- Как наладить эмоциональный контакт с ребенком
- Шесть уровней привязанности. Как укрепить связь ребёнок-родитель
- Младенческий возраст (от рождения до 1 года)
- Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)
- Кризис одного года — упрямство и капризы?
- Младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет)
- Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет)
- Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет)
- 20 вещей, которые навсегда запомнит ваш ребенок
- Младший школьный возраст (от 7 до 10 лет)
- 20 правил хорошего воспитания глазами ребенка
- Подростки, яркая юность – а что дальше?
Как наладить эмоциональный контакт с ребенком
Наши дети – это кандидаты в успешные, оптимистичные, доброжелательные, творческие взрослые люди. Откроем вам несколько секретов, как стать детям друзьями на пути к взрослению и не потерять контакт с ними.
Секрет № 1. Глаза в глаза. Обращаясь к ребенку или отвечая на его вопросы, важно присесть, наклониться, чтобы быть на одном уровне с ним, и по доброму заглянуть в глаза своего малыша. Так вы сможете показать ему благосклонность, равенство. Есть один беспроигрышный фокус: закрыть глаза руками и так держать их некоторое время. Затем медленно раздвинуть пальцы и посмотреть на ребенка. На его лице появится обязательно улыбка. После нескольких повторений смех и радость наполнят малыша.
Секрет № 2. Полетаем. Для того, чтобы установить с ребенком тактильный и эмоциональный контакт, важно пообниматься, «полетать» или «дать пять», и делать это надо не менее 10 раз в день. Объятия ребенку жизненно необходимы, чтобы стать счастливыми, уверенными и даже умными. Если ваше чадо грустит или не хочет разговаривать, выглядит недовольным, хмурым, можно продемонстрировать свое сочувствие: сказать, что видите, что он расстроен и выразить эмоции ребенка на своем лице. Затем обнять и сказать, что готовы выслушать его, но при этом будьте терпеливы, не надо принуждать сейчас же выкладывать все свои мысли.
Секрет № 3. Искренность с ребенком – лучшее, что может быть! Это значит – разговаривать с малышом о том, что вы и он чувствуете, о чем думаете или мечтаете в данный момент. Категорически откажитесь от грубых и обидных слов, прозвищ, подколок. Хочет плакать? Пусть поплачет. Нужно дать малышу понять, что его чувства важны, спокойно проговорить ему ситуацию и то, как можно из нее выйти.
Секрет № 4. Доброе слово. Говорить доброжелательно с ребенком, чаще его хвалить – крайне необходимо! Это внушает ему доверие к Вам и уверенность в себе.
Секрет № 5. Яркий пример. Нелегко, но очень эффективно – быть для ребенка первым, главным, самым ярким примером в любом деле: труд, отдых, увлечения! Полезно изо дня в день проводить не менее часа совместно: играть, читать, гулять, наблюдать, разговаривать, проводить опыты! И вместе с этим давать ребенку время для самостоятельной игры, не отвлекать его от его дел, считая их маловажными. А вот спросить, может ли он отложить свое дело, – отличное решение.
Секрет № 6. Право на ошибку. Необходимо прислушиваться к желаниям ребенка. Позвольте ему иногда совершать ошибки. А если еще не навязывать ему свою помощь, то он вырастет более самостоятельным и инициативным.
Секрет № 7. Идеи, мысли, мнения. Вместо готовых указаний как, когда и что делать, и односложных вопросов, специалисты советуют спросить ребенка подобным образом: «Как тебе такая идея: …?» или «Что сегодня было интересного в детском садике?». Такие вопросы наталкивают дитя на обдумывание ответа и обмен мыслями, идеями и мнениями. Если в силу жизненных обстоятельств нужно подтолкнуть ребенка сделать что-то определенное, можно предлагать неширокий выбор: «Ты наденешь красную или синюю куртку?», «Тебе положить одну или две котлетки?»
Секрет № 8. Прошу совета. Не торопиться высказывать свое мнение! Лучшим решением будет выслушать внимательно, помолчать, выдержать паузу, затем попросить у ребенка совета: «Малыш, я каждый день опаздываю на работу, а ты в детский сад. Как нам поступить?»
