Каким настроением проникнуто вступление поучения Владимира Маномаха?
Поучение Мономаха. Обращено к детям и продолжено его автобиографией. Датируется промежутком между концом XI и 1125 г. – датой смерти ВМ. Выступает, как умудренный большим жизненным опытом человек. Это энергичный, предприимчивый, наделенный военными доблестями князь. Давать клятву он рекомендует в том случае, если можно ее сдержать, а поклявшись – сдержать клятву, чтобы душу не погубить. Он не рекомендует своим детям спасать душу в монастыре или посте, но лишь в покаянием, слезами и милостыней. Советует защищать всех обездоленных. Мономах зовет своих детей к деятельной жизни, к постоянному труду, убеждает никогда не пребывать в лености и не предаваться разврату.
В своем «Поучении» Владимир Мономах описывает идеал древнерусского христианина, который истово молится Богу в храме, не забывает о молитве и в других обстоятельствах, даже едучи на коне. Он проливает слезы о своих грехах, помогает сироте и вдовице, кормит и одевает нищих, чтит епископов, попов и игумнов, почитает и старых, и молодых, простолюдинов и знатных. Воплотил ли в своей жизни этот идеал сам Владимир? Трудно сказать. Всё произведение проникнуто искренними чувствами автора, которые позволяют предполагать, что за строками «Поучения» стоит его личный религиозный опыт. Но как бы то ни было, произведение исчерпывающе описывает тот идеал, к которому стремился каждый христианин Древней Руси.
Вообще «Поучение» старается воздействовать на читателя простыми, но сильными по средневековым (и не только средневековым) понятиям эпизодами, событиями из собственного опыта жизни автора. Драматичные сами по себе, эти факты, принадлежащие истории Руси, вместе с тем составляют и эпизоды биографии самого автора, пропущенные жизнью через его судьбу и душу. Поэтому личное и общечеловеческое переплетены в «Поучении» так тесно, делая его гениальным человеческим документом. А это всегда способно волновать душу, особенно детскую.
Источник
Каким настроением оно проникнуто подумайте какую цель
1.1.1. Какова роль речевых характеристик в приведенной сцене из комедии «Недоросль»?
1.2.1. Каким настроением проникнуто стихотворение Н. М. Рубцова «Зеленые цветы»?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.
Г-жа Простакова . Пока он отдыхает, друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка.
Митрофан . Ну! А там что?
Г-жа Простакова . А там и женишься.
Митрофан . Слушай, матушка, я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодни ж быть сговору.
Г-жа Простакова . Придет час воли божией!
Митрофан . Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться. Ты ж меня взманила, пеняй на себя. Вот я сел.
Цыфиркин очинивает грифель.
Г-жа Простакова . А я тут же присяду. Кошелек повяжу для тебя, друг мой! Софьюшкины денежки было б куды класть.
Митрофан . Ну! Давай доску, гарнизонная крыса! Задавай, что писать.
Цыфиркин . Ваше благородие завсегда без дела лаяться изволите.
Г-жа Простакова (работая) . Ах, господи боже мой! Уж робенок не смей и избранить Пафнутьича! Уж и разгневался!
Цыфиркин . За что разгневаться, ваше благородие? У нас российская пословица: собака лает, ветер носит.
Митрофан . Задавай же зады, поворачивайся.
Цыфиркин . Все зады, ваше благородие. Ведь с задами-то век назади останешься.
Г-жа Простакова Не твое дело, Пафнутьич. Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и боже избави!
Цыфиркин . Задача. Изволил ты, на приклад, идти по дороге со мною. Ну, хоть возьмем с собою Сидорыча. Нашли мы трое.
Митрофан (пишет) . Трое.
Цыфиркин . На дороге, на приклад же, триста рублей.
Митрофан (пишет) . Триста.
Цыфиркин . Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по чему на брата?
Митрофан (вычисляя, шепчет) . Единожды три — три. Единожды нуль — нуль. Единожды нуль — нуль.
