Какие чувства вызывают у вас образы главных героев?
Один из самых прекрасных образов росписи Сикстинской капеллы – пробуждающийся к жизни Первый человек Адам. Это атлетически сложенный юноша с безвольно протянутой рукой, в которую могучая рука творца словно вливает жизненную энергию. Мужественный и прекрасный, с еще не разбуженной мыслью, и не раскрывшимися силами, лежит он на склоне холма, протянув руки к создавшему его Богу. Через плечо Бога смотрит ангел, изумленный красотой человека. Идеальная юношеская красота Адама как бы находит развитие в образах обнаженных юношей — декоративных фигурках, обрамляющих малые поля. В них Микеланджело показывает внутреннюю жизнь человека через разнообразные движения прекрасного обнаженного тела. С большим мастерством вводит он декоративный мотив дубовых листьев (символический намек на род делла Ровере, переводится с итальянского как «дуб», из этого рода происходил папа Юлий II), сплетенных в гирлянды и украшающих щиты юношей, рог изобилия с дубовыми листьями и желудями держит в руках юноша, расположив его у бедра Адама.
Наряду с «Джокондой» Леонардо да Винчи, это одно из известнейших изображений в мире, с второй половины XX в. стал всемирным символом. Человек, как прекраснейшее из творений Божьих, созданный по образу и подобию Господа, одно из лучших воплощений человеческого образа эпохи гуманизма. Предполагают, что в фресках Сикстины Микеланджело оставил множество тайных аллегорий, так, мантия, покрывающая Бога и поддерживающих его ангелов, напоминает очертания человеческого мозга.
Действие на фреске замерло за секунду до начала библейской истории homo sapiens, когда создавший человека по своему образу Бог «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7).
У Микеланджело собственная трактовка: на фреске Адам уже способен дышать и двигаться, но еще является незавершенным творением.
Чего же не хватает первому человеку, чтобы он стал подобен Богу?
Как пишет искусствовед, профессор Темпльского университета США Марша Холл:
«С точки зрения итальянского Ренессанса, наделение человека способностью мыслить означало быть созданным по образу и подобию Бога».
С мнением искусствоведов согласна. Термин гуманизм имел в те времена иное значение. В чём то он был синонимом слова антропоцентризм.
Один же из главных героев первый человек Адам. Он прекрасен и идеален, потому что создан по образу и подобию Божьему.
2 .Рука Бога даёт импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию. Тем, что их руки не соприкасаются, Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого. В образе Бога, по замыслу художника, преобладает не чудесное начало, а гигантская творческая энергия. В образе Адама Микеланджело воспевает силу и красоту человеческого тела. Фактически, перед нами предстаёт не само сотворение человека, а момент, в который тот получает душу, страстное искание божественного, жажду познания.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Сотворение_Адама
Источник
Русский язык, 9 класс
Вопрос от #37243 443 дня назад
ЛИТЕРАТУРА Вопросы и задания по творчеству Н. М. Карамзина http://vip8082p.vip8081p.beget.tech/Literatura_9_Korovina/32.html 2. Проанализируйте, опираясь на текст учебника, повесть «Бедная Лиза»: Какими описаниями начинается повесть «Бедная Лиза»? Известны ли Вам эти места Москвы? Изменились ли они в настоящее время? Какие чувства вызывают у Вас эти описания? Какую роль играют они в развитии сюжета? Прочитайте вслух историю семьи Лизы. Как называла Лизу мать? Обратите внимание на эпитеты (любезная, нежная, робкая и т. д.). Какими характерами отличались Лиза и Эраст? Как складывались их отношения? Почему они расстались? Как проявляются в повести черты сентиментализма? Почему повесть Карамзина «Бедная Лиза» следует отнести к произведениям русского сентиментализма?
