- Чувство вины, которое прививают родители
- Как родители формируют чувство вины
- О родительском контроле, чувстве вины и порядочности
- Как убедить родителей перестать думать за своих детей, чтобы вместо «я знаю, он не справится», они говорили «пусть попробует и посмотрим»?
- Насколько важно для девочки общение с отцом? Как меняется его роль в её жизни?
- Как психологические состояния человека создают ситуации?
- Психология, психиатрия и психотерапия способны решить самые обыденные проблемы людей?
- Может ли постоянное чувство вины навредить человеку? Если да, то как?
- Сможет ли выжить честный, высоконравственный человек в наше время? Какие люди чувствуют себя прекрасно и комфортно психологически?
Чувство вины, которое прививают родители
Вина — по мнению гештальт-терапевта Ирины Дыбовой — самое аутоагрессивное чувство. Как быть, если этим чувством манипулируют самые близкие — ваши родители?
Делюсь с вами статьёй, в которой Ирина раскрывает тему “Как перестать разрушать себя под действием вины”.
“Любые планы могут рухнуть в момент. Мы не властны над обстоятельствами, но ещё меньше власти у нас над проявлениями своего тела. Единственное, что можно – это разбираться, осознавать, что происходит и передоговариваться с собой.»»
«Ранее воскресное утро. Мы с дочерью собираемся покататься на велосипедах. Накануне мы с ней планировали, какой это будет прекрасный день и как мы его проведём. Но сначала встретим моих родителей (её бабушку с дедушкой), которые заедут к нам по пути на дачу. Родители заехали. Мама выгружает гостинцы из сумки и невзначай говорит: „“Нужно пораньше на дачу успеть, пока жара не началась, дел там много, прошлый раз так устали, что с ног валились»».
Всё. Я как стояла в дверях, так и осталась. Спину заклинило так, что не вздохнуть. Боль в спине жуткая, а со стороны грудины, как железными клещами сдавило. Вдохнуть не могу. Пошла я боком… боком… на кровать. И никуда мы уже в тот день не поехали. Это страшное слово – ««дача»». Когда мне было лет 10-12, я ненавидела ездить на дачу. Больше всего я хотела умотать на велике в дальние дали – куда-то подальше от дома. Мамин упрёк: «» Мы едем работать, а ты кататься»» – я считала безошибочно. Доля секунды и я сменила велосипед на кровать.
Родительская манипуляция детской виной срабатывает быстро и точно в цель. Сколько бы нам ни было лет, тот ребёнок, которым мы были в детстве, никуда не делся. И если раньше, чтобы себя завинить, нам нужен был кто-то извне, то сейчас достаточно только намёка на обвинение, поджатых маминых губ, слов: ««Ну да, ну да…»», и дальше уже можно ничего не говорить. Реакция мгновенна — механизм отработан, мы накажем себя сами.
Родительская агрессия самая разрушительная, она уничтожает сущность ребёнка, выедает его изнутри, как радиоактивные отходы. Обвинение, стыжение, обесценивание – всё это как-бы говорит: ««Такой, как ты есть, ты мне не нужен. Ты не подходишь мне как ребёнок.»»
А что делать, если маме ты не подходишь? Правильно – разрушаться, уничтожаться, уходить в небытие.
Реакция взрослого человека на насилие или агрессию в свою сторону – это агрессия в ответ: просто пара слов, какое-то действие, которым человек дает понять: ««Со мной так нельзя»» и восстанавливает свои границы.
Ребёнок этого сделать не может по отношению к значимым для него взрослым, он проваливается. В своей детской части, даже будучи взрослыми, и “плевала я на эту дачу”, и “я сама себе голова” — мы испытываем вину не осознавая и не признавая её.
