Какие чувства испытывает лирический герой стихотворения снег идет пастернака

«Снег идет», анализ стихотворения Пастернака

Стихотворение «Снег идет», вошедшее в последний сборник Б. Пастернака «Когда разгуляется», было создано в 1957 году, сложный период жизни поэта. Усиление давления со стороны властей после публикации за рубежом романа «Доктор Живаго» надломило физическое состояние Пастернака.

Название стихотворения заявляет его тему – снегопад. Однако, кроме пейзажной зарисовки зимнего снегопада, стихотворение содержит философские размышления о скоротечности жизни, поэтому его можно по праву отнести к пейзажно-философской лирике. В центр произведения Пастернак помещает проблему времени и человека в течении этого времени.

Московский снегопад Пастернак воспринимает как волшебный полет, увлекающий за собой людей, тротуары, перекрестки и лестницы. Поэт мастерски передает атмосферу зимнего дня, олицетворяя снегопад с живым существом: «в заплатанном салопе сходит наземь небосвод». Чудесное, завораживающее своей красотой преображение мира, дарящее ощущение праздника, сравнивается со встречей неба и земли. Снегопад объединяет эти два разных мира в одно целое.

Но одновременно с радостным чувством поэт и лирический герой ощущает смятение в душе – ведь с каждой снежинкой убегает отпущенное нам драгоценное время, а настоящее мгновенно становится прошлым, пережитым. Смятенье передается через «удивленные растения», идущего по жизни «убеленного пешехода» (снегом или прожитыми годами?) и «поворот перекрестка», который воспринимается как поворот судьбы, где у человека возникает выбор жизненного пути. Снегопад заставляет лирического героя взглянуть на обыденные вещи по-иному, понять и прочувствовать Время. Сопрягая идею Времени и такое явление природы, как снегопад, поэт раскрывает главную тайну времени – относительность его течения: «с ленью той или с той же быстротой?». Вечное, непрерывное движение снега, создаваемое динамическим повтором «Снег идет», становится символом времени, которое невозможно остановить даже на мгновение.

Пастернак непостижимым образом гармонично соединяет в стихотворении мимолетность с вечностью: есть конкретные временные указатели («промежуток краткий», святки, Новый год), и есть вечное движение времени – «Может быть, проходит время, Может быть, за годом год». Видя жизнь в подробностях и одновременно схватывая общий план, поэт сопрягает конкретное (цветы герани, ступени лестницы) и бесконечное (небосвод, бег времени). Смело смешивая быт и бытие, Пастернак через простые, обыденные вещи выходит на уровень Вселенной, уровень вечности.

Интересна звуковая организация стиха. Стихотворение состоит из 8 строф, имеющих разное количество строк: первые пять строф – четверостишия, шестая и восьмая строфы удлиняются на одну строку, седьмая строфа, напротив, укорочена до трех строк. Такое построение акцентирует внимание на размышлениях лирического героя о жизни и о времени. Для создания произведения Пастернак использовал четырехстопный хорей и сочетание различных видов рифмовкиохватной (в первой, третьей, четвертой и пятой строфах) и перекрестной (во второй строфе). Аллитерация звуков с, г, б, т передает полет снежинок. Ассонанс звуков о, а, э придает произведению удивительную мелодичность и музыкальность.

Особая выразительность произведения достигается за счет разнообразия используемых изобразительных средств: метафор (к белым звездочкам в буране), сравнений (словно с видом чудака), олицетворений (сходит наземь небосвод), эпитетов (убеленный пешеход, удивленные растения, заплатанном салопе).

Стихотворение насыщено фигурами поэтической речи. Рефрен «снег идет» передает падение тяжелых хлопьев, подчеркивая динамичность и бесконечность снегопада. Риторические вопросы в шестой и седьмой строфах, усиленные анафорой «может быть», акцентируют главную мысль стихотворения о быстротечности времени. Пастернак использует также такие стилистические приемы, как инверсию («Снег идет, густой-густой») и антитезу (белый снег – черной лестницы ступени).

Пастернак сумел передать чувство ускользающего времени, незаметного приближения к повороту жизни, за которым начинается иная жизнь, иное бытие. На повороте «перекрестка» поэт призывает задуматься о своем направлении в движении жизни, ценить каждое прожитое мгновение в скоротечном беге времени.

Источник

Анализ стихотворения «Снег идет» (Пастернак Б. Л.)

Философская лирика, зачастую скрываясь под маской пейзажной зарисовки, занимает немаловажное место в лирике разных поэтов. Так интересным для рассмотрения является стихотворение Бориса Леонидовича пастернака «Снег идет».