Какими описаниями начинается повесть «Бедная Лиза»? Описаниями пейзажа Москвы: Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра: великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся! Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, Известны ли Вам эти места Москвы? Мне не все известны места в Москве, но Воробьевы горы мне знакомы. Сегодня это знаковая достопримечательность юго-запада столицы. Его территория отличается изумительной природой и великолепными видами, открывающимися со смотровой площадки. Изменились ли они в настоящее время? Конечно, изменились. Ведь Москва строится, и меняется каждый день и Воробьевы горы не исключение. В зимнее время Воробьевы горы становятся местом проведения соревнований по лыжным видам спорта и сноуборду. Прекрасно оборудованные подъемники и 3 скоростных спуска, длиной до 230 метров, создают идеальные условия для тренировок профессиональных спортсменов и любителей. Какие чувства вызывают у Вас эти описания? Чувство умиротворения и гордости за такой прекрасный город. Какую роль играют они в развитии сюжета? В развитие сюжета описания мест играют большую роль. Они помогают читателю лучше понять героев. Представить, как они живут, по каким улицам ходят, что их окружает. Прочитайте вслух историю семьи Лизы. Как называла Лизу мать? Мать называла свою дочь Лизу – любезная Лиза, друг мой, кормилицей, Божеской милостью, отрадою старости своей. Какими характерами отличались Лиза и Эраст? Такими, Лиза необразованная, не умела читать и писать, была простая крестьянка, зарабатывала деньги только честным трудом. Эраст образованный дворянин. Лиза была наивная, неопытная девушка, скромная. Эраст был уже искушен любовью, опытный молодой человек, умел хорошо проводить время, играл в карты. Эраст ведет светскую жизнь, полную удовольствий и развлечений. Как складывались их отношения? Лиза влюбилась в Эраста всей душой. Эраст тоже по началу любил Лизу, даже обещал ей жить с ней в деревне. «. говорил, что ее счастие дороже ему всего на свете, что по смерти матери ее он возьмет ее к себе и будет жить с нею неразлучно, в деревне и в дремучих лесах, как в раю. » Почему они расстались? Потому что легкомысленный Эраст проигрывает в карты почти все свое имение: «. он в самом деле был в армии, но, вместо того чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение. » Чтобы не остаться в нищете, он ради денег женится на пожилой богатой вдове: «. Ему оставался один способ поправить свои обстоятельства – жениться на пожилой богатой вдове, которая давно была влюблена в него. Он решился на то и переехал жить к ней в дом. » Лиза понимает, что Эраст предал ее и что ее честь безвозвратно потеряна. Как проявляются в повести черты сентиментализма? К примерам сентиментализма повести «Бедная Лиза» относятся постоянные переживания и страдания героев, выражение своих чувств. Также к этому жанру можно отнести такие черты, как лирические отступления автора, описание природы. Пейзажные зарисовки в повести создают определенное настроение и перекликаются с переживаниями героев. Так, сцена грозы подчеркивает страх и смятение в душе Лизы, подсказывает читателю, что впереди – трагический поворот событий. Почему повесть Карамзина «Бедная Лиза» следует отнести к произведениям русского сентиментализма? Потому что сентиментализм — это жанр, в котором во главу угла ставятся чувства. Главная сюжетная линия повести — это взаимоотношения между Лизой и Эрастом и все произведение пронизано чувствами героев. Героиня повести Лиза — типичная героиня сентиментализма. Красивая и добрая, она отдается своим чувствам со всей страстью и решимостью, на которые оказывается способна. Трагический финал, к которому это привело также укладывается в рамки традиций сентиментализма — герой должен страдать, должен приносить себя в жертву. Поэтому совершенно справедливо было отнести повесть «Бедная Лиза» к сентиментализму.
Источник
Какие чувства вызывают эти образы у вас
Художественный образ – стиль – язык
У каждого времени свое лицо, свой образ, свои мелодии и ритмы. Когда мы видим величественные египетские пирамиды или храм Василия Блаженного, слушаем музыку Баха, Моцарта, Чайковского, читаем былины и народные предания, сочинения Шекспира или Дюма, Пушкина или Чехова, мы проникаемся атмосферой ушедших времен, мы узнаем людей, которые жили тогда. Последующие поколения лучше поймут наше время, если будут слушать музыку, читать книги, рассматривать картины и скульптуры нашей эпохи. Ведь современное искусство — это то, в чем воплощается наш мир, мы с вами. И по тому, что сейчас создано, потомки будут судить о нас.
Художник и скульптор, композитор и исполнитель, поэт и писатель, режиссер и актер нуждаются в контакте со зрителем, слушателем, читателем, которые соучаствуют в творческом процессе, сопереживают ему. Чтобы приблизиться к искусству, войти в мир художника, приоткрыть для себя уникальность личности творца, не обойтись без понимания таких категорий, как художественный образ, стиль, язык.
Художественный образ — это обобщенное представление о действительности, выраженное языком искусства отношение к жизни, к окружающему миру, выраженное языком искусства.
Раскрывая свой внутренний мир, художник всегда настроен на волну своего времени со всеми его тревогами и радостями, предчувствует те или иные перемены. Поэтому и становится возможным создание художественного образа эпохи.
