Эмоции в спорте
Автор статьи: Екатерина Гордеева, специалист по учебно-методической работе Центра по работе со спортивно одаренными детьми Красноярского краевого института повышения квалификации работников физической культуры и спорта
Наша жизнь так или иначе связана со спортом. В детстве мы ходим на уроки физкультуры, а повзрослев, отправляемся в спортивные залы. Занимаясь спортом, мы испытываем разные эмоции, как положительные, так и отрицательные: грусть, радость, удивление, страдание, гнев и другие чувства. Давайте разберемся, что такое эмоции и какова их роль в спорте? Термин «эмоции» используется для обозначения любых душевных переживаний и отражают отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.
Эмоции играют в спорте важнейшую роль. «Спортивная злость», «горечь поражения» и «радость победы» постоянно сопровождают спортсменов. Эмоции ярко проявляются в предстартовом состоянии, а также во время спортивной борьбы.
Спортсмену очень важно управлять своими эмоциями, ведь от этого зачастую зависят его успехи в тренировочной и соревновательной деятельности. Безусловно, забота об эмоциональном состоянии спортсмена в первую очередь ложится на тренера. Для достижения желаемых результатов он должен находить подход к каждому из своих подопечных, работать с ними индивидуально, а не действовать по шаблону. Например, нельзя забывать об индивидуальных особенностях эмоциональных переживаний спортсменов. Так, опросы показали, что уверенность в победе над будущим соперником является прекрасным стимулом приблизительно для 50% спортсменов, но в то же время было выяснено, что около 20% спортсменов лучше выступят под угрозой поражения. Если большинство спортсменов предпочитает состязаться на своих стадионах, то некоторые все же успешнее выступают «на выезде»: оказывается, дома, на глазах у своих родных, близких и друзей, они особенно боятся проигрыша. Избыточный «груз ответственности» обусловливает напряженность, скованность спортсмена во время выступления, и в результате обостренное желание показать себя с лучшей стороны приводит к обратному результату.
Кроме того, настроить спортсмена на победу в состязаниях можно разными путями. Одного перед стартом надо успокоить, второго – разозлить, третьего – отвлечь от мыслей о предстоящем выступлении, четвертому, наоборот, целесообразней помочь сосредоточиться на будущей игре и последние часы и минуты перед соревнованием посвятить продумыванию тактики выступления. Есть спортсмены, которым перед соревнованием полезно активно потренироваться, некоторым целесообразнее посвятить сну несколько часов, оставшихся до игры. Тренеру нужно считаться с тем, что один и тот же метод психологического воздействия подстегивает, активизирует одного спортсмена и обезоруживает другого.
Однако нужно иметь в виду, что постоянные напутствия тренера такие, как «держи себя в руках», «тебе не следует поддаваться слабости» являются неправильными. Подавляя эмоции «в приказном порядке», тренер чаще всего достигает противоположного эффекта – у спортсмена усиливается нервное возбуждение, а слабость становится непереносимой. Не справляясь с переживаниями, спортсмен пытается подавить хотя бы внешние проявления эмоций. Однако внешнее благополучие при внутреннем разладе обходится слишком дорого: разбушевавшиеся страсти обрушиваются на организм, нанося ему удары, от которых он долго не может оправиться. И если спортсмен привыкает сохранять спокойствие на соревнованиях и держать эмоции в себе, он рискует заболеть всерьез. Таким образом, подавление эмоций на соревнованиях наносят ущерб здоровью и психологическому состоянию спортсмена.
Но самое главное, о чем должны позаботиться тренер и родители спортсмена – чтобы занятия спортом приносили человеку радость, доставляли удовольствие. Такому спортсмену всегда будет сопутствовать успех и в профессиональной карьере, и в личной жизни.
Источник
Какие эмоции испытывает человек занимающийся спортом
Владение собой, своими действиями, переживаниями, чувствами, поступками, обладание способностью и умением сознательно регулировать свое поведение в экстремальных условиях характеризуют одно из ценных моральных и волевых качеств — самообладание. Это качество, как и другие волевые черты личности, развивается в процессе жизни и деятельности человека. Воспитание и самовоспитание этого качества требует понимания ряда психологических особенностей и закономерностей самоконтроля и саморегуляции. Сознательное управление собой, своим поведением, своими действиями характеризуется многими психологическими особенностями.
