- Сочинение Карандышев в произведении Бесприданница (Образ и характеристика)
- Характеристика 2
- Карандышев в произведении Бесприданница
- Популярные сочинения
- Юлий Капитоныч Карандышев — образ и характеристика героя пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»
- Личность Карандышева
- Характер
- Была ли любовь?
- Званый обед
- Истина
- Вывод
- Юлий Капитонович Карандышев из пьесы («Бесприданница»)
- Портрет
- Характер
- Карандышев и общество
- Карандышев и Лариса
- Заключение
Сочинение Карандышев в произведении Бесприданница (Образ и характеристика)
Юлий Капитоныч Карандышев — один из женихов Ларисы Огудаловой, героини пьесы «Бесприданница» Островского.
Юлий Карандышев — еше достаточно молодой человек. Он небогатый дворянин, который вот уже три года посещает дом Огудаловых в надежде жениться на Ларисе. Однако, девушка отвергает его, так как он не пара Ларисе. В конце, когда достойных женихов не остается, девушка все-таки решается выйти за него замуж.
Юлий Капитоныч рад своей победе, которую, как ему кажется, он одержал над врагами, соперниками. Он пытается всячески показать им свое превосходство над ними, отчего выглядит глупо и смешно.
Став женихом, Карандышев осознает свою власть над девушкой. Он начинает ее всячески упрекать. Ему не нравится общение Ларисы с Василием Вожеватовым, другом детства. Юлию Капитонычу не нравится, что бывший жених девушки, Паратов, продолжает проводить с ней время. Он ругает Ларису за обилие мужчин вокруг нее. Юлий Карандышев называет ее дом «цыганским табором» и подчеркивает, что ему не нравятся такие столпотворения.
Карандышев — это прежде всего чудак. Он не имеет вкуса. Эта персона так и окружена негативом. Карандышев ненавидит всех, поэтому получает в ответ точно такой же негатив. Он завидует всем, кто лучше него, но при этом не стремится развиваться.
Юлий Карандышев — человек самолюбивый и гордый. Он хочет достичь чего-то большего, поэтому планирует баллотироваться в судьи в какой-то деревне.
Герой очень любит Ларису, но его не волнуют ее чувства и переживания. Девушка для него — прежде всего трофей, которым он хвастается перед всеми вокруг. Юлий Капитоныч Карандышев хочет отомстить своим соперникам, которые смеялись над ним раньше, поэтому он не теряет возможности похвастаться своим новым положением перед остальными.
Лариса считает, что Карандышев — человек неплохой, неглупый. Однако, его самолюбие портит его, поэтому Кнуров, Паратов и Вожеватов считают его глупцом.
Внешне Карандышев ведет себя сдержанно, не проявляет открыто эмоций, однако, Лариса выводит его из себя. Тогда Карандышев буквально сходит с ума. С тех пор отношение Ларисы к нему меняется. Она уже не думает о нем что-то хорошее. Этот человек становится девушке жалким и противным.
Карандышев и сам осознает, что дошел до грани. Он уже не может сдержаться. Карандышев приходит в бешенство, когда Лариса сознается, что не может стать его женой. Тогда молодой человек делает последний шаг и убивает девушку.
Характеристика 2
Общество, боготворившее материальные блага и деньги, обрекает слабых духом людей на тёмную зависть. В “Бесприданнице” у драматурга появляется новый герой — маленький человек, но не телом, а душой. Невысокого ранга чиновник Карандышев мелочен и ничтожен, ненавидит свою бедность и стыдится её. Он робок и все замечания в свою сторону воспринимает как насмешливые и обидные. Зависть к богатству толкает его на глупости и смешные поступки, явно показывающие его амбиции.
В попытках стать равным богатым купцам, обожателям Ларисы и утереть им носы, он утраивает прием в честь своей невесты, чтоб продемонстрировать какого достойного жениха, то бишь, его выбрала она. Это и есть месть за ту зависть, которую ему приходилось испытывать каждый раз, когда он видел её состоятельных и успешных поклонников.
