- Помогите ответить на вопросы по ,,капитанской дочке,,
- Поразмышляем над прочитанным романом «Капитанская дочка»
- Краткое содержание — Разбор второй главы произведения «Капитанская Дочка»
- Краткое содержание — Разбор второй главы произведения «Капитанская Дочка»
- Глава II. Вожатый
- Капитанская дочка Глава VII. Приступ.
- 1.почему глава начинается с народной песней? Как описывает Гринева разговор с
- Поразмышляем над прочитанным романом «Капитанская дочка»
- Почему глава начинается народной песней, в произведение «капитанская дочка»?
- Вопросы и ответы к повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Помогите ответить на вопросы по ,,капитанской дочке,,
1. Дело происходит после взятия самозванцем крепости и последующим помилованием главного героя. Пугачев приглашает Гринева на»странный военный совет».Там присутствуют только люди Пугачева. «. между нами не было ни Швабрина, ни нашего урядника, новобранных изменников. «Т. е. ,»новобранными изменниками» Гринев называет, людей изменивших присяге и примкнувших к бунтовщикам .И Гринева Пугачев хотел тоже убедить перейти на его сторону.. .
2. Трагическая народная песня помогла дворянину Гриневу почувствовать трагедию людей, обреченных виселице.
3.
Словом, первое впечатление главного героя резко отрицательное: он видит в мятежниках только разбойников и пьяниц. Новобранных изменников среди пирующих нет. Гринев молча садится за стол и, не касаясь вина, с любопытством разглядывает «сборище» . Несмотря на понятное предубеждение против Пугачева, Гринев вынужден признать, что «черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого» . Разговор мятежников очень прост, никто не оказывает предводителю «никакого
особенного предпочтения» . Сам Пугачев тоже не важничает, запросто обращается к своим подчиненным. Мятежники хвастаются, спорят с «государем» , свободно предлагают свои мнения. Они принимают решение двигаться на осаду Оренбурга: «движение дерзкое, и которое чуть было не увенчалось бедственным успехом!» . Итак, наблюдая «странный военный совет» Гринев отмечает простую и демократичную атмосферу, царящую среди мятежников. Но по-настоящему глубокое впечатление производит на главного
героя конец военного совета, когда восставшие хором распевают «заунывную бурлацкую песню» . В ней говорится о добром молодце, смело отвечающем на допросе царю о своих «товарищах» : темной
ночи, булатном ноже, добром коне и тугом луке. За честный ответ царь награждает молодца «хоромами высокими, что двумя ли столбами с перекладиной» . Гринева поражает «эта простонародная песня
про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице» . Теперь уже не компанию пьяниц с «красными рожами» видит перед собой Гринев, а людей с «грозными лицами» , «стройными голосами» ,
«унылым выражением».
Источник
Поразмышляем над прочитанным романом «Капитанская дочка»
Краткое содержание — Разбор второй главы произведения «Капитанская Дочка»
Краткое содержание — Разбор второй главы произведения «Капитанская Дочка»
Глава II. Вожатый
Почему глава начинается народной песней?
Это эпиграф к главе, в котором отражено основное содержание главы, а также авторская оценка происходящего. Через эту песню передается состояние души Петра Гринева, впервые оказавшегося в чужой стороне.
«Сторона незнакомая» — его ждут неизвестные приключения, может быть, испытания. Песня печальная, создает соответствующий настрой у читателя: что-то произойдет, не совсем спокойно на душе.
Как характеризует Гринева разговор с Савельичем? Какой характеру Савельича?
Это тот разговор расположен в начале главы: Гринев жалеет о том, что обидел старика. Он извиняется перед Савельичем. Это говорит о нем как о добром человеке, он относится к Саве- льйчу как к человеку, а не как к слуге. Это тоже высокая оценка его человеческих качеств.
Савельич имеет характер своеобразный: заботу о Петре он считает важнейшим делом, не боится брать ответственность на себя, имеет свое мнение, не боится его высказывать.
Он мало походит на слугу, больше на старшего товарища.
Дорога, буран, дорожный… Расскажите об этом.
Дорога в литературе часто ассоциируется с жизненным путем человека. Ту часть дороги, которую в этот момент проходит Петр Гринев, автор показывает печальною пустыней. Неуютно на ней, неизвестно, что ждет впереди.
Буран, изображенный в этой главе, предупреждает о возможных потрясениях. Буран все поглотил, налетев внезапно, быстро. Чуть не привел к гибели героя, но именно в этот момент происходит встреча Гринева с вожатым — Пугачевым.
Повествование лаконично, глаголы, передающие динамику действия, помогают представить картину. Мы вновь понимаем, что обстановка вокруг неспокойная.
Вожатый хорошо ориентируется в обстановке. «Сторона мне знакомая», — говорит он. Очевидно, он здесь свой человек. Он спокоен, знает, что делать и куда ехать. Внешность его не была особенно примечательной, рассказчик выделяет выражение лица: «довольно приятное, но плутоватое».
Сцена спасения Петра Гринева повторяется в произведении, это необходимо автору для того, чтобы показать переплетение судеб людей. Если при этом они поступают по-человечески, то их отношения всегда благополучны.
Какой смысл для дальнейших событий имеет сон Петра Гринева?
