Какие предложения по эмоциональной окраске бывают цели высказывания

Предложения и их эмоциональная окраска (интонация)

Каждое предложение передает какую-то мысль. При этом предложения также выражают эмоции говорящего или могут произноситься нейтрально.

По эмоциональной окраске предложения бывают:

  • восклицательные
  • невосклицательные

Восклицательные предложения передают сильные эмоции говорящего, его чувства и отношения к происходящему: радость, взволнованность, огорчение, отчаяние, страх и т.д. В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак.

Например: Подожди! Откуда ты это достал?!

Восклицательными могут быть разные предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. При этом они произносятся с подъёмом голоса, а слово, выражающее чувство, выделяется особо.

Какой теплый сегодня день! (повествовательное восклицательное предложение)

Как ты мог этого не заметить?! (вопросительное восклицательное предложение)

Посмотри внимательнее! (побудительное восклицательное предложение)

Невосклицательные предложения — это предложения с нейтральной эмоциональной окраской. В конце невосклицательных предложений стоит точка, вопросительный знак или многоточие.

Например: Сегодня теплый день. Ты чувствуешь дуновение ветерка? Уже вечереет.

Невосклицательными могут быть разные предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.

Я люблю чернику. (повествовательное невосклицательное предложение)

Ты любишь чернику? (вопросительное невосклицательное предложение)

Собери мне, пожалуйста, чернику. (побудительное невосклицательное предложение)

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Какие предложения по эмоциональной окраске бывают цели высказывания

Письмо с инструкцией по восстановлению пароля
будет отправлено на вашу почту

  • Главная
  • 5-Класс
  • Русский язык
  • Видеоурок «Какие бывают предложения по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске»

Изучать предложение, его строение и значение необходимо не только для того, чтобы красиво и правильно говорить, писать. Изучая предложение, мы понимаем, как мы мыслим, т.к. предложение – это форма мысли. Значит, чтобы быть верно понятым, нужно точно, без искажений донести до собеседника свою мысль. Для этого следует грамотно построить предложение. Понадобятся нам эти знания и при выполнении синтаксического разбора предложения.

Нам уже известно, что когда мы говорим или пишем, мы ставим перед собой одну из трех целей: сообщить о чем-либо, спросить о чем-то или приказать, посоветовать кому-нибудь сделать что-то. В зависимости от цели высказывания предложения могут быть повествовательными, вопросительными или побудительными.

Не сложно понять, что повествовательное предложение повествует, т.е. рассказывает о каком-то предмете или событии, признаке или, например, чувствах говорящего или пишущего. Рассмотрим несколько примеров:

Используя повествовательные предложения, можно составить небольшой связный текст или целый рассказ. Но произведение получится более ярким, «оживет», если добавить в него вопросительные и побудительные предложения!

Как нам понятно из названия, вопросительные предложения должны содержать вопрос. В предложение вопрос включается разными способами. Например, только с помощью интонации и соответствующего знака на письме:

Такое предложение легко превратить в повествовательное, поменяв интонацию:

Вопросительное предложение может иметь в своем составе частицу «ли» и обратный порядок слов:

Кроме того, в вопросительных предложениях часто используются частицы разве, неужели или вопросительные местоимения и наречия: кто, где, зачем и др.

Главная цель вопросительного предложения – получить у собеседника какую-либо информацию. Например, предложение «Когда твой день рождения?» требует конкретного ответа. Но в предложении может заключаться так называемый риторический вопрос, т.е. вопрос, не требующий ответа. Например: :

Или вопрос-предупреждение, угроза:

Побудительные предложения тоже могут иметь в своем составе некоторые специфические (т.е. особенные) элементы:

• глагол в одном из наклонений:Спой, светик, не стыдись! (И.А.Крылов); или Пойдем, мама, гулять! Учебник бы принесли!

Читайте также:  Проблема чувств человека аргументы

• глагол в неопределенной форме: Стоять! Руки вверх!

• союз чтобы в начале предложения и глагол в форме прошедшего времени с частицей не: Чтобы этого больше не было! В некоторых предложениях частица не может не означать отрицания. Сравните, например, два предложения: Ты не купил молоко? и Ты купил молоко? Смысл их одинаковый.

• иногда используются и существительные, наречия, междометия.Например, в таких предложениях как: Молчание! Тихо! или Тс-с!

Побудительное предложение произносится с особой побудительной интонацией, что на письме часто отражается при помощи восклицательного знака. Иногда в речи мы используем вопросительно-побудительные предложения. Например: Дашь мне его номер телефона?

Делятся предложения и по эмоциональной окраске. Выделяют восклицательные и невосклицательные предложения. Для невосклицательных предложений не свойственна особая интонация или специальные слова. А вот предложения восклицательные могут иметь в своем составе такие слова, как что за, какой, как и некоторые другие. Произносятся такие предложения с восклицательной интонацией, на письме в конце ставим восклицательный знак.

Например: Какой прекрасный день! Что за погода сегодня!

