Какие приемы использует учитель для создания эмоционального настроя

Как создать хороший эмоциональный настрой на различных этапах урока? Приемы и примеры работы с настроем на уроке

Про эмоциональный фон урока сказано довольно много. Очевидно, что лодка учения плывет не так, как вы ее назовете, а так, как на ней поддерживается хорошее настроение. Остановимся на средствах эмоционального настроя на разных этапах урока.

«В жизни важен первый шаг»

В начале урока создать правильный эмоциональный настрой — важнейшая задача. Это надо сделать достаточно быстро (ни организационный момент, ни фазу вызова затягивать не стоит) и небанально, чтобы не повторять за коллегами, начавшими первые пять уроков фразой «Какая чудесная сегодня погода!» или «Все вы выглядите отдохнувшими и повзрослевшими!»

В начальной школе учителя часто начинают урок с мотивирующего и поднимающего настроение стишка. Их вполне можно уже отнести к учительскому фольклору, а новые тексты нетрудно найти в интернете. Приведем еще несколько примеров.

Дело есть у нас сейчас —
Это раз.
Пишем буквы и слова —
Это два.
Вот друзья твои, смотри —
Это три.
Мы живем в счастливом мире —
Вот четыре.
А оценку получать —
Только пять!

Из ладоней выпускаем птицу.

(при этих словах ребята складывают ладони лодочкой, а потом раскрывают их, словно бы выпуская птицу)

Пусть летит и в небесах резвится.

(ребята, соединив ладони в районе больших пальцев, машут ладонями и пальцами, словно крыльями)

Пусть нам песни весело поет

И успех в работе принесет.

(ребята делают манящие движения руками к себе)

Нам — учиться и читать.
Нам —«пятерки» получать.
Нам — смеяться и дружить,
Очень грамотными быть.

Если утром улыбнуться,
Сразу птицы запоют,
Всюду чудеса начнутся
И ромашки расцветут.
Если будешь улыбаться
Всем невзгодам вопреки,
Будут в небе зажигаться
Звезды, словно огоньки.
И тогда придет удача,
И тогда придет успех,
Ведь улыбка много значит
Для тебя, для нас, для всех.

Все готово, все в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Отправляется сейчас
В путешествие наш класс.
Мы пройдем дорогой знаний,
Не собьемся мы с пути.
Ждет нас множество заданий
И победа впереди.

Многие учителя предлагают ребятам — с соседом по парте, сказать ему комплимент или доброе пожелание. Это упражнение воздействует на эмоциональную сферу благодаря тактильному контакту и способствует развитию речи учащихся.

Если можно потратить чуть-чуть больше времени, приветствие можно превратить в игру «Пожелайка». Каждый ребенок пишет на выданном маленьком листочке бумаги (бумажной фигурке: снежинке, цветочке, кленовом листике) какую-то добрую фразу и кладет в шляпу (вазу, волшебный мешочек. ). Затем записки выдаются ребятам «кто какую вытянет», по принципу жребия и прочитываются (про себя или вслух).

Интересным приемом может быть произнесение перед уроком какой-то традиционной речовки или девиза.

Мы умны, смелы и зорки,
Нам нужны одни «пятёрки!»

Раз, два, три, четыре, пять —
Будем знания искать.

Попытка повторить за учителем мудреную скороговорку тоже может вызвать веселость и радостный настрой.

Примеры забавных скороговорок можно найти здесь:

В пути развлекать обещали

Конечно, «скучно» почти всегда означает «непонятно». Поэтому на уроке надо и развлекать тоже — в хорошем смысле слова. То есть создавать хорошее настроение. Ведь 45 минут напряженной, но скучной и изматывающей работы едва ли продуктивнее, чем 40 минут веселой и увлеченной работы плюс 5 минут на шутки и игры. Как это можно сделать без ущерба для образования?

Можно не задавать при опросе вопросы и задачи, а раздавать их:

  • в ярких или расписных конвертах;
  • в свитках;
  • в футлярах (допустим, из втулок от туалетной бумаги);
  • в шкатулках и т.д.

Можно вопросы и задания разыгрывать, как в аукционе, используя выданные заранее фишки.

Можно провести, предложив каждой группе

  • придумать себе название;
  • «превратиться» в каких-то животных и начинать любую фразу с соответствующего слова (кошки — «мяу» и т.д.)

Например, «Визит Незнайки».

К детям приходит Незнайка и уверяет, что все изучаемое ими бесполезно и неинтересно. Дети возражают и объясняют, что они изучили и зачем. Эта игра одновременно направлена на мотивацию и помогает повторить изученный материал, который дети пытаются объяснить Незнайке.