Сон — известный литературный прием. Основное назначение этого приема — показать подсознание героя, именно оно чащб всего помогает герою (и читателям) понять, что происходит в его’душе, какие события будут происходить дальше. Во сне Петр увидел, какую роль сыграет в его жизни провожатый (посаженый отец, у которого нужно целовать руку). Нежелание Петра делать это.
Капитанская дочка Глава VII. Приступ.
Голова моя, головушка, Голова послуживая! Послужила моя головушка Ровно тридцать лет и три года. Ах, не выслужила головушка Ни корысти себе, ни радости, Как ни слова себе доброго И ни рангу себе высокого; Только выслужила головушка Два высокие столбика, Перекладинку кленовую, Еще петельку шелковую. Народная песня.
В эту ночь я не спал и не раздевался. Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам, откуда Марья Ивановна должна была выехать, и там проститься с нею в последний раз. Я чувствовал в себе великую перемену: волнение души моей было мне гораздо менее тягостно, нежели то уныние, в котором еще недавно был я погружен. С грустию разлуки сливались во мне и неясные, но сладостные надежды, и нетерпеливое ожидание опасностей, и чувства благородного честолюбия. Ночь прошла незаметно. Я хотел уже выйти из дому, как дверь моя отворилась и ко мне явился капрал с донесением, что наши казаки ночью выступили из крепости, взяв насильно с собою Юлая, и что около крепости разъезжают неведомые люди. Мысль, что Марья Ивановна не успеет выехать, ужаснула меня; я поспешно дал капралу несколько наставлений и тотчас бросился к коменданту.
Уж рассветало. Я летел по улице, как услышал, что зовут меня. Я остановился. «Куда вы? — сказал Иван Игнатьич, догоняя меня.— Иван Кузмич на валу и послал меня за вами. Пугач пришел».— «Уехала ли Марья Ивановна?» — спросил я с сердечным трепетом. «Не успела,— отвечал Иван Игнатьич:— дорога в Оренбург отрезана; крепость окружена. Плохо, Петр Андреич!».
Мы пошли на вал, возвышение, образованное природой и укрепленное частоколом. Там уже толпились все жители крепости. Гарнизон стоял в ружье. Пушку туда перетащили накануне. Комендант расхаживал перед своим малочисленным строем. Близость опасности одушевляла старого воина бодростию необыкновенной. По степи, не в дальнем расстоянии от крепости, разъезжали человек двадцать верхами. Они, казалося, казаки, но между ими находились и башкирцы, которых легко можно было распознать по их рысьим шапкам и по колчанам. Комендант обошел свое войско, говоря солдатам: «Ну, детушки, постоим сегодня за матушку государыню и докажем всему свету, что мы люди бравые и присяжные!» Солдаты громко изъявили усердие. Швабрин стоял подле меня и пристально глядел на неприятеля. Люди, разъезжающие в степи, заметя движение в крепости, съехались в кучку и стали между собою толковать. Комендант велел Ивану Игнатьичу навести пушку на их толпу, и сам приставил фитиль. Ядро зажужжало и пролетело над ними, не сделав никакого вреда. Наездники, рассеясь, тотчас ускакали из виду, и степь опустела.
Тут явилась на валу Василиса Егоровна и с нею Маша, не хотевшая отстать от нее. «Ну, что?— сказала комендантша.— Каково идет баталья? Где же неприятель?» — «Неприятель недалече,— отвечал Иван Кузмич.— Бог даст, всё будет ладно. Что, Маша, страшно тебе?» — «Нет, папенька,— отвечала Марья Ивановна;— дома одной страшнее». Тут она взглянула на меня и с усилием улыбнулась. Я невольно стиснул рукоять моей шпаги, вспомня, что накануне получил ее из ее рук, как бы на защиту моей любезной. Сердце мое горело. Я воображал себя ее рыцарем. Я жаждал доказать, что был достоин ее доверенности, и с нетерпением стал ожидать решительной минуты.
В это время из-за высоты, находившейся в полверсте от крепости, показались новые конные толпы, и вскоре степь усеялась множеством людей, вооруженных копьями и сайдаками. Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев. Он остановился; его окружили, и, как видно, по его повелению, четыре человека отделились и во весь опор подскакали под самую крепость. Мы в них узнали своих изменников. Один из них держал под шапкою лист бумаги; у другого на копье воткнута была голова Юлая, которую, стряхнув, перекинул он к нам чрез частокол. Голова бедного калмыка упала к ногам коменданта. Изменники кричали: «Не стреляйте; выходите вон к государю. Государь здесь!»
«Вот я вас! — закричал Иван Кузмич.— Ребята! стреляй!» Солдаты наши дали залп. Казак, державший письмо, зашатался и свалился с лошади; другие поскакали назад. Я взглянул на Марью Ивановну. Пораженная видом окровавленной головы Юлая, оглушенная залпом, она казалась без памяти. Комендант подозвал капрала и велел ему взять лист из рук убитого казака. Капрал вышел в поле и возвратился, ведя под уздцы лошадь убитого. Он вручил коменданту письмо. Иван Кузмич прочел его про себя и разорвал потом в клочки. Между тем мятежники видимо приготовлялись к действию. Вскоре пули начали свистать около наших ушей, и несколько стрел воткнулись около нас в землю и в частокол. «Василиса Егоровна!— сказал комендант.— Здесь не бабье дело; уведи Машу; видишь: девка ни жива ни мертва».
