Какие чувства будит во мне драма гроза сочинение

Сочинение по пьесе Гроза Островского (10 класс рассуждение)

Пьесу Александар Николаевча Островского «Гроза» можно считать не только литературным, но и историческим произведением. Пьеса несет в себе нотки революционных настроений, о чем говорит и символичное название. Она отражает быт и нравы городских жителей имперской России во второй половине позапрошлого века.

Главная идея произведения — возникший и разразившийся между двумя поколениями конфликт. Кабаниха и ее семья — типичный собирательный образ купечества, которое консервативно, оно старается придерживаться старых нравов и традиций, не желая понимать интересы и порывы молодежи. Гроза бушует не только в окружающей природе, но и душе каждого из героев пьесы.

Социальные противоречия, описываемые Александром Николаевичем Островским, остаются актуальными и в наши дни. Например, родители и сейчас не всегда прислушиваются мнения детей в вопросах, где должны учитываться интересы каждого члена семьи.

Островский невероятно точно смог показать читателям человеческие образы той эпохи. Кабаниха — весьма харизматичная и злая женщина, главным пороком которой является лицемерие. На людях она весьма набожна, готова протянуть руку помощи, а в бытовых условиях Кабаниха предстает настоящим тираном. Она эмоционально уничтожает своего сына Тихона, показывая его беспомощным, жалким героем.

С другой стороны, роль Екатерины тоже незавидна. Добрая, сентиментальная женщина, воспитанная, отнюдь, не в духе традиций города Калинова. Она оказывается в печальной и незавидной ситуации. Автор противопоставляет ее обществу и традициям, которые устоялись здесь за долгие десятилетия. У Екатерины не самый лучший супруг. Между ними нет любви.

Пьеса Островского показала обострившийся кризис общества, сквозь который начинают пробиваться побеги просвещенного сознания. Старые принципы и нравы все еще царствуют над описываемым автором обществом, однако, век их скоротечен и недолог.

«Гроза» является символом безудержной стихии, которая смоет весь негатив прошлой эпохи. Мир изменится, но, к сожалению, Екатерине этого не увидеть. Ее душа не вынесла проявившихся противоречий, заставивших бедную женщину совершить страшный грех.

2 вариант

Пьеса “Гроза” была написана Островским в 1859 году. Перед её написанием Островский путешествовал по Волге, с целью узнать быт и нравы местных жителей. Интересно, что уже в 1861 году крепостное право было отменено. Очевидно, писатель видел жалкое положение крестьян, а конфликт между ними и барином был показан, как борьба застоя общества и свободы.

Для выражения свободных идей Островскому нужен был сильный персонаж, отличающийся от остальных. В его пьесе им становится Катерина. Она как бы несёт свет, стараясь следовать не обязанностям, раболепного поклонения перед старшими, а рассуждает здраво, по -христиански. Она религиозна, что видно из её монологов, когда она восхищается куполом церкви и говорит о том, что видит ангелов. Она хочет помогать бедным и растить детей.

Для Марфы Игнатьевны Катерина, это не просто, невестка, это угроза. Она боится, что та может повлиять на её сына и вывезти его из состояния подчинения матери. Она говорит своему сыну Тихону, что женившись, он перестал любить её (свою мать), но что она, и только она, знает, как должна вести себя молодая жена.

Поэтому она требует от Кати, встать на колени, когда Тихон уезжает, и укоряет её, когда та не льёт слёзы от разлуки с мужем.

Казалось бы, Катерина должны была покориться такому авторитету и остаться безропотным существом, но всё происходит иначе. Она указывает Тихону, на то, что мать его неправа, но делает это мягко и деликатно. Так может разговаривать только действительно сильный и ответственный человек.

Весь сюжет пьесы разворачивается в вымышленном городе Калинове. Автор как бы намекает, что такие события могут произойти в любом русском городе, а такие персонажи, как Дикой и Марфа Игнатьевна, весьма типичны. О порядках этого города мы узнаём в самом начале пьесы. Кулигин заводит о природе и ему хочется петь, в тоже время, его друга ничего не радует, он словно отгородился от остального мира забором. Далее Кулигин, с друзьями, рассуждает о купечестве, о его ярких представителях Диком и Марфе Кабанове.

