Какие чувства воспевают русские романсы ответы
В общении людей большую роль играет интонация. Безразлично сказанные слова мы наверняка не запомним, но слова, произнесённые эмоционально, с искренним чувством звучат особенно содержательно для нас, надолго остаются в душе. Человеческая речь богата интонациями. С их помощью можно выразить любовь и ненависть, радость и печаль, гнев и спокойствие, горячее участие и равнодушие.
Термин «романс» возник в Испании еще в средние века и первоначально обозначал светскую песню на испанском («романском») языке. Также слово «романс» появилось в испанской литературе. Оно означало небольшой стихотворный рассказ. А сборники старинных испанских романсов называли «романсеро». В Испании, в отличии от церковных песнопений, которые всегда исполнялись на латыни, так называемые светские песни (вне церкви) пели на испанском языке. Позже романсом стали называть в Испании сольную песню, исполняемую в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары.
Во все века во всех странах существовали лирические песни про любовью Их пели и простые деревенские девушки, и городские барышни, и их служанки. Конечно, эти песни не могли быть одинаковыми для тех и других, особенно, особенно в «галантном» 17 веке. Аристократы того времени презрительно относились к простонародным песням. Даже само слово «песня» казалось им плебейским – это слово характеризует бедных людей или людей с небольшим достатком.
Вот тогда то во всей Европе песни с любовным содержанием и чувствительной мелодией в отличии от простонародных и стали называть красивым испанским словом «романс». Р оманс — вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента — гитары, фортепиано и др.
Первые русские романсы сочиняли на французском языке. Этим занимались не только композиторы, но и певцы-любители. Их имена часто оставались неизвестными.
Исследователь русской музыкальной культуры Т.Н.Ливанова пишет: «Романсы и песни сочинялись едва не повсюду, где на это хватало музыкальной грамотности. Эта тяга к «самостоятельному распеванию» поэтических текстов захватывает, по меньшей мере, весь 19 век, остаётся характерной и для первых десятилетий 20 века». Многие из этих романсов и сегодня близки и понятны нам так же, как были близки и понятны людям прошлого века.
Основные стилевые черты русского бытового романса:
— открытая эмоциональность, задушевность. На заре своего существования русский романс был связан с сентиментализмом. Именно чувствительность как стилевая категория постепенно преобразуется в яркую эмоциональность. И в этой чувствительности, и в открытой эмоциональности раскрывается русская душа – бесшабашная, удалая, и добрая, жалостливая, отзывчивая;
— мелодика русского бытового романса специфически вокальна. Ее интонационная мягкость и плавность идут от народно-песенных истоков. Ведущую роль играют интонации (часто – начало восходящие с последующим плавным спуском, или нисходящий скачок к вводному тону в тонику) и задержания интонаций, близких к основному тону, гибкость и пластичность мелодии;
— включение декламационных оборотов как средства драматизации;
— преобладание минора, чередующийся с мажором
— обращение к ритмам распространенных в быту танцев – вальса, мазурки, полонеза, русской пляски. Одним из самых популярных в русской бытовой лирике стал ритм вальса, в который легко укладывались песни;
— «гитарная» арпеджированная фактура фортепианного сопровождения (реже аккордовая);
— преобладание куплетной, строфической формы.
Жанр русского романса сформировался в обстановке яркого расцвета любительского музицирования. Русские города, поместья и усадьбы охватывает всеобщая тяга к музыке. Фортепиано, арфа, скрипка или гитара выступают как необходимые предметы домашнего быта, повсеместным явлением в дворянской и разночинной среде становится песенное сочинительство.
И. Прянишников Жестокие романсы
Связь музыки и поэтического текста. Музыка передает не только общее настроение стиха, но и отдельные поэтические образы – этим отличается романс от песни.
В романсе одинаково значимы слово (текст), музыка, исполнение.