Василиса Егоровна, присмиревшая под пулями, взглянула на степь, на которой заметно было большое движение; потом оборотилась к мужу и сказала ему: «Иван Кузмич, в животе и смерти бог волен: благослови Машу. Маша, подойди к отцу».
Маша, бледная и трепещущая, подошла к Ивану Кузмичу, стала на колени и поклонилась ему в землю. Старый комендант перекрестил ее трижды; потом поднял и, поцеловав, сказал ей изменившимся голосом: «Ну, Маша, будь счастлива. Молись богу: он тебя не оставит. Коли найдется добрый человек, дай бог вам любовь да совет. Живите, как жили мы с Василисой Егоровной. Ну, прощай, Маша. Василиса Егоровна, уведи же ее поскорее». (Маша кинулась ему на шею и зарыдала.) «Поцелуемся ж и мы,— сказала, заплакав, комендантша.— Прощай, мой Иван Кузмич. Отпусти мне, коли в чем я тебе досадила!» — «Прощай, прощай, матушка! — сказал комендант, обняв свою старуху.— Ну, довольно! Ступайте, ступайте домой; да коли успеешь, надень на Машу сарафан». Комендантша с дочерью удалились. Я глядел вослед Марьи Ивановны; она оглянулась и кивнула мне головой. Тут Иван Кузмич оборотился к нам, и всё внимание его устремилось на неприятеля. Мятежники съезжались около своего предводителя и вдруг начали слезать с лошадей. «Теперь стойте крепко,— сказал комендант:— будет приступ…» В эту минуту раздался страшный визг и крики; мятежники бегом бежали к крепости. Пушка наша заряжена была картечью. Комендант подпустил их на самое близкое расстояние и вдруг выпалил опять. Картечь хватила в самую средину толпы. Мятежники отхлынули в обе стороны и попятились. Предводитель их остался один впереди… Он махал саблею и, казалось, с жаром их уговаривал… Крик и визг, умолкнувшие на минуту, тотчас снова возобновились. «Ну, ребята,— сказал комендант; — теперь отворяй ворота, бей в барабан. Ребята! вперед, на вылазку, за мною!»
Комендант, Иван Игнатьич и я мигом очутились за крепостным валом; но обробелый гарнизон не тронулся. «Что ж вы, детушки, стоите? — закричал Иван Кузмич.— Умирать, так умирать: дело служивое!» В эту минуту мятежники набежали на нас и ворвались в крепость. Барабан умолк; гарнизон бросил ружья; меня сшибли было с ног, но я встал и вместе с мятежниками вошел в крепость. Комендант, раненный в голову, стоял в кучке злодеев, которые требовали от него ключей. Я бросился было к нему на помощь: несколько дюжих казаков схватили меня и связали кушаками, приговаривая: «Вот ужо вам будет, государевым ослушникам!» Нас потащили по улицам; жители выходили из домов с хлебом и солью. Раздавался колокольный звон. Вдруг закричали в толпе, что государь на площади ожидает пленных и принимает присягу. Народ повалил на площадь; нас погнали туда же.
Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо. Казацкие старшины окружали его. Отец Герасим, бледный и дрожащий, стоял у крыльца, с крестом в руках, и, казалось, молча умолял его за предстоящие жертвы. На площади ставили наскоро виселицу. Когда мы приближились, башкирцы разогнали народ и нас представили Пугачеву. Колокольный звон утих; настала глубокая тишина. «Который комендант?» — спросил самозванец. Наш урядник выступил из толпы и указал на Ивана Кузмича. Пугачев грозно взглянул на старика и сказал ему: «Как ты смел противиться мне, своему государю?» Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком. Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице. На ее перекладине очутился верхом изувеченный башкирец, которого допрашивали мы накануне. Он держал в руке веревку, и через минуту увидел я бедного Ивана Кузмича, вздернутого на воздух. Тогда привели к Пугачеву Ивана Игнатьича. «Присягай,— сказал ему Пугачев,— государю Петру Феодоровичу!» — «Ты нам не государь,— отвечал Иван Игнатьич, повторяя слова своего капитана.— Ты, дядюшка, вор и самозванец!» Пугачев махнул опять платком, и добрый поручик повис подле своего старого начальника.
Очередь была за мною. Я глядел смело на Пугачева, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей. Тогда, к неописанному моему изумлению, увидел я среди мятежных старшин Швабрина, обстриженного в кружок и в казацком кафтане. Он подошел к Пугачеву и сказал ему на ухо несколько слов. «Вешать его!» — сказал Пугачев, не взглянув уже на меня. Мне накинули на шею петлю. Я стал читать про себя молитву, принося богу искреннее раскаяние во всех моих прегрешениях и моля его о спасении всех близких моему сердцу. Меня притащили под виселицу. «Не бось, не бось»,— повторяли мне губители, может быть и вправду желая меня ободрить. Вдруг услышал я крик: «Постойте, окаянные! погодите. » Палачи остановились. Гляжу: Савельич лежит в ногах у Пугачева. «Отец родной!— говорил бедный дядька.— Что тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика!» Пугачев дал знак, и меня тотчас развязали и оставили. «Батюшка наш тебя милует»,— говорили мне. В эту минуту не могу сказать, чтоб я обрадовался своему избавлению, не скажу, однако ж, чтоб я о нем и сожалел. Чувствования мои были слишком смутны. Меня снова привели к самозванцу и поставили перед ним на колени. Пугачев протянул мне жилистую свою руку. «Целуй руку, целуй руку!» — говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению. «Батюшка Петр Андреич! — шептал Савельич, стоя за мною и толкая меня.— Не упрямься! что тебе стоит? плюнь да поцелуй у злод… (тьфу!) поцелуй у него ручку». Я не шевелился. Пугачев опустил руку, сказав с усмешкою: «Его благородие, знать, одурел от радости. Подымите его!» — Меня подняли и оставили на свободе. Я стал смотреть на продолжение ужасной комедии.
