Как описать эмоциональный фон ребенка

Основные эмоциональные характеристики дошкольников

Роль эмоций в жизни детей, основыне методы выявления особенностей эмоционального развития, параметры в эмоциональных проявлениях.

Скачать:

Вложение Размер
osnovnye_emocionalnye_harakteristiki_doshkolnikov.doc 35 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение недоступно. По мере того как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха, и от голода.

В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т. д.

С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок в отличие от двухлетнего уже может не показывать страх или слезы. Он уже способен не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в общепринятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя о своих переживаниях окружающих, воздействуя на них.

Но дошкольники все еще остаются непосредственными импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении.

Основными методами, позволяющими выявить особенности эмоционального развития, считаются наблюдение и специальные рисуночные методы.

Наблюдение – наиболее старый метод психологического исследования, «состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан» [1] , и при изучении эмоциональных особенностей этот метод может стать информативным.

На какие же параметры в эмоциональных проявлениях нужно, прежде всего, обратить внимание? Начнем с эмоционального фона. Он имеет много общего с настроением, но это более размытая, продолжительная и устойчивая форма выражения эмоционального состояния. Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным. Положительный эмоциональный фон проявляется в приподнятом настроении, улыбке и жестах, выражающих открытость и расслабленность, руки свободно двигаются, голова поднята, во время беседы корпус направлен в сторону собеседника. Ребенок легко вступает в общение и игры, проявляя заинтересованность. Это не означает, что при обследовании он не станет стесняться. Возможна некоторая напряженность, постепенность в установлении контакта.

Отрицательный эмоциональный фон характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, руки висят вдоль тела или лежат на столе, выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт.

Иногда бывает трудно отличить эмоциональный фон от реакции на ситуацию обследования. Вполне возможно, что ребенок стесняется или боится новой обстановки. В таком случае лучше обратиться к рисуночным или другим проективным методам.

В целом эмоциональный фон дает психологу информацию о степени эмоционального благополучия ребенка.

Другой важный параметр – выраженность эмоций, т. е. то, насколько ребенок умеет выражать свои чувства, насколько богат его эмоциональный мир. Зачастую дошкольники еще не до конца освоили культурные формы выражения эмоций. Они еще не всегда могут сдержать такие эмоциональные проявления, как крик, плач и т. п. В некоторых случаях дети просто не обучены этому, в других – стараются использовать их с целью воздействия на взрослых, в третьих – не могут сдержаться. Важно посмотреть, насколько богат и разнообразен эмоциональный мир ребенка, усвоены ли им оттенки эмоций, или они плоские, односторонние, невыраженные. В последнем случае ребенок реагирует однотипно (улыбается или плачет) или вообще не выражает никаких чувств. Это сигнал психологу для более тщательного изучения особенностей ребенка, так как может свидетельствовать об органических поражениях, предрасположенности к неблагоприятному развитию личности.

Следующий важный параметр – эмоциональная подвижность. Очевидно, что эмоции детей более подвижны, чем у взрослых. Это объясняется незаконченной миелинизацией нервных волокон, что приводит к частому переходу от возбуждения к торможению и наоборот, а внешне выражается в быстрой и легкой смене эмоций от печали к радости, от горя к веселью. Однако чрезмерно быстрая и частая смена настроений говорит о повышенной эмоциональной подвижности, неустойчивости. Такие дети в игре бурно радуются, эмоционально включаются в ситуацию и тут же могут расплакаться по незначительному поводу. Резкую смену настроений может вызвать успех или неудача при выполнении задания, радость сменяется обидой, разочарование – гневом, страх – неудержимым весельем.

[1] Краткий психологический отоварь / Сост. Л.А Карпечко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, – М., 1985. С.195.

Источник

Блок качественных показателей, характеризующих эмоциональную сферу и поведение ребенка

Ø Особенности контакта ребенка. Важно оценить не столько возможность и скорость установления с ребенком контакта, необходимого для последующей работы, сколь­ко качественную характеристику ЭТОГО процесса (являет­ся ли контакт стабильным, либо неустойчивым и по ка­ким причинам). Именно эта характеристика дает инфор­мацию о психических особенностях испытуемого.

