Какими по настроению бывают стихотворения

Занятие 33. Виды стиха

БЕЛЫЙ СТИХ — стих без рифм. Чаще всего белый стих встречается в народных сказаниях, былинах, сказках, отличающихся большой напевностью, лиричностью и выразительностью.

Высоко стоит
Солнце на небе,
Горячо печёт
Землю-матушку.
А. Кольцов

Белые стихи, в отличие от безрифменных, — это сознательное отступление от правил стихосложения, своеобразный художественный приём. На слух белый стих более приятен, чем верлибр. Метрическая организация остаётся неизменной — при прочтении одноразмерных стихов с рифмой и без, дискомфорта от перехода не ощущается. Белым стихом написаны многие сказания и авторские стилизации под них.
Можно привести ещё один пример белого стиха: Это небольшой отрывок из сказки Геннадия Апановича:

Наступило красно утро
В середине где-то марта,
А по тропочке средь леса
Добрый молодец идет.
Он ходил в далеки страны,
Повидал немало дива.

БЕЗРИФМЕННЫЙ СТИХ — зародился в античные времена. Безрифменным стихом писали Овидий, Гораций, Вергилий и другие поэты древности. Этот вид стиха можно назвать далёким предком белого стиха.

Нет, не завидую я, скорей удивляюсь; такая
Смута повсюду в полях. Вот и сам увожу я в печали
Коз моих вдаль, и одна еле-еле бредёт уже, Титир.

ВЕРЛИБР — свободный стих. Нерифмованные стихи без метра. Они разделены на стихотворные строки, не обладающие признаками соразмерности.

. Оказалось, что большой пёстрый кот
С трудом лепится на краю крыши,
Подстерегая целующихся голубей.
Я рассердился больше всего на то,
Что целовались не мы, а голуби,
И что прошли времена Паоло и Франчески.
А. Блок

В верлибре нет никаких правил, абсолютно никаких. Не нужно соблюдать метра, рифмовать. Почему же в данном случае верлибр относится к поэзии? Потому что верлибр — это текст, максимально изобилующий декоративной поэтической техникой. Тут работает аксиома: чем дальше автор в стихотворении отступает от метра, тем больше декоративных техник должно быть применено. Иного не дано. Разбирать верлибр с точки зрения строения скелета занятие абсолютно пустое.

Я думаю о том
что возможно существует язык
в котором эта цепочка следов
и есть вторая половина
моей истории.

ВОЛЬНЫЙ стих — сочетание стихов с различным количеством стоп в них. При всей своей гибкости стихотворные размеры не всегда могут удовлетворять автора, который пытается передать какие-то конкретные особенности простой разговорной речи — его сковывает необходимость чередовать ударные и безударные слоги, выдерживать количество стоп. . Чтобы уйти от этого поэты иногда прибегают к такому виду стихосложения, как вольный стих. Виды такого стиха определяются в зависимости от вида стоп. Например, ямб с различным числом стоп называют стихом. Образец такого ямба мы видим у Крылова:

Две бочки ехали: одна с вином,
Другая
Пустая.
Вот первая себе без шуму и шажком
Плетётся.
Другая вскачь несётся.

У вольного стиха имеется одна особенная разновидность — стих смешанный, который отличается тем, что у него чередуются строки различных размеров:
Давно в любви отрады мало:
Без отзыва вздохи, без радости слезы;
Что было сладко — горько стало,
Осыпались розы, рассеялись грезы.

В этом примере ямбические четырехстопные строки чередуются с четырехстопными же амфибрахическими стопами. Но так как один размер двусложный, а второй — трехсложный, то общее количество стоп разнится.

ХОЛОСТЫЕ СТИХИ — стихи, в которых кроме зарифмованных строк, есть и не зарифмованные (не имеющие рифмованной пары). Схема рифмовки холостых стихов может быть различной АВСВ, АВАС, ААВА и т.п. Этот вид стихосложения пришел в Россию из немецкой поэзии (холостой рифмовкой часто пользовался Г.Гейне). С начала девятнадцатого столетия холостые стихи стали обычными в русской литературе.

