Сочинение и рассуждение на тему «Маленький человек»
Обозначение людей третьего сословия интересовало писателей давно. В сочинении-рассуждении на тему «Маленький человек» рассматривается конкретный тип литературного героя, его черты и особенности характера, а также приводятся примеры. Определение отражает образ людей, не отличающихся силой воли или уверенностью в себе.
Общая характеристика понятия
В творческих кругах 19 века одной из значимых тем литературы становится образ «маленького человека». Это понятие впервые ввел в употребление критик Белинский в статье «Горе от ума».
Образ литературного героя
С формированием изображения душевной жизни в отечественной литературе типаж маленьких людей в переносном смысле обретает сложный психологический портрет.
В произведениях писателей и поэтов такие личности состоят в низших сословиях населения и не представляют ценности, а являются малозаметными или незначительными. Но не для этого писатели представили типаж такого гражданина. Целью было донесение до умов людей мысли, что «маленький гражданин» внутри имеет огромный мир, понятный каждому, а его судьба откликается в душах посторонних.
Обозначение маленького человека:
- Простой.
- Добрый.
- Зажатый, скованный.
- Безобидный.
- Закрытый внутренне.
- Не принимает конфликтные ситуации и избегает их.
Это личность невысокого социального положения и происхождения, не наделенная выдающимися способностями, не различающаяся силой характера, но при этом добросердечная, никому не желающая зла. Понимают выражение «маленький человек», как тип личности, не являющийся озлобленным, а скорее ранимым и уязвимым. Этим могут воспользоваться люди, находящиеся выше по социальному статусу.
Такие персонажи характеризуются позабытыми и униженными. Их жизни, как мелкие радости, и серьезные беды казались ничтожными и недостойными внимания со стороны окружающих. Этот типаж людей и соответствующее к ним отношение пробудила эпоха.
Беспощадное время и царская несправедливость вынуждали многих замыкаться, уходить в себя. Измученные люди жили неприметной жизнью, какую сами создавали, а также тихо умирали. Но именно такие граждане иногда по воле ситуаций, подчиняясь крику души, роптали против сильных, взывая к справедливости.
Эта тема актуальна в настоящее время, потому что сейчас есть люди с мелкой душой, за которой не утаить обман или маску. Также существуют простые люди, являющиеся маленькими только по статусу, но показывающие чистую, не испорченную богатством и благополучием душу, умеющие радоваться, любить, страдать, волноваться, предаваться мечтам, просто жить и быть счастливыми.
Роль неприметных персонажей
В 19 веке представление о «мелких людях» интерпретировалось широко. В советском литературоведении эта мифологема стала идентичной незначительному петербургскому чиновнику эпохи царя Николая.
Человек считается «маленьким» еще потому, что мир его внутренней жизни и притязаний до крайности ограничен, опустошен, заполнен различными запретами. Для него нет исторических и философских проблем, а существует только замкнутый круг жизненных интересов.
С тематикой ограниченной личности в отечественной литературе связаны лучшие гуманистические традиции. Многие авторы стремятся донести до своих читателей и потомков мысль, что каждый гражданин имеет право на счастье, на личный взгляд на жизнь.
Источником для развития в русской словесности образа послужило третье сословие, состоявшее из обнищавших дворян, бывших студентов и семинаристов, мещан, пытающихся утвердиться в статусе успешных и благонадежных граждан посредством приобретения дворянства.
Образ незначительного героя трагичен, ведь народ из низших сословий не защищен государством, оказывался часто под прессом несправедливости и неспособности повлиять на ход событий. Из маленького дитя вырастет большая личность, если ступит на верный путь.
Обращение к этому образу важно в любую эпоху для отображения жизни обычного народа со всеми проблемами, переживаниями, неудачами, несчастьями и маленькими радостями. Не каждому поэту или писателю удалось донести до читателя все детали жизни «маленькой личности», потаенные части души.
Задача писателей:
- Отражение судьбы, быта обычного народа со всеми проблемами, несчастьями.
- Представление незначительных радостей.
Любой автор стремился передать все внутренние движения героя, ощутить и пережить все вместе с ним, потому что «маленькие люди» являются личностями, а их чувство ценится больше, чем у знатных граждан общества.