• в контакт вступает легко и быстро, проявляет в нем заинтересованность, контакт стабилен на протяже­нии всего исследования;

• в контакт вступает легко, но он КОСИТ нестабильный характер (из-за трудностей, низкой работоспособности);

• в контакт вступает легко, но он НОСИТ формальный, поверхностный характер (контакт чисто внешний, неполноценный);

• в контакт вступает не сразу, с трудом, но в последу­ющем контакт стабильный, полноценный;

• в контакт вступать отказывается, проявляя негати­визм.

Ø Эмоциональная реакция на ситуацию обследова­ния. Фиксируется на протяжении всего обследования и предполагает оценку адекватности поведенческих реак­ций ребенка на ситуацию эксперимента. Анализ таких наблюдений, в совокупности с остальными, позволит сде­лать более точными выводы об эмоционально-волевой сфе­ре ребенка и о его психическом состоянии в целом.

• неадекватная веселость, фамильярность со взрос­лыми;

• чрезмерное возбуждение, иногда с агрессивными проявлениями, плач, негативизм.

Ø Реакция на одобрение присутствует у всех детей с нормальным интеллектуальным развитием с раннего воз­раста. Отсутствие такой реакции свидетельствует о психи­ческом нарушении. Оценивается степень выраженности реакции, ее качественные особенности.

• поощрение и одобрение вызывают окрашенную по­ложительными эмоциями реакцию;

• поощрение и одобрение наряду с проявлениями ра­дости вызывают резкое повышение результативно­сти выполнения заданий;

• равнодушное отношение к поощрению и одобрению;

• при поощрении наблюдается дурашливость, неадек­ватность поведения.

Ø Реакция на замечания зависит не только от уровня интеллектуального развития, но и от воспитания. Оце­нивается качественная сторона реакции, ее окрашен­ность.

• после замечания старается исправить ошибку;

• после замечания отказывается от дальнейших действий, раздражается, замыкается и т.п.;

• отсутствуют реакции на замечание;

• после замечания наблюдаются ярко выраженные негативные, агрессивные реакции.

Ø Реакция на неудачи встречается разная, может быть неадекватной. Качественная сторона реакции оценивает­ся по характеру поведенческих действий ребенка. Интерес представляет эмоциональный окрас реакции.

• обращение за оценкой правильности действий к взрослому;

• затруднение вызывает дезорганизацию деятельнос­ти, проявляющуюся в хаотическом переборе вариантов, при сохранении стремления довести задание до конца;

• потеря интереса при первом затруднении;

• затруднение вызывает расторможенность, проявля­ющуюся в массе быстрых неадекватных манипуля­ций с объектами;

• неудача приводит к пассивному уходу от выполне­ния задания, молчаливому отказу от дальнейшего
участия в эксперименте;

• при неудаче — эмоциональный уход от выполнения задания, неадекватность эмоциональных реакций;

• при неудаче — активный уход от выполнения зада­ния в форме агрессивных действий, разрушающих
экспериментальную ситуацию.

Ø Эмоциональное состояние во время выполнения за­даний. Этот интегративный показатель оценивается по ре­зультатам анализа эмоционального фона, выраженности эмоций, эмоциональной подвижности.

Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным. Иногда бывает трудно отличить эмоцио­нальный фон от реакции на ситуацию обследования.

Выраженность эмоций. Оценивается, насколько ребе­нок умеет выражать свои чувства, насколько развит его эмо­циональный мир, усвоены ли ребенком оттенки эмоций.

• внешне эмоциональные проявления отчетливо вы­ражены и разнообразны, проявляются спонтанно;

• эмоциональная напряженность, утрированная серьез­ность в сочетании с выраженной нерешительностью;

• чрезмерная выраженность сензитивных или нега­тивных эмоциональных реакций;

• эмоциональная индифферентность или слабая выра­женность эмоций.