Месяц тянется любовь —
И ещё ни поцелуя!
Сохнут жаркие уста,
В одиночестве тоскуя.
Г. Гейне

СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ — небольшое нерифмованное эмоционально насыщенное лирическое произведение отличающееся мелодичностью и напевностью. Примером такого произведения может служить «Песня о соколе» М.Горького.

«Безумство храбрых — вот мудрость жизни! О, смелый Сокол! В бою с врагами истёк ты кровью. Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!»

Стихи в прозе являются как бы промежуточной художественной формой между свободным стихом и прозой . Это произведение поэтическое по содержанию и прозаическое по форме (в начале 20 века его однозначно относили в поэзии). Как правило, в стихах в прозе есть размер. Сейчас такой вид стихосложения встречается редко, но поэтам забывать его не стоит.

У М. Ю. Лермонтова есть прекрасные строки:

«Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею. «

МОНОРИМ — стих, построенный на одной рифме. В Европе и России применяется редко. Распространён в странах Ближнего и Среднего Востока. Рубаи Омара Хайяма также могут быть отнесены к монориму.

Куда уйти от пламенных страстей,
Что причиняет боль душе твоей?
Когда б узнал, что этих мук источник
У той в руках, что всех тебе милей.
Омар Хайям.

Разновидности монорима: газель, фард и др. Пример фарда:
Тогда лишь слово в ход пустить твой долг,
Когда уверен ты, что будет толк.
Саади

Пример старинного европейского монорима:

Холодеет жар камина,
Смолкли звуки пианино,
Отзвучала каватина.
Где ж иных небес картина,
Белый лебедь Лоэнгрина?

АЛФАВИТНЫЙ СТИХ — стих, ведущий своё начало от Азбучной молитвы, написанной в Х веке. В этом стихе каждый стих или строфа (часто двустишие) начинаются с одной буквы.

Азь словом сим молюся Богу
Боже всея твари и зиждителю
Видимыимъ и невидимыимъ!
Господа духа посъли живущаго
Да въдъхнёть в сердце ми слово
Еже будеть на успехъ вьсемъ.

Сочетание стихов, написанных разными стопами (и количество их также меняется в стихах) образует СВОБОДНЫЙ СИЛЛАБО — ТОНИЧЕСКИЙ СТИХ. Например, в «Русалке» М.Ю.Лермонтова:

Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной.

Однако такой стих в литературе явление не очень распространенное.
Кроме вышеперечисленных видов стиха, часто применяемых в русской литературе существуют так называемые экспериментальные (или экзотические) стихи, построенные на нетрадиционном построении строф, чередовании рифм и пр. К таким стихам относятся: акростихи, панторим, реверс, бесконечный стих, буриме, шарада и др.

АКРОСТИХ — стих, первые буквы всех строк которого образуют слово. Это достаточно редкий, но весьма интересный и многими любимый вид стихотворения. Первые буквы всех строк в нем образуют какое-нибудь слово или словосочетание, позволяя зашифровать таким образом послание или придать ему новый смысл. Написание таких стихов требует изрядной доли мастерства и удается не каждому. Это несколько напоминает буриме и может использоваться в качестве прекрасной игры или поэтической тренировки.
Примером акростиха могут служить следующие отрывки:

Храня покой Отчизны милой
Родных селений, тучных нив,
У рубежей страны любимой
Щитом надёжным мы стоим.
Ей нашу молодость и силу
Всегда готовы мы отдать.

(Стихотворный памфлет, написанный в 70-ых годах прошлого века)
или:

Лазурный день
Угас, угас.
Ночная тень
Ах! Скрыла нас.

Известны еще две разновидности подобного стихотворного творчества: это — мезостих (слово образуют буквы в середине каждой строки) и телестих (где используются конечные буквы).

ПАНТОРИМ — стих, в котором рифмуются все слова. В чистом виде встречается редко.
Опьяняет смелый бег,
Овевает белый снег,
Режут шумы тишину,
Нежат думы про весну.
В.Брюсов

БЕСКОНЕЧНЫЙ СТИХ — стихи с кольцевой рифмой, в котором конец переходит в начало. Примером может служить всем известное стихотворение:

У попа была собака
Он ее любил,
Она съела кусок мяса,
Он её убил.
И на камне написал:
— У попа была собака. и т.д.