Почему вина — это аутоагрессивное чувство? Потому что агрессия, поднявшаяся на восстановление границ, заворачивается вовнутрь. Основная идея этого чувства: ««Я должен наказать, разрушить, уничтожить себя»». Проще всего сделать себе ощутимо больно и наказать – это что-то сделать со своим телом. Например, удариться, обжечься, упасть. В таких случаях взрослые говорят: ««Вот смотри, тебя Бог наказал!»» Это самонаказание через аутогрессивные действия. Более сложный путь отыгрывания агрессивных чувств – через заболевание. В этом случае собственная агрессия, поднявшаяся на восстановление границ, останавливается и перенаправляется на себя и “взрыв” происходит на своей территории.
Мгновение – и вот ты уже недвижим, скован и обезврежен, стонешь от боли. Лежишь с больной спиной.
Что делать? Развернуть агрессию в изначально заданном направлении.
Для начала, конечно, осознать, что происходит – от чего именно тебя так торкнуло. Какие слова запустили механизм, чьи это были слова, какие мысли пронеслись в голове, каким чувством накрыло. Осознание само по себе очень целительно.
Оно позволяет хотя бы разозлиться на тех взрослых, которые опять продавили твои границы. И тем самым развернуть агрессию в нужном направлении.
А затем постепенно начать подбирать слова, которые могли бы восстановить границы. Причём коммуникация эта не обязательно должна произойти между реальными людьми, достаточно её выстроить внутри себя. Бывает так, что и человека-то давно нет, а какие-то мысли о нём могут погружать в такую вину, которая обездвиживает на долгие годы. Договориться с образами своих родителей, которые мы носим внутри себя – огромное дело.
В случае с дачей были подобраны слова, которые помогли восстановить внутренние границы. Я осознала готовность и приняла решение отказаться от всех дачных благ, лишь бы никто никогда не заставлял меня туда ездить. А родителям я вернула ответственность за их выбор — каждые выходные проводить на даче в тяжёлом труде. Плата за отсутствие симптома — отказ от ароматной клубники и свежих овощей и ответственность за принятое решение”.
Источник
Как родители формируют чувство вины
Казалось бы, ребенок чувствует вину, раскаивается — значит, осознал, цель достигнута. Осталось закрепить несколько раз при необходимости, и он навсегда запомнит, как поступать не нужно. Но не все так просто, как кажется. Ведь что такое чувство вины? Это неприятное чувство, вызванное проступком человека, который, как ему кажется, стал причиной негативных последствий для другого человека. Это взрослые усматривают взаимосвязь между «стало стыдно», «осознал» и «исправился». Малыш или подросток воспринимают все иначе.
Стоит сказать, что вызываемое родителями в ребенке чувство вины к самой вине не всегда имеет отношение. Например, играя с друзьями, малыш испачкал одежду. Его стыдят: «Замараха, как тебе не стыдно?». Но что, скажите, постыдного он сделал? Разве вы, отправляя его на улицу, не знали, что там не стерильная чистота? Разве не предполагали, что он не будет тихо сидеть на лавочке, а, бегая с детьми, возможно, не раз упадет? Вменяя в вину крохе совершенно естественные вещи, мы на самом деле им просто манипулируем. В надежде, что у него сформируется неприятное чувство в связке «испачкался — виноват», в результате он станет доставлять меньше хлопот.
Психология ребенка такова, что он нуждается в тесной связи с родителями. При появлении чувства вины связь нарушается, приходит страх: я плохой, вдруг меня разлюбят? Малыш может самостоятельно решить, что не достоин родительской любви. Особенно если родители говорят: «Не будешь слушаться — разлюблю» или «я не люблю непослушных детей». Если родители злоупотребляют этим приемом, тревога укореняется в сознании, ведет к развитию неуверенности, комплексов, а то и более тяжелых последствий.
Такие дети могут неосознанно стремиться к наказанию, специально начинают вести себя плохо, чтобы быть наказанными. Могут умышленно наносить себе травмы, покорно сносить обиды, оскорбления, попадать в зависимое положение от ровесников.
Подростки, попавшие в зависимость от чувства вины, становятся жертвами нашумевших психологических игр типа «Синего кита», доводящих их до самоубийств. Поэтому очень важно вовремя заметить замкнутость, угрюмость взрослеющего, но не умеющего анализировать свое психологическое состояние, человека, чтобы своевременно предотвратить беду.