Жители начали присягать. Они подходили один за другим, целуя распятие и потом кланяясь самозванцу. Гарнизонные солдаты стояли тут же. Ротный портной, вооруженный тупыми своими ножницами, резал у них косы. Они, отряхиваясь, подходили к руке Пугачева, который объявлял им прощение и принимал в свою шайку. Всё это продолжалось около трех часов. Наконец Пугачев встал с кресел и сошел с крыльца в сопровождении своих старшин. Ему подвели белого коня, украшенного богатой сбруей. Два казака взяли его под руки и посадили на седло. Он объявил отцу Герасиму, что будет обедать у него. В эту минуту раздался женский крик. Несколько разбойников вытащили на крыльцо Василису Егоровну, растрепанную и раздетую донага. Один из них успел уже нарядиться в ее душегрейку. Другие таскали перины, сундуки, чайную посуду, белье и всю рухлядь. «Батюшки мои! — кричала бедная старушка.— Отпустите душу на покаяние. Отцы родные, отведите меня к Ивану Кузмичу». Вдруг она взглянула на виселицу и узнала своего мужа. «Злодеи! — закричала она в исступлении.— Что это вы с ним сделали? Свет ты мой, Иван Кузмич, удалая солдатская головушка! не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника! — «Унять старую ведьму!» — сказал Пугачев. Тут молодой казак ударил ее саблею по голове, и она упала мертвая на ступени крыльца. Пугачев уехал; народ бросился за ним.
Глава I. Сержант гвардии Глава II. Вожатый Глава III. Крепость Глава IV. Поединок Глава V. Любовь Глава VI. Пугачевщина Глава VII. Приступ Глава VIII. Незваный гость Глава IX. Разлука Глава X. Осада города Глава XI. Мятежная слобода Глава XII. Сирота Глава XIII. Арест Глава XIV. Суд Пропущенная глава Примечания Из ранних редакций |
1.почему глава начинается с народной песней? Как описывает Гринева разговор с
1.почему глава начинается с народной песней? Как описывает Гринева разговор с Савельичем, каковой характер Савельича? Дорога, буран, дорожный-расскажите об этом. Какой смысл для последующих событий имеет сон Петруши? Опишите портрет Вожатого, его тайный разговор с обладателем. В чем его иносказательность? 2.Как отблагодарил Гринев Вожатого? 3.Чем интересен разговор Гринева с генералом? Как Гринев растолковал генералу выражение «держать в ежовых рукавицах»?Каков правильный смысл этого выражения? Проверьте, как разъясняется этот оборот в фразеологическом словаре.
1.Почему глава начинается с народной песней? Все главы повести раскрываются народными песнями либо поговорками. В их, как в кладези народной мудрости, ответы на вопросы, встающие перед героями повести. Кроме того, песня является некоторым предсказаньем того, что случится далее. Во 2-ой главе песня открывает нам ее содержание: молодой господин, не знающий жизни, отправляется в чужую сторонушку. Наивность и доверчивость приводит его к кутежу и карточному долгу.
Поразмышляем над прочитанным романом «Капитанская дочка»
- Глава I. Сержант гвардии
1. Глава называется «Сержант гвардии». О ком рассказывается в этой главе? Какова была семья Гринева? Какую роль в его детстве играли Савельич и Бопре? Как провожали Петрушу родители на службу и какими словами напутствовал его отец?
2. Как характеризует Гринева и Сявельича случай с Зуриным?
- Глава II. Вожатый
1. Почему глава начинается народной песней? Как характеризует Гринева разговор с Савельпчем, каков характер Савельича?
Дорога, буран — расскажите об этом. Какой смысл для дальнейших событий имеет сон Петруши? Опишите портрет Вожатого, его таинственный разговор с хозяином. В чем его иносказательность?
2. Как отблагодарил Гринев Вожатого?
3. Чем интересен разговор Гринева с генералом? Как Гринев объяснил генералу выражение «держать в ежовых рукавицах»? Каков истинный смысл этого выражения? Проверьте, как объясняется этот оборот в фразеологическом словаре.
- Глава III. Крепость
1. Что представляли собой Бслогорская крепость, порядки, заведенные в ней? Чем объяснить такой «семейный» характер отношений между людьми в крепости? Расскажите о ее обитателях Иване Кузмнче, его жене, Швабриие, Марье Ивановне. Какое значение имеет солдатская песня, стоящая эпиграфом к третьей главе?
2. Каковы ваши впечатления о каждом из героев?