Важнейшие из них заключаются в том, что человек может:
- преднамеренно, по собственной воле, пользуясь словесным, т. е. второсигнальным, раздражителем, вызывать то или иное действие, произвольно выполнять движение, начинать действовать. Мы можем преднамеренно вызвать у себя определенное представление или начать думать об известном объекте, можем произвольно направить, сосредоточить или переключить свое внимание; произвольно запомнить или воспроизвести в сознании то, что воспринималось раньше;
- произвольно или по собственному желанию задерживать или прекращать начатое движение или действие, психические процессы представления, памяти, воображения, мышления;
- сознательно поддерживать, сохранять нужную для решения той или иной задачи активность деятельности (например, удерживать напряженность внимания, когда это необходимо; наблюдать какое-либо явление нужный период времени; выполнять двигательные действия даже при усталости).
Большие трудности возникают при контроле за собственными эмоциональными состояниями. Эмоциональные переживания отношений человека к внешним явлениям и собственной деятельности, эмоцинальные состояния и реакции далеко не всегда доступны полному сознательному контролю и управлению. Часто, даже осознавая их, мы все же не можем подчинить их нашей воле.
Следя за своим поведением, человек способен заметить, что у него возникло то или иное чувство или эмоциональное состояние. Но он не может по одному лишь желанию вызвать его, подобно тому, как он может управлять своими представлениями, вниманием, мыслями, а также движениями. От воли человека не зависит появление или сохранение того или иного чувства. Очень трудно подавить или прекратить возникшую эмоцию и лишь в известной мере можно задержать внешнее проявление эмоций (например, сдержать радость, скрыть тревогу). Для того чтобы подавить возникшую эмоцию, требуются более длительные усилия или изменения объективных условий, вызвавших эмоцию, изменение личного отношения к определенному пилению.
Как отмечает в специальном исследовании П. М. Якобсон, человек не владеет и интенсивностью своих чувств. Если чувство ослабевает или исчезает, невозможно укрепить его путем произвольно вызванного повторения, подобно тому как поступает человек, чтобы избежать забывания знаний. Даже твердое желание освободиться от определенного чувства, понимание его ненужности или тяготение им не ведет к его исчезновению. Бывает, что человек хотел бы избавиться от чувства, например, страха, смущения, любви, но не в силах сделать этого сразу. Вместе с тем чувства или эмоциональные состояния могут возникнуть у человека неожиданно, непредвиденно. И, кроме того, не всегда мы можем полностью осознать наши эмоциональные состояния или сложные чувства.
Следует сказать также, что эмоции отличаются от познавательных процессов (представления, воображения, мышления) непосредственным характером своего возникновения. Они возникают под воздействием внешних или внутренних раздражений непреднамеренно, как акт первичного переживания. В этом отношении эмоции сходны с ощущениями и восприятиями. Однако это качественно различные процессы. С другой стороны, если ощущения и восприятия прекращаются вместе с прекращением непосредственного воздействия внешнего объекта, то эмоции, напротив, характеризуются большой инерцией процесса последействия. Да и возникают они (особенно сложные чувства) не всегда сразу в ответ на определенные воздействия.
Так, спортсмен, добившийся хорошего результата на соревновании, может испытывать ликующую радость победы не сразу после финиша, а спустя некоторое время, и затем переживать длительное время, даже если уже готовится к новым соревнованиям. Нередко бывает, что пережитое чувство прочно связывается с определенными внешними условиями и приобретает стойкий и даже навязчивый характер, неизменно возникая при аналогичных условиях (эмоциональные реакции страха после пережитой спортсменом неудачи или травмы).
Непреднамеренность возникновения эмоций, непосредственный характер переживаний, инертность и стойкость, часто навязчивость и автоматичность ряда эмоциональных реакций (страха, смущения, неуверенности), а также сложности их осознавания значительно затрудняют разработку приемов сознательного овладения своими эмоциями, развитие самообладания.
Означает ли это, что эмоции вообще недоступны для сознательного регулирования? Изучение и обобщение опыта лучших спортсменов показывает, что это не так.
