Аудиотриггеры: как человеческая психика реагирует на разные звуки
Сохранить и прочитать потом —
Внешний мир постоянно бомбардирует нас информацией на самых разных уровнях: это образы и звуки, прикосновения и запахи. Аудиофон — один из самых настойчивых информационных потоков, с которым мы контактируем каждый день.
При этом мы почти не влияем на то, какие именно звуки мы слышим: нас окружает гул машин, грохот вагона метро, разговоры соседей в очереди, музыка из наушников коллеги, шум стройки. Часто мы пытаемся перекрыть этот фон собственным — музыкой или, например, аудиокнигами.
Вся эта какофония преследует нас целыми днями, и мы мало что можем с этим сделать.
При этом всё, что мы слышим (хотим мы того или нет) влияет на наше настроение, психику и даже мозговую активность. Разбираемся, какие звуки бывают триггерами и что они вызывают, почему от одних звуков хочется плясать, а от других — плакать и как можно контролировать влияние аудиофона на свою жизнь.
Фото Maxim Mogilevskiy / CC BY-ND
Nature vs Nurture
Люди слышат звуки одинаково (это физиологический процесс), но могут воспринимать их по-разному — это уже зависит от работы каждого конкретного мозга. Именно мозг решает, как отнестись к каждому конкретному звуку. Поэтому кто-то может находить пение одних и тех же птиц приятным, а кто-то — раздражающим. Наше отношение к звукам формируется нашим воспитанием, предыдущим опытом и персональными когнитивными особенностями.
Существует понятие «шумовое загрязнение»: это ситуация, когда шум, производимый человечеством и его «производными», становится настолько громким, нетипичным и неконтролируемым, что он начинает нарушать порядок жизнедеятельности человека и других живых существ. Например, исследования показывают, что длительное пребывание в «загрязненном шумом» пространстве повышает кровяное давление и увеличивает риск сердечного приступа. Это связано с тем, что человек не привыкает к уровню окружающего его шума, а тратит на его подавление энергию, которую организм мог бы направить в другое русло.
Само различие между шумом и звуком (noise vs sound) для человека не всегда врожденное и не естественное — оно зависит от нашего предыдущего опыта. Например, мы входим в кафе и слышим целую гамму звуков — кофе-машина перемалывает зерна, пищит микроволновка, люди общаются, официант зачитывает меню. Мы привыкли к ним, поэтому почти не обращаем на них внимания. А тот, кто никогда не был в кафе в большом городе, скорее всего найдет этот звуковой фон очень напрягающим. Собственно, даже мы, уставая, иногда теряем способность не раздражаться на эту привычную, но всё же какофонию.
При этом есть звуки, на которые реакция у человека выработана эволюцией: например, мы находим неприятным скрежет ногтей по стеклу или ножа по тарелке. Мы реагируем на них инстинктивно, на подсознательном уровне, потому что в наших генах заложена ассоциация — со звуком, издаваемым когтями хищников. Но не все громкие, раздражающие или нежелательные звуки необязательно воспринимаются нами негативно. Это может зависеть от социального контекста — например, громкие звуки на рок-фестивале не вызывают у посетителей отторжения.
Наша память тоже может трансформировать наше восприятие звука. Например, какой-то очень неприятный шум — газонокосилка, дробилка льда, что угодно — может вызывать теплые чувства и ностальгию, если в прошлом он ассоциировался с чем-то приятным. Для остальных этот звук так и останется жутким шумом.
Иными словами, то, как мы воспринимаем звук, зависит от очень многих факторов — психологических, социальных, биологических и других.
Обучение, настроение и продуктивность
Звуковой фон оказывает большое влияние на нашу жизнь — от него зависит даже наша способность к обучению, наше настроение и активность на работе.
В 1974 году было проведено исследование: два шестых класса учились в разных концах здания. В одном было тихо, до другого постоянно доносился шум проезжающих мимо поездов. В результате оказалось, что школьники, учившиеся в тишине, почти на год обогнали по уровню знаний своих одногодок с шумной стороны. Дети, которые росли в более шумной обстановке (под воем самолетов или грохотом поездов) хуже читают, говорят и демонстрируют более медленное когнитивное развитие чем те, кто рос в тишине.
