Какие художественные приемы помогают автору передать эмоции лирического героя
Как различные поэтические приемы помогают автору передать чувства, охватившие лирического героя?
Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
Я встретил вас — и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое —
И сердцу стало так тепло.
Как поздней осенью порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас, —
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты.
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне, —
И вот — слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне.
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, —
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь.
Ф. И. Тютчев, 1870
Вторая и третья строфы стихотворения построены на сопоставлении картин природы и состояния человека. Как в литературоведении называется этот прием?
Сравнение- сопоставление предметов или явлений. В данных строфах сопоставляются картины природы и состояния человека.
Ответ: сравнение или параллелизм.
Я предполагаю, что это может быть сравнением. Вторая и третья строфы соединены союзом КАК, . ТАК. Это ярко выраженное сравнение. Автор проводит параллель между состоянием природы и души человека.
Вы правы, хоть и довольно сложное по структуре, но это сё-таки сравнение. Ответ поправлен.
Термин «сравнение»,я считаю, здесь не совсем корректен. Тут, по моему, более уместен термин «параллелизм, так как действия происходят параллельно друг другу.
Я думаю это не просто параллелизм, а психологический параллелизм
Этот ответ добавлять не будем, так как такого термина в кодификаторе нет.
Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в четвертой и пятой строфах данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).
Гипербола(«вековая разлука») — преувеличение.
Сравнение («как бы во сне»).
Анафора («тут…тут; и то же…и та ж..) — единоначатие.
«Вековая разлука» может считаться и эпитетом.
Ответ: 123 или 234.
В ответе не учтен эпитет: «отжившее сердце», «время золотое»
В задании речь идёт о четвёртой и пятой строфах, а Вы о первой пишите. Читайте задание внимательно.
5-я строфа «вековая разлука» — эпитет
Согласна с Вами. Можно и так считать. Пояснения дополнены.
так же возможен вариант 134 (гипербола, анафора, эпитет).
Нет, если мы сочетание «вековая разлука» считаем гиперболой, а других эпитетов в 4-й и 5-й строфах нет, тогда ответ будет — 123, а если меняем гиперболу на эпитет, то — 234, предложенного Вами варианта ответа не может быть.
В чем особенность изображения чувств человека в лирике Ф. И. Тютчева и каких русских поэтов можно назвать его последователями?
Лирический герой стихотворения Ф.И. Тютчева «Я встретил Вас…» находится под властью поздней любви. Он уже не молод, поэтому нахлынувшее чувство сравнивает с дуновением весны «поздней осенью». Чувство захватило лирического героя целиком, без остатка, он подчеркивает, что жизнь стала какой-то нереальной: «как во сне». Любовь в понимании Тютчева – самое большое потрясение в жизни человека.
Подобные чувства испытывает лирический герой стихотворения А. Толстого «Средь шумного бала, случайно…» В нём поэт попытался передать впечатления от первой встречи с той, которой впоследствии суждено будет стать его супругой. Незнакомка была выше светской суеты и держалась обособленно, при этом на ее лице лежал некий отпечаток тайны. «Лишь очи печально глядели, а голос так дивно звучал», — отмечает поэт. В момент создания стихотворения «Средь шумного бала, случайно…» он идеализирует свою избранницу, отмечая, что она грезится ему и во сне, и наяву.
Последователем Тютчева в раскрытии темы любви можно считать и Блока. В стихотворении «О подвигах, о доблестях, о славе…» поэт проповедует: любовь возвышает человека над обыденностью, любовь — всепоглощающая тайна, она может давать силы, может лишать их. Когда приходит момент разлуки, наступает опустошение. Поражает отношение лирического героя к возлюбленной: он почти обожествляет ее («…ты не оглянулась», «…ты не снизошла»). Обожествление можно отметить и в такой детали, как призрачность, почти не существование возлюбленной. Герой, несмотря на расставание, называет свою возлюбленную «милой», «нежной», что говорит о его способности любить жертвенно, полнокровно.
Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности всего миропорядка – об этом писали Тютчев, Толстой, Блок.
На мой взгляд,ответ не точен. В вопросе речь идет об ОСОБЕННОСТЯХ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЧУВСТВ- то есть о том,КАК Тютчев передает переживания своего лирического героя. Тут,наверно,уместно будет упомянут о «ночной» лирике Тютчева, о его тихих ночных откровениях, о неразрывной связи его лирики с природой, о его умении созерцать мир. Мне кажется,что похожие настроения наполняют лирику Бунина и Фета.