Мстительность затмевает рассудок, он не понимает, как воспринимают его те, перед кем он так важничает, как он смешон и жалок в своих амбициях и вызывает к себе лишь презрение.
Правда ли, что Карандышев всем сердцем любит или женитьба на первой красавице города только один из способов самоутвердиться? Глупец, он высокомерно относится к Ларисе, не понимая, что единственным его достоинством она считает любовь к ней. Ему же хочется “выглядеть достойно” в обществе, пройти с красивой женщиной под руку на прогулке, он носит для пущей важности очки, в которых нет необходимости, пытается собрать в доме избранное общество, опять же подражая богатым, нелепо обставляет кабинет. Что это, как не тщеславие.
Получив согласие на предложение руки и сердца, он начинает мечтать о собственном триумфе и куда-то исчезают настоящие чувства к Ларисе, которая теперь его красивая игрушка. Он наивно полагает, что весь мир завидует ему.
Девушка в отчаянии соглашается на брак и искренне желает уехать с ним в деревню, вести тихую, уединённую жизнь, не видеть больше никого из прошлого. Карандышев, не поддержав ее в этом, теряет последнюю возможность завоевать уважение невесты. Нежная и ранимая Лариса стыдится его, хотя возможно, жалеет, ведь сама знает, что такое бедность и, как Карандышеву, ей она также ненавистна.
В пику ему делает все, что он запрещает и в финальной сцене жестко оскорбляет его, разочаровавший в нем окончательно. Она безжалостно презирает его.
Замученное бедностью самолюбие, эгоизм и ревность провоцируют Карандышева нажать на курок. Однако, автор не только осуждает этого персонажа, но и пытается объяснить причины, толкнувшие его на преступление. Этот маленький человек невольно вызывает сострадание.
Карандышев в произведении Бесприданница
Популярные сочинения
Красива и удивительна природа нашей России. Только человек искренне любящий свою родину, может так красиво рисовать самые обычные места. Картина была написана на суровом Урале
Борьба разума с чувствами, как и борьба добра со злом была и будет актуальна во все времена. Споры на эту тему могут продолжаться бесконечно, художники, писатели, поэты в своих произведениях до
Источник
Юлий Капитоныч Карандышев — образ и характеристика героя пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»
Все персонажи пьесы Александра Николаевича Островского «Бесприданница» на первый взгляд как будто не похожи друг на друга: происхождение, социальный статус, душевное устройство и т. д. у всех разные. Но вместе с тем они во многом схожи одними и теми же чертами характера и поведения. Фактически каждый из них ищет в сложившейся ситуации свою выгоду, и никто не заботится о чувствах и переживаниях других, все слишком заняты собой. Умная, красивая, романтичная Лариса Огудалова мечтает о возвышенной любви и не скрывает от Карандышева, каков её идеал мужчины — это Паратов. Но этот «блестящий барин» намного более примитивный персонаж, чем Карандышев, и даже Кнуров с Вожеватовым. Он сам себе даёт исчерпывающую характеристику: «У меня… ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно». Для него и брак — это тоже выгодная сделка, он продает и свою свободу, и свое влечение к Ларисе за крупное приданое богатой невесты. «Все себя любят!», — отмечает с горечью Лариса. Но и она тоже любит только себя. Карандышеву она заявляет: «Если б я не искала тишины, уединения, не захотела бы бежать от людей — разве я пошла бы за вас?»
В пьесе дана точная психологическая характеристика образа Карандышева и остальных персонажей. А совершаемое Карандышевым убийство является не возмездием за поруганную честь невесты, а лишь последней попыткой восторжествовать над соперниками, которые превосходили его во всём.
Побудительными причинами поступков героев пьесы можно назвать многие мотивы, но только нет в них жалости и сострадания. Ни у кого.
