Как понять есть или нет у тебя чувство ритма

Как определить, есть ли вокальные данные?

Многие еще с детства мечтают научиться петь. Сейчас все чаще можно встретить детей, которых родители отдают на уроки вокала. Стоит отметить, что это довольно разумный шаг, ведь если у ребенка есть талант, то развивать его надо с детства. Но как определить, есть ли он на самом деле?

Тесты на слух и чувство ритма

Прежде всего, на уроках вокала, как и при освоении любого музыкального инструмента, человека проверяют на слух и чувство ритма. Стандартным тестом является запоминание мелодии, состоящей из 3-5 нот. Прослушав такую мелодию три раза, человек должен с легкостью ее проиграть сам. Обычно для данного теста используется пианино или любой другой клавишный инструмент, при этом слушать инструмент нужно с закрытыми глазами. Если тест пройден успешно, то далее он усложняется до 5-7 нот.

Далее следует проверка на чувство ритма. Обычно это простукивания по столу в такт подобранной музыке. Если человек успешно справляется и с этим тестом, то ему можно пробовать развивать вокал.

Вокальные данные

Считается, что вокалом обладает каждый человек, однако у одних он развит лучше, чем у других. Определить, насколько велик талант, может только мастер. Для этого проводится прослушивание в течение часа или двух. В студиях голос исполнителя записывают и обрабатывают, чтобы точно знать, можно ли добиться от него нужного результата.

В итоге, понять есть ли у вас вокальные данные или нет, можно, только обратившись к мастеру. Вполне вероятно, что у вас действительно есть большой талант, который нужно только развить.

Источник

Заблуждения о чувстве ритма

Современная музыка это музыка ритма. Начиная со времен зарождения джаза и заканчивая современными электронными стилями, музыка в XX-XXI веках выбрала ритм в качестве основы. И отсюда естественна необходимость иметь отличное чувство ритма для современного музыканта. При этом большая часть музыкантов имеют очень смутное представление о том, как заниматься развитием чувства ритма, что это за навык и какие шаги нужно сделать для получения хороших результатов.

Такую проблему можно наблюдать не только в среде музыкантов любителей, которые осваивают игру на инструменте самостоятельно. В музыкальных заведениях также нет такого предмета, как развитие чувства ритма. С этой позиции неудивительно количество заблуждений относительно музыкального чувства ритма и приемов его развития.

В этой статье попробуем разобраться с наиболее популярными из них.

  1. Чувство ритма

Именно определение этого навыка, как чувство ритма является первым заблуждением. Представим, что музыкант может без труда исполнять какой-либо определенный ритм. Например, это будет ритм галоп. При этом ритм он исполняет верно, то есть в нем есть верное соотношение между восьмой и 2мя шестнадцатыми, но при этом он не может исполнять этот ритм под метроном или просто периодично. Все, что он может, это исполнить только группу ритма. Скажем ли мы, что такой музыкант обладает отличным чувством ритма?

Определяющим навыком для музыканта является способность повторить ровный ряд равномерных временных долей, то есть воспроизвести метр. Поэтому правильно называть это чувством метра или метроритма. Очень часто начинающие музыканты могут исполнить ритм достаточно точно, но не в состоянии делать это метрично.

Математический эталон метричности это метроном. Отсюда идет второе заблуждение:

2. Хорошее чувство метроритма это умение играть, как метроном.

И хотя это в принципе невозможно, давайте попробуем представить музыканта, который может играть математически ровно, как метроном. Вы можете подумать, а что может быть в этом плохого?

Проблема здесь будет в том, что ритм в музыке всегда относителен. Любая ритмическая фигура это не алгоритм, а всего лишь прообраз возможности. Например, мы знаем, что в одной половинной 2 четверти, но в начале предложения и в конце предложения музыкант исполнит четверти по разному, в зависимости от гармонии, фразировки или настроения.

Кроме того, ритм не может существовать обособленно от такого понятия как фразировка и музыкальный синтаксис, что означает необходимость ускорений или замедлений (так называемая агогика). У хорошего музыканта такие отклонения не превышают минимальных длительностей, но оказывают существенное влияние на звучание и формируют индивидуальный стиль. Поэтому идеальным можно назвать навык, при котором музыкант чувствует метр, но при этом может ускорять или замедлять определенные доли. При этом расстояние между сильными долями такта, чаще всего, будут близки к эталонным, а расстояние между долями внутри такта будет варьироваться в зависимости от стиля музыки.

Читайте также:  Развитие эмоционального восприятия дошкольников

3. Для развития чувства ритма нужно постоянно играть под метроном.

