Какими невербальными методами дополняется эмоциональность речи педагога

Статья «Система жестов в невербальном общении учителя»
статья по психологии по теме

Особое место в системе невербального общения учителя занимает система жестов. Жестикуляция педагога является для учеников одним из индикаторов его отношений к ним.

Скачать:

Вложение Размер
zhesty.doc 34 КБ

Предварительный просмотр:

Система жестов в невербальном общении учителя.

Особое место в системе невербального общения учителя занимает система жестов. Жестикуляция педагога является для учеников одним из индикаторов его отношений к ним. Жест обладает свойством «тайное делать явным», о чем учитель всегда должен помнить.

Характер жестов учителя с первых минут создает определенный настрой в классе. Исследования подтверждают, что если движения учителя порывисты и нервны, то в результате вместо готовности к уроку возникает состояние напряженного ожидания неприятностей.

Большую роль жесты играют и в обеспечении внимания учащихся, являющегося важнейшим условием эффективного обучения. Значительными возможностями сосредоточения внимания слушателей обладает именно жест, эмоциональная насыщенность которого, как правило, приковывает внимание аудитории. Среди средств организации внимания почти каждым учителем активно используются такие жесты, как жесты указания, жесты имитации, жесты подчеркивания и т.д..

Не менее важна в использовании жестов и такая функция, как активизация различных познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления и воображения. Жесты могут иллюстрировать рассказ учителя, с их помощью может осуществляться активизация зрительного восприятия, памяти, наглядно-образного мышления.

Совместная деятельность учителя и учащихся предполагает не только воздействие учителя, но и обязательную обратную связь. Именно с помощью жеста учитель часто «включает» ее (вопросительный кивок головой, приглашающие жесты и т.д.), повышает ее интенсивность (жесты одобрения, оценки), или завершает контакт. Жест выступает важным компонентом обратной связи, без понимания которого затрудняется адекватная оценка учителем состояния учащегося, его отношения к педагогу, одноклассникам и т.д.

Жесты в комплексе с другими невербальными средствами общения используются учителем для обеспечения контроля за деятельностью учащихся. С этой целью чаще всего применяются оценивающие, регулирующие и дисциплинирующие жесты.

Жесты учителя нередко становятся образцом для подражания. Особенно внимательны дети к случаям неточного употребления жестов, которые отвлекают их от выполняемых заданий на уроке. На данном основании мы полагаем, что к культуре невербального поведения учителя в целом и к его жестикуляции в частности необходимо предъявлять высокие требования.

Для того, чтобы облегчить свою работу, учитель должен уметь общаться с детьми даже не разговаривая, должен брать во внимание не только речь ученика, но и каждый его жест, взгляд, каждое движение, в свою очередь строго контролировать свое невербальное поведение.

Краткое описание категорий жестов:

  1. Указывающие жесты (пальцем или указкой) часто рассматриваются как жесты агрессивности и превосходства (Петрова), хотя, на наш взгляд, они боле всего употребляются как жесты, подкрепляющие информацию, или ориентирующие учащегося в образовательном пространстве.
  2. Сцепленные пальцы – жест напряженности, который считается нежелательным в ходе педагогического общения.
  3. Теребление указки, кольца, почесывание головы – жесты, свидетельствующие о неуверенности, повышенной тревожности.
  4. Использование скрытых барьеров (с помощью предметов, стола и пр.) – жесты защиты педагога от нежелательных воздействий со стороны окружения, поиска опоры в случае неуверенности в себе.
  5. Руки в бока (упираются в талию, «женская боевая поза») – жест, давления на детей, доминирования и агрессивности.
  6. При слушании ответов указательный палец (ладонь) подпирает щеку – жест критичного, негативного отношения к собеседнику, информации, которую он сообщает.
  7. Стучит по столу – выражение недовольства, ярости, гнева.
  8. Раскрытая поза, в том числе раскрытые ладони – жесты, свидетельствующие о положительном, открытом для взаимодействия общении, предполагающем равноправный, демократический стиль педагогической деятельности.
  9. Опирается на стол, стул руками– жесты, выражающие определенную степень недовольства ситуацией, поиск опоры для придания уверенности в себе.
  10. Описательно-изобразительный жест (руками) – жесты, помогающие описывать тот или иной предмет, процесс, феномен, то есть жесты, дополняющие вербальную информацию.
  11. Прикрытие рта, потирание уха, глаза – жесты неуверенности в себе.

Источник

«Невербальное общение в педагогической деятельности»

Содержимое публикации

«Невербальное общение в педагогической деятельности».