А в приведенном для пояснения фрагменте раскрывается отношение Тютчева к любви, причем на основе только одного,конкретного стихотворения. Это не является ответом на вопрос.
Ответ верен. Любовь — это тоже чувство, раскрываемое в конкретном стихотворении, принадлежащем лирике Тютчева. Сравнение с ещё двумя произведениями других авторов в ответе есть.
Лирический герой стихотворения «Я встретил Вас…» находится под властью поздней любви. Он уже не молод, поэтому нахлынувшее чувство сравнивает с дуновением весны «поздней осенью». Так с помощью развёрнутой метафоры автору удаётся передать переживания героя. В первой строфе стихотворения это состояние подчёркивают противопоставленные друг другу эпитеты: «отжившее» сердце — «золотое» время. Для того чтобы акцентировать внимание на силе испытываемых героем переживаний, автором используются многочисленные повторы. Примером этого может служить последняя строфа: в ней представлена анафора (единоначатие):
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, —
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь.
Чувство захватило лирического героя целиком, без остатка – с помощью сравнения «как во сне» он подчеркивает, что жизнь стала какой-то нереальной.
Не всегда всё в любви можно высказать словами — в стихотворении недоговорённость передана многоточием в третьей, четвёртой, пятой строфах – поэт словно погружается в свои мысли, предоставляя возможность и читателю вспомнить и задуматься о своих чувствах.
Таким образом, используя различные поэтические средства, Тютчеву удаётся передать силу чувств, охвативших лирического героя.
Критерии оценивания выполнения задания
Баллы
1. Соответствие ответа заданию
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения
2
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения
1
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей
0
2. Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют
2
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена,
И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка
1
Суждения не аргументированы текстом произведения,
И/ИЛИ авторская позиция искажена 1 ,
И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки
0
3. Логичность и соблюдение речевых норм
Отсутствуют логические, речевые ошибки
2
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок
1
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)
0
Максимальный балл
6
1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных идей произведения, общих авторских оценок.
Источник
Как различные поэтические приемы помогают автору передать ведущее настроение стихотворения?
Вопросы о поэтических приемах встречаются часто, поэтому очень важно знать все изобразительно-выразительные средства. Ниже представлен ответ на вопрос «Как различные поэтические приемы помогают автору передать ведущее настроение стихотворения?» и вы можете воспользоваться тезисами, в нем изложенными.
Такие поэтические приёмы, как эпитеты, анафора и метафора, помогают передать автору ведущее настроение стихотворения.
В стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад…» Афанасий Афанасьевич Фет использует анафору для создания многогранной картины природы. Так же, такой эпитет, как «в тиши ночной» показывает яркость образов, созданных автором. Метафора «томительных и скучных лет» передаёт настроение автора, а именно — ощущение тоски и безысходности.
Какие чувства борются в душе Раскольникова, пришедшего «делать пробу» перед преступлением?
Автор: Admin · Published 03.01.2021
В произведениях каких русских поэтов отражено столкновение мечты и реальности и в чём эти произведения созвучны стихотворению М. Ю. Лермонтова?
Автор: Admin · Published 13.01.2021 · Last modified 06.01.2021
Источник
15. Как различные поэтические приемы помогают Тютчеву передать чувства, охватившие лирического героя в стихотворении «Я встретил вас. »? (ЕГЭ по литературе)
Данное стихотворение Ф. И. Тютчева, написанное в конце жизни поэта и рассказавшее о сильнейших чувствах и переживаниях, является образцовой любовной лирикой, даже романсом. В нем Тютчев использует различные поэтические приемы для того, чтобы изобразить эмоции, испытываемые лирическим героем.
Само произведение написано в форме посвящения и поднимает такую тему, как оживление человека при встрече с прошлой любовью.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
В первой же строфе мы видим противопоставленные друг другу эпитеты («отжившее сердце» и «золотое время») и это сразу дает нам понять, насколько сложны переживания героя. Чередование мужской и женской рифмы задает определенный темп. Анафоры («Я встретил…», «Я вспомнил…») и повторения («Бывают дни, бывает час») подчеркивают эмоциональное возбуждение героя, который буквально ожил от встречи, напомнившей ему о былой любви. Для этого также существуют эпитеты («время золотое», «милые черты»), которые передают то, насколько сильное чувство испытывает лирический герой. Есть тут и гипербола («как после вековой разлуки»), которая дает нам понять, что без любви время тянулось очень долго, как будто целый век прошел. Большую роль в стихотворении играет сравнение с природой — герой переживает осень своей жизни, поэтому его воскрешение при воспоминании о любви поэт сравнивает с весенним дуновением, когда оживает природа, подчеркивая правильность, естественность этих эмоций. Сравнение «как во сне» дает нам понять, что чувства настолько захватили лирического героя, что жизнь кажется ненастоящей, нереальной. Поэтому в третьей, четвертой и пятой строфах автор использует многоточия, подчеркивая, что иногда вообще не находится слов, и это заставлять читателя задуматься и обратиться к своему опыту, пережить то же, что и лирический герой.