Но, думаю, родители согласятся, что лучше не доводить сына или дочь до состояния, когда возникает вопрос, как излечить ребенка от чувства вины. Для этого стоит знать, как оно развивается, и не применять в воспитании манипулятивные приемы, его вызывающие. А способов сделать подопечного «удобным», вызвав ощущение вины, в арсенале недальновидных воспитателей достаточно.
Это гнетущее чувство не появляется само по себе. Естественно, чтобы малыш узнал, что такое стыд, вина, ему необходимо дать их прочувствовать. Дети хотят быть для родителей самыми лучшими, достойными их любви. Они боятся потерять любовь, не оправдать надежды. Родители же детским страхом крайне нечестно пользуются. Злоупотребляют манипуляциями, чтобы облегчить себе жизнь, сделать подопечного послушным. Но психологи называют это менее красивым словом — удобным.
Не подходи ко мне, я обиделась
Излюбленный прием мам. Обиду самого родного человека малыш переносит тяжело: я огорчил маму, ей плохо, она расстроена. В таком состоянии он готов на все, лишь бы мамочка перестала обижаться. Чувство закрепляется в сознании. В дальнейшем им сможет манипулировать не только мама. Стоит кому-то намекнуть, что он может обидеться, как в душе всколыхнется детское тревожное воспоминание, заставляющее любой ценой избежать неприятного чувства. Не играйте на чувствах малыша!
Неоправданные ожидания
Вы хотите, чтобы сын или дочь были аккуратными, опрятными, хорошо учились, помогали по дому. Но, не замечая этих качеств за ними, вы постоянно указываете им на недостатки. Тем самым развиваете в детях едкое чувство вины.
Но должны ли дети оправдывать ожидания родителей, или все же стоит им позволить быть самими собой? Не травмируйте их напрасными надеждами, не ждите, что они станут воплощением вашей мечты. Если вы искренне считаете, что прививаемые навыки им пригодятся во взрослой жизни, то подумайте, как заинтересовать, найдите мотивацию.
Сравнение с другими детьми
Многие родители любят критиковать своих детей, приводя в пример чужих.
- «Соседка Танечка маме помогает: посуду моет, в доме убирает, а от тебя помощи не дождешься».
- «Саша каждый день хорошие оценки приносит, а ты только позоришь нас на собраниях».
- «Что ты опять натворил, зачем меня в школу вызывают? Ну почему мне достался непутевый сын?».
Поверьте, ваш ребенок не захочет быть похожим на Танечку или Сашу, он скорее будет на них сердиться за то, что они кажутся близким лучше него. А также сердиться на вас, потому что вы не замечаете его достоинств, усилий, которые он прикладывает. Одновременно с этим в нем будет зреть чувство вины, что он не такой, каким вы хотели бы его видеть.
Не сравнивайте сына или дочь с другими. Фиксируйте внимание на его результатах, показывайте, что цените их: «Я вижу, как ты подтянулся в учебе за последнее время, молодец! Продолжай в том же духе, я горжусь тобой!»
Оскорбление и унижение ребенка
Печально, но существуют семьи, в которых воспитание построено на унижении. Любимые слова таких «воспитателей»: «непутевый», «балбес», «тугодум», «неряха», «бестолковый», «лентяй». Дети в таких семьях часто задаются вопросом, любят ли их на самом деле. Подобными словами не получится вызвать желание стать лучше: хорошо учиться, опрятно выглядеть, помогать по дому. Зато доверительные отношения подрываются окончательно. А взрослеющий человек занимает агрессивную позицию: «раз вы меня считаете таким, значит, я таким и буду!».
Родителям, чтобы окончательно не испортить отношения с детьми, неплохо было бы вместе посетить психолога и прислушаться к их советам.
Без вины виноватый
Встречаются взрослые, обвиняющие сына или дочь в наличии у них сходства с одним из родителей, к которому обвинитель испытывает негативные чувства. Часто матери, разошедшиеся или просто находящиеся в плохих отношениях с отцом ребенка, обвиняют того в сходстве с ним: «ты такой же, как твой отец!», «отцовский характер». Или папа может высказать дочери: «ты такая же непутевая хозяйка, как твоя мать».