Дикой предстаёт перед нами в образе самодура, который груб и невоспитан, да, к тому же, нажил свой капитал обманным путём. Марфа Кабанова так же груба и невежественна. Она привыкла унижать всех кто её окружает, полагаясь в этом только на своё богатство. Даже её сын, рад уехать из — под её гнёта.

Таким предстаёт перед нами город Калинов в пьесе “Гроза”.

Вариант 3

Пьеса под названием «Гроза» написана Константином Островским. Его считают основателем театральной жизни в России. В своем произведении «Гроза» Константин Островский поднимает насущные проблемы, которые актуальны и сегодня. Это касается вопросов семейной жизни, любовных отношений, крепостного права и других моральных и этических отношений.

Главными героями данного произведения являются Катерина, Тихон, Дикой, Кабаниха, Варвара, Кудряш, Борис и есть второстепенные персонажи.

Самой главной героиней является Катерина. Она замужем за слабохарактерным Тихоном, которого вдобавок можно назвать «маменькиным сынком». Он не может постоять за свою жену перед матерью, которая травит ее постоянно. Она унижает ее женское достоинство, напускает клевету и вообще считает пустым местом. Потому главная героиня – это несчастная женщина, которая страдает от извечной нехватки любви и угнетений. Неудивительно, что такая при любой возможности ответит взаимности каждому встречному, с кем почувствует себя счастливой.

Скоро муж Тихон уезжает в какую-то рабочую командировку и Катерина, если можно тау выразиться, бросается «во все тяжкие». она, являясь достаточно набожной и религиозной женщиной, она начинает ходить на свидания с Борисом. Борис – это приехавший в деревню наследник умирающего дяди. Тут он начинает встречаться с бедной несчастной женщиной Катериной. С подачки Варвары, которая поощряет эти встречи и живет по принципу: «если никто не узнает, то будет хорошо».

Длительное время Борис и Катерина встречаются в садике, ключ от которого дает им сестра Тихона. Женщина признается в любви Борису и тот отвечает ей взаимностью. Скоро он получает наследство и уезжает из деревни, попрощавшись с Катериной. Женщина в горе. Она ему доверила свою судьбу, а он ее предал и в какой-то степени посмеялся над нею. Такого она не вынесла. Кроме того, что Кабаниха постоянно унижала ее и перед мужем, и перед другими окружающими. Она считала ее женщиной безнравственной. Катерина, которая, кстати, жила по законам совести и морали, была набожной, не смогла скрывать свой грех. Потому она прилюдно призналась в том, что изменяла Тихону, пока тот был в отъезде. Лично ее мужа этот факт не сильно смутил, а вот его матери дал еще больше поводов для того, чтобы ее гнобить.

Катерина понимает, что дальше так жить невозможно, и она совершает самоубийство – прыгает в отчаянии в Волгу.

Сочинение рассуждение по драме Гроза

В 1859 году А.Н. Островский создал пьесу «Гроза» в 5-ти действиях. Островского ещё при жизни начали называть «Колумб Замоскворечья». Он описывал своё окружение, что видел и как жил. Одной из главных заслуг стало создание Национального театра. Он создал 47 пьес, был режиссёром постановок в Александрийском и Малом театрах, расширил их репертуар. Автор открыл для читателя завесу патриархального мира купечества со своими обычаями и устоями, нравственными нормами и моралью. Большинство произведений драматурга посвящены этой теме. Одной из таких пьес была «Гроза».

В данной пьесе Островский поднял большую часть проблем того времени. Главным конфликтом пьесы является столкновение тёмного и светлого. «Тёмным царством» являются Кабановы, Кулигин, Дикой. Катерина же является «лучиком света в тёмном царстве» по определению Добролюбова. Она является жертвой царства самодуров и не может ему противостоять. Внутренний конфликт старых нравов и желанием изменить мир в Катерине также мешает ей действовать. Ей чужда жизнь и брак ради выгоды, она хочет дарить любовь и быть любимой. Но в то же время она требует власти над собой, чтоб муж взял с неё клятву перед поездкой. В этом они с Кабановой похожи, обе верят в Домострой. Катерина не может жить в мире, где её окружают лицемеры и самодуры. Она видит выход только в самоубийстве.