Таким образом, Тютчев использует различные поэтические приемы, в том числе синтаксические, стихообразующие и лексические, и с их помощью передает все, что чувствует лирический герой в данный миг, прославляя вечность, неиссякаемую глубину любви, задумываясь над тем, как же остаться верным идеалам и человеческим ценностям.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id92516
Источник
Как различные поэтические приемы помогают автору передать чувства, охватившие лирического героя? (Тютчев Ф. И.)
Ф.И. Тютчева мы знаем как поэта – романтика, воспевающего красоту русской природы. Романтичны у него не только пейзажные зарисовки, но и стихи о любви. Так, написанное уже в зрелом возрасте стихотворение « Я встретил вас» посвящено баронессе Крюденер. Произведение создано под впечатлением от встречи с ней после долгой разлуки.
Чтобы показать, что когда-то забытые чувства вспыхнули снова, поэт использовал кольцевую композицию. Стихотворение приобретает певучесть благодаря ямбу и перекрестной рифмовке. Не случайно это произведение было положено на музыку и стало всеми любимым романсом. Используемые Ф.И. Тютчевым аллитерация и ассонанс придают произведению ритмичность, движение подобно тому, как душа лирического героя испытывает трепет из-за нахлынувших чувств. Многоточия в конце строф выражают недосказанность, будто поэт пытается скрыть глубинные чувства человека. Стихотворение насыщенно стилистическими фигурами. Так, поэт применяет антитезу. В первой строфе мы читаем такие строки: « Как поздней осени порою…» и« Когда повеет вдруг весною …». Автор соотносит природные явления с чувствами и переживаниями героя. Анафора( « И то же…», «И та ж…») помогает поэту передать волнение от нахлынувших внезапно давно забытых чувств. А философские размышления о быстротечности жизни и вечности любви помогает оформить градация( «бывают дни, бывает час»).
Таким образом, используемые Ф.И. Тютчевым поэтические приемы помогли более полно и красочно описать чувства героя, которые он испытывает в определенный момент жизни.
Внимание! Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Источник
Литература для всех
Сайт Чарушиной Ирины Григорьевны
Анализ лирического текста. Часть 4
ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДС TBA ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ
Литературный образ может существовать только в словесной оболочке. Все, что, необходимо выразить поэту: чувства, переживания, эмоции, размышления, — выражается через словесную ткань лирического произведения, через слово. Следовательно, слово, язык — «первоэлемент» литературы, поэтому при анализе лирического произведения словесному строю уделяется большое внимание.
Важнейшую роль в поэтической речи играют тропы: слова и выражения, употребленные не в прямом, а в переносном значении. Тропы создают в лирическом произведении иносказательную образность, когда образ появляется из сближения свойств одного предмета или явления с другим. Общая роль всех художественно-выразительных средств — отражать в структуре образа способность человека мыслить по аналогии и выявлять сущность определенного явления. При анализе необходимо выделять именно авторские тропы, то есть те, которые однократно употреблены поэтом в конкретном случае. Именно авторские тропы создают поэтическую образность.
При анализе стихотворения важно не только указать то или иное художественно-выразительное средство, а определить функцию тропа, объяснить, с какой целью, почему поэт употребляет именно этот вид тропа; оценить, насколько иносказательная образность характерна для конкретного художественного текста или поэта, насколько она важна в общей образной системе, в формировании художественного стиля.
Существует большое количество разновидностей тропов: все они нужны автору для выражения собственных идей в поэтической речи. Для лирической речи характерна повышенная экспрессивность отдельных слов и речевых конструкций. В лирике по сравнению с эпосом и драмой наблюдается больший удельный вес художественно-выразительных средств.