Не переносите на ребенка негатив, который испытываете к его второму родителю, заставляя ни в чем не виноватого человека расплачиваться за его вину перед вами.
Взрослея, человек не может самостоятельно избавиться от выработавшегося ощущения вины, оно становится привычкой, а желание искупить вину — образом жизни. Он привыкает обвинять себя во всем. Чем будут умело пользоваться окружающие манипуляторы. Будет жить, угождая другим, извиняясь за то, в чем не виноват. Его плечи всегда будут опущены, блуждающий взгляд будет искать поддержки, а сам он будет проживать жизнь с ощущением собственной ничтожности. Задумайтесь, вы этого желаете своему любимому чаду?
Если вы узнали в описанных манипуляциях собственные приемы воспитания и не знаете, как перестроиться на воспитание без взывания к чувству вины ребенка, приглашаем вас на марафон @КлючКРебенку. Опытные детские психологи помогут найти подход к ребенку и установить с ним доверительные отношения.
Источник
О родительском контроле, чувстве вины и порядочности
Продолжаем наши виртуальные психологические консультации в формате «вопрос-ответ». Сегодня разберем темы родительского контроля, отношения отцов и дочерей, поговорим о чувстве вины, о том, как мысли меняют жизнь и легко ли в наше время оставаться порядочным человеком. Цель публикаций — помочь вам найти ответы на вопросы, которые вы боялись задать. Поехали?
Как убедить родителей перестать думать за своих детей, чтобы вместо «я знаю, он не справится», они говорили «пусть попробует и посмотрим»?
Убедить — никак. Вы можете только доносить информацию о правильном и неправильном типе воспитания с обязательным указанием результатов. И если сможете с помощью аргументов воздействовать на родителей, то некоторые из них могут прийти к выводу, что необходима помощь психолога по смене собственных жизненных установок.
Если к этому прозрению придут 20% родителей и начнут грамотно изменять себя, а поэтому сменят стиль воспитания, то это будет прекрасный результат.
Во времена, когда в нашей стране только появились тренинги, я у кого-то увидела приём визуализации результатов родительского воспитания, который произвёл неизгладимое впечатление. Для его реализации нужен один человек и пара, тройка рулонов туалетной бумаги. И по мере возрастного развития человек этой бумагой обматывается.
Например:
- С 3-х лет все родительские «не трогай», «не бери» — приматываются руки к телу.
- Начало школьного возраста все «не бегай», «сиди дома и делай уроки» — обматываются ноги. Сюда же можно отнести неправильное питание — обматывается область желудка.
- Младший подростковый возраст и запрет смотреть на обнажённые тела и слушать взрослые разговоры — обвязывается голова, то есть закрываются глаза и уши.
- Старший подростковый возраст с запретом влезать во взрослые разговоры и рассуждать о том, чего не знает — обматывается рот и черепная коробка.
- Младший юношеский возраст с первыми любовными переживаниями и запретом секса — обвязываются генитальная область и грудь.
Такой вот полностью замотанный в туалетную бумагу человек, с точки зрения родителей — «абсолютно готов к взрослой жизни» и поэтому к 18-ти годам может совершить выбор учебного заведения и своего будущего.
Насколько важно для девочки общение с отцом? Как меняется его роль в её жизни?
В первые 5-7 лет жизни связь отца и дочери особенно крепка и регулярное общение особенно важно. В этот период закладываются основы в таких областях как, например, доверие к другим людям, чувство защищённости, половая идентификация. Сформированная эмоциональная связь девочки с отцом, близость и доверие, установленные в раннем возрасте, могут способствовать более лёгкому прохождению подросткового периода. Через отношения с отцом девочка формирует представления о себе и о мужчинах. «Привлекательна ли я? Могу ли я быть кому-то интересна? Это поведение и отношение ко мне со стороны мужчин нормально?» — первые ответы на эти и другие вопросы девочка получает в отношениях с отцом. Именно эти ответы будут базовым фундаментом в её взрослой жизни.
