Как узнать что у ребенка стресс

Как понять, что у ребенка стресс?

Стресс — это защитная реакция организма на неблагоприятные факторы. Дети подвержены стрессам сильнее, чем взрослые, из-за неокрепшей нервной системы, впечатлительности, уязвимости и еще не сформировавшегося навыка самоподдержки.

Факторы, вызывающие у ребенка состояние острого или хронического стресса, могут быть разные. Перечислим наиболее тяжелые для ребенка: смерть родителя, члена семьи или любимого питомца (которая для психики ребенка приравнивается к смерти члена семьи), развод родителей, повторный брак родителей, длительное отсутствие матери (например, для ребенка до 1,5 лет расставание с мамой более чем на 14 дней даже при наличии уважительных причин приравнивается к ее потере), депрессия или алкоголизм у родителей (так как они в этот момент безразличны к ребенку), серьезная болезнь у самого ребенка, особенно с госпитализацией, рождение сестренки или братика, переезд в другой город или район, поступление в детский сад, новую школу, финансовые трудности в семье, которые обсуждаются в присутствии ребенка, систематические физические наказания ребенка.

Каковы же симптомы детского стресса?

Нужно сказать, что часто дети переживают события не так, как взрослые, например, ребенок, у которого умер дедушка, может активно играть и веселиться, а не плакать и грустить, но при этом симптомы стресса проявиться могут, например, в психосоматическом заболевании или ночном энурезе. Родители не всегда могут оценить «логику» такого поведения ребенка, поскольку воспринимают реальность с точки зрения взрослого.

Итак, признаки стресса у ребенка:

  1. Навязчивые действия: кручение предметов, грызение ногтей, выдергивание волос и другие.
  2. Нервные тики: пожимание плечами, потряхивание головой, моргание глазами, покашливание и другие.
  3. Ночной и дневной энурез, энкопрез, психологический запор (недержание мочи и кала).
  4. Возникновение заикания.
  5. Психосоматические боли и заболевания на фоне стресса (боли в животе, боль в голове, частые болезни в период контрольных, экзаменов, адаптации в школе и садике и т.д.).
  6. Апатия, хронически плохое настроение или наоборот раннее нехарактерная для ребенка неугомонность.
  7. Появление различных страхов — объективных и необоснованных.
  8. Ложь, которую нужно отличать от яркой фантазии, свойственной впечатлительным детям.
  9. Детская агрессия, которая может быть направлена как на других людей или предметы, так и на себя.
  10. Замкнутость, погружение в мир фантазий, нежелание контактировать с другими.
  11. Повышенная раздражительность, тревожность, утомляемость, рассеянное внимание, плохой сон с ночными кошмарами, возврат привычек более раннего возраста (энурез, сосание пальца и т.п.)
  12. Также стресс может сопровождаться и физиологическими симптомами — мышечное напряжение в шейно-воротниковой области, сухость во рту, изменение пищевых привычек (чрезмерный или пропавший аппетит), незначительное повышение температуры тела.

При появлении признаков стресса у ребенка важно вовремя выяснить причину и устранить ее, помочь ребенку справиться с травмой и нагрузкой на психику, а также скорректировать тип воспитания или детско-родительские отношения, если данные факторы привели к возникновению психоэмоциональных трудностей. Детские психологи в нашем центре используют проективные и игровые методики: сказкотерапию, песочную терапию, арт-терапию. Данные методы позволяют как провести эффективную психодиагностику, так и нейтрализовать последствия негативных событий для психики ребенка. Также специалист обязательно работает с родителями, чтобы помочь им создать благоприятную обстановку в семье и улучшить коммуникацию с ребенком, скорректировать воспитательный подход.

Если вы подозреваете, что у ребенка стресс, запишитесь на консультацию в наш центр: (812) 642-47-02. Квалифицированные психологи вам обязательно помогут!

Читайте также:  Чувствую почки после алкоголя

Источник

Консультация «Основные признаки стрессового состояния ребенка»

Нелли Дьяченко
Консультация «Основные признаки стрессового состояния ребенка»

«Основные признаки стрессового состояния ребенка»

Здравствуйте, Уважаемые родители!

Немного вспомним тему прошлого общесадиковского собрания «готовность ребенка к школе». Это психологические процессы (память, внимание, речь и т. д., что их нужно начинать развивать в дошкольном возрасте, так как у младших дошколят развита произвольная память…

Психолог Лев Семенович Выготский говорил : «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком»

Дошкольное развитие – должен стать фундаментом, а школа зданием.