- Глава IV. Поединок
1. Как проявили себя Гринев и Швабрин в главе «Поединок»?
2. Что нового вы узнали о них? Какие черты характера стали проявляться в Гриневе?
- Глава V. Любовь
1. Перескажите подробно главу. Расскажите, какие черты характера проявили герои во взаимоотношениях друг с другом. Какой смысл вкладывает автор в народную песню — эпиграф?
2. Что можно сказать о Швабрине?
3. Как вы понимаете слова Гринева о «благом потрясении»?
- Глава VI. Пугачевщина
1. Опишите губернию, которая «обитаема была множеством полудиких народов». Можно ли считать, что этим описанием Пушкин как бы подготавливает читателя к событиям, которые произойдут в Белогорской крепости?
2. Какие приготовления начались а крепости после получения письма от генерала?
- Глава VII. Приступ
1. О чем говорит песня, поставленная в эпиграф к этой главе? Почему так быстро удалось Пугачеву взять крепость?
2. Как вели себя немногочисленные защитники крепости? О чем хочет сказать автор фразой: «Народ попалил на площадь; нас погнали туда же»? Как приняли смерть Иван Кузмич, Иван Игнатьич, Василиса Егоровна?
- Глава VIII. Незваный гость
1. В чем смысл эпиграфа к этой главе?
2. Кого Гринев называет «новобраннымн изменниками» и почему?
3. Какие настроения пугачевцев передает бурлацкая песня?
4. Каким предстал Петруше военный совет Пугачева? Почему Пугачев простил дерзкие и правдивые речи Гриневу?
- Глава IX. Разлука
1. Швабрин на службе у Пугачева. Савельич предъявляет счет Пугачеву. Прощание с Марьей Ивановной. Прочитайте п прокомментируйте названные эпизоды.
2. Подготовьте близкий к тексту пересказ эпизодов.
- Глава X. Осада города
1. Как встретился Гринев с генералом? Что происходило в городе на военном совете? О каком «подкунагельном движении» говорили на совете?
2. Что происходило при осаде города?
3. О чем писала Марья Ивановна?
- Глава XI. Мятежная слобода
1. Как держался Гринев в пугачевском станс и как вели себя пугачевцы? Чем интересен разговор Пугачева и Гринева?
2. Что значат слова Пугачева: «Улица моя тесна; воли мне мало»?
3. Какое значение имеет сказка Пугачева об орле и как отреагировал на нее Гринев? В чем смысл этого диалога?
- Глава XII. Сирота
1. Как в этой главе рассказчик называет Швабрина?
2. Почему Пугачев решил помиловать Марью Ивановну?
- Глава XIII. Арест
Почему Гриневу пришлось расстаться с Марьей Ивановной?
- Глава XIV. Суд
1. По чьей вине Гринев привлечен к суду и почему оправдан?
2. Как сложилась дальнейшая судьба героев?
3. Подумайте, как происходило взросление героя: от недоросля к человеку достойному и честному. Вспоминаются ли при этом «благие потрясения»?
4. Как относится автор к героям? Подтвердите спое мнение цитатами из текста произведения. Что можно сказать о пушкинском отношении к восстанию, восставшим. Гриневу, Пугачеву. Маше Мироновой?
Почему глава начинается народной песней, в произведение «капитанская дочка»?
1) какое средство выбрал дьявол для достижения своей цели? какое зло причиняли людям осколки волшебного зеркала?
2) почему герду не задевает осколок зеркала?
3) кай еще почти ничего не знает о снежной королеве: добра она или зла, каков ее характер, но он уже говорит: “я посажу ее на теплую печку, и она растает”. как эти слова характеризуют кая?
4) почему так испугалась герда, когда кай сорвал две розы и бросил их? что сделал кай, заметив ее испуг?
5) а кто по-настоящему красив в сказке?
6) могла ли герда смириться с тем, что мальчик исчез? почему?
7) чем готова пожертвовать герда ради кая?
какие цветы росли в деревянных ящичках у родителей кая и герды?
9) куда попали каю осколки дьяволского зеркала ?
10) узнай кто это ? «что ты хнычешь. у, какая некрасивая. мне ничуть не больно. эту розу точит червь. какие гадкие розы! «
1) зеркало – средство обезобразить подлинный облик человека. характерно, что люди, под власть тролля, т. е. раненные осколком в глаз или в сердце, начинали видеть только дурные стороны жизни и становились насмешливыми. кай из-за осколка видит, что вокруг всё гадко, розу точит червь; начинает передразнивать бабушку, соседей. он увлечённо играет с увеличительным стеклом, которое, делая предметы больше, фактически искажает вещи, извращает облик мира. волшебное зеркало искажения является и одним из орудий власти снежной королевы, как сила, связанная с дьяволом (королева сидит «на зеркале разума; по её мнению, это было единственное и лучшее зеркало в мире»). “и много осколков зеркала все еще летало по свету”. мы уже знаем, что от этих осколков приходит беда: сердца людей превращаются в куски льда. это, конечно, сказочное выражение, и мы понимаем, что “лед” этот особенный, не такой, как на катке.
2) зло и добро внутри каждого человека, побороть дьявола можно только верой в бога, постоянно неся её в своей душе (герду не задевает осколок зеркала).
3) он дерзок, неуважителен, предрасположен к дурным поступкам.