Г-жа Простакова . Что, что, до дележа?
Митрофан . Вишь триста рублей, что нашли, троим разделить.
Г-жа Простакова . Врет он, друг мой сердечный. Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке.
Д. И. Фонвизин «Недоросль»
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1—1.2.2.
Светлеет грусть, когда цветут цветы,
Когда брожу я многоцветным лугом
Один или с хорошим давним другом,
Который сам не терпит суеты.
За нами шум и пыльные хвосты —
Все улеглось! Одно осталось ясно —
Что мир устроен грозно и прекрасно,
Что легче там, где поле и цветы.
Остановившись в медленном пути,
Смотрю, как день, играя, расцветает.
Но даже здесь. чего-то не хватает.
Недостает того, что не найти.
Как не найти погаснувшей звезды,
Как никогда, бродя цветущей степью,
Меж белых листьев и на белых стеблях
Мне не найти зеленые цветы.
1.1.2. Как приведенная сцена связана с проблематикой комедии?
1.2.2. Что дает основания отнести стихотворение Н. М. Рубцова «Зеленые цветы» к философской лирике?
1.1.2. Комедия Фонвизина называется «Недоросль». Словарь дает два определения слову «Недоросль». Первое — «это молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший на государственную службу». Второе — «глуповатый юноша — недоучка». Оба определения подходят под описание главного героя Митрофанушки. В приведенной сцене находим подтверждение этому. Митрофанушка — неуч, не знает элементарных вещей и при этом не ощущает своей ущербности, потому что его интересы ограничены укладом, царящим в доме матушки. У Простаковой есть план — пробраться в недосягаемый для нее мир через женитьбу сына на Софье. В этом и заключается цель Простаковой, когда она уговаривает Митрофанушку поучиться «для виду». Итоги этого учения мы можем пронаблюдать в приведенном отрывке.
1.2.2. Что дает основания отнести стихотворение Н. М. Рубцова «Зеленые цветы» к философской лирике?
Жизнь человеческая быстротечна. Но наступает момент, когда человек вдруг останавливается в бесконечной суете и задумывается, зачем он жил, что он сделал на этой земле. В такие моменты особо осознаешь, что ты песчинка в этом огромном мире, что есть что-то более значимое и вечное. И это что-то — природа, которая дает понять,
Что мир устроен грозно и прекрасно,
Что легче там, где поле и цветы…
Размышления о смысле человеческого бытия, о быстротечности жизни — тема стихотворения Рубцова. Это и позволяет причислить «Зеленые цветы» к философской лирике.
1.1.1. Отрицательным персонажам и их слугам присущ простонародный разговорный язык.
Словарный запас госпожи Простаковой немного более разнообразен, нежели речь Митрофанушки, в силу того, что муж ее «дурак бессчетный» и ей приходится всем заниматься самой. Ласково звучат слова, обращенные к любимому сыночку Митрофанушке. Однако истинное лицо Простаковой проявляется тут же: наука у нее «дурацкая» — скотининские корни обнажаются во всей своей неприглядной наготе.
Речь Митрофана немногословна, состоит из односложных предложений и отдельных слов, что свидетельствует о соответствующем уровне мышления недоросля, так же, как и матушкина, полна ругательств: «гарнизонная крыса» и др.
1.2.1. Образ несбыточного в виде зелёных цветов, образ ушедшего, которого не вернуть, и образ будущего, которое искусственно не приблизить, прочно вошёл в поэтический мир поэта Николая Рубцова. Поэт ищет и не может найти зелёные цветы — символ равновесия жизни, красоты, понимания и сочувствия. В его жизни этого недостаточно, но «мир устроен грозно и прекрасно», однако, даже здесь «чего-то не хватает, недостаёт того, что не найти». Это прекрасное философское восприятие мира, понимание мимолётности нашего бытия, тщетности надежд и одновременно очарование несбывшимся… Это гимн рубцовской грусти вселенского масштаба, то, о чём каждый человек задумывается, но столь образно может выразить только большой поэт. Это стихотворение вне времени, вне пространства, оно о вечных чувствах, рано или поздно приходящих к человеку.