В азартном, энергичном классе рабочий настрой падает, если ребятам делается скучно. Им психологически комфортнее быстрый темп, частая смена видов деятельности; такие школьники любят соревнования, активные игры.

Напротив, вялый и «тихий» класс, где много детей флегматиков и меланхоликов, будет испытывать постоянный стресс на таких уроках. «Расшевелить» их не получится, ведь тип нервной деятельности не переделаешь — он врожденный. А на приеме у психиатра не редкость те, кому пытались жестко ломать темперамент.

В таком классе лучше избрать несколько спокойных вариантов работы, делать между ними паузы (например, в этот момент может быть проведена физкультминутка, сбор-выдача тетрадей, учитель может что-то рассказать увлекательное, сообщить о необычном факте, привести интересный афоризм).

Скорее всего в классе есть ребята с разными темпераментами. Но и в этом случае нетрудно найти всем сравнительно комфортные виды работы. Например, если проводится активная игра, холерики и сангвиники радостно бросятся соревноваться, а флегматики и меланхолики с удовольствием выполнят обязанности жюри.

Нередко учителя проводят контроль с помощью индивидуальных карточек. Можно заготовить листы с заданием, скажем, на 10 минут, а несколько —совсем маленьких, на пару минут. Такой листок надо дать ребенку-кинестетику, предупредив, что на «пятерку» надо сделать пять таких, а следующий вы дадите, когда ученик выполнит первый. Школьнику придется несколько раз встать и пройти по классу, и это снимет напряжение и улучшит эмоциональное состояние ребенка.

Во время долгой творческой работы (сочинение, изложение, эссе по обществознанию. ) в средней школе учителя часто разрешают школьникам задавать вопросы. Лучше, если эти вопросы ученики будут задавать на ухо педагогу, подойдя к столу. Тогда они не будут мешать остальным, а проход до стола и обратно немного встряхнет уставшего от сидячей работы ребенка.

Можно дать задание, которое заставит ребят пройтись по классу. Например, треть класса получает карточки, на которых написана дата, треть — с названиями исторических событий, которые в эти даты произошли, остальные — карточки с именами исторических деятелей, которые с этими событиями связаны. Они должны воссоединиться. С этой целью сначала первая треть идет по классу, ищет «своих», а потом — все «ненайденные». Можно так же распределить формулу, учёного и формулировку закона; героя, автора и произведение и т.д.

Если нет возможности устроить такие «бродилки», можно провести фронтальный опрос или какую-нибудь игру с мячом. Это снимет напряжение и улучшит эмоциональное состояние ребят.

Если урок требует не радостного, а лирического настроения, его легко создать с помощью свечи, зажженной на учительском столе. Только будьте осторожны с огнем! (сейчас есть вполне реалистичные свечи на батарейках).

Создать настроение поможет оформление кабинета. Если требуется особый эмоциональный настрой (скажем, открытый урок, очень важная тема и т.п.), об этом лучше подумать заранее и подготовиться. Например, к уроку о Великой Отечественной войне можно оформить кабинет черно-белыми фотографиями, настоящими или стилизованными под сороковые годы, а стекла заклеить полосками бумаги. К уроку о мореходах-первооткрывателях подготовить «карту пиратов», изображения, а то и макеты старинных кораблей, подзорную трубу и т.п.

Есть немало примеров успешного использования классической музыки (особенно скрипичной) на уроках в качестве фона при выполнении самостоятельной работы. Если подобрать более бодрые, энергичные музыкальные произведения для вялого, апатичного класса и спокойные, мелодичные — для нервных или агрессивных ребят, это станет и средством эмоционального настроя.

Сильнейшее средство эмоционального воздействия —юмор. Удачная шутка способна подбодрить робкого ребенка и слегка осадить зазнайку. Но главное назначение юмора — нивелирование страха. Шутка, смех говорят сознанию: «Все нормально, бояться нечего, все проблемы решаемы». Это помогает скинуть напряжение и ощутить веру в свои силы.

Конец — делу венец

В конце урока часто учителя прибегают к рефлексии. Цель ее — помочь детям осознать цель, которой они достигли в результате работы, дать оценку своей деятельности, проанализировать причины неудач.

Но помимо этого важно ощущение радости и гордости: я хорошо, добросовестно поработал, мой успех заслужен.

Для оценки эмоционального состояния учеников нередко используются цветные карточки. Каждый цвет соответствует какому-то эмоциональному состоянию; ребята выбирают карточку со своим «настроением», показывают ее, а иногда и объясняют, почему выбрали именно это.

Учитель может поблагодарить класс, похвалить ребят за участие в уроке, сказать, что было интересно и приятно работать с ними. Можно дать анонс следующей темы в форме загадки или необычного факта, чтобы подогреть интерес, заинтриговать. Но в любом случае лучше, если ребята уйдут с хорошим настроением — тогда они и придут на следующий урок радостными и готовыми к свершениям.