Отмечают, что именно отцы играют решающую роль в гендерной социализации детей, т.к. в большей мере, чем матери, строят свое поведение в зависимости от пола ребенка и склонны придавать значение его половому воспитанию. Дочь старается быть похожей на мать, но главным критерием успешности будет оценка, данная отцом.
Отец — это первый значимый мужчина в жизни девочки и, на основе опыта общения с ним, взрослея она выбирает спутника жизни. Не знавшие отца девочки зачастую предъявляют к избранникам требования нереалистичные и непомерно идеализированные, основанные на собственном воображении, не различая, чем отличается роль мужа от роли отца.
Роль отца действительно может несколько изменяться. Для младенца он может быть основным значимым взрослым, если уход осуществляется им, а не матерью. А может и не быть, если сама мама находится в декрете. В раннем детстве во многом именно отец способствует дальнейшему развитию, например, исследовательской деятельности ребёнка, допуская умеренный риск и транслируя ожидание результатов. Ближе к старшему дошкольному возрасту он тот, к кому просыпаются первые чувства у дочери, и от кого зависит то, как сложится дальнейшая их трансформация. Многое зависит именно от адекватного отклика отца на проявления девочки. В начальной школе фигура отца может быть подкрепляющей значимость обучения и ориентир на результат. Для подростка папа может быть надёжной опорой, тем, к кому можно прийти с любой бедой, и тем, чьи ценности и ориентиры прошли проверку и принимаются. А может быть всё совсем наоборот. Всё зависит непосредственно от отца. С первых дней и навсегда.
Неизменным и важным для девочки может стать то, что, независимо от того, где она и какие выборы осуществляет, её отец — надёжный тыл, опора и защита во всём, верящий в неё, принимающий и уважающий её саму и её самостоятельные решения.
Как психологические состояния человека создают ситуации?
Состояние — это динамическое явление в жизни человека. Оно также, как и поведение, в конкретных ситуациях является производным из чего-то большего. Чего же? Мыслей, убеждений, системы ценностей и жизненных принципов. Того, какими смыслами мы наделяем слова и поступки окружающих. Развивая и познавая себя, вы получаете доступ к выявлению и, как следствие, изменению собственной когнитивной карты — то есть совокупности всего вашего мировоззрения и самоотношения. Изменив мысли на более созидательные, поддерживающие, вслед за ними вы поменяете и эмоции. Эмоциональный фон скорректирует ваше состояние, а состояние и настрой изменят реакции во многих конкретных ситуациях. Результат этих реакций вызовет цепь последующих ответных реакций партнера, что и приведет к новым отношениям и ситуациям.
Психология, психиатрия и психотерапия способны решить самые обыденные проблемы людей?
Под «самыми обыденными проблемами» в этом ответе я буду понимать обычные, часто встречающиеся жизненные трудности или задачи, с которыми не справляется конкретный человек или множество людей. То есть, решение существует, «истории известны» случаи, когда подобная задача успешно решалась, подобная трудность была преодолена, но сейчас это почему-то не так. Или даже это не так только «в данном конкретном случае», большинству даже непонятном — поскольку для них это вообще не трудность или они решили эту задачу в детском саду. Это я задаю «спектр»: от самых-самых обыденных проблем до проблем посложнее.
Должен сказать, что ни психология, ни психиатрия, ни психотерапия не знают готовых решений, независящих от самого человека (возможно, другие психологи меня поправят, но я точно не знаю). И они не могут решить даже самую обыденную проблему (в понимании выше) вместо него. Мне лично не известен способ что-то такое с человеком сделать, чтобы проблема вдруг оказалась решена, а он даже не поучаствовал. Хотя было время, я на такое надеялся.
