Какие чувства может вызвать поэзия
Статья «Поэзии целебная сила»
Планета Поэзии. Она есть! Она существует! Она живёт! Она творит! Она нам дарит невероятные эмоции, часто позитивные, окрыляющие нас, вдохновляющие! Те, кто побывает на этой планете, по-настоящему почувствует красоту слова! А слова , исходящие из этой планеты, они — от избытка любви в сердце, от души.
Я — безумно влюбленный в мир искусства поэзии. И никогда не сомневалась в том, что стихи положительно влияют на жизнь человека. Бесспорно, образы или картины, воспетые в стихах могут вызвать определенные яркие ассоциации с чувством радости, сочувствия, зачастую и печали… Но оказывается, влияние стихов намного глубже и сильнее, чем я даже себе представляла.
Изучением стихов серьёзно занимаются ученые. К примеру, ученые из Ливерпульского университета в Великобритании решили изучить свойства, которыми обладает поэзия. Наблюдая за людьми, читавшими сочинения Шекспира, Вордсворта, Томаса Стернза, Элиота, исследователи одновременно анализировали, как в это время работает их мозг.
Высокая поэзия, как было обнаружено учёными, вызывает избыточное возбуждение в мозгу. Самое удивительное, что этот эффект сохраняется еще некоторое время: обработав необычное слово или оборот, мозг не возвращается в прежнее состояние, а сохраняет некий добавочный импульс, который подталкивает к продолжению чтения. Бесспорно поэтому Ирину Самарину-Лабиринт и Веронику Тушнову или Ларису Миллер и многих других, мне например, хочется читать снова и снова.
В ходе эксперимента ученые сравнили реакцию Центральной Нервной Системы испытуемых на те же истории, но рассказанные обычным языком. Произведения классиков переписывали в прозе и давали на прочтение тем же чтецам. При чтении поэзии нейроны реагируют буквально на каждое слово. Особо же остро мозг реагирует на необычные поэтические обороты.
Ученые из Института Макса Планка выяснили, что поэзия настолько сильна, что даже доставляет мозгу большее удовольствие, чем музыка. Экспериментаторы попросили группу людей читать стихи вслух и нажимать на специальную кнопку всякий раз, когда они почувствуют озноб и «мурашки» по телу. В это время ученые отслеживали частоту сердцебиения, мимику и даже движение волосков на коже испытуемых.
Любопытен тот факт, что даже те, кто не читал стихи в это время, а только слушал, чувствовали «мурашки» на своем теле, а 40% респондентов отмечали их появление несколько раз. Такие ощущения мы также можем испытывать, когда слушаем музыку или смотрим эмоциональную сцену из фильма. Таким образом, учёные пришли к выводу, что реакция головного мозга на поэзию весьма уникальна: слушая стихи, активизируются участки мозга, которые не задействованы во время других занятий.
Нейробиологи из Университета Эксетера провели похожее исследование и пришли к тем же результатам, а также выяснили, что поэзия стимулирует память, способствует самоанализу и расслабляет нас.
Все эти исследования доказывают нам, что в стихотворной форме есть что-то поистине удивительное, что создает ни на что не похожее удовольствие. Мозг задействован так, что будучи незаметным, он заметно активизируется и развивается! То есть, как поясняют многие учёные, развитие мозга в положительную сторону очевидно. Как минимум, чтение поэзии — процесс поразительного языкового «погружения». И еще это в высшей степени экономичная форма умственного ускорения. На самом малом пространстве хорошее стихотворение покрывает огромную мыслительную территорию и часто в финале приносит читателю прозрение или откровение. Именно прозрение и откровение. И при чём чёткое и ясное.
Возьмем, к примеру, одно из стихотворений Ирины Самариной-Лабиринт:
Привыкайте счастливыми быть!
Просыпаться с улыбкой лучистой…
И со взглядом, по детскому, чистым,
Привыкайте друг друга любить…
Научитесь плохое не звать,
Предвещая заранее беды…
Вы ведите другие беседы…
Научитесь душой расцветать…
Привыкайте добро замечать
И ценить то, что жизнью даётся…
И за счастьем бежать не придётся…
Будет счастье за вами бежать!
Научитесь подвоха не ждать
От людей незнакомых и близких…
Ведь у всех, у высоких, и низких
Есть желание – счастье познать…
Привыкайте не злиться на зло,
А рискните помочь, разобраться…
Если кто-то вдруг начал кусаться,
Значит, в чём-то ему не везло…
Научитесь прощенья просить
И прощать… Вам судьба улыбнётся.
