Какие краски использует художник для выражения чувств

Гармония цвета: создаем настроение картины красками

Друзья, тема статьи сегодня интереснейшая, ведь многие знают не понаслышке влияние цвета на человека , а многие из нас по- настоящему чувствуют на себе, как разные цвета влияют на их настроение .

И правильно подобранный колорит в масляной или акриловой живописи, создает особое впечатление от увиденной картины. Удивительно, но цвет на картине управляет взглядом зрителя!

Вопрос, как цвет может управлять реакцией зрителя и воздействовать на настроение?

Ни для кого не секрет, что цвет обладает сильной, невидимой энергетикой и способен даже воздействовать на психику человека, вызывая определенные эмоции и настроение, то есть, успокаивать или волновать. Люди давно поняли, в чем принцип цветовой гармонии, и научились это использовать.

Цвет окружает нас по всюду…Вы можете себе представить мир бесцветным? И, как правило, мы воспринимаем цвет как должное, ведь мы пользуемся им каждый день!

Рассматриваю картину Огуста Ренуара в музее Токио, Япония

Например, спокойные цвета применяют при оформлении медицинских, учебных учреждений, на предприятиях и фабриках, где важно добиться высокой производительности труда и снизить в разы утомляемость.

А вот яркие цвета наоборот, возбуждают и привлекают внимание. На выставках-продажах используют именно яркие вывески, с красным цветом. Тоже самое можно наблюдать во всех телерекламах, где используются контрастные, теплые цвета для привлечения внимания человека.

Но неверно полагать, что цвет – это невидимый инструмент для манипуляции восприятием. Скорее он помощник в передаче нужного настроения, позволяющий добиться гармонии в живописи, при помощи сочетание цветов в картине.

В процессе работы над картиной

Конечно, в картине помимо выбранного колорита, есть еще композиционный рисунок, он не менее важен. Но передает настроение картине, именно колорит и гармония цветовых сочетаний. Поэтому гармоничное и правильное «содружество цветов» на холсте, главный успех картины.

Влияние цвета на человека: как он управляет реакцией?

Однозначно, все люди ч увствуют по разному, как цвет влияет на их настроение, воздействуя на чувства, рождая при этом разные эмоции. Он имеет как будто бы свой язык: недаром говорят «видеть мир в розовом цвете», или «позеленеть от зависти», или «почернеть от горя»… ну, это к слову.

Именно гармония цветовых сочетаний определяет, какую реакцию у зрителя вызовет у него увиденная картина: будет казаться теплой и уютной, бродящей и энергичной или драматичной, глубокой.

Я рассматриваю сочную картину японского художника на выставке в Киото, Япония

Понимая, как оттенки взаимодействуют между собой, несложно будет передать спокойствие и умиротворение, волнение и возбуждение, симпатию и нежность, озадаченность и смущение….

Бывало ли у вас так, что рассматривая картину, вы испытывали не уютность или наоборот, успокоение от цветовой гаммы на картине… Такие эмоции вызывает не сюжет картины, а колорит, который подобран так, чтобы вызвать те самые чувства.

Цвет – основа живописи , всему голова! Зная свойства цвета, можно придать картине любое настроение. Каждый цвет в нашем подсознании сравнивается с разными стихиями, ощущениями и материальностью. Для понимания приведу несколько примеров и эмоциональных реакций на различные цвета:

  • желтый – цвет солнца, вызывает чувство счастья, уюта, тепла;
  • оранжевый – энергичный и праздничный, также ассоциируется со счастьем;
  • красный – страсть, возбуждение, опасность, огонь;
  • красно-лиловый – закат дня, волнение;
  • лиловый – ночь, интриги, темнота;
  • сине-лиловый – холод, темнота, волнение;
  • голубой – вода, свежесть, мечтательность, небо;
  • голубовато-зеленый – вода, даль, прохлада, безмятежность;
  • зеленый – природа, листва, свежесть, спокойствие, тишина;
  • желтовато-зеленый – солнечные лучи, листва, покой, великолепие.

Роль цвета в композиции важна: чистые оттенки рождают эмоцию, полутона позволяют приглушить реакцию, изменение яркости – вызвать грусть или дискомфорт.

Цвет основа живописи — в картине я использовала желтые, красные и зеленые цвета

Прежде чем выбрать цветовую палитру картины, нужно продумать сюжет, определить сезон, время суток, погоду. Решить, какое настроение хочется передать в этой работе.

