Какое чувство вызывает исповедь сальери

Исповедь Сальери

Посвящается замечательному русскому актеру Олегу Табакову

Сальери Антонио (1970-1825), итальянский композитор. С 1766 жил в Вене. Автор многочисленных опер. Ученики: Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Лист. Легенду об отравлении им Моцарта использовал А.С. Пушкин («маленькая трагедия» «Моцарт и Сальери»).

Советский Энциклопедический Словарь. Изд. 2-е, Москва, «Советская Энциклопедия», 1983, стр. 1157.

Погруженный в думы, откинувшись в высоком кожаном кресле, сидит Антонио Сальери. Перед ним на низком ломберном столике разбросаны нотные листы. Поверх них стоит массивный серебряный подсвечник с тремя догорающими свечами. Воск стекает на листы. Сальери недвижим, подбородок утоплен в вороте теплого стеганного халата. Откуда-то сверху льются звуки «Лакримозы» из моцартавского «Реквиема». Спустя некоторое время, Сальери берет латунный звонок, стоящий на столе. Звонит. После недолгой паузы входит слуга. Молча останавливается в позе покорного ожидания. Сальери после длинной паусы начинает говорить.

Сальери
Йоханнес, слушай, друг любезный.
Ты должен всюду, исподволь и тихо
Шептать, наушничать, что это я –
Сальери
Божественного Моцарта отправил
Навеки в лучший мирь что в час урочный
Я зелья страшного в бокал вина добавил,
От коего он умер постепенно.

Слуга
Но, Господин, не вы ли разве тайно
Ему все это время помогали?
Через меня ему передавали
То провиант, то красное вино,
Что ставил я под кровом поздней ночи
В корзине небольшой у самого порога?
То суммы денег, правда, небольшие,
Я незаметно оставлял в углах приметных,

Когда к нему меня вы посылали
С каким-нибудь пустяшным порученьем?

Нет, Господин! Нет, это невозможно.

Ведь вы пытались правдой и неправдой
Помочь ему. А «Реквием» последний?

Сальери
Да, помню: под плащом скрываясь черным,
Ты к Моцарту отнес мою записку,
В которой я инкогнито просил
Заупокойный реквием создать
И как аванс вручил большую сумму.
Я ждал тебя с волненьем за углом,
Боясь,что Моцарт вдруг тебя признает.
Но все благополучно обошлось.

Ведь просто так гордец не взял бы денег,
Хотя бы даже в долг я предьожил их.

Я часто ждал за полночь,
Когда из окон Моцарта польются
Волшебной музыки чарующие звуки.
(Ведь он, ты помнишь, по ночам работал.)

Да, Моцарт – это Моцарт! И никто
Не сможет с ним сравниться в этом мире!
Возьми одну хотя бы «Лакримозу».
Ну, разве не Творец водил его рукою,
Когда записывал он ноты на бумаге?
Он превзошел в искусстве сочиненья
Вивальди, Генделя, Скарлатти, даже Баха.
О гений Моцарта никто не превзойдет,
Уверен, не одно еще столетье,
А может, вообще никто и никогда.

Слуга
Вы правы, Господин: лишь вы и Моцарт –
Два величайших композитора вселенной.

Сальери
Увы, ты прав всего наполовину.
И потому к тебе я с этой просьбой
Пустить молву по миру обратился.

Слуга
Нет, Господин! Нет. Это невозможно!

Сальери
Я знаю, ты мой верный друг, Йоханнес,
И потому тебя о том прошу я.
Ты исповедь мою теперь послушай,
И будешь ты единственный хранитель
Всех помыслов моих святых и темных.
Ты помнишь день, когда явился Моцарт.
Он раздражал меня манерой поведенья,
Своей беспечностью и эдаким фиглярством
И тем, что все всегда ему давалось
С такою легкостью и ярким совершенством.

Искусство для меня – тяжелый труд.
Мне музыка мучительно дается:
Я переписываю пьесы по сто раз.
И вдруг у Герцога, во время представленья
Ко мне подходит Моцарт со словами:
«Сальери, лучше бы с седьмого такта
Сыграть вот так. » И, сев за клавесин,
Он превратил мою каденцию в живую,
Заставил брызгами хрустальными сиять!