педагог-психолог Лой В.Ю.

Невербальные аспекты общения играют существенную роль, как в регулировании взаимоотношений, так и в установлении контактов, тем самым во многом определяя эмоциональную атмосферу и самочувствие педагога и ребенка.

Невербальное общение осуществляется по нескольким каналам:

мимика — движения мышц лица,

жестика- движения отдельных частей тела,

пантомимика-моторика всего тела.

Исследования показывают, что в процессе общения человека слова составляют -7%,звуки и интонации-38%,неречевое взаимодействие- 53%. Тело посылает постоянные сигналы самому человеку и окружающим.

Дошкольники эмоциональны в том смысле, что они не умеют скрывать и сдерживать внешнее выражение своих эмоций. Улыбка ребенка сообщает о том, что он радуется, сдвинутые брови и вертикальные складки на лбу — сердится. О многом говорит взгляд. Он может быть прямым, потупленным, доверчивым, хмурым, испуганным. На лице ребенка с его очень непосредственной и выразительной мимикой педагог может прочитать, что он чувствует: удовольствие или неудовольствие страх или стыд.

Пантомимика играет важную роль в облике ребенка. Отрицательные эмоции «съёживают» его фигуру, положительные наоборот, «разворачивают». Дети с бедной пантомимикой не в состоянии четко выразить свое эмоциональное состояние. Это затрудняет процесс коммуникации.
Наблюдение за невербальным поведением делает представление педагога о поведении детей более конкретным, точным и подробным. Ребенок только вошел, а педагог уже видит настроение ребенка. Многие считают, что ребенок вряд ли обратит внимание на их костюм, прическу и вряд ли это скажется каким — то образом на успехе процесса воспитания. Установлено, что человек, получивший положительную оценку за внешность, чаще всего положительно характеризуется по личностным характеристикам. Поэтому важнее одеваться не во что и как, а в каждом конкретном случае одеваться так, а не иначе.
Педагогу необходимо обращать внимание на жесты. Вербальное общение с помощью жестов получает серьезное эмоциональное подкрепление. Точность движений и жеста в системе педагогического общения чрезвычайна, важна, тем более, если они выступают как семантические движения, заменяющие слова, например «остановитесь», «уйди», «да», «нет». Иногда эти движения взаимодействуют со словами, иногда полностью заменяют. Движения педагога должны быть хорошо предсказуемыми. Это повышает чувство безопасности детей. Многие дети пугаются неожиданных движений. Особенно это актуально во время инцидентов и кризисов. Медлительные, чуть заторможенные движения несут в себе покой.

Наибольшее внимание уделяется лицевой экспрессии. Привычка смотреть в лицо партнера по общению и более или менее тонко отмечать смену выражений развивается у каждого человека постепенно, начиная с первых недель жизни. Появление ее дает ребенку возможность предвидеть действия взрослого с «таким» лицом и соответственно строить свое поведение. Позитивный мимический портрет педагога складывается из расположенности к воспитанникам, ожидания доброго с их стороны, веры в их благородство, интереса к тому, что они делают и говорят. Когда дети характеризуют педагога словами «Он добрый, мы к нему всегда можем обратиться», «Он строгий», «Он красивый», то имеется в виду именно такой портрет педагога.
Для педагогов важно не только уметь управлять лицевой экспрессией, но и имитировать те или иные состояния для демонстрации своего отношения к детям. Желательно придать лицу приветливый вид, сосредоточенность и деловитость. На детей надо смотреть прямо, но не пристально, периодически обводя взглядом всех. Туманная дымка в глазах ребенка говорит о том, что он не включился в работу. Блеск глаз, активная поза говорят о том, что ребенок внимательно слушает, охотно занимается.

Пространственное положение педагога по отношению к ребенку. Пространственная позиция, которую он занимает по отношению к ребенку, является важным невербальным аспектом коммуникации. Чем меньше расстояние, тем большее впечатление производят его слова. Оптимально близким является расстояние в метр или полтора. У детей эта граница находится чуть ближе. При инцидентах и кризисных ситуациях для разговора необходимо расстояние увеличить.

Звуки голоса и визуальный контакт. Кроме того, что голос может звучать громко или тихо, существенную роль при разговоре играет еще и разница в тоне и скорости речи. Предложения и слова, в конце которых тон повышается, содержат в себе вопрос, или указывают на то, что говорящий хочет что-то завершить и перейти к другому вопросу. Когда голос понижается, коммуникация становится более категоричной. Педагог, заканчивая свое предложение «весомой точкой», дает понять, что он считает исполнение своего распоряжения само собой разумеющимся.