В особенности удивительно наблюдать за тем, как подчиняется картина всего выстроенного автором мира ведущему, наиболее частотному образу стихотворения, снегу, находящему свое воплощение и в сильной позиции текста, и во многократных повторах ( фраза «снег идет» рефреном пронизывает лирическое произведение, в общей сложности повторяясь 11 раз), и в словах, смежных с данным по семантике («буран», «хлопья», «убеленный пешеход»), и в своеобразных перифразах («к белым звездочкам в буране»).

Читайте также:  Как заставить себя чувствовать бодрым

«Снег» буквально подхватывает в этот неистовый «буран» все, что только может попасться ему на пути, подчиняет себе все вокруг, придает всему какую-то чуть ли не демоническую динамику, приводя в движение даже статичные образы. «Снег идет, и все в смятеньи, Все пускается в полет», — пишет автор, подразумевая под этими словами в числе всего прочего и «цветы герани», что «тянутся» к снегу, за окно, будто силясь прорваться из мира тепла и уюта в мир холодный и таинственный, и «перекрестка поворот» и ступени «черной лестницы». В рамках ознакомления со столь подробно и детально раскрытым образом читателю также предоставляется возможность прочувствовать пространство, в которое оказывается погруженным лирический герой и описанию которого автор посвятил первые четыре строфы стихотворения. Это пространство физическое, имеющее весьма ощутимые границы, дробящие его на внешнее (улица, «перекресток», «пешеход», «буран», «снег», «растенья») и внутреннее («герань», «черная лестница», «лестничная площадка», «чердак»), между которыми появляется разделитель и в то же время важное связывающее звено – «оконный переплет». Что интересно, «снег» властвует содержимым миров по обе его стороны. Даже предметы, защищенные, на первый взгляд, от его прямого воздействия, оказываются «в смятенье» от царящей вокруг «снежной суматохи». Интересно, что упомянутая мною динамичность произведения оказалась в полной мере передана и в романсе «Снег идет», исполненном Сергеем Яковлевичем Никитиным. Ключевые мотивы стихотворения нашли весьма интересное воплощение в данном музыкальном произведении.

Однако важно отметить, что пространственная организация стихотворения не занимает первостепенного значения для понимания его идейного звучания, в ее структуру гармонично вплетается появившийся в пятой строфе мотив быстротечности времени. «Потому что жизнь не ждет,» — пишет автор, неожиданно и несколько, на первый взгляд, необоснованно вводя в одно из последних своих произведений новый образ. И образ этот, как ни странно, в определенной степени заставляет нас переосмыслить прочитанное. Ведь уже упомянутая мною динамичность, охватывающая буквально каждый образ стихотворения, приобретает, наконец, исключительную значимость. Ничто не стоит на месте, ничто не является незыблемым, нерушимым в глазах времени. Оно подчиняет себе все вокруг, все живое и неживое. Не зря в седьмой строфе автор сравнивает его с властвующим всюду снегом: «Может быть, за годом год Следуют, как снег идет». Также некоторому переосмыслению подвергаются и некоторые отдельные образы. Так, например, эпитет, использованный в словосочетании «убеленный пешеход», несколько утрачивает значение цветовой принадлежности, которая также может служить своего рода указанием на образ снега. Ведь помимо этого в данном прилагательном прослеживается теперь и связь со временем, под этой белизной может подразумеваться возраст «пешехода», его «убеленность» сединой. А «удивленные растенья» будто оказываются выразителями одной из эмоций лирического героя, который, находясь по одну сторону от оконного переплета, находит по другую его сторону отражение себя самого, нечто, что способно разделить его недоумение. «Не оглянешься – и святки,» — приведенная фраза иллюстрирует собой появившееся в произведении сакральное время, она вместе со словами автора «смотришь , там и новый год» в очередной раз служит усилению главенствующего мотива. Нам уже удалось проследить связь образов, наполняющих мир лирического героя и образа снега. А приведенное мною авторское сравнение позволяет нам сделать вывод о возможности существования еще более тесной взаимосвязи: каждая частичка мироздания оказывается во власти снега; но если снег, по ощущениям лирического героя, и есть время? Убедившись в этом, мы можем вести речь о том, что все, что окружает героя, как, в прочем, и он сам, — лишь невольные пленники времени. А уже упомянутый мною рефрен можно считать своего рода точкой соприкосновения пространства и времени: «Снег идет», а вместе с ним «проходит время», будто «слова в поэме», проносясь стремительно и незаметно. И жизнь человеческая, в действительности, представляется теперь читателю лишь «кратким промежутком», а время — «белыми звездочками» снега, уносимыми беспристрастным бураном. «Не думай о секундах свысока,» — всплывает в памяти своеобразное наставление Роберта Рождественского, столь тесно переплетающееся со словами Бориса Пастернака. И не удивительно, ведь, по большому счету, секунды наших жизней – те же снежинки, те же «белые звездочки», крупицы времени, столь крохотные и мимолетные, но до невероятной степени значимые.