Эмоциональная подвижность. Оценивается скорость смены эмоций.

• чрезмерно быстрая и частая смена настроений;

Ø Общение. Оценивается характер общения ребенка со взрослым.

• реактивное, с элементами инициативного, общение;

• пассивность в общении при общей сниженной пси­хической активности или непродуктивная актив­ность в общении.

Ø Реакция на результат. Обращается внимание на кри­тичность оценки результатов своей работы. Проявления показателя:

• понимание своих успехов и неудач;

• критичность снижена, адекватность возможна после
наводящих вопросов;

• критичность снижена даже после наводящих вопросов;

Источник

Консультация «Особенности эмоциональной сферы детей 6–7 лет»

Кузнецова Яна Сергеевна
Консультация «Особенности эмоциональной сферы детей 6–7 лет»

Старший дошкольный возраст – период познания мира человеческих отношений и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в жизни ребенка – обучению в школе.

Данный возрастной период считается кризисным – кризис 7 – ми лет (рождение социального «Я» ребенка). Одной из важных особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов. В этом возрасте значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания, увеличивается объем памяти, развивается связная речь, восприятие и воображение, мышление переходит от наглядно – действенного к наглядно – образному. Самооценка становится более адекватной. Ребенок готов к расширению своего микромира; уже хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему взрослости, к которой он так стремится.

Эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости)он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Изменяется и внешнее проявление эмоциональных реакций (взгляды, улыбки, жесты, позы, движения). Кроме того, ребенок осваивает выражение чувств с помощью интонации, мимики, что помогает ему понять переживания другого человека.

Для детей данного возраста становится характерным более адекватное проявление эмоций, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый стабильный эмоциональный фон определяет растущая способность детей управлять своими эмоциями.

От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития.

Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми.

Эмоции и чувства формируются в процессе общения со взрослыми.

Поведение взрослого постоянно обусловливает активность поведения и деятельности ребенка. Ребенок ориентирован на внешнюю оценку, он создает собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес. Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия. Ласковое отношение к ребенку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия, и вызывает у него чувство уверенности, защищенности, что способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке доброжелательного отношения к другим людям. Установив позитивные взаимоотношения со взрослыми, ребенок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими. Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития положительных социальных качеств ребенка.Невнимательное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность: ребенок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным.

По мере развития личности ребенка повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности.

Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников: научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово); совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

Развитие эмоциональной сферы в рамках проекта «Радуга эмоций» у детей 3–5 лет Эмоции — это калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая.

Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста «Играя, дети учатся, прежде всего развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете» мыслитель XX века Эриха Фромма Игра представляет.

Игры на развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Формирование коммуникативности — важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

Картотека игр по развитию эмоциональной сферы детей Развитие эмоциональной сферы ребенка — не дань моде, а одно из условий его успешного развития. В настоящее время, к сожалению, в процессе.

Консультация «Особенности нарушения эмоционально-волевой сферы у детей с ранним детским аутизмом» Особенности нарушения эмоционально-волевой сферы у детей с ранним детским аутизмом Нарушение эмоционально-волевой сферы является ведущим.

Консультация «Особенности познавательной сферы детей с нарушением интеллекта» Термином «умственная отсталость» в дефектологии обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на.

Особенности эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития В настоящее время особую актуальность приобрела проблема изучения эмоциональной сферы при тех вариантах дизонтогенеза, где эмоциональные.

Развитие эмоциональной сферы в речевой области самых маленьких детей В начале Ноября в нашей группе проводилось родительское собрание по теме: » Эмоциональное развитие в речевой области». и эта тема оказала.

Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей «Шаг за шагом» «Шаг за шагом» (развитие эмоциональной сферы) Педагог-психолог МКДОУ ДС №60: Поситнева С. В. Цель: развивать эмоциональную сферу детей,.

Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности Развитие эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность. Дошкольное детство – золотая пора в жизни человека, полная различных.

Источник

Читайте также:  Чувствую себя роботом без чувств
Оцените статью