Возможно вы замечали, что выбор палитры зависит и от нашего настроение во время работы… иногда хочется побольше контраста, а иногда пастельнность картины соответствует настроению.

Избежать противоречивых чувств и настроений помогут небольшие цветные эскизы. Они же позволят поэкспериментировать с композицией, испробовать несколько вариантов и найти лучший.

Цветной эскиз перед основной работой — росписи на стене

Смешивая краски и изучая, можно делать заметки, отмечая какие эмоции вызывает каждый оттенок и сочетание различных цветов в картине. Это поможет создать свою библиотеку данных о цвете, и в будущем сэкономить время и материалы.

Эксперементировать и изучать цвет в живописи очень и очень полезно, так вы сможете лучше понять, как устроен цвет, и что из чего может получиться.

Есть основные первичные три цвета, из которого появляютя вторичные три цвета, потом еще и еще, путем смешивания… ну от этом подробнее в другой раз.

Помните, что цвет — один из важнейших средств изображения и каждому из нас свойственен свой способ цветового восприятия и передачи.

Колорит в живописи: гармоничное сочетание цветов в картине

Целостность или чистота цвета, что лучше? Вам кажется наверное вопрос странным и непонятным…

Конечно же, есть правила, но есть и исключения из правил. Не стоит забывать, что язык живописи гибкий и живой… Может совсем не получиться интересной «живописной симфонии», если случайно не добавить «в красочный оркестр» новый оттенок! Ведь в музыке также, музыкальный колорит зависит от богатства инструментом и гармоничном его соотношении.

Так, например, теплые тона помогают передать энергию и радость. Их используют, когда нужно выразить страсть, любовь, другие положительные эмоции.

Холодные тона расслабляют и успокаивают, передают умиротворение, безмятежность.

Добиться колористической гармонии и целостности картины помогает добавление одного выбранного цвета во все используемые краски. При этом нужно помнить, что «объединяющий» цвет будет оказывать наиболее заметное воздействие на свои комплементарные цвета.

Чтобы сделать какой-то цвет наиболее заметным на картине, привлечь к нему внимание, стоит оставить его чистым, не добавлять общий тон. Сочетание гармоничных цветов и чистых оттенков в картине позволит достичь идеального результата.

Цвет — основа языка живописи

Использование «объединяющего» цвета – самый простой способ добиться гармонии цвета в живописи. Его стоит попробовать всем начинающим художникам. В дальнейшем работу можно усложнить – взять несколько «объединяющих» цветов.

Но стоит помнить, чем их больше, чем менее целостной выйдет картина. Наращивать цвета лучше постепенно и следить, чтобы конечное впечатление осталось таким, как задумывалось изначально.

Цветовой центр композиции: зачем он нужен?

Цветовая композиция и определение центра внимания, на сколько он важен и нужен ли вообще? … Поясню… Обычно на картинах есть «главная роль» какого- то предмета или объекта. Потом есть второстепенные роли и так далее. Как в фильмах… главная роль героини, второстепенная роль подружки, потом соседи и массовка.. Примерно так.

Так вот, умелое обращение с цветом помогает направить взгляд зрителя в нужно место на главного героя картины. Ведь у цвета есть 3 качества — яркость, светлота и насыщенность.

Центральный элемент композиции должен привлекать внимание, но не резать глаз. Выбирать цвет для него следует аккуратно, помня о трех качествах.

Центр в обеих картинах — бакал с красным вином

Светлота должна обеспечить главному цвету доминирование среди соседних оттенков. Яркость и насыщенность лучше сделать выше, чем у других цветов, постаравшись при этом избежать диссонанса. Важно добиться гармонии дополнительных и сближенных цветов.

Но, как я писала выше, есть исключения из общих правил. Так, например, картины многих современных художников не имеют главного героя и получаются картины не менее интересные. Как бы, все в общем и целом… все важно и второстепенно… абстрактно, размыто, поверхностно и не напрягает.

Как на фото выше, подсознательно мы понимаем, что бакал красного вина — главное на картине… а все остальное — лишь дополнение к сюжету. Кто то со мной не согласится

Если нужно передать особый колорит, в живописи нередко используются исключительно теплые или холодные тона. Но во многих случаях выгоднее смотрится сбалансированная палитра цветов.

Сочетание теплых и холодных оттенков говорит о хорошем колористическом чутье, свидетельствует о тонком вкусе и мастерстве художника, умении видеть цветовую гармонию в целом.