И весна в вашу душу вернётся!
Привыкайте счастливыми быть…
Спросите: как это стихотворение действует на нас? Целебно и поучительно. Учит, какими добрыми нужно быть в жизни, как важно не быть злыми и как важно уметь прощать… Разве мы ещё раз и ещё раз не глядим на себя и на жизнь с помощью этого стихотворения? Разве оно нас не учит ничему? Мы делаем прозрение и откровение. Возможно, откровение того, что мы уже когда-то открыли? Тем не менее, это как повторение – мать учения. О сколько в поэзии этого автора поучительного и жизненного!
А кроме всего этого, какие эмоции в сердце рождаются? Позитива – полно. Поэзия добавляет жизни больше красок и радостных эмоций! И главное, читая стихи, мы переосмысливаем собственное прошлое. Не только прошлое. Мы смотрим через призму поэзии в будущее и осмысливаем настоящее. То есть словами ученых, невероятно, но читая стихи, мы активируем правое полушарие мозга, а точнее его зону, ответственную за автобиографические воспоминания. То есть когда мы, к примеру, читаем Ирину Самарину-Лабиринт, то волшебные строки её вызывают из глубин памяти воспоминания о произошедшем с нами в прошлом или непонимании со стороны окружающих. Или, как лучше жить в дальнейшем, какие ошибки не допускать и как проявлять себя, как вести себя правильно в настоящем и будущем. Точно так же, как , например, стихи Есенина о любви вытягивают из нас яркие картины прошлого, где мы рядом с любимым человеком. Учёные так и говорят, что поэзия — это очень сильный инструмент, который может использоваться в психотерапии, наряду с рисованием. Именно так обьясняют ученые-нейробиологи влияние поэзии на общее состояние человека.
В работе с поэзией нужно отметить тот факт, что декламировать стихи — особо полезное занятие. Когда мы учим стихи, то мы тренируем ту область мозга, которая несет ответственность за развитие и сохранение памяти. В век информационных технологий, когда весь мир начинается от простого нажатия пальца на экран, люди перестали запоминать. Мы полагаемся на память компьютеров, мобильных телефонов и других гаджетов. Но это притупляет нашу способность запоминать и наш мозг начинает медленно деградировать. Очень важно держать свой мозг в тонусе. Поэтому полезным признан тот факт, что самый простой способ — разучивать стихи, а потом декламировать их вслух.
Поэзия. Даже слово какое-то слишком изысканное, чтобы казаться мужским. Поэзия для подростков, юнцов и женщин — этакая антитеза мужественности. Так было не всегда. Стихи, как правило, писали и читали мужчины — так было на протяжении веков, начиная с античной Греции: на всех этих Гомера, Архилоха, Гесиода, Пиндара и прочих была лишь одна Сафо. Есенин, Блок, Евтушенко…Поэзия была и искусством, и развлечением. В прошлом поэзия принадлежала к числу обязательных составляющих образования любого мужчины. Мы привыкли к мысли, что поэзия — это не для мужиков, потому что она лирична, эмоциональна, а мальчиков с младых ногтей учат контролировать эмоции. Поэтому поэзия тяжело находит себе путь в мужскую библиотеку. Кроме того, у нас есть и другие, более приемлемые способы выразить эмоции. Наше общество изменилось, наверное, в прошлом веке, и телевидение как будто заняло место, которое прежде принадлежало поэзии. Нашему обществу, получается, больше не нужны поэты, чтобы наполнять жизнь лирикой и развлекать нас. У нас есть телевидение и кино, и когда мы хотим почитать, к нашим услугам летят романы, рассказы, журналы, газеты и развлекательные сайты. Так и хочется выразиться, что поэзии больше нет места в нашем мире. Ан нет! Прекрасных поэтов и поэтесс сегодня, как и в прошлом, предостаточно. Есть и рождаются стихи. Стихи о мире и войне, о дружбе, о природе, философская лирика — всё это гораздо богаче привычных представлений о стихах. И они, нельзя сказать, не читаются. Читаются. И есть среди нас много тех, кто любит читать. Как и было сказано выше, чтение поэзии позволяет видеть связь между настоящим и прошлым и заглядывать в будущее!
Поэзия — это увлекательная история; иногда в одном стихотворении в сто строк разворачивается захватывающий сюжет. Иногда поэты создают свои собственные слова, которые очень точно ловят суть вещей, и это тоже довольно интересно. Они могут выразить большое и даже общечеловеческое, казалось бы невыразимое, в паре строк. Но чтение поэзии необходимо не только для развлечения. Иосиф Бродский говорил, что поэзия — это высшая форма речи, и, читая поэтов, человек начинает лучше понимать язык. Он даже ставил вопрос о массовом издании поэтов в один ряд с вопросом о всеобщей медицинской помощи.