4) заметила недобрые перемены в брате
5) герда. человечность — красота человеческого сердца. это и сила, которую нет возможности победить даже колдовству самой снежной королевы
6) герда была готова поверить в смерть кая, но её в обратном силы природы (солнце, ласточки) – и надежда снова появляется в сердце девочки.
7) самым дорогим, что у неё есть. слёзы герды (слеза- символ христианского сострадания) к жизни розы, загнанные старушкой под землю, творят чудеса.
розы
9) в глаз и в сердце
Вопросы и ответы к повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
- Как вы думаете, почему повесть, посвященная народному восстанию, называется «Капитанская дочка»?
Автору приходилось считаться с цензурой. Название произведения — попытка (и очень удачная!) завуалировать политическое содержание, сочувственное отношение автора к восставшим и их предводителю, представить повесть как социально-психологическое произведение, историю любви, тем более, что в развитии действия образ Маши Мироновой, капитанской дочки, играет очень большую, в том числе и самостоятельную роль. А бдительность цензуры таким подчеркнуто мирным, бытовым, аполитичным названием должна была быть обманута. Так и случилось.
Для чего, по вашему мнению, автору понадобился второй рассказчик?
Частично по той же причине (чтобы избежать цензурных гонений). О Пугачеве с большим сочувствием рассказывает не автор, а некий П. А. Гринев, с которым можно и не согласиться, тем более, что перед нами — история его жизни, его (Гринева), а не автора, взгляд на восстание.
Однако писатель ставит героев в такие ситуации, которые позволяют читателю самостоятельно (конечно, с помощью автора!) оценивать их поведение, человеческие качества, причины и следствия показанного. Так, небольшой эпизод допроса пленного башкирца, раскрывающий бесчеловечность и жестокость царских служак при подавлении мятежей, помещенный перед рассказом о захвате Белогорской крепости пугачевцами, объясняет причину жестокости восставших и побуждает понять их.
Значит, необходимы оба рассказчика, позволяющие увидеть события и героев с разных сторон, помогающие правильно оценить рассказанное.
Как проявили себя Гринев и Швабрин в главе «Поединок»?
В главе «Поединок» изображена дуэль двух героев — Гринева и Швабрина. Причиной дуэли были грубые высказывания
Швабрина о Маше. В этой главе открылась подлинная причина отношения к Маше Швабрина: он сватался к ней, но получил отказ. В этой истории проявляются все его негативные качества: коварство, мстительность, даже подлость, потому что он ранит Гринева в тот момент, когда Савельич отвлек его.
Гринев же проявил излишнюю горячность и вспыльчивость, которые можно объяснить его молодостью и тем, что он по-настоящему влюблен в Марью Ивановну. Кроме того, мы узнали, что Гринев — чувствительный человек, в так как пишет стихи, в которых выражает свои чувства.
Пушкин вновь показал ироничное отношение к событиям, поместив эпиграфом к этой главе строки из комедии Княжнина.
Что нового вы узнали о Гриневе и Швабрине? Какие черты характера стали проявляться в Гриневе?
Мы узнали, что Швабрин — человек, добивающийся своего низкими, даже подлыми средствами. Отказ девушки он воспринял как оскорбление, которое не мог простить. Он коварен, даже жесток в своем поведении.
Гринев тоже раскрылся перед читателями с новой стороны: он бесстрашно отстаивает честь Марьи Ивановны. Это был единственный способ разрешить этот конфликт, потому что мирный путь исключался. В этой ситуации Петр Гринев поступил как настоящий мужчина.
Объясните причины, по которым повесть получила свое название.
Повесть получила название «Капитанская дочка» потому, что все самые яркие события жизни героя — рассказчика Петра Гринева — были связаны с его любовью к Маше Мироновой — дочке капитана, геройски погибшего во время пугачевского восстания.
Перескажите кратко события экспозиции повести.
Предлагаем один из вариантов пересказа, в который войдет содержание первых глав.
«Петруша Гринев достиг шестнадцати лет и отец решил отправить его на службу. При этом он убежден, что службу нужно начинать не в столице, а в более трудных условиях, и отправляет сына в Оренбург.
По дороге Петр сразу же сталкивается с реальными трудностями. Это и проигрыш большой суммы Зурину, и буран в степи, и разочарование при виде места своей службы — Белогорской крепости».
Так перед читателем выстроились все обстоятельства повести: и ее герои и все те условия, в которых уже начали развертываться события.
Охарактеризуйте наиболее напряженные моменты повести. В какой сюжетной линии больше таких моментов?
Сюжетная линия, которая повествует о взаимоотношениях Гринева и Пугачева, все же менее напряжена и драматична, чем линия, которая связывает Гринева и Машу Миронову. Именно в этой любовной истории мы видим самые напряженные и драматичные моменты.
Какие приметы исторической повести видите вы в композиции этого произведения?
Повесть Пушкина является исторической, поскольку несет в себе все признаки этого жанра: в ней участвуют подлинные исторические герои, в ней описаны конкретные и реально происходившие исторические события, в ней даже вымышленные герои и обстоятельства полностью подчинены условиям и требованиям эпохи. Элементы композиции отражают силу и яркость реальных событий.
Объясните смысл эпиграфа к любой из глав повести.