Для того чтобы правильно управлять своими эмоциями, развить качество самообладания, т. е. умения владеть собой, своими эмоциональными проявлениями, необходимо учитывать важнейшие особенности сложной структуры человеческих эмоций. Анализ разнообразных эмоциональных проявлений позволяет установить, что в общую структуру психических состояний спортсменов включаются: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния, эмоциональные отношения. Все эти компоненты эмоций взаимосвязаны, возникают и протекают в комплексе сложных психических состояний и отношений, касающихся лично данного человека.
Эмоциональные состояния представляют собой комплексные, интегральные психофизиологические явления, при которых кроме реакций секреторного и двигательного характера возникают многообразные изменения в протекании процессов, управляемых корой мозга (ощущения, восприятия, представления, мышление, воображение, внимание, память). Например, состояние страха характеризуется изменениями не только в деятельности вегетативных функций (дыхание, сердечно-сосудистая, эндокринная системы), но и в функциях высшей нервной деятельности, что проявляется в торможении речи, расстройстве сознательного самоконтроля и т. п.
Хорошо известна меткая народная поговорка «у страха глаза велики». И действительно, у человека в состоянии страха восприятия и представления приобретают тенденциозную эмоциональную окраску, наблюдается склонность к преувеличению мнимой опасности, сужается объем внимания, появляется растерянность. Весь этот сложный комплекс субъективных явлений переживается как определенное состояние, в котором проявляется взаимодействие различных функций и психических процессов, возникающих в различных объективных ситуациях, при определенных особенностях суммарной деятельности всей нервной системы данной личности.
По определению Н. Д. Левитова, эмоциональные состояния представляют собой целостную психическую деятельность за определенный период времени, характеризующийся своеобразием психических процессов и поведения в зависимости от отражаемых предметов, явлений действительности, предшествующего психического состояния и психических свойств личности.
По результатам многих исследований, эмоциональные состояния оказывают прямое влияние на работоспособность спортсмена. Поэтому тренеру важно знать, в каком эмоциональном состоянии спортсмен приходит на соревнование. Если он переживает состояние неуверенности, страха перед сильными соперниками, излишнее волнение, эмоциональное напряжение, то его результаты ухудшаются, снижаются показатели скорости реакций, точности и качества выполнения действий, снижается требуемый ритм двигательной деятельности (О. В. Дашкевич, В. Л. Марищук, Ю. Ю. Палайма, В. М. Писаренко, О. В. Черникова, Г. X. Шингаров и др.).
Эмоциональные состояния, как было уже сказано, возникает непреднамеренно. Мы не можем по одному своему желанию вызывать у себя и переживать эмоциональный подъем или уверенность, не можем произвольно изменить себе плохое настроение или другое эмоциональное состояние. Управлять им можно только после осознания этого состояния, у нас возникает оценочное отношение к самому себе, своему поведению, к проявлению своих эмоций. Только после этого может быть найден путь к изменению и формированию желательного состояния определенными приемами или способами.
Основной особенностью эмоциональных отношений является осознаваемая мотивированная направленность на определенное явление, с которым связано эмоциональное переживание. Эмоциональные отношения выражаются в эмоциональной мотивации поступков и действий. У спортсмена возникает, например, такое эмоциональное отношение, как чувство гордости за свой коллектив, когда он осознает общественное значение достигнутой победы, завоеванного высокого результата или совершенного поступка. Механизм возникновения подобных эмоциональных отношений, связанных с оценкой, значительно сложнее непроизвольно возникающих эмоциональных реакций и состояний. Основой эмоциональных отношений являются сложные социальные взаимоотношения человека в данном обществе или коллективе. Эмоциональные отношения играют роль мотивов поведения наряду с мотивацией идейной, моральной, интеллектуальной, с мотивами привычек, интересов, склонностей.
Особенно большое активизирующее значение эмоциональная мотивация деятельности и поступков имеет в случае, если имеет место преодоление трудностей и препятствий во время спортивных состязаний.
Максимальные усилия, направленные на достижение поставленной цели, спортсмен может проявить только при определенном эмоциональном отношении к стоящим перед ним целям и задачам.
В зависимости от характера эмоционального отношения человека к определенному явлению у него возникают соответствующие эмоциональные реакции и эмоциональные состояния. Они, как относительно более простые компоненты сложных человеческих чувств, подчинены эмоциональным отношениям человека. Таким образом, ведущими компонентами воздействия эмоций на выполняемую человеком деятельность являются не эмоциональные реакции и состояния, а эмоциональные отношения к явлениям действительности.