Занятия под метроном являются важным инструментом в занятиях любого музыканта, но нужно понимать, что

  1. Они не развивают гибкость и умение играть возле долей такта, о чем я упоминал выше.
  2. Метроном не развивает интонационное и музыкальное ощущение ритма. А именно музыкальное осмысление ритма имеет значения для исполнителя.
  3. Для развития чувства ритма нужно заниматься специальными упражнениями без инструмента

Особое внимание обратите на последний пункт.

Развитие чувства ритма невозможно без использования навыков тела совершать ритмичные действия. Игра на инструменте это достаточно сложная психофизическая деятельность, в процессе которой очень сложно контролировать метричные процессы. С другой стороны, если вы освоили ритм на уровне слуха и тела, то перенести его на инструмент не составит труда.

3 инструмента, которые нужно использовать в занятиях это физическое воспроизведение ритма (например, хлопки, стук по столу и т.д), проговаривание ритма (ритмофоника), дирижирование (тактирование).

Источник

Если нет чувства ритма

Он прибывает в клуб в 21.15. Он выглядит хорошо, воистину хорошо. Его туфли блестят даже в клубном полумраке. Его чёрная рубашка обтягивает тело и демонстрирует рельеф отменной мускулатуры. Он спокойным взглядом окидывает помещение в поисках девушки, с которой они сегодня сведут с ума танцпол. Он замечает её и идёт к ней. Ни одного слова — лишь протянутая рука и улыбка краем рта. Он ведёт ее, и она охотно соглашается. Диджей сосредоточенно заводит новую песню и включает громкость на полную. Танцор берет девушку в свои сильные руки и начинает движение. Улыбаясь, она следует. Он уверенно проводит её сквозь нескончаемую серию кружений и поворотов. Подошвы его туфель буквально дымятся, а он движется, кружится под мощный ритм, который живёт в его теле. Ритм танца! И он танцует…

К несчастью для Фреда, этот ритм, звучащий в его теле, не является ритмом музыки. В действительности его степы примерно на два и три четверти удара отстают от того, что играет диджей. И мы понимаем, что Фред — один из множества бедняг на танцевальной сцене, у которых «проблемки с ритмом». Да, девушки, это он. Фред — тот самый парень, который не отпускает вас в течение пяти танцев подряд и в то же время ставит ногу на пол гораздо позже, чем бьёт барабан! У него нет никакого чувства ритма! Ритма у него ноль! И что ещё хуже, он об этом совершенно не знает. И больше того — не догадывается! Он — человек без ритма!

Печальная правда такова, что примерно у каждого четвёртого танцора-любителя обнаруживаются проблемы Фреда, с которыми, к сожалению, невозможно быть хорошим танцором, даже если у тебя в арсенале тысяча превосходных степов и движений.

Что же такое ритм?

Один энциклопедический словарь определяет ритм как «чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых и т.п.), происходящее с определённой последовательностью, частотой».

Хотя технически определение совершенно точно описывает ритм, мне кажется, вы согласитесь, что слово «ритм» лучше связывается не со словарным определением, а с определённым чувством. Это чувство тела и души, и неважно, танцор ты или нет, ритм пронизывает все стороны нашей жизни. Мы просыпаемся и засыпаем под ритм солнца, мы занимаемся любовью под ритм любви. Согласитесь, довольно странно, что кто-то не может танцевать в ритм?

Вам кажется, что у вас тоже такая проблема? Вам кто-то об этом говорил? Как её решить?

Есть хорошие новости. Не существует людей, которые рождаются без чувства ритма. Причина, почему у некоторых оно есть, а у других — нет, заключается в том, что некоторые его развивают с молодых лет, а другие — не развивают. Вот и всё. Некоторые дети играют в футбол, а другие — штудируют музыкальную коллекцию родителей, внимательно прислушиваются к инструментам, вокалу и различным ритмам, тем самым создавая для себя неоспоримое преимущество перед футболистами в том, что касается восприятия музыки и танцевания.

Если у вас есть проблема с ритмом на танцполе, вот что можно сделать:

  • Слушайте больше музыки!

Довольно часто люди, посещающие вечеринки с танцами, делают это, чтобы отдохнуть. Они могут приходить потанцевать раз в неделю и ещё двадцать-сорок минут максимум послушать музыку в машине. Всё. Этого недостаточно! Слушайте музыку постоянно. Дома и в машине. На работе. Слушайте музыку постоянно, и ваше чувство ритма начнёт развиваться.

