Какие эмоции наряду с базовыми выделяет психология искусства как особый вид эмоциональных

Эмоции и их значение в муз. развитии и образовании личности

Основное содержание музыки, по мнению Э. Курта, Б.В. Асафьева, С.Н. Беляевой-Экземплярской, Б.М. Теплова и др, ее интонируемого смысла – являются эмоции, настроения, переживания, аффекты, чувства.

Если не противопоставлять эмоциональное интеллектуальному началу, а видеть в нем путь к интуитивному, то музыка является кратчайшим путем к развития такого интеллекта у человека воспринимающего.

Эмоции — от лат. возбуждать, волновать. Это непосредственное переживание значимости, действующих на индивида явлений и ситуаций.

Функция эмоции – это оценка и регуляция психической деятельности и поведения индивида.

Музыку можно считать феноменом-спутником развития эмоциональной сферы человека за счет оценки значимости всего происходящего.

· Базовые (радость, печаль, страх, гнев, удивление, безразличие). От них разветвляется древо настроений и мельчайших нюансов переживаний.

Настроение – та же эмоция, но более длительная, живет во времени. Н.А. Римский-Корсаков писал, что настроения являются главной сущность музыкальных впечатлений, но они полны также мыслей и образов.

В переживании, по Б.М. Теплову, и непосредственная чувственная ткань и понимание как новый результат.

Музыкальное переживание специфично, т.к. опирается на специфичную чувственную ткань муз. сознания, а не на бытовые чувственные координаты. Музыкальное переживание – результат восприятия музыкального образа и отношения к нему. По Выготскому, переживание – единство аффекта и интеллекта. В этом же эмоциональном ряду находятся аффекты — особый вид эмоций, возникающих, в условиях, когда субъект не справляется с ситуацией. Отличается большой силой и способностью тормозить другие психические процессы. Существует два способа аффективного преодоления непереносимых переживаний:

· Бегство (уход в себя или в мир иллюзий – та аффективная доминанта, которая процветала всегда в истории искусства)

· Агрессия. Процветает в соврем-ой музыке как реакция на действительность.

В музыке аффекты динамичнее, чем в других искусствах. Музыка – катализатор спящих эмоций. В таком понимании музыкальное переживание аффекта – терапевтическое средство.

С аффектами часто сближают страсти.

Чувства – устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значения этих явлений в связи с его потребностями и мотивами.

Эмоции – ситуативная оценка, а чувства более устойчивы. Чувства в муз. более всего связаны со стилевыми характеристиками, т.к. в стилевых обобщениях отражены ведущие ценности эпохи, комп-ой индивидуальности.

В психологии искусства выделяют эстетические эмоции, помимо базовых. Чувство прекрасного и безобразного, наслаждение красотой формы и т.д.

Музыкальное развитие начинается с развития чувствительности на всех уровнях муз. ткани и сознания.

Эмоциональный слух – термин В.П. Морозова – локализуется на всех уровнях муз сознания индивида. Оттачивать эмоциональный слух к музыке – оттачивать душу человека.

Одним из эффективных средств развития эмоциональной сферы являются методики музыканта-психолога Ражникова Владимира Григорьевича – Школа Настроения, Маленький Эмо, Словарь эмоций, которые дают возможность расширить диапазон переживаний и эмоций ребенка через слово, живопись и поэтическую метафору.

Наряду с вербальными методами, большое значение в эмоциональном развитии ребенка имеют невербальные способы: пластическое интонирование, метод свободного танца А. Дункан, музыкальная драматизация (с элементами психодрамы Морено или Театра Масок), рисование музыки и т.д.

Одним только рассказом о музыке нельзя научить чувствам или эмоциям.

Развитость, тонкость и дифференцированность музыкальных переживаний имеет и обратный ход – к познанию и самопознанию человеческих чувств.

Тонкость эмоционального музыкального слуха может помочь ребенку получить доступ к пониманию собственных смутных переживаний и эмоций, а так же «слышать» чувства других людей.

Необходимо подкреплять и психологически поддерживать эмоциональное развитие ребенка, которое происходит не только благодаря педагогическому руководству, но и естественному взрослению.

Таким образом роль эмоций и всех их ответвлений в музыкальном развитии, образовании личности – первостепенна. Она заключается в широком, многомерном, ценностном воздействии на внутренний мир личности и систему отношений человека к жизни , к искусству, и творчеству – ко всему, что заключено в музыке, как в хранилище духовного и душевного, жизненно необходимого опыта человеческого сознания и культуры.

Источник

Какие эмоции наряду с базовыми выделяет психология искусства как особый вид эмоциональных

Специфика психологии искусства по отношению к другим изучающим искусство дисциплинам заключается не только в ее предмете, но и в методах. Сильная сторона психологии в изучении искусства состоит во владении экспериментальной методологией и возможности строить свои концепции на основе не только теоретических соображений и данных самонаблюдения, но также и экспериментально полученных факторов. Именно психологии доступно изучение конкретных частных механизмов и тонких индивидуальных различий в восприятии и воздействии искусства.