Читайте также:  Не чувствую запаха вкуса еды причины

Ещё одной проблемой произведения является жестокость патриархального мира. Брак зачастую был не по любви, счастливых семей было мало. Общение главы семейства с супругой напоминало дрессировку, при непослушании позволялось даже поднять на неё руку. Во всём произведении женщина играет роль прислуги, которая может только любить и пресмыкаться. Кабанова, как представительница этого самого царства считает, что во всём нужно слушаться мужчину: «Так, по-твоему, нужно все лаской с женой? Уж и не прикрикнуть на нее и не пригрозить?»

Сам город Калинов — забытый, с жестокими нравами. Отношения между людьми больше похожи на вражду: люди строят кляузы на ближних, судятся без конца, завидуют. Помещики недоплачивают рабочим, наживаются на этом. Все отношения держатся на корысти. Внутри семей обыденны побои, унижение, угнетение женщин и детей. Жители города привыкли верить сочинённым рассказам странников, это единственный источник новостей.

Из-за этого жители города воспринимают грозу по-разному: Тихон называет «грозой» властную мать, Дикой считает, что это кара божья за все грехи, Кулигин же, как единственный образованный человек, понимает, что гроза — обычное явление природы и бояться нечего.

Таким образом, можно сделать вывод, что пьеса Островского «Гроза» раскрывает важные проблемы 60-х годов.

Также читают:

Картинка к сочинению Рассуждение по пьесе Островского Гроза

Популярные сегодня темы

Известное произведение Куприна «Суламифь» рассказывает читателю о таком правителе, как Соломоне. Он прославился тем, что был сказочно богат и знал толк в любви. Когда Соломон встретил любовь

В романе Ивана Гончарова «Обломов» особое место отведено теме любви, которая раскрывается в женских образах – образах Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной

Поэма Александра Трифоновича Твардовского «Василий Теркин» была написана в самый разгар Великой отечественной войны и пронесена как знамя победы через все лишения народа.

Сказка «Подарки феи» освещает вполне обычную ситуацию: женщина имеет двух дочерей, одна из которых капризная и с характером, а другая – более кроткая и работящая. Чрезвычайно приятен тот факт

«Легенда о Данко» — одна из частей новеллы «Старуха Изергиль», написанная Максимом Горьким. Главным персонажем этой истории является сильный и смелый человек с бесконечной любовью ко всем окружающим – Данко

Источник

Помогите написать сочинение-рассуждение от себя по теме «Какие мысли и чувства будит во мне драма Гроза?»

Драма «Гроза» является одним из самых известных произведений А. Н. Островского. Противоречивость и эмоциональность поступков её героев породили множество интересных мнений критиков и простых людей, порой отличающихся друг от друга кардинальным образом. Некоторые сочувствовали персонажам, некоторые считали их действия опрометчивыми, однако драма никого не оставила равнодушным, в том числе и меня.
Так какие же мысли и чувства вызывает это произведение? Ответ на поставленный вопрос так же неоднозначен, как и моё отношение к работе Островского в целом. Наиболее интересным персонажем для меня, вопреки явным акцентам на Катерину, является Варвара, предприимчивая и сообразительная дочь Кабанихи. Обычаи и порядки матери тоже не устраивают девушку, однако её подход к облегчению собственного существования в городе Калинове носит скорее изобретательский, практический характер, нежели романтический:». я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало. «, «. делай, что хочешь, только бы шито да крыто было. «. Этими, можно сказать, житейскими мудростями Варвара и привлекает меня. Как мне кажется, эта невинная хитрость, умение обманывать во благо должны цениться куда выше в произведениях, тяготеющих к реализму.

Большая часть персонажей, считающихся «жертвами» устоев провинциального местечка, вызывает у меня снисхождение. Слабохарактерные и безвольные, такие люди, как, например, Тихон или Борис не заставляют испытывать сострадание. Сдающиеся под натиском судьбы герои нужны для противопоставления сильным, однако в упомянутых мной напрочь отсутствует сила воли. В отношении Тихона гибель Катерины можно рассматривать не как всеобщую трагедию, а как катализатор спрятанного в глубине души упорства, ведь именно тогда Кабанов осмеливается высказаться матери:» Маменька, вы её погубили!» О положительных чувствах к персонажу не может идти речь, если только чья-то смерть — как страшное из возможных событий — способна заставить его выпрямить спину. Говоря о цельном взгляде на произведение, мне легче склониться в сторону сдержанно-отрицательного отношения. «Гроза», безусловно, поучительное и во многом эстетически красивое (чего стоит одно описание надвигающейся грозы и красот местного пейзажа) творение руки Островского, однако о нём трудно размышлять, ограничиваясь лишь постулатами о нравственности Катерины и внутренней разрухе общества, в котором она живёт. Строгость в делении на положительных и отрицательных героев затрудняет проявление симпатии к ним, и поэтому легче остаться хладнокровным наблюдателем, подмечающим интересные детали, нежели восторженным поклонником. В такие моменты различия между общепринятыми высказываниями и ретроспективными (пусть иногда и резкими) суждениями становятся особенно яркими и значимыми в наше время.