Читать поэзию тяжело и утомительно. Для многих. Или для некоторых. Язык и структура отличаются от привычной нам речи, сложно воспринимать ритм и рифму. Если стихотворение длинное, иногда тяжело его понимать, тяжело трактовать образы и постоянно тревожит, правильно ли ты понял авторскую мысль. Но если ты не будешь торопиться и дашь себе время поразмыслить над прочитанным стихотворением, ты начнешь быстро и заметно расти. Да, да, расти! Говорят, что чтение стихов требует накачанного мозга. С чего начать? Главное, ни в коем случае не стоит превращать чтение поэзии в скучную обязанность и рутину. Можно прочитывать по одному стихотворению в день или в неделю. Нужно сделать чтение стихов небольшим ритуалом. Например, это можно делать в воскресное утро: читай стихотворение за своей первой чашкой кофе, прежде чем начинать делать другие дела. Читай, чтобы развлечься или просто чтобы доказать себе, что можешь. Если тебе понравился процесс, то и хорошо, а если нет, не страшно: попробуй почитать другого автора. Даже если это стихотворение все называют одним из лучших, а оно тебе не нравится, просто двигайся дальше. Не надо себя мучить и внушать в себе, что «ты ничего не понимаешь в поэзии, потому что это стихотворение тебе не по душе, хотя его считают объективно хорошим».
Поэзия — это волшебное искусство. О ней можно судить субъективно, однако всё же оперировать более вменяемыми аргументами, чем «скучно». Есть поэты, которых стоит прочесть. С которых, возможно, нужно начать. А для начала, обратимся к классике, хотя читать ее в самом начале обычно не советуют. Эпос о Гильгамеше, «Одиссея», «Илиада», «Энеида», «Потерянный рай» — это стыдно не читать. Но начинать с таких сложных произведений не имеет смысла: ты не втянешься, ты не поймешь и бросишь. Начни с чего попроще, а потом вернись сюда. Обязательны к прочтению: Гомер, Шекспир, По, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Блок, Мандельштам, Есенин, Ахматова, Цветаева, Бродский, Аполлинер, Бодлер, Рембо… А затем познакомься с такими именами как : Киплинг, Блейк, Поуп, Фрост, Оден, Кавафис, Коган, Симонов, Пригов, Губерман, Теннисон. Есть рекомендации? Милости просим в комментарии.
Конечно, ничего бы не случилось, если бы не было стихотворений. Мир бы не рухнул, но был бы беднее в духовном плане. Иногда мы просто не замечаем, что поэзия всегда рядом с нами. Как не замечаем того, к чему привыкли.
Поэзия – удивительная вещь. Она заставляет нас по-новому смотреть на мир. Она дает возможность выразить чувства, которые накопились в сердце. Поэзия возвышает нас над миром повседневности, будничности и обогащает духовно. Она помогает нам быть добрее, решительнее, нежнее, мужественнее.
Осознавая факт полезного влияния поэзии на состояние человека, даже в календарь уместили особый день – Всемирный день поэзии. Его поместили на 21 марта. И отмечается он с 1999 года. Наверное, поэзия – прежде всего и появилась для того, чтобы обогатить человека эмоционально. Обогащайтесь эмоционально. Ибо эмоции – это здоровье! Читайте, читайте, читайте стихи. И будьте здоровы!
В качестве послесловия – стихотворение от Ирины Самариной-Лабиринт:
Желаю всем добра и мыслей светлых…
Пускай обиды прошлые уйдут…
От них вы избавляйтесь незаметно…
Простить и отпустить – нелёгкий труд…
Но каждым утром рано на рассвете
Попробуйте кого-нибудь простить…
За то, что солнце в небе ярко светит,
Начните жизнь свою благодарить…
Она ведь посылает вам уроки,
Чтоб стали вы отзывчивей, мудрей…
А слышит лишь обидные упрёки,
То денег нет, то верных нет друзей…
Вы жизнь свою за всё благодарите…
За то, что вы не знаете войны,
За то, что у компьютера сидите…
За то, что вы кому-нибудь нужны…
За то, что есть у вас семья и дети,
А если нет, просите у неё.
Она ведь не глуха и вам ответит,
Прощая вас за прежнее нытьё…
Хотите быть богатыми? Мечтайте!