Планируя картину, привлекающую внимание прежде всего цветом, нужно размещать объекты так, чтобы они не мешали целостному восприятию общей композиции.

Японские посетители разглядывают картину с улицей в Париже. Выставка в Киото, Япония

Хорошо, когда цвет центрального элемента яркий, светлый и чистый, а остальные цвета приглушены. Они как бы играют роль естественного обрамления центра, формируя направление взгляда и правильное восприятие картины зрителем.

В завершение, хотелось бы сказать, цвет – это мощнейший инструмент, способный оживить полотно, произвести невероятный эффект на зрителя. Изучая цвет, мы можем воздействовать на огромный диапазон эмоциональных реакций зрителя!

Умение увидеть и почувствовать нужный цвет, передавать настроение и эмоции – ценное мастерство художника, которое нужно совершенствовать.. А как известно, совершенству нет предела. А значит, такое направление изобразительного искусства, как живопись, можно изучать и изучать бесконечно.

И поверьте, для увлеченных людей это целое поле интересных возможностей и новых открытий! Подружитесь с цветами, научитесь направлять зрителя, и ваши картины успешно смогут передавать чувства близкие каждому!

Друзья, чтобы статья не затерялась среди множества других статей в паутине интернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент.

Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы

Источник

Подготовка к сочинению-описанию по репродукции картины И.И.Левитана «Лесистый берег. Сумерки.»

Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию репродукции картины И.И.Левитана состоит из конспекта урока, презентации к данному уроку. На уроке использовались различные формы работы: индивидуальные, групповые, повторение и закрепление пройденного материала по стилям и типам речи, подбор тематической лексики. Сочинения получились интересные, природа на картине, благодаря использованным художественным средствам, как будто ожила.

Содержимое разработки

Конспект урока. Русский язык. 6 класс. Урок развития речи.

Тема. «Подготовка к сочинению-описанию по репродукции картины

И. И. Левитана «Лесистый берег. Сумерки…»

овладеть навыками описания изображённого на картине посредством творческой активности и особым восприятием произведения искусства через музыку, поэзию и переливы художественного слова;

познакомить учащихся с творчеством И.И. Левитана, выявить особенности жанра пейзажная живопись;

продолжить формирование навыка монологической речи на определенную тему;

продолжить работу по воспитанию любви к родному краю;

развивать навыки описания картины. Развивать речевую культуру. Воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству художников-пейзажистов.

Назовите типы речи уже известные вам.

-Какой тип речи называется описанием?

— Из каких частей состоит сочинение-описание?

(Слайд 2. (Композиция описания)

1. Зачин — обозначение объекта (предмета описания), общее представление о предмете;

2. Основная часть — перечисление признаков от более существенных к менее существенным;

3. Концовка — авторское отношение к предмету, вывод, заключение.

-Что можно описывать?

-Как называется картина, на которой изображена природа?

-Как называются художники, изображающие на своих полотнах природу?

-Каких художников-пейзажистов вы знаете?

Однажды картина И.И Левитана «Лесистый берег» навеяла замечательные поэтические строки поэту Олегу Глечикову

Взяв кисти и мольберт, художник вышел в «поле».
Он шёл лесной дорогой, вдыхая хвойный дух.
Излучина реки — вот место золотое,
Прекраснейший пейзаж: лес, речка, виден луг.

И вот на полотне явился из-под кисти
Сосновый, старый бор, обрыв по-над рекой,
И разгорелся день, день летний, и лучистый,
На полотне царит безветренный покой.

Деревья под лучами как будто загорели,
И золото коры, притягивает взгляд,
И кажется, летят с картины птичьи трели,
И слышно, как песчинки в струе воды шуршат.

От жара разомлев, деревья входят в воду,
Лежат в ней отражаясь, как в зеркале большом.
Пень прыгнуть захотел, поднял свой корень-ногу.
Так и застыл под кистью, на берегу крутом.

Российская земля — край нежный, милый сердцу,
Лежит на полотне как будто бы живой,
И смотришь на него, не можешь наглядеться. —
Написан Левитана талантливой рукой.

— Ребята, сегодня урок русского языка я предлагаю посвятить развитию речи.

— Кто из вас попытается сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?

Тема. «Подготовка к сочинению по репродукции картины И.И.Левитана «Лесистый берег. Сумерки…»

Цель: развивать навыки описания картины. Развивать речевую культуру. Воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству художников-пейзажистов.