Источник

О чем заставляет задуматься гроза. Какие мысли и чувства вызвала во мне драма «Гроза»? (Школьные сочинения)

И от судеб защиты нет .

1. Закрыта последняя страница драмы А.Н.Островского “Гроза”. Эта величайшая пьеса прочитана и мной. До глубины души меня поразил образ главной героини — Катерины — образ сильной и решительной женщины. Ее сила в том, что она одна восстала против “темного царства”, но погибла, словно птица, не сумела вырваться на свободу.

Катерина погибла, утопившись в Волге. Она знала, что самоубийство — большой грех, но не могла жить обманом, скрывая самые нежные и ранимые чувства человека, чувства любви. Кроме того, ей была невыносима жизнь в доме Кабановых, так как она привыкла к честной, вольной жизни. В родительском доме ее окружали любовь, радость, доброта. Катерина бралась за работу с желанием, радостью, дела спорились в ее руках. А в свободное время она разговаривала с маменькой, ходила в церковь, занималась рукоделием или слушала странниц. Что бы она ни делала, все доставляло ей удовольствие. Но, выйдя замуж, она перешла жить в дом Кабановых, где не было даже примет старой жизни. Повсюду царило непонимание, ненависть, самолюбие. Каждый день приходилось жить и выслушивать Марфу Игнатьевну, которая учила всех уму — разуму, не давая никому воли. Здесь также ходили в церковь, слушали странниц, занимались рукоделием, но все делалось из-под неволи. И так было не только в доме Кабанихи, и нескольких домах, а во всем городе Калинове. Никто не хотел открывать глаза на правду, никто не хотел изменять своих заросших ложью и несправедливостью порядков. Из-за такого отношения людей друг к другу Катерина стала совершенно одинокой, несчастной, отгороженной от всего мира этим городом и населявшим его обществом. Но, несмотря на то, что ее любящий муж Тихон обожал ее, он не мог, да и не пытался понять, что происходит в душе Катерины, почему она выглядит грустной, замкнутой, почему постоянно “летает” в своих мечтах. Несмотря на все что с ней происходило, она могла выплеснуть все свои эмоции Варваре, которая нравилась Катерине, она могла выслушать Катерину, помочь советом, но так же, как и муж, не могла понять до конца того, что камнем легло на сердце Катерины. И среди этих “очерствевших” людей она увидела Бориса, который полюбил ее. Борис для Катерины был “глотком свежего воздуха”. Они были очень похожи друг на друга. Их судьбы переплетались между собой. Можно было сказать, что они созданы друг для друга. И после отъезда Тихона они стали тайно встречаться. Десять дней, наполненных любовью, пониманием, они были озарением для Катерины в ее непростой жизни. С Борисом она обрела счастье, которого ей в этом городе не мог дать никто, даже муж. В Борисе Катерина увидела то, что так долго ждала и искала. Он воспринимал ее такою, какой она была, не требовал разыгрывать лживые сцены. У них был свой невидимый никем мир. Но он просуществовал недолго. Возращение мужа вернуло Катерину в реальность. И только тогда она поняла и осознала, что измена — это большой грех. И это легло тяжелым грузом на ее сердце. Осуждения, обвинения, насмешки в ее адрес, переживания за Бориса окончательно подорвали ее. Ну что же Борис?! Он даже слова не сказал в защиту столь любимой им женщины. Если бы он поддержал ее, не отдал на растерзание этим ненасытным, бездушным людям, то они вмести, и смогли бы разрушить “темное царство”. Но Катерина теперь не к кому, было, обратится за помощью, и она избрала смерть, тем самым решила избавиться от унижения, несчастья и обрести вечный покой и свободу. Но мысль о том, что самоубийство — грех, страшила ее, и она успокаивала себя: “Что ж, уж все равно, уж душу свою я ведь погубила”. Прочитав пьесу до конца, задаешь вопрос: “кто же виноват в смерти Катерины?”. Я считаю, что ее погубило то самое “темное царство”, которое отказывалось понять, выслушать Катерину. Ее любовь осталась неразделимой до конца. И тогда она бросила вызов “темному царству” своей смертью, которая заставила хоть на мгновенье задуматься над тем, что произошло. Островский ярко выразил силу характера, волю, любовь к жизни, свободе в образе Катерины. В Катерине я вижу протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведений до конца, в которую бросилась бедная женщина. Из пьесы видно, что ничего светлого не может появиться в “темном царстве”, хотя Карена считала иначе, и показала этот “Луч света в темном царстве” луч надежды и любви. Благодаря этим качествам, она противостояла “темному царству” и показала истину жизни, и то, что не только в жизни существует лишь обман. Идея в своем восстании до конца против произвола и уничтожения, она отстояла свое право на жизнь, на счастье, и, наконец, то на любовь.