Источник
Каким настроением оно проникнуто подумайте какую цель
Татьяна Решетнева запись закреплена
Тема урока: А. Т. Твардовский. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. «Я знаю, никакой моей вины», «В тот день, когда закончилась война», «Дробится рваный цоколь монумента».
1.Читаем и запоминаем.
— Событием, которое во многом определило жизнь Александра Твардовского и жизнь его поэзии, стала Великая Отечественная война. О чём бы поэт ни писал в послевоенное время, он всё соотносил с войной; о чём бы ни думал, помнил «тех, моих ребят».
Творчество военного периода — а оно составляло третью часть всего написанного им за 45 лет жизни в литературе — было подчинено стремлению помочь воюющему народу. Твардовский воспринимает войну не только как все народное бедствие, угрозу жизни и чести человека, но и как тяжкое испытание, избавление от которого связано с великой работой, всенародным трудом.
Во время бед и потрясений народные писатели и поэты всегда остро ощущали свою кровную связь с народом. Свыше тысячи из них ушли на фронт. Более 500 поэтов и писателей награждены орденами и медалями, около 300 не вернулись с войны. Ежедневный писательский труд во имя Победы тоже был подвигом. Сквозь грохот войны был слышен и голос Твардовского, потому что говорящий и пишущий, по словам поэта А. А. Суркова, стояли «близко у сердца воюющего человека». Мысли о прошедшей войне не оставляли Твардовского до конца жизни. В произведениях Твардовского военных и послевоенных лет главное место занимает патриотическая тема — в самом важном и высоком значении этого слова. Тяжёлые военные будни, где сама война приравнена к тяжкому труду, дружба, доказанная кровью, долгожданная Победа, любовь к родине, память о пережитом, память о погибших, тема бессмертия, призыв к миру — таков круг тем, к которым обращается поэт в эти годы.
— Несмотря на то, что А. Т. Твардовский был признан властью, его творчество в определённой степени выпадало из рамок официальной литературы. Будучи далёким от её искусственной патетики и агитационной шумихи, в своей лирике поэт стремился освещать трагическую правду народной жизни. Под этим углом, в частности, он осмыслял тему Великой Отечественной войны в послевоенных произведениях. Поэт подчёркивал, что в послевоенные годы его душу
переполняло вынесенное из фронтовой жизни чувство, которое можно было бы определить как «вечный долг живых перед теми, кто отдал жизнь за общее дело, невозможность забвения и не иссякающее ощущение как бы своего присутствия в них, а их — в себе».
Лирика Твардовского о войне — это не только бесценная память о прошлом, не только история, которую нельзя забывать. Это живое участие поэта в нашей современности, настойчивая борьба за мир на земле, отражение героики наших дней, напоминание о долге человека перед обществом.
2. Аналитическая работа с текстом стихотворения
«В тот день, когда окончилась война…»
— Стихотворение «В тот день, когда окончилась война…» удивительно точно
раскрывает мысли автора о своем поколении, совершившем великий подвиг.
В небольшом по объёму стихотворении вместилась целая гамма чувств —
признательность за самоотверженность и храбрость; благодарность, что отстояли страну; непреходящее чувство вины невиноватого. Так сложилась судьба:
у одних — погибнуть, у других — жить и поднимать страну…
• Как нужно понимать выражение: «Нас эти залпы с ними разлучили»?
• Как объясняет Твардовский нашу память о погибших на войне?
• В чём видит поэт свой долг перед павшими товарищами?
• Определите главную мысль стихотворения.
• Каким настроением оно проникнуто, на какие мысли наталкивает читателя?