В каждой эпохе существовали «маленькие люди», которые оказываются нравственно выше лиц, занимающих лучшее положение в обществе или по статусу. Авторы пытались понять психологическую сторону характера таких героев, отвечая на вопросы «Почему он так поступил?»
Аргументы из произведений
Образ маленького гражданина упоминается в реалистических произведениях, где писатели обращали внимание на людей низкого социального статуса и происхождения, нередко бедных или ничего из себя не представляющих. Литераторы обратили свой взгляд на простой народ, в жизни которого происходят трагические события.
Примеры в трудах писателей
Именно в реализме стало возможным появление этого типа героя, способного раскрываться в тяжелых ситуациях. В произведении Карамзина «Бедная Лиза» представителем маленького человека является главная героиня — крестьянка, самостоятельно обеспечивающая собственную жизнь. Добрая, наивная по характеру Лиза беззаветно влюбляется в Эраста. Вскружив голову юной девушке, мужчина осознает, что это была не влюбленность. Впоследствии Эраст женится на состоятельной вдове, не объясняя Лизе свое исчезновение.
Осознавая предательство любимого, девушка не смогла справиться с эмоциями и сбросилась в реку. Из-за недостаточности внутренних сил и воли, чтобы выдержать отречение и научиться жить с болью в сердце, Лиза погибает.
Примером «маленького» человека в литературе является «Шинель» Гоголя. Тип личности Акакия Акакиевича показывает мелкую натуру в незначительных деталях и подробностях.
Характеристика главного персонажа:
Мужчина переживал от низкого социального статуса, унижений и издевательств над своей личностью, но предпочитал сдерживаться и молчать.
До покупки шинели Акакий так и оставался неприметным простолюдином. Он долго и кропотливо собирал каждую копеечку для заветной обновки. Но жестокий мир диктует свои правила — у Акакия крадут шинель. От обиды и беспомощности, мужчина заболевает и умирает, не успев насладиться проделанным трудом. Именно собственной закрытостью от мира, людей и нежелания менять жизнь, персонаж прославился мелкой личностью.
В повести Николая Васильевича «Невский проспект» главный герой Пискарев является юным художником, подающим надежды на светлое будущее. Мужчина знакомится с девушкой из публичного дома и бесповоротно влюбляется. Обманутый надеждами художник заканчивает жизнь самоубийством. Его гибель является результатом столкновения беспощадной реальности с идеализированным миром.
В кратком сообщении необходимо отразить, что типаж мелкой личности перешел в литературное затишье и начал существовать в сатирическом формате разных авторов.
Тип личности в творчестве Пушкина
Авторы характеризуют людей «маленького» типа, как боящихся жизни, униженных, смиренных, ощущавших несправедливость. Возникновение этого образа определено российской служебной лестницей в 14 ступеней. На низшей стадии работали и мучились от нищеты, бесправия и обид мелкие чиновники, малообразованные, одинокие или обремененные семейным бытом граждане, достойные людского понимания, каждый с личной бедой. Особенно часто упоминается образ в произведениях Пушкина.
В «Станционном смотрителе» повествуется о судьбе труженика, слабовольной личности Самсона Вырина. В сюжете представлен характерный конфликт, проявлено обобщение реальности, раскрытое в случае драматической судьбы рядового гражданина.
Мужчина теряет дочь — ее забирает и увозит состоятельный гусар Минский. В судьбах героев возникает конфликт, на фоне которого Самсон оказывается униженным, неспособным дать отпор. Мужчина начинает выпивать и теряет смысл жизни без своей Дуни, обрекая себя на одинокую старость и гибель. Из энергичного станционного смотрителя Самсон превратился в хилого старика.
Другим произведением Александра Сергеевича является «Медный всадник», в котором автор рисует не только картины дворянско-уездного быта, но и заостряет внимание читателей на судьбе «незначительного человека». Городская обстановка сыграла значимую роль в судьбе главного героя Евгения. Во время наводнения мужчин теряет невесту, а все запланированное, мечты и надежды на счастье пропадают.
Автор не рассказывает о прошлом Евгения, не раскрывает его личные данные. Лишая главного героя индивидуальных особенностей, Пушкин превращает его в рядового гражданина из толпы, но в экстремальной, напряженной ситуации мужчина «оживает» и сбрасывает с себя маску «ничтожества», выступая против медного памятника. В состоянии безрассудства Евгений винит во всех бедах Медного всадника, считая виновником своего несчастья императора, воздвигнувшего город на Неве.