Черникова О. А. Соперничество, риск, самообладание в спорте. — М.: ФиС, 1980. — С. 55-62.
Источник
Эмоции в спорте
За что люди любят большой спорт? За красоту движений, за стойкость и мужество, за упорную борьбу несмотря ни на что, за желание спортсменов стать быстрее, выше, сильнее. Это своего рода преодоление природы, победа над ограниченными человеческими возможностями. Какой момент в соревнованиях запоминается нам ярче всего? Конечно — победа! Порой невозможно передать тот шквал эмоций, которые захлестывают спортсменов, болельщиков и всех, кто следит за соревнованиями. Но амбассадору Nikon Роберту Максимову на своих фотографиях удается запечатлеть самое ценное — живые чувства. На примерах своих работ Роберт делится с читателями секретами мастерства.
В разных видах спорта эмоции профессиональных спортсменов схожи: радость и счастье, если победил, и огорчение, переживание, если что-то не удалось. Но наивысшего накала страсти достигают, пожалуй, на Олимпийских играх. К этим соревнованиям спортсмены готовятся годами, в них вкладываются все душевные, физические и эмоциональные силы. Пик карьеры любого профессионала — Олимпиада. Нервы натянуты до предела. На Олимпийских играх соперничают суперзвезды мирового спорта, здесь просто не может быть иначе! Как рассказывают потом сами олимпийцы, это непередаваемые ощущения: «Весь мир замер в ожидании, когда ты сделаешь то, ради чего приехал». А приезжают, конечно, за победой!
Самые сильные эмоции — во время выступления. Прыгнул последнюю высоту, отбил последний мяч — азарт и страсти зашкаливают. И для профессионального фотографа очень важно это учитывать. Следует помнить, что свои чувства спортсмен в первую очередь обратит в сторону тренера или любимого человека. Поэтому перед последним, решающим, выходом, я всегда стараюсь встать поближе к тренеру. С этой точки можно сделать очень хорошие, яркие кадры, показать крупным планом лицо, переживания на лице чемпиона.
Очень сложно поймать эмоциональные моменты в тех видах спорта, где соперники играют друг напротив друга, например, в теннисе или в командных видах. Здесь уже мне помогает профессиональное чутье — заранее понять, кто же станет победителем, кого нужно будет фотографировать в первую очередь. Я всегда тщательно готовлюсь к соревнованиям: изучаю спортсменов, их приемы, на олимпиадах — просматриваю протоколы. Заранее составляю для себя план съемок: где и в какое время я должен оказаться, чтобы ничего не пропустить. Все это нарабатывается с опытом. Когда уже знаешь специфику того или иного олимпийца, то знаешь, какие у него будут эмоции, и ждешь определенный кадр.
Чаще всего спортсмены выражают свои чувства двумя способами. Одни задействуют голос и мимику: кричат, улыбаются, зажмуриваются. Другие выражают эмоции телом: падают на колени, целуют от счастья корт или бросают ракетки. Это очень принципиальный момент для фотографа, потому что важно заранее определиться с оптикой. Если нужно снять крупный план, то я обязательно возьму AF-S NIKKOR 400mm f/2.8E FL ED VR, если нужен общий, то я выберу AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8E FL ED VR.
В моей практике был случай. Последняя попытка, решающие мячи, и, понимая специфику чемпиона, я мгновенно перебрасываю объективы с тяжелой оптики на AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II. Фотографы рядом остаются на линзах с фокусным расстоянием 400 мм, чтобы снимать эмоции крупным планом. Вдруг спортсмен падает на корт! И я делаю отличный кадр! Да, иногда это удача, но в основном — привычка думать на шаг вперед, предчувствовать и анализировать.
Кроме того, у каждой звезды спорта есть свои «фишки» — жесты, движения, характерные знаки. С ними человек становится узнаваемым. Если фотограф знает о «фишках» заранее, то обязательно дождется их и сделает красивый кадр.
Я очень люблю фотографировать спортсменов, которые ярко выражают свои эмоции. У них, как говорится, все написано на лице. Радость победы — это то, что чемпион может подарить другим людям, разделить вместе с теми, кто болеет за него, со своим тренером и командой. На Западе считается обязательным показывать, как ты счастлив, дарить улыбки публике. Но не все российские спортсмены это понимают. К примеру, у меня бывали случаи, когда приходилось подходить к нашим чемпионам и просить их активнее выражать свои эмоции. Ведь нельзя радоваться победе с каменным лицом.