Музыка – душа поэзии, проясняет и открывает её. Она делает поэтическое слово более глубоким по смыслу и более легким по восприятию.
Романс — высокохудожественное произведение. Старинные русские романсы воспевают великое человеческое чувство – любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом и надежду на счастье.
А главное — романс это всегда что-то глубоко личное. Время показало, что романсы живут дольше, чем повседневные массовые песни. Как и подобает произведениям искусства.
Содержание романса лирично. Обычно текст посвящён любовному переживанию .
Одно из самых важных качеств романса — его интимность (личное сокровенное чувство, переживания), камерность (исполнение в маленьком помещении для небольшого количества зрителей-слушателей).
Романс пишется для пения с аккомпанементом одного инструмента, преимущественно фортепиано, и относится к разряду камерной музыки, хотя некоторые романсы звучат и в сопровождении оркестра, и в сопровождении гитары. Романс это чаще всего вокальный монолог для голоса с музыкальным сопровождением, отражающий глубокие драматические индивидуальные переживания. Драматизм индивидуальных переживаний отражается в характере музыки, в поэтическом тексте, в интонационных приёмах певца-исполнителя и в музыкальном сопровождении .
«Гори, гори, моя звезда» — старинный русский романс. Его автор Пётр Петрович Булахов (1822-1885) – талантливый русский композитор, написавший много прекрасных романсов. У него была трудная жизнь. Он болел и очень нуждался. Композитора из милости приютил в своей московской усадьбе Кусково граф Шереметьев. С тех пор прошло более 100 лет, но мелодии П.П.Булахова живут до сих пор, помогая людям пережить невзгоды, найти утешение, ощутить радость.
Послушай романс «Гори, гори, моя звезда» в исполнении Анны Герман Ссылка ЗДЕСЬ.
Послушай романсы: «Колокольчик» А. Гурилёва Ссылка ЗДЕСЬ и «Я вас любил» Б. Шереметева Ссылка ЗДЕСЬ. Их роднит то, что они написаны композиторами, творчество которых известно благодаря сочинению именно романсов и песен. Различие же заключается в том, что музыка Шереметева отражала вкусы и интересы светского общества, в то время как романс Гурилёва был популярен в демократической среде и близок простой бытовой песне.
Проследи за особенностями развития мелодической линии, ты почувствуешь единство музыкальной и поэтической речи романсов. Послушай первые музыкальные фразы романсов, обрати внимание на изменения интонации, ритм и мелодику речи, повышения и понижения голоса, те моменты, когда они возникают.
О чём эти романсы? Какие чувства мы испытываем вместе с композитором? Задумайся над тем, что значит быть счастливым в любви. Может ли рождать светлые чувства безответная, неразделённая любовь? Какие чувства переплетаются в музыке романса? (Волнение, сомнения, нежность, восторг, благодарность.) Проникновенный поэтический образ дальней дороги также связан с воспоминаниями о дорогом прошлом, волнующем лирического героя романса. Что же помогает нам в музыке почувствовать образ дороги, безостановочного движения, проникнуться грустью, навеянной дорогими воспоминаниями? Мелодия близка естественной речи, как бы рождается из неё, а потому звучит просто и искренне. Ритмическая ровность, поступенное движение придают ей характер речевой декламации, задумчивой созерцательности. Вальсовое движение аккомпанемента подчёркивает характерный, по-русски напевный поэтический размер. Особенности построения мелодии и сопровождения свидетельствуют о не-разрывном слиянии текста и музыки, напева и слова, взаимопроникновении песенных и романсовых интонаций. Последние особенно явственно проступают во второй, мелодически более развёрнутой части романса. В чём проявляются романсовые интонации? Усматривается ли в них какое-либо сходство с интонациями романса Шереметева?
У русского человека судьба, мысли и чувства, воспоминания и размышления, как в народной песне, так и в профессиональном творчестве, неразрывно связаны с природой. Современные авторы развивают традиции российской песенной культуры. Широта мелодии, её распевность, протяжённость ассоциируются и с просторами России, и с открытостью, щедростью души русского человека. Это мы часто слышим в протяжных народных песнях.