Читайте также:  Если не чувствуешь запах это точно корона

Пьеса показывает духоту, созданную изжившими себя порядками и абсолютной косностью и беспросветностью сложившейся ситуации, но это было обыденно для того времени. Однако, именно это и убивает Катерину. Про эту героиню я могу сказать, что ее смерть — это не трусливый побег, а волевое решение обычного человека.

В Катерине, на мой взгляд, пробудилось самоосознание, она открыла в себе личность, требующую свободы и перемен. Как бы не топтали ее индивидуальность, она остается верна своим убеждениям.

Ее образ важен и для нашего времени, ведь не каждый может проявить элементарное уважение к себе, несмотря на все условия.

Мир,созданный Островским в пьесе «Гроза», совершенно другой. Это мир купцов,мир самодуров, мир людей, что творят то, что хотят, будучи очень влиятельными. Это царство диких и властных людей, и жить там очень сложно. Кто-то прячется, кто=то приспосабливается, а кто-то не может с этим мириться, и этот герой не находит другого выхода, как бросится в реку,чтобы спастить от оков.

Нельзя было просто взять и открыто пойти против устоявшейся системы. Нельзя просто высказать самодурам все, что о них думаешь. Нельзя было даже просто взять и убежать. Напрашивается вопрос: «А почему нельзя-то?»

Наверно, дело все-таки в нравах того времени. Тогда детей учили уважать старших, относиться к ним с трепетом, беспрекословно выполнять их слова. А таких, как Дикой и Кабанова, представляли собой не только старше поколение, но и людей, прекрасно владеющих искусством воздействия на других. Первый запугивает и ругает, вторая прикрывается добротой и строит из себя пострадавшую. И из-за этого открытой войны между поколениями нет.

Катерина — не борец, она не борется с «Темным царством» и не противостоит «душной» морали патриархального уклада. Девушка просто стремится к гармонии с миром и свободе. Но, к сожалению, она живет в ту эпоху, когда гармония и свобода исчезают, и застоялая форма держится на принуждении и насилии.

Главная сила Катерины — вера. Ее учили жить честно, по законам христианской морали, но в Калинове подменили это понятие на жестокие законы общества. Происходящее напоминает болото, затягивающее души жителей. Катерина не может вырваться из города, и она чувствует себя в клетке, ничто не позволяет ей почувствовать жизнь. девушка завершает свои мучения самоубийством, чтобы обрести желанную духовную свободу. Она жертвует собственной жизнью, самым ценным, что есть у нее от Бога, ради иной, неведомой, но, хотелось бы верить, лучшей жизни.

Ее смерть — не протест, Катерина — не борец. Она ничего не изменила. Но ее решение — это ее проявление воли. Она перешагнула свой страх и освободилась от «Темного царства».

Сила воли каждого человека и к чему она может привести — вот о чем меня заставила задуматься пьеса Островского «Гроза2.

Александр Николаевич Островский — русский драматург, чье творчество стояло на одном уровне с великими писателями и чья роль в развитии русской литературы и национального театра огромна. В свое время он написал шикарную пьесу под названием «Гроза», в которой показал нрав, быт, ценности людей того времени. Меня впечатлило изображение грозы автором в двух смыслах: как природное явление, сопровождаемое громом и молнией, и как нравственное состояние человека. Писатель в своем произведении прямо и косвенно говорит о страданиях людей низшего социального положения, показывает угнетение малоимущих и больных, дворянскую диктатуру.