или: Как она замечательно рисует!

В зависимости от поставленной цели высказывания в речи используются повествовательные, вопросительные или побудительные предложения. Эти предложения могут отличаться друг от друга не только целью или интонацией, но и своим строением.

Повествовательные предложения характеризуются спокойной интонацией, на письме в конце такого предложения ставим точку. В вопросительном предложении используется особая вопросительная интонация, могут использоваться местоимения (кто, что и др.), наречия (почему, где и т.д.), частицы (ли, разве). При письме на вопросительную интонацию указывает вопросительный знак в конце предложения. В зависимости от интонации и форм использованных слов, побудительные предложения могут содержать приказ, просьбу, совет, мольбу, предостережение. Часто в конце таких предложений ставится восклицательный знак.

По эмоциональной окраске предложения могут быть восклицательными и невосклицательными. Восклицательные предложения тоже могут иметь специальные слова: какой, как, что за и др. Любое из предложений по цели высказывания может стать восклицательным в случае, если говорящий придаёт своим словам дополнительную эмоциональность.

Сведения о цели высказывания и эмоциональной окраске указываем в характеристике предложения при его синтаксическом разборе.

Источник

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске

По цели высказывания предложения делятся на повествовательные (выражающие сообщение): С утра идет снег;

вопросительные (выражающие вопрос): Сегодня будет дождь?;

побудительные (выражающие волеизъявление говорящего, приказ, просьбу): Приходи ко мне сегодня.

По эмоциональной окраске предложения делятся на

восклицательные: Как прекрасна эта музыка!;

невосклицательные: Это хорошая музыка.

Интонация служит для выражения в нашей речи различных чувств, эмоций (радости, горя, удивления, восхищения и т.д.). В повествовательных предложениях говорящий что-то сообщает собеседнику. Целью высказывания в данном случае является сообщение информации: Сегодня я уезжаю. На улице идет дождь.

Вопросительные предложения или побуждают собеседника ответить на вопрос (Сколько вам лет?), или требуют от него подтверждения либо отрицания того, что высказано говорящим (Ты пойдешь сегодня в кино ? – Нет).

Но не все вопросительные предложения требуют ответа. Иногда они могут содержать сообщение, это могут быть встречные вопросы (Ты домой идешь? – А куда же мне идти? Конечно, домой) или риторические вопросы, которые не требуют ответа, а по сути содержат сообщения: Кто в этом сомневается? (в значении «никто не сомневается»). Риторические вопросы могут использоваться в ораторской речи, чтобы вызвать поддержку слушателей, их согласие и т. п.

Читайте также:  Эмоция дегеніміз не презентация

В разговорной речи вопросительные предложения могут использоваться для того, чтобы сменить тему: Не будем об этом говорить. Слышите, где-то играет оркестр?

Вопрос может иметь характер вводного предложения, цель которого – привлечь внимание к самой форме высказывания: По поводу его работы. как тебе сказать? В общем-то неплохо, но.

Кроме интонации для выражения вопроса используются вопросительные местоимения (О чем ты грустишь?), наречия (Где ты был?), вводные слова и частицы (Не правда ли, это странная вещь?).

Побудительные предложения имеют цель побудить собеседника к совершению какого-либо действия. Форма побуждения может быть разная: приказ (всем молчать), просьба (помолчи, пожалуйста), мольба (умоляю, помолчи немного), приглашение (давай помолчим), призыв (тихо! Замолчите все), предостережение (лучше помолчи, а то. ) и т.п. Любое предложение – повествовательное, побудительное, вопросительное – может стать восклицательным, если его произнести особым повышенным тоном.

Восклицательная интонация очень разнообразна, так как она может передавать самые тонкие оттенки чувств – например, восторг: «Как хорошо ты, о море ночное!» (Ф. Тютчев); сожаление: «Увы! Он счастия не ищет и не от счастия бежит» (М. Лермонтов).

При выражении восклицания употребляются междометия (Эх! Вон!), частицы, вопросительные местоимения и наречия (Какое горе! Как хорошо! Когда же он придет ?!).

Однако цель высказывания не всегда реализуется соответствующим видом предложения. Например, предложение Вы не могли бы передать за проезд? содержит скорее просьбу, чем вопрос. Такие предложения называются вопросительно-побудительными и довольно часто используются в разговорной речи.

В конце повествовательного и побудительного предложений, не сопровождаемых выражением сильного чувства, ставится точка: «Лошади шарахнулись и понеслись вскачь» (К. Паустовский).

Если предложения сопровождаются выражением сильного чувства, то в конце их ставится восклицательный знак. В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак: «Чей конь во весь опор по грозной площади несется?» (А. Пушкин).

Для обозначения незаконченности высказывания, недоговоренности употребляется многоточие: «На воде все больше серебряных пятен от лунных лучей. » (М. Горький).

При сочетании многоточия с восклицательным или вопросительным знаком ставится этот знак и две точки: «Увидев солдат, он хотел крикнуть что-то, но вдруг остановился и, схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом: «Тащи все, ребята! Не доставайся дьяволам. «» (А. Толстой).