Секрет № 9. Мягкая подача. В ситуации капризов, обид, упрямства или другого неуместного поведения ребенка желательно смягчать подачу своих замечаний и требований. Например: «У тебя красивый голос, споешь мне после обеда? Настоящие артисты не поют за едой». Не помешает пробовать переводить детские истерики и манипуляции в разговор о его чувствах. Но… следует помнить, что затевая разговор с разбушевавшимся ребенком на уровне логики (Почему ты себя так ведешь?), эмоциональный контакт теряется.
Секрет № 10. Чувства. Специалисты рекомендуют принимать даже негативные чувства ребенка, признавать и проговаривать их. Чтобы ребенок быстрее успокоился, и капризы утихли, можно помечтать, как бы могли осуществиться желания малыша, например «Вот было бы здорово, если такой самолет прямо сейчас оказался бы у тебя в руках. »
Секрет № 11. Плохо ли отступать от правил? Иногда нужно! Так, в игре можно позволить ребенку проявить фантазию, придумать игру со своими правилами. Вдруг новая игра окажется намного веселее и ярче привычной? А если нет – это прекрасная иллюстрация к тому, что новое не обязательно бывает лучше, но пробовать все-таки стоит. При этом немаловажно искренне переживать вместе с ребенком.
Секрет № 12. Юмор – удивительная вещь! Юмор помогает не только переключить внимание, разрядить обстановку, например «Мне очень жаль, что я не могу тебе позволить десятое мороженое», но и повысить уровень интеллекта, наблюдательности, творчества. Дети в любом возрасте тянутся к веселым, добродушным, сообразительным людям. Но в шутке, как в прочем и в любом деле, главное не «переборщить».
Источник
Шесть уровней привязанности. Как укрепить связь ребёнок-родитель
Способы, которые помогут укрепить привязанность и выстроить благоприятный эмоциональный контакт с детьми любого возраста.
Привязанность – это особый тип поведения и тесная эмоциональная связь между родителем и ребенком. Эта связь поможет выстроить гармоничные душевные детско-родительские отношения, которые в дальнейшем лягут в основу психологически здоровой личности, способной самостоятельно справляться со всеми трудностями взросления.
Несмотря на то, что привязанность является инстинктивным поведением, ее необходимо развивать, проходя шесть основных уровней. В соответствии с уровнями и возрастными особенностями нами составлены способы, которые помогут укрепить привязанность и выстроить благоприятный эмоциональный контакт с детьми любого возраста.
Младенческий возраст (от рождения до 1 года)
Придя в этот мир, малыш учится воспринимать его благодаря органам чувств, поэтому укрепление первого уровня привязанности будет сводиться к выстраиванию эмоционального контакта через зрение, слух, вкус, обоняния и осязание.
Ребенку важно быть в контакте с заботящимся о нем взрослым, он должен его видеть, слышать, обонять. Поэтому, чтобы стать проводником в открытии мира, можно применять такие способы, как:
- грудное вскармливание или искусственное, держа на руках и коленях;
- контакт «кожа к коже» с мамой и папой;
- носить на руках или в слинге;
- практиковать совместный сон;
- обнимать и целовать малыша;
- делать массаж, напевая потешки;
- улыбаться друг другу;
- гладить свое лицо руками малыша;
- повторять лепет за младенцем, используя различные интонации;
- играть в «ку-ку» и гляделки, осваивать игрушки;
- танцевать и петь вместе;
- рассматривать картинки, читать книги;
- гулять вместе и изучать мир вокруг себя;
- рисовать пальчиковыми красками и оставлять свой след в этом мире.
Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)
Ребенок уже вышел в этот мир, поэтому старается быть похожим на взрослых. Он прекрасно понимает, что быть близким можно не только находясь возле «маминой юбки», но и будучи похожим на нее, поэтому старается воспроизводить поведение и предпочтения родителей. Хотите укрепить привязанность в этом возрасте, делегируйте малышу часть своих полномочий.
Кризис одного года — упрямство и капризы?
Эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их и называют «кризисами развития»
- возьмите с собой в магазин, выбирайте продукты и предложите ребенку самому наполнить тележку, довезти ее до кассы и даже – оплатить банковской картой;
- разрешайте нести маленький пакет из магазина, а может даже собственный рюкзачок, а после – достать продукты и сложить их в холодильник;
- дайте возможность самостоятельно выбирать одежду, предлагайте составить Family look из похожих вещей и/или аксессуаров;
- поиграйте в ролевые игры, проигрывая рабочий день мамы и папы;
- мойте посуду, готовьте простые блюда и различные вкусняшки вместе – пусть это будет посильный труд, но сколько радости это принесет малышу;
- дайте возможность наполнить и запустить стирку в стиральной машине (не забывая, что химические средства под запретом в его возрасте);
- посадите огород на подоконнике, поливайте цветы и выращивайте мандарин из косточки;
- стройте домики, шалаши и превращайтесь в семью животных, проигрывая семейные отношения;
- собирайте мебель, научите пользоваться рулеткой, и пусть папа покажет мастер-класс по завинчиванию болтиков отверткой;
- прибирайтесь вместе – это поможет вам и научит малыша чистоплотности;
- придумывайте секретные знаки и шепчитесь на ушко;
- передавайте поцелуи и обнимашки через ребенка;
- использовать один крем для рук, рисуя на кистях милые значки;
- вместе сделайте что-то страшное, а также – веселитесь и дурачьтесь вместе.
Младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет)
Данный период начинается с кризиса – это возраст ревности, желания обладать тем, что принадлежит тебе и кого ты любишь. Ребенок начинает идентифицировать «МОЯ мама», проецируя биологическую связь со своим взрослым и начинают искать подтверждение этому.
- разрешайте злиться и выпускать негатив, помня, что чувствовать различные эмоции – нормально;
- выделите индивидуальное время для каждого ребенка (если их несколько в вашей семье) – сходите в торговый центр, кафе, на маникюр, кино… выберите развлечения, которые будут интересны вам обоим;
- если есть возможность – возьмите ребенка на свою работу и покажите рабочее место, украшенное фотографией вашей семьи;
- занимайтесь спортом вместе (бассейн, бег, футбол или просто утренняя гимнастика);
- научите его кататься на велосипеде, роликах, самокате;
- устройте семейный спектакль и проиграйте отношения «мама-малыш»;
- валяйтесь на диване и просто отдыхайте вместе с ним;
- играйте, рисуйте, лепите, читайте и порой – следуйте его правилам;
- совместно украшайте дом к празднику, упаковывайте подарки и делайте открытки своими руками;
- качайтесь на качелях, катайтесь с горки и постройте самый большой замок из песка на детской площадке;
- разработайте свой ритуал прощания, например, «поцелуй в кармашке», оставляйте милые записки и небольшие подарки в кармане вашего чада.
Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет)
Середина дошкольного детства знаменуется желанием собственной важности и значимости в жизни любимого человека. Ребенок ощущает, что он дорожит родителями, боится их потерять, появляются первые осознанные страхи и ребенок старается сделать все, чтобы не расстраивать, угодить и быть хорошим. Для установления и поддержки привязанности в этот непростой период, приходиться «заземлиться» и, отчасти, вернуться на более ранние этапы:
- проигрывайте страхи расставания через поисковые игры (прятки);
- одевайте ребенка, если он просит этого;
- кормите его с ложки при его просьбе и разрешит покормить вас, если он желает этого;
- смейтесь вместе с ними, в особенности – над его шутками;
- придумывайте сказки про страхи и научите переживать их продуктивно;
- одобряйте друзей ребенка;
- разговаривайте – много, ОЧЕНЬ МНОГО и обо всем на свете.
Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет)
К концу дошкольного возраста дети начинают любить – отдавая себя, все свое сердце не имитируя, а действительно испытывая непередаваемые чувство к своим родителям.
20 вещей, которые навсегда запомнит ваш ребенок
Самые незабываемые детские воспоминания от, казалось бы, простых вещей.
- распечатывайте фотографии, делайте семейные фотоальбомы и рассматривайте их вместе;
- рисуйте открытки родственникам, отправляйте их по почте и проверяйте почтовый ящик в ожидании ответа;
- рассказывайте ребенку о том, как он был маленький и как вы ждали его появления;
- звоните папе по видеочату на работу и пишите смс в течении рабочего дня вместе;
- обнимайтесь всей семьей.
Младший школьный возраст (от 7 до 10 лет)
Этот возраста приравнивается к последнему уровню привязанности – «когда тебя знают». Ребенок хочет быть познанным родителями, начинает делиться секретами из своей жизни. Ему хочется, чтобы вы знали его изнутри, поэтому будьте чутки и дополняйте все вышеперечисленное такими способами укрепления, как:
- доверьте приготовление одного полноценного блюда для всей семьи;
- не забывайте обнимать при любом удобном случае;
- разделяйте его хобби и интересуйтесь личной жизнью;
- читайте вслух, смотрите кино в кругу семьи.