Александр Николаевич в своем произведении хочет обсудить достоинство личности, моральные принципы, внутренние конфликты. На примере Кабанихи и Дикого, алчных, бездушных тиранов, он показывает отрицательную сторону человечества, а на примере Катерины, яркой, милой девушки, идущей против системы — новое поколение, не желающие мириться с неправильным «старым». Автор хотел показать, что жизнь не стоит на одном месте, общество эволюционирует, и в любой момент может обостриться переломный момент, когда появятся недовольные общественным строем, желающие изменять старое и творить новое.

Пьеса «Гроза» вызывает во мне самые бурные, яркие чувства: в некоторых эпизодах на меня накатывает ярость из-за отвратительного отношения Кабанихи и Дикого к окружающим, другие моменты вызывают грусть, когда читаю и сочувствую бедной Катерине, а некоторые действия и слова героев иногда вызывают смех и умиление.

Какие мысли у меня вызывает драма «Гроза»? Знаете, понадобится достаточно много времени, что бы ответить на этот вопрос.

Честно говоря, прочтение «Войны и мира» Толстого и «Тихого дона» Шолохова не вызывало у меня столь множественные, противоположные мысли. Я и размышлял над социальным положением крестьян, и над привилегиями высшего слоя, и задумывался над тем, смог бы я жить в то время, приходили мысли об альтернативных концовках произведения, даже доходило до самотерзаний и дум вроде «люди жили так плохо, а я жалуюсь на свою жизнь»

Несомненно, кто-то может поспорить с моим мнением, опровергнуть мои мысли, не разделить мои чувства, но на то и существуют «Катерины», не согласные с остальными, но готовые изменить абсолютно все, перевернув этот мир, сделав его лучше.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Проблематикой произведения в литературоведении называют круг проблем, которые так или иначе затрагиваются в тексте. Это может быть один или несколько аспектов, на которых акцентирует внимание автор. В этой работе речь пойдёт о проблемах «Грозы» Островского. А. Н. Островский получил литературное призвание уже после первой опубликованной пьесы. «Бедность не порок», «Бесприданница», « Доходное место» — эти и многие другие произведения посвящены на социально-бытовым темам, однако вопрос о проблематике пьесы «Гроза» нужно рассмотреть отдельно.

Пьеса была неоднозначно воспринята критиками. Добролюбов видел в Катерине надежду на новую жизнь, Ап. Григорьев подметил намечающийся протест против существующих порядков, а Л. Толстой и вовсе не принял пьесу. Фабула «Грозы», на первый взгляд, достаточно проста: всё основано на любовной коллизии. Катерина тайно встречается с молодым человеком, пока её муж уехал в другой город по делам. Не сумев справиться с муками совести, девушка признаётся в измене, после чего бросается в Волгу. Однако за всем этим житейским, бытовым, кроется куда более масштабные вещи, которые грозятся разрастить до масштабов космоса. «Тёмным царством» Добролюбов называет ту обстановку, которая описана в тексте. Атмосфера лжи и предательства. В Калинове люди настолько привыкли к моральной грязи, что их безропотное согласие лишь усугубляет ситуацию. Страшно становится от осознания того, что это не место сделало людей таким, это люди самостоятельно превратили город в некое скопление пороков. И теперь уже «тёмное царство» начинает влиять на жителей. После детального ознакомления с текстом можно заметить насколько широко разработана проблематика произведения «Гроза».

Проблемы в «Грозе» Островского разноплановые, но при этом не имеют иерархии. Каждая отдельно взятая проблема важна сама по себе.