В образе маленького человека русские классики стремились показать читателям, привыкшим восторгаться романтическими героями, что простой гражданин является личностью, достойной сочувствия, отзывчивости и поддержки. В мини-сочинении к ЕГЭ можно сделать вывод, что часто литературные герои, характеризующие «мелкого» человека, остаются незамеченными и умирают от несправедливостей окружающих людей.
Источник
Тема маленького человека в литературе
«Маленький человек» – это образ героя, находящегося на низшей ступеньке социальной лестницы. Обращение к данной теме в творчестве Н.М.Карамзина было важным шагом в русской литературе, так как писатель привлёк внимание к положению многих бесправных людей своего времени, когда подлинные чувства и мысли «маленького человека» в обществе никого не интересовали. В повести «Бедная Лиза» Карамзин открыл читателям живую душу деревенской девушки Лизы, представительницы низшего сословия, показав, что и «крестьянки любить умеют».
Автор произведения становится другом и защитником несчастной девушки. Он просит не судить её поступки строго, оправдывает её ошибки любовью к Эрасту, высоко ценит душевные качества Лизы и способность считать главным чувством любовь. Всё это подтверждает зарождение новой традиции в русской литературе – сочувствие «маленькому человеку», сострадание и стремление помочь в его бедах. Именно поэтому писатель хотел бы защитить свою героиню, не нашедшую выход из тупика, в какой она попала.
Карамзин наделяет Лизу высокими душевными качествами, но подчёркивает невозможность для неё раскрыть кому-либо душу из-за униженного положения в обществе. Так как Лиза не могла рассказать о своих переживаниях и беде, она вынуждена скрывать свою боль, считает ситуацию безвыходной. Бесправие и несправедливость заставляли «маленьких людей» замыкаться в себе, чувствовать себя одинокими и беззащитными.
Почему Лиза не смогла ничего сделать, чтобы добиться счастья в жизни? Потому что в обществе, где главным мерилом человеческого достоинства были богатство и знатность, крестьянская девушка понимала невозможность своего равенства с дворянином Эрастом. Она чувствовала себя слабой, неспособной изменить жизнь к лучшему. Автор сочувствует своей героине, страдающей от одиночества и беззащитности в мире, где даже мать не может помочь несчастной дочери. Лиза выбирает смерть для себя (а значит, и для матери), она не хочет страдать из-за безответной любви и позора, понимая, что её не только никто не поддержит, но, скорее, в её сторону будут «бросать камни».
Могла ли Лиза потребовать от любимого быть честным и справедливым по отношению к ней? Нет, и в этом крестьянская девушка не только из-за гордости, но и по своему социальному положению была бесправной и безгласной, безропотно принимавшей удары судьбы. Отношение Эраста к Лизе за период их знакомства претерпевает изменения потому, что простая девушка нужна была дворянину на небольшой период времени, пока увлечение и чувства казались необычными, интересными. Прекращение отношений с Лизой он оправдывал жизненными обстоятельствами, но вряд ли Эраст собирался связывать свою жизнь с крестьянкой навсегда. Охлаждение чувств и разрыв с любящей его девушкой объясняется также невысокими морально-нравственными качествами Эраста, его воспитанием и предрассудками о социальном неравенстве. Поэтому судьба Лизы и не могла быть иной: участь «маленького человека» в условиях социальной несправедливости нередко бывала предрешена, так как оборачивалась безысходностью, оказывалась трагичной. Отстаивать права личности люди пытались иногда бунтами, но Лиза за себя постоять не могла, она в одиночестве переживала своё горе, а в таком случае добиться уважения к себе почти невозможно. Борьба человека за свои права даже в XXI веке не всегда приводит к положительным результатам.
Тема «маленького человека» отражена и в произведении А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Автор называет своего героя «мучеником четырнадцатого класса», потому что он никак не защищён своим чином от несправедливых обвинений и требований останавливающихся на станции проезжих или начальства. Действительно, служба у него – настоящая каторга. Даже в плохой погоде и задержке путешественников в дороге виноват смотритель. Пушкин убедительно нарисовал нелёгкую долю «маленького человека», который находится в униженном положении при обслуживании важных господ. Поэтому понятен призыв автора проникнуться состраданием к таким служащим, как Самсон Вырин.