Звуки влияют и на продуктивность. Исследования показывают, что гул опенспейсов часто ослабляет способность сотрудников к концентрации, запоминанию, решению сложных задач и вызывает настоящий стресс. Тот же постоянный шум в открытых офисных пространствах не просто постоянно отвлекает, но и мешает сконцентрироваться после исчезновения непосредственного раздражителя.
Фото Stinging Eyes / CC BY-ND
Звуки-триггеры
Мы писали о том, как использование бинаурального аудио позволило создать игру, которая довольно точно могла передать игроку ощущения, испытываемые человеком с психотическими расстройствами.
Звук зачастую может вызывать реакцию, которую мы слабо можем себе объяснить, или которую и вовсе воспринимаем несознательно.
Например, есть теория, что так называемый эффект «дома с привидениями» может быть вызван именно звуком, причем «специальным» — инфразвуком, звуковыми волнами, чья частота ниже воспринимаемой человеческим ухом. В некоторых ситуациях мы можем испытать чувство тревоги, страха и «мурашек» — не понимая, почему.
А для больных OCD (обсессивно-компульсивным расстройством) часто вообще весь звуковой мир — источник всевозможных триггеров, которые могут вызвать тревожность и даже повлиять на общую способность к функционированию. Зачастую это какие-то совершенно бытовые звуки — кашель, чавканье, щелчки ручки, хлопок двери.
В психологии есть специальный термин — гиперчувствительность к шуму. Она работает на нескольких уровнях. Самый очевидный — неприятные ассоциации (часто бессознательные), которые связаны с определенными звуками, и именно они вызывают у человека тревожность.
Кстати, речь необязательно идет о каких-то отдельных звуках. Неприятные ассоциации могут вызывать песни, даже когда-то горячо любимые — например, если вы долго репетировали выступление, а оно в итоге провалилось. Или если с красивой мелодией в вашей памяти оказался связан драматичный жизненный эпизод. Тогда, услышав песню снова, вы вряд ли захотите ей подпевать.
Следующий уровень реакции — бегство (некоторые звуки могут вызывать страх, и включается первобытный инстинкт, желание спрятаться от опасности), раздражение и стресс (вспомните про звук, с которым в почтовом ящике появляется новое электронное письмо в особенно напряженный рабочий день).
Что касается расстройств, связанных с повышенной чувствительностью к шуму, у них довольно широкий спектр. Например, у людей с сенсорными нарушениями (sensory processing disorder) самые обычные звуки могут вызывать совершенно неожиданную реакцию — это связано с тем, что человеческий мозг обрабатывает внешние раздражители, но реагирует на них несоразмерно. Поэтому звук лопнувшей жвачки, на который здоровый человек может даже не обратить внимания, у человека с расстройством может вызвать желание немедленно заткнуть уши.
Терапия в данном случае почти не связана с тем, как мы слышим звуки, но с тем, как их воспринимает наш мозг. Человек с повышенной восприимчивостью может слышать звуки точно так же, как и все остальные, но воспринимать их как более громкие, назойливые или раздражающие. Возможные причины могут быть различными — от мигрени или неприятных воспоминаний, до психических расстройств.
Один из методов борьбы с повышенной восприимчивостью — создать вокруг себя максимально комфортную обстановку, поставить в наушниках звуки, которые вызывают тревогу, и выключать их, когда ощущение станет совсем дискомфортным. Повторение может снизить тревожность — психика привыкает к тому, что со звуком не связано никакого реального дискомфорта.
Потом процесс можно повторить и в менее комфортной обстановке. Но если речь идет о психических расстройствах, а не просто о неприятных ассоциациях, такие эксперименты, разумеется, стоит проводить только под наблюдением врача.
В остатке
Индустриализация, рост городов, техническая революция, ускорение жизни — это десятки факторов, которые сформировали наше звуковое окружение. Его перегруженность влияет на психику человека, его когнитивные способности, внимание и здоровье.
На наше восприятие звуков влияет окружение, воспитание, настроение, предыдущий опыт, а также гены, биологические предрасположенности и даже возраст.