Проблема отцов и детей

Здесь речь идёт не о непонимании, а о тотальном контроле, о патриархальных порядках. В пьесе показана жизнь семьи Кабановых. В то время мнение старшего мужчины в семье было неоспоримым, а жёны и дочери были практически лишены прав. Во главе семьи стоит Марфа Игнатьевна, вдова. Она взяла на себя мужские функции. Это властная и расчётливая женщина. Кабаниха считает, что заботится о своих детях, приказывая им поступать так, как хочет она. Такое поведение привело к вполне логичным последствиям. Её сын, Тихон, слабый и бесхарактерный человек. Мать, кажется, таким и хотела его видеть, ведь в таком случае человеком легче управлять. Тихон боится сказать что-либо, выразить своё мнение; в одной из сцен он признаётся, что своей точки зрения у него и вовсе нет. Тихон не может защитить от истерик и жестокости матери ни себя, ни свою жену. Дочь Кабанихи, Варвара, наоборот, сумела приспособиться к такому образу жизни. Она легко врёт матери, девушка даже сменила замок на калитке в саду, чтобы беспрепятственно ходить на свидания с Кудряшом. Тихон не способен ни на какой бунт, Варвара же в финале пьесы сбегает из родительского дома с возлюбленным.

Читайте также:  Человек который эмоционально рассказывает

Проблема самореализации

При разговоре о проблематике «Грозы» нельзя не упомянуть и этот аспект. Проблема реализована в образе Кулигина. Этот изобретатель-самоучка мечтает о том, чтобы сделать что-то полезное для всех жителей города. В его планы входит собрать перпету-мобиле, построить громоотвод, получать электричество. Но всему этому тёмному, полуязыческому миру не нужен ни свет, ни просвещение. Дикой смеётся над планами Кулигина найти честный заработок, открыто издевается над ним. Борис после разговора с Кулигиным понимает, что изобретатель так никогда и не изобретёт ни одной вещи. Возможно, это понимает и сам Кулигин. Его можно было бы назвать наивным, но ведь он знает, какие нравы царят в Калинове, что происходит за закрытыми дверями, что представляют собой те, в чьих руках сосредоточена власть. Кулигин научился жить в этом мире, не потеряв себя. Но он не способен так остро ощущать конфликт между реальностью и мечтами, как это делала Катерина.

Проблема власти

В городе Калинове власть находится не в руках соответствующих органов, а у тех, у кого есть деньги. Доказательством этого служит диалог купца Дикого и городничего. Городничий говорит купцу о том, что на последнего поступают жалобы. На это Савл Прокофьевич отвечает грубо. Дикой не скрывает, что обсчитывает простых мужиков, он говорит об обмане как о нормальном явлении: если купцы друг у друга воруют, то и у обычных жителей воровать можно. В Калинове номинальная власть не решает абсолютно ничего, и это в корне неверно. Ведь получается, что без денег в таком городе просто невозможно прожить. Дикой мнит себя чуть ли не батюшкой-царём, решая кому давать деньги в долг, а кому нет. «Так что знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю» — так отвечает Дикой Кулигину.

Проблема любви

В «Грозе» проблема любви реализуется в парах Катерина — Тихон и Катерина — Борис. Девушка вынуждена жить со своим мужем, хоть никаких чувств кроме жалости она к нему не испытывает. Катя бросается из крайности в крайность: она думает между вариантом остаться с мужем и научиться его любить или уйти от Тихона. Чувства к Борису у Кати вспыхивают мгновенно. Эта страсть толкает девушку на решительный шаг: Катя идёт наперекор общественному мнению и христианской морали. Её чувства оказались взаимны, но для Бориса эта любовь значила гораздо меньше. Катя полагал, что Борис так же, как она, не способен жить в застывшем городе и лгать ради выгоды. Катерина часто сравнивала себя с птицей, ей хотелось улететь, вырваться из той метафорической клетки, а в Борисе Катя увидела тот воздух, ту свободу, которой ей так не хватало. К сожалению, девушка ошиблась в Борисе. Молодой человек оказался таким же, как и жители Калинова. Он хотел наладить отношения с Диким ради получения денег, говорил с Варварой о том, что чувства к Кате лучше сохранять втайне как можно дольше.

Конфликт старого и нового

Речь идёт о сопротивлении патриархального уклада жизни с новым порядком, который предполагает равенство и свободу. Эта тему была очень актуальной. Напомним, что пьеса была написана в 1859 году, а крепостное рабство отменено в 1861. Социальные противоречия достигали своего апогея. Автор хотел показать к чему может привести отсутствие реформ и решительных действий. Подтверждением тому являются финальные слова Тихона. «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» В таком мире живые завидуют мёртвым.