К вам деньги будут сами приходить…
Хотите быть счастливыми? Дерзайте!
Учитесь доверять, прощать, любить…
Представьте жизнь свою без опасений,
Без страхов, без упрёков и обид…
Освободитесь от пустых сомнений,
Увидите, что к счастью путь открыт…
Оставьте ваше прошлое в покое!
Оно ушло, обратно не вернуть…
Задумайтесь сегодня над судьбою
И начертите в мыслях светлый путь…
Весь мир под одного не перестроить,
Но можно перестроить мир внутри…
И лучше доверять, чем вечно спорить…
И лучше отыскать, чем не найти…
Вам жизнь даёт бесценные советы…
Того, что есть, могло бы и не быть…
Представили? За каждый лучик света
Учитесь жизнь свою благодарить…
Источник
Уроки Поэзии. Эмоция
Эмоция — это почва, из которой прорастает древо поэзии, её мысли и образы. Возможно также, что в начале придёт мысль, но она, чтобы стать поэтичной, должна вызвать эмоции, выкупаться в них, сродниться с ними, конкретизироваться и трансформироваться в чувстве. Если же пришедшую мысль просто зарифмовать, получится то, что мы называем риторикой.
Одна и та же мысль в одном случае будет поэтичной, в другом может оказаться скучной прозой. Если бы Маяковский начал утверждать, что Земля — шар, это было бы типичной риторикой, но известную истину он сумел эмоционально конкретизировать применительно к случаю и извлечь из неё поэтический эффект:
Можно убедиться,
что земля поката,
Сядь на свои ягодицы
и катись.
Заметным недостатком молодых часто бывает нехватка эмоциональных накоплений. Появилось смутное чувство, ещё не созрело, а его уже стараются зарифмовать. Вскоре родилось такое же чувство — и его в стихи. А потом выясняется, что все чувства были одной и той же природы, одной окраски и породили они стихи, похожие друг на друга,— стихи одного поля, ослабленные преждевременным появлением на свет. Этих поэтических недоносков могло бы и не быть, если бы молодой поэт умел накапливать эмоции.
Второй заметный недостаток молодых — это эмоциональная пестрота стихов. Случается, на одно своё стихотворение молодой вытряхнет всего себя, не замечая, что его эмоциональные накопления имели разную природу и разную окраску — от интимной до публицистической. Накапливая чувства, Есенин не смешивал то, что копилось для «Анны Снегиной», с её лирико-эпической интонацией:
Село, значит, наше — Радово,
Дворов, почитай, два ста,—
с тем, что выплеснулось с «Песнью о великом походе»:
Эй вы, встречные,
Поперечные!
Тараканы, сверчки
Запечные.
При этом лирическая палитра Есенина допускала удивительное соседство эмоций интимных и общественно-политических. Его «Письмо к женщине» выходит далеко за рамки бытового конфликта, обозначенного строчкой: «Любимая! Меня вы не любили». В общую эмоциональную окраску «Письма к женщине» легко и естественно вписываются резкие мазки социального смысла о «хладной планете», которую и «Солнцем-Лениным пока не растопить». Отсюда можно сделать вывод, что накопление и разграничение эмоций — это не отдельные тюбики красок, которые стоит потом лишь выдавить и в случае нужды механически размешать. Поэт может накапливать эмоции, окрашенные в разные цвета, но объединённые общим колоритом.
У поэта может быть пристрастие и к одному цвету, как у Бараташвили к синему, столь разнообразному в оттенках, столь всеохватывающему в его мироощущениях, что кажется, будто другие цвета и вовсе не нужны.
Цвет небесный, синий цвет
Полюбил я с малых лет.
С детства он мне означал
Синеву иных начал.
Это цвет моей мечты,
Это краски высоты.
В этот голубой раствор
Погружён земной простор.
Это взгляд небесный твой,
Напоённый синевой.
Это плач моих родных
На похоронах моих.
Какое удивительное, совершенно уникальное чувство цвета. Даже там, где, казалось бы, неизбежны другие краски, поэт не поступился своим любимым цветом, открывая всё новые и новые его оттенки.
Это синий, не густой
Иней над моей плитой.
Это зимний, сизый дым
Мглы над именем моим.
Вот пример, как из малого истинный поэт извлекает великое. Любовь к синему цвету, по признанию самого поэта, накапливалась в нём с малолетства, чтобы стать цветом его знамени. В этом и есть высшее мастерство.
Из Книги «НАШЕ ВРЕМЯ ТАКОЕ. «. 1973.
Источник