Поэтому бывает полезно послушать тишину, добавить в ежедневную рутину белый шум и более осознанно подходить к тому, как именно «озвучена» ваша жизнь.
Источник
Модель оценки влияния звуков на эмоциональное состояние человека
Рубрика: Информационные технологии
Дата публикации: 21.11.2018 2018-11-21
Статья просмотрена: 538 раз
Библиографическое описание:
Джабраилов, Ш. В. Модель оценки влияния звуков на эмоциональное состояние человека / Ш. В. Джабраилов, Ш. Ш. Камбарова, В. Г. Ревенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 27-31. — URL: https://moluch.ru/archive/233/53972/ (дата обращения: 12.10.2021).
Цель данной статьи — описание существующих подходов для оценки влияния звуков на эмоциональное состояние человека, что будет являться первым шагом к созданию модели для анализа влияния звуков на эмоциональное состояние человека на основе теории дискретных эмоций. Формирование значений для эмоциональной оценки звуков. Описание архитектуры приложения для проведения эксперимента в будущем.
Ключевые слова: эмоции, звуки, распознавание эмоций, обработка звуков, оценка эмоционального состояния, теория дискретных эмоций.
Эмоциональная информация существует в любом звуке, она может восприниматься по-разному в зависимости от объекта, на которое оказывается влияние. Не только человеческая речь, но и музыкальные произведения и окружающие звуки содержат эмоциональную информацию. Таким образом, понятие эмоции, которое мы рассматриваем в этой статье, является результатом влияния звука на человека, т. е. его впечатления.
Эмоциональные реакции на биологически значимые события необходимы для выживания человека. У человеческих эмоций законно отслеживают изменения в акустической среде. Изменения акустических атрибутов, которые хорошо знакомы с человеческими эмоциями в речи и музыке, также вызывают систематические эмоциональные реакции, когда они происходят в звуках окружающей среды, включая звуки действий человека, животных, механизмы или природные явления, такие как ветер и дождь. Результаты показывают, что человеческие эмоции настроены на изменения акустической среды и данный факт подтверждает гипотезу Чарльза Дарвина о том, что речь и музыка происходят из общей системы эмоциональных сигналов, основанной на подражании и модификации звуков окружающей среды.
Подходы к оценке эмоций
В этой главе рассматривается вопрос о том, какой тип модели следует применять для дифференциации эмоций: дискретный (категориальный) или размерный. Эти подходы весьма взаимодополняют друг друга. Общеизвестно, что дискретные эмоции в пространстве высших измерений можно условно отобразить в более низкое пространство измерений. Чаще всего выбираются валентность и возбуждение двух измерений, хотя можно показать, что пространство влияния лучше всего структурировано четырьмя измерениями — добавление силы и новизны в валентность и возбуждение [1]. Выбор категориального или размерного подхода, зависит от соответствующего контекста исследования и конкретных целей. В большинстве исследований связанных с оценкой эмоций, используется размерные модели, они получили самое большое распространение в исследованиях Б. Шуллера [2] и К. Дроссоса [3]. В данном исследовании используется дискретная модель, т. к. целью является определение влияния конкретных параметров звука на эмоциональное состояние человека. Если в размерных моделях человек сам выставляет оценки валентности и возбуждения и уже на основе данных значений слушателя анализируется и определяется эмоция, то в нашем случае, это будут значения параметров звука, таких как частота, тон, тембр, громкость.
В теории дискретных эмоций все люди, как полагают, имеют врожденный набор основных эмоций, которые являются кросс-культурно узнаваемыми. Эти основные эмоции описываются как «дискретные», потому что они, как полагают, отличаются различием лицевого выражения человека и биологических процессов [4]. Теоретики провели исследования, чтобы определить, какие эмоции являются основными. Популярным примером является Пол Экман и кросс-культурное исследование его коллег 1992 года, в котором они пришли к выводу, что шесть основных эмоций — это гнев, отвращение, страх, счастье, печаль и удивление, Экман объясняет, что к каждой из этих эмоций привязаны особые характеристики, позволяющие им выражаться в той или иной степени. Каждая эмоция действует как дискретная категория, а не индивидуальное эмоциональное состояние [5].