БУРИМЕ — сочинение стихов на заранее заданные рифмы. Как стихотворная форма буриме зародилось во Франции в первой половине семнадцатого века. В ХV11-ХV111 веках эта игра была модной в великосветских салонах многих стран Европы. В наше время буриме продолжает оставаться популярной игрой среди любителей поэзии.

ШАРАДА — стихотворение — загадка, иносказательно описывающая то или иное явление.
Начало слова — зверь морской,
В лесу растёт конец шарады,
Отгадку в швейной мастерской
Сошьёт портной вам, если надо.
(кит + ель = китель)

Источник

Какими бывают стихи:

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: посещать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «стихи&raquo

Синонимы к слову «стихи&raquo

Предложения со словом «стихи&raquo

  • Позднее умение писать стихи стало составной частью образования благородного человека, появился обычай слагать прощальные стихотворения перед смертью.

Цитаты из русской классики со словом «стихи»

  • Кольцов совершенно увлекся стихотворством и даже почти перестал читать книги, написанные прозою; ему все хотелось прислушиваться к гармонии стихов, любоваться игрою созвучий в рифме и плавностью поэтической речи.

Значение слова «стих&raquo

СТИХ 1 , -а́, м. 1. Единица ритмически организованной, обычно рифмованной речи (стихотворная строка), содержащая определенное количество стоп, а также сама такая речь. Тонический стих. Роман в стихах. Владеть стихом. Размер стиха.

СТИХ 2 , нескл., м. (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «стихи&raquo

  • Жить, беспредельно жить! Трудясь, мечтая, мучаясь,
    Дыханьем заплатить за творческую участь,
    Смотреть без ужаса в глаза ночных стихий,
    Раз в жизни полюбить, насмерть возненавидеть,
    Пройти весь мир насквозь, — и видеть, видеть, видеть…
    Вот так и только так рождаются стихи.

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «стих&raquo

СТИХ 1 , -а́, м. 1. Единица ритмически организованной, обычно рифмованной речи (стихотворная строка), содержащая определенное количество стоп, а также сама такая речь. Тонический стих. Роман в стихах. Владеть стихом. Размер стиха.

СТИХ 2 , нескл., м.

Предложения со словом «стихи&raquo

Позднее умение писать стихи стало составной частью образования благородного человека, появился обычай слагать прощальные стихотворения перед смертью.

Но потом, слыша, как другие дети в школе поют и читают стихи наизусть, он почувствовал себя одиноким и подавленным.

Мне давно хотелось узнать, когда он начал сочинять стихи. Мне казалось, что непременно совсем маленьким, ещё до времён музея.

Источник

Эмоциональная окраска стихотворений

Многообразие изобразительных средств

Сделаем анализ художественного образа березы в стихотворениях С.Есенина «Береза» и «Печальная береза» А. Фета: какими средствами он создается, какой эмоциональной окраской отличается, как выражена авторская позиция.

А.Фет

Печальная береза

У моего окна,

И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят, —

И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,

И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

Г.

Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. 1913г.

Для создания определенного настроения оба поэта используют все многообразие изобразительно-выразительных средств: сравнение, метафору, эпитеты, олицетворение.

Фет Есенин
Эпитеты печальная, траурный белая, пушистые, снежная, сонная, золотой, новый
Сравнение как гроздья винограда точно серебром, снежною каймой, белой бахромой
Олицетворение прихотью мороза разубрана береза принакрылась, сонная тишина, заря лениво обходит
Метафоры траурный наряд, игра денницы кисти веток распустились бахромой, горят снежинки в золотом огне
Инверсия прихотью мороза разубрана она, ветвей концы висят, люблю игру денницы я замечать а заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки
Архаизмы и возвышенная лексика денница ветви

Стихотворение Есенина более образное, в нем больше олицетворений, эпитетов. Оно красочнее. Называются цвета: белый, серебряный, золотой. Упоминание зари напоминает алый цвет. Эпитеты в стихотворении Фета не рисуют, а передают ощущения. В нем более сложное построение предложений – инверсия. Есенин использует в основном более простые предложения. Фет стремится к архаичному поэтическому слогу (ветви, денница[1]), у Есенина слова общеупотребительные, простые, естественные (ветки, заря). Слова «ветви», «денница», свойственные стилю XIX века и стилю самого Фета, придают звучанию стиха высокопарность, торжественность.