Личность Карандышева
Юлий Капитоныч Карандышев — молодой человек и жених Ларисы Огудаловой. Он небогатый чиновник. Все вокруг считают, что он ей не пара. Но это, конечно, вопрос спорный. Она тоже так считает, но всё-таки соглашается выйти за него замуж — других вариантов не предполагается.
Молодые люди знакомы уже 3 года. Он никогда не считался достойным женихом, но его не гнали из дома Огудаловых, а придерживали на случай, когда рядом никого более подходящего не было.
Став женихом Ларисы, Карандышев счастлив и не скрывает этого: старается почаще появляться с ней на бульваре, ходит, высоко подняв голову, едва кланяется знакомым и везде выставляет своё «я».
Сам он своё поведение объясняет тем, что это его реакция на многолетнее унижение от окружающих, а теперь ему можно «погордиться и повеличаться».
На самом деле, во все времена общество состояло и теперь состоит из людей разного социального положения и разного достатка. И это нормально. Но сами люди по-разному относятся к своему положению. Карандышев же был человеком самолюбивым и завистливым, он изо всех сил старался казаться тем, кем не мог быть априори. Он старался доказать, что стоит на одном уровне с сильными мира сего, и именно этим унижал себя в их глазах. По вполне определённым причинам он не мог жить и вести себя в том же стиле, что и Паратов, например. Он не подвергался бы насмешкам, если бы был самим собой, но чужую роль сыграть не смог и стал пародийным двойником Паратова.
Характер
Когда Карандышев официально был объявлен женихом Ларисы, его характер проявился в самых неприглядных поступках. Раньше он был спокойным, кротким человеком, но, едва став женихом, стал показывать свою власть над ней, обвинять её в фамильярности по отношению к Вожеватову, упрекать в том, что в своём доме они живут как в цыганском таборе, пытался запретить ей петь и так далее.
Стремясь сравняться со своими насмешниками, он становился ещё смешнее: с претензией обставил свой кабинет — получилось безвкусно; завёл себе лошадь и кучера — получилось смешно.
Лариса не считала Карандышева глупым, она называла его честным, хорошим человеком, глупым делало его болезненное самолюбие. Но она перестает его уважать после неудачного званого обеда за то, что он терпит насмешки, не может постоять за себя: «Я мужа своего, если уж не любить, так хоть уважать должна; а как я могу уважать человека, который равнодушно сносит насмешки и всевозможные оскорбления!» Карандышев теперь кажется ей ничтожеством, он становится ей противен, о чём она ему и говорит прямо в глаза.
Лариса отказывается выходить за него замуж, и тогда Карандышев убивает ее со словами: «Так не доставайся ж ты никому!» Она же ведёт себя так, чтобы все подумали, что она выстрелила в себя сама.
Была ли любовь?
Со стороны Ларисы любви, конечно не было. Почему же она согласилась на брак с нелюбимым человеком?
Возможно, вместо несостоявшегося счастья с Паратовым она надеялась создать достойную и нравственную жизнь с Карандышевым, поэтому выбирает путь брака.
Но был ли Карандышев искренен в своём чувстве к ней?
Скорее всего, по-своему он любил ее. Но это чувство было у него в неразрывной связи с его амбициями, желанием «повеличаться», стать на одну ногу со своими соперниками. И эти амбиции обесценили всю его любовь.
Званый обед
Затевая званый обед, Карандышев имел тайное желание посмеяться над богатыми соперниками и отомстить им. Но у него ничего не получилось: он произносит тост за свою невесту, а получается похвальное слово самому себе; он чувствует своё равенство с ними, а гости видят только его позор и издеваются над ним.
У Паратова была определённая цель: он пришёл на этот обед, чтобы унизить жениха Ларисы в её глазах, и этой цели добился — в борьбе амбиций всегда побеждают сильные и преуспевающие. Теперь Лариса свободна от всех обязательств перед женихом.