Читайте также:  Характеристика эмоционально волевой сферы работника

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в синтезе выстроенных в данном произведении времени и пространства становится возможной реализация его доминантного мотива — быстротечности времени.

Источник

Анализ стихотворения «Снег идет» (Б. Л. Пастернак)

Выполняя анализ стихотворения «Снег идет» (Б. Л. Пастернак), окунаешься в мир философской лирики, в размышления о человеческом бытии. А когда читаешь строки, невольно в мыслях рождаются разные образы, мысли роятся и кружатся, как белый снег Пастернака.

«Снег идет» относится к позднему творчеству поэта, к периоду переосмысления жизни, творчества. К 957 году уже многое написано и сказано, мировоззрение оформилось, остался в прошлом футуризм, к которому относил себя Пастернак. Все чаще теперь в его лирике звучат философские мотивы и рассуждения о смысле жизни, времени и пространстве.

К подобным размышлениям, наверное, в определенный период жизни приходит каждый писатель, но не всякое произведение наполняется такими удивительными образами, не всякое стихотворение прячет под символической вуалью глубокий смысл произведения.

К моменту написания стихотворения «Снег идет» уже был издан роман «Доктор Живаго», и поэт прекрасно понимал, что ему не стоит ждать милости от власти за свое произведение. Возможно, думы об этом под падающие хлопья снега за окном и навели поэта на размышления, которые легли в основу стихотворения.

«Снег идет» венчает футуристическое прошлое поэта, возносившее форму над содержанием и глубокий смысл, свойственный поздней лирике Пастернака. Поэтому, несмотря на кажущуюся простоту, это довольно замысловатое по структуре произведение раскрывает и сложную тему скоротечности времени. Главная мысль в стихотворении раскрывается постепенно, рождая в каждой строке новые невероятные образы в сознании читателя, одна часть плавно перетекает в другую, так что не сразу можно заметить этот смысловой переход.

Стихотворение начинается с легкой пейзажной зарисовки. Четырехстопный хорей, которым оно написано, делает произведение похожим на детские стишки, настолько легко и жизнеутверждающе звучит первая часть стихотворения.

Падающий с неба снег создает неповторимые картины за окном лирического героя. Снег падает с неба без перерыва, и, кажется, что так будет всегда. Снег падает и падает, воплощая в миллионах снежинок бесконечность времени. И эта бесконечность приводит в радостное смятение все вокруг: «все пускается в полет». Перед нами возникают образы черной лестницы и перекрестка, но в первой части они еще не оформились в единую идею и пока существуют сами по себе, заметенные миллионами белых снежинок. Но в третьей строфе снегопад становится настолько густым, что как будто само небо спускается на землю в «заплатанном салопе». Но это не просто художественное описание заснеженного города. И вторая часть стихотворения раскрывает тайну образов.

Сразу после описания снегопада следует размышление лирического героя о времени. И в этих размышлениях бесконечный полет снежинок обретает совершенно иное значение. Снегопад и все, что прячется под ним, становится более предметным. Само время начинает обретать определенные границы. Мы видим конкретные праздники и понимаем, что зима идет своим чередом, время не ждет, и пролетают, как одно мгновение, Святки и Новый Год:

Только промежуток краткий,

Смотришь, там и новый год.

И тут же теряется нить одной зимы, перетекая в бесконечную череду зим, идущих год за годом. Вполне конкретный временной промежуток неожиданно утопает в вечности, теряя начало и конец, и смешиваясь со снегом. Время становится похожим на снег, оно также бесконечно и с разной быстротой идет и идет:

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет,

Так, мы понимаем, что в стихотворении царит зима, а точнее, ее начало, все главные события ее впереди, но в то же время проходит год за годом, события и праздники повторяются, как и падающий с неба снег. И в это цикличность мироздания. Теме повторяющегося однообразия бесконечно вторит рефрен «снег идет». Что бы в мире ни происходило, все это уже было не единожды, и все еще не раз повторится. Характерно и то, что в стихотворении преобладают в основном глаголы настоящего времени, что отражает сиюминутность происходящего, но снегопад как будто растянут во времени. Вероятно, поэтому форма настоящего времени приобретает обезличенное значение и еще больше усиливает ощущение бесконечности жизни.

