, тем не менее заслуживает подробного разбора.
В первом шестистишии главный герой этого лирического произведения восхищается красотой зимы. Он приходит, чтобы разбудить возлюбленную и показать ей, как прекрасен зимний мир за окном.
Вторая строфа построена на антитезе между вчерашним вечером, когда за окном была буря, а возлюбленная сидела в печали, и нынешним состоянием природы. Именно антитеза делает произведение особенным, придаёт ему колорит.
В третьей строфе показано прекрасное зимнее утро, которое поэт описывает с восхищением, а в четвёртой лирический герой возвращается в комнату, где очень тепло, и можно наслаждаться тем, как весело трещат поленья в камине.
Но последняя строфа вновь отправляет читателя на улицу: Пушкин приглашает его на зимнюю прогулку в санях, чтобы вволю налюбоваться окружающей красотой.
Стройная композиция развивается очень динамично, яркие и точные детали создают прекрасную картину.
Темы, настроение и проблемы
Название стихотворения соответствует его теме и содержанию. Именно прекрасное зимнее утро описывает поэт, обращаясь к некой «красавице». Его восхищает свежее, сияющее пробуждение природы среди блистательных снежных ковров.
- Основная тема стихотворения «Зимнее утро» — природа и восхищение ею. Стихотворение по композиции представляет собой обращение лирического героя к «прелестному другу» с призывом пробудиться ото сна и взглянуть на «мороз и солнце» чудесного дня.
- Вместе с природой в душе лирического героя пробуждается и чувство любви, радости, восхищения красотой «прелестного друга», наполнившего его сердце солнечным воодушевлением.
В стихотворении переплетаются две основные темы – тема любви и тема природы. И любовь, и природа, воздействуя на лирического героя, рождают прекрасные образы в его душе и предвкушение счастья, волнительное и вдохновляющее. Для того чтобы подчеркнуть особенную прелесть зимнего утра, лирический герой противопоставляет его вчерашнему дню с его «бледной луной» , желтеющей сквозь «мрачные тучи» и «злящейся вьюгой».
Вид лирики легко определить уже по названию, которое обещает прекрасные описания русской природы и зимние пейзажи. Поэтому данное произведение относится к пейзажной лирике, а его жанр – лирическое стихотворение, поскольку в нём отражены мысли и чувства лирического героя. Пушкин использует достаточно простой и традиционный для себя стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Он придает стихотворению особенную мелодичность. Интересен и способ рифмовки – парная и кольцевая. также поэт использует как женскую рифму, так и мужскую, и это тоже работает на передачу настроения.
Образы и символы
В стихотворении можно найти множество простых, но необыкновенно удачных образов и символов, которые помогают читателю полностью погрузиться в атмосферу текста. Например, луна символизирует одиночество и меланхолию. Затопленная печь – тепло домашнего очага и уют. «Бег нетерпеливого коня» — жажду жизни, впечатлений, радость от предвкушения скорого счастья.
Образ девушки, к которой обращается поэт, и образ природы, как одного из действующих, оживленных героев стихотворения, связаны между собой, прежде всего, зеркальностью настроения. Утром природа только пробуждается. Так же вот-вот откроет «сомкнуты негой взоры» героиня стихотворения. Кроме того, красота природы и образ прекрасной девушки соединены героем воедино чувством упоительного восхищения, которое невозможно было бы разделить между ними.
Образ лирического героя — это описание влюбленного человека, который радуется не только вблизи любимой женщины, но и на лоне природы. Его взгляд притягивает весь мир, наполненный красками и чувствами, а не только одна дама сердца.
Средства выразительности
Пушкин использует в своем произведении самые разные выразительные средства, например:
- Эпитеты – “день чудесный”, “друг прелестный”, “голубые небеса”, “великолепные ковры”, “янтарный блеск”, “веселый треск”
- Сравнение – “как бледное пятно”
- Олицетворения – “мгла носилась”, “вьюга злилась”
Кроме того, широко используются разнообразные обращения, такие как “друг прелестный”, “красавица”.
В произведении яркие эпитеты сочетаются с мрачными, создающими контраст, чтобы ещё больше подчеркнуть красоту зимнего утра. Есть в нём и метафоры (например, на мутном небе мгла носилась), аллитерации и анафоры. Всё это работает на художественную идею и помогает создать лирическое настроение.
Лексика
Лексику произведения можно охарактеризовать как богатую и разнообразную.
Ключевыми словами являются: солнце, снег, блестит, веселый — чтобы передать яркую картину дня и радостное настроение.
Большинство слов в этом произведении просты для понимания. Исключение составляют устаревшие и редко употребляемые слова:
- нега — нежиться, наслаждаться;
- нынче — сегодня, сейчас.
Что хотел нам поведать автор
Основных мыслей «Зимнее утро» содержит две. Первая – та, что лежит на поверхности желание сделать читателя участником приятных для автора событий: мечтаний на «лежанке», любований сверкающим на солнце снежным ковром, ласковым согревающим пламенем, танцующим в печи, захватывающей дух прогулки в упряжке, запряженной «кобылкой бурой», по заснеженным полям.
Вторая – несколько утаенная, но именно она особенно важна для Пушкина. Поэт приглашает читателя полюбоваться жизнью, ощутить удивительную скорость ее волшебных изменений: еще вчера все казалось плохо, в душе «вьюга злилась», отчего и настроение было плохое, луна глядела «бледным пятном», полностью лишенная романтической привлекательности. Сегодня же воскресли жизненные надежды, воссияло солнце, вновь хочется быть счастливым и творить.
Источник