Художественный образ часто понимается как часть произведения искусства. Например, образ главного героя, образ природы и т. п. В опере, балете и программной музыке это может быть тема, лейтмотив, являющиеся постоянной образной характеристикой персонажа. Например, тема«Прогулки» в сюите М. Мусоргского «Картинки с выставки», лейтмотив феи Карабос в балете П. Чайковского «Спящая красавица» и др.
Художественный образ можно понимать и как способ бытия произведения искусства, взятого в целом. В этом случае имеется в виду выразительность произведения, его воздействие на зрителя, слушателя, читателя.
Художественный образ отличает единство внутреннего духовного содержания и внешнего материального воплощения.
Рассмотрим образы некоторых произведений искусства.
Величественно и бесстрастно взирает каменный сфинкс — хранитель вечности. Ему недоступны душевное смятение и тревоги. Человек же испытывает разнообразные чувства: печаль и радость, любовь и ненависть, восхищение и презрение, гордость и смирение. Эти чувства овладевают и художником, который облекает их в формы, присущие его времени. Эти формы диктуются стилем эпохи и художественной манерой мастера.
Портрет юноши в золотом венке написан неизвестным египетским художником ещё в начале II в. Огромной притягательной силой обладает этот образ. В нём всё прекрасно: большие выразительные глаза, изящный поворот головы, лёгкие завитки волос, прямой нос, пушок над верхней губой и едва уловимая улыбка. Смуглое лицо оттеняет венок из тонких золотых пластин и белый цвет одежды. В портрете сочетаются юношеская мягкость черт лица и волевой, решительный взгляд, направленный прямо на зрителя.
Французский скульптор О. Роден запечатлел в бронзе подвиг, который совершили знатные люди города Кале в XIV в. Во время осады они по требованию англичан должны были прийти к ним в лагерь, чтобы отдать ключи от города. Босые, в лохмотьях, с верёвками на шеях , они пришли на верную смерть для спасения всех жителей города. Скульптурная группа наполнена драматизмом, эмоциональностью, ощущением духовной напряжённости героев, лаконичностью и глубиной характеристики каждого из них. Такой образ родился благодаря беспокойному, дробному ритму композиции, резким контрастам фигур, напряжённости поз и жестов.
Главные персонажи картины «Вихрь» русского художника Ф. Малявина — крестьянки в ярких нарядах. Всё полотно заполнено буйным вихрем красок, полыхающим колоритом, развевающимися в пляске юбками и шалями, среди которых мелькают разгорячённые лица женщин. Преобладающий красный цвет словно теряет свойства предметного мира и приобретает символическое значение. Он ассоциируется с огнём, пожаром, неуправляемой стихией русской души. Формы и краски наплывают друг на друга, создавая внутреннее напряжение. Смелая живопись Малявина с её крупными фигурами, неглубоким пространством и необычайно звучным цветом подчёркнуто декоративна. В её сюжете можно увидеть надежду на духовное возрождение русского народа. Художник акцентирует мощное стихийное начало в женских образах, придавая им значительность и монументальность.
Стиль (от греч. stylos — буквально палочка для письма) означает почерк, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества. В искусстве различают стиль эпохи (исторический), национальный стиль (принадлежность тому или иному народу), индивидуальный стиль конкретного художника в широком смысле этого слова. Характеризуя стиль в архитектуре, говорят, что «стиль — это эпоха», в других искусствах — в живописи, музыке, литературе — «стиль — это человек».
Язык любого искусства помогает услышать в произведении живой голос художника, многовековую мудрость народа. Выразительность, эмоциональность, образность языка живописи и графики, музыки и скульптуры, поэзии и танца обеспечивают композиция, форма, т.е. фактура, ритм, тон, интенсивность. Это общее — в языке искусств.
При этом каждый вид искусства говорит своим языком: живопись —цветом, графика — линией и пятном, скульптура — объемом, музыка — звуком, интонацией, танец — пластикой жестов и движений, литература — словом. Авторы в своих произведениях с помощью специфичных для того или иного искусства средств выражения расставляют смысловые акценты, выделяют самое существенное. Это позволяет им передавать зрителям, слушателям, читателям различные чувства, доносить до них содержание своих произведений.
Чтобы научиться разбираться во всем многообразии искусства, надо понять образный строй художественного произведения, принадлежность к определенному стилю, направлению.
Это единственная картина Веласкеса, на которой король и королева изображены вместе, но очень неотчетливо, схематично. Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является ее дядей. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью.