Но, морально уничтожив Карандышева, Паратов не задумывается над душевным состоянием Ларисы, а Лариса, в свою очередь, не задумывается над душевным состоянием своего жениха и соглашается ехать за Волгу с человеком, который однажды уже обманул её. Ведь для Карандышева бегство гостей и невесты — это страшный удар по его самолюбию. Он говорит: «Я буду мстить каждому из них, каждому, пока не убьют меня самого».
Истина
Истина Ларисе всё-таки открывается: женитьба на бесприданнице для Паратова невозможна. Она видит уже настоящего Паратова, для которого выгода и расчет превыше всего. Отношения с ней пробудили в нём азарт игрока. А затем Ларису разыгрывают в орлянку Кнуров и Вожеватов. Но для неё разочарование в любимом равносильно потере смысла жизни.
В довершение ко всему Карандышев произносит по отношению к ней страшное слово «вещь». Он и сам относится к ней, как к вещи: «Я беру вас, я ваш хозяин».
Выстрел Карандышева для Ларисы является благодеянием, потому что она находится на грани нравственного падения, согласившись фактически быть содержанкой Кнурова. Только смерть позволила сохранить ей цельность личности и высоту положения.
Вывод
Образ Карандышева в драме А. Н. Островского «Бесприданница» психологически точен. Это тип «маленького человека», не лишённого чувства собственного достоинства. Но это чувство у него гипертрофировано и берёт верх над чувством любви. Стать мужем Ларисы для него важно, в том числе, и для того, чтобы восторжествовать над Паратовым, который ещё чувствует ценность вещи по имени Лариса. Карандышев берёт в жёны бесприданницу, к тому же ещё и скомпрометированную отношениями с Паратовым, и чувствует себя благодетелем. Но ему не дают забыть, что это случилось лишь в силу неудачно сложившихся обстоятельств. Он по-прежнему остаётся в доме Огудаловых «запасным вариантом», хоть и в роли официального жениха. Карандышев это чувствует, и это его унижает.
Величие и блеск Паратова не дают спокойно жить ни Ларисе, ни её жениху, ни всем остальным в городе Бряхимове. И никто не понимает, что это величие иллюзорное. Карандышев хочет выглядеть в глазах других счастливым соперником Паратова, и это желание оказывается выше любви. Лариса стремится поскорее уехать в глушь, изменить свою жизнь, но он ставит условие: «Только венчаться — непременно здесь; чтоб не сказали, что мы прячемся, потому что я не жених вам, не пара, а только та соломинка, за которую хватается утопающий».
В финале пьесы Лариса благодарит Карандышева за его смертельный выстрел. Но он не жертва того жестокого мира, который изображён в пьесе, а часть его. Он стремится к Ларисе не только из-за любви, в нём горит желание отомстить своим обидчикам, продемонстрировать им своё моральное превосходство.
Характеристика образа Карандышева может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Источник
Юлий Капитонович Карандышев из пьесы («Бесприданница»)
В классической литературе XIX в. очень популярна тема «маленького человека». Её в своих произведениях раскрывали А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. М.Достоевский, Н. А. Островский. В драме «Бесприданница» Н. А. Островского «маленьким человеком» является Юлий Капитонович Карандышев.
Характеристика образа Карандышева позволяет понять роль и место «маленького человека» в обществе.
Портрет
Карандышев — молодой человек, жених главной героини драмы Ларисы Дмитриевны Огудаловой. Это мелкий чиновник с небольшим доходом. На службе, видимо, у него место не очень престижное, так как, судя по репликам, ему даже не предлагают взятки.
Он беден и не привлекателен. У него отсутствует вкус и чувство меры. Об этом можно судить по описанию комнаты чиновника, которое даёт Вожеватов: «В кабинете ковер грошовый на стену прибил, кинжалов, пистолетов тульских навешал…»
В женихи Карандышев выбран случайно. Он почти три года добивался Ларисы, был в доме Огудаловых частым гостем. Его не гнали, держали, как запасной вариант, никто не выказывал молодому человеку своего расположения. Чаще его не замечали, иногда он был предметом насмешек и издевательств, как, например, в ссоре с Паратовым.