  • Вслушивайтесь в ритм-секцию музыки.
Читайте также:  Вы найдите мою радость

Наверное, вы согласитесь, что большинство людей, когда слушают музыку, слушают одно — того, кто поёт. Если вы мне не верите, попробуйте-ка назвать нескольких известных бас-гитаристов и барабанщиков. Что, не получается? Внимание сосредотачивается на вокале потому, что вокал воспринимается человеческим ухом лучше, чем бас-гитара или барабан. Люди обычно хотят понять, о чём поётся в песне, и это привлекает внимание. Если вы действительно хотите развить чувство ритма, старайтесь сосредотачиваться на ритм-секции: бас-гитаре, барабанах и прочих ударных инструментах. Ваше внимание к ритм-секции немедленно скажется на чувстве ритма, и скоро вы автоматически начнёте воспринимать то, что слышите в басах и ударных, и соответствовать этому в своих движениях.

  • Хлопайте, барабаньте по столу и коленям в ритм музыке.

Звучит по-идиотски? Ну, если вы хотите найти в клубе людей, у которых хорошее чувство ритма, сделать это легко. Они обычно не могут усидеть на месте, когда играет музыка. Они притоптывают ногой, щёлкают пальцами и барабанят по краю стола. Если же таких людей вы не находите, это значит, что они в данный момент зажигают на танцполе с каким-нибудь сексапильным парнем или с какой-нибудь сногсшибательной красоткой!

  • Берите частные уроки.

Ещё один хороший способ улучшить чувство ритма — позвать на помощь кого-нибудь, у кого оно отменное. Частные уроки являются прекрасным способом решения проблемы, они обеспечивают вам безраздельное внимание педагога, который имеет дело с исключительно вашей неприятностью. Как я уже говорил, ритм есть у каждого. Уровень его развития — вот, что отличает людей друг от друга. В некоторых культурах чувство ритма прививается с младых лет. В некоторых — нет. А все мы, в принципе, одинаковые.

Советы, которые я дал, не являются панацеей от ритм-бесчувственности, однако если вы им последуете, они гарантированно и довольно быстро обусловят положительные изменения.

Эта статья, разумеется, адресована не только парням. Девушки также должны стараться, чтобы следовать в ритм и, возможно, помочь парням с их проблемой. Главное, дамы, указывайте на нехватку чувства ритма как можно деликатнее, парни — существа ранимые!

Хорошее чувство ритма — залог успеха в танцевании, залог прогресса, залог удовольствия вашего и ваших партнеров.

Источник

Чувство ритма: что это такое и как его проверить?

У понятия «чувство ритма» в музыкальном плане очень простое определение. Чувство ритма – это способность ощущать музыкальное время и улавливать события, которые происходят в течении этого времени.

Что есть музыкальное время? Это равномерное биение пульса, равномерное чередование в нем сильных и слабых долей. Многие даже никогда не задумывались о том, что музыка какой-нибудь пьесы для инструмента или песни насквозь пронизана каким-то единым движением. А между тем, именно от этого единого движения, от частоты ударов пульса зависит темп музыки, то есть ее скорость – быстрой она будет или медленной.

ПОДРОБНЕЕ О МУЗЫКАЛЬНОМ ПУЛЬСЕ И МЕТРЕ – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

А что такое события музыкального времени? Это и есть то, что называется словом ритм – последовательность звуков, различных по своей длительности – долгих или коротких. Ритм всегда подчиняется пульсу. Поэтому хорошее чувство ритма всегда основано на ощущении живого «музыкального сердцебиения».

ПОДРОБНЕЕ О ДЛИТЕЛЬНОСТЯХ НОТ – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

Вообще чувство ритма — это понятие не сугубо музыкальное, это то, что рождено самой природой. Ведь в мире все ритмично: смена дня и ночи, времен года и т.д. А посмотрите на цветы! Почему у ромашек так красиво расположены белые лепестки? Это все и есть явления ритма, и они знакомы каждому и каждый их чувствует.

Как проверить чувство ритма у ребенка или взрослого?

Сначала несколько вводных слов, а затем мы расскажем о традиционных и нетрадиционных методах проверки, об их плюсах и минусах. Проверку чувства ритма лучше всего производить не в одиночестве, а в паре (ребенок и взрослый или взрослый и его товарищ). Почему? Потому что нам трудно бывает дать объективную оценку самому себе: мы можем себя или недооценивать или переоценивать. Поэтому лучше, если есть кто-нибудь проверяющий, желательно музыкально образованный.

Что делать, если мы не хотим никого звать, чтобы нас послушали? Как тогда проверить чувство ритма? В таком случае вы можете записывать упражнения на диктофон и потом оценивать себя как бы со стороны по записи.

Читайте также:  Как принять глицин при стрессе

Традиционные методы проверки чувства ритма

Такие проверки широко практикуются на вступительных экзаменах в музыкальные школы и считаются универсальными. Они, на первый взгляд, очень простые и объективные, но, на наш взгляд, все-таки не подходят всем без исключения взрослым и детям.