Я был ошеломлен. Нет! Не разгневан.
Я был раздавлен. Обращен во прах.
А Моцарт? Моцарт, бросив инструмент,
Уж за какой-то юбкой волочился!

Вся жизнь моя с тех пор перевернулась:
Я не могу теперь коснуться клавесина.
Да, после Моцарта любое сочиненье
Мне кажется трудом богопротивным.

Возможно ли, чтоб звук другой раздался,
Когда струятся моцартовы звуки?

Да, я себя судил не очень строго:
Я думал, что за Генделем и Бахом
Найдется также место для Сальери.

Но Моцарт изменил все представленья.
Я сам почувствовал тщету своих стремлений.

Он делает буквально без усилий
То, что я делаю за дни и за недели.
И делает к тому же бесподобно!

И я решил тогда его приблизить
К себе. Чтоб стал он мне за брата,
За друга стал.Чтоб люди говорили
О нас двоих с восторгом, восхищеньем:
«Сальери с Моцартом. »
и «Моцарт и Сальери. »

Но оттолкнувши дружескую руку,
Он продолжал меня не замечать
И не внимать советам дружелюбным.
Все тот же был кутила, ловелас.

Но впрочем, продолжал писать
Одно прекраснее другого сочиненья!

Но тяжкая болезнь его точила,
Жизнь покидала тело. Так вино
Из меха продырявленного льется,
Пропитывая землю. Мех теряет
И форму прежнюю, и содержанье.
И к Моцарту вот так же смерть пришла.
Он даже «Реквием» закончить не успел.

Я горевал, ты помнишь, безутешно,
Хотя единственный,казалось бы,
Соперник мой умер. И тогда.
Ты помнишь, я вернул тебя с дороги,
Пославши заказать по Моцарту молебен.
Ты должен был по моему приказу
Устроить похороны Моцарту такие,
Что подобало лучшему во веки музыканту.

Вдруг, будто черной молнии разряд,
Во мне мелькнул мой план –
Коль я смолчу, поверят
В Сальери, совершившего злодейство.

Ты разнесешь по городу молву,
Что, мол, Сальери, завистью замучен,
Ступил на путь бесчестного убийства.
Я ж буду отрицать к тому причастность.
Ведь ты же знаешь, как толпа жестока
И злонамеренна превыше всякой меры:
Чем больше буду я твердить отказ,
Тем тверже будут верить в эти слухи,
Способствуя успеху плана моего,
Что я нарисовал тебе, Йоханнес.

Ты помнишь, как безумец Герострат
Спалил священный храм богини Артемиды,
Чтобы поступком этим богомерзким
Свое навеки обессмертить имя?

Я верю, что Иуда честолюбец
Затем лишь предал брата Иисуса,
Чтобы навекив памяти людской
Их имена всегда стияли рядом.
Он сделал все, никем не понукаем,
А 30 сребренников – выброшены в пыль.
И вскоре сам повесился от чувства,
Что жизнь свою он исчерпал до дна.
Скажи, что кроме одного тщеславья,
Могло руководить Иудой?

Слуга
Боже правый!
О Господин, я предан вам душою
И ради вас готов на преступленье
И даже на безумное деянье –
Оклеветать вас ради черной славы.

О Господи!
Прости за прегрешенья
Меня и Господина моего.

Сальери
Иди, Йоханнес. Сослужи мне службу,
Какую, может, ни один слуга
Еще не нес во славу господина!

Слуга крестится и с поклоном почтительно выходит. Сальери остается один. Погружается в мысли. Потомм берет щипцы для снятия нагара со свечи. Убирая нагар, нечаянно гасит две из трех свечей. Оставшаяся разгорается еще ярче.
Опять откуда-то сверху тихо начинают литься звуки Соль-Минорной 40-й симфонии Моцарта.

Сальери
Теперь я вновь живу.

Я знаю: вечен Великий Моцарт!
И его творенья
Сердца людские будут услаждать,
Покуда жизнь теплится в этом мире.

И имя незаметного Сальери
Из века в век, как тень, неотвратимо
За Моцартом Последует в бессмертье.

Звуки 40-й Симфонии Моцарта нарастают и полностью заполняют зал симфоническим звучанием.