[?] Вопросы и задания

1. Назовите виды предложений по цели высказывания. Приведите примеры.

Прочитайте рассказ А. Чехова «Восклицательный знак». Какова основная мысль рассказа? Какую роль играют знаки препинания в тексте?

Простое предложение

Простое предложение– это такое предложение, в котором имеется одна грамматическая основа. Она может состоять из двух главных членов предложения (подлежащего и сказуемого): Светит солнце, из одного подлежащего: Весна. или из одного сказуемого: Смеркалось.

Главные члены предложения

Главными членами предложения являются подлежащее и сказуемое.

Подлежащее– это главный член предложения, который обозначает предмет речи, связан со сказуемым и отвечает на вопросы кто?что?

Подлежащее может обозначать лицо, предмет, отвлеченное понятие и т.д.

Оно может быть выражено различными частями речи:

1) существительным в именительном падеже (или другими частями речи в значении существительного): Утром поднялась метель (сущ.); Прекрасное пленяет всех (прил.); Собравшиеся ждут в зале (прич.); Трое прошли мимо (числ.); Вдалеке послышалось ау! (междом.);

2) местоимением в именительном падеже: Он уехал; Никто не пришел; Каждый знает свое дело;

Читайте также:  Поздравления с днем рождения здоровья удачи радости

3) инфинитивом: Любить – значит понимать;

4) собственными именами: На небе виднелась Большая Медведица;

5) синтаксически цельными словосочетаниями: Мы с братом пошли на рыбалку; Два человека стояли рядом;

6) фразеологизмами: Наступило бабье лето.

Сказуемое– это такой главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? кто он такой? что он такое?

По структуре выделяются следующие типы сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное.

Простое глагольное сказуемое– главный член предложения, лексическое и грамматическое значение которого выражается

одним словом – глаголом в каком-либо наклонении: За лесом блестит река; Без него мы не добрались бы; Ты догоняй нас.

В составном глагольном сказуемомлексическое и грамматическое значение выражается двумя словами: вспомогательным глаголом и инфинитивом: Он начал учиться. Мы продолжали идти. Они перестали разговаривать.

Вспомогательный глагол в составном глагольном сказуемом вносит значение наклонения и времени, а основное лексическое значение заключается в инфинитиве.

Вспомогательными глаголами могут быть:

1) глаголы со значением начала, продолжения и конца действия: начать, стать, продолжать, перестать (Он стал говорить без остановки);

2) глаголы, выражающие желательность или возможность: мочь, уметь, хотеть, решать, собираться, постараться (Я могу приехать сегодня);

3) глаголы, обозначающие мыслительный процесс, эмоциональную оценку: решать, думать, любить, ненавидеть (Я решил уехать. Он любит слушать музыку);

4) краткие прилагательные, выражающие отношение деятеля к действию: рад, готов, должен, обязан, способен, склонен (Я обязан сделать это. Он готов выслушать вас);

5) слова надо, нужно, можно, нельзя (Надо ехать. Можно обойтись без этого);

6) синтаксически неделимые сочетания типа иметь возможность, быть в состоянии и др. (Он имел возможность читать редкие книги).

Составное именное сказуемоесостоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части (имени прилагательного, имени существительного и др.), выражающей его основное лексическое значение: Ветер был холодный.

В роли глагола-связки могут выступать

1) глагол быть в различных формах времени и наклонения: (Он был смелым. Она будет красивой. Мы были бы счастливы);

2) глаголы, выражающие грамматическое и частично лексическое значение: считаться, казаться, делаться, становиться, являться, называться (Лето показалось коротким. Он становится взрослым);

3) глаголы со значением движения и состояния: ходить, сидеть, жить, рождаться и др. (Она сидела усталая. Погода стояла прекрасная).

Именная часть составного именного сказуемого может быть выражена

1) именем прилагательным: Ночь была теплая;

2) именем существительным: Он стал художником;

3) именем числительным: Он прибежал вторым;

4) местоимением: Книга была моя;

5) причастием в полной и краткой форме: Его брови были нахмурены. Взгляд его был отсутствующим;

6) Наречием: В комнате было светло;

7) Синтаксически неделимым словосочетанием: Ночью море было черного цвета.

Вопросы и задания

1. Назовите виды сказуемого и способы его выражения. Приведите свои примеры на каждый случай.

2. Назовите способы выражения подлежащего. Приведите свои примеры на каждый случай.

3. Определите, чем выражены главные члены в следующих предложениях:

Учиться всегда пригодится. Береги честь смолоду. Тихий вечер. «Подруга каждая тут тихо толк подругу» (И. Крылов). Он начинал сильно беспокоиться. Марк был лет двадцати семи. И давай они смеяться. Я рад вас видеть. Будьте готовы завтра выступить. Лицо его было измученным. Это был человек большого ума. Он был высокого роста.

Источник

Оцените статью