Предложенная эмоциональная модель будет придерживаться теории дискретных эмоций, и будет содержать более широкий набор конкретных эмоций в категории. Значения для оценки эмоционального состояния приведены в таблице 1, значениями оценки будут являться как категории, так и сами значения.
Для первоначальной оценки звуков, будет создан вебсайт с загруженными звуками из разных категорий. Пользователям будет представлены варианты оценки звука из таблицы 1, далее в зависимости от их восприятия нужно будет выбрать соответствующую оценку. Будет сделан акцент на объективную оценку, т. е. любая из предложенных композиций должна оцениваться без привязки к конкретному случаю из жизни слушателя. Данный факт позволит более корректно оценить влияние звуков на эмоциональное состояние.
Предложенные звуки, их параметры, проставленные оценки и сами пользователи будут храниться в базе данных, для дальнейшего анализа композиций, не участвовавших в эксперименте. Физическая модель базы данных с основными таблицами, атрибутами и х связями представлена на рисунке 1. В процессе разработки веб сайта возможно расширение и уточнение структуры базы данных. Основные сущности необходимые для хранения оценок:
1) Mark — эмоциональные оценки, доступные для пользователей;
Источник
Какие звуки вызывают у нас эмоции из детства
Вы когда-нибудь задумывались о том, какие эмоции вызывают у вас те или иные звуки? Вот казалось, что за тема. Но нет. Каждый раз от многих звуков у меня щемящее странное чувство, воспоминания о детстве, уже таком далеком и даже порой кажущемся чем-то нереальным, словно его и не было. Приведу вам несколько примеров.
Вот, например, звук самолета. Когда я слышу его, я почему-то отчетливо вижу нашу дачу в Удельной, сосновый лес, я девчонка, мне лет шесть. И мама расчесывает мои длинные волосы. Все рядом, бабушки, тетя, дядя, все живы, здоровы, еще полны сил. И вот я поднимаю голову и вижу самолет. А мама чуть одергивает волосы и просит поставить голову на место ) Казалось бы, мелочь, а вспоминается именно так.
Или вот еще. Собачий лай где-то вдалеке. Ни о чем вам не говорит? Я вижу, причем очень ясно такую картинку: я уже в Боровске, зима, холодно ужасно, снег хрустит под ногами, бабушка с дедом в доме, мы с мамой на улице, прыгаем, чтобы не замерзнуть, из всех дымоходов идет дым, тишина, и вот в этой звенящей тишине раздается далекий собачий лай. Даже сейчас пишу эти строки, и внутри щемит слегка.
Звук троллейбуса. Сейчас конечно их уже нет, но еще недавно, когда они были, я представляла себе, как мы с бабушкой стоим перед большим окном в нашем доме на Большой Никитской, жара, лето, ждем папу с работы и считаем красные, белые и синие машины, и проезжает троллейбус. У него был такой характерный звук, который сейчас уже нигде услышать нельзя.
Вот вам еще зарисовка. Чириканье воробьев. Сегодня когда отводила дочку в школу, услышала этот звук, и всплыли другие воспоминания. Лето, мы уже с другой бабушкой, в Боровске, раннее утро, она открывает окно, чтобы меня разбудить и принести мне миску с пышками со сметаной, и я слышу это чириканье, вот прям слышу и отчетливо вижу эту картинку. Ну это же надо.
А вот еще, шорох листьев под ногами. Мы тут недавно с семьей выбрались в Дубровицы, прекрасно провели время. И когда шли по аллее, я вдруг увидела себя маленькую, как мы с папой идем из моей музыкальной школы на Пречистенке и проходим по парку, где Новодевичий монастырь, и я ножками бью упавшие листья, так сильно, да еще прыгаю на них. Этот звук напомнил мне именно об этом.
Про запахи и музыку, я думаю, расскажу вам в следующих постах. Это не менее интересно и захватывающе.
А у вас такое бывает? Поделитесь в комментариях, пожалуйста. Это очень интересно!
Источник