Следует различать иносказательность слов (художественно-выразительные средства, стилистические приемы) и иносказательность образа (аллегория и символ). Аллегорию и символ надо относить «не к сфере языка, а к сфере мира» произведения: это «не слова, а значащие элементы мира (персонажи с их жестами и костюмами; предметы с их свойствами и многие другие явления)».
При обращении к художественно-выразительным средствам в процессе анализа лирического произведения следует, во-первых, определить, к какому тропу относится данное слово или словосочетание; во-вторых, объяснить, с какой целью автор использует именно данное художественно-выразительное средство, как художественный прием раскрывает идейный замысел поэта, изображает предметы или явления, передает чувства, переживания, настроение лирического героя.
Например, в элегии А.С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» лирического героя преследует мысль о краткости человеческой жизни, поэтому используется сравнение, на которое наводит вид уединенного дуба:
— передача эмоционально-экспрессивной оценки изображаемого.
(Синтаксические фигуры художественной речи)
В синтаксисе воплощаются интонации звучащего слова.
Синтаксические фигуры – устойчивые приемы синтаксического построения той или иной части текста. Основная функция всех синтаксических фигур – повысить выразительность текста, усилить эмоциональное воздействие на читателя (например, инверсия выделяет ключевое слово фразы).
Использование звуковых сочетаний в поэтической речи
Поэт не всегда использует звукопись при написании стихотворения. Но созвучные сочетания согласных или гласных звуков позволяют не только представить изображенный поэтом образ, но и услышать его, поэтому фонетические приемы помогают автору выделить то или иное явление, обратить внимание читателя на созданную картину. При анализе стихотворения необходимо обозначить употребленные поэтом звуковые повторы (анафору, эпифору, аллитерации, ассонансы) и выявить их роль в поэтическом тексте. Например, в художественном мире И. Бродского использование аллитераций и анафор является характерной поэтической манерой, благодаря которой создается особый интонационный стой, который и является отличительной чертой поэтики автора:
Слышишь ли, слышишь ли ты в роще детское пение,
над серебряными деревьями звенящие, звенящие голоса,
в сумеречном воздухе пропадающие, затихающие постепенно,
в сумеречном воздухе исчезающие небеса.
Если фонетических приемов в поэтическом тексте нет, то обращаться к ним нет необходимости.
Звукопись — повторение похожих звуковых сочетаний гласных или согласных в художественной речи.
Я вздрагивал. Я загорался и гас.
Я трясся. Я сделал сейчас предложенье,
Но поздно, я сдрейфил, и вот мне — отказ.
Как жаль ее слез! Я святого блаженней!
Анафора — единоначатие, одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в начале следующих строк.
Клянусь четой и нечетой,
Клянусь мечом и правой битвой… (А.С. Пушкин)
Эпифора — фигура речи — повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки, одинаковые звуковые, ритмические конструкции или словосочетания в конце после? дующих строк.
Не воздух, а золото,
Скован без молота —
Не движется мир.
Использование анафор и эпифор, как правило, служит для выделения какого-либо образа, предмета, концентрирует внимание читателя на слове (словах), которые повторяются.
Аллитерация — прием звуковой выразительности, заключающийся в повторении однородных, сходных по звучанию согласных звуков в стихе, строфе.
«Пора, перо покоя просит…»
Аллитерации используются обычно для звуковой выразительности, но обладают и изобразительными возможностями. Эти возможности аллитерации не ограничиваются звукоподражанием (Били копыта, пели будто. /Гриб. Граб. Гроб. Груб. В.В. Маяковский). Связывая между собой разные по значению, но сходно звучащие слова, аллитерация тем самым устанавливает между ними нетрадиционные смысловые связи. Например, в стихотворении А. Белого (Я вижу молнии из мглы / И морок мраморного грома…).
Ассонанс — повторение в строке, строфе, фразе однородны гласных звуков, а также’ неточная рифма, в которой созвучны только некоторые, преимущественно гласные звуки.
Багровое взметнулось полымя
Над рокотом аэродрома,
А голуби, как будто голые,
Неслись на сизом фене грома.
