- «Узник» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – средства выразительности, образы, антитеза, смысл
- Краткий анализ
- История создания
- Композиция
- Средства выразительности
- Анализ стихотворения «Узник» Пушкина
- Краткий анализ
- История создания
- Композиция
- Средства выразительности
- Какие художественные средства используются в стихотворении Пушкина «Узник»?
«Узник» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – средства выразительности, образы, антитеза, смысл
Стихотворение «Узник» было написано А. С. Пушкиным в 1822 году во время его пребывания в ссылке. Это произведение – символ свободолюбия поэта. Вам предлагается анализ «Узника», который можно использовать при подготовке к уроку литературы в 6 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Узник.
История создания – стихотворение написано в 1822 году во время ссылки в Кишиневе.
Тема – свободолюбивый герой вынужден сидеть взаперти, но всеми силами стремится достичь свободы, которой он жаждет, и лишить ее его не могут ни стены, ни решетка.
Композиция – стихотворение состоит из трех строф в форме катрена (четверостиший), условно можно выделить три части.
Жанр – лирический, можно отнести к романтическому направлению
Стихотворный размер – стихотворение состоит из трех строф по четыре строки, написанные амфибрахием. Используется точная, мужская рифма и парный способ рифмовки (ААВВ).
Антитеза – «темнице сырой» – «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… дая!…», «Сижу за решеткой в темнице сырой» – «…орел молодой».
Олицетворение – «…орел молодой… зовет меня взглядом…и вымолвить хочет…», «…гуляем лишь ветер… да я!…».
История создания
Стихотворение «Узник» А.С. Пушкин пишет в 1822 году. В это время он по воле судьбы оказывается в Кишиневе. Перемены, связанные со ссылкой, оказывают сильное влияние на поэта. История создания стихотворения связана с тем, что тогда жизнь в Бессарабии сильно отличалась от той блестящей, интересной среды Москвы и Санкт-Петербурга, в которой молодой Пушкин успел побывать. Здесь же он знакомится с бытом донского казачества, встречается с декабристами, перенимает их идеи. Новые впечатления, мысли, стремление к независимости и светской жизни – все это воплотилось в «Узнике», который стал символом свободы.
Вопрос о том, кому посвящено это произведение, не имеет точного ответа. Скорее всего, это собирательный образ, в котором поэт отразил себя и всех людей, знающих цену свободе, и именно им посвятил эти строки.
Тема стихотворения – борьба за свободу. Несчастный узник сидит «за решеткой в темнице сырой», и наблюдает за орлом, который так же, как и он, больше всего ценит волю.
Главная мысль «Узника» состоит в том, что человека никто и ничто не может ограничить, если он хочет освободиться и борется за справедливость. Здесь можно провести параллель с жизнью самого Пушкина, который, несмотря на ссылку, жесткую цензуру и постоянные попытки власти подавить его свободолюбие, продолжает писать. Лирический герой осознает, что пришло время, и нельзя более находиться под замком, что хорошо отражает смысл слов: «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!».
Композиция
Стихотворение состоит из трех четверостиший, которые представляют собой три части. Первая – тоскливая картина: тюрьма, решетка, несчастный пленник и гордая птица, клюющая свою пищу. Во второй тоска развевается, орел зовет лирического героя сбежать, освободиться. И третья часть – это отражение полной уверенности в том, что оставить ненавистное заточение можно, что там героев ждут горы и море, ветер и свобода.
Жанр стиха – лирический. Многие ученые склонны относить «Узника» к числу романтических произведений, с которыми его объединяет порыв, неприятие рамок и ограничений. По мере прочтения строк рисуется картина, характерная для романтизма – «за тучей белеет гора», «синеют морские края», гуляет ветер.
Стихотворение состоит из трех четверостиший. Размер – амфибрахий (трехсложная стопа с ударением на втором слоге). Используется точная (окно – одно, пора – гора), мужская (сырой, молодой, крылом, окном) рифма. Способ рифмовки – парный ААВВ.
Средства выразительности
Средства выразительности, использованные Пушкиным в «Узнике», удивительным образом создают образы пленника и свободолюбивого орла. Читателю представляется образ свободы, хотя автор не использовал это слово в своем произведении. Разберемся, какими средствами он воспользовался.
Стихотворение построено на антитезе: в нем противопоставляются сырая темница – простору («темнице сырой» – «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… дая!…»), пленник – вольной птице («Сижу за решеткой в темнице сырой» – «Вскормленный в неволе орел молодой»). Таким образом, происходит некое сравнение: грустная, тоскливая несвобода и восхищающая, привлекательная воля.