Физический контакт. Все дети испытывают потребность в физическом контакте. Но дети отличаются друг от друга в том, что хотят контактов в разные моменты жизни и по-разному. В один момент ребенок ластится, а в другой – отказывается от физического контакта. Педагогу в каждом индивидуальном случае приходится изучать, какие формы физического контакта приемлемы, а какие – нет.

Для педагога в равной степени важно умение выразить свое состояние и способность правильно понять выражение лица, как воспитанника, так и его родителя. Возможности управления мимикой связаны с социальной природой выразительных движений человека. Практически бесконечное многообразие мимических движений и их сочетаний дает возможность педагогу выразить свое эмоциональное состояние и отношение к определенному человеку, его ответу или поступку: отразить интерес, понимание или равнодушие. Чрезмерная подвижность мускулов глаз или лица, как и безжизненная их статичность – серьезная помеха в общении с людьми.

Другим важным моментом является живость мимики педагога. Многим родителям легче общаться с педагогом, по лицу которого можно «читать», и труднее – с тем, чье лицо неподвижно: нет обратной связи, непонятно, что он при этом думает и чувствует.

Визуальное взаимодействие (контакт глаз).Взгляд выполняет роль управляющего воздействия, обеспечивая обратную связь в поведении собеседника и степени его вовлеченности в коммуникацию. Взгляд выполняет сигнальную функцию в обмене репликами и принимает участие регулировании дистанции.Взглядом педагог может выразить свое отношение к человеку, его поведению, задать вопрос, дать ответ.

Трудно представить себе педагога, который общается с людьми только при помощи слов, не употребляя различные невербальные средства. Информацию в общении несет не только речь. Жест, мимика, взгляд, поза подчас оказываются даже более выразительными и действенными, чем слова.

Учиться понимать язык невербального общения важно., потому что словами можно передать только фактические знания, но чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Иногда мы говорим. «Я не знаю, как выразить это словами», имея в виду, что наши чувства настолько глубоки или сложны, что для их выражения мы не можем найти подходящих слов. Тем не менее, чувства, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения. Невербальное общение ценно особенно тем, что оно, как правило, спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова и иногда контролируют мимику, часто возможна «утечка» скрываемых чувств через мимику, жесты, интонацию и окраску голоса. Любой из этих невербальных элементов общения может помочь нам убедиться в правильности того, что сказано словами, или, как это иногда бывает, поставить сказанное под сомнение.

Понимание невербального языка в основном приобретается при обучении. Однако следует помнить, что люди очень отличаются друг от друга в этом плане. Как правило, чуткость в невербальном общении повышается с возрастом и опытом.

Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с детьми, имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на оптимизацию педагогической деятельности и отношений между педагогом и детьми.

Таким образом, можно сделать вывод – невербальный аспект общения занимает значительное место в процессе взаимодействия педагога с детьми. Для того чтобы облегчить свою работу, педагог должен уметь общаться с детьми даже не разговаривая, должен брать во внимание не только речь ребенка, но и каждый его жест, взгляд, каждое движение, в свою очередь строго контролировать свое невербальное поведение. Культура применения невербальных средств педагогического общения отражает уровень педагогического мастерства. Овладеть основами педагогического общения можно в процессе профессионального самовоспитания.

Источник

Педагогическое невербальное общение

Вы будете перенаправлены на Автор24

Особенности невербального общения в процессе обучения

Взаимодействие педагога и обучающихся реализуется через обмен информацией, которая может носить познавательный и аффективно-оценочный характер. Передача такой информации может происходит вербальным путем и с помощью средств невербальной коммуникации.

При общении педагог большую часть информации, касающейся намерений учащихся, их эмоционального состояния, отношения к чему-либо, получает благодаря интонациям, жестам, позам, мимике, манере слушать, взглядам и т.д.

Невербальные аспекты общения играют огромную роль в установлении контактов, управлении взаимоотношениями, во многом предопределяют эмоциональную атмосферу.

Различные средства невербального общения всегда задействованы в учебно-воспитательном процессе, даже когда педагог не конца может осмыслить их значение.