Использование ассонанса делает стихотворную строку более благозвучной, а также выделяют ключевое слово. Например, в строке из произведения Б. Пастернака (Скала и плащ. Скала; и плащ, и шляпа…) повторяются ударные гласные звуки: звук а по своей форме напоминает скалу и развивающийся плащ — образы, о которых идет речь в стихотворении.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ
Для анализа существенно выявление в лирическом произведении различных лексических пластов, сниженной и возвышенной лексики. Употребление слов возвышенного или сниженного стиля придает лирическому произведению патетическое звучание («Пророк» А.С. Пушкина) или приземленно-бытовое («Веселье на Руси» А. Белого). Особый эффект производит употребление возвышенной и сниженной лексики в том случае, если то пли иное слово входит в языке в синонимический ряд: употребленное в лирическом произведении слово как бы оттеняется нейтральным синонимом. Например, в стихотворении А.С. Пушкина Пророк» вместо нейтральных слов: глаза, губы, смотри, слушай, используются соответствующие возвышенные синонимы — зеницы ,уста, виждъ, внемли. Если же в речи лирического героя преобладает нейтральная лексика и отсутствуют возвышенные и сниженные слова и обороты, то это также важный стилевой показатель.
Для анализа лирического произведения существенно выявление в стихотворении историзмов, архаизмов, неологизмов большинство архаизмов относится к возвышенной лексике и, следовательно, выполняет те же самые функции, а также используются для воссоздания колорита эпохи («Фелица» Г.Р. Державина). Историзмы употребляются в стихотворении также для воссоздания исторической атмосферы прошлого (оды М.В. Ломоносова).
При анализе лирического произведения важно также определить значение авторских неологизмов, которые возникают из-за потребности автора найти более меткое или выразительное слово, название для обозначения вещи, явления, предмета, чувства. Например, удачен и выразителен авторский неологизм В. Маяковского «любёночек», которым поэт обозначил «Маленькую», только что зарождающуюся любовь. Некоторые авторские неологизмы могут привиться в языке и стать общеупотребительной языковой нормой. Например, придуманное Вл. Хлебниковым слово «летчик» вместо слов иностранного происхождения «пилот», «авиатор» стало общеупотребительным. Диалектные слова употребляются в лирическом произведений для создания «местного колорита» (русские народные песни).
Именно авторские лексические средства выразительности, то есть те, которые непосредственно созданы, придуманы поэтом, играют в анализе наиболее существенную роль.
1. В стихотворении А.С. Пушкина «Я вас любил…» поражает читателя простота организации художественной речи: не используются практически художественно-выразительные средства (нет сравнений, ярких метафор). Поэт только называет то, о чем пишет:
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас Ничем.
Особую роль в стихотворении приобретают эпитеты («любил безмолвно, безнадежно», «любил так искренно, так нежно»). Спокойную, умиротворенную интонацию раздумья создает использование пятистопного ямба и частых пиррихиев.
2. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» по форме представляет собой одно сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. В первых трех четверостишиях стихотворения описывается трепетный момент очищения души лирического героя. Тревоги, волнения уходят, «когда волнуется желтеющая нива и свежий, лес шумит при звуке ветерка», «когда… ландыш серебристый приветливо качает головой», «когда студеный ключ играет по оврагу». Лирический герой внутренне спокоен, когда находится на лоне природы, наслаждается ее красотой и чувствует себя частью Вселенной. Только такая сопричастность с природным миром позволяет «счастье… постигнуть на земле», а в небесах увидеть Бога. Лирическое стихотворение богато художественно-выразительными средствами, изображающими сущность настоящей красоты. Поэтические эпитеты создают атмосферу такой таинственности: «под тенью сладостной», «румяным вечером», «в какой-то смутный сон», «таинственную сагу». Художественные олицетворения позволяют сделать описываемую картину яркой, зримой, живой: «волнуется желтеющая нива», «свежий лес шумит при звуке ветерка», «прячется в саду малиновая слива», «ландыш серебристый приветливо качает головой», «студеный ключ… лепечет… таинственную сагу про ирный край, откуда мчится он». Природа как бы играет с лирическим героем, открывая ему свои неведомые грани. Лермонтовское стихотворение наполнено ощущением покоя, безмятежного счастья, которое разлито в природе. И только осознав это в полной мере» — пережив, прочувствовав, лирический герой говорит:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,-
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога…
3. Для поэтики стихотворения М.Ю. Лермонтова «Я не унижусь пред тобою…» характерна риторичность: использование Художественно-выразительных средств, синтаксических фигур, фонетических приемов: риторических вопросов и восклицаний, антитез, анафор. Например, в следующей строке используется анафора:
И так пожертвовал я годы…
И так я слишком долго видел.