Лариса из-за безысходности своего положения, постоянных сборищ потенциальных женихов в доме матери и отъезда в неизвестном направлении любимого человека, соглашается выйти за Юлия Капитоновича замуж.
Характер
Во многих литературных произведениях «маленький человек» представляет собой жалкое зрелище, часто этому персонажу невольно сочувствуют. Карандышев не вызывает жалости. Этот человек обладает слишком большими амбициями для своего положения. Он не в меру эгоистичен и высокомерен.
Юлий Капитонович не обладает ни способностями, ни средствами, ни обаянием, хотя претендует на всеобщее уважение. Лариса нужна ему для престижа, чтобы занять соответствующую его эго нишу в обществе.
Ничтожество и непомерная гордыня Карандышева не раз подчёркиваются в пьесе. Особенно ярко эти качества проявились во время званого обеда в честь помолвки молодого человека с Ларисой, на которую он пригласил самых знатных людей города. При этом выявляются ещё такие качества чиновника, как жадность, спесь, глупость, болезненное самолюбие.
Карандышев слаб, труслив и не уверен в себе. Эти качества подчёркнуты во время разговора о его несостоявшемся самоубийстве.
Карандышев и общество
Стремление Карандышева стать барином вызывает насмешки и издевательства со стороны местных купцов. Возможно, если бы Юлий Капитонович так не «пыжился», то к нему относились бы по-другому, но нелепые попытки попасть в «высшее общество» вызывают лишь презрение. К Карандышеву относятся, как к шуту и паяцу, издеваются и насмехаются над ним. В ходе всей драмы можно наблюдать колкие реплики в его адрес и пересуды о нём во время разговоров купцов между собой. Самым показательным примером пренебрежительного отношения к жениху Ларисы является званый обед в доме Карандышева.
Карандышев и Лариса
Лариса нужна была Карандышеву для того, чтобы потешить своё самолюбие и попасть в высшее общество. Если даже он и любит свою будущую жену, то чувство это не возвышенное. В отношениях с Ларисой он проявляет только отрицательные качества своего характера: ревность, подозрительность, эгоизм.
Возможно, если бы он услышал Ларису, её просьбы и мольбы, то трагедии бы не случилось. Девушка просит Карандышева уехать в деревню, чтобы забыть о своей прежней жизни, говорит, что готова полюбить его, если он будет вести себя скромнее. Но Карандышев не внимает её просьбам. Ему нужен шик, признание его равным среди богатеев города. Поэтому он «выгуливает» Ларису по бульвару, покупает жалкую клячу и нанимает кучера, вместо поклонов во время встречи со знакомыми, теперь едва кивает им, подчёркивая этими выходками своё ничтожество.
Матери Ларисы он так и говорит, что хочет «повеличаться» потому, что долго ждал этого, перенеся «много уколов для своего самолюбия».
Ещё не став мужем Ларисы Дмитриевны, Карандышев ограничивает её свободу (не разрешает петь во время званого обеда), дурно отзывается о её доме и образе жизни, говоря, что дом похож на «цыганский табор», попрекает её за дружбу с Вожеватовым: « Называете его Васей. Что за фамильярность с молодым человеком!»
Возможно, смерть была для Ларисы лучшим выходом потому, что в любом случае с Карандышевым она не была бы счастлива. Девушка для него была такой же вещью, как и для других мужчин её окружения. Только для них она была дорогой вещью для удовольствия, а для Юлия Капитоновича вещью для престижа.
Заключение
Образ Карандышева в драме А. Н. Островского «Бесприданница» отображает основные черты, свойственные мещанству: жадность, зависть, глупость, спесь. Такие люди, как Юлий Капитонович хотят выделиться, добиться высокого положения в обществе не за счёт своих талантов и усердия, а за счёт других людей, порой испортив последним жизнь.
Источник