Вывод: А. Т. Твардовский отмечает в стихотворении новый оттенок в чувствах живых фронтовиков. С окончанием войны их миновала смерть в бою, и этим они навсегда отделились от погибших товарищей. Поэт делает важный вывод и для себя как для поэта. Павшие
в бою — его читатели, это те, для кого он писал, кому старался своим словом
облегчить тяготы фронтовой жизни. И они навсегда остались для поэта «своими» — и те, кто вернулся с войны, и те, кто пал на поле боя. Перед погибшими —особая ответственность: ведь они безгласны, бессловесны. Тяжёлым камнем на совести поэта лежал бы молчаливый укор мёртвых товарищей. Живые — те, кто «судьбой своей смущены»,— чувствуют себя в вечном долгу перед «всеми, что погибли на войне». Так связывает Твардовский память о войне с насущными задачами поэта и гражданина.
3. Аналитическая работа с текстом стихотворения
«Я знаю, никакой моей вины…»
— Это стихотворение занимает в лирике А. Т. Твардовского особое место,
оно как бы подводит итог пройденному пути и относится к тому незабываемому «времени счастья», когда осозналось, что долгожданная Победа завоёвана и ты, живой, будешь строителем нового мира. Повторив первую строку стихотворения, вынеся её в заголовок, поэт тем самым утвердил мысль о значительности, важности исторического момента — кончилась война! Это трагедийное повествование, в котором поэт развивает тему «большой разлуки», «великого
прощания». Стихотворение обретает летописную трагедийную торжественность и значительность.
• Что бы вы сказали об авторе этих строк?
• Как бы вы о нём прежде всего подумали — как о военном, о писателе или
просто о человеке?
• Определите главную мысль стихотворения.
• Одинаковое ли содержание вкладывает поэт в местоимение первого лица
в этом стихотворении и в стихотворении «Я убит подо Ржевом…»? Что кроме
войны объединяет эти стихотворения?
• Нужно ли возвращаться к военной теме после стольких мирных лет?
Вывод:
— Писатель Г. Я. Бакланов в своих воспоминаниях о Твардовском заметил:
«Это “всё же” не одного его сопровождало и сопровождает в послевоенной выпавшей нам жизни. Но только он мог так за всех сказать». «Казалось бы, что может
сделать один художник в разливанном море всеобщего безумия. И, конечно же,
прав поэт, сказавший, что вроде бы и нет его вины в том, что война вспыхнула как
очевидный акт безумия и что она была тяжёлой и кровопролитной. И тем не менее
не случаен этот горький вздох запоздалого сожаления, близкого к ощущению собственной вины: “…но всё же, всё же, всё же…”»,— писал прозаик Б. А. Можаев.
4. Читаем и запоминаем. Пригодится для аргументов ЕГЭ по русскому языку.
Итак, чувство обязательства живых перед павшими, невозможности забвения всего происшедшего — основные мотивы военной лирики А. Т. Твардовского. «Я жив, я пришёл с войны живой и здоровый. Но сколько я недосчитываюсь… сколько людей успели меня прочитать и, может быть, полюбить, а их нет в живых. Это была часть меня»,— писал поэт. Эти обязательства составляют пафос и написанного после «Я убит подо Ржевом…» стихотворения — «В тот день,
когда окончилась война…», и многих других, вплоть до последних строчек «Из записной книжки»: «Я знаю, никакой моей вины…»
В нескольких стихотворениях А. Т. Твардовский повторяет, варьирует этот
основной мотив: «вечное обязательство живых перед павшими». Но это не простое однообразное повторение одной и той же мысли. В каждом стихотворении
она раскрывается по-своему, дополняется новыми оттенками. Это предупреждение поджигателям войны (в том числе и холодной), напоминание сыну погибшего воина, уважение к матери и вдове павшего, завещание живым беречь Отчизну, ответственность поэта за своё творчество.
5. Д/з: Дать толкование стихотворения Твардовского «Дробится рваный цоколь монумента»
Источник