«Тяжелая» лермонтовская фраза создается благодаря yno треблению четырехстопного ямба, дополненного ритмическими ударениями в середине строки:
Чтобы твою младую руку —
Безумец — лишний раз пожать…
Данные художественные приемы придают всему синтаксису особое напряжение, которое отражает душевное состояние лирического героя, далекого от спокойствия и умиротворенности Для лексического строя стихотворения важно использование слов, несущих яркую эмоциональную, экспрессивную окраску («я не унижусь», «возненавидел», «пожертвовал»). Такая лексика в целом характерна для романтического стиля Лермонтова. Характеризуя сложный внутренний мир лирического героя, поэт употребляет гиперболы:
Я дал бы миру дар чудесный,
А мне за то бессмертье он…
Я был готов на смерть и муку,
И целый мир на битву звать.
3. Двойственность внутреннего состояния лирического героя в стихотворении И.А. Бунина «Одиночество» передано через построение фразы. Лирическое произведение написано трехсложным размером: ритмической основой является трехстопный анапест — один из самых элегических размеров русской поэзии, который передает уныние, тоску лирического героя. В бунинском стихотворении используются только мужские рифмы, благодаря чему создается ощущение тяжести, мрачности, безнадежности:
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один — без жены…
Но произведение написано не чистым анапестом: первые стихотворные строчки каждого четверостишия и третьи в первой — третьей строфе — трехстопный амфибрахий, который немного ломает общий ритм. Таким образом поэт показывает читателю, что внутренняя жизнь лирического героя не так монотонна, как кажется на первый взгляд. Элегическая тональность предполагает успокоенность. Здесь же только дано желание лирического героя успокоиться, перевести надрыв. Душевную боль надо направить в иное русло, но время спокойствия еще не пришло, так как свежа душевная рана. Принцип психологического подтекста используется и на уровне синтаксиса: в стихотворении нет ярко выраженных синтаксических фигур, риторических приемов, поскольку сам характер переживания лирического героя предполагает сдержанное выражение, чувство прячется, на поверхности остается лишь спокойствие.
4. Создавая картину спящего зимнего леса в стихотворении «Фантазия» К.Д. Бальмонт использует аллитерацию: в лирическом произведении все движется, чувствует, живет. Для описания лирического пейзажа поэт употребляет следующие словосочетания: «трепещут очертанья», «роптанья ветра», «дождь струится», «искры лунного сиянья», которые создают ощущения мимолетности, зыбкости, переменчивости. Бальмонт широко использует прием звукописи, который создает впечатление тихого плесканья, нежного журчанья, что делает стих поэта особенно музыкальным. За счет удлинения стиха и использования ассонансов движение приобретает в стихотворении черты певучей медлительности, сонной замедленности, размеренности. Все вышеперечисленные черты позволяют отнести данное лирическое произведение Бальмонта к шедеврам символистикой лирики.
5. Почти в каждой строчке стихотворения В.В. Маяковского «Лиличка!» выразительная иносказательная образность (сравнение со слоном и быком). Для изображения чувства лирического героя используются в основном овеществляющие метафоры («сердце в железе», «Любовь моя — тяжкая гиря ведь», «…душу цветущую любовью выжег»). Для усиления экспрессивности употребляются созданные поэтом неологизмы («к py ченыховский», «обезумлюсь», «выреветь», «опожаренный»). Этой же цели служат и сложные, составные рифмы, которые невольно фиксируют внимание читателя. Поэт часто использует инверсии («в мутной передней долго не влезет сломанная дрожью рука в рукав», «Слов моих сухие листья не заставят остановиться, жадно дыша?»), риторические обращения. Рваный ритм создается за счет использования тонической системы стихосложения, употребление коротких и длинных строк. Переживания лирического героя о своей «громаде-любви» воплощаются через систему повторов («Кроме любви твоей, мне нету моря», «Кроме любви твоей, мне нету солнца», «…мне ни один не радостен звон, кроме звона твоего любимого имени», «Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа»).
6. В стихотворении С.А. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных…» используется пятистопный хорей, который передает спокойную, размеренную интонацию всему произведению:
Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук…
Подбор эпитетов («нежная», «светлая», «тонкое», «тихий», «кроткий») характерен для поэтического стиля Есенина. Покоем, умиротворением, гармонией наполнены следующие строчки стихотворения:
В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок, моет лапкой рот…
Воспоминания лирического героя не вызывают боли, поэтому поэт сравнивает образ возлюбленной с природой, где все естественно, гармонично, где практически не существует времени как такового:
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих с ветром coт.
Через стилистику стихотворения передается ощущение эпического приятия мира лирическим героем в целом, в том числе и любви с ее неизбежным расцветом, и увы, столь же неизбежным увяданием.