Также используются олицетворения: «…орел молодой… зовет меня взглядом…и вымолвить хочет…», «…гуляем лишь ветер… да я!…».
Кроме того, особый эффект достигается благодаря использованию глаголов в настоящем времени: сижу, клюет, бросает, смотрит, зовет, хочет, гуляем и другие. Благодаря этому создается динамика, ритмичность. Автор не использует сложные предложения и формы, поэтому стихотворение очень легко читается, воспринимается как быстрый, резкий порыв души поэта.
Источник
Анализ стихотворения «Узник» Пушкина
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 183.
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 183.
Стихотворение «Узник» было написано А. С. Пушкиным в 1822 году во время его пребывания в ссылке. Это произведение – символ свободолюбия поэта. Центральный образ представлен в виде орла – воплощения темы свободы. Краткий анализ «Узник» можно использовать при подготовке к уроку литературы в 6 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Узник.
История создания – стихотворение написано в 1822 году во время ссылки в Кишинев.
Тема – свободолюбивый герой вынужден сидеть взаперти, но всеми силами стремится достичь свободы, которой он жаждет, и лишить её его не могут ни стены, ни решетка.
Композиция – стихотворение состоит из трёх строф в форме катрена (четверостишия), условно можно выделить три части.
Жанр – лирическое стихотворение, относится к романтическому направлению
Стихотворный размер – четырёхстопный амфибрахий. Используется точная, мужская рифма и парный способ рифмовки (ААВВ).
Эпитеты– «в темнице сырой» , «…орёл молодой».
Метафоры– «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… да я!…».
Олицетворение – «…орёл молодой… зовёт меня взглядом…и вымолвить хочет…», «…гуляем лишь ветер… да я!…».
История создания
Стихотворение «Узник» А.С. Пушкин пишет в 1822 году. В это время он по воле судьбы оказывается в Кишиневе. Перемены, связанные со ссылкой, оказывают сильное влияние на поэта. История создания стихотворения связана с тем, что тогда жизнь в Бессарабии сильно отличалась от той блестящей, интересной среды Москвы и Санкт-Петербурга, в которой молодой Пушкин успел побывать. Здесь же он знакомится с бытом донского казачества, встречается с декабристами, перенимает их идеи. Новые впечатления, мысли, стремление к независимости и светской жизни – всё это воплотилось в «Узнике», который стал символом свободы.
Вопрос о том, кому посвящено это произведение, не имеет точного ответа. Скорее всего, это собирательный образ, в котором поэт отразил себя и всех людей, знающих цену свободе, и именно им посвятил эти строки.
Тема стихотворения – борьба за свободу. Несчастный узник сидит «за решёткой в темнице сырой» , и наблюдает за орлом, который так же, как и он, больше всего ценит волю.
Главная мысль «Узника» состоит в том, что человека никто и ничто не может ограничить, если он хочет освободиться и борется за свободу. Здесь можно провести параллель с жизнью самого Пушкина, который, несмотря на ссылку, жёсткую цензуру и постоянные попытки власти подавить его свободолюбие, продолжает писать. Лирический герой осознает, что пришло время, и нельзя более находиться под замком, что хорошо отражает смысл слов: «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!» .
Композиция
Стихотворение состоит из трёх четверостиший, которые представляют собой три части. Первая – тоскливая картина: тюрьма, решётка, несчастный пленник и гордая птица, клюющая свою пищу. Во второй тоска развеивается, орел зовёт лирического героя сбежать, освободиться. И третья часть – это отражение полной уверенности в том, что оставить ненавистное заточение можно, что там героев ждут горы и море, ветер и свобода.
Жанр стихотворения – лирическое стихотворение. В нём отражены сокровенные мысли и чувства лирического героя.
Данное произведение относится к направлению романтизм, на это указывает порыв, неприятие рамок и ограничений. По мере прочтения строк рисуется картина, характерная для романтизма – «за тучей белеет гора» , «синеют морские края» , гуляет ветер.
Стих состоит из трёх четверостиший. Размер – амфибрахий (трёхсложная стопа с ударением на втором слоге). Используется точная, мужская рифма (с ударением на последнем слоге: сырой, молодой, крылом, окном).
Средства выразительности
Средства выразительности, использованные Пушкиным в «Узнике», удивительным образом создают образы пленника и свободолюбивого орла. Читателю представляется образ свободы, хотя автор не использовал это слово в своём произведении. Разберемся, какими средствами он воспользовался.