Действие, запечатленное на ней, происходит в одном из помещений дворца, превращенном в мастерскую живописца. В центре комнаты стоит маленькая белокурая принцесса Маргарита, которой одна из фрейлин подает кувшин с питьем. Другая фрейлина присела в почтительном поклоне. Сцена поднесения питья инфанте определяется дворцовым этикетом, строгим порядком церемонии и воспроизведена художником во всех деталях.
Молодых фрейлин, с детства служивших у принцессы, называли «менинами», отсюда название картины. Изображенная на полотне группа исполнена необычайной грации, а живая игра света и блеск красок придают ей вид изысканного цветника. Справа от принцессы – фигура любимой карлицы и мальчика-карлика, который толкает ногой большого сонного пса. Эта группа обрамляет центральную сцену справа. Слева изображена часть большого холста, повернутого к зрителю обратной стороной. Перед ним в задумчивости застыл живописец. Чуть дальше выделяются фигуры двух придворных, а в глубине картины, в дверном проеме, – силуэт еще одного человека, отводящего рукой занавес. Растворенная дверь углубляет пространство комнаты, оттуда струится свет, наполняющий комнату переливами красных, золотистых, розовых и зеленоватых тонов одежд. Стены комнаты украшены большими живописными полотнами. Почти все лица присутствующих обращены на зрителя.
Существуют различные толкования сюжета и жанра картины. Ее можно рассматривать как портрет инфанты Маргариты, младшей дочери короля, которая была всеобщей любимицей во дворце и всегда находилась в центре всеобщего внимания. Возможно, автор хотел представить одну из дворцовых сцен с инфантой, расширяя границы обычного портретного жанра. Но принцессу на картине окружают не просто придворные, а конкретные исторические лица, изображенные с достоверным сходством, и художник возле холста – это сам Веласкес. Все это позволяет говорить о картине как о групповом портрете.
Можно также рассматривать сюжет картины как одну из сцен повседневной дворцовой жизни или как творческий процесс создания живописного произведения. Но что изображает живописец, двойник Веласкеса, на огромном холсте? На кого направлены все взгляды присутствующих? Среди полотен, размещенных на дальней стене, одно словно светится изнутри. Это не картина, а зеркало, в котором отражается королевская чета, Филипп IV и Марианна Австрийская. Они незримо присутствуют за пределами картины, на них направлены почтительные взгляды придворных, в них, отступив от полотна, всматривается художник. Так художник расширяет сюжет картины, включая в реальное действие домысливаемый объект и самого зрителя. А сцена с инфантой становится лишь звеном в синтезе видимого и представляемого.
Среди всех действующих лиц живописец занимает довольно скромное положение, что соответствует его социальной роли, но то, что он изображен в процессе творчества, позволяет иначе взглянуть на его роль в общем замысле картины. Это благодаря ему все, изображенное на холсте, приобрело реальное существование. Он – истинный господин положения, а короли, призрачное отражение которых мерцает в зеркале, не являются высшей духовной силой и вынуждены быть лишь свидетелями триумфа Творчества. Великолепное разнообразие фигур, светлых и темных, обозначенных контуром и погруженных в полумрак, находится в зависимости от света и цвета, которые не только расставляют необходимые акценты, но и все объединяют.
Па́бло Пика́ссо (1881-1973) — испанский художник, скульптор, график, керамист и дизайнер.
Менины (1957), Музей Пикассо, Барселона
В последние годы жизни Пикассо пишет несколько картин по мотивам работ старых мастеров. Среди них 44 вариации «Менины» (около 1656) Диего Веласкеса. На картине Веласкеса сам художник стоит перед большим холстом. Маленькая принцесса (инфанта) Маргарита расположена в центре, в окружении фрейлин. Ее родители, король и королева, изображены отраженными в настенном зеркале. Пикассо сохранил композицию картины, но при этом трансформировал каждую деталь. Так, например, гигантский мастифф Веласкеса превратился в маленькую комнатную собачку, моделью для которой, возможно послужила одна из собачек самого Пикассо.
• Рассмотрите изображения на слайдах. Какие чувства они вызывают у вас? Почему?
• Послушайте несколько фрагментов музыкальных произведений.
Обсудите, какой эмоциональный отклик вызвало у вас то или иное произведение.
• К какому стилю — историческому, национальному, индивидуальному — можно отнести эти произведения искусства?
• Какие из этих произведений созданы современными авторами?
• В чем специфика средств выразительности каждого из этих произведений? Какие особенности языка помогают понять и почувствовать эти образы?
• Как вы понимаете выражения: «стиль — это эпоха» и «стиль — это человек»?
Источник