Источник

«Зависть свет в нас убивает». Нравственное падение человека в трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» (9-й класс)

Разделы: Литература

Класс: 9

Целеполагание ученика:

– уметь определять тематику и проблематику маленькой трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»;
– уметь находить изобразительно – выразительные средства языка;
– уметь анализировать текст, отбирать главное, сопоставлять произведения разных видов искусств, объединенных одной темой;
уметь работать с опорными схемами;
осознать, что зависть – непростительный грех.

Целеполагание учителя:

– совершенствовать навыки учащихся анализа текста, научить приемам работы с текстом;
– способствовать развитию творческих способностей учащихся и познавательного интереса к литературе, используя межпредметные связи;
– формировать умение у школьников работать с опорной схемой;
– воспитывать нравственную позицию, заложить основы нравственного поведения, раскрыв понятия греха, гордыни и т.п.
– развивать эмпатию как способность чувствовать, сочувствовать, сопереживать;
– развивать речь.

Этап урока

Деятельность учащихся

Дидактическое обеспечение I. Актуализация знаний – заполнение опорной схемы
– работа со словарем
– комментирование изображенного на картине опорные схемы, компьютер, медиапрезентация;
толковый словарь Н.Ожегова II. Лекция с элементами поисковой беседы по трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери» – индивидуальные сообщения о жизни В.Моцарта и А.Сальери;
– слушание докладов, конспектирование;
– работа с опорной схемой;
– анализ текста трагедии;
– выразительное чтение;
– инсценировка отрывка со слепым скрипачом;
– презентация обложки книги;
– слушание отрывка из «Реквиема» Моцарта текст трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»;
фортепиано, скрипка;
диск CD с записью «Реквиема» В.А. Моцарта III. Анализ стихотворения А.Дементьева «Зависть» Рефлексия – выразительное чтение наизусть стихотворения А.Дементьева «Зависть»;
– работа с ключевыми словами стихотворения стихотворение А.Дементьева «Зависть» IV. Подведение итогов – беседа, рефлексия, высказывания» Я понял, что…», «Я считаю, что..», формулировка выводов

V. Объяснение домашнего задания – запись домашнего задания

I. Актуализация знаний

Урок сопровождается мультимедийной презентацией (Приложение 1)

Слайд 1. Вступительное слово учителя. Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о «Маленьких трагедиях» А.С.Пушкина, и каждая из них – это спор о человеке, о возможностях его природы, о границах зла и бесконечности добра. В каждой из трагедий поэт говорит о грехах человеческих, о смертных грехах. Давайте попробуем разобраться, что такое грех.

У учеников на партах находятся опорные схемы. (Приложение 2)

Слайд 2. Учитель. Запишите в схеме, что вы понимаете под словом»грех». Учащиеся вписывают, потом озвучивают свои версии. Зачитывается определение из словаря Н.С.Ожегова: грех – это нарушение религиозных понятий, нравственных правил, непростительный поступок.

Слайд 3. А давайте теперь вспомним, какие грехи называются таким страшным словом: «смертные»?

(Ученики записывают в схему смертные грехи: гнев, зависть, гордыня, прелюбодеяние, леность, чревоугодие, скупость)

– А как вы думаете, какой из этих грехов появился первым со времен, когда человек вышел из рая?

Слайд 4. (Зависть, это связано с библейской легендой о Каине и Авеле, в которой говорится о том, как зависть толкнула Каина на братоубийство.)
Так вот, еще с библейских времен такая нравственная болезнь как зависть точила сердца людей, толкая их на тяжелые преступления. Выдающиеся люди разных эпох создавали произведения, изображая в них людей, пораженных пороками.

Слайд 6. Известный нидерландский художник эпохи Возрождения (XVI века) Питер Брейгель создал цикл из 7 картин, каждая из которых посвящена отдельно взятому греху. Посмотрите на репродукцию картины этого художника, обратите внимание, как он изобразил «Зависть». Запишите, какие чувства вызывает у вас эта репродукция, что вы видите на ней. (Учащиеся работают в опорных схемах. Ключевые слова: хаос изображенного, ужас и угнетающая атмосфера)
– Какую форму для изображения зависти в мире людей избрал автор? (Иносказание, аллегория).
– А что называют аллегорией? (Иносказание, отвлеченная мысль, выраженная в конкретном образе)
– Найдите и прокомментируйте аллегорические образы. (Вереница голых изуродованных людей, с которых снимают обувь, кусающие себе руки персонажи, собаки, раздирающие кость, смеющиеся чудовища и т.д.)