О каких чувствах, мыслях и переживаниях рассказал тебе этот романс? Какие образы созданы в нём?
Источник
Какие чувства воспевают русские романсы?
Струнная группа Она создает стихию
30 июня 2017 года в 18:00 в рамках XXV музыкального фестиваля «Звезды белых ночей» на сцене Мариинского-2 состоится премьера балета Бориса Тищенко «Ярославна. Затмение» в хореографии Владимира Варнавы.
За дирижерским пультом – Валерий Гергиев.
Балет «Ярославна» был создан Борисом Тищенко для Ленинградского Академического Малого театра оперы и балета (ныне – Михайловский театр).
Ля минор
Символ тонического аккорда: a, Am
Параллельная тональность: C-dur
Тональность доминанты: e-moll / E-dur
Тональность субдоминанты: d-moll
Натуральная минорная гамма: a — h ^ c — d — e ^ f — g — a
Гармоническая минорная гамма: a — h ^ c — d — e ^ f — gis ^ a
Мелодическая минорная гамма: a — h ^ c — d — e — fis — gis ^ a
Ми-бемоль минор
Символ тонического аккорда: es, Ebm
Параллельная тональность: Ges-dur
Тональность доминанты: b-moll / B-dur
Тональность субдоминанты: as-moll
Натуральная минорная гамма: es — f ^ ges — as — b ^ ces — des — es
Гармоническая минорная гамма: es — f ^ ges — as — b ^ ces — d ^ es
Мелодическая минорная гамма: es — f ^ ges — as — b — c — d ^ es
Фа-диез минор
Символ тонического аккорда: fis, Fism, F#m
Параллельная тональность: A-dur
Тональность доминанты: cis-moll / Cis-dur
Тональность субдоминанты: h-moll
Натуральная минорная гамма: fis — gis ^ a — h — cis ^ d — e — fis Гармоническая минорная гамма: fis — gis ^ a — h — cis ^ d — eis ^ fis Мелодическая минорная гамма: fis — gis ^ a — h — cis — dis — eis ^ fis
До минор
Символ тонического аккорда: c, Cm
Параллельная тональность: Es-dur
Тональность доминанты: g-moll / G-dur
Тональность субдоминанты: f-moll
Натуральная минорная гамма: c — d ^ es — f — g ^ as — b — c
Гармоническая минорная гамма: c — d ^ es — f — g ^ as — h ^ c
Мелодическая минорная гамма: c — d ^ es — f — g — a — h ^ c
Источник
Урок по музыке в 6 классе «Старинный русский романс»
наталья ермократьева
Урок по музыке в 6 классе «Старинный русский романс»
6 класс
Урок №2
Тема: «Старинный русский романс. Образы романсов и песен русских композиторов»
Цель урока: Ввести учащихся в эмоционально – образный строй русской музыки на основе знакомства с жанром романса
Задачи урока:Образовательные: расширить знания о понятии «романс», как жанре старинной вокальной музыки;
Развивающие: развивать навыки музыкального восприятия произведений и вокальные навыки при разучивании романсов;
Воспитательные: воспитывать эстетические и нравственные чувства, художественный вкус и любовь к музыке.
Тип урока Урок изучения нового материала
Музыкальный материал:
«Красный сарафан» — А. Варламов, слова Н. Цыганова
«Гори, гори, моя звезда» — П. Булахов, слова В. Чуевского.
«Жаворонок» — М. Глинка, слова Н. Кукольника
Ход урока.
1. Музыкальное приветствие.
2. Проверка по журналу.
3. Повторение пройденного материала и проверка д\з:
• Послушайте и скажите,что звучит: (романс Варламова «Горные вершины»)
• А что такое романс? (Романс – это небольшое (камерное) вокальное произведение для голоса с инструментом.)