Сильней всего это противоречие отразилось на главной героине пьесы. Катерина не может понять, как можно жить во лжи и животном смирении. Девушка задыхалась в той атмосфере, которая создавалась жителями Калинова долгое время. Она честна и чиста, поэтому единственное её желание было так мало и так велико одновременно. Катя просто хотела быть собой, жить так, как её воспитали. Катерина видит, что всё совсем не так, как она представляла себе до замужества. Она даже не может позволить себе искренний порыв — обнять мужа — Кабаниха контролировала и пресекала любые попытки Кати быть искренней. Варвара поддерживает Катю, но не может её понять. Катерина остаётся одна в этом мире обмана и грязи. Девушка не смогла вынести такого давления, она находит спасение в смерти. Смерть освобождает Катю от бремени земной жизни, превращая её душу в нечто лёгкое, способное улететь из «тёмного царства».

Можно сделать вывод о том, что проблемы в драме «Гроза» затронуты значительные и актуальные и по сегодняшний день. Это нерешённые вопросы человеческого бытия, которые будут волновать человека во все времена. Именно благодаря такой постановке вопроса пьесу «Гроза» можно назвать произведением вне времени.

Тест по произведению

Александр Николаевич Островский стал первым в России драматургом, который начал изображать купеческое сословие. Почти вплоть до начала его творчества русская литература являлась дворянской литературой, за небольшим исключением. Островский берет среду, которая была не изучена и почти не освещена. Он затрагивает тему купечества не случайно, дело в том, что ситуация в России менялась не только в литературе, но и в социальном плане, до сих пор в писательскую среду почти не входили люди из купеческого сословия.

Первыми такими представителями образованных купцов был Гончаров, который написал «Обломова» и Островский, так как он сам являлся представителем среды замоскворецких купцов, и то что он писал, он прекрасно знал изнутри. Поэтому ему не сложно давались сюжеты купеческих пьес. Все сюжеты разыгрывались на его глазах. Кроме того, его отец полагал, что самое выгодное положение у юристов – это самая уважаемая и престижная профессия, поэтому и своему сыну Николай Островский дал юридическое образование. И некоторое время Островский работал делопроизводителем в суде, где получил много сюжетов для своих купеческих пьес.

Драму «Гроза» принято считать главной вехой в творчестве А.Н. Островского. Сюжет пьесы не ограничивается изменой Катерины Кабановой своему мужу Тихону и любовной интригой с Борисом. Здесь множество сюжетных линий, множество конфликтов. Эти конфликты реализуются не только на фоне поведения главных персонажей, но и второстепенных. Они тоже дают представление о конце купеческого общества того времени. Пьеса соответствует типизации, то есть, принципу реалистического обобщения. Островский легко владеет методом реализма, и по финалу пьесы можно сделать вывод о природе конфликта и о содержании этого конфликта.

«Гроза» — это, по сути, единственная настоящая русская трагедия, трагедия, потому что нет виноватых в том, что происходит, потому что в человеке сталкиваются миры, а не просто бытовые ситуации.

Главная героиня пьесы преступила свой собственный нравственный закон, и, по моему мнению, сама себя наказала. Если бы муж Катерины был другим человеком, с другими нравственными ценностями, умным, красивым и не глупым, если бы отношения в доме Кабановых складывались по-другому, Катерина, возможно, и не пошла на измену. Если бы сумел Тихон соединить двух женщин, мать и жену, то не упал бы «луч света» на Бориса. Катерина живет в ожидании «грозы», живет в «темном царстве», и если бы она не встретила Бориса, то был бы кто-то другой. Она искала выход из своего заточения.

Когда уезжал по купеческим делам, она, предчувствуя недоброе, просила взять ее с собой, но получала отказ. То же самое и с Борисом, после всего случившегося она хотела уехать с ним, но опять ее бросают. Я считаю, то в пьесе показаны слабые, безвольные мужчины, не способные на поступок.

Текст пьесы «Гроза» написан полтора века назад, но до сих пор вызывает много эмоций и вопросов. Должна ли женщина, так же, как и мужчина, пребывая в браке, бороться со своими чувствами, если эти чувства ведут к разрушению брака. Хотя мне кажется, что это зависит от моральных ценностей человека, а не от времени, в котором он живет.

Какая была королева в 12 месяцев

Конспект урока по литературному чтению «Двенадцать месяцев» С

Источник

Оцените статью