Можно выделить такие подходы к изучению психологии искусства:

  • искусство-центрический: в центре внимания находится произведение искусства как молчащий сфинкс , а вокруг мечутся воспринимающие, желающие заставить этого сфинкса заговорить. Наиболее развитым это удается, а другие оказываются лишенными этого источника эстетического удовлетворения. Очевидно, что такой подход неспособен описать ситуацию реального взаимодействия произведения искусства и личности;
  • т еоретико-нормативный : исходит из нормативной модели полноценного, адекватного, развитого типа эстетического восприятия. Здесь главное — насколько процесс восприятия близок к эталонному , предусмотренному теоретической моделью. Такой подход уводит исследователя от качественного анализа индивидуального своеобразия различных вариантов взаимодействия личности и произведения искусства;
  • механистический подход рассматривает восприятие искусства как результат механического функционирования неких интрапсихических механизмов, а не активности самой личности. Личности отводится пассивная роль;
  • к огнитивно-аффективный подход связывает искусство с эмоциональной сферой человека: эмоции , «работающие» в искусстве, отличаются от других эмоций тем, что они сублимированные;
  • деятельностный подход рассматривает искусство как механизм трансляции смыслов;
  • системно -типологический подход в психологии искусства выдвигает на первое место фигуру творца.
Тип с доминирующей рациональной функцией Тип с равносильными рациональной и иррациональной функциями Тип с доминирующей иррациональной функцией
Искусство служит народу.

Искусство воспитывает и направляет.

Рассчитано на массы.

Симфонизм музыкального мышления.

Страсти контролируются рассудком.

Злободневность тематики .

Искусство возвышает над обыденностью,

будит чувства, мысль,

Игра комбинациями чувств и образов.

Современность и мифологичность образов.

Искусство раскрывает в людях лучшие стороны,

приобщает к смыслу мировой гармонии,

помогает выразить себя.

Утонченная выразительность звукоизвлечения

Культ утонченной чувственности

и всепоглощающих страстей.

Искусство как способ самопознания [править]

В произведение искусства творец вкладывает свои мысли, чувства, темперамент. Самораскрытие, самопознание, самоактуализация, самопрезентация, самовыражение и другие формы презентации самости выступают в творчестве наиболее ярко. Многие выдающиеся музыкальные, литературные и художественные произведения глубоко автобиографичны.

Искусство и архетип [править]

Архетипические образы всегда сопровождали человека, они являются источником мифологии, религии, искусства. В этих культурных формах происходит постепенная шлифовка спутанных и жутких образов, они превращаются в символы, все более прекрасные по форме и всеобщие по содержанию. Мифология была изначальным способом обработки архетипических образов.

Творчество, способности, талант, гениальность в искусстве

Творческий процесс, его составляющие и динамика [править]

Процесс художественной творческой деятельности очень индивидуален (см. «Психология искусства: типологический подход»).

Схема художественной творческой деятельности (в общих чертах):

1. Поиск (сознательный или бессознательный) стимула к творческому движению

Искусство как форма терапии [править]

Виды арт-терапии, представленные в психологии и медицине, отвечают существующим видам искусств. Выделяют собственно арт-терапию, музыкотерапию, танцевальную терапию, драмотерапию, сказкотерапию, библиотерапию, маскотерапию, этнотерапию, игротерапию, цветотерапию, фототерапию, куклотерапию, оригами и тому подобное. Кроме того, каждый из этих видов имеет множество арт-терапевтических техник, которые применяются для решения внутренних и межличностных конфликтов, кризисных ситуаций, травм, невротичных и психосоматических расстройств.

Экспериментальная и психоаналитическая парадигмы в исследовании творческого стиля [править]

Экспериментальная и психоаналитическая парадигмы в исследовании творческого стиля проходят через всю историю эстетики. Они отражают существование объективных и субъективных закономерностей в психологии творчества. Произведение искусства — есть всегда синтез объективных и субъективных законов. Доминирование в каждом конкретном случае тех или других закономерностей связано часто с психологическим типом творца.

Системно-типологический подход в психологии искусства [править]

Системно-типологический подход к проблеме литературных, музыкальных, художественных и т. п. способностей предполагает существование единого комплекса природных задатков, развивающихся на их основе способностей, психофизиологических и психологических особенностей, условий развития, воспитания, средовых влияний. При этом центральной проблемой любых способностей становится проблема индивидуальных различий. Личностные особенности художественного интеллекта, восприятия, памяти, мышления, ценностно-мотивационная сфера, мировоззренческие установки, творческий процесс и способ создания произведения искусства определяют индивидуальный творческий стиль автора, его технику и язык. Базисом этого комплекса является психологический тип личности.

Единство художественных, когнитивных и личностных особенностей, включающих доминирующую мировоззренческую установку типологического характера определяет творческий стиль писателя, музыканта, художника. Формула «Стиль — это человек» подтверждается известными словами Флобера: «Мадам Бовари — это я».

«Писателю принадлежат все формы творчества; ему — стрелы иронии, ему — нежные, легкие слова; ему — театральные персонажи, ему — необъятные лабиринты сказок и вымыслов, ему — все цветы, ему — все шипы; он возлагает на себя все одежды, проникает в глубь всех сердец, испытывает все страсти, постигает все интересы. Душа писателя стремится к миру и отражает его» (О. Бальзак).