Эмоциональная окраска стихотворений

Рассмотрим, каким настроением проникнуто каждое стихотворение?

У Фета — это настроение грусти и радости (смена настроения).

• радостен для взгляда.

У Есенина — это спокойствие и умиротворение, завороженность зимним пейзажем.

• лениво обходя кругом.

Оба поэта начинают стихотворение с прилагательного, определяющего существительное береза. У Есенина – “белая” – цветовой эпитет. У Фета “печальная” – эпитет для субъективной оценки. Очень важно, что именно с этих эпитетов начинается раскрытие художественного образа зимней березы, потому что каждое слово у поэта несет определенную смысловую нагрузку.

Белый цвет в старину отождествлялся с божественным. В древних памятниках прилагательное белый обозначало причастность к Богу: белый ангел, белые ризы, белые одежды святых. Образ белой березы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни. Она предстает перед нами легкая, изящная, ослепляющая белизной.

Олицетворяющий эпитет «печальная» одновременно передает и настроение березы. Поэт называет ее снежное убранство: «траурный наряд» (название это поддерживает эмоциональный тон образа, заданный эпитетом «печальная»). Самое удивительное, наверное, для современного читателя, почему белый цвет является траурным, ведь привычней ассоциировать траур с черным цветом. Возможно, в середине XIX века (а стихотворение написано в 1842 году), традиционней было воспринимать покойника в саване — погребальном наряде, а он, как правило, белого цвета. И все-таки этот наряд «радостен для взгляда» поэта.

У Фета береза — просто красивое дерево. У Есенина создается как бы живой образ березы, во многом похожий на женщину. Береза Фета разубрана прихотью мороза, а есенинская береза сама принакрылась снегом, словно принарядилась. У фетовской березы ветвей концы висят, как гроздья винограда. Она неподвижна — в стихотворении передано лишь движение света («игра денницы») и птиц, которые вот-вот «стряхнут красу ветвей». Наверное, именно из-за скованности морозом прекрасная береза печальна. А у есенинской — на пушистых ветках снежною каймой распустились кисти белой бахромой (сравнение из деревенского быта: береза как будто платком принакрылась, как девушка). Это стихотворение было написано Есениным в 1913-ом году, когда ему было всего восемнадцать лет. В это время Есенин жил в Москве, родное село Константиново далеко позади. И, может быть, когда он рисует березку, он с грустью вспоминает свою родной деревню.

У Есенина береза — кокетливая красавица, легкая, изящная. У Фета — печальная, ее не радует зимний наряд.

Выражение авторской позиции

В каком стихотворении лирический герой более активен, его присутствие более заметно?

Фет Есенин
у моего окна под моим окном
радостен для взгляда
я люблю замечать
жаль

Фет любуется красотой зимнего пейзажа: «И радостен для взгляда Весь траурный наряд»; «Люблю игру денницы я замечать на ней», и жаль, если «краса ветвей» — снег — осыпается с дерева. Получается, что настроение березы («печальная») и эмоции автора (радость, восхищение, сожаление, если облетит «траурный наряд») — не совпадают, находятся в динамическом взаимодействии. В этом стихотворении больше рассказывается о чувствах автора и меньше о самой березе.

Есенин, напрямую, не называет своих чувств. Но он очень подробно описывает березу, ее ветки, и мы понимаем, что он любуется и восхищается березой и всем, что видно из окна. Береза изображена в единстве со всем окружающим ее миром, в тесном взаимодействии с ним, и выражено это именно образно. Говорит ли Есенин о красоте этого мира? Прямо, буквально ни разу не говорит. Но весь образный строй стихотворения представляет березу и мир вокруг нее прекрасными, и автор, явно любуясь, рисует эту зимнюю красоту. Его чувства находятся в полной гармонии с образом, вызвавшим эти чувства. Собственно, тихое любование красотой зимней природы он и стремится передать своим маленьким стихотворением, внешне очень похожим на стихотворение Фета и в то же время совсем другим.

Источник

Оцените статью