Индивидуальная проектная работа группы учащихся.

1.Слово о И. И. Левитане. (презентация)

2. Краткий обзор его творчества. (презентация)

Работа над репродукцией И. И. Левитана «Лесистый берег».

(Найдите во вкладыше картину И.И.Левитана «Лесистый берег» и рассмотрите её.)

Написана картина «Лесистый берег» в 1892 году на реке Пёкша во Владимирской области, где художник вынуждено жил некоторое время, будучи высланным из Москвы. Прогуливаясь по окрестностям, он на­слаждался видами местной природы, выбирал понра­вившиеся пейзажи для своих работ. В открывшейся панораме его внимательному взгляду открылось раз­нообразие ландшафта, переход от хвойного леса на высоком берегу к реке и пологой долине. Такой нис­ходящий рельеф может символизировать саму жизнь: бурный рост, стремление вверх (растущие деревья) в начале жизни, затем скатывание вниз к старению и плавное размеренное движение во второй половине жизненного пути. Или стремление к новым идеям, к свершениям, обретение себя, нахождение своей ниши и плавное течение по волнам жизни.

Проблемное слово учителя.

— Посмотрите на картину. Подберите ряд вопросов, помогающих нам проанализировать данное произведение.

-Какое впечатление производит на вас эта картина?

-Что мы видим на картине?

(перечисляются образы, созданные живописцем: река, берега, деревья, небо)

-Какое время года изображено на картине, время суток?

— Что такое «сумерки»? За объяснением лексического значения этого слова мы обратимся к «Толковому словарю» под редакцией Ожегова.

Значение слова Сумерки по Ожегову:
Сумерки — Полутьма между заходом солнца и наступлением ночи

— Прежде чем мы приступим к следующему заданию, давайте вспомним, какие художественные средства вы знаете?

— Что называется олицетворением?

— Какой художественный троп мы называем метафорой?

— Дайте определение сравнению.

Ребята, а сейчас мы с вами поработаем над подбором лексического материала для будущего сочинения. Вам предстоит работа в группах. Вы должны будете подобрать изобразительно-выразительные средства к определённым образам и самостоятельно оценить работу каждого участника группы.

Работа в группах. Подбор рабочего материала.

I группа. Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Река».

II группа. Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Берега».

III группа. Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Деревья».

IV группа. Учащиеся работают над подбором изобразительно-выразительных средств к образу «Небо».

V группа. Учащиеся работают над тем, какие краски использовал художник.

А шестая группа у нас получает особенное задание: во время вашей работы будет звучать музыка вечернего леса, вы должны будете подобрать лексический материал к тем звукам, которые вы услышите. Благодаря этим звукам мы оживим нашу картину, проникнем в её лесные тайны.

Отчет учащихся, работающих в группах. Составление плана и запись рабочего материала.

Какие краски использовал Левитан

Золотистые, желтые, темные, густые, сумеречные, завораживающие, усыпляющие…

Какое впечатление вызывает у вас картина?

Умиротворенность, спокойствие, тишина, осознание глубины и красоты русской природы…

— Как иначе можно назвать художника? (Мастер, живописец, автор полотна).

— Как иначе можно назвать картину? (Полотно, шедевр, произведение искусства).

(желтый, золотистый, багряный, оранжевый, голубой, темно-синий, бледно-голубой, коричневый, здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, вверху.

(Слайд 10. Проверка словарной работы) (взаимопроверка)

• На переднем плане картины..

Берега у речки разные…

• Небо художник изобразил…

• Контрастными образами являются…

• Следов пребывания людей не наблюдается…

На высоком берегу плотной стеной стоят …

• Жёлтые краски передают ощущение того, что…

Глядя на пейзаж, представляется, будто…

Художник заставляет зрителя задуматься о…

Составление плана сочинения.

Кто и когда написал картину?

К какому жанру живописи она относится?

Что на ней изображено? (зрительные, звуковые, ассоциативные образы)

Какие краски использует художник для выражения чувств?

Почему нужно беречь и ценить природу.

Какое впечатление она вызывает у вас?

— Какая была тема урока, цель урока?

— Ответьте себе каждый на вопрос, а добился я чего хотел, получил необходимые знания?

-Кого отметим? За что мы можем похвалить сегодня себя и других ребят?

Домашнее задание. Написать сочинение-описание по картине Исаака Ильича Левитана «Лесистый берег».

Источник

Оцените статью