Тема сегодняшнего собрания ни меньше важнее «Основные признаки стрессового состояния ребенка»

Стрессу подвержены не только взрослые люди. Но и дети, которые только познают мир, учатся общению со сверстниками и преодолению проблем, испытывают не меньший стресс, чем их родители. Чтобы помочь ребенку справиться со стрессом, требуется время и терпение.

Сгладить стрессовое состояние или даже полностью нейтрализовать можно в дошкольном возрасте.

Прежде всего, родителям следует узнать точную причину стресса. Ребёнок в таком возрасте, скорее всего, ещё не способен к разговорам по душам. Поэтому действенным методом подслушивание бесед с игрушками.

У детей достаточно нелегко определить присутствие стресса. Ведь до 7 лет, находясь в постоянном развитии, они часто изменяются. Стрессовое состояние легко отнести за присущие растущему организму недомогания.Тем более что переживания детей скрыты очень глубоко: это помогает им оставаться незамеченными и разрушает детскую душу.

Каждый взрослый, воспитывающий ребенка должен знать основные признаки возникновения у него стрессового состояния.

1. Плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит.

2. Усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко.

3. Малыш становится беспричинно обидчив, часто плачет по ничтожному поводу или, наоборот, становится слишком агрессивным.

4. Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость также говорят о дискомфортном психологическом состоянии. Ребенок в таком состоянии чаше ищет одобрения и поддержки у взрослых, «жмется» к ним.

5. Ребенок перестает участвовать в играх сверстников, в то же время у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.

6. Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Иногда у него отмечается стойкая потеря аппетита.

7. Признаками стрессового состояния ребенка являются так же не имевшие места ранее дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, появление дефектов речи, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.

8. Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными, или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.

9. Расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность, также говорят о неблагополучии психоэмоционального состояния.

Причины стресса у детей условно можно разделить на возрастные и связанные с семейной обстановкой.

Правда, эти категории причин постоянно переплетаются, и их следует рассматривать в совокупности.

Стрессом для дошкольников может стать первое столкновение с социальной средой. До этого возраста ребёнок обычно пребывает в атмосфере всеобщей любви и восхищения. Он окружён только своими родными и близкими, которые души в нём не чают. А вот в возрасте 2 – 3 лет ему приходится выйти за рамки семьи – начать общаться со сверстниками или в детском саду, или во дворе.

Читайте также:  Гештальт цитаты про чувства

Конечно, самой частой причиной стресса у детей дошкольного возраста является поступление в детский сад. Здесь ребёнок находится в стрессовом состоянии,

во-первых, потому, что рядом впервые нет родителей,

во-вторых, потому, что он, не имея опыта общения со сверстниками, вынужден часами пребывать в их окружении,

в-третьих, потому, что ребёнок находится в новой, непривычной обстановке. Кроме того, причиной стресса у детей от 2 до 5 лет могут стать конфликты с другими детьми.

Другими причинами стрессау детей дошкольного возраста могут быть: посещение больницы; просмотр телевизионной программы, содержащей какую-либо негативную информацию; боязнь голода; боязнь одиночества; принуждение соблюдать режим в детском саду и т. д.

Если Вашего ребёнка мучают какие-то страхи или ночные кошмары, поговорите с ним об этом (ни в коем случае не смейтесь над его детскими страхами, постарайтесь объяснить ему, что он находится в полной безопасности.

Предупредить стрессы у детей в дошкольном периоде поможет живое общение, проявление интереса к ребенку, его чувствам и поступкам. Следует больше разговаривать с малышом, чтобы он имел возможность высказать все, что его интересует, беспокоит, чем заняты его мысли. При этом необходимо обнимать малыша, гладить по головке и спинке, брать за ручку, усаживать на колени.

Прекрасной профилактикой для стрессов является тишина. Надо давать возможность детям по несколько часов ежедневно находиться в тихой обстановке. Для этого требуется выключать все приборы, издающие шум.

Великолепными профилактическими мероприятиями по борьбе со стрессами у детей станут:

• регулярные пешие прогулки;

• постоянное позитивное общение со сверстниками и взрослыми людьми;

• посильная помощь родителям;

• адекватные физические нагрузки;

• расслабление с помощью выполнения массажа, просмотра веселых мультиков, передач о природе;

• посещение развлекательных детских центров или кафе, небольшие подарки.

Следует быть внимательным к детям. Это всегда поможет избежать стрессов и их последствий

Родители должны сохранять спокойствие и самообладание даже тогда, когда ребёнок капризничает на протяжении нескольких недель. Нельзя повышать на него голос, ругать, угрожать. Вы должны продолжать демонстрировать свою безграничную любовь и заботу.

Вот некоторые приемы, которые могут оказаться полезными для преодоления психоэмоционального напряжения у детей.