• Что звучит? (Вокализ Рахманинова)
• А что такое вокализ? (Вокализ – это пение без слов.)
• Что звучит? (Мендельсон Песня венецианских гондольеров)
• А как называется такая песня? (баркарола)
• А как переводится баркарола? (Баркарола – песня на воде.)
• Все, что мы услышали это какая музыка? (вокальная)
• А если звучат одни инструменты, это какая музыка? (инструментальная)
• Что объединяет вокальную и инструментальную музыку, что в каждом из них присутствует? (Мелодия, интонация)
4. Новая тема урока:
В общении людей главную роль играет интонация. Безразлично сказанные слова мы наверняка не запомним, но слова, произнесенные эмоционально, с искреннем чувством звучат особенно содержательно для нас, надолго остаются в душе.
Человеческая речь богата интонациями. С их помощью можно выразить любовь и ненависть, радость и печаль, гнев и спокойствие.
Из устного общения людей выросла и музыкальная речь.
И вслушиваясь в музыкальную интонацию всегда можно понять смысл музыки, почувствовать ее выразительность.
• Как вы думаете, а в каком жанре вокальной музыки наиболее ярко проявляется взаимосвязь разговорной и музыкальной интонации? В песнях и романсах.
• А что такое романс? Романс это такое произведение, которое исполняется в небольшом помещении для голоса и инструмента, и выражает чувства человека к природе, любви.
Тема нашего урока: «Старинный русский романс»
Если сравнить песню с романсом, то в каждом из них соединяются два обязательных элемента — музыка и слово, но в каждом по-своему.
В песне есть куплетная форма, мелодия песни выражает общий характер, не передавая детали, не выделяя отдельные образы, когда в романсе раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, к природе. Передать различные эмоциональные переживания композитору помогают особые средства выразительности.
Давайте с вами обратимся к старинному русскому романсу. Они воспевают великое человеческое чувство – любовь, а в месте с ней смятение души и восторг встреч и горечь разлук, воспоминания о прошлом и надежду на счастье.
Знакомые звуки, чудесные звуки!
О, сколько вам силы дано!
Прошедшее счастье, прошедшие муки,
И радость свиданья, и слезы разлуки.
Сегодня на уроке, мы с вами познакомимся с тремя романсами, а о ем они и какие, вы мне ответите в течение урока.
И так, первый романс, который мы с вами послушаем и не просто послушаем, а посмотрим видеоклип называется «Гори, гори, моя звезда»
Время появления романса можно определить как декабрь 1846 года. Накануне 1847 года московские власти решили отметить 700-летие города. К дате объявили множество творческих конкурсов. К сочинению вдохновляла рождественская звезда (Рождество тогда предшествовало Новому году). К тому же, в это время воображение потрясало научное открытие планеты Сатурн, предсказанное астрономом Урбеном Леверье и сделанное Иоганном Галле в конце 1846 года. И в этой творческой атмосфере появился романс «Гори, гори, моя звезда». Стихи написал студент Московского университета, юрист Владимир Чуевский, музыку — композитор Пётр Булахов.
Давайте посмотрим, познакомимся с романсом
Видеоклип романса «Гори, гори, моя звезда» из фильма «Адмирал»
Мы с вами прослушали романс.
Давайте обратимся к тексту: (слайд слова)
• О каких чувствах рассказал нам этот романс? О любви
• Какой он по характеру? Этот романс задушевный, грустный, печальный. Он вызвал чувство переживания, тоски.
Можно поверить, что адмирал Колчак (а отрывок из фильма, который вы сейчас увидели о нем) пел «Гори, гори. » перед расстрелом зимней и звёздной сибирской ночью, с такой песней и умирать не страшно.