Стихотворение построено на антитезе: в нём противопоставляются сырая темница – простору ( «темнице сырой» – «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… да я!…» ).
Также используются тропы: олицетворения: «…орёл молодой… зовёт меня взглядом…и вымолвить хочет…» , «…гуляем лишь ветер… да я!…» , эпитеты– «в темнице сырой» , «…орел молодой», метафоры– «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… да я!…».
Кроме того, особый эффект достигается благодаря использованию глаголов в настоящем времени: сижу, клюет, бросает, смотрит, зовёт, хочет, гуляем и другие. Благодаря этому создаётся динамика, ритмичность. Автор не использует сложные предложения и формы, поэтому стихотворение очень легко читается, воспринимается как быстрый, резкий порыв души поэта.
Источник
Какие художественные средства используются в стихотворении Пушкина «Узник»?
Известны следующие художественны средства выразительности: сравнения (используются чаще всего со сравнительными союзами, метафоры (очень похожи на сравнения), эпитеты (яркое выделение), олицетворение (неживое становится живым), лексический повтор.
В стихотворении «Узник» поэт А. С. Пушкин использует некоторые выразительные средства, с помощью которых ему удалось в довольно небольшом по объему произведении создать яркую и колоритную картину безысходности и тоски, сидящего в неволе человека.
В первую очередь, отмечу использование множества эпитетов, ярких художественных определений:
орел молодой, в темнице сырой, мой грустный товарищ, кровавую пищу, вольные птицы, морские края.
В словосочетаниях «орел молодой», «в темнице сырой» присутствует инверсия.
Мастерски поэт использует метафору, с помощью которой создается образ вольной птицы:
орел — «мой верный товарищ».
В строках «смотрит в окно, как будто со мною задумал одно», «орел молодой», то есть сам узник, используется сравнение.
Отмечу аллегорию в строке «мы вольные птицы».
Анафора «Туда, где. Туда где. туда, где. «
И, конечно, в строке «где гуляет ветер да я» поэт использует олицетворение, с помощью которого ветер наделяется человеческими чертами.
Пушкин был признанным мастером поэтического символизма, каждое его стихотворение можно рассматривать с философской точки зрения. Стихотворение «Узник» так запоминаемо именно из-за олицетворения, переноса свойств от живого к неживому, сравнению и использованию определений и эпитетов:
Присутствует аллегория «мы вольные птицы», а также есть лексический повтор
Олицетворение присутствует в строке
Достаточное количество художественных приёмов применяет Александр Сергеевич пушкин в своём нетленном стихотворении «Узник».Метафоры здесь есть однозначно, причём применяются также неоднократно.
В принципе, стихотворение Пушкина «Узник», это одно из лучших произведений российского гения.
В стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «Узник» используются следующие художественные средства:
1) Эпитеты: кровавую, сырой, вольные, вскормлённый, грустный, молодой.
2) Олицетворения : «гуляем лишь ветер», «и вымолвить хочет : «Давай улетим!»».
3) Сравнение : «вскормленный в неволе орел молодой».
4) Анафору (повторение):
Стихотворение Узник, является одним из самых любимых мной в творчестве Александра Сергеевича Пушкина и это не просто так, в этом произведёние есть большое количество художественных приёмов.
Как пример это сравнение героя с молодым орлом, а также эпитет «в темницы сырой»и «с кровавой пищей» .
Пушкин в своём произведении применяет следующие художественные
Сравнение — например, герой сравнивается с молодым орлом.
Эпитет — «в темнице сырой».
Приём повтора — начало нескольких строк со слова «туда».
Метафора — например, «вскормленный в неволе» — подчеркивает безвыходность ситуации.
Олицетворение — «гуляем лишь ветер. да я!».
А.С. Пушкин в своем стихотворении «Узник» использовал следующие художественные средства:
1) В этом стихотворении нашла три эпитета: В темнице сырой; кровавая пища; орел молодой.
2) Еще одно художественное средство сравнение: строки про вскормленного в неволе орла.
3) Олицетворение в стихотворении «Узник» тоже используется, он наделяет ветер и орла человеческими чертами: И вымолвить хочет : *Давай улетим* или «где гуляет ветер да я».
4) Недосказанность в стихотворении Пушкина тоже имеется: «лишь ветер… да я!»
Стихотворения Александра Сергеевна Пушкина «Узник» очень красивое благодаря тому, что автор использовал при написании эпитеты, матафоры, которые сделали стих живописным.
Текст стихотворения приведен ниже.
Итак, в «Узнике» мы видим такие художественные приёмы:
- Художественный прием, повторение.