II. Лекция с элементами поисковой беседы по трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери

Слово учителя. Мы увидели страшный, перевернутый мир, мир от Дьявола, мир, из которого смеющиеся чудовища (аллегория зависти) заползают в душу грешника, убивают в нем свет. И именно зависти как греху, ведущему человека к нравственному падению, будет посвящен наш урок.

(Запись темы урока, в формулировке которой использована цитата современного поэта А.Дементьева)

– Мы постараемся с вами доказать, что зависть как смертный грех убивает в человеке человека на примере произведения XIX века «Моцарт и Сальери».
– Перед нами два человека, это исторические лица. Кто они? (индивидуальные сообщения двух учащихся о жизни композиторов)

Слово учителя. Как вы заметили, А.С.Пушкин создает свою версию об отношениях двух композиторов. Но и из докладов и непосредственно из текста мы видим, что Сальери завидовал Моцарту, кстати, первоначальное название трагедии – «Зависть». Что отражало это название? (Тему)
Сальери завидовал таланту Моцарта, а разве сам он не талантлив? Давайте выясним, такой ли идеальный Моцарт, чтобы ему завидовать, и такой ли отрицательный образ Сальери.

Слайды 6–7. Запишите в схемах положительные и отрицательные черты Моцарта и Сальери, опираясь на текст трагедии.

Учащиеся записывают, потом зачитывают свои варианты, доказывая примером из текста наличие той или иной черты. Отрицательные черты Моцарта: несерьезность, пренебрежение своим талантом, наивность; положительные: одаренность, легкость, чувство юмора, доброта. Отрицательные черты Сальери: зависть, коварство, злоба, гордыня, способность на предательство, механическая рассудочность, положительные: чувство прекрасного, трудолюбие, сила воли, самоотречение, терпеливость и т.д. Делается вывод, что Моцарт не такой уж идеальный у А.С. Пушкина, а Сальери тоже не совсем отрицательный, то есть характеры героев реалистичны.

– Что же объединяло двух композиторов? (Любовь к искусству)
– А одинаково ли они добиваются высот?Подтвердите цитатой из текста. Сальери о своем творческом процессе говорит:

Отверг я рано праздные забавы;
Науки, чуждые музыке, были
Постылы мне; упрямо и надменно
От них отрекся я и предался
Одной музыке. Труден первый шаг
И скучен первый путь. Преодолел
Я ранние невзгоды. Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Проверил
Я алгеброй гармонию.

А Моцарт – «праздный гуляка», свои произведения он называет «безделицами», он творит легко и непринужденно:

Намедни ночью
Бессонница моя меня томила,
И в голову пришли мне две, три мысли.
Сегодня их я набросал…

(Сальери кропотливо трудится, он отречен от всего, подчиняя музыку механической рассудочности, а у Моцарта мы видим вдохновение, он творит легко, без усилий.)

– Как же у Моцарта получается так легко творить, отвлекаясь на земные дела? (он гений, получает вдохновение от Бога)
– Так чему же завидовал Сальери? (Гениальности)

Слайд 8. Как вы понимаете, чем талант отличается от гениальности? (Учащиеся высказывают предположения)

Давайте зачитаем определения из толкового словаря.

Талант – выдающиеся способности.
Гениальность – высшая творческая способность, вдохновение.

– Талантливый человек может творить, а может и не творить, а гениальный не может не творить. Давайте посмотрим, что рождает в душе Сальери зависть к гениальности Моцарта.

Инсценировка эпизода со слепым скрипачом.

– Какую роль играет этот эпизод в композиции трагедии? (кульминация, так как созревает у Сальери мысль о преступлении.)
Но ведь мысль, это еще не убийство. Почему же мы тогда говорим, что именно этот момент кульминационный? (В этом разрушительная сила зависти или другого смертного греха: попав в душу, зависть рождает преступную мысль, которой не в силах противиться человек, он становится заложником своей страсти).