Можно выписать все эпиграфы повести, начиная с того, который предваряет всю повесть: «Береги честь смолоду». Выписывая (или читая вслух) эпиграфы, мы убеждаемся, что некоторые главы предваряют даже два эпиграфа. Таковы главы III и V. Если внимательно перечитать эти эпиграфы, то станет очевидным, что они взяты или из произведений устного народного творчества, или из произведений русских писателей XVIII века. Это произведения В. Я. Княжнина (три эпиграфа), М. М. Хераскова (два эпиграфа), Д. И. Фонвизина, А. П. Сумарокова.
См. ответ на вопрос 4 к главе I.
В какой из глав, как вам показалось при чтении, звучит более всего пословиц и поговорок? Проанализируйте их роль.
Практически в каждой из глав повести есть пословицы. Можно остановиться на пословице, которая является эпиграфом последней XIV главы. Афоризм «Мирская молва — морская волна» говорит и об обширности и о непостоянстве суждений окружающих людей по любому вопросу. При этом каждому, кто начинает размышлять на эту тему, очевидно обилие всевозможных и часто противоречивых суждений. Автор «Капитанской дочки» — оптимист. В том частном случае, который он описал, людская молва не уничтожила чести героя. Правда и справедливость восторжествовали, хотя об этом и не говорит, и это нам не подсказывает эпиграф.
Мы можем также проследить и за ролью пословиц в речи героев повести. Они, например, очень украшают речь Савельича, заметны в живой и яркой речи Василисы Егоровны.
Какое из портретных описаний героев повести вам запомнилось? Попробуйте создать словесный портрет.
Более всего запоминается словесный портрет Емельяна Пугачева. К нему автор обращается не раз и поэтому стоит воссоздать именно его портрет, тем более что таблица в учебнике-хрестоматии предлагает подбор цитат, которые рисуют портрет этого героя. Напомним начало (глава II): «Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока…» Обратим внимание на то, что Гринев пока видит в нем только вожатого-проводника, мужика, который помог ему выбраться из сумятицы бурана. В главе VII перед Гриневым грозный бунтарь. И на коне, и в кресле на крыльце комендантского дома это не вожатый, а вождь, руководитель восстания. И в этой главе, и в главах VIII, XI вновь и вновь отмечает Пушкин детали портрета Пугачева. И среди них главная — его сверкающие глаза, его напряженная и полная готовности к действию поза.
Стоит при этом рассказе использовать и исторические портреты Пугачева, особенно тот, который был нарисован на полусмытом портрете Екатерины II.
Попробуйте создать два портрета-миниатюры Пугачева: один — глазами Гринева, а другой — глазами Савельича.
Один портрет будет повторением того, который есть в ответе на вопрос 7. Второй портрет — описание злодея, которого боится, не любит и от которого ждет всяких неприятностей преданный слуга Савельич. Он не рассматривает деталей, не оценивает своих впечатлений, а безоговорочно осуждает этого человека. Однако заметим, что именно он, а не Петруша Гринев сразу же опознал спасшего их мужика в грозном вожаке восстания («Ты и позабыл того пьяницу, который выманил у тебя тулуп на постоялом дворе?»). Пугачев для Савельича пьяница, злодей, атаман, бродяга.
Как вы понимаете слово «самозванец»? Почему предводитель народного восстания выдавал себя за царя Петра III? Есть ли на этот вопрос ответ в повести?
В XVIII веке на захват власти мог претендовать только тот человек, которого народ считал «помазанником Божиим», человеком, род которого имел освященное свыше право на власть. Поэтому все, кто поднимал руку на власть, выдавали себя за чудом спасшихся властителей. Не так давно погиб муж Екатерины II — Петр III. Вот на его место и претендовал Пугачев.
Об этом говорили сподвижники Пугачева. Разговор на эту тему произошел у Гринева с самозванцем по пути в Белогорскую крепость (глава XI).
Оцените исторический анекдот, который В. И. Даль рассказал Пушкину: «…Пугач, ворвавшись в Берды, где напуганный народ собрался в церкви и на паперти, вошел также в церковь. Народ расступился в страхе, кланялся, падал ниц. Приняв важный вид, Пугач прошел прямо в алтарь, сел на церковный престол и сказал вслух: «Как я давно не сидел на престоле!» В мужицком невежестве своем он воображал, что престол церковный есть царское седалище». Пушкин не включил этот эпизод в повесть. Есть ли в ней другие эпизоды, которые показывают, что перед нами простой и даже неграмотный казак?
В повести не раз говорится о том, что Пугачев простой казак. Особенно смешно, что этот властитель, получив список вещей, которые разграбили его разбойники, от крепостного старика Савельича, не мог его прочесть. Он вышел из положения, заставив читать этот список урядника, но сама ситуация достаточно забавна: царь, который не может прочесть то, что написал его холоп.
Подготовьте сообщение о том, как изобразил Пушкин Пугачева — руководителя народного восстания. Удалось ли ему показать, какие особенности этой необычной личности способствовали длительному успеху повстанцев?