Допустим, приходишь, током тебя долбанут, и всё. У меня даже был такой знакомый, который омолаживал дам и лечил от депрессии электричеством. Но к нему я почему-то не пошёл, а у других такой машинки не было. Тем не менее, «самые обыденные проблемы» могут быть решены самим человеком. Мир меняется, ситуации разные — но «обыденность», по сути, всё та же. Если мы копаем яму, мы берём лопату. Если лопаты нет, что-нибудь похожее. Если копать нужно много, яма большая, объединяемся, берём другие инструменты, машины.
Почему, например, физически здоровый человек может не справиться с копанием? Не умеет. Нет инструмента. Не с кем объединиться. Не знает, как это вообще делается, где берут и какие инструменты, никогда не копал и не представляет себе выкопанной ямы, боится повредить что-то в земле. Для привыкшего копать копателя всё это смешно. Но это реальные трудности для того, например, кто всю жизнь занимался исключительно интеллектуальным трудом.
Чем сложнее становится мир (а он становится), тем больше в нём разнообразных обыденных задач, которые становятся проблемами для всё большего количества людей. 10 000 лет назад наверняка никаких проблем не существовало, хотя в целом люди умели гораздо меньше. А есть ведь ещё и не очень обыденные.
Психиатры, психологи и психотерапевты проблем других людей не решают, но обычно они могут эти проблемы понять. По-своему, да. И помочь понять их самому человеку. Помочь найти конкретный, подходящий именно ему, способ решения. Иногда участвуют в реализации этого способа.
Может ли постоянное чувство вины навредить человеку? Если да, то как?
Любое постоянное (хроническое) негативное чувство (или эмоция) может нанести вред как психическому состоянию, так и физическому здоровью. С чувством вины связаны такие понятия, как самоедство и самобичевание и мысли «не достоин», «не заслужил», «должен понести наказание».
Иногда человек осознанно себя наказывает — лишает себя чего-либо или сам себе причиняет боль. А бывает, что эти установки, работая на бессознательном уровне, вызывают недомогания, и в таком случае это называют психосоматической симптоматикой, т.е. недомоганиями (болезнями) тела, которые вызваны психическими процессами. В таких случаях зачастую врачи либо не могут установить диагноз, либо лечат безрезультатно.
Хроническое чувство вины вызывает также проблемы в общении, в социализации, в том, чтобы достичь своих целей. Потому что такой человек опасается обидеть кого-либо и заранее ожидает, что будет в чём-то виноват. Следовательно, у «виноватого» пониженная стрессоустойчивость, а значит повышенная вероятность впасть в уныние. В результате от установки «Я виноват(а)» недалеко до «Меня никто не любит», «Жизнь бессмысленна» и до развития депрессии (при суммировании с другими причинами депрессии).
Так что хроническое чувство вины, как и любое другое затянувшееся негативное чувство, требует пристального внимания. Чем быстрее вы избавитесь от него, тем раньше ваша жизнь приобретёт новые краски.
Сможет ли выжить честный, высоконравственный человек в наше время? Какие люди чувствуют себя прекрасно и комфортно психологически?
Мой отец, земля ему пухом, ни разу в жизни никого не обманул, не подставил. Не могу вспомнить, чтобы он о ком-то дурно отозвался, максимум «неприятный человек». Если я спрашивал его мнения о ком-то, он, подумав, рассказывал какой-нибудь случай из жизни с участием этого человека, а выводы предоставлял делать мне. Его обманывали, бывало. Иногда крупно. Наверное, если бы он был не такой светлой личностью, ему жилось бы и богаче, и комфортнее. Но: я видел, как ему легко на старости лет с абсолютно чистой совестью.
Я так не смогу. Не потому, что мне позарез надо воровать и пакостить, а потому, что я позволяю себе быть «плохим» по необходимости или даже по прихоти. Иногда бывает прикольно. Иногда бывает стыдно.
Это его выбор, и это мой выбор. У каждого человека свой, и у вас тоже.
Если говорить о функционально оправданном векторе, пригодном для (почти) любого человека, то его когда-то сформулировал Никколо Макиавелли: «Твори добро, когда возможно; твори зло, если необходимо».
Мне кажется, этого достаточно и для душевного спокойствия, и для конструктивного взаимодействия с людьми.
Источник