Это исполнение Колчака отразилось и на судьбе самого романса. Было решено, что Александр Васильевич и есть его автор. К тому же, после революции некоторые артисты и композиторы-эмигранты заявляли, что видели ноты романса с автографом Колчака, значит, именно он автор стихов. Потому романс признали «белогвардейским» и его исполнение в Советской России сочли не желательным.
Создателями романсов были и выдающиеся композиторы, и певцы-любители, и неизвестные музыканты. Поэтому определить границы этого жанра нелегко. Одно и то же произведение часто называют то романсом, то песней, а иногда и народной песней.
Одним из известных композиторов, сочинявших романсы, был Александр Егорович Варламов (1801-1848) — известный русский композитор, автор около 150 романсов и песен, вошедших в классику русского искусства и не утерявших современного звучания вплоть до нашего времени.
• Этого композитора вы уже знаете по романсу? (Горные вершины)
Среди его популярных произведений можно назвать песню-романс «Красный сарафан» на стихи Н. Цыганова.
Песня – романс «Красный сарафан» написана в стиле русских народных песен. Такая стилистика была свойственна этому времени (19 в)— шло становление русского искусства, и народные мотивы плавно и органично входили в структуру общей европейской культуры.
Это было время, когда стала активно развиваться русская национальная культура.
Место рождения песни: Москва.
Хотя песня имеет авторство, она очень часто позиционируется как народная, а исполнители используют различные ее варианты; некоторые устаревшие слова постепенно заменились на более современные литературные (родимушка — родимая и т. д.)
• А вот о чем этот романс, ваша задача прослушать и ответить мне?
Слушаем романс «Красный сарафан»
(на экране слова)
• О чем этот романс? В нем рассказывается о девичьей доле, о привольной жизни в родительском доме. И о том, что девушка не хочет выходить замуж, а ее матушка вспоминает о своей молодости.
• Какая мелодия у романса? В этом романсе мелодия плавная, широкая, напевная.
• Ребята, а как строится беседа дочери с матерью? Как меняются характер звучания, ладовая окраска, тембр? Сначала поет дочь, а затем матушка. Беседа строится в форме диалога. Сначала песня поется в мажоре, затем переходит в минор, на заключительных словах «и я молодешенька была такова» музыка вновь возвращается к мажору и темпу, который был вначале.
Да, тональные отклонения из мажора в минор, ее неторопливое развертывание — все это близко народной бытовой манере.
Песня сразу запомнилась московским зрителям, и те запели ее — как запомнили.
Вскоре песня «Красный сарафан» приобрела немалую известность и вышла за пределы Москвы, ее стали распевать по городам и весям и она стала одной из самых популярных русских песен.
Обычай старины:
В старину девушка, выходящая замуж, считалась «умершей» для прошлой девической жизни и для своей семьи, поскольку с момента замужества уходила жить к мужу. Поэтому женский свадебный наряд на Руси менялся в течение дня бракосочетания, и состоял из довенчального и послевенчального.
На венчание девушка шла в «траурных», печальных и скромных одеждах, так как она расставалась со своей девичьей жизнью. В некоторых регионах девушки шли под венец в одежде черного цвета и такой же фате.
После венчания невеста переодевалась в праздничные и нарядные одеяния, красных оттенков. Красный цвет символизировал радость и начало новой жизни.
Образный строй романсов русских композиторов охватывает различные сюжеты, но главное — передаёт палитру человеческих чувств и переживаний, от философских раздумий о смысле жизни, до восторженного любования красотой русской природы.
В романсах запечатлены прекрасные качества души русского человека, его устремленность к истине, добру, красоте, любви.
Романс — это жанр камерной музыки, которая первоначально предназначалась для исполнения перед небольшой аудиторией. Сегодня мы можем услышать романсы и в больших концертных залах.
• Как вы думаете, почему романсы живут в памяти людей? Романсы воспевают великое человеческое чувство- любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом и надежду на счастье.
Ну, а мы, переходим к прослушиванию последнего романса на этот уроке.