В повести «Капитанская дочка» перед читателем самозванец, который воспользовался создавшейся в тех краях ситуацией. Отношение автора к бунту как к явлению бессмысленному и беспощадному четко прослеживается. Однако Пушкин сумел разглядеть и те качества, которые сделали Пугачева народным вожаком: его ум, проницательность, смелость, решительность, находчивость, стремительность реакции и почти звериное чутье (вспомним, как он вывел кибитку сквозь кружение бурана), умение руководить людьми, используя их достоинства и недостатки, и даже отчетливое представление всего, что его ждет в результате подавления восстания. В результате все эти качества создают фигуру яркую и значительную.
Наверное, даже его невежество помогало ему быть признанным вождем, что создавало атмосферу взаимного доверия с определенной частью его сподвижников.
Создайте краткое описание внешности одного из героев повести.
Для этого можно использовать портрет Хлопуши. См. ответ на вопрос 2, вопросы и задания к главе XI.
Какую роль в повести играет пейзаж? Заметили ли вы такое описание картин природы, которое не связано с развитием сюжета? Почему таких описаний нет? Как вы это объясните?
В повести немного описаний природы и все они тесно связаны с судьбой героев, с событиями их жизни. Можно увидеть в них и определенную символику. Так, описание бурана в степи предшествует развитию сюжета повести, рассказывающей о буре народного восстания. Можно описать пейзаж, на фоне которого происходит встреча Маши Мироновой с Екатериной II. Считается, что и портрет императрицы, и его обрамление в повести сходны с сентиментальным изображением Екатерины на картине В. Л. Боровиковского.
В романе приводится текст народной разбойничьей песни «Не шуми, мати зеленая дубравушка…». Сравните это произведение с исторической песней «Правеж» и подумайте, что общего и в чем разница в описании «суда царя над разбойником».
Сравнение двух народных песен интересно именно противоположным отношением к государям. «Дар», который получает от царя разбойник в песне «Правеж», — справедливый, а в любимой песне Пугачева царь жалует разбойничка по-иному — «двумя столбами с перекладиной». Выбор этой песни самим Пугачевым говорит о понимании самозванцем своей будущей судьбы.
Попробуйте кратко охарактеризовать три времени, которые связаны с повестью «Капитанская дочка» А. С. Пушкина: время, которое изображено в произведении, время создания повести и сегодняшнее время.
Время восстания Пугачева четко определено историками и затем воспроизведено Пушкиным в двух его произведениях: повести и историческом труде. И «История Пугачева», и «Капитанская дочка» рисуют крестьянскую войну 1773-1775 годов. Причины народных восстаний всегда подобны друг другу: это усиление трудностей жизни народа, которые вызываются и войнами, и неурожаями, и иными бедствиями. Пушкин вводит читателя в события XVIII века.
Время создания повести и исторического труда можно охарактеризовать, обращаясь к страницам жизни Пушкина. Тема властителя и народа звучит и в его «Медном всаднике» (1833) и в лирике тех лет. В августе 1833 года Пушкин отправляется в места, где действовал Пугачев, записывает рассказы и песни о нем. В 1833 году создается исторический труд «История Пугачева», а в 1833-1836 годах идет работа над «Капитанской дочкой». Тема народного восстания параллельно звучала и в неоконченной повести «Дубровский» (1832-1833).
Но труднее всего создать рассказ о том времени, когда читается повесть. Нужно рассказать о том, что перекликается в ней с сегодняшним днем и поэтому вызывает именно сегодня стойкий интерес. Так что нужно подумать о том, какие события характерны для того года, когда вы отвечаете на вопрос.
В «Дубровском» руководит бунтующими крестьянами обедневший помещик Дубровский, личная обида которого на помещика Троекурова и явилась толчком к разбою. Участниками бунта стали крестьяне Дубровского, которые не хотят от «доброго» помещика переходить к «злому». Бунт носит локальный характер. В «Капитанской дочке» во главе бунта стоит Пугачев — выходец из народа. Причины крестьянской войны носят социальный характер — угнетение крестьян, заводских рабочих, инородцев. Борьба приобретает народный характер. Цель ее — поставить «хорошего» царя вместо царицы-угнетательницы.
Объясните смысл эпиграфа к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и его функции.
Эпиграф «Береги честь смолоду», предпосланный всей повести «Капитанская дочка», раскрывает основной смысл истории жизни Гринева — в любых поворотах судьбы сохранять честь и достоинство русского дворянина.
В чем выражается связь повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» с устным народным творчеством?
Связь с устным народным творчеством проявляется в эпиграфах, одни из которых являются пословицами или поговорками, другие — строками из солдатских, рекрутских народных песен. Народнопоэтическая основа видна в речи персонажей (разговор Пугачева с хозяином постоялого двора, весь пересыпанный поговорками и иносказаниями), в использовании А.С. Пушкиным народных песен, в стилизации под сказку притчи о вороне и орле и т. д.
А.С. Пушкин одновременно с повестью «Капитанская дочка» писал «Историю Пугачевского бунта», где показал зверства Пугачева. Почему в повести он смягчил образ?
Художественное творчество имеет иные принципы, чем историческое исследование. Отступая в чем-то от исторической конкретики, писатель создает полнокровный, неоднозначный характер Пугачева, отличавшийся от официального однолинейного образа злодея-душегуба.
Как Гринев и сам автор относятся к крестьянскому бунту?
Несмотря на сочувствие автора и его героя к Пугачеву, отношение к народному бунту трудно назвать положительным: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»
Источник