Слайд 9. Адский механизм запущен. Посмотрим, к чему это приведет. (В схеме в круге записываются слова: «Мысль о преступлении»)

Слайд 10. Обратим внимание на развязку действия, на само предательство (Ученик, которому заранее было дано задание нарисовать обложку, изображающую эпизод предательства, комментирует свою работу. Учащиеся расшифровывают рисунок, отмечая символику цветов, аллегорический образ черного человека, обращают внимание на мрачное настроение Моцарта.)

Слово учителя (проблемный вопрос). Обратите внимание на ремарку во второй сцене. Моцарт и Сальери сидят за столом. Сальери бросает яд в стакан Моцарта. Видел ли это Моцарт, ведь в ремарке не сказано, явно или тайно действует Сальери? (учащиеся высказывают предположения.) Точного ответа мы дать не можем, хотя официальная версия, что Сальери действует тайно. А что если «явно», и Моцарт видит коварство своего друга? Какое звучание тогда приобретает произведение и образ Моцарта? В данном случае совсем по-другому звучат слова Моцарта перед тем, как он выпивает яд:

Он же гений,
Как ты да я. А гений и злодейство –
Две вещи несовместные. Не правда ль?

Получается, что Моцарт ценой собственной жизни проверяет идею – гений ли он. Мы наблюдаем сюжетный полифонизм.

Слайд 11. Продолжите, пожалуйста, в схеме действие разрушительного механизма зависти. В следующий круг в опорных схемах учащиеся вписывают слово «преступление».

– Получает ли удовлетворение Сальери, совершив преступление? Какими строками заканчивается трагедия? Как их понять? (Сальери сам себе доказал, что он не гений. Убив Моцарта, он не заглушил голос его великой музыки, а остался с терзаниями, убив в себе человека, он стал просто преступником. «А гений и злодейство – две вещи несовместные»).

Слайд 12. – Как вы думаете, а что мы должны написать в последнем круге? (Наказание)

(Звучит отрывок из «Реквиема» В.А.Моцарта).

III. Анализ стихотворения А.Дементьева «Зависть»

Слово учителя. Прекрасная, гениальная музыка прорывается к нам сквозь века, затрагивает светлые струны души, поднимает человека над этим миром, зовет его к прекрасному. Но и зависть как темная сторона человека пробивается сквозь века. И современные авторы продолжают в своих произведениях проблему, поднятую А.С.Пушкиным.
Слайд 13. Так поэт ХХ века Андрей Дементьев написал стихотворение, которое так и называется «Зависть». В нем отражено наказание Сальери.

Ученик наизусть читает стихотворение

Зависть белой не бывает,
Зависть свет в нас убивает.
Ну, а тот, кто ею болен,
У того душа темна,
И в поступках он не волен,
Ибо всем вершит ОНА
Мы смирились с тем, что зависть
Судит всех без доказательств.
Ей достаточно улик –
Этот счастлив. Тот – велик.
И чужой судьбою мучась,
Умирая от обид,
Все надеется на случай,
Что когда-нибудь получит
То, что ей в других претит.

(Учащиеся выписывают в схемы ключевые слова, связанные с наказанием Сальери. Особое внимание обращается на строчку Зависть свет в нас убивает.)

– Что значит «убивает свет?» (Уничтожает светлые стороны души, божественный свет, лучшие ее проявления). Согласны ли вы с автором стихотворения? Выскажите свои предположения. Что поняли вы на сегодняшнем уроке, чему удивились, о чем задумались? (Учащиеся высказываются)

IV. Рефлексия. Подведение итогов

Слово учителя. Мы увидели с вами, что, начиная с библейских времен, сквозь века тема зависти была, есть и будет актуальна. Хотелось бы, чтобы человек смог управлять своими чувствами и не давал выхода своим низменным страстям, которые разрушают и убивают человека в человеке.

V. Объяснение домашнего задания

Слайд 14. Домашнее задание. Понятно, что зависть – явление крайне страшное. Как с ней бороться, чтобы сохранить свет в своей душе? Вы – люди 21 века. Попробуйте поразмышлять над этой проблемой. Каким образом можно бороться с таким чувством как зависть? Напишите свои рецепты.

Источник

Оцените статью