Самая главная задача профессионального фотографа — не упустить момент. Очень важно успеть поймать эмоцию в кадр. К примеру, в теннисе, если у вас на снимке чувства на лице сложатся с ракеткой и мячом, который летит на скорости свыше 200 км/час — это будет прекрасная фотография! Но чтобы ее сделать, нельзя снимать бездумно. Я всегда советую тщательно выбирать момент, готовиться, и только потом нажимать на кнопку спуска затвора. В этом движении должно быть заложено все ваше мастерство: задуманный кадр, увиденный кадр и получившийся идеальный снимок. Это большой спорт, здесь не бывает дублей. Возможности переснять не будет: либо успел поймать эмоцию, либо нет.
Эмоции и движения спортсменов во время соревнований, к сожалению, не всегда бывают красивыми. Есть спортсмены изящные от природы. У них интересные, приятные и плавные черты, и на фотографиях они всегда получаются выигрышно. Но есть и те, кто занимают призовые места, но при этом, с точки зрения эстетики, их движения далеки от идеала. В таких случаях во время выступлений выразительное эмоциональное лицо я стараюсь снять крупным планом, а руки и ноги при этом могут быть в небольшом размытии. Задача фотографа состоит как раз в том, чтобы найти ракурсы, при которых чемпионы будут выглядеть хорошо. Иногда даже простая смена позиции помогает сделать более интересный кадр.
Бывает, что спортсмены во время сильного напряжения стоят гримасы, закатывают глаза — такие кадры никогда не получатся красивыми. Обычно тренер старается научить своего подопечного следить за этими эмоциями. Но бывают и другие случаи: травмы, ушибы, даже кровь. Этого никогда нельзя предугадать заранее.
На моей памяти был один случай. Во время соревнований на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро наш борец Давит Чекветадзе получил сильную травму глаза. Он все-таки выиграл золотую медаль, и во время церемонии награждения стоял на верхней ступени пьедестала со счастливой улыбкой и огромным синяком под глазом.
А вот, к примеру, регби — вид спорта, в котором постоянно идет суровая и жестокая борьба. Синяки, ушибы, ссадины в порядке вещей. И там фотографу нужно наиболее тщательно подходить к выбору ракурсов для съемки и последующему отбору кадров, которые попадут в СМИ.
Повидав многое за время своей работы, могу сказать, что далеко не все снимки достойны того, чтобы их показали широкой публике. Спортивный фотограф не папарацци, он должен всегда соблюдать этику, уважать спортсменов и мероприятие, на котором он находится. Во время соревнований случается всякое, и некоторые кадры могут выглядеть неэстетично. Поэтому такие снимки я всегда удаляю, не храню в своем архиве.
Не только эмоции чемпионов на стадионе должны привлекать внимание фотографа. Много всего интересного происходит вокруг! Я всегда осматриваю трибуны: хорошие эмоциональные снимки можно сделать и там. Кто-то из великих мира сего приходит посмотреть мероприятие. Или на трибуне разворачивается достойный внимания сюжет. А уж во время победы или поражения любимых публикой спортсменов страсти кипят с утроенной силой!
В каждой стране болельщики, конечно, больше переживают за своих, особенно это заметно в Соединенных Штатах Америки. Там всегда очень тяжело выступать, потому что даже в СМИ стараются показывать только американских спортсменов. Но чувства всегда неподдельные: скорбят и радуются всей страной.
Что же касается фотографий проигравших, в моей коллекции есть всего несколько таких снимков. Во-первых, потому, что в большом спорте все внимание достается победителю. Есть даже своеобразное негласное правило: когда выиграешь, тогда мы тебя и снимем. А на самом деле на это просто не остается времени. Возле чемпиона всегда какое-то действие: то ждешь, когда он покажет свою коронную «фишку», то снимаешь бесконечные обнимания с родными, с тренером, с командой, слезы радости на глазах, овации трибун. Попросту боишься отвлечься и пропустить хороший кадр. А во-вторых, редко кто из проигравших открыто демонстрирует свои переживания… Это по-спортивному: достойно проиграл — достойно уходи.
Источник