* Постарайтесь понять, что именно и как ощущает в этот момент ваш ребенок. Только прочувствовав, пропустив через себя его состояние, вы сможете правильно смоделировать свое поведение по отношению к нему.

* Будьте рядом с ребенком, постарайтесь поймать момент, когда он захочет выговориться. Не усугубляйте состояние ребенка собственными переживаниями.

* Постарайтесь определить источник стресса вашего ребенка. Обсудите с ним ситуацию,которая вызывает напряжение:

— дайте знать ребенку, что вы готовы ему помочь,

— помогите понять, что он уже может сделать самостоятельно, каковы его возможности,

— вместе определите, какие варианты действий были бы наиболее эффективными в этой ситуации,

— обсудите, какие меры в будущем следует предпринять, чтобы избежать подобных ситуаций.

* Избегайте высказываний «надо было быть осторожнее!», «сам виноват!» так как это только усиливает ситуацию растерянности.

* Постарайтесь научить ребенка не терять оптимизма ни при каких обстоятельствах. «Прорвемся!», «Нет худа без добра!» — такие фразы должны прочно войти в лексику ребенка.

* Поговорите с ребенком о том, как любимый герой фильма или книги справился бы с этой ситуацией.

Читайте также:  Нам все время приходят радости когда не ждешь

* Подготовьте его к тому, что стрессы в его жизни еще будут, важно, чтобы стрессовая ситуация не заставала его врасплох. Ребенок должен понимать и всегда помнить о том, что встречающиеся трудности и проблемы обязательно разрешатся, каждая проблема имеет несколько вариантов решения, а рядом всегда есть близкие люди, в любой момент готовые помочь и поддержать.

* Если вы знаете о какой-либо стрессовой ситуации, через которую ребенку предстоит пройти, обсудите с ним разные варианты поведения.

* Позвольте ребенку принимать самостоятельные решения. Поскольку стресс часто заставляет ребенка чувствовать себя беспомощно, можно помочь ему, продемонстрировав, что он контролирует определенные области жизни.

* Помогайте ребенку ставить цели, которых он может достичь.

* Очень хороший прием для предотвращения стресса — это недолгий разговор перед сном, позвольте ребенку рассказать все, что с ним произошло за день, что его беспокоит, так может быть, вы успеете предотвратить наступающий стресс. Также это поможет ребенку научиться рассказывать о своих чувствах по отношению не только к себе самому, но и окружающему его миру.

Специалисты советуют обнимать детей как можно чаще (не менее 4-5 раз в день). Полезно играть с ними в ролевые игры, читать книги. Устранению стресса благоприятствует совместное проведение свободного времени. Очень полезно купание в реке, катание на роликах или велосипеде, пешие прогулки. Во время прогулок нельзя запрещать детям кричать и быть активными. Это поможет им выплеснуть негативную энергию. Избавиться от нее также поможет рисование яркими красками.

Права ребенка. Основные документы Основные документы: -Декларация прав ребенка (1959). -Конвенция ООН о правах ребенка (1989). -Всемирная декларация об обеспечении выживания,.

Консультация «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника» «Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье — важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная.

Консультация «Дисграфия. Признаки» Продолжаем про этого страшного зверя «дисграфия». Как же определить, есть ли у ребенка «дисграфия» или элементы дисграфии? Первое, на.

Консультация «Отслеживание и стабилизация эмоционального состояния детей посредством уголков настроения в группах ДОУ» Отслеживание и стабилизация эмоционального состояния детей посредством уголков настроения в группах ДОУ Стабильное эмоциональное состояние.

Основные формы помощи семье, имеющей ребенка с ОВЗ Основные формы помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Семьи, имеющие детей с нарушениями физического или.

Основные закономерности развития ребенка как личности Основные закономерности развития ребенка как личности. Исследователи определяют ранний возраст как период быстрого формирования всех свойственных.

План сопровождения ребенка, имеющего признаки одаренности по изобразительной деятельности Фамилия имя ребенка: Н. А. Возраст: 6 лет Краткая характеристика. Проявляет признаки одаренности по изобразительной деятельности: рисовать.

Приемы гармонизации эмоционального состояния ребенка как способ формирования навыков поведения в общественных местах Тема мастер-класса: «Приемы гармонизации эмоционального состояния дошкольников как один из способов формирования навыков поведения в общественных.

Консультация «Признаки стресса у ребенка» — Повышенная агрессия, перепады настроения, нервозность, обидчивость, кривляние, упрямство, трудности в соблюдении дисциплины. Если еще.

Семья, находящаяся в социально опасном положении: основные проблемы, признаки неблагополучия Семья, находящаяся в социально опасном положении (СОП, — это семья, где родители или законные представители несовершенно-летних не исполняют.

Источник

Оцените статью