В этих строках мы видим безтсходность ситуации.
В стихотворении «Узник» Пушкин используют несколько средств, чтобы усилить его.
Безусловно, это один из самых философских стихов, кстати актуальности своей стихотворение не теряет и сейчас.
Сравнение — Пушкин себя сравнивает с орлом молодым.
Эпитеты встречаются в стихе очень часто: «Молодой», «грустный», вольные», «сырой» (темнице).
Также есть в стихотворении и олицетворение, оно выражается в таких строках:
Есть в стихе «Узник» и метафора, Пушкин ее обозначил такими строками:
Еще есть лексический повтор:
Каждый герой наделен своим характером, поведением, поступками. Герои произведения автор символично определил какой-то верой, например, Руслан — север, православие; Рогдай — восток, ислам. Соперники.
Сражались они жестоко, потому что в их сердцах присутствует гнев.
Уже и копья сломаны и мечи . И сами все кровью покрыты.
Бедные кони бьются под ним от сумасшедший силушки богатырей.
Но вот один воин железною рукой вырывает из седла наездника.
Сражались Руслан и Рогдай и нашел конец в пустыне.
Они сражались не на жизнь а на смерть. Но Русла оказался сильнее.
Рогдай не смог победить Ведь схватка была долгой и сложной.
Безусловно гением перевода Александр Сергеевич Пушкин мог назвать только того величайшего переводчика, который перевел для нас со старославянского языка «Слово о полку Игореве», а так же сделал много переводов с латинского языка, а так же с французского и немецкого.
Так же вообще не стоит забывать, что этот человек считается родоначальником вообще всей школы русского перевода. Это безусловно Жуковский Василий Андреевич.
Пущин же Иван Иванович славен другой деятельностью, связанной с тайным обществом декабристов. Имел военную карьеру и карьеру заговорщика, был судим, приговорен к каторге. И переводов после себя никаких не оставил.
Портрет Жуковского кисти Ореста Кипренского прилагается.
Н. Гоголя и А. Пушкина разделял не только возраст (Пушкин был старше на 10 лет)и не принадлежность к разным социальным слоям, но, и, разумеется, творческий багаж: к моменту их знакомства у Гоголя были только «Вечера на хуторе близ Диканьки», неудачную пьесу он за произведение сам не считал, в то время как Пушкин — автор «Евгения Онегина», многочисленных стихотворений, знаменитых поэм, трагедии «Борис Годунов», «Маленьких трагедий» и т.д.
Гоголь это прекрасно понимал, но ему, как молодому автору, конечно же, очень хотелось познакомиться с Пушкиным. Он попытался это сделать ещё в 1829 году, увы, не получилось. Позднее встреча всё же состоялась, и произошла она весной 1831 года. Познакомил их друг Пушкина, поэт Пётр Плетнёв. Нужно сказать, что именно он и В. Жуковский первыми поняли необычный стиль молодого провинциального автора (напомню, что Гоголь родился и вырос в Малороссии) и разглядели его талант. Знакомство с А. Пушкиным в дружбу, по мнению исследователей их творчества, не переросло, но стало основой для творческого сотрудничества.
Впервые повесть «Кентервильское приведение» было опубликовано в лондонском журнале The Court and Society Review в 1887 году. И это было первое художественное произведение начинающего автора. Произведение было написано с сатирическим уклоном на буржуазное общество конца 19-го века. И все же в нем чувствуются романтически-сентиме нтальные нотки.
Автор повести «Кентервильское приведение» — английский писатель ирландского происхождения — О́скар Фи́нгал О’Фла́эрти Уи́ллс Уа́йльд (англ. Oscar Fingal O’Flahertie Wills Wilde; 1854 , Дублин – 1900, Париж).
Памятник Пушкину в Царском Селе.
Этот памятник был заложен 28 мая 1899 года, в связи со столетним юбилеем поэта в лицейском садике, в Царском Селе. Деньги на сооружение памятника были собраны по подписке, инициатором которой был поэт Иннокентий Анненский. Скульптор — Р.Р. Бах.
Памятник представляет собой изображение Александра Сергеевича, охваченного раздумьем.
Поэт, в форме лицеиста, сидит на ажурной скамье. Одна рука подпирает голову, другая свободно свисает, опираясь локтем о спинку скамьи. В этой бронзовой скульптуре, Пушкин изображён совсем молодым, он ещё полон надежд и, как будто всматривается в свои любимые Царскосельские сады. Памятник окружен зеленью, а на гранитном цоколе памятника высечена следующая цитата поэта:
Источник