МЕТОД 1 «ПРОСТУЧАТЬ РИТМ». Ребенку, будущему ученику предлагают послушать, а затем повторить ритмический рисунок, который простукивается ручкой или прохлопывается в ладоши. Это же самые мы предлагаем сделать и вам. Послушайте несколько ритмов, исполненных на различных ударных инструментах, а затем простучите их или прохлопайте в ладоши, можете просто напеть на слоги типа «там та-та там там там».

Примеры ритмических рисунков для прослушивания:

Данный способ выявления ритмического слуха нельзя назвать идеальным. Дело в том, что многие дети не справляются с заданием. И не потому, что у них не развито чувство ритма, а в простой растерянности: ведь их просят продемонстрировать то, чего они еще никогда в своей жизни не делали, иногда они вообще не понимают, чего от них хотят услышать. Получается, что ничему еще не учили, но спрашивают. Разве это дело?

Поэтому, если ребенок или испытуемый взрослый справился с заданием – это хорошо, а если нет, то это ни о чем не говорит. Нужны другие методы.

МЕТОД 2 «СПЕТЬ ПЕСНЮ». Ребенку предлагают спеть любую знакомую песню, самую простую. Чаще всего на прослушиваниях звучит песня «В лесу родилась елочка». Вот и вы попробуйте напеть на диктофон свою любимую песню, а затем сравните с оригиналом звучания – много ли расхождений?

Конечно, когда просят что-то спеть, то цель проверки, прежде всего – слух мелодический, то есть звуковысотный. Но так как мелодия немыслима без ритма, то и чувство ритма, следовательно, можно проверить по пению.

Однако и этот метод не всегда работает. Почему? Дело в том, что не все дети могут вот так сразу взять и запеть. Одни стесняются, у других пока нет координации между голосом и слухом. И снова получается та же самая история: спрашивают то, чему еще не учили.

Новые методы проверки чувства ритма

Так как распространенные методы диагностики чувства ритма не всегда могут дать материал для анализа, и, следовательно, в определенных ситуациях оказываются непригодными для проверки слуха, мы предлагаем еще несколько «запасных», нетрадиционных методов проверки, хотя бы один из них должен подойти именно вам.

МЕТОД 3 «РАССКАЗАТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ». Этот способ проверки чувства ритма, пожалуй, наиболее доступный для детей. Нужно попросить ребенка прочитать небольшой отрывок (2-4 строчки) любого стихотворения (желательно простого, детского). Например, пусть это будет знаменитое «Наша Таня громко плачет» Агнии Барто.

Читать стих лучше размеренно – не очень быстро, но не медленно, то есть в среднем темпе. При этом ребенку дается задание: каждый слог стихотворения отмечать хлопком в ладоши: рассказывать и хлопать в ладоши в ритме стиха.

После чтения вслух можно дать более сложное задание: читать мысленно про себя и только хлопать в ладоши. Вот тут-то и должно выясниться, насколько развито ритмическое чувство.

Если результат упражнения положительный, можно еще усложнить задание: подвести ребенка к фортепиано, указать на нем какие-нибудь две соседние клавиши в среднем регистре и попросить «сочинить песенку», то есть рассказывать стишок и подбирать мелодию на двух нотах так, чтобы в мелодии сохранился ритм стиха.

МЕТОД 4 «ПО РИСУНКУ». Следующий способ характеризует умственное понимание, осознание явлений ритма вообще в жизни. Нужно попросить ребенка нарисовать рисунок, только обязательно указать, что именно рисовать: например, домик и забор.

После того, как испытуемый завершит рисунок, анализируем его. Оценивать нужно по таким критериям: чувство пропорций и чувство симметрии. Если у ребенка с этим все нормально, то чувство ритма можно будет развить в любом случае, даже если оно в данный момент никак себя не проявило или вообще, кажется, что оно напрочь отсутствует.

МЕТОД 5 «НАЧАЛЬНИК ПОЛКА». В данном случае чувство ритма оценивается по тому, как ребенок командует маршировкой или любым самым простым физическим упражнением из зарядки. Сначала можно попросить маршировать самого ребенка, а затем предложить ему поруководить маршировкой «строем» из родителей и участников экзаменационной комиссии.

Таким образом, мы рассмотрели с вами целых пять способов проверки чувства ритма. Если их применить в комплексе, то в результате можно получить хорошую картину по степени развитости этого чувства. О том, как развить чувство ритма, мы будем говорить уже в следующем выпуске. До новых встреч!

Источник

Оцените статью