• Теперь я вам не скажу и название романса, ваша задача подумать, как он может называться и о чем он?
Слушаем романс М. Глинки «Жаворонок»
• Как, по вашему мнению, может он называться? Жаворонок
• О чем этот романс? В романсе отражён образ русской природы, её неброских пейзажей и бескрайних полей
• Какой романс по характеру?
Написал этот романс русский композитор М. И. Глинка (1804-1857)= 52 года.
“Жаворонок” — задушевная и задумчивая песня с легко льющейся и плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной светлой печалью. В фортепианной партии выразительно воссоздается равнинный русский пейзаж — бескрайние дали, поля и луга со стелющимися по ветру стеблями трав и злаков. Перед вступлением певца в сопровождении слышатся трели жаворонка.
Романсы и песни Михаила Ивановича Глинки — гордость русской классики.
Лирические романсы Глинки — это своего рода исповедь его души. Михаил Иванович писал их на протяжении всей жизни.
В романсах Глинка обобщил и развил все лучшее, что было создано его предшественниками и современниками — авторами бытового романса.
Михаил Глинка был замечательным мастером вокального исполнения и хорошо знал возможности человеческого голоса, поэтому он сумел довести жанр романса до совершенства.
5. Итог урока:
Ребята, сегодня мы еще раз с вами поговорили о таком прекрасном жанре вокальной музыки, как романс. И еще раз убедились в том, что без литературы (без поэтического текста) не появились бы романсы, которые оказывают целительное, благотворное воздействие на душу человека.
• Перечислите, с какими романсами мы познакомились, и кто их автор?
7. Разучивание песни (романса) М. Глинки «Жаворонок»
8. Д/З (история создания любого романса)
Интегрированный урок «Русский язык и психология» в 6 классе ТЕМА: «Настроение души. Урок развития речи» ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (РУССКИЙ ЯЗЫК И ПСИХОЛОГИЯ) Цель урока: продолжить знакомство с типами.
Конспект урока по музыке в 1 классе на тему «Баба-яга» по УМК «Школа России» КОНСПЕКТА УРОКА Тема: «Баба-яга». Класс: 1В УМК: «Школа России» Дата: 29.03.19 Цель: создание условий для ознакомления учащихся с отрицательными.
Конспект урока по музыке «Лирическая тема в русской классике» в 4 классе Предмет: музыка Учитель: Абрамова Ольга Николаевна Класс:4 Тема урока: Лирическая тема в русской классике. Цель: создать благоприятные условия.
Проект «Имена прилагательные в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» в рамках предмета «Русский язык» в 4 классе «Русский язык — это прежде всего Пушкин — нерушимый причал русского языка». Л. Н. Толстой. Цель проекта: найти в тексте «Сказка о рыбаке.
Урок математики в 1 классе «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала. Цель урока: -формирование знаний о числе и цифре8 через создание проблемной ситуации. Задачи:.
Урок Добра в 1 классе Цель урока: — сформировать в сознании детей понятие «доброта», — пробудить в детях чувство добра, милосердия, взаимопомощи, проявлять заботу.
Урок-концерт по музыке для 6–7 классов «Кто сказал, что надо бросить песни на войне?» Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 7» Предмет «Музыка» Урок – концертДля 6-7 классовНа.
Урок кубановедения в 1 классе Из истории кубанских фамилий. Цель: Познакомить учеников с историей кубанских фамилий и их значением. Задачи: П — развивать интерес к истории.
Урок музыки в 1 классе «Музыка осени» МУЗЫКА ОСЕНИ Цель: помочь войти в мир красоты осенней музыки с чувством сопричастности к природе, связать жизненные впечатления детей с.
Урок окружающего мира в 3 классе «Воздух» ЦЕЛИ: 1) Расширить знания детей о воздухе. 2) Познакомить детей со свойствами воздуха,. 3) Развивать умения работать в паре. 4) Формировать.
Источник