Минский (проезжий гусар) вовсе не собирался считаться с чувствами отца Дуни, с надеждами смотрителя на спокойную старость рядом с дочерью и внуками. Желание вернуть дочку слишком велико, и несчастный смотритель едет в Петербург, узнаёт адрес Минского и встречается с ним, умоляет отдать Дуню. Но тут Вырин, возможно, заблуждается, ведь он не знает, хочет ли Дуня возвращаться из Петербурга домой, в глушь. Хотя гусар обманом увёз её и девушка не собиралась таким образом решать свою судьбу, но позже она, видимо, полюбила Минского и надеялась на счастье с ним. Понятно, что она жалеет отца, но не знает, как решить семейную проблему. И отец прав, когда добивается встречи с Дуней, когда пытается отстоять чувство собственного достоинства. Он отвергает денежное вознаграждение за потерю дочери, исключая такую продажу отцовских чувств, родительских прав. А деньги ему не помешали бы, так как впереди ждала одинокая старость.
Почему Самсон Вырин не стал писать жалобы и добиваться справедливости? Наверное, не только потому, что он слабый, не уверенный в своих силах человек. Но ещё и потому, что он заблуждался, думая, что дочка уехала с Минским по согласию, и вернётся, осознав ошибку. Смотритель уверен в трагическом исходе событий и готов пожелать смерти заблудшей дочери, если она не придёт к нему с покаянием. Он предполагал, что гусар обязательно бросит его дочь, но, видимо, Минский любил Дуню. Однако Самсон Вырин имел право благословить дочь, а Минский лишил его и этой возможности, так как, видимо, не собирался венчаться в церкви. Поэтому жизнь дочери казалась смотрителю порочной, а разлука с Дуней и переживания о ней раньше времени свели его в могилу. Такова судьба человека, с которым не посчитали нужным обойтись уважительно, и его права были грубо нарушены.
К теме обличения чиновничье-бюрократической системы русского государства не раз обращался Н.В.Гоголь. Эта система позволяла делить людей на «больших» (значительных) и «маленьких». В повести Гоголя «Шинель» отражена не только тема «маленького человека», но также поставлена проблема корпоративной неприступности чиновников высшего ранга. Особая роль в сатирическом изображении важных начальников отводится эпизоду встречи Акакия Акакиевича со «значительным лицом».
С того момента, как несчастный «маленький человек» потерял самое дорогое (шинель, пошитую ценой невообразимой экономии и отнятую грабителем), он испытывал чувство безысходности, большого горя. По совету одного из сослуживцев Башмачкин обращается к «значительному лицу», потому что в полиции помощь ему не была оказана.
Акакий Акакиевич испытал на себе всё превосходство вышестоящих над ничтожными для них человечками. Он пришёл за помощью, а получил такой «разнос», что едва не потерял сознание. Страх, обида, боль и ветер, пронизывающий его насквозь при возвращении домой, привели к тяжёлой болезни и безвременной смерти. И всё из-за шинели! Гоголь подчёркивает, какой незначительной может быть жизнь человека даже в сравнении с вещами и уж тем более в сравнении с «драгоценным» временем «значительного», то есть должностного лица.
Кто или что делает человека «маленьким», а его жизнь незначительной? Возникает предположение, что само устройство жизни в России было антигуманным, неправильным, несправедливым. Поэтому эпизод встречи Башмачкина со «значительным лицом» имеет продолжение.
Писатель показывает далее фантастическую ситуацию, когда «маленький человек» мстит за себя, борясь за справедливость: уже будучи мертвым (в облике призрака), Акакий Акакиевич отбирает генеральскую шинель у того самого начальника, который растоптал его человеческое достоинство и отнял жизнь. Мало того, Гоголь намекает начальникам на месть других «униженных и оскорблённых», малоимущих, для которых «шинель» дороже жизни. Гоголь создал образ привидения, которое уже и на Башмачкина не похоже, но продолжает бродить в ночной темноте, как будто ищет кого-то.
Данный эпизод сыграл важную роль в замысле автора, позволив сатирически изобразить чиновничество России, обратить внимание общества на бесправие «маленького человека» и обозначить истинные ценности в жизни. Сами люди, по мнению автора, также должны научиться ценить и свою личность, и свою жизнь, чтобы бороться за право быть Человеком, которого никто не посмеет считать «маленьким».
Источник