«На мой взгляд, подлинный современный мир — это мир, созданный художником, это явившийся ему мираж. Художник не несет никакой ответственности перед обществом, художник ответственен только перед самим собою» (В. Набоков).

Система психологических типов — псикосмология, предлагаемая Н. Л. Нагибиной и ее научным коллективом, строится на соотношении принципов познания: рациональном и иррациональном. В каждом человеке доминирует один из способов познания, второй способ познания может являться подчиненным или равным первому (переходные типы). Рациональный — тип, в котором мышление является доминантным, рефлексивным, который относится к мышлению как к ценности более высокой в своей познавательной сфере, чем чувственное познание. Иррациональный — тип, в котором мышление не является доминантным, процесс познания не опосредован рефлексивными операциями, который относится к интуиции и ощущениям как к ценности более высокой в своей познавательной сфере, чем рефлексивное познание. В системе психологических типов находятся четыре рациональных типа (A, B, D, E) и четыре иррациональных (B, C, F, G), также имеются четыре переходных типа (AB, CD, EF, GH), в которых рациональный и иррациональный принцип познания имеют одинаковый вес.

В данном подходе доминантой звучит фигура творца. Феноменологический подход позволяет органично объединить научный и герменевтический методы исследований личности. Предложен оригинальный проект изучения стилевых особенностей творчества в контексте обусловленности их психологическим типом творца.

Психология искусства развивалась, .преодолевая воздействие психологизма (в Германии — В. Вундт, в России — последователи А. А. Потебни), выводившего форму художественных произведений и их содержание из особенностей индивидуального сознания, и антипсихологизма (формальной школы, структурализма), отвергающего зависимость этих произведений от психической активности субъекта. В отечественной психологии первую программу разработки этой области знания изложил Л. С. Выготский.

Психология искусства исходит из представлений о первичности искусства как особой исторически развивающейся системы по отношению к индивидуально-личностным свойствам творящих ее личностей. Используя конкретно-научные методы — наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, интервьюирование, биографический метод и прочие, — она исследует процессы творчества художественного с позиции реализации в них способностей и характера личности, ее интеллекта и эмоций, мотивационных факторов, отношений межличностных.

Поскольку в искусстве субъект духовно-практически осваивает мир посредством образов художественных, психология искусства выделяет механизмы их формирования, отправляясь от опыта познания человеком действительности в системе других элементов культуры, прослеживая закономерности преобразования этого опыта для порождения художественных творений. Своеобразие работы мысли при этом раскрывается в ее сравнении с оперированием теми чувственными и умственными образами, что организуют поведение субъекта вне сферы искусства. Такое сравнение позволяет объяснить уникальность актов художественного познания, их отличие от других форм отображения действительности.

Для построения образа художественного применяются заданные социально-историческим развитием культуры знаковые средства, овладение коими требует особых способностей, умений, навыков, выявляемых психологией искусства. Применяя эти средства, человек создает произведение искусства, кое зарождается в его психике как замысел, предвосхищающий будущее творение. Изучение его переживаний и состояний — в частности, вдохновения — на пути от замысла через пробы и варианты к итоговому результату позволяет проанализировать процессы в «мастерской художника» и так прояснить роль личностного фактора в становлении эстетических ценностей, продуцируемых целостной личностью художника в единстве ее сознания и неосознаваемых психических проявлений.

Специфика испытываемых при творчестве состояний дала повод для их различных иррационалистических трактовок, противопоставляющих осознанное постижение действительности особому откровению, сверхъестественному прозрению и пр. С позиций материализма, данные психологии искусства свидетельствуют о неправомерности попыток усмотреть в продуктах искусства эффект действия подспудных духовных сил, непостижимых для рационального и опытного познания. Однако они показывают важное значение интуиции и особых эмоциональных способов постижения художником действительности — в частности, в виде эмпатии.

Изучение переживаний, сопряженных с созданием и восприятием искусства, уже в древности выявило ключевую роль катарсиса. Феномен катарсиса позволил:

1) отграничить повседневные «житейские» чувства от эмоциональных потрясений, вызываемых общением с произведениями искусства;

2) обнажить внутреннее родство между психологией их создателя и тех, кто их воспринимает;

3) указать на их воздействие на личность не только в плане художественного познания реальности, но также и преобразования глубинных оснований ее отношений к ней, к другим людям и самой себе.

Эти аспекты определили основные проблемы психологии искусства:

1) изучение специфических характеристик образно-эмоционального строя личности, создаваемых ее включенностью в процессы порождения и восприятия эстетических ценностей;

2) анализ художественного восприятия как формы сотворчества в разные периоды развития индивида и у разных контингентов реципиентов (зрителей, читателей, слушателей);

3) воздействие искусства на ориентации ценностные и мотивацию поведения субъекта и его мировоззрения.

В данной статье рассказывается о становлении психологии искусства, а так же ее применение и развитие. Головин подробно объясняет как протекают все психические процессы, от чего они зависят и как применять данные теории на практике.

Источник

Оцените статью