Читайте также:  Эмоции ребенка через виды музыкальной деятельности

Особого внимания заслуживают образы и символы стихотворения. Снегопад перемешивает все вокруг, вовлекает в свой белый танец и переворачивает все, меняя даже пространство. Поэтому возникает ощущение, что кругом царит хаос: небо почти сливается с землей, спускаясь на нее в «салопе», а черная лестница стремится к небу. Так, антитеза, призванная противопоставлять небо и землю, объединяет их в единстве всеобщего смятения.

Снег размывает границы пространства и предметов, и в то же время ясно и четко видны разные незначимые, казалось бы, детали бытовой жизни человека, вот и недостижимый свод неба вдруг становится маленьким и обычным, как будто бы и не с небес спустился, а по чердачной лестнице:

Крадучись, играя в прятки,

Сходит небо с чердака.

Эти маленькие бытовые зарисовки милы и близки лирическому герою, поэтому обретают особый смысл, перемешиваясь с вечными философскими вопросами.

Многогранен и символ снега. В плотной стене бурана различаются отдельные звездочки. И снова Пастернак смешивает, как художник краски, глобальное и маленькое, вечное и сиюминутное, ирреальное и бытовое. Ведь снегопад здесь представлен неким живым организмом, единым целым, которое способно закружить все и всех, проглотить весь мир, унося его в вечность. И в то же время каждая снежинка в нем – это маленький человечек, не способный сопротивляться законам мироздания. Снежинки поддаются общему движению, так же и человек не в силах остановить время. Но в его власти почувствовать его ход, как по-разному «в том же темпе, с той же ленью» может время идти, то сужая жизнь до одного дня, то расширяя до бесконечности.

Снег символизирует время, в котором оживает все, и все ему подвластно. За окном лирического героя кипит жизнь, но он всего лишь ее сторонний наблюдатель, не в силах изменить что-либо в ее ходе. Он похож на цветки, стоящие на его окне. Лирический герой так же, как и герань не может окунуться в снежную круговерть. Но цветам мешает «оконный переплет», а «удивленный пешеход» стоит перед поворотом на перекрестке, застыв в томительном выборе, какой дорогой идти.

В стихотворении Пастернака талантливо уживаются, казалось бы, абсолютные противоположности: «черная лестница» и белое небо и снег, миг и вечность, каждодневные мелочи и глобальные вопросы времени и пространства, быт и бытие. Поэт мастерски создает общий план жизни: город, заметенный снегом, небо, размытые образы. И выхватывает детали, мелкие подробности каждого дня привычной жизни. Но в действительности не так важно, минута прошла или целый год, бежит время или лениво шагает – все равно никому его не подвластно контролировать. Оно неумолимо идет вперед.

Идея в стихотворения выражена не только рефреном и антитезой. Эпитеты «заплатанном», «густой-густой», «убеленный» рисуют образ снега и образ вечности, в которой многое становится неважным, кроме белой густой пелены времени. Олицетворениями «все пускается в полет», «сходит… небосвод», «играя в прятки» создается эффект жизни, которая идет независимо ни от чего. Важная художественная функция и у сравнений. Так, небо спускается на землю «словно с видом чудака», удивляясь происходящему и принося с собой удивление всему в этом мире. А движение снежинок в пурге сравнивается со словами в поэме: «как слова в поэме». На мой взгляд, в этом выражается слаженность, гармоничность, стройность мироздания. Так что снег сам становится поэзией.

Задавая риторически вопрос в конце стихотворения, автор предлагает каждому самостоятельно ответить на него, остановиться, поразмышлять в снежной тишине о времени. Ведь у каждого будет свой ответ, потому что время у каждого и для каждого движется по-разному.

Стихотворение Пастернака «Снег идет», как и вся его философская лирика, завораживает и околдовывает. Оно — как тихая песня под гитару у окна зимним снежным днем, такое же негромкое, потому что очень личное, интимное, для каждого – свое. В нем нет блоковской обреченности и пустоты, нет и бунинского умиротворения и библейских мотивов. Оно наполнено смятением, но это смятение без лишней суеты. Готов ли лирический герой преодолеть преграду и стать одной из миллиона снежинок, закруженных в танце времени, в пурге, соединяющей небо и землю, вечность и мгновенье? Каждый сам должен решить для себя, стоя на заснеженном перекрестке.

Источник

Оцените статью