Хорошее настроение — залог отличного урока. Поэтому надеемся, что предложенные нами приемы, призванные улучшить эмоциональный настрой на уроке, будут полезны.

Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Приемы психологического настроя на урок

1. Психологический настрой «Все в твоих руках».

Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома». Задача учителя – в организации системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Благоприятный климат на уроке зависит от многих и многих факторов. Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинается создаваться вне урока. Отношение учащихся к учителю – это важнейший критерий психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет – все это и многое другое оказывает воздействие учителя на учащихся и на их отношение к нему.

Выделяется ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату. Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем.

Начинайте урок энергично.

1. Утренняя зарядка.

Чтобы создать благоприятный психологический настрой на урок — с утра пораньше для бодрости (чтобы проснуться) с первым звонком делаем утреннюю зарядку под музыку.

2. Точечный массаж лица.

— Кто до сих пор не проснулся – включаем в работу энергетические точки (биологически активные точки лица).

3. «Паутинка-разминка» или блиц-опрос, используя мяч:

«Винегрет» – вопросы из разных областей знаний, например:

— За сколькими зайцами нельзя угнаться? (За двумя.)

— Какая нога собаке ни к чему? (Пятая.)

— Золотое колесо в синем небе? (Солнце.)

— Сколько букв в русском алфавите? (33)

— Назовите три последние буквы алфавита. (Э, ю, я.)

— Какой сегодня день? (Вторник, 19 января.)

— Записываем в тетради: 19 января. Классная работа. Тема.

4. Вхождение в тему.

— Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»? (Слова должны начинаться с букв данного слова.)

К – красота…
О – органичность…
М – мама…
Ф – фантазия…
О – отдых…
Р – радость…
Т – тепло…

Другие методы: эффект удивления, неожиданности, противоречивости информации.

  • Земля плоская, как блин. И не смейтесь. Я знаю это точно…. И т.д.

5. Для закрепления или проверки знаний – математический диктант вида «ДА (НЕТ)».

Если верно, ставим + , если неверно –.

  1. Если в числе 10 переставить цифры местами, то получится 01. Верно? (01 – номер пожарной службы.)
  2. Оказывается, пожарных учат надевать штаны за 3 сек. Успеет ли хорошо натренированный пожарный за 9 сек. надеть 9 штанов?
  3. У 4-х палок 8 концов. А у 5 с половиной палок 12 концов. Верно?
  4. 1 кг железа тяжелее 1 кг ваты. Верно?
  5. Шел муж с женой
    Да брат с сестрой
    Да шурин с зятем.
    А всего их трое. Верно?
  6. Маленький мальчик Миша нашел во дворе 12 котят. Скольких друзей может осчастливить Миша, даря каждому другу по 3 котенка. Ответ: 4. Верно?

— Кто не сделал ни одной ошибки, погладьте себя по голове.

Другие приемы: «Перфокарты», «Компас» и т.д.

6. Релаксация (под музыку звуков природы).

Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.

— Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Я посчитаю до 5 . На счёт «5» – вы откроете глаза. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы.

7. Рефлексия – «обращение назад»; осмысление собственных действий (самонаблюдение, размышление).

(Яблоня, яблоки, листья, цветы.)

— Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.

Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны — прикрепите к дереву плоды – яблоки.

Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.

Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.

А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист.

Рефлексия «Все в твоих руках».

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

Большой – для меня было важным и интересным…

Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

Средний – мне было трудно (мне не понравилось).

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

Мизинец – для меня было недостаточно…

В конце урока вопрос учащимся:

— За что бы вы себя могли похвалить?

— Хотите, чтобы хорошее настроение не покидало вас?

— Ешьте бананы. В их мякоти содержатся вещества, благодаря которым возникает чувство радости и спокойствия

— Ешьте апельсины. Они стабилизируют настроение, устраняют депрессию, печаль, тревогу.

— И, конечно, шоколад. Он улучшает настроение и успокаивает «исстрадавшуюся» нервную систему.

— Можно покатать на ладони грецкий орех или любой предмет с гранями (ручку, карандаш). Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты (и таланты детей) с помощью пальчиковой гимнастики.

— Старайтесь смотреть на вещи оптимистично. УЛЫБАЙТЕСЬ! Учителя, которые улыбаются и которым улыбаются, живут на 4 года дольше!

— Учитель не имеет права беспечно относиться к своему здоровью, ведь он – пример для подражания! Если плохо себя чувствуете, разрешите себе выйти на больничный. Оставьте чувство долга – ничего со школой и с учениками не произойдет!

— А вот это повторяйте по утрам много раз, до полного усвоения пройденного материала.

Источник

Оцените статью