Пути реализации невербального общения

Невербальное общение может происходить по разным каналам:

  • Прикосновение, или тактильная коммуникация. Прикосновение позволяет установить контакт, привлечь внимание, показать отношение к воспитаннику.
  • Мимика. Выражение расположенности к общению, уверенности в себе, улыбка помогают в установлении контактов. Все многообразие мимических движений позволяет педагогу показать свое эмоциональное состояние, отношение к учащемуся или группе детей, отразить понимание, интерес или безразличие. Особое предпочтение учащиеся отдают педагогам с высоким уровнем эмоциональности, с доброжелательным выражением лица.
  • Жесты. Жестикуляция педагога отображает его отношение к учащимся, является своеобразным индикатором. Характер жестов педагога формирует определенный настрой среди учащихся. Большую роль жесты играют в привлечении внимания учащихся. Для организации внимания педагоги часто используют жесты подчеркивания, жесты имитации, жесты указания, жесты оценки, жесты одобрения. Жесты помогают сформировать обратную связь, повысить ее интенсивность.
  • Визуальное взаимодействие. При помощи взгляда педагог может выразить свое отношение к поведению учащегося, к нему самому, как личности. Важно, чтобы индивидуальный зрительный контакт чередовался с охватом глазами всего класса или всей группы детей, что формирует рабочий круг внимания. Доброжелательный и внимательный взгляд во время ответа учащегося способствует формированию обратной связи.
  • Дистанция общения. В зависимости от расположения участников общения в пространстве могут применяться различные невербальные компоненты общения, способствующие установлению обратной связи и лучшему восприятию собеседника. Педагогу важно понимать зависимость между расположением детей в пространстве относительно друг друга. Это помогает распознать существующие межличностные отношения между ними.
  • Интонация. Интонация помогает передать эмоциональную составляющую общения, привлечь внимание учащегося. По интонации воспитанники понимают отношение к ним педагога. Речь любого педагога должна быть эмоционально насыщена. При этом важно избегать крайностей. Тон общения должен соответствовать нормам этики и ситуации общения.

Готовые работы на аналогичную тему

Средства невербального педагогического общения

Все средства невербального общения можно разделить на четыре группы:

  • Экспрессивно-выразительные движения (поза, жест, мимика, походка, визуальный контакт).
  • Просодика и экстралингвистика (интонация, громкость, тембр, пауза, вздох, смех, кашель).
  • Такесика (рукопожатия, похлопывание, поглаживание, прикосновение).
  • Проксемика (ориентация, дистанция).

Экспрессивно-выразительные движения представляют собой зрительно воспринимаемое поведение педагога, в котором важную роль в передаче информации играют взгляд, жест, мимика, поза. Учащиеся очень чувствительны к взгляду педагога. С помощью взгляда можно передать точные сведения о состоянии, так как расширение и сужение зрачков сознательному контролю не поддаются. Мрачное, сердитое состояние педагога заставляет зрачки сужаться. При этом его лицо становится неприветливым, обучающиеся чувствуют дискомфорт и эффективность учебного процесса снижается.

«Закрытые» позы педагога (скрещенные на груди руки, руки упираются в подбородок, попытки закрыть переднюю часть тела и др.) воспринимаются учащимися как позы несогласия, недоверия, критики и противодействия. «Открытые» позы (когда педагог стоит — руки раскрыты ладонями вверх, когда сидит — руки раскинуты, ноги расслаблены) воспринимаются как позы согласия, доверия, психологического комфорта и доброжелательности. Все это воспринимается обучающимися на подсознательно уровне.

Просодические и экстралингвистические явления характеризуют голос педагога. Радость, энтузиазм и недоверие передаются обычно высоким голосом, страх, гнев —достаточно высоким голосом, печаль, горе, усталость передаются, как правило, приглушенным и мягким голосом. Чувства педагога отражает скорость речи. Так, быстрая речь указывает на состояние обеспокоенности и взволнованности, а медленная речь указывает на усталость, высокомерное или угнетенное состояние.

Такесичексие средства общения являются биологически необходимой формой стимуляции. Эти средства особенно важны для детей-сирот или детей из неполных семей, так как компенсируют недостающего родителя. Применение динамических прикосновений определяют различные факторы, среди которых выделяют возраст, статус, пол педагогов и учащихся.

Проксемические средства определяют ориентацию педагога и учащихся в процессе обучения и дистанцию между ними.

Норма педагогической дистанции:

  • персональное общение с учащимся — от 45 до 120 см;
  • официальное общение в группе или классе — 120—400 см;
  • выступление перед аудиторией, публичное общение — 400—750 см.

Особенностью педагогической работы является постоянное изменение дистанции общения, что, в свою очередь требует от учителя большого напряжения и многократного приспособления к изменяющимся условиям.

Источник

Читайте также:  Как снова начать чувствовать эмоции
Оцените статью